Рубинштейн самосознание. Самосознание личности. (рубинштейн с. л. основы общей психологии). Высшая форма направленности личности - это

Выходные данные сборника:

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ

Фалеев Алексей Валентинович

к. т. н., соискатель НГПУ, г. Новосибирск

Проблема самосознания имеет многовековую историю развития и вместе с тем на современном этапе развития психологической науки не утратила своей актуальности и является до конца не решенной. Разработкой данной проблемы занимались такие известные психологи, как Дж. Милль, В. Вундт, М. Джемс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин, А.А. Налчаджян и др. Каждый из этих авторов предлагал свой подход к решению проблемы самосознания.

Обращаясь к проблеме исследований самосознания в области психологии, можно выделить несколько наиболее важных линий: феноменология самосознания и его детерминанты.

Специфика определения феноменологии самосознания всецело зависит от философских позиций тех концепций, в рамках которых оно трактуется.

На сегодняшний день в исследованиях самосознания можно выделить две основные тенденции: субъективно-идеалистические тенденции и дидактико-материалистические.

Для субъективно-идеалистического подхода типичной является концепция самосознания А. Пфендера. Согласно его представлениям, субъект создает свое представление о себе - «само». Когда собственное само становится предметом сознания, возникает особый психический акт - самосознание. Самосознание личности обнаруживается в том, что она определяет свое отношение к другим людям, тем самым, определяется в системе отношений и осознает свою самостоятельность .

Не отступая от идей субъективно-идеалистического подхода Т. Липпс предложил интороспекционистскую трактовку чувств, для него «чувство-Я» является «зерном» всякого сознания Я, т.е. самосознания. Сознание и самосознание Т. Липпс не наделяет специфичностью. Самосознание - особое предметное сознание .

Данный подход был характерен не только для интроспективной психологии Европы (особенно Германии). Аналогичными были и методологические позиции официальной психологии России. В качестве примера можно привести работы Е. Боброва. Но его точка зрения имеет отличительную черту: если Пфендер и Липпс разводили явления самосознания и Я, то для Е. Боброва они тождественны .

На современном этапе развития психологической науки в ряде концепций также встречаются в трансформированном виде отголоски этих тенденций интеракционизма. В первую очередь, это гуманистическая психология, где на первый план выдвигается проблема подлинного Я, «самости» и т.д., выступающих прежде всего в самосознании.

Для диалектико-материалистического подхода характерны иные принципы анализа самосознания: одним из исходных вопросов является выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождению это однопорядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь на основе теории отражения. Разделить эти процессы можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины, т.е. в процессах сознания самосознание присутствует в осознании отнесенности акта сознания именно моему Я, кроме того, процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.

Именно эти постулаты легли в основу решения вопроса о феноменологии самосознания отечественными психологами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и ряда зарубежных исследователей (А. Валлон, Р. Заззо) , трактующих самосознание с позиции диалектико-материалистической философии.

В противовес диалектико-материалистическому подходу, представители интроспекционизма игнорировали роль объективной действительности в возникновении и развитии самосознания. Психическое отождествлялось с сознанием, а сознание с самосознанием. Последнее рассматривалось как самоотражение психического в психическом.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека (Скиннер, Уотсон) . Однако, непонимание диалектики материального и духовного привело их к устранению сознания и тем более самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Они отказались от этих понятий как ненаучных. Вся психическая деятельность была сведена ими к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Независимо от разных теоретических подходов в исследовании самосознания отечественные психологи единодушны в мнении о том, что, во-первых, объектом самосознания является сама личность как познающий субъект, которая осознает свои личностные, индивидуальные и социальные особенности общения и профессиональной деятельности (B.C. Мерлин, Т.Л. Миронова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата и др.) .

