Как избавиться от провокатора на работе. Как правильно реагировать на провокации и избегать конфликтов. Изучить слабые стороны своего характера

Здравствуйте, дорогие читатели! Школа давно закончилась и, казалось, что в вашей жизни уже никогда не встретятся задиры. Однако, некоторые люди как будто никогда не выйдут из подросткового возраста и с неприятной ситуацией мы все-таки сталкиваемся в офисе. Что делать, если вы оказались в этом незавидном положении?

В сегодняшней статье я расскажу как не реагировать на провокации на работе, омрачающего вашу жизнь, а также дам пару советов о том, как поступать ни в коем случае не стоит.

Начнем, пожалуй, с последнего. Это очень важно, так как несерьезные нападки и провокации со временем, если вы ведете себя неправильно, могут перерасти в открытую конфронтацию и .

Чего делать нельзя

Не обращать внимание на провокации коллег невероятно сложно, но так как люди находятся в возбужденном состоянии и не способны действовать логически, они поступают крайне опрометчиво.

Не проявляйте агрессию

В стрессовой ситуации сложно найти тактичный изящный способ избавиться от «задиры», высказывает свое недовольство или каким-то иным способом проявляет агрессию. Делать этого ни в коем случае не нужно и вот почему.

Существуют определенные сценарии жизненных ситуаций. , он подсознательно ожидает получить от вас негативные эмоции: агрессию, страх. В общем, пытается вывести из , а вы действуете именно так, как он предполагает. В этом случае он чувствует себя победителем (так как добился всего, чего ожидал), а вы полностью побеждены (так как отдали все, что требовалось).

Конечно же, эти сценарии необходимо ломать. Научиться держать себя в руках очень сложно и у меня есть пара рекомендаций как вы можете поступить, но для начала расскажу про еще один аспект, который надо учитывать при выборе стратегии.

Клин клином

Еще один элементарный способ борьбы с задирой, который сразу приходит в голову – начать действовать теми же методами – шутить, подкалывать, остроумно отвечать и так далее.

Для начала трезво оцените свои силы. скорее всего имеет опыт в этом деле. Он остроумен и оттачивал свое мастерство в течение долгих лет. Задирами так просто не становятся, для этого надо получить одобрение со стороны окружающих. Сложно переплюнуть «мастера». Избавиться от него практически невозможно.

Своим поведением вы можете вывести игру на новый уровень. Задире нравится внимание публики, а вы подогреваете его своим поведением и потому рискуете не избавиться от , а еще сильнее заинтересовать его собственной персоной. Вы вдвоем будете вызывать смех, привлекать внимание толпы и каждый раз выигрывать или проигрывать в споре. В любом случае задира от вас больше не отстанет.

Что же делать?

Доброжелательность

Прекрасно понимает, что он делает. Если вы решитесь на цивилизованный подход и откровенно поговорите с ним, скорее всего он начнет убеждать вас в обратном: «Да я просто шучу», «Я не испытываю к тебе никакого негатива». Вряд ли после этого ситуация изменится. Вы в очередной раз покажете человеку, то он победитель в этой игре. Чтобы он перестал доставать, можете начать действовать иначе. Человек проявляет себя с негативной стороны, так задавите его добром!

Если коллега подкалывает, что вы «опять едите» — приготовьте для него на следующий день пироги. Преподнесите их таким образом, чтобы он подумал, что они отравлены и побоялся их есть.

Вам говорят, что вы , щепетильно выполняя работу, подойдите к оппоненту в момент, когда он наиболее загружен и с лучезарной улыбкой, не предвещающей ничего хорошего, предложите помочь ему или написать отчет за него.

Очень важно в этом случае, чтобы задира постоянно сомневался: ощущал какой-то подвох, но в то же время в какой-то мере испытывал доверие. В противном случае вы рискуете превратиться в того школьного ботаника, который отдает свои деньги на завтраки обидчику, лишь бы тот не обижал его.

К сожалению, помимо ваших возможностей многое в успешности этой стратегии будет зависеть от характера самого задиры. Он может подумать, что это еще один показатель его победы и тогда ваши действия не принесут ровным счетом ничего.

