Темы занятий по литературному кружку. Рабочая программа кружка "Литературная гостиная". Человек на Земле

Пояснительная записка

«Post scriptum» - литературный кружок, который объединил учащихся 7 классов ГБОУ СОШ №292 с углубленным изучением математики Фрунзенского района Г. Санкт-Петербурга. Основная цель объединения - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает. И чтобы вышел из школы читатель, который непременно постарается понять и разобраться в этом сложном поэтическом мире, и нужен кружок. «Post scriptum» дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.

Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества. Занятия кружка «Post scriptum» ориентированы на учащихся 7 классов в количестве 5-15 человек, проводятся 1 раз в неделю. Всего запланировано 34 часа в год.

На занятиях кружка учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены кружка должны стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов, предоставить творческие работы на городские конкурсы.

Цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны, края и мира, в постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения собственного сочинения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Цели программы

    Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.

    Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.

    Учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

    Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.

    Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 7 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.

Задачи программы

В рамках школьного поэтического кружка хотелось бы решать две взаимосвязанные проблемы: нравственное воспитание учащихся и их литературное развитие.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

· целостный анализ поэтического произведения

· умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте

· постижение поэтической идеи

· знакомство с различными аспектами поэтического мастерства

Вообще, то, на что мы сегодня вышли, должно быть обязательным элементом нормально организованной работы школы, потому что дополнительно к урокам у школьников формируется интерес к предмету, расширяются и углубляются знания по предмету:

· лучше усваивается программный материал

· совершенствуются навыки анализа текста

· расширяется лингвистический кругозор

· воспитывается языковое чутьё

· развиваются творческие способности

· повышается языковая культура и т. д.

Для реализации воспитательной цели определены следующие задачи:
развитие творческих способностей детей, их литературного дара
помощь в самовыражении каждому кружковцу
стимулирование интереса к духовному богатству России, Урала, мировой культуры
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»
приобщение к миру искусства
воспитание эстетического вкуса
формирование исследовательских умений, навыков
формирование навыков общения в разных ситуациях.

Умения и навыки учащихся

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

Ожидаемый результат

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных и городских конкурсах чтецов. В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи.

План работы на 2014 -2015 учебный год

Цель: развитие творческих способностей детей, их литературного дара.
Задачи:

    развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;

    формирование навыков общения, стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;

    приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.

Три направления работы:

творческое: сочинение стихов;

просветительское: выпуск стихов собственного сочинения;

массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах, олимпиадах.

Тематическое планирование кружка « Post scriptum »

Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН:

Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.

Учебно-тематический план

Тема урока

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые сроки/ дата проведения

Теория литературы. Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей).

Метры, стопы и размеры стиха (ямб, хорей). Как определить стихотворный размер.

Работа со стихотворениями

Метры, стопы и размеры стиха

Метры, стопы и размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Практикум. Чтение и написание стихов.

Создание собственных текстов. Выразительное авторское чтение.

Чтение собственных текстов.

Заседание кружка, посвящённое творчеству С.Я.Маршака

Рассказ о С.Я.Маршаке.

Составление плана, ответы на вопросы репродуктивного характера

Составить план лекции,

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Рифма и её разновидности

Способы рифмовки (перекрёстная, кольцевая, парная). Алгоритм определения вида рифмовки в заданном тексте.

Работа со стихотворениями, определение видов рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Теория литературы. Система рифмовки

Понятие о женской и мужской рифме, как определить систему рифмовки.

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Практикум

Обобщение знаний по видам размеров и рифм в стихотворениях

Работа со стихотворениями, определение видов и систем рифмовок

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Тестовая работа.

Понимание рифмы, умение ее определить в незнакомом тексте.

Понимание стихотворного размера, умение его определить в незнакомом тексте.

Пейзажная осенняя лирика (А.С.Пушкин, Ф. И. Тютчев)

Знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Пейзажная осенняя лирика (С. А. Есенин, А. Блок, А. Ахматова).

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой. Определение особенностей изображения осени.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (четверостишия, октавы).

Понятие строфы. Виды строф: четверостишия и октавы.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Осенняя лирика

Создание собственных текстов на заданную тему. Выразительное авторское чтение.

Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам.