Во-вторых, главная функция самосознания - это познание себя, совершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление), хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

В-третьих, в трудах отечественных психологов преодолевалось узкое понимание самосознания только как способности к рефлексии. Понятие «самосознание» получает более широкий смысл и трактуется, во-первых, как «полное нахождение своего раскрытого «Я» в сознании» и, во-вторых, как «самооценка личности согласно сверхличным идеям, накапливающимся в сознании, и активное ее преобразование согласно этим идеям».

В качестве психологического «пускового устройства» самосознания психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Д. Юркевич) рассматривают рефлексию или самоотражение. В результате самоотражения формируется Я-образ или Я-концепция. С другой стороны, исходя из понимания самосознания С.Л. Рубинштейном, следует признать, что самосознание это не столько рефлексия своего я, сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Таким образом, самосознание есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям, мотивам, поведению, переживанию и мыслям .

Таким образом, самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям, переживаниям и мыслям (А.Г. Спиркин). Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата). Самосознание - осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (И.С. Кон). Самосознание является высшим уровнем развития сознания - основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (С.Л. Рубинштейн).

Относительно определения места самосознания среди других психических феноменов также нет единого мнения. Так в рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд делит психику на три системы: «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические влечения и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации) и «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура). При этом сознание и самосознание четко не разграничиваются. Они занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая по существу, управляет ими .

В отечественной психологии самосознание рассматривается как особая, качественно своеобразная форма психического. Оно тесно связано с сознанием, но не тождественно ему. Все более широкое признание получает точка зрения, согласно которой «осознание себя» характеризует более сложный уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает несколько позже (С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова) .

В некоторых исследованиях самосознание отождествляется с понятием «Я», а последнее рассматривается как синоним понятия личности. Встречается и другая точка зрения, согласно которой самосознание представляет собой более широкое понятие, чем личность. Это аргументируется тем, что самосознание возникает намного раньше, чем личность.

Таким образом, самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с другой направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним. Но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность и определенным образом относится к себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В русле рассмотрения детерминант, определяющих развитие самосознания, позиции исследователей разных направлений также значительно расходятся. В качестве основных детерминант самосознания исследователи выделяют: биологические (З. Фрейд), социальные (Л.С. Выгодский, И.С. Кон, Д.Т. Мид, Г. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.), личностные (Д.Н. Леонтьев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн). Остановимся более подробно на указанных позициях .

Психоаналитическая концепция рассматривает самосознание в отрыве от объективных условий и причин его порождающих. Всю психику З. Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это бессознательная система Ид, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Эго - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, «Супер-эго» - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между «Я» и «ОНО» устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание, самосознание-явления однозначные.

В качестве определяющих детерминант развития самосознания З. Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, иррациональные, бессознательные силы. Он недооценивал значение общественно-исторических условий бытия человека, его практической деятельности в формировании самосознания .

Неофрейдисты признают зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений; они допускают возможность влияния социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступают в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности (Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни). Общим для них является то, что они рассматривают самосознание лишь как механизм, «уравновешивающий» субъекта с окружающей средой, причем подчеркивается враждебность этой среды .

Первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я» Ч.Х. Кули. Автор предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его «Я-концепцию». «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения .

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, старались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, однако впоследствии они пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении людей. Вся психическая деятельность была сведена ими к механическим реакциями организма на внешние стимулы.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп было исследовано Д. Мидом. Он утверждал, что самосознание-это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие.

Дж.Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные У. Джеймсом «Я-сознающее» и «Я - как объект». Через усвоение культуры человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек показывает наше собственное поведение. Дж. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем" осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. У индивида развивается способность реагировать на-самого себя, формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие .

Не отрицая влияния социальных детерминант, отечественные психологи преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам самосознания, в качестве которых рассматривается собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством опыт (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) .

В противоположность психологам-идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, отечественные психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Так, С.Л. Рубинштейн, считает, что формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Автор считает, что определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционального-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями. Ведущая тенденция в русле данной концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, придающее индивидуальную окраску стилю переживания, межличностному поведению, мышлению. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности-социальной направленности, иерархии ценностей, мотивации, морально-нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание, включающее в себя осознанное «Я» в контексте социальных отношений. Баланс между собственно «Я» и окружением реализуется через самооценку и самоконтороль .