Лучшее средство

Самое лучшее и правильное средство, которое поможет избавиться от врага, начать

Инструкция

Попробуйте ответить собеседнику спокойно, засмейтесь. Вспомните шутку или веселую историю, так вы разрядите обстановку и снимите собственное напряжение. Улыбнитесь своему «провокатору». Это его обезоружит намного эффективнее, чем ваш крик, защищающий права или обиженное достоинство.

Научитесь правильно дышать. Если человек начинает злиться, у него учащается сердцебиение. Приведите свое дыхание в норму, иногда достаточно просто сделать несколько глубоких вдохов.

Будьте мудрее. Вспомните, что вы самый умный, серьезный, рассудительный человек. Это поможет подавить отрицательные эмоции и более трезво оценить ситуацию. Относитесь снисходительно к происходящему.

Не переносите свой гнев на других. Попробуйте отвлекаться, если не помогает, запишитесь в спортзал, купите боксерскую грушу. Сдержав ярость в нужный момент, вам надо ее выплеснуть позднее. Можете отжаться от пола или просто уделить внимание хобби. Прибегая к этому, вы не допустите конфликта и сохраните свое внутреннее спокойствие.

Поставьте себя на место провокатора, возможно, что его проблемы вам покажутся незначительными. Подумайте, ваши неприятности так же для кого-то не имеют смысла. Оскорбив человека, вы можете спровоцировать долгий затяжной конфликт. Поэтому сдерживайтесь и думайте о чем-то отвлеченном. На работе думайте о том, что будете готовить на ужин, а дома - о незавершенном отчете и предстоящей планерке.

Помечтайте. Представьте, как вы отомстите обидчику в деталях, можете в мыслях оскорбить его, ударить, сделать другую неприятность. Избавьтесь от присутствия провокатора - сходите куда-нибудь по делам, выйдите прогуляться в парк. Отодвиньтесь подальше от попутчика, если конфликт произошел в транспорте.

Не можете сдержаться? Пусть ваша агрессия проявится внешне. Не допускайте кpиков и оскоpблений, отвечайте спокойно, но язвительно, или так, чтобы задеть самолюбие противника, но ни в коем случае не повышайте голос и сохраняйте ровную интонацию.

В течение всей жизни человеку порой приходится сталкиваться с различными неприятными ситуациями и трудностями. Разные люди воспринимают собственные неприятности и относятся к ним по-своему. Редкий человек по отношению к собственным неудачам и проблемам останется спокойным и не станет переживать. Иные, и таких людей большинство, будут терзать себя всевозможными мыслями по этому поводу, что приведет к неминуемому стрессу.

Инструкция

Однако наш организм устроен таким образом, что негативный фон сказывается всех органов в целом. Недаром говорят, что все болезни от нервов. Но как же научиться из-за различных , а порой и всяческих пустяков? Ведь иногда они попросту не стоят тех нервов, которые на них тратятся.

Если с вами произошла какая-либо неприятность или, что еще хуже, случилось что-то нехорошее, но поправимое, постарайтесь осознать, что на этом жизнь не заканчивается. Подумайте о том, что плохая ситуация, в которой вы оказались в данный момент, всего лишь временна. Если это связано с какими-то потерями, подумайте о том, что эта потеря не самая страшная в жизни.

Постарайтесь понять, что все еще можно поправить. Если после случившегося пути назад нет, то подумайте, что все можно изменить к лучшему. И продумайте пути и способы подобных перемен.

Не впадайте в панику. Соберитесь с мыслями и составьте план, как вам действовать дальше. Рациональный подход к сложившейся ситуации позволит не только не застопориться на ней, но и найти нужный выход.

Если в данный конкретный момент вы не можете сосредоточиться и дать себе четкий ответ на вопрос о том, что делать дальше, тогда полностью отвлекитесь от происходящего. Постарайтесь развеяться, переключиться на другую сферу деятельности. Спустя какое-то время вы сможете вернуться к проблеме, которая вызывает определенные негативные переживания, и взглянуть на нее совсем другими глазами.