Чтение собственных текстов.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Строфа (терцины, онегинские, балладные)

Понятие строфы. Виды строф: терцины, онегинские, балладные.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы . Строфа (одические, сонеты, лимерики).

Понятие строфы. Виды строф: одические, сонеты, лимерики.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Зачёт «Рифмы и строфы».

Урок контроля по теме «Рифмы и строфы»

Зачётная работа

Самостоятельная работа

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Теория литературы. Строфа (четверостишия, октавы, терцины).

Обобщить знания о видах строф. Принцип работы со строфами в стихотворении.

Работа со стихотворениями

Составление таблицы «Виды строф», работа со стихотворениями

Теория литературы. Разновидности стихотворений (акростих, вольный, верлибр и др.)).

Виды стихотворений. Акростих, вольный стих, верлибр. Основные особенности.

Работа со стихотворениями

Составление схемы «Разновидности стихотворений»

Умение анализировать и систематизировать собственные знания

Зима в стихотворениях С. Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Практика. Иллюстрации.

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, А.С.Пушкина, К.Бальмонта. Определение особенностей изображения зимнего пейзажа.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.

Написание текста по заданной теме, понятие «ключевые слова».

Словесное рисование

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи, синонимы).

Понятие о стиле поэта. Ясность, точность речи – основные требования к слогу писателя.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам, С. Есенин, Н. Клюев)

Знакомство со стихотворениями С. А. Есенина, О.Мандельштама, Н.Клюева, особенности изображения весенней природы. Понятие о настроении в стихотворении.

Работа со стихотворениями.

Работа с иллюстрациями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Изобразительность речи. Эпитеты.

Выразительность речи как основа в поэзии. Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Эпитеты.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Сравнения.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Сравнения.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метафора, олицетворение, аллегория).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Тропы. Метафора, олицетворение, аллегория.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Тропы (метонимия, синекдоха, ирония).

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Метонимия, синекдоха, ирония.

Работа со стихотворениями

Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока.

Построить собственное высказывание.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Теория литературы. Фигуры (повторение, восклицание, антитеза). Контроль.

Понятие о изобразительно-выразительных средствах в речи. Синтаксические фигуры. Повторение. Восклицание. Антитеза.

Работа со стихотворениями.

Контрольная работа по поиску примеров в текстах.

Самостоятельная работа

Стихотворения о войне. Жанр поэмы. Р.Рождественский. «210 шагов. Война»

Жанр поэмы. Специфика темы войны в поэзии на примере поэмы Р.Рождественского «210 шагов. Война»

Работа с поэмой. Коллективное чтение поэмы, разбивка текста на смысловые части. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Групповая работа.

Умение анализировать и корректировать свою работу.

Умение работать в группе.

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов, М.Цветаева, С.Есенин)

Особенности изображения летней природы на примере стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина. Понятие о настроении стихотворения.

Работа со стихотворениями. Выразительное чтение

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Практикум. Летние пейзажи.

Создание собственных стихотворных произведений по заданной теме.

Написание текстов. Выразительное чтение.

Постановка учебных цели и задач.

Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих.

Резервные уроки

Список литературы для учителя

1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г.

2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»

4. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».

5. А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

Список литературы для учащихся

1. Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова, О.Мандельштама, С.Есенина, М.Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, С.Клычкова, Л.Толстого, В.Астафьева, М.Пришвина.

2. В.Г. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина». М. «Советская Россия» 1984г.

3. Толковый словарь. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов.

« Личный творческий план »

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Приложение к занятиям

Занятия 9-10

Пейзажная осенняя лирика, её художественные особенности.

"Настала осень золотая"

Цель:

    показать красоту и разнообразие природы через поэзию.

Задачи:

    познакомить с произведениями А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, посвященными осени;

    обучить подбору рифмы;

    обучить работе со словарем;

    научить сопоставлять различные произведения.

    развить чувство языка;

    воспитать любовь к родной природе;

    воспитать любовь к поэтическому слову.

I. Проверка домашнего задания. На прошлом поэтическом заседании мы работали с текстами С.Я. Маршака и писали четверостишья, посвященные братьям нашим меньшим. Мы договорились доработать написанное дома, а теперь хотелось бы послушать ваши тексты.

Чтение работ детей.

