Решение логарифмических уравнений и неравенств. Секрет успеха – в мелочах. Просмотр содержимого документа «групповая работа по заполнению пропусков»
Рассмотрим график логарифмической функции и график прямой пропорциональности
Отметим, что функция возрастает на области определения, Без графика это можно определить по основанию логарифма. Для где х>0, если основание логарифма больше нуля, но меньше единицы, то функция убывает, если основание логарифма больше единицы, то функция возрастает.
Важно заметить, что логарифмическая функция принимает положительные значения на множестве чисел, больших единицы, запишем это утверждение с помощью символов f(x) при x
Прямая пропорциональность y= x в этом случае на промежутке от одного до плюс бесконечности тоже принимает положительные значения, большие одного. Совпадение это или закономерность? Обо всём по порядку.
Неравенства вида называются логарифмическими, где а — положительное число, отличное от 1 и >0,)>0
Преобразуем неравенство к виду. При переносе слагаемых из одной части неравенства в другую знак слагаемого меняется на противоположный. По свойству логарифма, разность логарифмов с одинаковым основанием можно заменить логарифм частного, таким образом, наше неравенство примет вид.
Обозначим выражение t , тогда неравенство примет вид.
Рассмотрим это неравенство относительно основания а, большего единицы, и относительно основания а, большего нуля и меньшего единицы.
Если основание логарифма а, большего единицы, то функция возрастает на области определения и принимает положительные значения при t больше одного. Вернемся к обратной замене. Значит, дробь должна быть больше одного. Это означает, что f(x)>g(x).
Если же основание логарифма, большего нуля и меньшего единицы, тофункция убывает на области определения и принимает положительные значения при t больше нуля и меньше одного. При обратной замене неравенство равносильно неравенству, а оно выполняется при f(x) Сделаем вывод: Если)>0 и при a>1 логарифмическое неравенство равносильно неравенству того же смысла)>), Методы решения логарифмических неравенств.
Пример 1. Решите неравенство
< 1.
Решение. Пусть
=
. Далее решим неравенство
< 1.
Получим:
(
– 1)(
+ 1) < 0
-1<
< 1.
Осталось решить двойное неравенство:
— 1 <
< 1
<
2 >
x
> 0,5.
Ответ:
.
Пример 2.
Решите неравенство
> 2
x
.
Решение.
Перепишем неравенство в виде:
>
>
8
8
.
Пусть
, получим:
Осталось решить неравенство
9.
Ответ:
(2; +∞).
Пример 3.
Решите неравенство 2
≥ 1.
Решение.
Перепишем неравенство виде:
—
≥ 1
Пусть
a
=
,
тогда
– a
≥ 1
≥ 0
≥ 0
≤ 0.
Осталось решить совокупность неравенств:
Ответ
:
;
.
Пример 4.
Решите неравенство
Решение.
Последовательно воспользуемся утверждениями:
Двойное неравенство равносильно системе:
Ответ:
(7; + ∞).
Пример 5.
Решите неравенство
Решение.
Рассмотрим случаи:
Но при
x
неравенство
35 –
x
неверно. Решений нет.
Ответ
: (2; 3).
Метод замены множителей
При решении показательных и логарифмических неравенств можно воспользоваться и методом замены множителей.
Утверждение 1.
Знак разности
(
a
– 1) (
f
(
x
) –
g
(
x
))
при
x
ОДЗ.
Или в виде схем:
Утверждение 2.
Знак разности
совпадает со знаком произведения
(
h
(
x
) – 1)(
f
(
x
) –
g
(
x
))
при
x
ОДЗ.
Пример 1.
Решите неравенство
Решение
: Воспользуемся утверждением (1). Получим, что знак разности
совпадает со знаком разности
(3
при условии, что
x
ОДЗ. Следовательно, данное неравенство равносильно системе:
Тема урока: Логарифмические неравенства.
Цель урока:
1.Отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмов, логарифмических функций; применять их при решении логарифмических неравенств; уметь применять различные методы решения логарифмических неравенств.
