История создания африки сжатое сообщение. От работорговли к завоеванию. Контакт с Европой

Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.

Сегодня о них известно немного - колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.

Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.

Три золотоносные империи

Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.

Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант - империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.

Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами - все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.

Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.

Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство - в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго - примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство - Сонгай. Он стал последней империей региона.

Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.

В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.

Восточная Африка: колыбель христианства

Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.

Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи - выходцы из стран южной Аравии. Царица савская - именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.

Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.

В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.

Это государство просуществовало более тысячи лет - до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем - Эфиопия.

Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

Государства - именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.

Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.

В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.

В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.

На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII-XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI-XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.

Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.

Именно в Африке были найдены останки древнейших видов человеческой расы, что предполагает, что африканский континент является родиной первых людей и цивилизаций. По этой причине Африку иногда называют колыбелью человечества.

Самая ранняя история континента связана с долиной Нила, где развивалась знаменитая цивилизация древних египтян. У египтян были хорошо спланированные города и развитая культура, кроме того, они также изобрели систему письма – иероглифы, благодаря которым они записывали свой ежедневный быт. Все это происходило примерно в 3000 г. до н.э.

Большую часть времени народы Африки были представлены королевствами, объединенными по племенному типу. Каждое племя говорило на своем языке. Даже сегодня сохраняется подобный социальный уклад.

Средние века

После смерти пророка Мухаммеда, исламские воины неоднократно совершали налеты на разные области континента, захватив большую часть Северной Африки к 711 г.н.э. Затем последовала череда внутренних междоусобиц, из-за вопроса о преемнике пророка. Данные разногласия привели к постоянным воинам за власть, и в разные времена разными регионами Африки руководили разные лидеры. К 11 веку ислам распространился и на южную часть континента, по итогам чего одна треть всего населения Африки стали мусульманами.

Контакт с Европой

На протяжении 19 века разные африканские королевства стали устанавливать контакт с Европой. Именно в этот период произошел значительный рост темпов колонизации Африки, и рабы из разных регионов были отправлены на работу в колонии и на плантации, в частности, в Америку. По большей части, европейцы контролировали лишь прибрежные регионы Африки, во внутренних же регионах континента контроль оставался за местными правителями и исламистами.

Народы Африки принимали участие в обеих мировых войнах. После Второй мировой войны власть европейцев ослабела, и африканские колонии стали требовать свободу. Сильным катализатором в данном вопросе послужила успешная борьба Индии за свою независимость. Но даже после того, как многие государства добились свободы, впереди их ждали более суровые испытания, в виде массового голода, гражданских войн, эпидемий, и политической нестабильности. Даже сегодня многие африканские страны испытывают эти же трудности.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям».

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Африки распространяются не так уж часто. Империалистическая пропаганда вынуждена - и не только в историографии и политике - прибегать к более изощренным и гибким формам. Растущее могущество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, которые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии старого образца. Однако тон по-прежнему задают империалисты. Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации.

В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр. Аншпренгера, и во многих специальных работах история Африки рассматривается с более реалистической точки зрения. Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных результатов в эмпирических исследованиях и в рассмотрении частных вопросов, но оценка исторических источников, постановка проблемы и - последнее по счету, но не по важности - ненаучность выводов и классификации материалов заставляют отнести этих ученых к идеологам позднего капитализма. Выдвигаемые ими теоретические положения не менее опасны, чем идеи апологетов империализма. Достаточно сказать, что в некоторых из последних работ по истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движения за социальный прогресс от мировой социалистической системы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах.

Многие исторические труды на узкие темы, например о причинах отсталости той или иной страны, об образовании «элит», служат для маскировки неоколониалистской экспансии.

Марксисты и другие прогрессивные элементы, борющиеся против империализма, в том числе и в африканских национальных государствах, объявили войну этим воззрениям. В очерке истории Тропической Африки с древнейших времен, составляющем содержание этой книги, должно быть объективно прослежено историческое и культурное развитие народов континента к югу от Сахары и выявлена бесчеловечная эксплуатация их колониализмом. Тем самьгм опровергаются основные положения проимпериалисти-ческой «науки».

