Возьми предмет название которого всегда во множественном. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе (Nouns which are always plural). Категория числа существительных
Категория числа существительных
Существительные имеют формы ед.ч. (футболист — один) и мн.ч. (футболисты — больше, чем один). Большая часть существительных употребляется в формах того и другого числа: дом — дома , деревня — деревни , озеро — озера. Отдельные существительные имеют супплетивные формы числа, т.е. образованы от разных корней: человек — люди , ребенок — дети. Значительно меньшая часть имеет формы только ед.ч. или только мн.ч.
К существительным, которые имеют формы только ед.ч. (singularia tantum ), принадлежат:
- 1) собственные имена (Москва , Иван , Крым , Франция );
- 2) отвлеченные существительные (амбициозность , глобализация , дружба , белизна );
- 3) вещественные (анаша , гербалайф , евровагонка ) — в технической и учебной литературе некоторые такие существительные могут встречаться в форме мн.ч. при указании на вид, сорт вещества (специальные стали , технические масла ); ср. в художественной литературе: За спиной Черепанова шумят овсы (М. Скворцов);
- 4) собирательные существительные (крестьянство , листва , собственность ) — при таких существительных глагол-сказуемое употребляется в ед.ч. (Белье лежит — лежало в шкафу );
- 5) названия болезней (аллергия , бронхит , паралич ), месяцев (январь , февраль );
- 6) спортивных игр (армрестлинг , аэробика , бобслей ).
К существительным, которые имеют форму только мн.ч. (pluralia tantum ), относятся:
- 1) названия "сложных" предметов, состоящих из нескольких частей (очки , часы , брюки );
- 2 ) названия некоторых веществ, продуктов (агрохимикаты , макароны , чернила );
- 3) названия отрезков времени (каникулы , сутки );
- 4) названия некоторых игр (шахматы , шашки ).
Формы ед.ч. существительных могут употребляться обобщенно для обозначения множества: Собрался гусь улететь , его и пшеницей не удержишь (Пословица).
Употребление составного наименования, имеющего форму ед.ч., в значении мн.ч. можно проиллюстрировать примером из ФЗ "Об обязательном экземпляре" от 23 ноября 1994 г.: В состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:
издания (текстовые , нотные , картографические , изоиздания ) —издательская продукция , прошедшая редакционно-издательскую обработку , полиграфически самостоятельно оформленная , имеющая выходные сведения;
издания для слепых — издания , изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля , и "говорящие книги";
официальные документы — произведения печати , публикуемые от имени органов законодательной , исполнительной и судебной власти , носящие законодательный , нормативный , директивный или информационный характер , аудиовизуальная продукция — кино- , видео- , фото- , фонодокументы.
В обобщенном значении могут употребляться и собственные имена, например фамилии.
Так, о порядках в немецких госпиталях времен войны с СССР, действиях гестаповцев по выявлению "неблагонадежных" среди раненых солдат, в частности Фишера и Варна, автор "Щита и меча" В. Кожевников писал: В офицерской палате забота о раненых определялась не ранением , а званием , наградами , родом службы , связями , деньгами. Там тоже были свой Фишер , свой Барч .
Форма мн.ч. может обозначать раздельное множество (В нашей группе были и грузины ) и собирательное (Грузины живут в основном на Кавказе ). Последнее обстоятельство влияет на употребление формы именно мн.ч. многих существительных, выступающих в качестве заголовочных слов в терминологических словарях.
Например, в энциклопедии "Русский язык" под ред. Ф. П. Филина к таким случаям относятся:
АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
АРХАИЗМЫ — устаревшие слова.
КАВЫЧКИ — парный выделительный знак препинания.
КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярско-деловым подстилем.
Приведенные существительные в данном случае обозначают совокупность каких-либо языковых явлений (антонимы , архаизмы , канцеляризмы ) или их парность (кавычки ). В "Орфологи- ческом словаре русского языка" РАН эти же слова даются в ед.ч.: антоним , архаизм , кавычка , канцеляризм.
В терминологических словарях форма мн.ч. указывает на родовую принадлежность, сообщество обозначаемых людей, семейство животных, предметов.
Примеры из СЭС:
АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза), народ в Карачаево-Черкес. АО...
АГРАНУЛОЦИТЫ (незернистые лейкоциты), лейкоциты животных и человека, не содержащие в цитоплазме зерен (гранул)...
АДЕНОВИРУСЫ, семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни.
В "Орфологическом словаре" РАН эти же существительные приведены в форме ед.ч.: абазин , агранулоцит , аденовирус.
В обобщающем смысле могут употребляться во мн.ч. и собственные имена, индивидуальные названия. По существу, фамилия любого чем-либо выделяющегося персонажа литературного произведения при употреблении ее во множественном числе приобретает обобщающее значение.
Так, среди действующих лиц романа Е. Евтушенко "Ягодные места" выделяются циник Нахабкин, завистник Ситочкин. Отсюда и упоминаемые автором собирательные образы: Перед ним на горизонте возникали тысячи хихикающих нахабкиных , которым тысячи тихих и безропотных женщин мыли ноги; Никаким ситочкиным в их отношения не следовало лезть.
