Описание внешности человека словесный портрет композиционный портрет. Криминалистическое исследование внешности человека. V. Функциональные признаки

Знание методики "словесного портрета" обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. При этом необходимо:

1) собрать информацию и оценить признаки внешности преступника;

2) составить словесный портрет;

3) провести его розыск с использованием словесного портрета;

4) подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опознания установленный человек;

5) зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, проверив достоверность и обоснованность.

При описании внешности по методу словесного портрета должны выполняться следующие основные правила :

1) оптимальная полнота описания;

2) употребление единой специальной терминологии;

3) последовательность описания.

Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Например, описание внешности без вести пропавшего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружения трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приметы погибшего с приметами без вести пропавшего.

Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.

В условиях оперативной деятельности можно ограничиться сокращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-антропологических, функциональных признаков и особых примет.

Единая специальная терминология , используемая при составлении словесного портрета, принята в целях точного описания и однозначного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.

Элементы внешности характеризуются в анфас (вид лица прямо, спереди) и в профиль по главным определяющим признакам, то есть размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету. Для описания тела человека его части определяются в положении: "вид спереди", "вид сзади".

Размеры (величина ) могут указываться в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров обычно используется трехчленная классификация. Размеры частей тела и лица описываются в таких градациях, как малый, средний, большой; низкий, средний, высокий; длинный, средний, короткий; узкий, средний, широкий; глубокий, средний, мелкий; толстый, средний, тонкий и т.п.

Форма выражается в сравнении с формой поверхности - выпуклый, вогнутый и т.п., а также в сравнении с формой общеизвестных предметов - грушевидный, миндалевидный, яйцевидный и т.п.

Контур описывается по сходству с геометрическими фигурами (круглый, овальный, треугольный и пр.) и формой линий (прямая, извилистая, дугообразная, ломаная и т.д.).

Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и частям тела в таких терминах, как скошенный, выступающий, приподнятый, опущенный, горизонтальный, вертикальный, ниже, выше, правее, левее, ближе, дальше и пр. Относительно горизонтали и вертикали определение производится при нормальном положении головы. За нормальное положение принимается такое, когда при рассмотрении лица в анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, будет горизонтальной, а через середину лба, по спинке носа и середине подбородка - вертикальной (см. рис. 2 в гл. 6).

Цвет характеризуется в общепринятых терминах (белый, черный, красный, серый, желтый и т.п.). Он указывается относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировок, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.

Последовательность описания - по принципу от общего к частному. Такая последовательность соответствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего облика другого субъекта: сначала - общий облик, затем - части тела и, наконец, отдельные детали (см. рис. 1, 2).

В начале описания принято указывать демографические, антропологические и общефизические данные личности . Затем последовательно характеризуются:

а) антропологические (морфологические) признаки внешнего строения тела человека, телосложение, голова, элементы лица, туловище и конечности;

б) функциональные признаки;

в) сопутствующие признаки;

г) особые приметы и броские признаки.

Демографические данные включают указание национальности, народности, этнической группы. Расовая принадлежность ориентировочно определяется по совокупности следующих признаков: цвет кожи, волос и глаз, характер и форма волос, толщина губ, выступание скул, профиль спинки носа, определенные пропорции лица и некоторые другие особенности. Она может быть негроидно-австралоидной, монголоидной и европеоидной. Национальность, народность, этническая группа указывается по достоверным данным. При отсутствии таковых она определяется сравнительным визуальным наблюдением "на вид", например "похож на грузина". Указание национальности, народности, этнической группы "на вид" при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек отличается от своей (документальной) национальности, народности, этнической группы.

Общефизические характеристики человека . Возраст определяется по достоверным данным. При их отсутствии возраст указывается приблизительно, например "мужчина на вид 25-30 лет". Указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

Рост человека измеряется с использованием антропометрических средств, при этом указываются абсолютные числовые величины в сантиметрах. Характеризуется, как правило, по семичленной градации: очень низкий, "маленький" (для мужчин до 150 см); низкий, "малый", "небольшой", "невысокий" (151-160 см); средний, "нормальный", "обычный" (160-170 см); выше среднего (171-175 см); высокий, "большой" (176-185 см); очень высокий, "гигантский", "громадный" (свыше 185 см). Для женщин эти пределы уменьшаются на 5-10 см.