2. Развитие сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки. Способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
3. Воспитание познавательной активности, воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
Задачи урока:
1. Повышение интереса к предмету математика.
2. Закрепление новых знаний и умений по теме «Логарифмические неравенства»
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Постановка целей урока. (Слайд № 2).
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
(Слайд № 3).
— Преподаватель: Символом сегодняшнего урока я взяла ракушку, а эпиграфом – слова:
«Мир так огромен,
Не хватит жизни, чтобы всё познать.
Но много есть похожего,
Ты можешь отыскать его во всём…»
— Преподаватель: Как вы считаете, о чём эти слова? И почему символ урока – ракушка — спираль?
— Учащиеся: В мире много разных вещей, явлений, но всегда можно найти что-то похожее, схожее друг с другом. Эта «схожесть» помогает лучше понять какое-либо явление или какой-нибудь новый факт.
— Преподаватель: Слова эпиграфа должны быть связаны с нашим сегодняшним уроком. На ваш взгляд, какая связь между эпиграфом и уроком?
Учащиеся: Видимо, мы сегодня будем изучать новую тему, материал которой похож на ранее изученный материал. Но, поскольку символ урока – спираль, то материал урока будет сложнее, чем то, что изучали ранее.
3. Мотивация. Организация восприятия.
— Преподаватель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Свойства логарифмических неравенств».
(Учащиеся записывают тему в тетрадях).
— Преподаватель: При изучении логарифмов, на самом первом уроке, мы с вами говорили о том, что с появлением компьютеров, логарифмы стали не так актуальны, как раньше. А зачем тогда мы их изучаем?
Учащиеся: Эта тема есть в программе, логарифмы будут на экзаменах, на ЕГЭ.
Сегодня на уроке мы будем использовать приёмы сравнения, анализа, обобщения. И хотя логарифмы могут и не понадобиться вам в жизни, но умения сравнивать, анализировать что-либо, обобщать, необходимы любому современному человеку, который хочет успешно построить свою профессиональную карьеру. И есть ещё один важный момент, объясняющий значение логарифмов для человечества. О нём я расскажу в конце урока.
— Преподаватель: Рассмотрим различные логарифмические неравенства, но для этого повторим свойства логарифмической функции. (Слайд № 4).
— Преподаватель: Соотнести графики функций. (Слайд № 5).
Учащиеся: 1)
2)
3)
— Преподаватель: Решение простейших логарифмических неравенств.
,
.
a
,
b
– действительные числа,
a
. (Слайды №№ 6, 7, 10).
Учащиеся: решают в тетрадях, затем проверяют с решением на доске.
(Слайд № 8).
y
=
– возрастает
x
Ответ: (8; +
(Слайд № 9).
— убывает
x
Ответ: (
(Слайд № 11).
—
возрастает
Ответ:
;
— Преподаватель: Решим логарифмические неравенства заменой множителей (Слайд № 12).
Повторим формулы: (Слайд № 13).
(Слайд № 14).
(Слайд № 17).
(Слайд № 19).
4.Обобщение урока
— Преподаватель: А теперь я расскажу вам о том, какое значение имеет логарифмическая функция для всего человечества. Испокон веков целью математики было помочь людям узнать больше об окружающем мире, познать его закономерности и тайны. Математики научились создавать математические модели различных явлений природы. Изучение таких моделей позволяет больше узнать о природных явлениях. Ряд явлений природы может описать логарифмическая зависимость. Иначе говоря, математики, пытаясь составить математическую модель того или иного явления, достаточно часто обращаются именно к логарифмической функции. (Слайд № 21). Одним из наглядных примеров такого обращения является логарифмическая спираль, уравнение которой имеет вид:
= loqa
. А сама спираль (ракушка)– это символ нашего сегодняшнего урока.
