Действия с обыкновенными дробями. Цели и задачи урока Цели: повторить и систематизировать знания учащихся в сложении, вычитании дробей с одинаковыми знаменателями; - презентация. Урок: Необыкновенные игры с обыкновенными дробями

Урок по теме: «Действия с обыкновенными дробями»

Дата____________

Цели урока:

    Общеобразовательные – обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями.

    Развивающие – развитие памяти, внимания, творческого мышления и познавательной активности, развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений

    Воспитательные – воспитание активных, жаждущих к знаниям, неравнодушных, любознательных обучающихся.

Ход урока:

    Организационный момент

2. Математический диктант и работа по карточкам

2а. Математический диктант (1 ученик выполняет задание за доской, все остальные в тетради; на выполнение дается 5 минут. Взаимопроверка. Учитель проверяет у 3 обучающихся)

5а_________________________________________________________________________

5б_________________________________________________________________________

    Изобразите дробь на квадрате: 7/9 (закрасить любым цветом)

    Вычислите: 731*24 (17544 )

    Выделите целую часть: 9/4, 17/2, 123/5

    Решите уравнение: 87 – х = 39 (48)

2б. Работа по карточкам

    Карточка

1. Вычислите:

1/5+3/5

74/89-29/89

2.Выделите целую часть: 23/4, 45/34, 235/3

    Карточка

1.Вычислите:

45/67+12/67

23/56-16/56

2.Сократите дроби: 16/24, 25/35, 30/100, 24/36

3.Постановка темы и целей урока

Загадка: «Она бывает охотничья, барабанная и математическая» (Дробь).

Мы заканчиваем изучение темы все действия с обыкновенными дробями, эта тема в курсе математики занимает одно из первых мест, так как на протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. Сегодня на уроке мы должны повторить тему дроби и все действия с обыкновенными дробями.

А какие действия с дробями вы уже можете выполнять?

(Сложение, вычитание, умножение, сокращение, выделять целую часть из неправильной дроби, переводить смешанную дробь в неправильную).

Итак, мы сегодня на уроке обобщим и систематизируем знания об обыкновенных дробях, закрепим и усовершенствуем навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, для того, чтобы подготовиться к изучению новой темы, нового действия с обыкновенными дробями . Что это за действие? (Деление.)

4. Актуализация опорных знаний «Вопрос – ответ»

1. Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

2. Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

3. Каким действием можно заменить дробную черту.

4. Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…

5. Какая дробь называется правильной.

6. Расскажите правило сложения дробей.

7. Расскажите правило вычитания дробей.

8. Расскажите правило умножения дробей на натуральное число

9. Расскажите правило деления дробей на натуральное число

10. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?

11. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?

    Устные задания «Третий лишний»

Выберите лишнее, и объясни почему.

1. ;
лишняя 8/3 т.к. она неправильная

2.
лишняя 1/3 т.к. она несократима.

3.
лишняя 1/9 т.к. 5/9 и 9/5 взаимообратные

4.
лишняя 1/5 т.к. 25/100 и ¼ это равные дроби

    Выполнение упражнений

    Вычислите:

1) 5 + 4=

2) 7 · 3 =

3) · 4 =

4) 6 + 4 =

5)

6) 5 · 24 =

2. Физминутка:

(Учитель называет числа, обучающиеся тянутся вверх – если дробь правильная, приседают – если дробь неправильная, хлопают в ладоши – если число смешанное)

½, 5/4, 67/67, 2 4/5,…………

3. Профессия и дроби

Решить задачи все вместе (у доски, по цепочке)

Задача 1:

Врач-терапевт:

    В структуре заболеваемости в осенне-зимний период первое место занимает ОРЗ. Это составляет 3/5 от общего количества заболевших. Сколько человек переболели ОРЗ, если общее количество заболевших 660 человек?

660 ÷ 5 · 3 = 396 (чел)

Ответ: 396 человека переболели ОРЗ.

(задача на нахождение дроби от числа, вспоминаем алгоритм решения таких задач)

Задачи от швеи.