В Советском Союзе после Октябрьской социалистической революции, а в странах мировой социалистической системы после 1945 г. начался новый период африканистики. Ученые этих государств, а также марксисты и другие прогрессивные исследователи во всем мире, и все чаще в самих африканских странах, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки. Это вызвало революцию в африканистике, которая раньше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961 г. была издана в ГДР), заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем советской африканистикой. Благодаря этому труду работы советских ученых по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехословакия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки. Следует упомянуть также изданные и в ГДР работы французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона.

Несмотря на бесспорные успехи африканистики в последние 20 лет, по-прежнему отсутствует обстоятельный обобщающий труд по истории народов Африки, особенно в отдельные периоды до колониального раздела континента империалистами. Многолетние изыскания побудили меня сделать достоянием широкого круга читателей важнейшие моменты исторического развития народов к югу от Сахары.

Особые трудности по сей день представляет проблема периодизации общей истории народов Африки, в том числе в нашу эру. По этому вопросу нет единодушия даже среди ученых-марксистов. Правильный подход к нему требует, чтобы африканцы не рассматривались как пассивный объект чужеземных влияний, а чтобы прежде всего учитывались внутренние закономерности их общественного развития, соотносимые, разумеется, с важнейшими периодами мировой истории и качественными изменениями отдельных социально-экономических общественных формаций. При этом необходимо иметь в виду диалектическое единство этапов развития мировой истории и региональных особенностей африканских стран. Именно на основе этих общих критериев в книге выделены периоды исторического развития народов Тропической Африки от древнейших времен до империалистического раздела Африки в последней трети XIX в. К примеру, XVI век, когда западноевропейский капитализм производил экономическую и политическую подготовку к завоевательным походам и тем самым положил начало новой эпохе, не только был важной вехой в мировой истории, но и явился поворотным пунктом в жизни некоторых народов Тропической Африки.

Анализ общественного и исторического развития населения столь многих регионов и выявление в нем общих закономерностей и тенденций связаны с известными трудностями. Они усугубляются еще и тем, что страны к югу от Сахары достигли самых различных степеней прогресса. Кроме того, общественному развитию многих африканских народов несомненно присущи специфические особенности, И тем не менее можно с уверенностью утверждать, что это развитие отнюдь не происходило вне закономерного всемирно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Неопровержимые исторические факты доказывают, что народы Африки, и отстававшие и шедшие впереди, стремились и стремятся идти по пути прогресса. Путь этот длинный и трудный, но, как показывает весь опыт истории, в конечном счете он приведет к социализму также и народы Тропической Африки.

В заключение следует сделать некоторые предварительные замечания относительно источников и вспомогательных материалов, которые имеются в распоряжении африканиста.

Не будет преувеличением сказать, что и в этой области лишь в последние десять лет поднята целина и несколько раздвинута завеса, закрывавшая «Черный» континент. Колониалисты считали археологические находки лишь приложением к весьма прибыльной добыче железных руд и минералов. Развалины легендарного государства Мономотапа и ценнейшие памятники искусства Бенина были обнаружены или случайно, или действовавшими без всякого согласования экспедициями. После того как африканские государства достигли независимости, ассигнования на научные исследования стали более систематическими и целеустремленными. Результаты этих исследований исключительно важны. Так, благодаря чрезвычайно интересным раскопкам Килвы (Танзания) города-государства Восточной Африки предстали в совершенно ином свете. Руины столицы древней Ганы Кумби-Сале (на юге Мавритании) оказались немыми свидетелями давно исчезнувшей африканской цивилизации. На безводных сейчас нагорьях Центральной Сахары найдены десятки тысяч прекрасных наскальных картин и фресок; эти высокохудожественные произведения реалистического искусства сообщают ценные сведения о развитой культуре Африки. Находки последнего времени позволяют уточнить представления о древнейшей и древней истории африканских народов. Поскольку сейчас научные учреждения молодых национальных государств сами организуют археологические экспедиции для раскопок центров древних цивилизаций, мы вправе ожидать, что их работы обогатят историю новыми данными.

Многие племена и народности Тропической Африки по сей день не имеют письменности. Тем не менее нам известны в общих чертах отдельные этапы их истории. При дворах правителей и вождей существовал институт сказителей, напоминавших средневековых миннезингеров. До нас дошли передававшиеся из уст в уста перечни имен правителей, хроники, героические сказания, эпические поэмы, воспевавшие подвиги и деяния правителей. В последнее время большая их часть была тщательно собрана и записана африканскими учеными и их помощниками. Сейчас они приступили к исследованию содержания этих источников, и тут немедленно выявились пределы возможностей их использования. В них тесно переплетаются вымысел и правда. История того или иного племени или народа сводится к деятельности отдельных правителей. Оставляет желать лучшего и хронология. Тем не мене африканист может и должен работать над этими устными преданиями, чтобы с помощью научного анализа превратить их в надежные источники африканской историографии.

