Тетрадь по русскому языку для опорных схем. Опорные схемы по русскому языку. Основные требования к составлению

Опорная схема Т - 2 (10 кл) ТЕМА: ЧС криминогенного характера - - Экономическая нестабильность Увеличение уровня нестабильности Повышенная плотность населения Миграция населения - - Увеличение расслоения населения по уровню доходов Маятниковая миграция Изменение в госполитике идеологических установок по собственности и средств производства Дефицит власти Текучесть кадров Возрастание нервных нагрузок на человека, _ повышение стрессовых, конфликтных ситуаций Промышленный и транспортный травматизм - Ослабление родственных и соседских связей Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате Охранные сигнализации Приемы самозащиты - Мощные и надежные двери Надежность и секретность дверных замков Глазок Стопперы и резиновые пробки на окна и балконы Ключи на каждого члена семьи Не открывать двери посторонним и при посторонних Телефон дальше от входной двери Наладить связь с соседями Укрепление жилища Створчатые решетки на окна Психологическая готовность Не приглашать незнакомых в квартиру Не провоцировать Внимательность в сомнительных местах Готовность к преодолению стресса, страха, и других крайних состояний Моральная готовность _ Не быть доверчивым Избегать криминальных зон Быть внимательными - 20

Опорная схема Т - 3 (10 кл) ТЕМА: ЧС природного и техногенного характера (общая классификация) ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ СБ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ИЗВ - Е ВУЛКАНОВ ОПОЛЗНИ СЕЛИ СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ - - УРАГАНЫ БУРИ СНЕЖНЫЕ БУРИ СМЕРЧИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ НАВОДНЕНИЯ ЗАТОРЫ ЗАЖОРЫ НАГОНЫ ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ - - ЛЕСНЫЕ ТОРФЯНЫЕ СТЕПНЫЕ МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - - ЭПИДЕМИИ ЭПИЗОТИИ ЭПИФИТОТИИ ЦУНАМИ ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 21

Опорная схема Т - 4 (10 кл) ТЕМА: РСЧС - ее структура и задачи 22

Опорная схема Т - 5 (10 кл) ТЕМА: Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних. 23

Опорная схема Т - 7 (1) (10 кл) ТЕМА: Современные боевые средства поражения 25

Опорная схема ТЕМА: Современные боевые средства поражения 26 Т - 7 (2) (10 кл)

Опорная схема Т - 8 (10 кл) ТЕМА: Оповещение и информирование населения о ЧС 27

Опорная схема ПУТИ ПЕРЕДАЛИ ИНФЕКЦИИ Т - 13 (10 кл) ТЕМА: Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДАТЧИКОВ КОНТАКТНО-БЫТОВОЙ ВОЗДУШНО-ПЫЛЕВОИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЙ ПИЩЕВОЙ ВОДНЫЙ ЭПИДЕМИЯ Выведение из зараженного организма Пребывание во внешней среде Внедрение в организм здорового К ПАНДЕМИЯ Это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение болезней. 33 БОЛЕЗНИ Столбняк (судороги мышц) Г азовая гангрена (омертвление тканей, интоксикация) Лектоспироз (печень, почки, капилляры) Тиф (лихорадка, расстройство сознания, сердца) Брюшной тиф (вызываются сальмонеллами) Дизентерия (толстая кишка, интоксикация) Вирусный гепатит А, Б (печень, желтуха) Г рипп (лихорадка, интоксикация) Желтая лихорадка (Малярия) передается комарами Холера (обезвоживание и обессоливание) Туляремия (лимфоузлы, лихорадка) Бешенство (судороги и паралич) Чума (лимфоузлы) Энцефалит (воспаление головного мозга)

Опорная схема 1. 2. 3. 4. 5. Т - 14 - 17 (10 кл) ОБЗОРНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ: Основы здорового образа жизни Не болеющие, без хр-х заболеваний Болеющие, но без хр-х заболеваний С хрон-ми заболеваниями С хрон-ми забол-ми и пороками С тяжелыми хрон-ми забол-ми Социальное (жилье, труд, отдых, питание) 5 групп здоровья Психологические особенности Духовное (отношение к людям, к миру, нормы поведения) Физическое (резервы организма, сопротивляемость, адаптация) Режим учебы и отдыха К Р И Т Е Р И И З Д О Р О В Ь Я Высокой частоты Низкой частоты Средней частоты 0, 5 часа От 0, 5 ч до 6 дней От 6 дней до 1 года Дыхание, сердцебиение Смена сна и бодрствования Недельный, лунный, годовой ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: всю жизнь ФИЗИЧЕСКИЙ 23 сут + полупериод от рождения до смерти ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ 28 сут Смена полупериодов ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 33 - полупериод сут