II. Сегодняшняя же встреча посвящена осени, замечательному времени года. Давайте посмотрим, какое определение дает словарь С.И.Ожегова слову «осень». Осень - время года, следующее за летом. Скудные строчки, несущие лишь конкретную информацию, не отражающие отношение говорящего к предмету разговора.
III. Давайте же обратимся к поэтическим текстам и посмотрим, какой предстанет осень в стихах.

1. А.С. Пушкин

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2. Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

3. С. Есенин

Осень

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чаще гриву

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник - ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

4. А. Блок

Золотистою долиной

Ты уходишь, нем и дик.

Тает в небе журавлиный

Удаляющийся крик.

Замер, кажется, в зените

Бесконечно тянет нити

Торжествующий паук.

Сквозь прозрачные волокна

Солнце, света не тая,

Праздно бьет в слепые окна

Опустелого жилья.

За нарядные одежды

Осень солнцу отдала

Улетевшие надежды

Вдохновенного тепла.

5. А.Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудного стала вода замутненных каналов,

И крапива запахла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет прозрачный подснежник...

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

После прочтения каждого стихотворения проводится беседа по следующему примерному плану:

1. Какое настроение навевает это стихотворение?

2. Какая осень в описании данного поэта? В чем это выражается?

3. Все ли слова понятны?

На доске записывается ряд «определений» осени (сравнения, эпитеты,...) Делаем вывод, что осень у каждого поэта своя. Зачастую поэты через описание природы передают свое душевное состояние. Надо сказать, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося это с человеком. Любое описание предмета или пейзажа так или иначе будут говорить о поэте.

IV. Поэзии близка музыка. Послушайте, как выразил свои чувства, показал свое понимание и восприятие осени Вивальди. Звучит фрагмент «Времен года».

V. И, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы вы прямо сейчас попробовали что-нибудь написать. Я предлагаю вам форму терцена (трехстишья) с опорой на глаголы прошедшего времени.

Например:

Осень. Листья пожелтели,

Птички улетели,

Копеек всего восемь. Осень!

Ребята пишут, читают получившиеся стихи. Звучит фрагмент из «Времен года» Чайковского.

Занятие 4

Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.

Цель:

    привлечь учащихся к работе поэтического кружка, показав возможность развития речи, сотворчества, творчества.

Задачи:

    познакомить с жизнью и творчеством С.Я.;

    развить чувство языка, показав красоту поэтического слова;

    развить творческие способности учащихся;

    воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову;

    воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

I. Поэтическая речь необычна. Даже в Библии дано объяснение ее возникновения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин., 1:14). Действительно, к стихотворной речи приближены хорошо всем известные христианские мотивы. Стихотворную речь мы слышим с колыбели, засыпая под песни мамы, слушая сказки А.С. Пушкина, загадки и прибаутки.

II. Сегодня мы с вами познакомимся с детскими стихотворениями, а, может быть, вспомним то, что с детства до боли знакомо.

Итак, Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964). Это крупнейший поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких. Вот об этом сегодня и хочется поговорить поподробнее.

В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержание книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны веселые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька - Встанька», «Усатый - полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.) и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Веселое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы о подвигах и труде человека («Паспорт», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров».)

В произведениях Маршака отражены и волнующие события жизни нашего народа: «Война с Днепром» (о строительстве Днепрогэса), «Почта военная (о сражающихся

за Родину), «Быль-небылица» (о дореволюционной жизни). Написал он и юмористические книги: «Человек рассеянный», «Багаж», «Пудель», По мотивам народного творчества созданы им замечательная сказка «Курочка Ряба и десять утят», сказки-пьесы «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Он перевел много произведений с английского языка: сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона. Характерной особенностью его творчества является то, что его стихи с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова!

Как вы думаете, почему этот серьезный человек писал стихи для самых маленьких?

(Веселый сюжет, хорошая шутка помогают преподнести материал для воспитания лучших качеств человека).

В.Г.Белинский писал: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый». Сам же Маршак считал, что «не надо делать никаких скидок на детскую литературу. Мы не кормим детей худшими продуктами, чем взрослых. Требование простоты и ценности в детской книжке не должно вести к упрощению мыслей и обеднению чувств».

III. Выразительное чтение произведений С. Я. Маршака

1. Усатый - полосатый.

2. Великан.

3. Сказка о глупом мышонке.

4. Детки в клетке.

