Вес из объема и плотности. В конце же - загородный дом. Материал ведения урока

Инструкция

Если нет возможности с точностью произвести измерение геометрических размеров тела, воспользуйтесь законом Архимеда. Для этого возьмите сосуд, имеющий шкалу (или деления) для измерения , опустите предмет в воду (в сам сосуд, снабженный делениями). Объем, на который увеличится содержимое сосуда, - и есть объем погруженного в него тела.

Если известны плотность d и объем V предмета, всегда можно найти его массу, пользуясь формулой: m=V*d. Перед расчетом массы приведите все единицы измерения в одну систему, например, в интернациональную систему измерения СИ.

Вывод из приведенных формул следующий: чтобы получить искомое значение массы, зная плотность и объем, надо умножить значение объема тела на значение плотности вещества, из которого оно сделано.

Источники:

  • как находить массу

Массу тела обычно определяют экспериментально. Для этого берут груз, ставят его на весы и получают результат измерения. Но при решении физических задач, приведенных в учебниках, измерение массы по объективным причинам невозможно, зато имеются те или иные данные о теле. Зная эти данные, можно определить массу тела косвенно путем расчета.

Инструкция

Согласно этой таблице плотность составляет 2300 кг/м³. Тогда для того, чтобы найти массу бетонной плиты, потребуется простое алгебраическое действие: m = 15*2300 = 34500 кг, или 34.5 тонн. Ответ: масса бетонной плиты составляет 34.5 тонн

Обратите внимание

Проводя расчет по указанной выше формуле, необходимо осознавать, что таким образом узнается масса покоя данного тела. Интересен факт того, что многие элементарные частицы обладают колеблющейся массой, которая зависит от скорости их движения. Если элементарная частица движется со скоростью тела, то эта частица является безмассовой (например, фотон). Если же скорость движения частицы ниже скорости света, то такая частица называется массивной.

Полезный совет

При измерении массы никогда нельзя забывать, в какой системе будет дан конечный результат. Имеется ввиду, что в системе СИ масса измеряется в килограммах, в то время как в системе СГС масса измеряется в граммах. Также масса измеряется в тоннах, центнерах, каратах, фунтах, унциях, пудах, а также во многих других единицах в зависимости от страны и культуры. В нашей стране, к примеру, массу издревле измеряли в пудах, берковцах, золотниках.

Источники:

  • масса бетонной плиты

К примеру, вам на зиму необходим минимум в 15 куб. метров березовых дров.
Ищите в справочной плотность березовых дров. Это: 650 кг/м3.
Вычисляйте массу, подставив значения в ту же формулу удельной плотности.

m = 650*15 = 9750 (кг)

Теперь, исходя из грузоподъемности и вместимости кузова, вы можете определиться с видом транспортного средства и количеством поездок.

Видео по теме

Обратите внимание

Люди постарше больше знакомы с понятием удельного веса. Удельная плотность вещества – это то же, что и удельный вес.

Бывают ситуации, когда необходимо вычислить массу жидкости , содержащейся в какой-либо емкости. Это может быть и во время учебного занятия в лаборатории, и в ходе решения бытовой проблемы, например, при ремонте или покраске.

Инструкция

Самый простой метод – прибегнуть к взвешиванию. Сначала взвесьте емкость вместе с , потом перелейте жидкость в другую емкость, подходящую по размерам, и взвесьте пустую тару. А затем остается лишь вычесть из большего значения меньшее, и вы получите

Зависит не только от его размеров, но и от вещества, из которого тело состоит. Так, тела одного объёма, сделанные из разных веществ, имеют разные массы, и обратно: тела, имеющие одинаковые массы, сделанные из разных веществ, имеют разные объёмы.

Плотность тела - зависимость массы и объема

Например, железный куб с ребром 10 см имеет массу 7,8 кг, алюминиевый куб тех же размеров имеет массу 2,7 кг, а масса такого же куба изо льда 0,9 кг. Величина, характеризующая массу, приходящуюся на единичный объём данного вещества, называется плотностью. Плотность равна частному от массы тела и его объёма, т.е.

ρ = m/V, где ρ (читается «ро») плотность тела, m - его масса, V объём.