— Преподаватель: Так почему же в качестве примера логарифмической зависимости в природе выбрали именно логарифмическую спираль? Известно, что живые существа обычно растут, сохраняя общее начертание своей формы. При этом чаще всего они растут во всех направлениях – взрослое существо и выше и толще детёныша. Но раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении. Чтобы не слишком вытягиваться в длину, им приходится скручиваться, причём рост совершается так, что сохраняется подобие раковины с её первоначальной формой. А такой рост может совершаться лишь по логарифмической спирали. (Слайд № 22). Поэтому раковины многих моллюсков, улиток, рога таких млекопитающих, как архары (горные козлы), закручены по логарифмической спирали. Великий немецкий поэт Иоганн-Вольфганг Гёте считал её даже математическим символом жизни и духовного развития.
По логарифмической спирали очерчены не только раковины. Например, паук Эпейра, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмическим спиралям. В подсолнухе семечки расположены по дугам, близким к логарифмической спирали; орешки в кедровой шишке располагаются тоже по логарифмической спирали; по логарифмическим спиралям закручены многие галактики, в частности, Галактика, которой принадлежит Солнечная система.
— Учащиеся:
Рассказывает о логарифмической спирали.
Логарифмическая спираль.
Логарифмическая спираль или изогональная спираль - особый вид спирали, часто встречающийся в природе. Логарифмическая спираль была впервые описана Декартом и позже интенсивно исследована Бернулли, который называл её Spira mirabilis – «удивительная спираль».
— Преподаватель: Самостоятельная работа в тетради. Учащиеся сдают тетради.
Домашнее задание: Решить два неравенства (Слайд № 24).
5.Рефлексия.
Преподаватель: А сейчас я передаю на каждый ряд листок с изображениями логарифмической спирали. Исходной точкой начала урока будем считать начало спирали. Поставьте, пожалуйста, точку (каждый на одной из спиралей), которая отражает ваши знания в конце сегодняшнего урока. Определите, насколько вы продвинулись в своём развитии за 45 минут.
(Учащиеся выполняют предложенную работу).
Преподаватель: Посмотрите на эти рисунки. Вы все узнали сегодня что-то новое на уроке. И эта информация, пути её познания способствовали вашему развитию. Глядя на эти изображения, вы можете увидеть, как каждый из вас продвинулся в своём развитии за этот урок, сравнить себя с другими учащимися. А я вижу, что урок прошёл не зря, что я помогла вам идти по дороге знаний, а вы мне, поскольку, я видела ваш интерес к уроку. Спасибо вам, ребята, за это! (Слайд № 25).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный урок – это четвёртый урок в теме «Логарифмические неравенства». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Урок проводился в группе учащихся с уровнем развития средний и выше. Поэтому вся структура урока, изложение нового материала были разработаны с учётом возможностей и способностей учащихся.
Исходя из того, что для подготовки к уроку я использовала дополнительную информацию, связанную с понятием логарифмической спирали (понятием, которого нет в школьном курсе математики), то приоритетной задачей на данном уроке, является развивающая задача. Не умаляю также и роли образовательной задачи.
На первом этапе урока я, используя эпиграф и символ «ракушка», способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся, направленной на формулировку темы урока. При повторении материала «Свойства логарифмической функции» учащиеся самостоятельно вспомнили материал, свойства логарифмических неравенств. Развитие речи учащихся способствовало формулировка вслух правил.
Следующий этап урока: организация восприятия. Используя приёмы аналогии, сравнения, я предложила учащимся решить логарифмические неравенства различными способами. Формулировка вслух свойств логарифмов способствовало развитию речи учащихся. Для того чтобы у учащихся не было затруднений с решением неравенств, на этом этапе включена работа на повторение материала прошлых уроков (непосредственно по теме «Логарифмы»).
Учащиеся знают критерий оценивания. К тому же, они знают, что очень сложных заданий здесь нет. Используя малый объём заданий, нарастание по степени сложности, я создала на этом этапе для каждого учащегося ситуацию успеха. Самопроверка с использованием слайдов. Мотивация: использование темы для решения логарифмических уравнений, для сдачи экзамена, развития мышления.