В целом следует отметить известную скудость письменны, источников для отдельных периодов и регионов. Историю некоторых народов можно подчас довольно точно воссоздать на основании как сообщений арабских путешественников, так и оставленных самими этими народами письменных свидетельств, но при исследовании прошлого других народностей приходится довольствоваться немногочисленными сведениями, иногда даже косвен кыми. Кроме того, они обычно неоправданно много касаются событий политической жизни, тогда как экономические и социальные отношения отражены в них очень плохо.

Первые письменные свидетельства о Тропической Африке содержатся в реляциях египетских военачальников. Далее следую сведения, полученные карфагенянами, греками и римлянами вовремя путешествий, военных походов и торговых экспедиций. Однако эти данные, дошедшие от периода античности, весьма скромны и носят случайный характер.

Только арабские историки периода, соответствующего европейскому средневековью, уделили наконец должное внимание областям к югу от Сахары, которые тогда стали широко известны благодаря многочисленным экспедициям и путешествиям, а такж. оживленным торговым связям. Рассказы арабских путешественников, хронистов, географов и историков, и прежде всего описани путешествий ал-Масуди, ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Батуты, Льва Африканского, содержат ценную информацию. Они были дополнены начиная с XVI в. первыми записями на месте в государствах западной и центральной зон Судана (имеется в виду вся полоса Сахеля, которая тянется с запада на восток к югу от Сахары и не совпадает с территорией современного Судана). Серьезные пробелы в наших знаниях были позднее устранены мусульманскими учеными крупных торговых центров государства Сонгай - Томбукту, Гао и Дженне, - писавшими хроники по-прежнему на арабском языке. Сведения об истории народов Западной Африки содержатся и в записях, которые делались в городах-государствах хауса в Северной Нигерии, и в письменных документах начального периода государств фульбе и тукулёров в XVIII и начале XIX в., найденных и опубликованных только в последнее время. Из них лишь незначительная часть написана на арабском языке.

О жизни восточноафриканских городов-государств сообщают несколько местных хронистов. Они писали сначала по-арабски, позднее на суахили и пользовались своей собственной системой письма, восходящей к арабской письменности.

Наиболее древние письменные данные мы черпаем также из памятников царств Мероэ и Аксум (см. гл. II). В средние века их традиции нашли успешное продолжение в летописании и церковной историографии Эфиопии.

На рубеже XV и XVI вв., когда португальские мореплаватели открыли путь вокруг Африки и основали многочисленные опорные пункты колонизации, появились первые подробные отчеты европейцев рассказы об их путешествиях и исторические сочинения. От этого начального периода колониальных предприятий дошли красочные описания, ярко рисующие жизнь в Бенине и других приморских областях Западной Африки, в древнем государстве Конго, а более всего - в Восточной и Центральной Африке. По словам Барруша, Барбосы, Баррето, Кастаньозу, Алькасовы и Даппера, они, к своему великому удивлению, увидели здесь высокоразвитые государства с крупными торговыми центрами, где жизнь била ключом. В первое время португальцы еще довольно объективно и деловито записывали свои впечатления. Но когда мечты завоевателей о сказочных богатствах натолкнулись на противодействие населения Африки, их рассказы - и чем дальше, тем больше - начали уснащаться клеветническими вымыслами.

В XIX в. Африканский континент стал заветной целью исследователей, путешественников и миссионеров. Из-под пера членов различных экспедиций, купцов и посланцев церкви, которые прямо или косвенно подготавливали капиталистические завоевания, вышло множество заметок о геологии, географии, экономике и климате африканских стран (ср. гл. V, 7). Они оставили нам и подробные историко-этнографические очерки общественного развития некоторых народов Африки. Хотя авторы этих работ, например известный Генрих Барт в середине XIX в., не могли скрыть, что действуют по поручению или по инициативе колонизаторов, они часто стремились к подлинно научным исследованиям и признавали исторические и культурные достижения неевропейских народов. Однако их труды очень скоро были забыты в Европе, в последней трети XIX в. на область к югу от Сахары навесили ярлык «Черного» континента и отказали ей в способности к историческому прогрессу. В соответствии с этой точкой зрения многие свидетельства культуры и устные предания африканских народов отрицались или приписывались влиянию иноземных культуртрегеров. В конце концов расистские теории апологетов колониализма восторжествовали и стали тормозить любые научные исследования, в том числе изучение истории и общественного развития народов Африки.