Л.С. Выготский в своих трудах определяет самосознание - как социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память - та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его составляющих .

Продолжая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович считает, что предпосылки формирования самосознания следует искать не во врожденных факторах, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, с его воспитанием, тем самым, играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка .

А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла, который возникает в реальной жизнедеятельности субъекта и отражает отношение целей и обстоятельств совершения действия к мотивам деятельности. При этом, единицей самосознания является личностный смысл, который содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, и связан с активностью субъекта, происходящей вне его сознания, то есть с его социальной деятельностью .

В рамках подхода В.В Столина, автор утверждает, что единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, а конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» . По мнению автора, процесс самоотношения запускают не только мотивы но и различные внутренние преграды: совесть, ожидание негативных общественных и семейных санкций, боязливость, потребность в благополучии, потребность в свободе и творчестве, слабоволие, радость, гордость. Каждая из этих преград проявляется в определенных ситуациях. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.. При этом, конфликтный смысл как отношение к себе, определяется участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

Иной подход к самосознанию мы находим в исследованиях Е.Т. Соколовой, которая делает акцент не на противоречии между мотивами (что также прослеживается в работах В.В. Столина), а на характере мотивов, на заложенном в них отношении к себе, Другому и миру в целом. Характер этого отношения и определяет вариант смысловой позиции самосознания - зависимая смысловая позиция, характерная для пограничного типа личностной организации и предполагающая жесткое противопоставление и условное отношение «Я» и «Другого», манипулятивное отношение к миру .

Между тем - как подчеркивает И.С. Кон - факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания, необходимо рассматривать не изолировано, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта. И.С. Кон отмечает социальный характер самосознания. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в определенные образы «Я» .

Таким образом, мнения представителей отечественных и зарубежных психологических школ относительно детерминации самосознания неоднозначны. Если в зарубежной психологии преимущественное внимание уделено биологическим (инстинкты, иррациональные бессознательные силы) и социальным факторам (взаимодействие с другими людьми, усвоение культуры человеком), то отечественные ученые указывают на опосредованность социальной ситуации развития самосознания индивидуальными внутренними условиями человека, среди которых ведущая роль принадлежит стержневым качествам и ценностям личности, мотивам.

Обобщая рассмотренный материал, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема самосознания не имеет установившегося тезауруса, отсутствует единый концептуальный аппарат. Дело, вероятно в том, что в большинстве случаев употребление тех или иных понятий не сопровождается объяснением конкретного смысла, который вкладывается в них. Как правило, самосознание описывается с помощью таких терминов, которые сами по себе сложны и нуждаются в объяснении.

2. Самосознание детерминировано множеством факторов: биологическими, социальными и личностными. Однако, мы придерживаемся мнения отечественных авторов, которые преимущественно уделяют внимание личностным детерминантам.

3. Функционирование самосознания детерминировано такими личностными особенностями, как нарциссизм, оптимистичность, ригидность, пессимистичность, мужественность-женственность, импульсивность, невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, тревожность, социальная интроверсия и др.

Сущность самосознания состоит в постижении личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - Образ «Я»; в эмоционально-ценностном отношении к себе, как личности, формирующемся в результате соотнесения представлений о себе реальном и идеальным образом «Я»; и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу . В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт.

Список литературы:

1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т1. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: «Наука». - 1977. - 380 с.

3.Бернc, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: Прогресс. - 1998. - 263 с.

4.Бернc, Р. Что такое Я-концепция. / Р. Бернс. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

5.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. / Л.И. Божович. // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. - 1981.- С. 257-284.

6.Выготский, Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1999. - 87 с.

7.Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1978. - 367 с.

8.Кон, И.С. Психология самосознания. / И.С. Кон. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

9.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Терра. - 1997. - 231 с.