На этапе обобщения я использовала дополнительную информацию по данной теме, что способствовало развитию познавательного интереса учащихся, расширению их кругозора.
На этапе рефлексии учащиеся с помощью рисунка логарифмической спирали сами смогли определить уровень своих знаний в начале урока и в конце, увидеть своё развитие по отношению к другим учащимся.
Вывод: в целом, урок поставленных целей достиг.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Логарифмическая спираль
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к единому экзамену. – М.: Айрис пресс, 2006.
2. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. – М.: Аркти, 2004.
Областное государственное автономное
профессиональное общеобразовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»
Методическая разработка
урока по математике:
Решение логарифмических
уравнений и неравенств
Выполнила: преподаватель математики Тарановская В.П. 2016 год
Тема урока: Решение логарифмических уравнений и неравенств
Цель урока:
повторить понятие и свойства логарифма; изучить способы решения логарифмических уравнений и закрепить их при выполнении упражнений. Задачи:
Обучающие: повторить определение и основные свойства логарифмов, уметь применять их в вычислении логарифмов, в решении логарифмических уравнений; Развивающие: формировать умение решать логарифмические уравнения; Воспитательные: воспитывать настойчивость, самостоятельность; прививать интерес к предмету Тип урока:
урок изучения нового материала. Пед. технологии:
информационно-коммуникационные, коллективная система обучения – вариационная пара, разноуровневое обучение. Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран. Структура и ход урока:
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся и кабинета к занятию. Объявление темы. Устная работа.
Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции: 1. Разминка по теории
: 1. Дайте определение логарифма.
2. От любого ли числа можно найти логарифм? 3. Какое число может стоять в основании логарифма? 4. Функция y
=log
0,8 x
является возрастающей или убывающей? Почему? 5. Какие значения может принимать логарифмическая функция? 6. Какие логарифмы называют десятичными, натуральными? 7. Назовите основные свойства логарифмов.
8. Можно ли перейти от одного основания логарифма к другому? Как это сделать?
2. Работа по карточка
: 3. Фронтальный опрос класса (сопровождается слайдами презентации)
Вычислить:
l
оg
3 √3 log
7 1 log
5 (1 / 625) log
2 11 - log
2 44 log
8 14 + log
8 32/7 log
3 5 ∙ log
5 3 5 log
5 49 8 l
о g
8 5 - 1 25 – log
5
10
4. Сравнить числа
:
log ½ е и log ½ π; log 2 √5/2 и log 2 √3/2. 5. Выяснить знак выражения
log 0,8 3 · log 6 2/3 Изучение нового материала:
Определение:
Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение . Решение уравнений на основании определения логарифма Метод потенцирования Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию Группа делиться на микрогруппы по 4 человека. Каждый из четырех членов группы выбирает один из способов решения, разбирается с ним (при затруднении можно обратиться к преподавателю), проводит взаимообучение с остальными тремя товарищами. Далее вместе прорешивают четыре примера, ответы проверяются у преподавателя. Решение уравнений на основании определения логарифма.
Имеет решение . На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых: по данным основаниям и числу определяется логарифм, по данному логарифму и основанию определяется число, по данному числу и логарифму определяется основание. Пример
1
Пример
2
Пример
3
Ответ: 7
Ответ: 8
Ответ: 3
Метод потенцирования. Под потенцированием
понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их т.е. Пример:
Решите уравнение Неверно Ответ
: решений нет. Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества.