При определении роста необходимо учитывать высоту каблуков обуви, осанку человека и функциональные изменения длины тела в течение суток - утром рост больше на несколько сантиметров, чем вечером.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц словесный портрет используется для подготовки информационно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности, характеристикой "особых примет" в строении тела и лица и "броских" динамических особенностей. Это дает возможность сотрудникам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Эффективное применение методики "словесного портрета" достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным портретам, своевременным их изменением и дополнением, постоянным использованием в криминалистической деятельности.


Похожая информация.


Фото с сайта cyclowiki.org

Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.

Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет - зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.

Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.

Внешность преступников

Ломброзо выделил ряд физических признаков ("стигматов"), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.

Внешность типичного насильника

Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.

Внешность типичного вора

Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.

Внешность типичного убийцы

Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.

Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Внешность типичного мошенника

Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Особенности преступников

"Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей", - писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.

Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.

Характер и образ жизни преступников

По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.

Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.

Критика теории Ломброзо

Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно - немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление - она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.

Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты - они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.

Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась - даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: "Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки". Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.

* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. "Преступный человек". Милгард. 2005; Михаил Штереншис. "Чезаре Ломброзо". ИсраДон. 2010

Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:

1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов;

2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.).

Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании.

Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (напр., человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы.

Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем:

1) предъявления для опознания;

2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом;

3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом;

4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением.



Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске;

2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо);

3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на:

1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.;

2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы.

Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентифика­ционных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, по­терпевших и скрывающихся преступников.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета использу­ется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, харак­теристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, со­здать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с исполь­зованием методики словесного портрета должны прово­диться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть ма­териалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ре­зультате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося пре­ступника, личность которого не установлена, составляет­ся, как правило, по показаниям потерпевших и свиде­телей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изуче­ние обнаруженных на месте происшествия следов и дру­гих вещественных доказательств позволяет иногда полу­чить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «до­рожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. На­пример, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место проис­шествия, - его телосложение.

При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лиц признаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление

Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

«Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов - «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

Внешность и портрет преступника

Темперамент и портрет во многом определяют поведение и, следовательно, судьбу человека. Здесь мы рассматриваем внешность мужчин, как основных носителей преступности. Хотя, как считают, наиболее стабильно любые черты характера, в том числе и преступные, концентрируются в женщине, поскольку она является «постоянной» памятью человечества, в то время как мужчина - это «оперативная» память. Никто более чем женщина не сможет замаскировать в себе злое начало, за прекрасной внешностью - холодное сердце, за влажными с поволокой глазами - безжалостность. Артистка-танцовщица Оренбургского театра музкомедии отмывала от крови орудие преступления - туристический топорик, которым ее муж Ионесян, артист того же театра, убивал жертв, в том числе и детей, проникая в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Сознавая свое злое начало, женщины чаще мужчин, являясь потенциальными преступницами, не поддаются зову судьбы и идут по «религиозной линии», становясь прорицательницами, гадалками, целительницами типа бывшей комсомолки и не состоявшейся вещуньи конца света Маши Цвигун из Белого Братства.

Как правило, уголовное прошлое и настоящее ощущается в лице и манере поведения. У пожилых людей былое оставляет на лице отчетливые следы, закрепленные в результате постоянного повторения эмоций. На молодом лице труднее прочитать зло или другие тайные пороки, особенно если личность искушена в искусстве лицемерия. Чем выше развитие, тем более дифференцируются мускулы лица, делая возможным передавать или маскировать настроение и мысли. Если человек на что-то настроен, по-настоящему чем-то озабочен, это отражается на его внешности. Помимо тяжелой нижней челюсти, раздвоенного подбородка и резких лицевых складок, самое большое подавляющее воздействие оказывает взгляд преступника, который, как ничто другое, показывает, с кем пришлось столкнуться. Взгляд соответствует характеру человека, но чаще он сознательно вырабатывается для подавления не только жертв, но и своего окружения.