Помните, для того чтобы научиться не переживать, нужно научиться самоконтролю. Контроль собственных эмоций – основа здоровой нервной системы, а, следовательно, и сведения отрицательных переживаний к минимуму. И еще, помните: все, что Бог не делает, все к лучшему! Что случилось, то случилось. Надо действовать и жить дальше.

Вряд ли можно найти человека, который никогда не раздражался по пустякам. Толкнули в метро, ребенок разбросал игрушки, муж не помыл за собой посуду – и вот ваше настроение уже испорчено. Чтобы подобные мелочи не отравляли вам жизнь, необходимо научиться бороться со своей раздражительностью.

Инструкция

Научитесь принимать людей такими, какие они есть. Помните, что даже самые близкие вам люди не обязаны полностью соответствовать вашим ожиданиям и представлениям о них. Будьте снисходительны к окружающим, прощайте им мелкие недостатки и ошибки.

Почувствовав, что начинаете раздражаться, переключите внимание на что-нибудь другое. Например, сосчитайте до 10 или мысленно отгородитесь от собеседника высокой стеной. Кроме того, полезно приобрести привычку искать во всем положительные моменты. Муж не помыл посуду? Зато он хороший семьянин и заботливый отец, и эти качества перевешивают его незначительные недостатки.

Избегайте ситуаций, которые обычно вызывают у вас раздражение. Если вы каждое утро теряете ценные минуты в поисках ключей, заведите привычку всегда класть их в одно и то же место. Вам портят настроение ежедневные поездки в общественном транспорте? Старайтесь не пользоваться им в час пик, договоритесь с работодателем о том, чтобы приезжать на работу чуть раньше или позже. Кроме того, ограничьте общение с неприятными вам людьми.

Посетите врача и проверьте состояние своего здоровья. Раздражительность и могут быть вызваны, например, проблемами с щитовидкой. Уделяйте должное внимание своему организму: спите не менее 8 часов, больше проводите времени на свежем воздухе, регулярно занимайтесь спортом, старайтесь есть больше овощей и фруктов, ограничьте употребление алкоголя.

Проанализируйте, все ли вас устраивает в вашей жизни. Возможно, ваша раздражительность вызвана неудовлетворенностью собой или своей жизнью, противоречиями между вашими желаниями и доступными возможностями. В этом случае вы не сможете справиться с , не решив основной проблемы. В подобной ситуации стоит посетить квалифицированного психолога или психотерапевта.

Видео по теме

Провокация – это умышленное действие, совершенное против какого-то конкретного лица, с целью либо побудить его к ответным действиям, либо получить от него нужную информацию. Человек может столкнуться с этим действием буквально на каждом шагу. Например, общаясь со сварливым соседом, со скандальными родственниками, с хамом в переполненном транспорте, с придирчивым начальником, который ищет повод для его увольнения. Поэтому очень важно уметь правильно отвечать на провокации.

Инструкция

Главное правило: запомните, что провокатор хочет разозлить вас, заставить потерять самообладание, повысить голос, подтолкнуть к скандалу. Не давайте ему такой возможности.

Например, сосед обвиняет вас, что вы мусорите в подъезде или курите под его дверью. Вам уже осточертело это вранье, хочется грубо накричать на него или даже ударить. Но подумайте: в результате он будет выглядеть невинным страдальцем, а вы несдержанным грубияном. Сохраняйте спокойствие, даже если внутри все кипит, а руки так и чешутся проучить лгуна. Ледяной презрительный взгляд – ваш лучший ответ на провокацию. Можете со снисходительной усмешкой оглядеть его с головы до ног – это очень эффективный психологический прием.

Или, к примеру, начальник опять несправедливо придрался. Можно, конечно, огрызнуться, высказать все, что вы о нем думаете, ведь нервы не железные. Но ведь этим самым вы фактически сыграете ему на руку. Спокойно и аргументировано ответьте на его претензии. Еще лучше – с фактами и цифрами: «Вы недовольны моей работой? Но ведь у меня такие-то и такие-то достижения». Не дайте ему повода уволить вас.