Пример:
Решите уравнение – не принадлежит ОДЗ – принадлежит ОДЗ Ответ
: х
=2 Папка содержит опорные конспекты к уроку, лист самоконтроля, технологическую карту урока, самоанализ урока, презентацию к уроку. Урок был показан на районном семинаре учителей математики и получил высокую оценку. Опорный конспект №1
«Виды неравенств и их решение»
Вид неравенства
Решение
Линейные Квадратичные
Графический метод:
1.Находим корни уравнения 2.Строим на координатной прямой модель параболы (a
0, ветви вверх; а
3.Записываем промежутки в ответ. Рациональные
f(x) 0, f(x) где f(x) – рациональное выражение. Частные случаи:
{n
– чётное, знаки не меняются} Метод интервалов:
1) Представить левую часть неравенства в виде функции у = f(x). 2) Найти область определения функции (при которой эта функция имеет смысл). 3) Найти корни функции (нули функции). 4) Определить интервалы знакопостоянства. 5) Определить знак функции на каждом интервале. 6) Выписать значения х, при которых неравенство верно. 1) Иррациональные
с чётной степенью
Иррациональные с нечётной степенью
Показательные
Логарифмические
Тригонометрические
: При решении используют тригонометрическую окружность или график соответствующей функции С модулем:
1) |x
| a
2) |x
|a
1) -a
2) Опорный конспект №4
Определение:
Логарифмом положительного числа b
по положительному и не равному единице основанию а
называется показатель степени, в который нужно возвести число а
, чтобы получить b
. О Логарифмическая функция:
, где Технологическая карта урока
Мелехина Галина Васильевна
, учитель математики МАОУ «Платошинская средняя школа». Предмет
Математика Класс
11 (профильная группа) Тип урока
Урок повторения, систематизации и дополнения знаний. Форма урока
Урок-практикум с элементами исследования. Формы организации учебной деятельности
Фронтальная, коллективная, парная. Техническое обеспечение
Компьютер, проектор, презентация. Методы обучения
Частично-поисковый, рефлексивный. Тема
Решение логарифмических неравенств. Метод рационализации.
Цели
Образовательные
: закрепление и систематизация знаний о логарифмических неравенствах. Развивающие:
формирование у учащихся навыков решения логарифмических неравенств различными методами, применение знаний при решении заданий С3 ЕГЭ, развитие умений нахождения рационального способа решения, формирование УУД. Воспитательные:
воспитание уверенности, культуры устной и письменной речи, ответственности, интереса к предмету. Литература
Алгебра и начала математического анализа. 11класс. В 2 ч. Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов – М. : Мнемозина, 2008.-287с. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика. ЕГЭ 2011(типовые задания С3).Методы решения неравенств с одной переменной. Лысенко Ф.Ф., Кулобухова С.Ю. Математика. Неравенства (профильный уровень), тренажёр. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015г. Мастер-класс по теме «Неравенства», ЕГЭ-студия Анны Малковой (г.Москва). Планируемые результаты
Предметные умения
: 1.Знание различных методов решения логарифмических неравенств: Сведение неравенств к равносильной системе или совокупности систем; Расщепление неравенств; Метод интервалов; Введение новой переменной; Метод рационализации. Личностные УУД:
Самоопределение; определять правила работы в парах; Применять волевую саморегуляцию (мобилизация на решение проблемы); -
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке; Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; Высказывать свое предположение на основе учебного материала; Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы поставленные учителем; Проводить анализ учебного материала; Проводить, сравнение, классификацию, указывая на основания классификации; Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения неравенств; Находить рациональные методы решения. Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других; -
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Время
Дидактические задачи
Организационный момент
Обеспечение комфортных условий для работы на уроке: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на совместную работу. Постановка учебных целей, формулировка темы урока
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Повторение теоретической базы
Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Актуализация опорных знаний
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Практикум по решению неравенств
Систематизация умений применять различные методы решения неравенства, построение алгоритма решения. Исследование
Постановка проблемы, осмысление, вывод нового знания. Первичное закрепление
Первичный контроль усвоения нового знания, коррекция усвоения. Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Итог урока
Постановка учебной задачи для домашнего задания. Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент Личностные УУД:
самоопределение Девиз: «Секрет успеха - в мелочах»
Вопрос:
Какого успеха хотели бы вы добиться и от каких мелочей он будет зависеть? (сл. №1) Учащиеся отвечают на вопрос. Постановка учебных целей, формулировка темы урока Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке. Коммуникативные УУД:
четко и ясно излагать свои мысли. Анализ домашнего задания.
