Ошибки в употреблении числительных задания. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных. ошибка в построении предложения с косвенной речью

Употребление в речи имен числительных вызывает немалые трудности. Встречаются ошибки в их склонении: Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей (надо: трехсот). Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полуторасот (следует: полутораста). На четырехсот шестидесяти избирательных участках все подготовлено ко встрече с избирателями (правильно: на четырехстах шестидесяти); смешение основ мужского и женского рода числительного «оба-обе»: Палки о двух концах, его били обеими (вместо: обоими, имеется в виду концами). При выводе уравнения мы приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков (следует: в обеих).

Иногда по ошибке собирательные числительные соединяются с существительными женского рода: Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд (четырем работницам).

Не единичны ошибки в падежной форме существительного в словосочетаниях, обозначающих даты, в которых числительное всегда должно управлять родительным падежом второго слова: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабрю (вместо: декабря); К первому маю будут произведены единовременные выплаты ветеранам (вместо: мая); письмо датировано двадцать третьим декабрем 1943 годом (следовало 23 декабря 1943 года).

В систему числительных вовлекаются счетные существительные, однако употребление их в речи не всегда стилистически мотивировано, так как нередко они вносят нежелательную просторечную окраску в текст: В настоящее время в пролете нагревательных устройств работает пара клещевых кранов (два... крана). Грамоту вручили Анне Федоровне Голубевой, которой скоро исполнится восемь десятков (которая скоро отметит свой 80-летний юбилей).

При литературном редактировании рукописи редактор должен внимательно проверять правильность цифровых обозначений и в нужных случаях обосновывать предпочтение им словесного наименования числа, контролировать употребление автором десятичных и простых дробей, не допуская при этом разнобоя.

При обозначении смешанных чисел (целого числа и дроби) существительным управляет не целое число, а дробь. Это правило нарушено в таких, например, предложениях: Число безработных в ФРГ достигло 2131828 человек, а это означает, что уровень безработицы возрос за месяц с 8,4 до 8,6 процентов (следует: процента); Руководитель Департамента продовольственных ресурсов Москвы... пояснил, что было ввезено лишь 19,2 тысяч тонн сухого молока (следует: тысячи).

Нередки ошибки в выборе падежной формы числительного в словосочетании с одушевленным существительным, которые требуют стилистической правки:

1. На вертолетах в госпиталь доставили двадцать двух раненых. - ...доставили двадцать два раненых.

2. Комбат не мог рассказывать об этом спокойно: скольких товарищей он потерял в бою! - ...сколько товарищей он потерял в бою!

3. За весь день мы поймали лишь два рака и три линя. - ...поймали двух раков и трех линей.

Приведем еще примеры стилистической правки речевых ошибок, вызванных неверным образованием собирательных числительных (от двузначных и трехзначных чисел), а также нарушением норм согласования в количественно-именном сочетании:

1. Трудились без отдыха 23 суток. - Трудились без отдыха в течение 23 суток (23 дня).

2. Для уроков труда нужно купить 34 ножниц.

3. В пакете 24 рукавиц. - В пакете 24 пары (две дюжины) рукавиц.

4. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней. - Медленно двигалась длинная вереница из 22 саней.

5. 274 суток провели папанинцы на дрейфующей льдине. - 9 месяцев провели папанинцы на дрейфующей льдине.

6. Гараж построили в полутораста метров от дома. - ...в полутораста метрах от дома.

7. Пришлось ждать до полутораста часа. - ...до полутора часов.

Поскольку в письменной речи числительные часто передаются цифрами, следует особенно внимательно «озвучивать» тексты такого рода. Об этом надо помнить дикторам радио и телевидения, а также редакторам, готовящим материалы с числительными для передачи в эфире.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи - имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Имангалиева Айсара

Карагандинская обл. г.Шахтинск

ШЛ№16, 6А класс

Научный руководитель:

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

ШЛ№16

Введение …………………………………………………………………………3

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… ................................................................. 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….…….... ............................................ 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………...……. ........................................................................ 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………...…...……… .............. 9-10

Заключение……………………………………………………………………11

Список литературы...................................................................... …….....…..12

Аннотация

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Задачи исследования:

Методы исследования:

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

    рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

    выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

    проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

    помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

    сбор и анализ литературных данных;

    сбор статистических данных;

    анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное - разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел (два плюс три - пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах (два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету (третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три - числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка - название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть - шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста - трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять - двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам (правильное употребление - неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили

1-2 ошибки

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

7 классы

8 классы

Итого

16%

38%

33%

13%

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Имен.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Имен.