5. Круглый год (календарь).

6. Про все на свете (Азбука в стихах и картинках).

Какие стихотворения вам больше понравились и почему?

Какие средства выразительности чаще других использует автор? (эпитеты и сравнения).

IV. Сегодня мы с вами попробуем «посадить» своих «деток в клетки», попытаемся написать стихотворения о зверятах, которых мы знаем лучше всего, которые нам ближе.

Я предлагаю вам возможные начала стихотворений.

Где ты, серенький мышонок?

Сколько можешь ты пищать,

Ребятишкам спать мешать?)

Я - котенок - шалунишка.

(Где твоя, дружочек, книжка?

Да сгодится и тетрадка:

Рвать ее листочки сладко...)

Я - рыжий, задорный, веселый щенок.

(К тебе, милый друг, я лечу со всех ног.

Я жду тебя преданно у дверей.

Дай косточку мне иль конфетку скорей!)

Трусливый, серый и косой

(Не хотел дружить с лисой

И всего один лишь раз

Пробежал он мимо нас.)

Рыжехвостая хитрунья -

(Самая большая лгунья.

Хвостиком махнет - обман,

Что ни слово - все туман).

Серый глупенький волчонок

(Часто воет он спросонок.

Лишь посмотрит на луну

В вое катится ко дну).

Предложенные начала строчек учитель при домашней подготовке обыгрывает сам, смотрит, с чем легче справиться детям.

Процесс творчества может сопровождаться музыкой Шаинского.

Примечание

Анализ поэтического текста

    Реально биографический и фактический комментарий.

    Жанр (драма, лирика, лироэпика, эпос).

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Баллада - лиро-эпическое стихотворное произведение.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

    Тема (о чём стихотворение).

    Смысл названия (название отражает основную тему и идею стихотворения).

    Основные образы.

    Использование изобразительно-выразительных средств языка (тропы, художественные приёмы, синонимы, омонимы, антонимы).

    Цветовая гамма.

    Особенности построения.

    Стихотворный размер Ямщик хо дит, ямб, хорей (двусложные)

Амё ба да кает амфибрахий, дактиль,

Ан не вся кая.анапест (трёхсложные)

    Рифма (парная - ААББ, перекрёстная – АБАБ, кольцевая или опоясывающая – АБАБ).

    Интонация, смысловые и ритмические паузы.

    Вывод (моя оценка).

Список литературы

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Многофункциональный центр профессиональных

квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

Рабочая программа

литературного творческого кружка

«Образ»

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Гаврикова Ирина Владимировна

г. Красноярск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Увлечение литературой способствует расширению кругозора у обучающихся, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

В основе подхода к проведению занятий заложены следующие принципы:

опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для усвоения знаний;

доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе занятий.

Направленность программы: художественно-эстетическая .

Целью литературного кружка является:

развитие творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности;

расширение жизненного опыта обучающихся, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;

развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Задачи:

Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению литературы;

Повышение интеллектуального уровня;

Стимулирование интереса к духовному богатству России, Красноярского края;

Развитие эмоциональной сферы обучающихся как основы формирования «культуры чувств»;

Развитие творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование исследовательских умений, навыков;

Формирование навыков общения в разных ситуациях.

Определены три направления работы кружка :

Исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

Просветительская:

выпуск газет, бюллетеней, создание презентаций, буклетов;

Массовая:

организация и проведение литературных игр и конкурсов, литературно-музыкальных гостиных, викторин.

Деятельность литературного творческого кружка «Образ» реализуется через проекты:

Творческие: работа в творческой лаборатории, презентация собственного литературного творчества, самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);

Игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

Информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку обучающихся .

Ожидаемые результаты:

За время посещения кружка обучающиеся

должны уметь:

Применять приобретенные знания на уроках общеобразовательных и специальных дисциплин;

Работать с художественным текстом;

Практически показать и исполнить освоенный материал;

Выражать собственные эмоции;

Создавать презентации;

Чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

Индивидуально и коллективно работать;

Творчески подходить к занятию;

Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут сформировать психологические качества личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах.

Возглавляет работу гостиной ее президент. Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы . «Место жительства» литературного творческого кружка – общежитие.