Задачи 2 и 3:

Швея может выполнить заказ за 3 дня, а ее ученица – за 6 дней. Какую часть заказа они могут выполнить за один день, работая вместе?

Решение:

1/3 + 1/6 = 2/6 + 1/6 = 3/6 = ½

Ответ: ½ часть заказа швея и ученица могут выполнить за один день, работая вместе.

Швея сшила костюм. На юбку ушло 2 1/2 м ткани, а на жакет – на ¾ м ткани больше. Сколько ткани пошло на костюм?

Решение:

1) 2 ½ + ¾ = 2 2/4 + ¾ = 2 5/4 = 3 ¼ (м) - пошло на жакет

2) 2 ½ + 3 ¼ = 2 2/4 + 3 ¼ = 5 ¾ (м) - пошло на костюм.

Ответ: 5 ¾ м ткани пошло на костюм.

Задача 4:

Маляр:

Покрасили четверть длины всего забора, а потом еще 8 метров. В результате покрасили половину забора. Какова длина всего забора?

(можно рассмотреть разные способы решения)

(8 + 8) · 2 = 32(м) или

8 · 4 = 32 (м)

Ответ: 32 м длина всего забора.

Решая эти задачи мы сталкивались с дробями?

Для чего же еще в жизни нужны дроби и умение выполнять действия с дробями?

Людям разных профессий необходимо уметь решать задачи на дроби, знать правила сложения и вычитания, умножения и деления дробей.

Задача 5:

Могла ли одна девочка съесть 2/3 торта, а другая ¾ этого же торта?

(нет не могла, так как сумма данных дробей больше единицы)

    Выполнение номеров из учебника:

___________________________________________________________________________

__

    Домашнее задание:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

    Итог урока:

А закончить урок я хотела бы словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого:

«Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».





Жил-был старик со старухою. Просит старик: - Испеки, старуха, колобок. -И-Из чего печь-то? Муки нету. - Э-эх старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.




Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше окно ---лавка ---пол ---двери --порог ---сени --крыльцо ----двор ---ворота








Катится, катится вдаль Колобок, Крутится, вертится красный бочок. А на опушке сидела Лиса, книжку читала, конечно, она. Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! - -Знаешь ли ты что показывают одинаковые знаменатели двух дробей? -А какая дробь называется правильной? А теперь расшифруй, что здесь написано:

Разработка урока по математике, 5 класс

Учитель математики
Куртушан Марина Анатольевна

2011-2012 уч.год

Дата:_________________

Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями»

Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями».

Задачи:
Обучающие : обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способностей;
развивающие : развитие интереса к предмету, математической грамотности, расширение кругозора учащихся;
воспитательные : воспитание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, товарищества.

Тип урока : урок –игра.

Орг.момент.

Пусть каждый и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет.
С.Маршак.

Здравствуйте, ребята, садитесь. 1,2,3,4… с этим мы вступаем в страну чисел. Она не имеет границ. За числами - сама жизнь. Для человека очень важно подружиться с числом и уметь с ним работать. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, в страну «Дробей». Все ли готовы? Всем ли удобно? Ну тогда поехали.

1 станция «Теоретическая»

  1. Дробь называется правильной, если …
  2. Чтобы сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно…
  3. При сравнении дробей с разными знаменателями, нужно …
  4. Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно…
  5. При вычитании дробей с разными знаменателями, надо…
  6. Как из неправильной дроби сделать смешанное число?
  7. Чтобы умножить дробь на дробь, надо…
  8. Чтобы разделить дробь на дробь, надо…


2 станция «Смекалкино»

Для решения многих задач недостаточно одних знаний. Необходима еще внимательность и смекалка. А сейчас мы с вами и проверим кто из вас самый внимательный. Внимание на доску.

3 станция «Спортивная»

Задачка на внимание, умение, терпение,
А также вычитание, деленье, умножение.