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

с существительными имеющими форму только множественного числа;

с личными местоимениями;

с названиями детенышей животных;

в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

с существительными, называющими парные предметы;

с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

Заключение

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы - буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

    Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

    Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

    Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

    Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

    Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

    Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

    Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

    Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

    Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.

    Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

    Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

    Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

    Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

    Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Ответ: 59321

В тестах с 2016 до 2019 года вы найдёте это задание под номером 6. Содержание задания в этом году не изменилось.

При выполнении задания нужно подобрать примеры к пяти типам ошибок (даны 9 предложений, 4 из них вообще не содержат ошибок).

Предлагаются 10 типов ошибок:
- ошибка в построении предложения с причастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с косвенной речью;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибка в построении предложения с однородными членами;
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- ошибка в употреблении имени числительного;
-ошибка в построении сложного предложения;
-нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эти 10 типов ошибок теперь комбинируются в любых сочетаниях, и в задании нужно найти примеры 5 разных типов ошибок. За каждый верный ответ вы получите 1 балл, так что за выполнение задания можно получить от 0 до 5 первичных баллов.

Как решать?
1. Внимательно прочитать 9 предложений второго столбика и выбрать те 4, в которых нет ошибок.
2. Соотнести оставшиеся 5 предложений с указанными в первом столбике ошибками. Обратите внимание на то, что одна и та же ошибка может называться по-разному.
Например,
Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Очевидно, это предложение без ошибки выглядело бы так: Струи фонтана, которые искрились на солнце и БИЛИ, казалось, в самое небо, освежали воздух.

В придаточной части этого предложения допущена ошибка: однородными сказуемыми оказались глагол и причастие.
Что это: ошибка в построении сложного предложения, ошибка в построении предложения с причастным оборотом или ошибка в построении предложения с однородными членами? Смотрите, какой из этих вариантов есть в первом столбике и не "занят" другими примерами. Скорее всего, в этом задании найдется более очевидное предложение с неправильно образованным причастным оборотом ("Приготовленные оладьи мамой были восхитительны") и с неправильно построенным сложным предложением ("Меня спросили, что нужно ли готовиться к контрольной").
Итак, выбираем вариант "ошибка в построении предложения с однородными членами".

Вспомним типы ошибок.

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, тол есть походит одновременно на глагол и на прилагательное (играющий мальчик = мальчик, который играет).
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
а) Смешение действительных и страдательных причастий. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи.
б) Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий.
в) Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
г) Нагромождение причастных конструкций. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
Стандартные ошибки с причастиями:
а) Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. (мячик какой? забытЫЙ)
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом. Алгоритм: ищете определяемое слово, задаете от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе - это окончание причастия (не забывайте, что О и Ы в окончаниях часто равнозначны).
б) Приготовленные блины бабушкой были вкусными. (что за такие блины бабушкой? здесь причастный оборот оказался не на месте: Блины, приготовленные бабушкой... - так правильно)
в) не бывает причастий будущего времени, причастий с частицей бы и причастных оборотов, которые присоединяются к предложению с местоимениями ТАКАЯ, ТАКОЙ, ТОТ, ТА, ТЕ: Грушницкий один из тех людей, не имеющих своего мнения.

2) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие - значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие (ищите сказуемое). Подлежащее должно соотноситься и с основным, и с добавочным действием (один «деятель» совершает два действия).

Основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов:

а) Ошибка: Глядя в окно, у меня слетела шляпа.

Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели».

Правильно: Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа.

б) Ошибка: Выйдя во двор, мне стало холодно.

Это безличное предложение, в нем не может быть подлежащего, нет «деятеля». В данном безличном предложении деепричастный оборот не употребляется.

Правильно: Когда я вышел во двор, мне стало холодно.