Какие виды неравенств вызвали наибольшие затруднения? Назовите причины. Как справиться с проблемой? Остановимся сегодня на неравенствах, содержащих логарифмические выражения. Опираясь на наш девиз, сформулируйте тему и цель урока. Учитель, если нужно, корректирует ответы учащихся.
Запишите число и тему урока в тетради. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся предлагают свои варианты и проговаривают тему и цели урока. Тема:
«Решение логарифмических неравенств». Цели:
распределять время; правильно оформлять работу; выработать волевую саморегуляцию (умение мобилизировать себя на решение проблемы) Повторение теоретической базы Регулятивные УУД:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учитель предлагает вспомнить: основные виды неравенств и способы их решения (опорный конспект №1); равносильные преобразования при решении неравенств (ОК №2); методы решения неравенств (ОК №3); понятие логарифма, логарифмическую функцию (ОК №4). Учащиеся индивидуально работают с опорными конспектами: Заполняют лист самоконтроля (блок «Теоретическая база»). Время выполнения – 4 мин.
Актуализация опорных знаний Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. (сл. №4 - 6) Учитель предлагает выполнить задания для закрепления теоретического материала: Преобразуйте выражения, используя свойства логарифмов: Представьте число в виде логарифма с основанием 2: а) 4 б) 0 в) - 5 Вычислите выражения: Х
существует логарифм: Учащиеся индивидуально выполняют задания в тетради с последующей самопроверкой (сл. №4-6). Заполняют лист самоконтроля (блок «Повторение»). Время выполнения – 8 мин.
Практикум по решению неравенств Познавательные УУД:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; строить логическое рассуждение. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД:
аргументировать свою точку зрения; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; умение выражать мысли, в письменной и устной форме. работать в парах
-
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать формированиювыраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Предметные результаты:
Решение логарифмических неравенств методом равносильного перехода, расщепления неравенств, методом интервалов, введения новой переменно. Вторая цель урока: вспомнить методы решения логарифмических неравенств. З - Запишите
модель решения простого логарифмического неравенства: Р Задание:
Вам предстоит решить 5 неравенств разными методами. От чего зависит успех решения неравенства? Успех решения зависит от того, видим ли мы план решения. Я предлагаю каждой паре выбрать
одно неравенство и составить (устно) план решения
этого неравенства, а потом озвучить
его так, чтобы остальные справились с этим неравенством самостоятельно. На слайде есть подсказки.
Время составления плана – 1 минута.
Решите неравенства самостоятельно. Время выполнения – 10 мин.
П Устно отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь модель. Работа в парах
Отвечают на вопрос. Учащиеся в группах обсуждают и составляют план решения одного неравенства. Рассказывают план решения. Решают неравенства самостоятельно предложенным способом. Задают вопросы учителю (если возникли). Самопроверка (сравнение с образцом на слайде). Заполняют лист самоконтроля (блок «Практикум по решению неравенств»). Исследование Логические универсальные действия
: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Вернёмся к домашнему заданию, неравенство №14 у вас вызвало затруднение? Давайте попробуем вместе составить план решения этого неравенства. (сл. № 14) Есть другой способ, который позволяет освободиться от логарифма в неравенстве. Он называется – метод рационализации. Этот метод основан на серии теорем, сегодня мы познакомимся с одной из них. Теорема на слайде. Докажем теорему. (сл №15)
- Учащиеся вместе с учителем обговаривают план решения неравенства. Учащиеся записывают теорему в тетрадь. Вместе с учителем обсуждают доказательство теоремы, делают записи в тетради. Учащиеся формулируют вывод: Первичное закрепление Предметные результаты:
Решение логарифмических неравенств методом рационализации; анализ и сравнение методов решения; закрепление знаний во внешней речи и знаковой форме. Задания для закрепления:
Решите неравенства новым рациональным методом. Время выполнения 8 мин.