Уголовник иногда скрывается под личиной изысканного, утонченного и воспитанного человека, окончившего университет, говорящего по-английски, знатока литературы и искусства, коллекционирующего антиквариат. Поэтому общего подхода к описанию портрета преступника не будет, попытаемся дать усредненную информацию, которой можно пользоваться как рекомендательной. Предлагаем некоторые характеристики человека из книги Моро-Кристофа «Мир мошенников». Попробуйте оценить себя и окружающих на соответствие описанным портретам.

По темпераменту люди, как известно, различны.

Холерики обладают желчным темпераментом. Уделом этих людей являются тяжелый труд, большие таланты, глубокие заблуждения, тяжкие преступления. Они стремятся достичь всего силой, насилием, буйством, находятся под влиянием воображения и страстей. У них смелый и дерзкий вид, блестящие глаза, сухощавое лицо, черные волосы, крепкое, но недородное телосложение, сильные мускулы, худощавая фигура. Часто они являются завсегдатаями тюрьмы или, по крайней мере, предрасположены к таким действиям, которые должны их привести туда.

Меланхолики имеют печальное выражение лица, впалые глаза с угрюмым выражением, волосы черные и прямые, стан высокий и худой, длинные конечности. Взгляд беспокойный и робкий. С виду кажутся слабыми, но обладают замечательной силой. Подозрительны, не уверены в себе, ревнивы, завистливы. Воображение удерживает в памяти самые незначительные впечатления; мелочи воспринимаются как происшествия. Это самые опасные мошенники и преступники.

Флегматики отличаются слабым и нежным телосложением, спокойным лицом, прямыми, неопределенного цвета волосами и тусклыми глазами. При этом имеют дородное тело и толстые, хотя и слабые, мускулы, неторопливые движения. Вследствие лени умеренны в пороках, равно как и во всем другом - в добродетели, чувствах, мыслях. Ищут только покой. Преступниками, от которых требуются энергия и динамика, бывают редко и то вынужденно.

Сангвиники еще менее опасны, чем флегматики. Всегда возбуждены, склонны к живым впечатлениям, увлекаются, легко утешаются в горе и пресыщаются страстями. Не способны к сильному напряжению ума, к серьезному размышлению. Тихие, терпеливые, спокойные, послушные. Отличаются небольшим ростом и дородностью, пропорциональным сложением, свежим и веселым лицом, живыми глазами, мягкой и нежной кожей. Как правило, легки и проворны.

По форме головы можно сделать такие выводы о человеке:

Квадратная - энергия, твердость, уверенность;

Круглая - инициатива, быстрота реакции, обходительность;

Овальная - живость ума, гибкость, самостоятельность;

Треугольная - ум, изворотливость, хитрость.

Лицо - это единственная часть тела человека, которая оживляется мыслью. При известном опыте ее можно скрыть. Но даже самые опытные мошенники утомляются от своей игры, и тогда порок кладет печать на лицо, передергивает мускулы, затеняет глаза, красота сменяется безобразием, и обнаруживается плут, вор, убийца.

По чертам лица трудно судить о личности человека, но предварительное впечатление можно составить, уточнив впоследствии, если удастся, путем анализа поведения, вербальных и невербальных характеристик. Верхняя часть лица характеризует мыслительные способности, средняя - душевные, чувственные качества - нижняя, от кончика носа до окончания подбородка - материальные свойства и склонность к порокам и преступлениям. Широкое лицо - большая уверенность в себе; если основная масса лица расположена ниже носа, то человек обладает к тому же большой физической активностью и энергией. Узкое лицо - нерешительность; основная масса лица располагается выше носа - человек обладает большой психической энергией. Его не выведут из себя мелкие и даже крупные неудачи. Заостренный профиль - проницательность. Лицо, расширяющееся от рта к ушам и далее сужающееся - жадность.

Широкий, квадратный, выдающийся вперед углами - творческий человек, мыслитель, мужественный, мудрый;

Выдающийся в середине - лоб аналитика;

Выпуклый у висков - тонкий ум и хитрость;

Прямой, высокий, узкий - неразвитое воображение, тугодум, но твердость характера и последовательность действий;

Скошенный назад - сообразительность, остроумие, практическая направленность.