Кто-то в автобусе или в вагоне метро пристал к вам с какими-то глупыми претензиями, причем в недопустимо грубой форме. Отвернитесь, всем своим видом игнорируя его. Если не уймется, с ехидной вежливостью посоветуйте: «Похоже, общественный транспорт плохо на вас действует. Ехали бы лучше на такси, это полезнее для здоровья». Ваша задача: отвечать на его грубые реплики безукоризненно вежливо, но так, чтобы хам «сел в лужу», став общим посмешищем.

А если вам, когда вы пришли на собеседование, начинают задавать явно провокационные вопросы, знайте: это делается умышленно, чтобы проверить вашу устойчивость в стрессовой ситуации и находчивость. Сохраните спокойствие, отвечайте по-прежнему сдержанно и вежливо. Даже если буквально распирает желание ехидно уточнить: «Я что так непонятно рассказывал о себе?». Можете перед ответом мысленно приказать себе «Не поддаваться на провокации» или сосчитать, к примеру, до пяти – это хорошо успокаивает нервы.

Видео по теме

Сложная ситуация может заставить нервничать любого человека. Это нормальная реакция. Однако иногда она приводит к тому, что человек впадает в ступор, боится и не может ничего делать. В таких случаях необходимо избавляться от нервозности.

Если бы вы спросили, какая черта присуща «поколению нулевых», точно назвал бы одну: невоздержанность в словах и оценках. Деструктивная лексика, мат и избыточная агрессивность по отношению даже к малейшим отклонениям от ваших представлений о мире и «правильности» – лишь верхушка айсберга. На словесный конфликт в Сети провоцируют, чтобы забанить или сделать жертвой троллинга; в реальной жизни – чтобы привлечь к вам внимание окружающих, выставить вас источником конфликта или просто банально получить основания для применения к вам силы.

В интернете и в оффлайн-жизни вас провоцируют на агрессию и яростную реакцию довольно часто. Как не опуститься до уровня того, кто вас провоцирует?

1. На минуту остановитесь и оцените, в чем суть спора

99% провокаций бессмысленны по своей форме, но четко ориентированы по сути. Тому, кто провоцирует вас, важно добиться выброса вашей агрессии: так он сможет контролировать вас и направить ваше поведение и эмоции по руслу, которое нужно этому человеку или группе лиц. Страх, ярость, ненависть, непонимание, потеря трезвой оценки ситуации – то, что нужно людям, которые провоцируют вас в чате или в личном словесном общении. Не давайте им повода переломить ситуацию в том направлении, которое им выгодно. Если суть спора заключается в банальном «хейтинге ради забавы» – можете не надеяться найти в такой провокации рациональное зерно.

2. Всегда продолжайте общаться вежливо и спокойно

Замечено на личном опыте, что переход на повышенные тона только накручивает собеседника. А вот общение размеренным, уверенным и неспешным тоном наоборот заставляет «зарвавшегося» снизить темп и риторику.

3. Не оскорбляйте собеседника, даже если он оскорбляет вас

Особенно важно при общении с теми, кто по должности и физической силе превосходит вас. Для сотрудника полиции «ответное хамство» – отличный повод выписать штраф, закрыть вас на 15 суток «за неповиновение» или применить к вам спецсредства. Для толпы уличной шпаны – повод не просто отобрать у вас кошелек, а еще и сильно и жестоко избить. Есть ситуации, в которых инстинкт самосохранения должен преобладать над желанием добиться справедливости во всем мире. К тому же, спор на языке неграмотного / невоспитанного человека – это верный шаг «на ступеньку вниз», а не способ доказать свое превосходство или победить соперника.

4. Не спорьте о политике с малознакомыми / незнакомыми людьми

Споры о политике – . Спор же с совершенно незнакомыми людьми или случайными попутчиками / собеседниками в клубе грозит либо перерасти в драку, либо стать поводом для умышленной провокации от различных «людей в погонах» (в некоторых странах и ближнего, и дальнего зарубежья последнее наравне с обвинением в «инакомыслии» и «пропаганде ложных ценностей» даже случится намного вероятнее и быстрее, чем обычное желание помахать кулаками в сторону политического «оппонента»).