Опорная схема Т - 18, 23 (10 кл) ТЕМА: История создания ВС РФ 1380 (21. 09) 1242 г. (18. 04) Чудское озеро Александр Невский причислен к лику святых 1612 (7. 11) 1709 (10. 07) 1714 (9. 08) Куликовская битва Дмитрий Донской князь Московский. Битва Пересвета и Челубея Освобождение Москвы от польских интервентов Минин и Пожарский Петр 1 и его армия победила шведов в полтавском сражении русский флот под командованием Петра 1 победили шведов у мыса Г ангут 1945 (9. 05) 1790 (11. 09) ВС ДЕНЬ ПОБЕДЫ 1790 (24. 12) взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова ____ Ушаков Ф. Ф. ДL Победил турецкую эскадру у мыса Тендра __________ 1812 (8. 09) 1943 (2. 02) разгром под Сталинградом. (коренной перелом в ходе войны) (23. 08) - разгром в ходе Курской битвы 1853 (1. 12) 1941 (5. 12) 1918 (23. 02) битва под Москвой (к 7. 01. 42 советские войска продвинулись на запад на 100 - 250 км.) День защитников Отечества - победа Красной Армии над Кайзеровскими войсками Германии 35 русская эскадра под командованием П. С. Нахимова победили турков у мыса Синоп М. И. Кутузов разбили французов под Бородино

Опорная схема Т - 19, 21 (10 кл) ТЕМА: Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. 36

Опорная схема Т - 20 (1) (10 кл) ТЕМА: Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз. 37

Опорная схема Т - 22 (10 кл) ТЕМА: Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Родина условно разделяется на БОЛЬШУЮ и МАЛУЮ (страна и село или город соответственно). Отечество - синоним понятия Родина. 39

Опорная схема Т - 24 (10 кл) ТЕМА: Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений. 40

Опорная схема Т - 25 (10 кл) ТЕМА: Боевое знамя - символ воинской чести, доблести, славы. Боевое Знамя и военная присяга всегда были в почете у русского воинства. Проявление верности им считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня. 41

Опорная схема Т - 26 (10 кл) ТЕМА: Ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести. Воинская присяга Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите. О Б Щ И Е Верность присяге, воинскому массовый героизм в бою. Боевое Знамя воинской Общ^воинс кие уставы чалл"и Военно-морской флаг РФ. долгу, "Г С достоинством нести высокое звание защитника Родины. Дорожить честью и боевой славой воинской части, в которой он служит. Дорожить честью своего воинского звания. Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля. Войсковое товарищество. Т Р А Д И Ц И И 4 Быть верным Воинской присяге. В О Е Н Н О С Л Беззаветно служить своему народу. Мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ. Выполнять воинский долг. И Й Стойко переносить трудности военной службы. Неустанное стремление к овладению военнопрофессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля. У Ж А Щ О Б Я Беспрекословно повиноваться командирам, защищать их в бою. Оберегать Боевое Знамя Воинской части. 42 З А Н

Опорная схема Т - 2 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при ранениях Временная остановка Общее заражение «СЕПСИС» 1 Г t 40 С л Г Пот, галлюцина ции 1 Г Обработать, промыть рану Наложить шину или косынкой зафиксировать конечность Сгибанием конечности Прижатием пальца Локализацию раны Вид ранящего оружия Механизм травмы Вид раны 44

Опорная схема Т - 3 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при травмах ПОВРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ СИМПТОМЫ 1. 2. Отдышка Бледность кожи 3. Холодный пот 4. Учащенный пульс СИМПТОМЫ Боль Припухлость Нарушение функций 1. Деформация 2. Боли 3. Отечность 4. Нарушение функций ПМП ХОЛОД ТУГАЯ ПОВЯЗКА ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОДВИЖНОСТИ При открытых 1. Обработка кожи вокруг раны 2. Стир. Повязка. 3. Иммобил-ия 4. Обезбол-е 5. Согревание При закрытых Транспортная иммобилизация 1. Местное кровоизлияние 2. Нарушение функций сустава СИМПТОМЫ 1. 2. Бледен Частое, тяжелое дыхание 3. Учащенный пульс ПМП Движения невозможны Боль Полу сидячее положение при движении Припухлость Деформация сустава Нарушение его функций Наложить гермоповязку ПМП (при открытом пневмотораксе) 1. Холод 2. Иммобилизация 45 1. Остановка кровотечения. 2. Иммобил-ция. 3. Обильное питье. 4. Обезболивание (быстрое, анальгин не запивая) 5. Согревание 6. Щадящая транспортировка Г оспитализация в положении на боку с согнутыми ногами

Опорная схема Т - 4 (11 кл) ТЕМА: Первая медицинская помощь при остановке сердца 46