10.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 1983. - 392 с.

11.Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов. / Д.А. Леонтьев. - М.: МПС. - 1992. -33 с.

12.Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер. - 2000. - 592 с.

13.Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спец. курсу «Основы психологии личности». / В.С. Мерлин. - Пермь: ПГПИ. - 1990. - 110 с.

14.Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / М. Мид. - М.: «Наука». - 1988. - 429 с.

15.Мухина, B.C. Проблема материнства и ментальносте женщин в местах лишения свободы. / В.С. Мухина // Развитие личности. - 2003. - № 1. - с. 141 -154;

16.Налчаджян, А.А. Я-концепция. / А.А. Налчаджян. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

17.Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджян - Ереван: ЕрГУ. - 1984. - 204 с.

18.Орлов, А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура. / А.Б. Орлов // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

19.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс - М.: Прогресс. - 1994. - 480 с.

20.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер. - 1999. - 705 с.

21.Салливан, Г.С. Самоуважение и личностная зрелость / Г.С. Салливан. // Психология личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «Бахрах - М». - 2002. - Т.1. - с. 502-504.

22.Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности. / Н.И. Сарджвеладзе. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

23.Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть/ Р. Скиннер, Д. Клииз. - М.: Независимая фирма Класс - 1995. - 272 с.

24.Собчик, Л.Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь. - 2006. - 218 с.

25.Столин, В.В. Уровни и единицы самосознания. / В.В. Столин. //Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР - М». - 2003. - 672 с.

26.Столин, В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского университета. - 1983. - 285 с.

27.Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. ... докт. психол. наук / В.В. Столин. - М.: МГУ им. В.М. Ломоносова. - 1985. - 530 с.

28.Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. / З. Фрейд - М.: Наука. - 1989. - 456 с.

29.Фромм, Э. Человек для себя. / Э. Фромм - Минск: Коллегиум. - 1992. - 253 с.

30.Хорни, К. Женская психология. / К. Хорни - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа. - 1993.-224 с.

31.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН. - 1977. - 287 с.

32.Шамшикова, O.A. Трансформации нарциссизма как динамические тенденции самосознания / O.A. Шамшикова, Е.О. Шамшикова, С.Е. Соколов // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 4.2. - С. 457-468.

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я - концепции принадлежат:

а) В. Вундту;

б) К. Роджерсу

в) Л.С. Выготскому;

г) У.Джемсу

3. Понятие «Я - концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии

г) культурно-исторической

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев;

б) Л.С. Выготский;

в) И.М. Сеченов;

г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина;

б) В.М. Бехтерева;

в) И.М. Сеченова;

г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия;

б) рефлексия;

в) идентификация;

г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием

б) мировоззрением

в) личностным смыслом

г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная

б) аффективная

в) поведенческая

г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

в)устойчивость;

г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

в) устойчивость;

г) уровень действенности .

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,- это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой

в) интересом;

г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности - это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме

«Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи, - ОТРАЖЕНИЕ.

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений - МЫШЛЕНИЕ

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей – ВОСПРИЯТИЕ.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение,

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате:

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» - это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как «белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны.

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми ,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г)воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

б) 7-10 лет,

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком роднойречью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный.

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.

З.Я. Баранова

О.В. Кожевникова

Практикум по общей и экспериментальной психологии (Учебное пособие).

Подписано в печать

Формат 60Х841/16. Печать офсетная. Усл.печ.л. Уч.-изд. Л. 6,0. Тираж 50 экз. Заказ №

Издательство 426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.__

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче:

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста.

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя я самое в. Своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к. Я, то нельзя и отрыва равно вот второго. Поэтому вопрос,. Который встает перед нами в плане психологического изуч ения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как. Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и создателирца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как. Я; в течени ние первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отно шению к ним субъект. Осознание себя как. Я является, таким образом, результатом развитиия.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылки. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"),. Связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника п оказали, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализациы), бывают связаны с нарушениями органической чу вствительносты. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный исто чник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущих реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающимс окружающими.