5. Не произносите / не пишите того, что не в состоянии будете сделать

Интернет приучил нас к относительной безнаказанности: спрятавшись за аватарками, никнеймами и должным образом настроив конфиденциальность своих профилей в соцсетях и онлайн-сервисах, мы то и дело не удерживаемся от соблазна перейти на личности с совершенно незнакомыми людьми, поучить их жизни, уму-разуму – а некоторые, особенно «талантливые», умудряются даже угрожать физической расправой случайным собеседникам в комментариях. Помните, что такая «безнаказанность» – относительна.

6. Любое начатое дело / фразу доводите до логического завершения

За угрозы судом или за оскорбления, за необоснованные требования и за обоснованные претензии – за всё это надо нести ответственность. Ладно, когда такую ответственность понесет кто-то другой. Хуже, если в этой роли неосмотрительно окажетесь вы сами. Так что не говорите, не требуйте и не обещайте сделать ничего, что на самом деле не собираетесь. Даже в интернете. И дело даже не в том, что скриншоты не горят.

7. Здоровье всегда дороже

И в особо сложных и «запущенных» случаях словесных провокаций, когда перед вами – не просто интернет-тролль или уличный хулиган, а человек с явно неадекватными замашками и идеями, рекомендую не забывать простое правило: лучше показаться трусом для психически больного человека или подонка, чем пострадать или вообще лишиться жизни из-за нелепого желания «доказать» что-либо людям, которые не в ладах с головой и объективной реальностью.

09:50 14.12.2015

Любой конфликт на работе можно нейтрализовать с помощью определенных речевых техник, которые не только погасят негатив, но и приведут к плодотворному сотрудничеству. Техники для решения конфликтных ситуаций предлагает психолог Марина Препотенская.

Жизнь без конфликтов, увы, невозможна: в деловой сфере, в быту, личных отношениях. Конфликт (в переводе с латинского - "столкновение") практически неизбежен между людьми и его причина - в часто взаимно противоположных, несовместимых, потребностях, целях, установках, ценностях…

Кто-то с жаром ввязывается в коммуникационную войну и всеми силами пытается доказать правоту и победить в конфликте. Кто-то старается обходить острые углы и искренне недоумевает, почему конфликт не гаснет. А кто-то спокойно нейтрализует проблему, не усугубляя ее и не тратя попусту энергии, сил, здоровья.

Нам следует принять как данность: конфликты были, есть и будут, но либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

В противном случаедаже незначительный ситуативный конфликт может перерасти в затяжную войну, ежедневно отравляющую жизнь... Чаще всего конфликт проявляется в речевой агрессии, поскольку переживания и эмоции - это всегда сильный мышечный зажим, и прежде всего в области гортани.

Как следствие - крик, неадекватная реакция, сильный стресс, эмоциональное вовлечение в конфликт все большего числа людей.

Научись устранять конфликты с помощью несложных ситуативных речевых техник. По отношению к начальнику и коллеге такого же ранга стратегии выбираются разные, но действовать нужно исключительно по ситуации. Запомни предложенные способы.

Нейтрализуй!

  • Осознание конфликта: первый и самый главный этап нейтрализации. Научись рационально оценивать ситуацию. В тот момент, когда ты осознаешь, что назревает именно конфликт, ни в коем случае не подключай эмоции, уйди с линии атаки. Если позволяет ситуация, выйди на какое-то время из помещения, даже если ты в кабинете начальника. Если позволяет этикет, можешь спокойно добавить: "Извините, я в таком тоне не разговариваю" или "Поговорим, когда Вы успокоитесь, извините". Пройдись по коридору, если есть возможность, умойся холодной водой - чтобы нейтрализовать агрессию внутри себя, хотя бы на пару минут переключись на ряд отвлеченных физических действий.