Продуктом деятельности литературного творческого кружка «Образ» является видеоролик «Образ», литературный альманах «Поэтический винегрет», создание буклетов собственных стихов, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество часов - 74 (1 раз в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом.

Тема 2. Великая сила поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

Тема 3. Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Тема 4. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Тема 5. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Тема 6. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Тема 7. Понятие «текст», «главная мысль текста».

Тема 8. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Тема 9. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Тема 10. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практические работы по отработке теоретических литературоведческих понятий. Исследовательская работа.

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам, писателям - юбилярам.

Проведение научно-практической конференции «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Программа включает реализацию проектной деятельности обучающихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Сроки

выполнения

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом. Организационный вопрос. Выбор президента. Определение основных направлений, обсуждение плана работы.

коллективное занятие

октябрь

Конкурс чтецов, посвященный 120-летию С.А.Есенина.

индивидуальные выступления

октябрь

Беседа о великой силе поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

К 120-летию поэта. Любимые женщины Есенина.

коллективное занятие

октябрь

Литературный музей.

экскурсия

октябрь

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Игра «Литературное казино».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Работа над проектом «Наш маленький театр». Распределение ролей. «Образы» еды на страницах русской классической литературы.

творческая лаборатория

ноябрь

Изучаем язык мимики и жестов. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Проведение научно-практической конференции, «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

индивидуальное занятие

декабрь

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поединок поэтов. Проект «Ли тературный альманах «Поэтический винегрет».

коллективное занятие

декабрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие

декабрь

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Составление сценария игры, разработка презентаций к 205-летию выхода сборника «Басни Крылова».

коллективное занятие, инсценирование

декабрь

Понятие «текст», «главная мысль текста». Литературная гостиная «Игорь Тальков».

Просмотр презентации, обсуждение

январь

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Праздник «Веселая уточка».

коллективное занятие

январь

Игра «Умники и умницы».

коллективное занятие

февраль

Литературная гостиная «Я вас любил».

коллективное занятие

февраль

Законы создания поэтического произведения. Исследовательская работа «Поэзия войны» (практическое закрепление теоретических знаний).

Работа в малых группах

февраль

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Викторина «Мудрые мысли».

Создание презентаций, коллективное занятие

февраль

Индивидуальные занятия

март

К юбилею А. П. Чехова. Подготовка к интеллектуальной игре по творчеству. Чтение рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».

коллективное занятие

март

Интеллектуальная игра по творчеству А. П. Чехова.

коллективное занятие

март

Практикум по поэзии. Игра «14 строк или легко ли переводить поэзию».

коллективное занятие

март

Подготовка игры «Страна литературия».

Составление презентаций, работа в группах

апрель

Игра «Страна литературия» для всех желающих.

коллективное занятие

апрель

Открытые чтения. Повесть И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Литературная игра «Образ» по произведению И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Разработка сценария литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Памяти павших…»

индивидуальные занятия

май

Краеведение. Литературная карта Красноярска. Открытые чтения. Красноярские поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны.

Выпуск литературной газеты, подготовка презентаций, отчет о работе над исследованием творчества красноярских поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны.

май

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

коллективное занятие

май

Занятие из цикла

«Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Работа над проектом «Наш маленький театр».

индивидуальные занятия

май

Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие, работа над видеороликом «Образ»

июнь

Творческая лаборатория. Презентация собственного творчества. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие презентация буклетов, литературного альманаха «Поэтический винегрет».

июнь

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

встреча с писателем

июнь

Литературное кафе. Подведение итогов.

коллективное занятие

июнь

Участие в литературных творческих конкурсах различного уровня.

индивидуальные занятия

в течение года

Оформление литературных газет, бюллетеней, подготовка презентации собственного творчества, изготовление буклетов.

индивидуальные занятия

в течение года

Изготовление сценических костюмов для выступления.

Изготовление реквизита, используемого на сцене.

индивидуальные занятия

в течение года

ИТОГО

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.

2. CD -диски, DVD -диски с изображением пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

    Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

    Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143

    Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

    Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.

    Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

    Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

    Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

    Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

    Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

    http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html . Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.

Литература для обучающихся:

    Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

    Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

    Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

    Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова , в двух частях. М.: Дрофа , 2002.

    Скрипов, Г .С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

    Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

    Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

    Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

директор школы

Коришева Е.Б.

