Отрасль психологии изучающая физиологические механизмы. Физиологическая психология. Физиологическая психология - является отраслью психологической науки, которая исследует физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее о

Николай Александрович Бернштейн - известный советский физиолог, основавший новое направление в психофизиологии, выделив физиологию активности, во многом перекликавшуюся с теорией деятельностной психологии Леонтьева. Бернштей построил систему новой, «неклассической» психологии. Он выделил несколько основных положений своего направления:

Во-первых, Бернштейн не разделял механистические тенденции, преобладавшие в классической физиологии, считая что они мешают этой науке справляться с новыми вопросами, что стали вставать перед ней в связи с развитием технологий и расширением области научного знания.

Во-вторых, Бернштейн ставил активность субъекта выше реактивности, выделяемой физиологами классической школы, при рассмотрении которой не учитывалась производимая субъектом деятельность.

Кроме того, Бернштейн рассматривал в первую очередь физиологию именно человека, а не животных, что накладывало свой отпечаток на его работы.

Так же следует заметить, что Бернштейн считал необходимым рассматривать объекты исследования в их естественных средах существования, в процессе жизнедеятельности, а не в лабораторных условиях, сковывающих возможности объекта к совершению активной деятельности.

При этом Бернштейн придерживался принципа целостности в противовес элементаризму классической физиологии, так как по мнению учёного элементаризм не мог объяснить специфику работы организма, так как понимал все свойственные целому свойства свойствами его составных частей в их совокупности.

Бернштейн ставил цель выше причины, уделяя особенное внимание вопросу «для чего» совершается то или иное действие. Без определения целевого детерминизма невозможно установить все составляющие движения, его полные характеристики и возможные эффекты.

Ещё одно положение учения Бернштейна гласит о том, что отражение действительного мира для субъекта является не чисто зеркальным, как предполагали ранее, но видоизменяется в зависимости о отношения субъекта к реальности и множества других факторов.

Последним пунктом необходимо указать теорию Бернштейна о цели как о модели потребного (желаемого, наиболее благоприятного) будущего для субъекта, из которой выткала необходимость наличия «коррекционных» действий, которые бы использовались в случае отхода от желаемой модели. Из этого проистекает концепция адаптационного характера движения, при котором субъект постоянно, иногда непроизвольно, вносит коррективы в свои движения, даже если они имеют некую общую программу выполнения