​​

  • Разрыв шаблона: е сли коллега или начальник человек проявляет по отношению к тебе агрессию, воспользуйся несложной манипуляцией сенсорного переключения. "Случайно" урони ручку, закашляйся, можешь сказать что-то абсолютно отвлеченное, например: "У нас так душно в помещении…" Так агрессия не достигает цели.
  • Соглашайся и... атакуй вопросами! Это один из способов срыва конфликтного шаблона, когда в твой адрес из уст начальства сыплются обвинения, и, увы, не беспочвенно. Соглашайся по всем статьям (здесь важно не переиграть и контролировать свои эмоции). А затем… попроси о помощи. Говори: "Мне тяжело, потому что…", "Я очень переживаю, подскажите, что мне нужно исправить", "дайте совет" и т.д. Задавай уточняющие открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, - они спасают ситуацию.
  • Комплиментарность творит чудеса. Человек по тем или иным причинам настроен против тебя? Советуйся с ним по рабочим вопросам, взывая к его компетенции, профессионализму (поищи все его сильные стороны). Вполне возможно, совсем скоро инцидент будет исчерпан.
  • Техника снайпера: сделай вид, что не расслышала и равнодушно переспроси. Используй в том случае, если кто-то из коллег тебя нарочно провоцирует и откровенно задевает какими-то фразами. Как правило, человек начинает теряться. Говори: "Вот видите, Вы даже не можете четко сформулировать претензии, объяснить. Когда у вас найдутся слова, тогда и поговорим тет-а-тет".
  • Время пить чай! Действительно, многие конфликты и вправду можно свести на нет с помощью беседы за чашкой чая. С коллегой, которая, по твоему мнению, питает к тебе неприязнь, лучше всего поговорить начистоту и задать ряд вопросов. К примеру: "Что во мне вас раздражает? Голос? Манера говорить? Одежда? Вес? Давайте разберемся". Так конфликт переводится в конструктивное русло и,по мнению психологов, - это самый цивилизованный способ поведения. В той ситуации, если мы чувствуем, что к нам питают неприязнь, полезно найти удобный момент и поговорить по душам. Чаще всего так конфликты полностью себя исчерпывают, а мы в некоторых случаях еще и учимся анализировать свои ошибки.


  • Бей врага его же оружием. Ты можешь взорваться в ответ и одержать видимую победу. Но результат будет один: вместо нейтрализации - хроническая затяжная война: вряд ли тебе стоит тратить на это время и силы. Их можно направить на разрешение конфликта.

Не провоцируй и предупреждай!

Не секрет, что часто мы сами виноваты в конфликтах. К примеру, ты не успела в срок сдать важный отчет. В таком случае лучше всего в начале дня подойти к начальнику и сказать: "Я понимаю, что может произойти конфликт, но у меня произошла такая-то ситуация". И объяснить причины.

Такая риторика может предупредить начало "войны". Поскольку причина каждого конфликта - какой-либо инцидент или раздражающий фактор, старайся разобраться, что происходит, и в любых ситуациях (будь то отношения с руководством, "рядовыми" сотрудниками или подчиненными) придерживайся золотого правила конфликтологии "Я-утверждение".

  • Вместо того, чтобы обвинять, передавай свои чувства. Например, говори: "Я чувствую дискомфорт" вместо: "Вы придираетесь ко мне, вы мне мешаете, вы сплетничаете и т.п."
  • Если это выяснение отношений, говори: "Я переживаю, мне сложно", "Я чувствую дискомфорт", "Я хочу разобраться в ситуации", "Я хочу узнать".
  • Очень важна подстройка к переживанию человека, который инициирует конфликт. Если это начальник, произноси фразы: "Да, я вас понимаю", "Это общая проблема", "Да, меня это тоже расстраивает", "Да, к сожалению, это ошибка, я тоже так считаю".

Крайне важно умение слушать и ставить себя на место человека, слышать не столько, что говорит человек, а думать, почему он говорит именно так.

В ситуации начальник-подчиненный на рациональный уровень коммуникации человека можно вывести уточняющими вопросами. Это нужно делать, если к тебе излишне придираются.

Тебя незаслуженно обвиняют в том, что ты плохой работник? Уверенно приступай к атаке вопросами: "Если я плохой работник, почему Вы именно сейчас об этом говорите мне?", "Почему я плохой работник, объясните мне".