Волосы :

Шелковистые, мягкие, тонкие - слабый характер, недостаток энергии;

Жесткие, курчавые - твердый характер, серьезный ум, тяжелый нрав;

Прямые, густые - грубый, тупой ум;

Белокурые - чувствительность и нежность;

Каштановые, черные - энергию, страстность, сладострастие;

Красные - раздражительность, вспыльчивость, злость;

Рыжие - чрезвычайную злобность или величайшую доброту;

Густые волосы - силу, твердость, храбрость, жестокость;

Редкие волосы - слабость, нежность, малодушие;

Волосы иного цвета, чем брови, служат признаком притворства.

Брови :

Сближенные между собой, густые и нависающие определяют могучий ум, силу, энергию, твердость;

Разделенные, редкие и гладкие - слабость ума, слабость физической силы, кротость.

Глаза .

Какие только эпитеты не дают глазам: зеркало души, залог верности, кратер ненависти, символ жизненной силы, мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, пустые, невыразительные, стеклянные, холодные, отсутствующие, влюбленные, смеющиеся, плачущие. По существу, все возможные определения человеческих чувств можно приписать глазам. Взгляд может возбуждать, приковывать, выражать боль и ненависть, может «убить».

Форма глаз :

Большие, навыкате - умственная посредственность, хорошая память, открытый характер, надежность, воля, энергия;

Круглые, маленькие - проницательность, хитрость, злость, насмешливость, ненадежность, поверхностность, подверженность влиянию;

Низкое верхнее веко, заходящее на зрачок, - отсутствие аналитических способностей; верхнего века не видно - сильный аналитик.

Расположение глаз:

Широко поставленные - холодность, трезвость, практичность, нерешительность, широта натуры;

Узко поставленные - идеалист, фанатик, стремление к совершенству, требовательность, легкая возбудимость.

Выражение глаз:

Живые, ясные и блестящие - доброта, робость и слабость ума;

Невыразительные, тусклые - малая рассудительность, неспособность к душевным волнениям.

Цвет глаз:

Черные, карие - храбрость и твердость духа;

Голубые - наоборот;

Зеленоватые - горячность, вспыльчивость, смелость, храбрость;

Черные с голубыми белками - злость, жадность (глаза цыгана).

Ресницы густые, веки мало открытые - грубость и глупость; ресницы и веки очень открытые, зрачок четко очерчен - ум оригинальный, причудливый.

Прямой, почти перпендикулярный лицу - мужество, постоянство, настойчивость, самостоятельность;

Орлиный - сила характера, воли, мыслей, любовь к поживе;

Приплюснутый, наклоненный к губе - обжорство и сладострастие;

Тупой и короткий - простой ум, легко поддающийся обману;

Маленький, худой, подвижный - насмешливость;

Ровный, прямой, неподвижный - узость ума, холодность, скептицизм;

Вздернутый - доверчивость, склонность к подчинению.

Правильные очертания - сильный, рассудительный ум;

Сжатый, прямые узкие губы - холодность, практичность, склонность к стяжательству, скупость, любовь к порядку;

Открытый - глупость;

Толстые губы - доброта, откровенность;

Сжатые губы - тщеславие, хитрость, склонность к злости и жестокости;

Укороченные губы - скупость, жадность, алчность;

Приподнятая верхняя губа - доброта или слабость ума;

Отвислая нижняя губа - высокий ум;

Мясистая нижняя губа - страстность (именно поэтому женщины любят подрисовывать ее себе, пытаясь обмануть избыточной сексуальностью);

Опущенные углы губ - дурные качества, пессимизм.

Челюсти, зубы:

Широкие челюсти - сильный, жестокий, склонный к авантюрам;

Длинные зубы - слабость, робость;

Мелкие зубы - хитрость, тонкость ума, мстительность, тяжелый характер;

Выдающиеся зубы - недостаток энергии, острый ум;

Открытая верхняя десна - флегматичность, холодность.

Большие, широкие, толстые - тупоумие, склонность к практическим делам;

Не очень большие - интеллигентность, внутренняя слабость;

Неподвижные - холодность, эгоизм;

Отвислые, подвижные, тонкие - острый ум, храбрость, независимость.