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

physiological psychology (nonreductionism)) Любое серьезное рассмотрение нередукционистского подхода к Ф. п. требует предварительного и по возможности исчерпывающего определения опорного термина "редукционизм". Степень редукционизма варьирует от простейшего (в физике) до самого сложного (в социологии). Редукционист убежден в том, что все многообразие форм природы характеризуется непрерывностью и образуется в рез-те различных комбинаций одних и тех же базисных элементов. Редукционисты приходят к выводу о предельной сводимости природы Вселенной к этим фиксированным и неделимым строительным блокам, имеющим атомистический характер. Согласно редукционистам, это единственный путь к пониманию всех аспектов природы. Одно время редукционист мог уверенно опираться на представление о том, что социологические, психол., биолог. и физ. явления когда-нибудь можно будет объяснить на основе фиксированных и неизменно существующих строительных блоков физики. В настоящее время, однако, сторонник абсолютного редукционизма наталкивается на лишающее его уверенности открытие совр. физики, а именно что элементарные частицы сами обладают трудноуловимыми (и труднообъяснимыми) свойствами и потому вряд ли подходят в качестве надежного фундамента для строительства прочного теорет. здания. Редукционизм в биологии. В качестве своей специфической области исслед. биология выделила живые организмы, растения и животных. Подразделы биологии изучают живое на уровне клеток (цитология), тканей (гистология), анатомии или морфологии, физиол. и эмбриологии. Клетки, ткани, органы и организмы обладают свойствами, выходящими за круг свойств, обнаруживаемых у молекул. К таким свойствам относятся орг-ция, координация, контроль (управление), адапт., рост или размножение и восстановление (заживление). Хотя в живых системах отсутствуют немолекулярные явления, в них нет и таких явлений, к-рые были бы только молекулярными. Живая клетка обнаруживает такие характерные свойства, как единство, структура, порядок и интеграция, к-рые отсутствуют у ее молекулярных компонент. Организм тж демонстрирует свойства, к-рые невозможно вывести из составляющих его органов. Слово "организм" указывает на орг-цию - отличительный признак живого существа, растения или животного. Живой организм действует как целое, или как система, а не как собрание независимо и неорганизованно функционирующих органов, тканей, клеток или молекул. Противоположной понятию редукционизма яв-ся концепция целостности и уровней интеграции. Согласно концепции холизма, каждая клетка, ткань, орган или организм есть нечто большее, чем сумма своих частей. Обратное утверждение по существу гласило бы, что при описании клетки только на основе образующих ее молекул нек-рые ее аспекты оказались бы упущенными. Знание отдельных частей не дало бы понимания целого, за исключением выяснения роли этих частей как выражения целого организма. Понятие уровней интеграции может помочь прояснить нередукционистский подход к естественным событиям. В соответствии с этим понятием изображенная на рис. 7 иерархия наук от физики до социологии отражает уровни интеграции. Т. о., на каждом уровне, начиная с физики, вместо редукционистской непрерывности имеет место разрывность. На каждом высшем уровне возникают новые качества, к-рые не обнаруживались на низших уровнях. Из этого следует, что события, имеющие место на каждом из этих уровней, следует изучать на своем собственном уровне, а не пытаться втискивать их в более низкоорганизованную форму. Сведение явлений, наблюдаемых на высшем уровне, к более низкому уровню означало бы потерю свойств и структуры данных такого исходного исслед. Роль гипотетического конструкта. В нек-рых науках, таких как физика и биология, ряд явлений может анализироваться до уровня, на к-ром зрение и осязание перестают быть полезными, и исследователь вынужден прибегнуть к субмикроскопическим понятиям, - нежелательная ситуация, к к-рой, безусловно, не стоит стремиться. Связь между тем, что воспринимается, и тем, что представляется в объяснительных терминах, иногда становится чрезвычайно слабой. Как можно избежать тех осложнений, к-рые несет с собой редукционизм? Обычно делается ставка на иной образ действий. На этот раз при исслед. психол. явлений на вооружение принимается полевой подход интербихевиорального типа. В качестве первого необходимого шага здесь требуются более широкие представления, к-рые охватывали бы организм и стимульный объект. При таком изменении ориентации происходит смещение фокуса с редукционистской центрации на организме. Теперь в центре интереса оказывается не то, что можно было бы вообразить, продвигаясь внутрь организма, а то, что происходит между организмом и стимульным объектом. Их взаимодействию уделяется главное, хотя и не исключительное внимание, т. к. существуют дополнительные наблюдаемые переменные. Такое взаимодействие требует света и воздуха, к-рые выполняют вспомогательную (посредствующую) роль для зрительной и слуховой коммуникации соответственно. Ни одно событие не происходит в вакууме, и поэтому необходимо учитывать факторы сеттинга (setting factors), или окружающие условия, в к-рых происходит конкретное событие. Все эти аспекты полного события должны рассматриваться в системе или в их совокупности. Едва ли можно переоценить придание стимульному объекту равного с организмом значения, - т. зр., безусловно, способствующая деидеализации организма. Ученые начали признавать нек-рые явления, согласующиеся с устойчивыми закономерностями или с "идеальным порядком природы", в качестве самоочевидных, не требующих дальнейших объяснений. В этом случае нет необходимости выходить за пределы наблюдаемых сцен или задавать дополнительные вопросы. Такие явления принимаются за исходную точку или базис для объяснения др. событий. Гравитация предоставляет нам подходящий пример. Обратимся к гравитационному взаимодействию между Землей и Луной. Какой прок астроному от вопроса "Почему существует гравитация?" Что гравитация существует - установленный факт; проблема заключается в том, чтобы определить, как, на что, когда и где она действует. Непринятие такого предельного понятия можно было бы проиллюстрировать примером исследователя, к-рый настаивает на отрыве Луны от Земли, пытаясь найти "причину" гравитации. Совр. астрономы более осмотрительны, чем этот их гипотетический коллега, и едва ли согласятся присоединиться к такому глупому предприятию. Они признают гравитацию как факт, не требующий дальнейшего объяснения, и продолжают работать, исходя из убеждения в существовании гравитации. Понятие "нижнего предела" (rock-bottom) применимо и к психол. исслед. Для сторонников нередукционистского подхода к Ф. п. нижним пределом яв-ся организм. Им нет нужды вскрывать его для обнаружения воображаемой внутренней "причины" поведения, как нет нужды у астронома забираться в глубь Земли или Луны в поисках "причины" гравитации. Нередукционисты принимают организм за одну из переменных и за отправную точку исслед., устанавливающего связи унитарного, интегрированного организма со стимулом и всеми др. компонентами целостного поля. Короче говоря, различие между редукционистами и нередукционистами в Ф. п. состоит в том, что они принимают за нижний предел. Для первых нижний предел лежит где-то внутри головы организма, тогда как для последних таким пределом яв-ся сам организм. Организм как локус переменных. Может показаться, что принятие нередукционистами организма за нижний предел анализа подразумевает полное пренебрежение биолог. аспектами живого соучастника психол. события. Однако это не так. Напротив, нередукционист рассматривает организм как важное множество переменных, к-рые могут влиять на психол. событие. Пример с двумя сценариями, в к-рых мальчик читает книгу, поможет нам прояснить этот вопрос в общих чертах. В обоих событиях - А и Б - мальчик и книга взаимодействуют в определенных конкретных условиях. К этим условиям относятся уровень освещенности, шума, температуры и т. д. Однако до события Б мальчик получил травму головного мозга. Важный момент заключается в том, что событие А не идентично событию Б. Сотрясение мозга как значимая переменная изменило мальчика. Т. о., мальчик в событии Б - это уже не тот же самый мальчик, к-рый участвовал в событии А. Следовательно, эти два события не яв-ся соизмеримыми. Чтение, происходившее гладко и без помех в событии А, оказалось затрудненным в событии Б вследствие действия переменной, локализуемой в биолог. основе мальчика. Для нередукциониста такое объяснение соответствует нижнему пределу и вполне удовлетворяет его, однако редукциониста оно только воодушевляет на поиски где-то внутри мозга ответа на вопрос "почему" изменилось чтение травмированного мальчика. Этот подход может лишь привести нас назад - к "всего лишь возможным" объяснениям, к-рые сами требуют верификации, прежде чем ими можно будет пользоваться. Различие между редукционистским и нередукционистским взглядом на НС можно резюмировать в виде характеристики НС как необходимого, но не достаточного условия для нормального вербального поведения. Наше рассмотрение НС как необходимого, но не достаточного условия психол. событий подготавливает почву для перспективного исслед. проблемы организма как локуса переменных. В частности, это требует инвентаризации анатомо-физиологических аспектов организма, вовлекаемых в различные психол. события. Напр., при говорении во взаимодействиях участвуют такие части организма, как ротовая полость вместе с губами, зубами и голосовыми связками, а тж трахея, легкие и диафрагма. Но даже здесь не бывает абсолютов, так как люди, лишившиеся связок или языка, нередко оказывались способными к говорению. Тем не менее самое детальное анатомо-физиологическое описание неспособно объяснить, почему один чел. говорит на французском, др. - на английском, а третий - на русском языке. Тж очевидно, что родись Бетховен глухим, он никогда бы не стал великим композитором. Однако то, что он впоследствии оглох, не помешало ему сочинить большую часть своих произведений после этой трагедии. Здесь напрашивается предположение о господстве духа над плотью. Безусловно, ноги и руки имеют решающее значение для игры в футбол или бейсбол, однако нек-рые инвалиды с ампутированными нижними конечностями могут плавать. И все-таки любое отклонение от оптимальной целостности организма может сказываться негативным образом. Слепота может препятствовать зрительным интеракциям, но то же самое происходит и при отсутствии освещения. Если мы считаем первое условие более неизменным, то что мы скажем о пожизненном заключении зрячего чел., содержащегося в темнице, куда не проникает даже луч света? Эти два условия оказываются эквивалентными, и, поскольку оба они могут иметь разрушительные последствия, ни одно из них нельзя поставить выше др., ибо оба они могут навсегда исключить зрительные интеракции. Исходя из представления об организме как нижнем пределе, нередукционист считает, что желательно сохранять организм максимально интактным. Выводы. Поскольку редукционизм имеет дело с приписываемыми НС свойствами, мы должны брать на заметку аргументацию по типу порочного круга, положенную в основу гипотетического конструкта, и отвергать теории, яв-ся только возможными. При альтернативном подходе организм может рассматриваться как локус переменных, к-рые могут как содействовать, так и препятствовать психол. событиям. Как таковые, эти переменные учитываются в качестве составной части полного психол. события. Нередукционистский подход позволяет избежать проблематичной трактовки НС как имеющей а) причинный характер (т. е. как производящей психол. события) и б) две функции (биолог. и психол.) - трактовки, порождаемые редукционистским подходом. См. также Детерминизм/индетерминизм, Функциональная психология, Вопрос об отношении души и тела Н. Пронко