Тебе говорят, что ты плохо выполнила работу - спрашивай, что именно ты не сделала, уточняй: "Что именно я не сделала, я хочу разобраться, я вас прошу: ответьте мне на вопрос". Помни, что управляет конфликтом тот, кто задает вопросы.

Дополняем образ

Запомни главное: в любой конфликтной ситуации ты должна излучать спокойствие. В этом тебе поможет:

  • уверенная интонация; избегай ноток высокомерия и раздражения в голосе - такая интонация сама по себе конфликтогенна. С теми коллегами, с которыми ты по тем или иным причинам не поддерживаешь дружеских отношений, выбирай нейтрально-дистанционный способ общения и холодный тон без лживой задушевности (и без вызова);
  • умеренный темп речи и невысокий тембр голоса наиболее приятны для слуха. В том случае, если ты говоришь с человеком, который не питает по отношению к тебе симпатии, делай подстройку под его интонацию и манеру разговора - это располагает и нейтрализует желание конфликтовать;
  • взгляд в межбровную зону в конфликтной ситуации обескураживает "нападающего". Такая оптическая фокусировка подавляет агрессию;
  • прямая (но не напряженная) спина всегда настраивает на позитивный лад, придает уверенности. Психологи говорят о том, что прямая осанка повышает самооценку!

…Не секрет, что конфликт может провоцироваться поведением, манерой говорить, одеваться, образом жизни - список можно продолжать до бесконечности. Все это зависит от мировоззрения, воспитания человека, его вкусов, жизненных установок и... внутренних проблем.

Кроме того, есть слова и темы, которые способны разжечь хронический конфликт: политика, социальный статус, религия, национальность, даже возраст... Старайся не затрагивать "острые" темы на благодатной конфликтной почве. К примеру, в обществе женщин с проблемами в личной жизни желательно поменьше хвастать идеальным мужем…

Список предостережений ты можешь составить сама, внимательно оценив атмосферу в коллективе. Кстати, если ты слышишь резкие фразы по отношению к себе, отбрось эмоции в сторону не подключайся к энергии агрессора - попросту игнорируй его.

Слышишь откровенное хамство? Уходи или нейтрализуй, разрывая шаблон.

Критика по делу? Присоединяйся, говори слова поддержки, если позволяет ситуация, переходи на комплиментарность.

Излишние придирки? Иди в атаку уточняющим открытыми вопросами.

Но самое главное - добивайся внутреннего спокойствия. И уж, конечно же, никогда не позволяй себя втягивать в "дружбу против кого-то". Демонстрируй уверенность, повышай самооценку, работай над собой - и ты сумеешь нейтрализовать любой направленный на себя негатив. И, более того, сможешь получать ежедневное удовольствие от своей работы!

Прочти на досуге

  • Анатолий Некрасов "Эгрегоры"
  • Эрик Берн "Игры, в которые играют люди"
  • Виктор Шейнов "Конфликты в нашей жизни и их разрешение"
  • Валентина Сергеечева "Словесное карате. Стратегия и тактика общения"
  • Лилиан Гласс "Вербальная самозащита шаг за шагом"

Фото в тексте: Depositphotos.com

Провокация – это словесное или физическое воздействие на оппонента, в первую очередь побуждение, чтобы тот сделал что-то нужное провокатору. Обычно, это то, что поставит человека в невыгодное положение или представит в невыгодном свете перед окружающими.

Провокация – это, по сути, манипуляция

Провокация использует скрытое управление человеком, как и многие другие виды манипуляции и, точно также, провокатор далеко не всегда устраивает провокацию сознательно.

Что делает провокация?

Провокация воздействует на то, что нам важно. На наши глубинные убеждения и ценности, привитые с детства. Именно поэтому провокация работает так хорошо.

Поскольку ценности и убеждения очень важны для нас, то провокатор очень легко достигает своей цели – мы, как правило, реагируем очень эмоционально. А, эмоции, в свою очередь, не дают возможности мыслить и действовать рационально. Таким образом, делая интервенцию, провокатор вызывает сильный эмоциональный отклик, сужающий наше сознание до уровня автоматического поведения по защите ценности или убеждения, на которые идет атака.