Еще пример употребления индивидуального названия в обобщенном смысле: "Нет , это за валюту". Так она [продавщица] это сказала , как будто сама в рио-де-жанейрах родилась под пальмами (Е. Евтушенко).
В русском языке немало существительных, имеющих две формы числа, но чаще употребляются в одной из них. В некоторых толковых словарях такие существительные имеют помету "обычно мн." или "обычно ед.". К первым относятся, например: боевики , беженцы , белые пятна , бюджетники , думцы , еврооблигации , зеленые , сверхобеспеченные. Ко вторым принадлежат: бойфренд , госдотация , забивала , истеблишмент , образ врага , подпитка , хунта , электорат и т.д.
В некоторых случаях необычность употребления существительных в ед.ч. или мн.ч. связана с профессиональной речью говорящего. Так, в своих мемуарах известная певица Г. Вишневская пишет: Но вот я загримирована , отлично причесана , платье на мне сидит безупречно. Вера подхватывает мой длинный шлейф: "Ну , пойдем , царица ты наша!" — и мы идем на сцену. Теперь мы вместе стоим в кулисе , я знаю , что сердце у нее колотится так же сильно , как и у меня. Для обычной речи более свойственно употребление слова кулиса во множественном числе — за кулисами.
Понимание ед.ч. и мн.ч. иногда бывает своеобразно.
С писателем А. Солженицыным был такой случай. Он был арестован, будучи на фронте, по обвинению в антисоветской деятельности (допустил некоторые неосторожные высказывания в письмах к другу) и в попытке создания соответствующей организации, группы. Перед подписанием обвинительного заключения он попросил прокурора снять с него хотя бы последний пункт, мотивируя это тем, что по делу проходят всего два человека — он да его приятель ("какая же это группа!"). Но прокурор разъяснил, что даже полтора уже больше одного, значит, группа!
Если морфологически формы ед.ч. и мн.ч. существительных выражаются их окончаниями, то синтаксически эти формы выражаются окончаниями прилагательных или глаголов, которые согласуются или координируются с существительными: привлекательный слоган — привлекательные слоганы; Регион получает (получил ) дотацию — Регионы получают (получили ) дотацию. Несклоняемые существительные и существительные pluralia tantum вообще имеют только один способ выражения числа — синтаксический: Наш (наши) кутюрье отличился (отличились ) на демонстрации мод; одни сутки — четверо суток .
Большинство имен существительных в русском языке — это предметы, поддающиеся счету. Они могут употребляться в сочетании с количественными числительными. Такие существительные имеют формы и единственного , и множественного числа : стол - столы, парта - парты, облако - облака.
Эти формы имеют разные окончания и по-разному сочетаются с другими частями речи.
Если единственное число используется для обозначения единичного предмета из ряда подобных, то множественное число обозначает множество однородных предметов.
В большинстве случаев у существительных во множественном числе имеются окончания -ы, -и, -а, -ья (ствол - стволы, девочка — девочки, место - места, дерево - деревья ). В некоторых случаях в основе слова наблюдается чередование или выпадение/добавление гласных (друг - друзья, венок - венки, кусок - куски).
Следует также обратить внимание на то, что в единственном числе существительные каждого из трех родов имеют разные окончания. Множественное число скрывает родовые признаки, поэтому, например, существительные стена, ночь, деревня (женского рода) и пень, стол, нож (мужского рода) имеют в этой ситуации идентичные окончания: стены, ночи, деревни, пни, столы, ножи. В этом проявляется особенность языка, когда в данном случае главное показать количество предметов, а не их род.
Некоторые существительные в русском языке обозначают множественность формой единственного числа. У таких слов не образуется множественное число. Это существительные:
вещественные (молоко, крупа, масло, шелк, золото и др.);
собирательные (человечество, студенчество, листва );
отвлеченные (терпение, давление, доброта );
собственные (Москва, Париж, Рона ).
Существуют случаи употребления слов из этого списка во множественном числе: сыры, крупы, колбасы и др. Но здесь множественное число обозначает скорее различные сорта, а не количество, например:
"Мясокомбинат производит различные виды колбас".
В противовес существительным, которые не образуют множественное число, в языке есть слова, которые существуют лишь в форме множественного числа. Это существительные:
отвлеченные (сумерки, каникулы );
вещественные (сливки, щи );
названия некоторых игр (прятки, жмурки, шашки, шахматы );
предметы, включающие в себя несколько частей (ножницы, брюки, джинсы, весы и др.).
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
5-й класс
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
Цели урока:
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Начало урока.
Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
Беседа с классом
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил. )
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
2-я группа:
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .
(сани, шорты, качели);
Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
Собственные (Карпаты, Альпы).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли Дрожжи |
Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы |
Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья Хоры |
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание .
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).
Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).
Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Чары, чар.
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .
2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .
Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
Узы, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .
Торги, -ов.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.
Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.
Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(Февраль. Достать чернил и плакать...)
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.