Это еще более обязывает всех ученых-марксистов совместно с прогрессивными африканскими историками воссоздать и правильно оценить на основе фундаментальных исследований историю народов Африки, фальсифицированную апологетами империализма и колониализма.

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

автора Смирнов Александр Сергеевич

Введение Неразвитость методологии современной исторической науки на Украине как основа фальсификаций. «Украинская история» как идеология внутреннего пользования. Сокрытие исторических источников и подтасовка фактов. Препятствия научному диалогу историков и

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Новая Хронология Фоменко-Носовского за 15 минут автора Молот Степан

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

автора Макарий Митрополит

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Из книги Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга автора Марсден Кристофер

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде - могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

Африка, история которой полна тайн загадок в далеком прошлом и кровавых политических событий в настоящем - это континент, называемый колыбелью человечества. Огромный материк занимает одну пятую часть всей суши на планете, его земли богаты алмазами и полезными ископаемыми. На севере растянулись безжизненные, суровые и жаркие пустыни, на юге - девственные тропические леса с множеством эндемичных видов растений и животных. Нельзя не отметить разнообразие народов и этнических групп на континенте, их число колеблется в районе нескольких тысяч. Маленькие племена численностью в две деревни и крупные народы - творцы уникальной и неповторимой культуры «черного» материка.

Сколько стран на континенте, где находиться и история исследования, страны - все это вы узнаете из статьи.

Из истории континента

История развития Африки это один из наиболее актуальных вопросов в археологии. Причем, если Древний Египет привлекает ученых начиная с античного периода, то остальная часть материка оставалась в «тени» вплоть до 19 века. Доисторическая эпоха континента является самой длинной в истории человечества. Именно на нем были обнаружены самые ранние следы пребывание гоминид, обитавших на территории современной Эфиопии. История Азии и Африки шла особым путем, ввиду географического положения они были связаны торговыми и политическими отношениями еще до наступления бронзового века.

Документально известно, что первое путешествие вокруг континента было совершено египетским фараоном Нехо в 600 годы до нашей эры. В Средние века интерес к Африке стали проявлять европейцы, которые активно развивали торговлю с восточными народами. Первые экспедиции к далекому континенту организовал португальский принц, именно тогда был открыт мыс Боядор и сделан ошибочный вывод о том, что он является самой южной точкой Африки. Спустя годы другой португалец - Бартоломео Диас в 1487 году открыл мыс Доброй Надежды. После успеха его экспедиции, в Африку потянулись и другие крупные европейские державы. В итоге к началу 16 века все территории западного морского побережья были открыты португальцами, англичанами и испанцами. Тогда же началась колониальная история стран Африки и активная работорговля.

Географическое положение

Африка - это второй по размерам континент, площадь которого составляет 30,3 млн кв. км. Он растянут с юга на север на расстояние 8000 км, а с востока на запад - 7500 км. Для материка характерно преобладание равнинного рельефа. В северо-западной части присутствуют Атласские горы, а в пустыне Сахара - нагорья Тибести и Ахаггар, на востоке - Эфиопское, на юге - Драконовы и Капские горы.

Географическая история Африки тесно связана с англичанами. Появившись на материке в 19 веке, они активно исследовали его, открывая потрясающие своей красотой и величием природные объекты: водопад Виктория, озера Чад, Киву, Эдуард, Альберт и др. На территории Африки расположена одна из самых крупных рек мира - Нил, которая с начала времен был колыбелью Египетской цивилизации.

Материк является самым жарким на планете, причиной тому служит его географическое положение. Вся территория Африки располагается в жарких климатических поясах и пересечена экватором.

Исключительно богат материк полезными ископаемыми. Всему миру известны крупнейшие месторождения алмазов в Зимбабве и ЮАР, золота в Гане, Конго и Мали, нефти в Алжире и Нигерии, железных и свинцово-цинковых руд на северном побережье.