Опорная схема Т - 5 (11 кл) ТЕМА: Как стать офицером Российской Армии Подготовка кадров в Вооруженных Силах РФ Довузовская подготовка Екатеринбургское Казанское Московское Санкт. Петербургское Северо-Кавказское Тверское Ульяновское Уссурийское В них поступают учиться несовершеннолетние граждане не старше 16, 15 и 11 лет на сроки обучения 2, 3 и 7 лет соответственно После их окончания распределение в основном по военно-образовательным учреждениям Мин. обороны РФ Кадетский ракетноартиллерийский корпус Военно-технический кадетский корпус Военно-космический кадетский корпус Кранштадский морской кадетский корпус Кадетский корпус радиоэлектроники Омский кадетский корпус 1 ВИДЫ военно-учебных заведений Министерства обороны РФ - Ракетные войска стратегического назначения (5 ВУЗов) - Сухопутные войска (5 ВУЗов) - Ракетные войска и артиллерия (2 ВУЗа) - Войсковая противовоздушная оборона (1 Вуз) - Армейская авиация (1 ВУЗ) - Спортивный комитет (1 ВУЗ) - Военно-воздушные силы (10 ВУЗов) - Военно-морской флот (5 Вузов) - Воздушно-десантные войска (1 ВУЗ) - ВУЗы не входящие в виды ВС (4 ВУЗа) - Военно-оркестровая служба (1 ВУЗ) - Инженерные войска (1 ВУЗ) - Войска связи (2 ВУЗа) - Войска радиационной, химической и биологической защиты (2 ВУЗа) - Главное управление военного бюджета и финансирования (1 ВУЗ) - Главное автомобильнобронетанковое управление (3 ВУЗа) - Главное ракетно-артиллерийское управление (2 ВУЗа) - Тыл ВС (6 ВУЗов) - Строительно-квартирные органы (1 ВУЗ) 47

Опорная схема Т - 6 (11 кл) ТЕМА: Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ 48

Опорная схема Т - 7, 13 (11 кл) ТЕМА: Прохождение военной службы по призыву. Форма одежды По состоянию здоровья. - С 1 апреля по 30 июня Осенний - С 1 октября по 31 декабря Педагоги Парадная повседневная полевая Служба по призыву Весенний - С 1 мая по 30 июня Проходящий или прошедший военную службу. Прошедший военную службу в ВС др. гос-ва. Имеющий неснятую или непогашенную судимость за тяжкое преступление Гражданин, брат которого погиб, во время службы по призыву. СРОКИ СЛУЖБЫ 24 месяца. 12 месяцев для лиц с высшим образованием После военной кафедры 12 и 24 месяца. Началом службы считается день зачисления гражданина в списки части. Знать и содержать в готовности технику и вооружение. Мать оторого имеет 2 и более детей до 8 лет, воспитывая их _без мужа. _ В отношении которого возбуждено уголовное дело. Быть честным и дисциплинированным. Беспрекословно подчиняться командирам. Дорожить воинским товариществом. Избранный депутатом (на срок полномочий) Заболевание или увечие с потерей работоспособности Студентам дневных отделений госуд. ВУЗ ов Тяж. состояние здоровья, смерть близ. родственника тайну. Должностные обязанности Обстоятельства, мешающие попасть в военкомат в срок Используются в интересах службы. Иное обстоят-во, признанное судом уваж. причиной Закреплены в уставах, инструкциях, положениях, приказах. Имеющему высшее педобразование и работающему по специальности в сместности Постоянно работающему врачом в сельской местности. 49 Соблюдать правила воинской вежливости. Быть бдительным, соблюдать гос. и военную

Опорная схема Т - 8, 15 (11 кл) ТЕМА: Права и ответственность военнослужащих. СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих государством. Это совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством. * ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО * Свобода передвижения Право на свободу совести и вероисповедания. Право на участие в управление делами государства и общ-мы объединениями Свобода слова Правовые основы статуса военнослужащего Право на труд Право на регламентированное служебное время и время для отдыха Право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание. Право на жилище Право на охрану здоровья, медицинскую помощь Конституция РФ Право на собственность Страховые гарантии военнослужащих, право на возмещение вреда Законы и другие правовые акты РФ. Право на образование и права а области культуры Льготы при проезде на транспорте и почтовых отправлениях Ответственность военнослужащих ДИСЦИПЛИНАРНАЯ За поступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка (согласно общевоинским уставам) Командиры (за исключением случаев сокрытия правонарушений подчиненных) не несут дисциплинарной ответственности. АДМИНИСТРАТИВНАЯ За правонарушения военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. Но не применяются штрафы, исправительные работы, административный арест, лишение водительских прав. МАТЕРИАЛЬНАЯ За причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы ущерб Право на обжалование неправомерных действий Международное право Право при увольнение с военной службы на трудоустройство ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Основы социальной защиты членов семей военнослужащих Закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющими обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей. 50 УГОЛОВНАЯ За преступление

Опорная схема Т - 14 (11 кл) ТЕМА: Прохождение военной службы по контракту 54

Опорная схема Т - 16 (11 кл) ТЕМА: Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность - это основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства. Она носит название всеобщей, когда выполнение его возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. 55

Опорная схема Т - 17 (11 кл) ТЕМА: Организация воинского учета и его предназначение 56

Опорная схема Т - 18, 19 (11 кл) ТЕМА: Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. 57

Опорная схема Т - 20 (11 кл) ТЕМА: Увольнение с военной службы и пребывание в запасе _4_ Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении выплачивается единовременное пособие, равное минимальному размеру оплаты труда. _4_ Осуществляется по истечении срока службы по призыву. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, уволенные из ВС, но годные к военной службе и не достигшие 50 - летнего возраста, зачисляются в запас. _4_ Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящего службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение при следующих обстоятельствах * В случае гибели родных в военных действиях; занятые уходом за родными, обязанные по закону содержать их; имеющие ребенка, воспитываемого без матери; имеющие 2 -ух и более детей; имеющие ребенка до 3 -х лет и тд. 58

Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.

Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.

(Решение уравнений – с IVч 1класса).

Власова Наталия Ильинична,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области,заслуженный учитель РФ[email protected]

Дворжецкая Олеся Юрьевна,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области[email protected]

Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем»

Аннотация. Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории, являются опорные конспекты и схемы, которые подходят для уроков любого типа, так как являются основой в изучении исторического материала. Использование схем на уроках может служить методической помощью учителям истории, обучающимся 69х классов общеобразовательных школ, а также выпускникам 9х и 11х классов, проходящих государственную итоговую аттестацию по истории России за курс основной и средней школы. Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинноследственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемырисунки», «схемыцепочки», «схемыступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.Ключевые слова: опорный сигнал, схема, опорный конспект.

Современная система образованияимеет личностноориентированную направленность. При этом одной из ключевых ценностей становится формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы, умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории,являются опорные конспекты и схемы.Опорные схемы, или сигналы это средство, отличающее педагогический метод, открытый еще В.Ф.Шаталовым. Мы применили опорные схемы в своей работе, ипервый опыт оказался удачным. Изучение пятиклассниками истории древнего мира с опорой на тематический опорный конспект не только облегчило запоминание фактического материала, но и способствовало пониманию и усвоению причинноследственных связей между событиями в рамках всего курса, что, в свою очередь, повысило успеваемость по предмету. Данный метод позволил усвоить основное правило технологии, что опорный сигнал(схема)‬это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать впамяти известную ранее и понятую информацию.А опорный конспект‬система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему зна чений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом,то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.Наша работа посвящена новому подходу в изучении истории России в курсе школьной программы через технологию«опорных схем», созданных нами в процессе многолетней педагогической деятельности.К такому опыту обращались многие педагогиноваторы, учителяпрактики. Однако, данные исследования имеют в основном, законченный теоретический вклад, или узкую специализацию, или, наоборот, общий характер, не всегда соответствующий курсу истории России, изучаемому в общеобразовательной школе.Предлагаемая нами технология «опорных схем» отличается,прежде всего, системным подходом, иным использованием символов, четким следованием историческому материалу в соответствии со школьной программой, новым подходом к методике их использования. Наши схемы запоминаются и своей необычной формой ‬схемарисунок, схемацепочка,схемалестница, схемаломаная линия и т.д.Особенностьпредмета «история»таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблемисторического развития общества.Преподавателям истории известно, что усвоение фактического материала ‬одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить нио формировании навыков анализа документов, ниоб умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, таки спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей.Знание фактического материала и умение видетьлогическую последовательность событий ‬непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников.Наши «опорные схемы» должныпомочьсделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинноследственные связи.Работая по созданию опорных схем в курсе изучения истории, нам удалось найти оптимальный вариант, который может быть использован:‬учителями истории, независимо от стажа педагогической деятельности;‬учителями, работающими с детьмиинвалидами в дистанционном режиме. Использование схем позволит концентрированно изучить материал в полном объёме;‬учащимися 6‬9х классов, для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;‬учащимися9х,11х классовприподготовкек государственной итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ);‬абитуриентами, которым необходимозакороткое время повторить историческийматериал за курс средней школы;обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».

В настоящее время идея опоры на условные обозначения нам видится перспективной, а потому довольно часто используемой на уроках. Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.

1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему. 2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешныхучеников следить за объяснением материала. 3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинноследственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний. 4. Регулярно используя схемы,учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умениесамостоятельно работать с текстом любой сложностии объема, выделяя главное.Как часто мы сетуем на то, что у учеников кратковременная память, и они очень быстро забывают то, о чем мы так подробно и страстно говорили на уроке.И здесь помощником будет выступать также «опорная схема». Особо следует сказать о значении таких схем для «слабых» учащихся. Порой им непросто запомнить даже отдельный исторический факт.Исходя из опыта работы, можно совсей определенностью утверждать, что избежать этого можно, выстроив материал темы в логическую цепочку, воспринимаемую зрительно и поэтому легко понимаемую и усваиваемую учениками. В этом суть тематического опорного конспекта(несколько опорных схем), с помощью которого ученики без труда запоминают материал целой темы.Составление схемы происходит походуизложения учителем нового материала. Школьникамнесложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Учитель, привлекая учащихся, раскрывает содержаниекаждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому. В ходе педагогическойдеятельностимысоздавалиразличные опорные схемы, которые со временем совершенствовались, менялись, упрощались или усложнялись. На сегодня ‬это уже стройная система схем, и у нас появилась уверенность в правильном выборе методики. В настоящее время созданы опорные схемы по курсу истории России для учащихся 6‬9 классов (их также можно использовать и в 10‬11 классах). Схемыотличаются:

Лаконичностью;

структурностью (используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.);

Наличием смысловых акцентов (выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.);

доступностью воспроизведения от руки; использование удобночитаемых аббревиатур.Опорные сигналы(схемы)способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какаято часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминаетнеобходимое.В методической литературемного примеров, представляющих историю в схемах и таблицах,но это не заменяетпредлагаемые нами, опорные схемы, которые отличает прежде всего,системный подход, иное использование символов, четкое следование историческому материалу в соответствии сошкольной программой, новый подход к методике их использования.Опорные схемы совершенствовались на протяжении десятилетий работыиапробированыне на одном поколении учеников. Можно также с уверенностью говорить о дальнейшем их совершенствовании, а значит, о творческом подходе каждого учителя к использованию данной технологии в своей работе.Приведем примеры некоторых опорных схеми раскроем методику работы с ними.Тема «Первая русская революция 1905‬1907гг.». Основа схемы ‬«ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революцииестьначало, она развиваетсяпо восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Учитель вместе с классом в конце урока выведет обоснование данного схематичного изображения, а возможно, предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала,и ребята совместно с учителем наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме.Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа даетдостаточно.

Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).

1917осеньзимавесналето

Опорные сигналы(схемы)ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоитсяучеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем» проявляется и в том, какую форму приобретают данные схемы. Эти различия не случайны: «схемарисунок», что подходит только для наглядного изображения сражения, «схемацепочка», когда небольшому периоду соответствует большое количество дат, необходимых для запоминания, или «схемаступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какоголибо явления, «схемаломаная линия»,удачно подходящая для изучения революции 19051907гг…

Еще один пример, под названием «яйцо Фаберже» (рис. 3). Не секрет, что одним из самых сложных для запоминания является период революций в истории XXвека. Ученикам удержать в памяти череду событий только 1917 года бывает непросто. Можно заинтересовать ребят «творением»: сначала представить календарный год в виде овала, напоминающего яйцо, поделить его на времена года условно. А далее уже не составит труда расположить на этом «яйце» основные события, такие как: февральская революция, 2 марта ‬отречение Николая II, Апрельский кризис, Июльский кризис, Корниловский мятеж, а затем ‬24‬25 октября ‬Октябрьская революция. Эти события, отмеченные точками и короткими записями,будут четко создавать последовательность событий. Если эта работа будет сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, работой с документами, то и через много лет «яйцо Фаберже» останется в памяти каждого ребенка.Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным. Так, учащиеся смогут зрительно представить важные исторические событияили целые периоды с помощью несложной опорной схемы.

Вот еще пример такой работы: «Этапы закрепощения крестьян». Можно, конечно долго и пространно говорить о достаточно протяженном периоде, а можно «строить лестницу», постепенно показывая долгое, но поступательное движение государства по пути закрепощения крестьян. Причем, хорошо для этого выделить отдельную страницу в тетради и обращаться к ней тогда, когда изучается определенная «ступень», выстраивая,в конечном счете,полную картину закрепощения. Так будет выглядеть схема (рис. 4) в конечном итоге.

1597«Соборное Уложение»

1581«Урочныелета»

Бессрочный сыск беглых крестьян.Юридическое оформление крепостного права

1550«Заповедные лета»Сроки сыскабеглых5, 10 лет

1497СудебникИвана IV

СудебникИвана III

ЗапретЮрьева дня

Юрьев день(«пожилое»)Увеличение«пожилого»

При подготовке к экзамену такую схему легко можно повесить над кроватью, положить под стекло письменного стола, чтобы процесс запоминания шел автоматически. При этом такая методика запоминания с периодической заменой схем тоже дает свои положительные результаты.Насколько метод опорных схем эффективен ‬свидетельствует высокое качество знаний, отношение обучающихся к предмету и опыт коллег, успешно работающих с данной методикой в школах города и области. Умение работать со схемами, составлять их самостоятельно,помогает и студентам, сталкивающимся с огромным теоретическим материалом, который необходимо переработать, осмыслить, выделить главное и запомнить.