«___»________2012г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

творческого объединения

«Художественное слово»

Составила:

учитель русского

языка и литературы

Евстигнеева В.Б.

Арзамасский район

д. Бебяево, д.40В

Статус документа:

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)

КРУЖОК «Художественное слово»

В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Художественное слово» Кружок существует с года.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цели кружка «Художественное слово» : формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).

    Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

    Создавать условия для литературного творчества.

    Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

    Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Художественное слово»

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

    Духовно- образовательное.

Тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках, обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2. Воспитательно-оздоровительное

Посещение святых мест, музеев.

3. Культурно-познавательное.

Концерты, праздники, скаски, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство .

Театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое.

Выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стиотворчество, выпуск газеты «Русское слово»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Данная программа рассчитана на 2012- 2015 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста (от10 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 70 часов в год, и включает в себя работу

По восприятию чужой речи;

По воспроизводству готового текста;

По созданию собственных высказываний

Заянятия проводятся 1раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 40 мин., практическим навыкам – 1 час 20 мин. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Художественное слово» обучающиеся разных возрастов от 10 до 16 лет, с 5 по 11 класс. Они составляют две группы, которые занимаются по 1 часу. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой. Все члены кружка учатся на «4» и «5», инициативные, активные, заинтересованные.

Количество человек : -14 – 27 (деление на 2 группы)

Выход результатов:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, КОНКУРСОВ ЧТЕЦОВ. Участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК, литературных музеев, тематические экскурсии, поездки по святым местам.

Достижения в работе кружка.

Учащиеся кружка принимают участие во всех общешкольных и районных конкурсах чтецов, конкурсах исследовательских работ, других районных конкурсах

2007 – 2008 учебный год – 3 место в районе (6 класс)

2008 – 2009 учебный год – 2 место в районе (11 класс)

2009 – 2010 учебный год – 1,3 место (10 класс),

2 место в конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2 место (8 класс)

2010 – 2011 учебный год – 2 место (6 класс), 2 место в районном конкурсе театральных гостиных «Читая классику»

2 место в конкурсе исследовательских работ – 11 класс

2011 – 2012 учебный год – 1,2,3 и места в общешкольном конкурсе, 1 место в районном конкурсе «Родники», 2 место в районном конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2012 – 2013 учебный год – 2 место в районе (8 класс)

Тематическое планирование кружка «Художественное слово» на 2012-2013 учебный год

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

прове

дения

тировка

Вволное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др.

«В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи.

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами.

Уапражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова»

Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи.

Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы»

Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя.Составление сценария. Разучивание сценок и стихов.

Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя.

Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс.

Подготовка к районному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории. Отработка артикуляции, голоса, ритмики.

Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории и районному конкурсу «Растим патриотов России» Отработка техники речи.

Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году истории и «Мой первый учитель» (редактирование сочинений, творческих работ, эссе, презентаций)

Подготовка и выпуск газеты «Русское слово», отчёт –презентация об экскурсии в Болдинский музей -заповедник. Подборка стихов об осени.

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова»

Подготовка к районному конкурсу сочинений «Одна юбилейная дата» Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к коконцкрту, посвящённому Дню Матери.

Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери.

Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры.

Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской.

Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году.

Подготовка к Новому году.Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок)

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание калядок, рождественские стихи.

Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром.

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта. План написания исследовательских работ. Выбор тем.

Сбор материала для исследовательских работ. Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ.

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ.

Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации.

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».

11.Изучаем язык мимики и жестов.

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал».

Басни И.А.Крылова. Составление партитуры.

Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок.

Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты.

Православные традииции вжизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи.

Подготовка к празднованию Дня Победы.

Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

2. Художественный анализ текста.

3. Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы.

      Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

    Логика чтения. Логические паузы .

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

    Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

    Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

    Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

    Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

    Образный (сигналы I сигн. системы);

    Мыслительный (II сигн. Системы);

    Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

    Позиция и поза.

    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

    Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

    Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

    Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

    Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

1. 1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5. 5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

    Русские народные сказки

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, пректор, диски с записью сказок и постановок.

Наталья Николаевна Куклова
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.

Пояснительная записка.

В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.

Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. На сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в 1-й класс, т. е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов.

Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.

К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками , имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития , так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем. Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька » , который включает в себя следующие виды детской деятельности :

Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок

Наблюдение, демонстрация, ТСО

Игры, упражнения

Беседы; объяснения, рассказ, чтение

Инсценировки и драматизации.