Подбородок :

Круглый с впадиной - доброта;

Мягкий, мясистый, раздвоенный - чувственность;

Широкий, плоский - холодность, эгоизм, драчливость;

Угловатый - умный, ловкий;

Толстый, жирный - тупоумие;

Срезанный назад - слабость нравственных качеств;

Выдающийся вперед, заостренный - смелость, сарказм, упрямство;

Костистый, худой, заостренный - жадность, честолюбие, ум, хитрость.

Ш. Фурье описал 600 нормальных человеческих характеров. В криминале их не меньше. Приведенные портретные характеристики, с одной стороны, дают возможность понять человека, но с другой, зная их, можно замаскировать свою внешность и намерения, натянув фальшивую личину. Существует набор стереотипов, которые вводят человека в заблуждение. Например, полный мужчина представляется нам в большинстве случаев болтливым, добродушным, сговорчивым, доверчивым, эмоциональным, открытым; высокий, худощавый - нервным, честолюбивым, подозрительным, любящим уединение, скрытным; атлет - мужественным, смелым, уверенным в себе, энергичным, дерзким, инициативным. Следует добавить, что такой стереотип часто лишает нас возможности правильно понять человека, особенно если это касается высокого ранга руководителей.

Дополнительные атрибуты стереотипа - одежда, косметика, голос и т. д. Например, военная или милицейская форма обеспечивает полное доверие к человеку. Грабители любят переодеваться так перед налетом. Брачные аферисты соблазняют женщин костюмом моряка, летчика, иногда даже генеральским мундиром. Если же для маскировки надеть костюм священника, что сегодня достаточно широко практикуют мошенники, то легко убедиться, что доверие к святому отцу - абсолютное. Как может замаскировать косметика, известно каждой женщине. Вместо одного человека под грубо намалеванной или умело нанесенной маской можно увидеть совсем другого. Непременный атрибут вора и мошенника - очки. Человек сразу кажется более умным, прилежным, порядочным.

ВЫВОДЫ

1. Распознать человека сложно, практически невозможно. Чудовищный, часто прикрытый рафинированным обаянием эгоизм скрывает намерения преступника. Поэтому приведенные черты могут стать лишь вспомогательным материалом, используя который в криминальной ситуации, жертва может попытаться отыскать душевные струны преступника, на которых можно сыграть.

2. Если это не удается, не сопротивляйтесь, не проявляйте никакого антагонизма, - вы жертва преступника, которому часто необходимо уничтожить вас. Есть небольшой шанс спастись. Попробуйте использовать его.

3. Приведенными портретными характеристиками можно воспользоваться, накладывая их на известных лидеров государства, депутатов и местных деятелей. Большинство их деяний известны, и по ним можно судить о соответствии портретных характеристик и декларируемых официальных заявлений. Это хороший тест для начинающих физиогномистов.

Из книги В поисках истины автора Ищенко Евгений Петрович

Портрет-гипотеза В Ленинградскую лабораторию судебной экспертизы весной 1978 года Антонин Александрович Попов принес письмо председателя Новоржевского райисполкома с просьбой помочь районному народному музею в воссоздании внешности их земляка – декабриста Н. П.

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 118. Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для

Из книги Особенности национального суда автора Черкасов Дмитрий

Статья 124. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Профессиональный адвокат мягок в общении с клиентом - основной задачей Защитника является заманить гражданина в свою паутину, заключить с ним договор и в

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава III. Личность преступника

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

1. Основные подходы к изучению личности преступника Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Поэтому можно сказать,

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

2. Основные черты личности преступника Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить конкретные отличия

Из книги автора

4. Формирование личности преступника Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию – как процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы

§ 7. Субъект преступления и личность преступника Каждый человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях - признаки специального

Из книги автора

Глава 6. Портрет вора в современном интерьере «Прежде всего не надо быть бедным» Талейран Психологические портреты воров и вороватых деятелей Мы говорили, что в нашем обществе преобладают нищие и воры. Но есть другой подход, который позволяет выделить в сегодняшней

Общие положения криминалистического отождествления личности по признакам внешности

Необходимость в установлении личности возникает в процессе проведения многих оперативных и следственных действий, при розыске и задержании лиц, скрывающихся от следствия и суда , лиц, бежавших из уголовно-исполнительных учреждений, при освидетельствовании и предъявлении для опознания, в ходе проверки по учетам без вести пропавших и неопознанных трупов, при проверке документов, удостоверяющих личность, при экспертном установлении тождества лица, изображенного на двух и более фотоснимках.