Учащиеся решают уравнения методом рационализации и проверяют решения по образцу, корректируют решения. З Рефлексия учебной деятельности Коммуникативные УУД:
уметь устно выражать свои мысли. ЛичностныеУУД:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД:
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: Подсчитайте количество + на листе самоконтроля. Учащиеся отвечают на вопросы и задают интересующие вопросы по данному уроку учителю. Учащиеся выставляют отметки в дневники. Итог урока Какие цели урока выполнили? Какие дальнейшие планы? - Учащиеся анализируют цели урока. Проговаривают план дальнейших действий. Записывают домашнее задание. Определение:
два неравенства с одной переменной называются равносильными, если их решения совпадают. Равносильные преобразования:
положительное
при всех Х из ОДЗ неравенства, сохранив при этом знак неравенства, то получится неравенство f
(x
)h
(x
) g
(x
)h
(x
), равносильное данному; если обе части неравенства f
(x
) g
(x
) умножить на выражение h
(x
), отрицательное
при всех Х из ОДЗ неравенства, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится неравенство f
(x
)h
(x
) g
(x
)h
(x
), равносильное данному; если обе части неравенства f
(x
) g
(x
) возвести в одну и ту же нечётную степень
если обе части неравенства f
(x
) g
(x
) неотрицательны
на ОДХ, то после возведения обеих частей в одну и ту же чётную степень
n
, сохранив при этом знак неравенства, то получится неравенство f
n
(x
) g
n
(x
), равносильное данному; показательное неравенство a
f
(x
) a
g
(x
) равносильно неравенству: f
(x
) g
(x
), если а 1;
f
(x
) g
(x
), если 0 а
логарифмическое неравенство log
a
f
(x
) log
a
g
(x
), где f
(x
) 0 и g
(x
) 0, равносильно неравенству: f
(x
) g
(x
), если а 1;
f
(x
) g
(x
), если 0 а
Совокупность неравенств
Решение совокупности: объединение
решений всех неравенств в совокупности. Система неравенств
Решение системы: пересечение
решений всех неравенств в системе.
—
≥ 1.
2
(1)
(2)
Ответ
:
;
.
Способы решения логарифмических уравнений:
, то , при условии, что .
«1. Опорный конспект - Виды неравенств и их решение»
{
в знаменателе – выколотые точки}
2)
Просмотр содержимого документа
«4. Опорный конспект -Логарифмы »сновные логарифмические тождества:
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»
адание:
дополните предложение:
абота в парах
роверка:
сл. № 9 – 13.
сделайте вывод,
для чего мы доказали эту теорему?
аполняют лист самоконтроля (блок «Первичное закрепление метода рационализации»).
Запишите домашнее задание: решите неравенства новым методом.
Просмотр содержимого документа
«2. Опорный конспект - Равносильные преобразования»
Просмотр содержимого документа
«3. Опорный конспект - Методы решения неравенств»
Опорный конспект №3
«Методы решения неравенств»
Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем
Неравенства, содержащие Неравенства, содержащие
иррациональные выражения выражения с модулем
Неравенства, содержащие показательные выражения (потенцирование)
Неравенства, содержащие логарифмические выражения (логарифмирование)
Метод расщепление неравенств
Метод замены
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/9/7b99fa3bfc6c1323ad57f94191aeb1c3a20f119c/phpka17xQ_Urok-v-11-klasse---Reshenie-logarifmicheskih-neravenstv_2_7.png)
Обобщённый метод интервалов
Будем рассматривать неравенства вида f
(x
) 0, где f
(x
) - логарифмическая, показательная, иррациональная или тригонометрическая функция. Наши действия будут такими:
1) Находим область определения f
(x
) 2) Находим нули f(x)
3) Определяем знаки на ОДЗ (которая разделена на промежутки нулями функции), подставляя удобные значения, принадлежащие каждому промежутку. 4) Записываем ответ, указывая объединение промежутков (из ОДЗ), на которых f
(x
) имеет соответствующий знак.