Две пары цифровых боксеров,
Однажды встретились в финале.
И ты узнать сумеешь скоро,
По сколько все очков набрали,
Какие заняли места?
Задача в общем-то проста,
Но, чтоб очки те подсчитать.
Необходимо лишь узнать,
В каком бою их умножали,
В каком делили, вычитали…
А результат вписать в кружки,
Где не проставлены очки.

Итак, внимательно посмотрите на боксеров, какие математические действия были выполнены? Решите и запишите ответы.


4 станция «Вычислялкино»
Выполнить умножение:

Выполните деление:

3. Задача.

Сторона треугольника равны Найдите периметр.

4. Задача.

Айман и Шолпан собрали 48 яблок. Количество яблок, собранных Айман, в раза больше, чем количество яблок, собранных Шолпан. Сколько яблок собрала Шолпан? Решите задачу, составив уравнение.

Подведение итогов.

1)Оценивание степени участия каждого ученика.

2)Подсчитывание жетонов.

3)Выставление оценок.

Все сегодня молодцы. Каждый получает мини-грамоту за сегодняшний урок.

При вычитании дробей с разными знаменателями, нужно… Чтобы умножить дробь на дробь, надо… Чтобы разделить дробь на дробь, надо…

2 станция Смекалкино

Сколько будет, если 2 десятка умножить на 3 десятка? 600 Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? 30 км. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает кусок в 1 м. Через сколько минут она распилит бревно в 6 метров? 5 минут Мотоциклист ехал в деревню и встретил 3 машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? 1 мотоциклист

3 станция Спортивная

4 станция Вычислялкино

Выполните действия 1

Самостоятельная работа Задача №

Домашнее задание № 916; № 921.

Цели урока:

  • Образовательная : обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме “Обыкновенные дроби”
  • Развивающая : создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний, развивать способность формирования умений применять приемы обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитие математической речи, внимания, памяти
  • Воспитательная : содействовать воспитанию интереса к математике, познавательного интереса, способности слушать мнения и ответы одноклассников, критически их оценивать, воспитывать чувство сопереживания и ответственности

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, закрепления умений.

Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

План проведения урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Применение знаний.
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте все ли готово к уроку: тетрадь и учебник, письменные принадлежности, дневник. Девизом сегодняшнего урока являются слова французского писателя Анатоля Франса: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.”

Ребята, а кто скажет, что значит поглощать с аппетитом? (Радостно, весело, с удовольствием).

Вот и мы будем поглощать знания на уроке с большим удовольствием, потому что они нам в дальнейшем пригодятся.

Открываем тетради пишем число, классная работа. (время для записи).

2. Устный счет

А кто мне скажет какой главный навык в математике? (Устный счет)

А сейчас я проверю, как вы научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем. Мы с вами выполним математическую разминку. Вам дается 1 минута. В тетради пишем только ответы. Кто готов положите ручки в сторону, чтобы я видела. (Проверяем ответы 1 читает, а все сигнализируют линейками: зеленая - да, оранжевая - нет)

Сообщение темы урока и постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности.

А теперь давайте, ребята, повторим, что мы изучали с вами на прошлых уроках. А поможет нам математический кроссворд. А кроссворд необычный, который подскажет тему сегодняшнего урока. Работать с этим кроссвордом мы будем в парах. А если будем работать в парах, то повторим правила работы в парах. (Дети отвечают)

Вспомнили, а теперь давайте разгадаем. Слова располагаются в нем только по вертикали, слева-направо. На разгадывание вам 1,5 минуты.

Если сделали отложили ручки в сторону. Итак, время вышло.

(1. Какое математическое действие обозначает дробная черта? (деление)

2. Как называется число, стоящее над дробной чертой? (числитель)

3. В дроби число 1 называют.... частью. (целой)

4. Две равные дроби обозначают одно и тоже дробное.... (число)

5. Как называется число, стоящее под дробной чертой? (знаменатель)

6. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется...... (правильной)

7. Дробь, в которой числитель равен или больше знаменателя называется.... (неправильной)

8. Равные части называют.... (долями))

Мы отгадали кроссворд, тем самым мы повторили темы предыдущих уроков. Кто сделал 1 ошибку, а кто 2?