Криминалистическая габитоскопия - это отрасль криминалистической техники , включающая систему теоретических положений о внешних признаках человека и совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих собирание, исследование и использование этих признаков для отождествления личности.

В основе криминалистической габитоскопии лежат данные анатомии, антропологии, биологии. В ней широко используются положения и методы криминалистической идентификации . Предметом изучения габитоскопии является облик человека, закономерно характеризующие его признаки внешности, их классификация и использование для целей отождествления, методики такого отождествления.

Внешним обликом человека называют его наружный вид, представляющий собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. Определяющим во внешнем облике являются его элементы. Понятие элемента в данном случае достаточно широко. Это и отдельные анатомические органы (голова, рука и др.), и целые области тела (грудь, спина), и отдельные части целого (лоб, глаза, губы и т. п.), и функциональные проявления, а также одежда и другие сопутствующие предметы.

Каждый элемент, как всякое свойство, характеризуется определенными признаками, которые в габитоскопии подразделяют на анатомические, функциональные, сопутствующие (или косвенные).

Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека как наиболее индивидуализирующему личность при ее зрительном восприятии. Кожные покровы лица (головы), в особенности те из них, которые характеризуются близкорасположенной костно-хрящевой основой черепа, относительно устойчивы в течение всей жизни человека (лоб, нос, уши и др.)- Это обстоятельство делает возможным отождествление личности, внешний облик которой был зафиксирован со значительным интервалом во времени (годы, десятилетия).

Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции (жестикуляция, мимика и т. п.). В числе анатомических и функциональных признаков выделяют такие, которые представляют собой патологические формы-аномалии. Поскольку такие аномалии имеют большую идентификационную ценность, их относят к особым приметам. Особые приметы могут быть врожденными (укороченность конечности, родимые пятна, горб и др.) и приобретенными (шрамы, татуировки, искривление спинки носа и т. п.). С целью розыска из числа особых в отдельную группу могут быть выделены "броские" признаки: сравнительно редкие, ярко выраженные, легко запоминающиеся.

Сопутствующие, или косвенные, признаки - это приметы одежды и других предметов, связанных с данной личностью (очки, кольцо, трость и др.). Особенно важна фиксация признаков одежды при обнаружении неопознанного трупа.

Идентификационная ценность признаков внешности различна. Она определяется как относительной устойчивостью признака, так и частотой его встречаемости. Наиболее значимы анатомические признаки, базирующиеся на костно-хрящевой основе головы, лица. Из них особую ценность представляют редко встречаемые (очень большой нос, очень большие сросшиеся брови и т. п.). Функциональные признаки легче подвергаются изменениям, однако среди них могут быть довольно устойчивые, обусловленные особенностями анатомического строения (например, хромота как следствие укороченности ноги). Сопутствующие признаки находят широкое применение в процессе розыска преступника "по горячим следам ", когда он не имеет возможности сменить одежду. Чем реже встречается признак, тем выше его значимость. Иногда двух-трех особых (броских) примет достаточно для розыска и задержания.

Идентифицируемым по признакам внешности является проверяемое (искомое) лицо. Это может быть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный. В качестве идентифицирующих объектов могут выступать:

а) мысленный психофизиологический образ внешнего облика, запечатленный в памяти потерпевшего , свидетеля , других лиц, когда отождествление осуществляется путем предъявления для опознания;

б) материальная фиксация внешнего облика на фотоснимке(ках), кинопленке, видеопленке;

в) словесное (вербальное) описание внешности человека с использо-ванием-отециальной терминологии и системы описания (в картотеке криминалистического учета , в розыскной ориентировке и т. п.) или в произвольной форме (протокол допроса потерпевшего, свидетеля);

г) останки человека (труп, скелетированный труп, череп).

Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые - по цвету,

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках)

1. Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета", составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается: а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеидный, монголо-идный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент^ особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потира-ние ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека

Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда , лиц, совершивших побег из мест заключения. Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников: словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека .

Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека ("мысленный образ"). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса , в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты).

К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы.

Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица.

Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека- это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение.

Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.). Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков. Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает.

Вместе с тем, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета - от общего к частному и т. д. Целесообразно использовать контурные изображения лица и отдельных его элементов. На основе такого произвольного описания можно составить систематизированную ориентирующую информацию.

Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисованно-композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. В настоящее время для этих целей используется система ИКР-2. При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей.

Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются.

Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Следы рук, ног (обуви), зубов, следы взлома и др. позволяют судить о поле, росте лица, размере отдельных частей тела (рук, ног), его навыках (профессиональных, преступных), физической силе и т. п. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации.

Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов , личные и учетные дела арестованных и осужденных.

Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т. п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др.). Информацию о внешности регистрируемого лица получают путем непосредственного наблюдения и освидетельствования , что позволяет точнее воспринять анатомическое строение тела, его признаки, особые приметы (наличие татуировок, их содержание, цвет, месторасположение и т. д.). Личный обыск также может служить одним из источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т. д.).

Полнота и способ фиксации данных в случае обнаружения трупа зависят от того, будет он опознан или нет. При этом учитывают, что труп вообще может быть неопознанным из-за далеко зашедших гнилостных изменений, повреждения лица (головы) трупными вредителями (насекомыми, грызунами) или в результате обезображения лица преступником. Если допускается возможность опознания трупа, то в протоколе осмотра отмечают лишь его общеанатомические признаки (пол, возраст, рост, национальность, телосложение) и некоторые признаки основных элементов лица (без детализации). Обязательно указывают видимые особые и броские приметы. Для опознания трупу придают прижизненный вид ("туалет трупа"). Фотографируют его на месте происшествия по правилам обзорной, узловой и детальной фотосъемки.

Если труп не опознали, то составляется подробное описание по методу словесного портрета для картотеки неопознанных трупов. Туда же помещают отпечатки его пальцев и фотографии лица (головы): анфас, правый и левый профиль, в пол-оборота слева и справа.

Один из способов фиксации внешности - получение посмертной маски.

Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов.

Криминалистическая портретная экспертиза

Наиболее существенная роль в идентификации личности принадлежит криминалистической портретной экспертизе1. В результате ее проведения устанавливается факт тождества.

Возможности портретной экспертизы достаточно обширны, что определяется как видом объектов, поступающих на исследование, так и методами исследования. В зависимости от характера объектов данный вид экспертизы может быть классифицирован на следующие подвиды:

а) экспертиза изображений людей по фотопортретам с целью установления, не изображено ли на двух (и более) фотоснимках одно и то же лицо;

б) экспертиза неопознанного трупа (фотоснимки которого представлены) и фотопортрета живого лица для установления личности трупа;

в) экспертиза прижизненных фотоизображений без вести пропавшего человека и черепа трупа для установления, мог ли обнаруженный череп принадлежать данному лицу;

г) экспертиза посмертной маски неизвестного человека и прижизненных фотоизображений без вести пропавшего с целью опознания трупа.

Приведенный перечень объектов и целей исследования свидетельствует о том, что портретная экспертиза проводится в процессе оперативных и следственных мер по розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда ; лиц, бежавших из мест заключения; лиц, пропавших без вести, когда обнаруживается или задерживается лицо, сходное с разыскиваемым. Проводится экспертиза и при обоснованных сомнениях по поводу того, что на фотоснимке в удостоверении личности изображено лицо, предъявившее данный документ в качестве своего. К помощи экспертизы обращаются для установления факта, что на фотоснимках, имеющих отношение к расследуемому событию, изображено конкретное лицо. И, наконец, значение портретной экспертизы велико при установлении личности неопознанного трупа.

В основе отождествления личности применительно ко всем вышеназванным объектам лежит сравнительное исследование (сопоставительный анализ) признаков внешности.