Вот только некоторые отзывы:«Для меня схемы ‬как подарок вкрасивой упаковке с изюминкой.Я с интересом его открываю, удивляюсь простоте, но изысканности, а главное, пользуюсь им с удовольствием. Вот что значат для меня схемы по истории» Юлия Макарова 11а класс.«Мне стало легче учиться, потому что я по натуре очень стеснительный и неразговорчивый человек. Мне всегда трудно на устных предметах. А с помощью схем ‬сигналов, я стала раскрепощенной, потому что это для меня хорошая, умная «шпаргалка», воспользовавшись которой хотя бы раз, запоминаешь на всю жизнь…» Белоглазова Ксения, 11а класс.«Я никогда не думал, что мне схемы по истории так помогут в университете. Но не тем, что по ним пришлось отвечать, хотя такое тоже было. Они меня научили работать с толстенными книгами и составлять главные схемы ‬опоры при подготовке к экзаменам. Скоро окончание ВУЗа, но свои тетради по истории яберегу, чтобы ими еще в жизни ктонибудь мог воспользоваться» Кречин Василий, выпускник, студент юридической академии.«Мне схемы помогли при подготовке к ЕГЭ. Помню я завешивал свою комнату ими по определенным периодам и смотрел в течение недели на нихутром, вечером, перед сном. Здоровский эффект. Теперь советую всем.» Бугаенко Игорь, выпускник, студент СГУ.«Несколько лет работаю преподавателем истории в различных учебных заведениях. Повезло, что по этим схемам училась еще в школе и сохранила тетради по истории, именно ради схем. Пользуюсь ими при объяснении материала на своих занятиях, как для учеников школы, так и для студентов колледжа и ВУЗа. Определенно можно сказать, что «двоечников» точно никогда не будет, потому что это уникальная форма усвоения материала даже для самого слабого ученика. Это было хорошей помощью мне на начальном этапе работы, а также, думаю, будет полезно всем молодым педагогам.» Дворжецкая О.Ю., учитель истории МБОУ СОШ №12.«Я этими схемами пользуюсь давно. В последнее время стала создавать свои, поэтому считаю эту систему очень динамичной, творческой и интересной. Она заставляет думать прежде всего учителя, искать интересные формы и делать сложный материал доступным для каждого ученика» Климина Н.О., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №12.«Я однажды сумел по схемам за 1 час повторить на «отлично» весь XIXвек по истории. Вот так.» Антонов Владимир, ученик 11б класса.

Кроме того, с помощью таких схем можно за 60 минут вспомнить и повторить практически весь период истории с древности до настоящего времени. Данные схемы удобно использовать и в преподавании детяминвалидам, обучающимся в дистанционном режиме. Не секрет, что количество часов для них ограничено. Такая система позволяет выдавать весь материал в полном объеме, так как он сконцентрирован и нагляден.«Опорные схемы» хорошо дополняют материал авторского дистанционного курса истории 78 классов, разработанный нами в рамках программы дистанционного обучения.Уже много лет, с 2009 года преподавание историис использованием «опорных схем», применяетсяв муниципальном дистанционном центре по обучению детейинвалидов в МБОУ СОШ №12г.Энгельса.Анализируя новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем», приходим к выводу, что разработанные нами «опорные схемы», являются эффективным методом изучения истории, способствующим быстрому усвоению изучаемого исторического материала. Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемая технология, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, делает доступным для всех даже самый сложный материал.Эффективность заключается еще и в том, что такие опорные схемы развивают у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, простотой инаглядностью технология позволяет быть успешными всем без исключения ученикам.Применяя данную технологию, педагог имеет возможность выявлять знания наибольшего количества ребят, а те в свою очередь получают возможность интенсивного обучения в условиях массовой школы. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления, поэтомусоставляемый опорный сигналдолжен нести в себе некую необычность.Таким образом, данная модель образовательного процесса обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов. Главное, чтобы каждый учитель нашел свой стиль, свою методику использования данной технологии, которая способна постоянно совершенствоваться. Новизна ее по сравнению с известными приемами и методами, основанными на использовании схем, заключается в том, что опорные схемы выступают и как опорный конспект для ученика, кроме того, позволяют в системе организовать преподавание истории России с древнейших времен до XXвека (включительно), дать базовый уровень знаний обучающимся массовой школы, а также, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учить детей самостоятельной, творческой деятельности в работе с историческим материалом любой сложности и объема.Данная технология охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный процесс,понятный и доступный всем без исключения.

Ссылки на источники1. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.: ГУП ЦРП «Москва ‬СанктПетербург», 2001 г., с. 4849. 2. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979. С 34.3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.4. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. ‬История: Приложение к газете «Первое сентября». 1994, №78.;5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. (Подготовка к ЕГЭ) М.: Издательство Эксмо, 2007;.6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие. М.: Издательство ВЛАДОС‬ПРЕСС, 2002.7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998;8. Студеникин М.Т., «Методика преподавания истории в школе» Москва «Владос», 2000.9. Кочетов Н.С. История России. 10, 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). ‬Волгоград: Учитель, 2003;10. http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1961

Nataliya Vlasova,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionOlesya Dvorzhetskaya,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionA new approach to the study of Russian history through the technology of the "basic diagrams".Abstract.One of the tools for the development of student‱s personality and for activation of the student‱s cognitive motivation at the history lessons are basic summaries and diagrams, which are suitable for any type of lessons, as they are the basis of the historical material study. Using of the diagrams at the lessons can serve as a methodical help for the history teachers, for students of the 69thclasses of secondary schools and for the schoolleavers, taking State Final Assessmenton the history of Russia in the course of primary and secondary schools. Diagrams are notable for laconism and structural properties. They use associations and logical blocks, integrated by means of arrows, lines, and other designations. The most important elements are highlighted in diagrams with the use of frames, original arrangement of symbols and easytointerpret abbreviations. In diagrams we can see a systematic approach, causeandeffect relations, the findings and conclusion. By their form diagrams are divided into the "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps" and so on. This fact in turn makes them memorable and understandable.Keywords:diagrams, "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps".

