Мир природы и мир человеческой души е поэзии Б.Л. Пастернака. Идеальные женские образы

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей 19 века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовится к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. В “Мертвых душах” анализ специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1835 -1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов 19 века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Направление – реализм. В поэме есть и романтические черты, но они вторичны.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман, как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но по некоторым сведениям он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после – утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников, будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Тема

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.

Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Композиция

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели – раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни уклад жизни типичного русского города.

Главные герои

Жанр

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина “Евгений Онегин”: последняя считается романом в стихах, а “Мёртвые души” – наоборот, поэмой в прозе.

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением принято считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ. В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, ра­зоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая ре­шительный протест общественному злу и насилию, писатели и по­эты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представи­телей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большин­стве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимисти­ческое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Оле­ся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного чело­века» .

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, от­ражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Оле­си, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти», которая «держалась легко и стройно». «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикры­вающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однооб­разное, испуганное выражение».^С мастерством настоящего психо­лога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, ав­тор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сход­ны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополу­чия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостно­стью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колду­нью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее баб­ку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жите­ли (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - де­вушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по- настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она мо­жет даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сер­дце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасно­го нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа жи­вет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жиз­нью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух », в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с « круг­лыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а во­робьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… рас­слышать за их криком». Повсюду в мире природы чувствуется «ра­достная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеоб­разным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъем­лемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и свет­лой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, ис­полненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий». И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни ге­роев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они за­бывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую- то волшебную, чарующую сказку». «Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мра­ка неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газо­вые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес со­сновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса».

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Приро­да чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния бли­стала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты». И словно в подтверждение свершив­шейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить на­стоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

Борис Пастернак - великий русский поэт, чье имя по праву стоит в одном ряду с именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока. Совершенство поэтической формы, философичность, жизненность и в то же время окрыленность, умение уйти от обыденности - основные черты поэзии Пастернака. Он не только выразил себя в поэзии, но и отразил образ своей эпохи. И поэзия, и проза одинаково были подвластны мастеру, недаром за роман «Доктор Живаго», во многом автобиографический, Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. К кесчастыо, именно это событие ускорило гибель поэта. Но та эпоха, эпоха гонений на поэтов, осталась в прошлом, забыты имена тех, кто тpaвил великого поэта, а творчество Пастернака живо и по-прежнему поражает читателей своей гениальностью.

В творчестве Пастернака можно выделить несколько тем, несколько миров, в которые поэт погружается полностью, которые раскрывает изнутри: в первую очередь это мир природы и внутренний мир человека. Постоянное и пристальное внимание к природе отражает восхищение, благоговение поэта перед чудом жизни:

Существовать не тяжело.
Жить - самое простое дело.
Зарделось солнце и взошло
И теплотой пошло по телу.
Жизнь и бессмертие одно.
Будь благодарен высшим силам
За приворотное вино,
Бегущее огнем по жилам.

Природа предстает в лирике Пастернака как живое существо, к которому поэт обращается на равных, существо, наделенное разумом и чувствами:

Деревья, только ради вас,
И ваших глаз прекрасных ради,
Живу я в мире в первый раз,
На вас и вашу прелесть глядя.

Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: «Зима», «Зимняя ночь», «Ледоход», «Весна», «Зимнее небо», «Июльская гроза», «После дождя», «Душная ночь», «Осень» и т.д. Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени - все нашло отражение в творчестве поэта. Он находит неповторимые метафоры, использует прием аллитерации для создания образа:

Пронесшейся грозою полон воздух,
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

Пейзаж в изображении Пастернака раскрывает многогранные оттенки человеческих чувств, помогает лучше понять душу человека, его стремления, объединяет людей. Зачастую своих лирических героинь поэт сравнивает с явлениями из мира природы, тем самым подчеркивая их душевную красоту:

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Одно из лучших стихотворений Пастернака, показывающее тесную связь человеческой души и природы, - «Иней». Это стихотворение приближает читателя к вечности, к беспредельности и бесконечности жизни, природа в нем врачует душевные раны:

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».

Недаром в одном из самых известных своих стихотворений «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» поэт мечтает:

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

И поэту удалось передать эту красоту природы, красоту человеческих чувств, может быть, оттого, что он был и замечательным художником, и удивительно талантливым музыкантом, не случайно музыкальность, яркая изобразительность присуща всем стихам Пастернака. В этих стихах звучит жажда жизни, благодарность поэта за счастье бытия, он не только сам умеет радоваться жизни, но и учит этому читателей, он умеет постичь всю глубину Вселенной и вечности:

На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.

Лирика Пастернака многогранна и всеобъемлюща, в чеканных строчках поэта читатель найдет для себя самое главное: глубокое постижение природы и человека, которые находятся в единстве, в гармонии со всей Вселенной, со всем огромным прекрасным миром.

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Сочинение на тему «Мир природы в прозе А.И. Куприна»

Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема и до такой степени жива, что просто дух захватывает. И в то же время именно реализм вошел в моду в конце 19 века. Красота природы ярко противоставляется всему общественному злу, как нечто более мудрое, совершенное, высокоидеальное.
Природа Куприна – это реалистичный протест насилию и несправелливости. Она оптимистична, жизнерадостна и безгрешна. Именно такова, каким и должен быть по мнению автора, современный человек. Природа живет и существует особенно ролноценно, разносторонне, насыщенно и своеобразно.
Через красоту природы, ее удивительный мир автор удивительно раскрывает тонкую трогательностьь человеческих чувств. Ведь только человек с безбрежно богатой душой, с безбрежным внутренним миром, только нежно чувствующая натура способна увидеть гглавное – необычайную красоту всего окружающего мира. И не только увидеть, но и почувствовать себя ее неотделимой частью. Именно такими перед читателем предстают герои Куприна — светлые, чистые, внутренне богатые. Они дышат на фоне уникальной природы – природы, которая все видит, природы, которая все понимает, природы, которая хранит самые сокровенные тайны и становится свидетельницей важнейших событий.
Природа Куприна, словно незримая свидетельница, является попутчицей прозаических героев автора и в радости, и в горе. В первом случае она разделяет счастливые моменты, во втором – тонко сочувствует, сопереживает.
Куприн – это очарование образов природы, благодарность простоты и ясность обыкновенного окружающего мира.И в то же время это нечто волшебно-чудесное – в изображении, в чувствах, в художественных описаниях. Огромное наследие русской класски, которое бесценно.