Успех экспертного отождествления по фотоснимкам во многом зависит от их правильного подбора, качества, времени и условий съемки. Желательно брать снимки без ретуши, с четкой проработкой деталей лица, на которых отождествляемое лицо изображено в том же ракурсе и при таком же освещении, как на исследуемом фотоснимке. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что на разных фотоснимках могут просматриваться отчетливо те или иные элементы лица (головы), рекомендуется в качестве сравнительных направлять как можно больше фотографий , а при необходимости (по запросу эксперта) и негативы.

Представленные на исследование фотоснимки осматриваются экспертом, из них выбираются наиболее пригодные для сопоставления. Отобранные фотоснимки доводятся до одного масштаба (при репродукционной съемке). По группе снимков, на которых изображено одно и то же идентифицированное лицо, по методу словесного портрета составляется описание совпадающих признаков внешности. Наряду с описанием применяют и другие приемы демонстрации совпадающих признаков: а) сопоставление - сравниваемые фотоснимки наклеивают рядом и одинаковыми цифрами отмечают совпадающие признаки; б) совмещение - сложение частей снимков (обычно левой части одного лица с правой другого) для демонстрации совмещения (взаимоперехода) горизонтальных линий: роста волос, бровей, глаз, основания носа, рта, подбородка; в) наложение - совмещение по одноименным анатомо-топографическим точкам изображения лиц, изготовленных на прозрачных фотопленках (или одно изображение на пленке, другое - на фотобумаге).

Используют и другие технические приемы: замеряют расстояния между одноименными анатомо-топографическими точками, изучают размерные соотношения, производят графические построения и др.

Вывод эксперта основывается на детальной характеристике всех выявленных признаков внешности и объективной оценке их достаточности для целей отождествления. Если наряду с совпадающими признаками, позволяющими прийти к выводу о тождестве, наблюдаются некоторые различия, они должны быть объяснены (разное освещение, положение головы, возрастные изменения, изменения вследствие перенесенного заболевания и т. п.). К заключению эксперта должны быть приложены таблицы с фотоснимками, как размеченными, так и без разметок (контрольные).

Если на экспертизу представлен череп и прижизненное изображение отождествляемого лица, то исследование проводится по следующей методике. Первоначально по черепу устанавливается пол и приблизительный возраст лица, которому он принадлежал. Если это не исключает дальнейшего исследования, то с прижизненного изображения лица изготовляют Диапозитив. Далее череп фотографируют в том же масштабе и в том же ракурсе, что и лицо, изображенное на диапозитиве. После этого негативные изображения черепа и лица совмещают по основным анатомо-топографическим точкам и с такого совмещенного негатива осуществляют фотопечать. На полученном фотоснимке должны отчетливо просматриваться оба изображения так, чтобы совпадали все основные анатомо-топографические точки и контуры. При совпадении делается вывод о том, что череп мог принадлежать данному лицу. В категорической форме заключение дается только в том случае, если наряду с отмеченным имеется совпадение индивидуализирующих признаков: искривление спинки носа, следы хирургического вмешательства на костях черепа, совпадение прижизненных сведений о состоянии зубного аппарата.

В следственной и оперативно-розыскной практике иногда прибегают к скульптурной реконструкции лица по черепу (метод профессора М. М. Герасимова). Суть метода в том, что на череп наносят восковую композицию слоя, который определяется толщиной мягких тканей на соответствующих участках лица (головы). Полученный скульптурный портрет может быть в оперативных целях предъявлен для узнавания, сопоставлен по методу словесного портрета с прижизненным изображением без вести пропавшего лица. Результаты опознания или сопоставления доказательственного значения не имеют, так как в основе создания скульптурного портрета лежат не только объективные данные, но и субъективные, привносимые скульптором. По этой же причине скульптурный портрет не может быть объектом экспертного исследования.

В последнее время также в оперативных целях производят сопоставление рисованных или композиционных портретов по делам, связанным с серийными преступлениями . Портреты, созданные со слов потерпевшего или свидетеля по разным эпизодам преступлений, сопоставляются. Подобный прием позволяет с некоторой долей вероятности установить, что преступления совершены одним и тем же лицом. Подобное исследование, не будучи экспертизой, осуществляется в оперативных целях и оформляется "справкой об исследовании".