Просмотр содержимого документа
«Лист самоконтроля»
Лист самоконтроля
Ф.И. _________________________________________
Задание | Отметка (+) |
Теоретическая база |
|
Опорный конспект №2 «Равносильность неравенств» | |
Опорный конспект №3 «Методы решения неравенств» | |
Опорный конспект №4 «Понятие логарифма. Логарифмическая функция» | |
Повторение |
|
Вычисление логарифмов. | |
|
|
Неравенство №1 | |
Неравенство №2 | |
Неравенство №3 | |
Неравенство №4 | |
Неравенство №5 | Самоанализ урока |
Слайд 1)
Цель урока:
- организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению знаний и способов действий;
- повторить свойства логарифмов;
- обеспечить в ходе урока усвоение нового материала по применению теоремы о логарифмических неравенствах при основании a логарифма для случаев: а)0 < a < 1, б) a > 1;
- создать условие для формирования интереса к математике через ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации, в научно-техническом прогрессе.
Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение.
4. Актуализация ведущих знаний и способов
действий.
5. Организация усвоения новых знаний и способов
действий.
6. Первичная проверка понимания, осмысления
и закрепления.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (Приложение , слайд 2)
3. Повторение (Приложение , слайд 4)
4. Актуализация ведущих знаний и способов действий
– На одном из предыдущих уроков у нас возникла ситуация, при которой мы не смогли решить показательное уравнение, что привело к введению нового математического понятия. Мы ввели определение логарифма, изучили свойства и рассмотрели график логарифмической функции. На предыдущих уроках решали логарифмические уравнения с помощью теоремы и свойств логарифмов. Применяя свойства логарифмической функции, мы смогли решить простейшие неравенства. Но описание свойств окружающего нас мира не ограничивается простейшими неравенствами. Как же поступить в том случае, когда мы получим неравенства, с которыми не справиться с имеющимся объемом знаний? Ответ на этот вопрос мы получим на этом и последующих уроках.
5. Организация усвоения новых знаний и способов действий (Приложение , слайды 5-12).
1) Тема, цель урока.
2) (Приложение , слайд 5)
Определение логарифмического неравенства: логарифмическими неравенствами называют неравенства вида и неравенства, сводящиеся к этому виду.
3) (Приложение , слайд 6)
Для решения неравенства проведем следующие рассуждения:
Получаем 2 случая: a
> 1 и 0 < a
< 1.
Если a
>1, то неравенство log a t
> 0 имеет место тогда и только тогда, когда t > 1,
значит , т.е. f
(x
)
> g
(x
)
(учли, что g
(x
)
> 0).
Если 0 < a
< 1, то неравенство log a t
> 0, имеет место тогда и только тогда, когда 0 <
t
< 1, значит ,
т.е. f
(x
) < g
(x
) (учли, что g
(x
)
> 0 и f
(x
) > 0).
(Приложение , слайд 7)
Получаем теорему: если f
(x
) > 0 и g
(x
)
> 0),
то логарифмическое неравенство log a
f
(x
) > log a g
(x
)
равносильно неравенству того же смысла f
(x
)
> g
(x
) при a
> 1
логарифмическое неравенство log a f
(x
)
> log a g
(x
) равносильно
неравенству противоположного смысла f
(x
)
< g
(x
),
если 0 < a
< 1.
4) На практике при решении неравенства переходят к равносильной системе неравенств (Приложение , слайд 8):
5) Пример 1 (Приложение , слайд 9)
Из третьего неравенства следует, что первое неравенство лишнее.
Из третьего неравенства следует, что второе неравенство лишнее.
Пример 2 (Приложение , слайд 10)
Если выполняется второе неравенство, то выполняется и первое (если A > 16, то тем более А > 0). Значит, 16 + 4x – x 2 > 16, x 2 – 4 < 0, x (x – 4) < 0,