Начало колонизации

Колониальная история стран Азии и Африки имеет весьма глубокие корни, уходящие в античную эпоху. Первые попытки подчинить себе эти земли европейцы предприняли еще в 7-5 вв. до нашей эры, когда по берегам континента появились многочисленные поселения греков. Вслед за этим последовал длительный период эллинизации Египта в результате завоеваний Александра Македонского.

Затем под давлением многочисленных римских войск было консолидировано практически все северное побережье Африки. Однако романизации оно подверглось очень слабо, коренные племена берберов попросту углубились в пустыню.

Африка в Средние века

В период упадка Византийской империи история Азии и Африки сделал крутой разворот абсолютно в противоположную от европейской цивилизации сторону. Активизировавшиеся берберы окончательно разрушили очаги христианской культуры в Северной Африке, «очистив» территорию для новых завоевателей - арабов, которые принесли вместе с собой ислам и оттеснили Византийскую империю. К седьмому веку присутствие в Африке раннеевропейских государств практически свелось к нулю.

Кардинальный перелом наступил лишь на завершающих стадиях Реконкисты, когда главным образом португальцы и испанцы отвоевали Пиренейский полуостров и устремили свой взор на противоположный берег Гибралтарского пролива. В 15-16 веках они вели в Африке активную завоевательную политику, захватив целый ряд опорных пунктов. В конце 15 в. к ним присоединились французы, англичане и голландцы.

Новая история Азии и Африки ввиду многих факторов оказалась тесно взаимосвязана. Торговля к югу от пустыни Сахара активно развивавшаяся со стороны арабских государств привела к постепенной колонизации и всей восточной части континента. Западная Африка устояла. Появились арабские кварталы, однако попытки Марокко подчинить себе эту территорию оказались неудачными.

Гонка за Африку

Колониальный раздел континента в период со второй половины 19 века и до начала Первой мировой войны получил название «гонка за Африку». Это время охарактеризовалось жесткой и острой конкуренцией ведущих империалистических держав Европы за проведение военных операций и исследовательских работ в регионе, которые в конечном итоге были направлены на захват новых земель. Особенно сильно процесс развернулся после принятия на Берлинской конференции 1885 года Генерального акта, провозгласившего принцип эффективной оккупации. Кульминацией раздела Африки стал военный конфликт между Францией и Великобританией в 1898 году, произошедший в Верхнем Ниле.

К 1902 году 90% территории Африки находилось под контролем европейцев. Отстоять независимость и свободу удалось только Либерии и Эфиопии. С началом Первой мировой войны завершилась колониальная гонка, в результате которой была поделена практически вся Африка. История развития колоний шла разными путями, в зависимости от того, под чьим протекторатом она находилась. Самые крупные владения были у Франции и Великобритании, немного меньше у Португалии и Германии. Для европейцев Африка была важным источником сырья, полезных ископаемых и дешевой рабочей силы.

Год независимости

Переломным считается 1960 год, когда одно за другим молодые африканские государства стали выходить из-под власти метрополий. Безусловно, процесс не начался и не завершился в столь короткий период. Однако именно 1960 год провозглашен «африканским».

Африка, история которой не развивалась изолированно от всего мира, оказалась так или иначе, но тоже втянута во Вторую мировую войну. Северную часть континента затронули военные действия, колонии выбивались из последних сил, чтобы обеспечить метрополии сырьем и продовольствием, а также людьми. Миллионы африканцев приняли участие в военных действиях, многие из них «осели» впоследствии в Европе. Несмотря на мировую политическую обстановку для «черного» континента годы войны ознаменовались экономическим подъемом, это время, когда строились дороги, порты, аэродромы и взлетные полосы, предприятия и заводы и т.д.

Новый виток история стран Африки получила после принятия Англией в которой подтверждалось право народов на самоопределение. И хотя политики пытались объяснить, что речь шла об оккупированных Японией и Германией народах, колонии трактовали документ и в свою пользу в том числе. В вопросах приобретения независимости Африку сильно опережала более развитая Азия.

Несмотря на никем не оспариваемое право на самоопределение, европейцы не спешили «отпускать» свои колонии в свободное плавание и в первое десятилетие после войны любые выступления за независимость жестоко подавлялись. Прецедентным стал случай, когда англичане в 1957 году предоставили свободу Гане - наиболее экономически развитому государству. К концу 1960 года половина Африки обрела независимость. Однако, как оказалось, это еще ничего не гарантировало.