Актуальность.

Особое значение придаётся работе с художественной литературой , так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем , и необходимое условие нормального речевого развития . Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой .

Задачи кружка .

1. Показать особенности развития выразительности образной речи дошкольников с ОНР на основе произведений и фольклорного жанра.

2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.

3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.

4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому , что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способ действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .

Структура.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.

Этапы работы :

Установочный этап (дети знакомятся с темой, у них формируется положительная установка на деятельность, активизируется внимание. С помощью специальных бесед, игр воспитатель вместе с педагогом - психологом и учителем-логопедом формируют у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками).

Коррекционный этап (включает преодоление основных проблем, существующих в развитии речи и поведенческой сферах детей с ОНР. Предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх).

Завершающий этап (подводится итог, работа всех детей оценивается положительно) .

Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии : личностно-ориентированные (обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания (делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу : каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе , в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям образовательный процесс осуществляется эффективно.

В рамках программы кружка «Реченька » с детьми старшего дошкольного возраста был разработан план мероприятий с детьми и родителями. В ходе наших встреч дети узнали, как появилась книга, знакомились с русским фольклором, путешествовали по русской ярмарке, рассказывали любимые сказки, побывали в стране «Загадай-ка» , участвовали в драматизациях и инсценировках, постановке кукольных спектаклей.

Форма организации занятий в кружке «Реченька » .

Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность - 25-30 минут

Количество детей – все присутствующие в группе

Возраст – 5-6 лет

Взаимодействие со специалистами и родителями.

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ : к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников . Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты :

1. Развитие монологической и диалогической речи детей с ОНР

2. Развитие творческих способностей ребёнка с ОНР через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки

Дети овладевают умением :

1. Пересказывать литературные произведения , самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

3. Различать литературные жанры : сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение

4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности .

Анализ работы кружка «Реченька » показал положительную динамику в коррекции речевых и психических нарушений у старших дошкольников . Поэтому опыт работы кружка может использоваться в работе психологов, педагогов, специалистов дошкольного образования , а также будет полезен родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.

Перспективный план работы кружка :

Сентябрь :

Диагностика развития речи детей

- «Театр звуков»

Октябрь :

- «Как появилась книга»

- «Как рождается книга»

- «Знакомство с русским фольклором : «Песенки, потешки «Кисонька – мурысенька» , «Пошел котик на Торжок»

Знакомство с загадками

Игры на развитие слуха, звукоподражания, преметноигровых действий, формирование речи

Ноябрь :

Знакомство со сказками разных народов

-

- «Путешествие по русской ярмарке»

- «Путешествие по русской ярмарке»

Декабрь :

Придумывание детьми сказок

- «Учимся говорить по-разному»

Путешествие по стране «Загадай-ка»

Подготовка к Новогоднему празднику»

Январь :

Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению

- «Учимся четко говорить

Театрализованное фольклорное представление

Февраль :

- «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»

Инсценировка «Лесные звери»

Подготовка к празднику

Праздник русского валенка

Март :

- «Составление описательного рассказа о маме»

Инсценировка «Сорока – белобока»

Инсценировка «Кошки – мышки»

Апрель :

- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

- «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

-«Друг всегда придет на помощь»

- «Пластилиновая сказка»

Чтение любимых книг

Викторина «Мы любим сказки»

- «Рассказываем про любимые игры и сказки»

Подготовка к спектаклю

Спектакль с участием взрослых (родителей) и детей группы

Работа с родителями :

Сентябрь : Анкетирование «Речевое развитие ребенка

Октябрь : Создание мини-библиотеки на тему «Устное народное творчество»

Ноябрь : Оформление альбома «Сказки» (сочиненными родителями вместе с детьми)

Декабрь : Предложить родителям вспомнить речевые игры из своего детства и оформить альбом

Январь : Предложить помочь в организации, оформлении театрализованного представления «Милости просим в нашу светлицу»

Февраль : Совместная подготовка к празднику «Русского валенка»

Март : Консультация «Развитие речи ребенка – важнейшая задача»

Апрель : Сочинение стихов, загадок, различных рифмовок

Май : Организация и проведение вместе с детьми и родителями спектакля