Опорная схема - это наглядное отображение когнитивной схемы, формирование которой является целью определенного этапа обучения. Поэтому опорная схема должна создаваться с учетом принципов, обеспечивающих эффективность когнитивного компонента обучения. Это означает, что опорная схема должна привлекать и удерживать внимание, быть удобной для восприятия и запоминания, способствовать пониманию того, что в ней отображено.

Опорная схема является ядром когнитивного компонента обучения, и основные средства обучения, используемые тренером, - мини-лекция, предъявление моделей, организация работы участников тренинга и обучающие материалы - опираются именно на опорную схему (рис. 4.3).

Опорная схема - это в подавляющем большинстве случаев блок-схема, т.е. схема, состоящая из блоков и связей между ними. Блоки нужно выделять на основе ключевых составляющих когнитивной схемы, способа действия, алгоритма. Опыт и талант тренера во многом определяют качественность опорных схем.

Возможности современных офисных компьютерных программ облегчают создание удобных для восприятия опорных схем. Поэтому профессиональный тренер должен в совершенстве владеть этими программами, быть в курсе наиболее свежих разработок в этой области.

Опорную схему можно и нужно пояснять дополнительными иллюстративными материалами, конкретными примерами, иногда - рисунками и/или фотографиями, чтобы она стала более интересной и запоминающейся. К восприятию и пониманию схемы можно и нужно подводить, последовательно объясняя ключевые факторы, создающие проблемы и позволяющие ее решать, двигаясь от простого к сложному и от знакомого к новому. При этом можно использовать упрощенные аналоги, которые помогут подвести участников тренинга к пониманию основной опорной схемы.

[ Работа |

I участников J

Обучающие

материалы

Рис. 4.3

Создавать опорную схему можно в следующем порядке:

  • выделение ключевых фрагментов из вербального описания (литературного источника - статьи, монографии): смысловых блоков и связей между ними;
  • выбор двух-трех словесных обозначений для каждого фрагмента, при этом сокращение должно быть конструктивным;
  • составление списка этих словесных обозначений, который поможет яснее увидеть связи между блоками и создать эскиз опорной схемы;
  • создание черновика схемы на большом листе или в специальной компьютерной программе (например, MS Visio). Важно, чтобы схема могла допускать ее редактирование с целью ее симметричности, единообразия, удобства для восприятия и понимания. Целью является не быстрое, а качественное создание схемы;
  • перенос готовой опорной схемы на носители, которые планируется использовать на тренинге.

В процессе создания опорной схемы нужно помнить, что каждый шаг ее создания вносит свои коррективы и может заставить вернуться к предыдущим шагам.

Опорная схема должна вызывать эстетическое, интеллектуальное удовольствие, предвкушение приятных чувств от ее применения, ощущение полученного эффективного орудия , хитроумного инструмента ; в идеале опорная схема должна быть средством утверждения собственного «Я» каждого, кто пользовался ею.

Рассмотрим факторы, делающие опорную схему качественной или некачественной.

Прежде всего исследуем фактор формы схемы, для чего давайте рассмотрим пример некачественной опорной схемы (см. рис. 2.12). Данная схема неудачна, поскольку:

  • наблюдается избыточное количество вариантов положения стрелок;
  • стрелки пересекаются;
  • стрелки слишком длинные;
  • блоки расположены беспорядочно, несимметрично;
  • при такой форме схемы и стрелок, и блоков слишком много;
  • схема в целом асимметрична, имеет «плохую» форму.

Пример исправления и улучшения некачественной опорной схемы представлен на рис. 4.4.

В улучшенном варианте схемы мы сознательно не изменили количество, размер и форму блоков - это можно было бы сделать, если

ЭЛЕМЕНТ т

  • --,---

1 Элемент і 3.1

Рис. 4.4.

бы мы знали не только форму первоначальной схемы, но и ее содержание. Изменению подверглись:

  • пространственные отношения между блоками (мы расположили их симметрично друг относительно друга, подчеркнули иерархические отношения между ними);
  • длина и положение стрелок (все стрелки стали значительно короче, перестали пересекаться, а эти два момента сильно упростили восприятие связей между элементами; вариантов положений стрелок стало всего два: вертикальное и горизонтальное).

Кроме того, в схеме за счет взаимного расположения блоков и за

счет оформления стрелок и блоков выделилось три надблока.