Если обратить внимание на карту, то вы заметите, что Африка, история которой весьма трагична, поделена на страны четкими и ровными линиями. Европейцы не стали вникать в этнические и культурные реалии континента, поделив попросту территорию по своему усмотрению. В результате многие народы оказались разделены на несколько государств, другие объединились в одном вместе с заклятыми врагами. После обретения независимости все это породило многочисленные этнические конфликты, гражданские войны, военные перевороты и геноцид.

Свобода была получена, вот только что делать с ней никто не знал. Европейцы ушли, забрав с собой все, что было можно взять. Практически все системы, в том числе образование, здравоохранение приходилось создавать с нуля. Не было ни кадров, ни ресурсов, ни внешнеполитических связей.

Страны и зависимые территории Африки

Как уже было сказано выше история открытия Африки началась очень давно. Однако вторжение европейцев и столетия колониального режима привели к тому, что современные независимые государства на территории материка сформировались буквально в середине-второй половине двадцатого века. Трудно сказать, принесло ли право на самоопределение благополучие в эти места. Африку по-прежнему считают самым отсталым в развитии материком, обладающим между тем всеми необходимыми ресурсами для нормальной жизни.

В данный момент континент заселен 1 037 694 509 людьми - это около 14% от всего населения земного шара. Территория материка поделена на 62 страны, но только 54 из них признаны независимыми мировым сообществом. Из них 10 государств островных, 37 - с широким выходом к морям и океанам и 16- внутриконтинентальных.

В теории Африка - это континент, но на практике к ней часто присоединяют близлежащие острова. Некоторые из них по-прежнему принадлежат европейцам. В том числе французские Реюньон, Майотта, португальская Мадейра, испанские Мелилья, Сеута, Канарские острова, английские острова Святой Елены, Тристан-да-Кунья и Вознесения.

Страны Африки принято условно делить на 4 группы в зависимости от южная и восточная. Иногда также выделяют отдельно центральный регион.

Страны Северной Африки

Северной Африкой называют весьма обширный регион с площадью около 10 млн. м 2 , причем большую часть занимает пустыня Сахара. Именно здесь расположены самые крупные по территории страны материка: Судан, Ливия, Египет и Алжир. Всего государств в северной части восемь, поэтому к перечисленным следует добавить САДР, Марокко, Тунис.

Новейшая история стран Азии и Африки (северного региона) тесно взаимосвязана. К началу 20 века территория полностью находилась под протекторатом европейских стран, независимость они обрели в 50-60 гг. прошлого столетия. Географическая близость к другому континенту (Азии и Европе) и традиционные давние торгово-экономические связи с ним сыграли свою роль. В плане развития Северная Африка в гораздо более выгодном положении по сравнению с Южной. Исключение, пожалуй, составляет только Судан. Тунис обладает самой конкурентоспособной экономикой на всем континенте, Ливия и Алжир добывают газ и нефть, которые экспортируют, Марокко занимается добычей фосфоритов. Преобладающая доля населения по-прежнему занята в аграрном секторе. Немаловажной отраслью экономики Ливии, Туниса, Египта и Марокко является развивающийся туризм.

Крупнейший город с более чем 9 миллионами жителей - египетский Каир, население других не превышает 2 млн - Касабланка, Александрия. Большая часть африканцев севера живет в городах, являются мусульманами и говорят по-арабски. В некоторых странах одним из официальных считается французский язык. Территория Северной Африки богата памятниками древней истории и архитектуры, природными объектами.

Здесь же планируется развитие амбициозного европейского проекта Desertec - строительство самой крупной системы солнечных электростанций в пустыне Сахара.

Западная Африка

Территория Западной Африки простирается к югу от центральной Сахары, омывается водами Атлантического океана, на востоке ограничена Камерунскими горами. Присутствуют саванны и тропические леса, а также полное отсутствие растительности в Сахеле. До того момента, когда на берега ступили европейцы в этой части Африки уже существовали такие государства, как Мали, Гана и Сонгай. Гвинейский регион долгое время называли «могилой для белых» из-за опасных непривычных для европейцев заболеваний: лихорадки, малярия, сонная болезнь и т. д. В данный момент в группу западных африканских стран входят: Камерун, Гана, Гамбия, Буркина-Фасо, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Кот-д´Ивуар, Нигер, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Того, Сенегал.