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф. п.», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

Физиологическая психология Этимология.

Происходит от греч. physis - природа, psyche - душа и logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению физиологических механизмов высших психических функций.

Виды.

Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Синоним.

Психобиология.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. physiological psychology ) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В . Вундт для обозначения экспериментальной психологии , которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также ). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями , простейшими чувствованиями и двигательными реакциями . Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции , которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились и , в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И . М . Сеченова , И . П . Павлова , П . К . Анохина и Н . А . Бернштейна . Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А . Р . Лурия , Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б . М . Теплова , В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф. п.», совершил категориальную ошибку , которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л . С . Выготский ). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология» .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "физиологическая психология" в других словарях:

    Физиологическая Психология - раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию … Психологический словарь

    Физиологическая психология - – направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведётся поиск физиологических коррелятов поведения, или… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает… … Толковый словарь по психологии

    Физиологическая психология (нередукционистский подход) (physiological psychology (nonreductionism)) - Любое серьезное рассмотрение нередукционистского подхода к Ф. п. требует предварительного и по возможности исчерпывающего определения опорного термина «редукционизм». Степень редукционизма варьирует от простейшего (в физике) до самого сложного (в … Психологическая энциклопедия

    Раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов функций психических высших физиологических процессов, кои сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать «своих» законов.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Психология - наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе, в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Психология (Psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается… … Медицинские термины

    ПСИХОЛОГИЯ - (psychology) наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также… … Толковый словарь по медицине

Книги

  • Физиологическая психология , П. Милнер. Настоящее издание является руководством по новой науке, лежащей на стыке нейрофизиологии и психологии. На основе практических данных излагаются функции нейронов, методы психофизиологии,…