В Международной системе единиц СИ плотность измеряется в килограммах на кубический метр (кг/м3); также часто используются внесистемные единицы, например, грамм на кубический сантиметр (г/см3). Очевидно, 1 кг/м3 = 0,001 г/см3. Заметим, что при нагревании веществ их плотность уменьшается или (реже) увеличивается, но это изменение так незначительно, что при расчётах им пренебрегают.

Сделаем оговорку, что плотность газов непостоянна; когда говорится о плотности какого-нибудь газа, обычно имеется ввиду его плотность при 0 градусов по Цельсию и нормальном атмосферном давлении (760 миллиметров ртутного столба).

Расчет массы и объема тела

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью рассчитывать массы и объёмы разных тел. Это удобно делать, применяя плотность.

Плотности разных веществ определяются по таблицам, например, плотность воды 1000 кг/м3, плотность этилового спирта 800 кг/м3.

Из определения плотности следует, что масса тела равна произведению его плотности и объёма. Объём же тела равен частному от массы и плотности. Этим пользуются при расчётах:

m = ρ * V; или V = m / p;

гдн m масса данного тела, ρ его плотность, V объём тела.

Рассмотрим пример такого расчета

Пустой стакан имеет массу m1=200 г. Если налить в него воды, его масса будет m2= 400 г. Какую массу будет иметь этот стакан, если налить столько же (по объёму) ртути?

Решение. Найдём массу налитой воды. Она будет равна разности массы стакана с водой и массы пустого стакана:

mводы = m2- m1 = 400 г 200 г = 200 г.

Найдём объём этой воды:

V = m / ρв = 200 г / 1 г/см3 = 200 см3 (рв плотность воды).

Найдём массу ртути в этом объёме:

mрт = ρртV = 13,6 г/см3 * * 200 см3 = 2720 г.

Найдём искомую массу:

m = mрт + m1 = 2720 г + 200 г = 2920 г.

Ответ: масса стакана с ртутью равна 2920 граммам.

Рассмотрим более сложный пример расчета

Слиток из двух металлов с плотностями ρ1 и ρ2 , имеет массу m и объём V. Определить объём этих металлов в слитке.

Решение. Пусть V1 объём первого металла, V2 объём второго металла. Тогда V1 + V2 = V; V1 = V V2; ρ1V1 + p2V2 = ρ1V1 + ρ2 (V V1) = m

Тела, g – ускорение свободного падения. Объема в этой формуле нет, значит, его надо связать с величинами, указанными в формуле, например, массой. Выводить ускорение свободного падения нельзя, так как оно – константная величина, равная 9,8 Н/кг ( , деленный ).Объем и масса тела объединены другой физической формулой: V= m /ρ, где m – масса, V – объем тела, ρ – плотность вещества, постоянная табличная величина для конкретных веществ. Запишите ее в удобном для работы виде: m = V*ρ

Подставьте формулу массы (m = V*ρ) в формулу веса тела (P=m*g), получится новая для расчета веса указанного тела: P=V*ρ*g. Вот и получилась веса тела через его объем. В ней ускорение свободного падения, g, ρ, являются постоянными величинами (плотность только для этого тела). Стала видна прямая зависимость между объемом и весом тела. Чем больше объем тела, тем больше его вес.

Пример решения задачи. Найдите вес стеклянного шара объемом 0,2 м^3 (кубических метра).
Решение. В данном условии известны три величины: объем (V=0,2 м^3), ускорение свободного падения (9,8 Н/кг) и плотность, которая определяется в таблице по веществу, из которого тело состоит, (плотность стекла ρ = 2500 кг/ м^3). P=V*ρ*g = 0,2 м^3*2500 кг/ м^3*9,8 Н/кг = 4900 Н. При работе с единицами измерения: сократите и , остаются – силы. Вес тела – это сила, поэтому измеряется .

Обратите внимание

Вес тела и масса тела – это две разные физические величины, имеющие разные характеристики.

Полезный совет

Принято использование округленного значения ускорения свободного падения, оно равно 10 Н/кг.

Таблицу плотностей можно найти в любом учебнике седьмого класса или физическом справочнике.