Новейшая история стран Африки в регионе омрачена военными столкновениями. Территорию раздирают многочисленные конфликты между англоязычными и франкоязычными бывшими европейскими колониями. Противоречия кроются не только в языковом барьере, но и в мировоззрениях, менталитетах. Существуют горячие точки в Либерии и Сьерра-Леоне.

Дорожное сообщение развито очень слабо и, по сути, является наследием колониального периода. Государства Западной Африки относятся к беднейшим во всем мире. В то время как Нигерия, к примеру, обладает огромными запасами нефти.

Восточная Африка

Географический регион, включающий страны к востоку от реки Нил (за исключением Египта), антропологи называют колыбелью человечества. Именно здесь, по их мнению, обитали наши прародители.

Регион крайне нестабилен, конфликты превращаются в войны, в том числе очень часто в гражданские. Практически все они образуются на этнической почве. Восточная Африка населена более чем двумя сотнями народностей, относящихся к четырем языковым группам. Во времена колоний территория делилась без учета данного факта, как уже было сказано, не соблюдались культурные и естественные этнические границы. Конфликтный потенциал очень сильно тормозит развитие региона.

К Восточной Африке относятся следующие страны: Маврикий, Кения, Бурунди, Замбия, Джибути, Коморы, Мадагаскар, Малави, Руанда, Мозамбик, Сейшельские острова, Уганда, Танзания, Сомали, Эфиопия, Южный Судан, Эритрея.

Южная Африка

Южноафриканский регион занимает внушительную часть материка. В нем расположено пять стран. А именно: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР. Все они объединились в Южноафриканский таможенный союз, добывающий и торгующий главным образом нефтью и алмазами.

Новейшая история Африки на юге связана с именем известного политика Нельсона Манделы (на фото), посвятившего свою жизнь борьбе за свободу региона от метрополий.

ЮАР, президентом которой он был в течение 5 лет, сейчас является наиболее развитой страной на материке и единственной, которую не относят к категории «третьего мира». Развитая экономика позволяет занимать ей 30 место среди всех государств по МВФ. Имеет очень богатые запасы природных ресурсов. Также одной из самых успешных по развитию в Африке является экономика Ботсваны. На первом месте стоит животноводство и земледелие, в крупных масштабах ведется добыча алмазов и полезных ископаемых.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Не ходите, дети, в Африку гулять» - пел Бармалей в мультфильме «Доктор Айболит». Во многом Африка до сих пор кажется нам именно такой - полной пестрых племен и небезопасной, и это мало относится к реальности.
сайт собрал и развенчал самые популярные мифы про Черный континент.

Миф 1: в Африке нет технического прогресса

Со школьных времен мы помним, что Африка состоит из развивающихся стран. Но это не значит, что Черный континент живет в средневековье - у 90 % африканцев есть мобильные телефоны, есть программисты, создающие собственные приложения и гаджеты. Например, местные разработчики создали сервис для фермеров с рекомендациями по скотоводству и информированием о стихийных бедствиях. Кроме того, в Африке развито производство, в некоторых странах выпускают и крупную технику, такую как автомобили.

Миф 2: Африка - жаркая пустыня

Мы говорим «Африка» - думаем о Сахаре. На самом деле на континенте кроме пустыни есть огромная, крупнейшая область тропических лесов, гора Килиманджаро и другие снежные вершины и саванна. В пределах одной Африки представлены все климатические зоны, а среднегодовая температура даже в экваториальной части континента не превышает 27 °C.

Миф 3: в Африке живут только чернокожие

Мы привыкли думать, что Африку населяют исключительно чернокожие люди. На самом деле на континенте проживает более миллиарда человек и разнообразие цветов кожи здесь может поразить - от иссиня-черного до очень бледного. Такая палитра образовалась из разнообразия оттенков кожи исконного населения и большого количества переселенцев из Европы и Азии, которые остались в Африке со времен колоний или бежали в африканские страны от политических гонений.

Миф 4: Африку населяют дикие животные

Научно-популярные передачи и мультфильмы рассказывали нам про Африку, населенную дикими животными, которые свободно разгуливают на природе и даже могут нападать на людей. На самом деле большинство сафари проходят в зимние месяцы, когда потенциально опасные змеи и насекомые находятся в спячке. Что касается диких животных, то большая часть из них сейчас живет в национальных парках. Случаи нападения на человека крайне редки и почти всегда происходят только от нарушения правил парка, когда туристы вместо наблюдения за животными пытались преследовать их или вступить в контакт с хищниками.