НЕ сознание рождается из самосознания, из. Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом п практической и теоретической деятельности,. Я же формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и. Основными событиями ее жизненного путти.

Первый этап в реальном формирования личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладения собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вы ырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

дальнейшем ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то из зменением во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому. ПРТО ^ т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движ ений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношении к другу людям. Ребенок реально начинает становиться. Относительно самостоятельным субъектом разл ичных действий, реально. Выделяясь из окружающего. С осознания этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее в своем. Я. При этом человек осознает свою же стоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения. Лишь через. Свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного. Я через. Познань ие других людей. Не существует. Я вне отношений к. ТЫ, и не существует самосознания вне осознания. ДРУГ. ЧЕЛОВЕКА как самостоятельного субъекта. Самосознание является. Относительно поздним продуктом разви тия сознания, предполагающий в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окруженружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя. Значительную р роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того. Чтобы быть. Лишь объектом направляющих хся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействоват ь на мир. Все. Эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению ег в поведения и его внутреннего отношения к другу людядям.

В развитии личности и ее самосознания существует. Целый ряд ступеней. В ряду внешне событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личн ной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживания и, наконец, в юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; кажд ое из. ЭТИХ внешним событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояни е человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другу людям, и к самому себе.

Однако. Этими внешними событиями и темы внутренними изменениями,. Которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают. Лишь фундамент, создают. Лишь основу в личности, осуществляют. Лишь первую, грубую ее формовку;. Дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высшей проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять то или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставит перед со обой то или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельно мировоз зрения. Лишь в подростка, в юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступлении в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводить к значительно развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведении в отношении самого себя ко все более углубленно самопознанию, соединяющемуся затем с в все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней ст. Орон, вот отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком планм плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфических смысле своим, относящимся к его, человек признает. НЕ все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфических смысле этого слова,. Войдя в историю его внутренней жизни не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной ме ре признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т е такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувств о, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определил его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же. Я он включить. Лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент,. Свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, котор ой он отдал все. Свои силы, и чувства, с которымы срослась вся его жизн жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как. Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющих то или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в егоЯ.

Самосознание человека,. Отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже в собственных. Своих психических свойств вах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы,. Которые человек выдвигает,. Обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правил ьно осознать. Свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переж ивания, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности. Своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отнош ение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена??мировоззрением, определяющим нормы оценкиценки.

Самосознание. НЕ изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые сторон ны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его вн утреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач,. Которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни в. Некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыски средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так,. Чтобы по-настоящему знать, ку да в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудростьсть.

Рубинштейн. СЛ. Бытие и сознание -. М:. Пед академия наук. СССР, 1957-328 с

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Единство организма как единого целого и реальная самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности ("синестезии"), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения, или распада личности (деперсонализации), бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не только сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому прто^т возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя значительную роль в развитии сознания ребенка, вместе с тем существенно увеличивает возможности ребенка, изменяя таким образом взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой, более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью самостоятельно выполнять те или иные задания. Она включает еще более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения. Лишь у подростка, у юноши совершается эта работа; вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность в более высоком плане.

В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Но в более специфическом смысле своим, относящимся к его, человек признает не все, что отразилось в его психике, а только что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Точно так же и не всякое чувство, мимолетно коснувшееся его сердца, человек в равной мере признает своим, а только такое, которое определило его жизнь и деятельность. Но все это - и мысли, и чувства, и точно так же желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же Я он включит лишь свойства своей личности - свой характер и темперамент, свои способности - и к ним присоединит он разве мысль, которой он отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь.

Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как Я, как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью: поэтому отражаясь в ее самосознании, эта общественная роль тоже включается человеком в его Я.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. - М.: Пед. академия наук СССР, 1957.-328 с.