Я вам в начале урока сказала: что здесь зашифровано слово, которое подскажет тему сегодняшнего урока. Какое это слово? Выполнять действия с какими числами мы с вами научились? (дети отвечают: натуральными и обыкновенными дробями)

Обращаясь к ключевому слову кроссворда уточните, ребята, тему урока?

(ответ: действия с обыкновенными дробями)

Записываем тему! (пишут в тетради)

3. Постановка цели и задач урока

Выяснили о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Скажите цель сегодняшнего урока? (опрос) Цель : Продолжить работу над формированием навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Это будет наша цель! (на доску)

Ребята, а что-бы осуществить нашу цель, какие мы должны будем решить задачи:

1) повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; сравнения дробей.

2) применять их при решении задач

Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

4. Закрепление

Решаем индивидуально. (в конце решения делаем взаимопроверку- не парная работа)

1. Сравните :

а) б) в) (Когда сравниваем проговариваем правила)

2. Вычисли:

а) б) в) г) Проговариваем правила

Первая задача выполнена.

Физкультминутка.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись слайд№8
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я

3. Задача:

В пакете было кг конфет двух сортов. Масса конфет одного сорта равна кг. Чему равна масса конфет другого сорта?

В первый день туристы прошли намеченного пути, а во второй день - .Какую часть всего пути туристы прошли за два дня?

Вторая задача выполнена.

5. Самостоятельная работа

1-вар

2)

3)

4)

5)

6)

7)

2-вар

2)

3)

4)

5)

6)

Расположить ответы по возрастанию. И отгадайте зашифрованные слова.

Давайте проверим какие слова у вас получились. А когда проверим вы сами поставите себе оценку в зависимости от того, сколько вы допустили ошибок. Приступим к проверке первого варианта. Какое слово у вас получилось? (КАЛЬЦИЙ) Правильно! Проверим 2 вариант (ФОСФОР) Правильно!

А что такое кальций и фосфор кто знает? А как вы думаете почему я решила зашифровать эти микроэлементы? (Правильно, т.к. они важны нашему микроорганизму)

Приближается весна и нашему организму все тяжелее противостоять болезням из-за нехватки витаминов и микроэлементов.

Зачем нам нужен КАЛЬЦИЙ? (кости делать крепкими)

Где он содержится?

В каких продуктах? (показать таблицу в презентации)

Посмотрите, что вы должны будете съесть когда прийдете домой! Чтобы ваши косточки были крепкими.

Зачем нужен ФОСФОР? (для работы нашего мозга, чтобы вы хорошо учились). Посмотрите где он содержится. (показать таблицу).Вот как важны эти микроэлементы.

6. Домашняя работа

Откройте дневники и запишите домашнее задание с учебника №1076 и творческое задание: составьте кроссворд с ключевым словом “ВИТАМИН”. Потому что на следующем уроке мы продолжим беседу о витаминах. Кроссворд должен состоять из математических понятий.

7. Итог урока

Что вы прошли сегодня на уроке? А чтобы оценить свою работу на уроке возьмите на столах кружочки и нарисуйте на них смайлик:

  • Улыбается - все понятно;
  • Равнодушен - все понятно, но можно еще порешать;
  • Грустный - все не понятно.

Вот вам мой смайлик (показываю детям свой смайлик, а они показывают свои). Я вами очень довольна на уроке и вижу вам понравился урок.

Вы свободны. Спасибо за урок.

Кроссворд

1. Какое математическое действие обозначает дробная черта?

2. Как называется число, стоящее над дробной чертой?

3. В дроби число 1 называют....частью.

4. Две равные дроби обозначают одно и тоже дробное....

5. Как называется число, стоящее под дробной чертой?

6. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется......

7. Дробь, в которой числитель равен или больше знаменателя называется....

8. Равные части называют....