Миф 5: в Африке очень высокий уровень преступности

Существует мнение, что в Африке туристы находятся в постоянной опасности из-за высокого уровня преступности. На самом деле туризм на континенте сильно развит: только в ЮАР бывает до 1,5 млн туристов в год, а страны Африки становятся модным и популярным направлением туризма среди западных путешественников. Вместе с этим на континенте поднимается уровень сервиса, условия для туризма становятся все лучше, но при этом сохраняется ощущение близости к природе и экзотика.

Миф 6: Африка не имеет культурного наследия

Думая про Африку, мы часто представляем первобытное общество без развитой культуры и даже истории. Африку заслуженно называют колыбелью цивилизации - на континенте находится множество разнообразных античных построек и других культурных памятников, которые бережно охраняются. В одной только Кении более 200 архитектурных памятников. Кроме того, во многих странах есть интереснейшие музеи, тщательно поддерживаемые правительством.

Миф 7: Африка живет за чертой бедности

Отправляясь в Африку, мы представляем аскетичное путешествие с проживанием в палатках и готовимся видеть вокруг нищету. На самом деле на континенте существуют страны, живущие за чертой бедности, но их гораздо меньше, чем кажется. В целом экономический уровень африканских государств мало отличается от других развивающихся стран - средний класс только развивается. При этом государства вовсю инвестируют в туризм, строятся комфортные отели и зоны отдыха.

Миф 8: в Африке бушуют эпидемии опасных заболеваний

СМИ периодически рассказывают нам об очередной вспышке страшных болезней в Африке, и мы привыкли думать, что на континенте много смертельных заболеваний. На самом деле нашумевшая лихорадка Эбола охватила не весь континент, а только страну Сьерра-Леоне и окрестности. Второе заболевание, которое чаще всего вспоминается при разговорах об Африке, - малярия. Конечно, малярийные комары существуют, но при соблюдении техники безопасности заражения можно не бояться. К мерам предосторожности относятся репелленты, москитные сетки и профилактические лекарства.

Миф 9: африканцы живут в хижинах

Зачастую фотографии африканцев показывают дикие племена, живущие в хижинах. На самом деле застройка больших городов в Африке мало отличается от других мегаполисов - здесь есть и высотные жилые дома, и небоскребы, и деловые центры. Развитые архитектура и инфраструктура делают африканские города весьма прогрессивными. Конечно, на территории континента еще остались действительно живущие в хижинах, такие как бушмены, но их очень мало.

Миф 10: в Африке говорят на африканском языке

Африканского языка не существует, даже более того - и уникальные местные языки племен постепенно исчезают. Население Африки в период колонизации впитало в себя европейские языки - английский, французский, немецкий и португальский, которые сильнее распространились с телевидением и интернетом. В общем, на континенте говорят на сотнях разных языков, Африка - находка для лингвистов: в одной только Намибии 20 государственных языков.

Миф 11: Африку раздирают политические конфликты

Американские фильмы часто показывают нам локальные войны или политические распри в африканских странах. Действительно, в 90-е годы континент распирали локальные конфликты, одновременно могло идти более десятка войн. Эти войны были наследием колониальной эпохи, когда границы стран устанавливались исходя из интересов колонизаторов и мало учитывали реальную культурную и историческую обособленность страны. На сегодняшний день территории стран определены и войны за границы закончились.

Миф 12: в Африке дефицит продовольствия

Документальные фотографии и фильмы показывают нам голодающих людей в Африке, и мы начинаем думать, что эта проблема охватила весь континент. Голод в странах Африки действительно существует, но далеко не во всех. Здесь около четверти всей мировой плодородной почвы, и далеко не вся она используется в сельском хозяйстве. В туристических зонах нет никаких проблем с питанием, а в ЮАР и Египте распространены рестораны McDonald’s.

Миф 13: в Африке ненавидят белых

Этот миф появился после эпохи рабства и колонизации, когда освобожденная Африка изгоняла европейцев и возвращала свой суверенитет. И по сей день разделение на белых и черных существует, но светлый цвет кожи распространен и среди местного населения и не вызывает агрессии. В странах с развитым туризмом привыкли к путешественникам всех мастей и относятся к ним совершенно спокойно. Чтобы избежать даже потенциальных проблем, стоит ограничиться туристическими зонами и не провоцировать местное население - как и в странах Латинской Америки или в Мексике.