Таким образом, данный вариант опорной схемы является улучшенным, поскольку:

  • стрелки стали располагаться строго вертикально или строго горизонтально;
  • стрелки не пересекаются;
  • сократилась длина большинства стрелок;
  • блоки расположены упорядоченно, симметрично;
  • упростилась структура схемы: теперь стрелок и блоков немного;
  • схема приобрела «хорошую» форму, законченный, симметричный вид;
  • стала гораздо заметнее иерархическая структура связи элементов. Все эти изменения, безусловно, облегчили восприятие, понимание и запоминание схемы.

Можно было сделать другой улучшенный вариант, например расположить схему преимущественно по горизонтальной оси, выделить надблоки специальными рамками и т.д.

Второй фактор, определяющий качество опорной схемы, - это фактор содержания схемы, т.е. знаки и символы, с помощью которых создается опорная схема. Здесь необходимо следовать следующим принципам.

Во-первых, все элементы опорной схемы должны быть обозначены знаками и символами одного и того же уровня, одной и той же знаковой системы. Например, должны использоваться только слова, только математические знаки, только аббревиатуры.

Во-вторых, знаки, используемые в опорной схеме, должны быть однозначно поняты участниками тренинга. В частности, если вы используете символические изображения, т.е. изображения, ассоциативно связанные с содержанием того или иного блока, то вы должны быть уверены в том, что каждым участником тренинга связь между символом и тем, что он обозначает, будет понята легко и воспринята адекватно. Еще осторожнее следует обращаться с комическими символами.

При этом необходимо иметь в виду, что схема, состоящая из одних только символов, да еще и не связанных с обозначаемыми ими элементами простыми и однозначными связями, не является приемлемой. Символы могут только дополнять слова, математические знаки или аббревиатуры.

При использовании в опорной схеме аббревиатур и математических знаков вы должны быть уверены в том, что каждый участник тренинга одинаково и правильно понимает каждую аббревиатуру и каждый математический знак. При этом сами по себе аббревиатуры могут быть использованы для структурирования опорной схемы, что будет рассмотрено в дальнейшем.

В-третьих, опорные схемы в любом случае, особенно, если их носителем является слайд, не должны быть текстуально избыточными. Пример текстуально избыточной опорной схемы приведен на рис. 4.5.


Рис. 4.5.

В-четвртых, и форма, и содержание опорной схемы должны быть адекватны носителю информации. Каждый носитель информации предъявляет свои требования к форме и содержанию опорной схемы. Например, слайд существенно отличается по своим обучающим свойствам и по тому, каким образом человек воспринимает размещенную на нем информацию, от раздаточного материала, книги или брошюры. Слайд не читают, а воспринимают слитно, симультанно, поэтому опорная схема должна поместиться только на одном слайде.

Если одна схема размещена на двух слайдах и более, то участник тренинга не сможет читать все эти слайды одновременно, а значит, положительного эффекта от симультанной подачи информации не будет; то же произойдет, если текста в блоках схемы, размещенной на слайде, слишком много.

Акронимы. Хорошим способом создания опорной схемы, который способствует ее восприятию, пониманию и особенно запоминанию, является ее создание на основе акронима - слова, которое состоит из первых букв других слов, связанных между собой тем или иным образом (например, представляя собой девиз, ключевые признаки определенного объекта, или явления, или названия шагов алгоритма и др.).

Традиция создания акронимов берет начало из средних веков. Так, уже около 1350 г. был создан акроним, описывающий качества настоящего рыцаря, - M.I.L.E.S (рис. 4.6).

Удачность этого акронима заключается в том, что латинское слово «miles» означает «всадник», а именно этим словом обозначали рыцарей в Европе.

Другой удачный акроним создан недавно (рис. 4.7). Данный акроним описывает не простой набор качеств, а последовательность шагов. DMAIC - это обобщенный алгоритм улучшения бизнес-процессов, используемый в подходе под названием «шесть сигм» (six sigmas).

Сегодня акронимы широко применяются в качестве удобных способов обозначения тех или иных бизнес-решений. В качестве примеров приведем лишь несколько акронимов:

  • SMART - список правил формулирования цели;
  • GROW- обобщенный алгоритм коучинг-сессии: вопросы клиенту;
  • STAR - обобщенный алгоритм проведения интервью с кандидатом на замещение вакантной должности;
  • IRAC - описание структуры текста, который готовится юрисконсультом по заказу клиента .

Помимо акронимов используют последовательности слов, которые начинаются на одну и ту же букву, например ЗУ, 5Р, ЗА/.

В заключение еще раз подчеркнем, что создание качественной опорной схемы - один из ключевых факторов эффективности тренинга.


Рис. 4.В. Качества настоящего рыцаря


Рис. 4.7. Акроним DMAIC

  • Обобщенный алгоритм - это описание последовательности шагов в общем виде без конкретизации конкретной операции. При этом сами шаги описаны общими словами и абстрактными понятиями. Например, слово «усовершенствуй» является весьма абстрактным, существует масса конкретных способов усовершенствования. Опорная схема решения - это и есть обобщенный алгоритм. - Прим. авт.
  • Читатели данного пособия могут прислать интересный акроним на электронный почтовый ящик автора Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script