в) В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом (= неопределённой формой): Собираясь в лес за грибами, необходимо взять с собой компас. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («взять» и «собираясь») один и тот же «деятель» («вы собираетесь» и «вы берёте»).

г) Заблудившись в лесу, мальчик был найден.

Данное предложение - страдательная конструкция. В лесу заблудился мальчик. Искать его будут другие люди.

Правильно: Мальчика, заблудившегося в лесу, нашли.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выделите грамматическую основу предложения.

2) Найдите деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

3) Если в предложении нет подлежащего (предложение безличное), попытайтесь восстановить его по сказуемому.

4) Соотнесите подлежащее с деепричастием.

5) Тот вариант, где подлежащее («деятель») выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

3) ошибка в построении предложения с косвенной речью

а) Использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица допустимо только при передаче прямой речи. Ошибка: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильно:: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

б) одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо. Ошибка: Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильно: Я не заметил, находится ли он в комнате.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлог ПО (= после) употребляется с предложным падежом: по приезде в Москву, по окончании спектакля, по истечении срока, по завершении учебного года; по окончании мероприятия; по прибытии в город.

Предлог ВО ИЗБЕЖАНИЕ употребляется с родительным падежом: во избежание неприятностей.

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО, НАВСТРЕЧУ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?): согласно (чему?) приказу; вопреки (чему?) мнению; благодаря вашему совету; пошёл навстречу (кому?) брату.

Предлоги ПУТЁМ, ПО МЕРЕ, ПО ЧАСТИ, С ПОМОЩЬЮ, ПО СЛУЧАЮ, ПОД ВИДОМ, ВРОДЕ, В ВИДЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЛИНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ употребляются с родительным падежом (кого? чего?): за исключением (кого?) пятиклассников.

Запомнить:

оплатить проезд, заплатить за проезд

одеть - кого? что? (одеть брата);

надеть - НА кого-то (надеть пиджак, ботинки, маску);

уверенность (в чём?) в победе;

вера (во что?) в победу.

5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Стандартная ошибка, которая демонстрирует нарушение этого правила, выглядит так: "те, кто учили плохо, всё забыл". Правильно - ТЕ, кто учил плохо, всё ЗАБЫЛ". ТЕ - местоимение множественного числа, и глагол должен стоять в форме соответствующего числа. Иначе получаем ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого.

6) ошибка в построении предложения с однородными членами

а) Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Мне нравится музыка и играть в футбол ".

б) Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением ".

в) Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный ".

г) Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба" .

д) Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах ".

е) Нарушения в области однородных сказуемых:
- использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца ";
- нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход "; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат" ; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная ".

ё) Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной ". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка ".

7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться. ПРИМЕР: В пьесе Островского "Гроза" разоблачается темное царство - родовое слово "пьеса", приложение остается в именительном падеже. В "Грозе" Островского разоблачается темное царство - родовое слово отсутствует, следовательно название меняет падеж.

8) ошибка в употреблении имени числительного
а) Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

б) Ошибки в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

в) В составном порядковом числительном склоняется только последнее слово. Ошибка: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»).

г) Не рекомендуется использование собирательных числительных в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике. Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

д) Числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.) должны употребляться в соответствии с родом существительного. Ошибка: «Конфликт препятствует развитию обоих стран» (правильно: «... обеих стран»).

9) ошибка в построении сложного предложения
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
а) Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
б) Употребление противительного союза вместо соединительного. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
в) Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
а) Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
б) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
в) Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
г) Отсутствие в главном предложении указательного слова. Мы благодарны им, что живём под мирным небом.
д) Пропуск части составного союза. Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
е) Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
ж) Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. Когда их сын очень изменился, родители страдают.
з) Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
и) Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.

10) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

За этой сложной формулировкой скрывается простое правило: однородные глаголы должны быть в форме одного времени (настоящего, прошедшего или будущего) и вида (совершенного или несовершенного). Иначе возникает ошибка. Например:
Статья показывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578


Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один - «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.


Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных - «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), - то исчезает - «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.


Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение - мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) - наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».


Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных - «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.


Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).


Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» - уже недопустимый вариант.