Вес тела – это сила, с которой оно давит на горизонтальную опору, мешающую свободному падению тела. В быту вы можете ошибочно назвать массу весом. Это не так: если человек стоит на полу, едет на лифте вверх или вниз, масса его неизменна, а вес будет изменяться.

Инструкция

Вес тела измеряется в Ньютонах. Чтобы найти вес вашего тела в состоянии покоя при нормальных земных условиях, используйте формулу P=mg, где P – это вес, m – , g – силы тяжести (или ускорение свободного падения). Значит, если масса вашего тела, например, 60 кг, его вес будет равен 60x9,81=588,6 (Н).

Если вы в лифте спускаетесь вниз, вы можете почувствовать некоторую легкость. Это связано с тем, что при той же массе тела вес уменьшился. В случае вес рассчитывается по формуле P=m(g-a), где а – ускорение тела, в данном случае равно 2 м/с². Соответственно вес вашего тела теперь будет равен 60x(9,81-2)=468,6 (Н). По сравнению с первым случаем вес уменьшился на 120 Ньютонов.

Когда вы поднимаетесь на лифте, то чувствуете тяжесть. Так как вектор ускорения направлен силы тяжести, для расчета веса вы получите формулу P=m(g+a). Ускорение нам известно, оно также равно 2 м/с². Получается, что вес тела равен 60x(9,81+2)=708,6 (Н). По сравнению с вашим весом в состоянии покоя, показатель больше на 120 Ньютонов.

Маменишкина Нина Васильевна

учитель физики МБОУ Кутуликская СОШ

п. Кутулик, Иркутская область

Урок : «Расчет массы и объёма тела по его плотности».

Цели урока:

добиться усвоения понятия «плотность тела»;

отработать навыки установления связей между массой, объемом тела и плотностью тела.

развитие умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении различного вида задач;

развитие общеучебных умений оформлять решение, делать выводы;

развитие умений пользоваться измерительными приборами;

развитие умений действовать самостоятельно при выполнении экспериментальных заданий.

воспитание аккуратности, последовательности в действиях, наблюдательности, культуры речи, умения четко выражать свою мысль.

Предметные:

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Метапредметные:

осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач

Личностные:

сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

Тип урока: урок решения задач.

Оборудование и оснащение урока:

доска, компьютер, компьютерная презентация, учебник, бруски одинакового объёма, ученическая линейка, раздаточный материал.

Ход урока:

I этап:

1. Загадки:

Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)

Все мы с Вами твёрдо знаем,

Что линейкой измеряем

Мы у куба высоту, ширину

Ну, и длину.

Подскажите, что за связь

Существует между ними?

Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)

2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?

3. Какой буквой она обозначается?

4. По какой формуле вычисляется?

5. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ ?

6. Каков физический смысл плотности?

II этап:

Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.

1. Как из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.

2. Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока (учащиеся предлагают формулировку с фиксированием её на доске и в тетрадях).

3. Записать с помощью магического треугольника формулу плотности и вывести расчётные формулы массы и объёма тела.

Вы на уроке всё поймёте,

Когда задачки разберёте.

Начнём мы с простенькой пока,

Нетрудной для ученика.

Задача1 : В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано

500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м 3 .

Вычислите плотность цирковой гири.

Вторую мы немножко усложним.

Анализ сделаем и быстро разрешим.

Задача 2 : (на основе использования литературных персонжей)

Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел

Плотность организма 980 кг/м 3 и объём, равный 0,08 м 3 . Какова была плотность

Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в

Кувшине объёмом 2 литра?

Задача 3: (экспериментальная)

Определить массу бруска, зная породу дерева, из которого он изготовлен.

Для решения данной задачи предлагается карточка – инструкция:

1. Измерьте размеры бруска - его ширину, длину и высоту (переведите все измерения в см) и запишите: а = см; в = см; с = см.

2. Вычислите объём бруска: V=______ см 3 .

3. Зная плотность (см. таблицу в учебнике), вычислите массу бруска: m = ______________кг.

Фамилия__________________

Четвёртая задачка – это да!

Её решите все Вы без труда!

Задача 4 : (экспериментальная, с использованием фрагмента виртуальной лабораторной работы

«Измерение плотности твёрдого тела»).

Вычислить объём второго тела, считая, что оно изготовлено из стали, выполнив для

Этого необходимые измерения.

Экология, друзья, важная наука

Без неё нельзя прожить, вот такая штука!

Задача 5 : (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).

Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за

День 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м 3 .

Задача 6 : (творческое задание)

Какова связь между мышками, изображёнными на рисунке и хозяйственным мылом?

(предлагаются варианты ответов).

Мыши любят употреблять в пищу хозяйственное мыло. Какова же плотность уже не существующего мыла? (Дома вычислить плотность мыла, выполнив для этого дополнительные измерения).

III этап:

  1. Запись домашнего задания: § 22, творческое задание: определить плотность мыла.
  2. Рефлексия.

Задача на повторение :

Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку

объёмом 15 см 3 ?


Учитель Венина В.С., Кулешовская СОШ №17 Азовского района Ростовской области

Технологическая карта урока. Перышкин. Физика. 7 класс. ФГОС.

Урок 21. Расчёт массы и объёма тела по его плотности (§ 23)

Цели урока: рассмотреть как решаются задачи на определение массы тела по его объёму и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ (использовать треугольник); развивать умение работать с табличными данными; проводить необходимые измерения для вычисления объёмов тел.

Тип урока: решение задач.

Оборудование : (могут быть жетоны, карточки с формулами для вычисления объёмов тел для прикрепления магнитами на доску), линейка, деревянный брусок, цилиндр, шар; проектор, таблицы для оценки деятельности.

Подготовительный этап : найти и выписать формулы для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и шара; принести линейки.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Учитель распределяет ребят на группы.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Повторение пройденного.

Отгадаем загадки .

1.Измерять её мы можем.

В граммах, килограммах тоже.

2. Вместимость тела, часть пространства в нём Так называем мы?

3. Масса, объём и …

Что такое плотность?

Какой буквой обозначается плотность?

Какие единицы плотности вы знаете?

Что показывает плотность?

Плотность машинного масла 900кг/м 3 . Что это означает?

Решить задачу .

Ледяная глыба объёмом 30 м 3 имеет массу 27 т. Определите плотность льда.

Что известно в задаче?

Как обозначить? Чему равно?

Что нужно найти?

Какую формулу нужно записать? (Постройте треугольник и впишите величины «массу», «плотность» и «объём».)

Для того, чтобы найти объём нужно в треугольнике закрыть букву, обозначающую «объём» и получим массу делим на плотность.

Отгадывают загадки.

Плотность

Плотность – это скалярная физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

Плотность обозначают буквой «ро».

Кг/м 3 ; г/см 3 .

Плотность = масса: на объём.

Какова масса 1 м 3 вещества.

Машинное масло объёмом 1 м 3 имеет массу 900 кг.

Решают задачу все вместе под руководством учителя, затем один ученик оформляет её на доске.

Личностные УУД:

Формирование интереса к физике;

Формирование понятийного аппарата;

Познавательные УУД:

Формирование умения решать задачи по физике;

Оформление задач по физике.

Формулирование темы и целей урока.

Сформулируйте тему урока, разгадав ребус:

и

а

по его

Какие цели урока мы перед собой поставим?

Подсказка для ребят

У неё нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Формулируют цели урока.

Регулятивные УУД:

Развивать логическое мышление;

Умение ставить учебную задачу.

Решение задач в процессе групповой деятельности.

1-ой группе

Найдите массу бетонной плиты объёмом 3 м 3 .

2-ой группе

Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите её объём.

3-ей группе

Общая масса семи одинаковых листов кровельного железа 49 кг, размер каждого листа 1х1,5м. Какова толщина одного листа?

– На доске оформить решение задачи.

- групповая работа учащихся

- работа с учебником (используют таблицы плотности веществ – стр.63).

Один человек от группы оформляет решение задачи и рассказывает её решение.

Познавательные УУД:

Развитие поиска нужной информации в учебнике;

Регулятивные УУД:

Развитие навыков анализа;

Развитие умения записывать условие задачи;

Находить и записывать решение задачи;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе;

Личностные УУД:

Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки.

Физминутка

Личностные УУД: формирование здорового образа жизни

Практическая работа

1-ой группе

Вычислите объём деревянного бруска, выполнив необходимые измерения.

2-ой группе

Вычислите объём цилиндра, выполнив необходимые измерения (формула V = R 2 h ).

3-ей группе

Вычислите объём шара, выполнив необходимые измерения (формула V =4/3*R 3).

Измеряют длину, ширину и высоту деревянного бруска. Вычисляют объём бруска по формуле V = авс.

Измеряют диаметр и высоту цилиндра. Вычисляют радиус цилиндра и объём цилиндра по формуле V = R 2 h .

Измеряют диаметр шара и вычисляют объём шара по формуле V =4/3*R 3 .

Личностные УУД:

- развитие навыков работы с измерительными инструментами;

Регулятивные УУД:

- развитие умения составления плана и последовательности действий, выполнение соответствующих измерений;

- развитие навыковвычисления по формуле.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе.

Закрепление

Сделайте выводы :

1.Как найти массу тела, зная объём этого тела и плотность?

3. По какой формуле вычисляли объём деревянного бруска.

4. Массы трёх шаров равны. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены?

5. Стальной и алюминиевый стержни имеют одинаковые площади поперечного сечения и массы. Какой из них длиннее?

Чтобы найти массу тела, нужно объём умножить на плотность.

Чтобы найти объём, нужно массу разделить на плотность.

V =a *b *c .

Массы равны, на рисунке объёмы различны, значит и плотности у шаров различны (самая большая плотность у 2 шара, самая маленькая плотность у 3 шара).

Стальной стержень длиннее, чем алюминиевый.

Регулятивные УУД:

Развивать умение делать выводы;

Развивать логическое мышление.

Запись домашнего задания.

Работа с дневниками

Личностные УУД

Формирование навыков письма.

Итоги урока, рефлексия

Итак, что же делали на уроке?

Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

- Выполнили ли мы поставленные цели.

Спасибо за урок!

- заполняют таблицу.

Личностные УУД:

- развитие самооценки.

    Загадки. инфоурок

    Ребусы. seninvg07.narod.ru

    Супер физминутка. vidashki.ru .

Просмотр содержимого презентации
«Урок 21 Расчёт массы и объёма тела по его плотности»


Отгадаем загадки.

Измерять её мы можем.

В граммах, килограммах тоже

Масса

Вместимость тела, часть пространства в нём

Так называем мы?

Объём

плотность

Масса, объём и …


  • Что такое плотность?
  • Какой буквой обозначается плотность?
  • Какие единицы плотности вы знаете?
  • Как рассчитать плотность вещества?
  • Что показывает плотность?
  • Плотность машинного масла 900кг/м 3 . Что это означает?

Задача.

Ледяная глыба объёмом 30 м 3 имеет массу 27 т. Определите плотность льда.

ρ V


Сформулируйте тему урока, разгадав ребус.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности (§ 23)

по его

Кулешовская СОШ№17

Азовского района, Ростовской области

учитель Венина В.С


Сформулируйте цели урока:

У неё нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

Задача


Задачи.

1. Найдите массу бетонной плиты объёмом 3 м 3 .

2. Стальная деталь машины имеет массу 780г. Определите её объём.

3. Общая масса семи одинаковых листов кровельного железа 49 кг, размер каждого листа 1х1,5м. Какова толщина одного листа?


Практическая работа.

Вычислите объём фигуры, выполнив необходимые измерения.

V = R 2 h

V = а в с

V = 4/3* R 3


Выводы:

  • Как найти массу тела, зная объём этого тела и плотность?
  • Как рассчитать объём тела, зная массу и плотность?
  • По какой формуле вычисляли объём деревянного бруска.
  • Массы трёх шаров равны. Одинаковы ли плотности веществ, из которых они изготовлены?
  • Стальной и алюминиевый стержни имеют одинаковые площади поперечного сечения и массы. Какой из них длиннее?


всё понял

затруднялся

не понял


Спасибо за урок!

Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.


  • Журнал физика в школе №6 2001г.
  • Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник/ А.В. Перышкин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 224с.: ил.
  • Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. -191 с.: ил. (№235)
  • Загадки. инфоурок
  • Ребусы. seninvg07.narod.ru
  • Супер физминутка. vidashki.ru .