Зачем это провокатору?

У провокатора одна цель – чтобы мы сделали то, что он хочет. А, вот бонусы он может получать самые разные, можно сказать, любые.

Часто, это бывает стремление выставить себя в лучшем свете через выставление оппонента эмоционально незрелым и необоснованно вспыльчивым. То есть, по сути, желание доминировать.

Это может быть желание поднять свою собственную значимость, самооценку за счет унижения другого.

Это может быть попыткой восстановить собственный статус, пострадавший в результате конфликта, спора, выяснения отношений. То есть, фактически, это защитная реакция.

Получить нужную информацию. В эмоциональном запале многие люди готовы выболтать то, о чем потом пожалеют. Умелая провокация умело решает этот вопрос.

Нанести ущерб оппоненту за счет того, что он реагирует вроде бы неадекватно ситуации и признается участниками группы, в которой это происходит «неподходящим» для них. То есть, лишает его устоявшейся позиции.

Спровоцировать конфликт, вызвать обвинения самого себя, чтобы после этого обвинить партнера или другого оппонента в том, что он агрессивен, что он ненавидит провокатора и получить, таким образом, бонусы в виде, например, большей свободы, сохранении текущей позиции, расставания (окончательного или просто для достойного побега) через чувство вины.

Примеры классических провокаций

geralt / Pixabay

«Ты мужик, или где?»

Отличная провокация, которой, вероятно, тысячи лет, но, что удивительно, она прекрасно работает. Мужчины так боятся потерять свой статус, что готовы на любые глупости для этого. Типичные ситуации применения:

В мужской компании: «Рано еще по домам, мало ли, что жена беспокоится, Ты мужик…..?»

В женской компании: «Вы же мужчина, сходите, купите нам тортик»

«Ты вот точно такая же, как твоя мать»

После такого заявления женщина, понимая, что это не комплимент, защищает мать и себя и часто делает это агрессивно. После чего, провокатор может констатировать: «Что и требовалось доказать». И, после этого с чувством морального превосходства получить какие-то бонусы.

Часто говорится в рабочей обстановке, после чего, последующая агрессивная эмоциональная реакция, в любом случае работает не на пользу обвиненного. Самое неприятное в этом всем то, что даже если обвинение несправедливо, то провокация все равно работает. Ведь она нацелена на аудиторию и побуждает человека доказывать ее несправедливость. А несправедливость всегда вызывает эмоциональную реакцию, часто неадекватную провокации.

«Ну что, муж бросил?»

После последующего эмоционального выступления, провокатор может спокойно, сочувственно и удивленно сказать: «Ты чего, я же хотела посочувствовать…». У жертвы возникает чувство вины, после чего, от нее можно получить что-нибудь полезное.

Как защититься от провокации?

Самое главное в провокации – это ее осознать. Самое печальное, что мы никогда не сможем со 100%-й уверенностью сказать, искренен ли провокатор в том, что говорит, или же это вполне осознанная провокация.

Поэтому, нет никакого смысла это выяснять. Просто потому, что в любых ситуациях, которые вызывают у вас эмоциональный отклик (в первую очередь негативный) есть смысл вести себя сдержано и спокойно.

Несколько простых техник защиты

Фиксируйте эмоциональный импульс

Когда поднимается эмоция, вы можете успеть ее перехватить. Для этого нужна тренировка. Поэтому, с первого раза может не получиться. Впрочем, со второго тоже. Но получится в дальнейшем. У вас должна выработаться реакция эмоция – ответ. Ответ спокойный и взвешенный. Это сложно, потому что это все проявляется в рамках реакции «бей» или «беги», которые инстинктивны. Но все решаемо.

Продумайте ответ заранее

Продумайте несколько стандартных, возможно самых общих ответов, которые вы можете дать в той или иной провокационной ситуации. Это даст вам несколько секунд немного успокоиться и ответить по существу. На самом деле, провокационных ситуаций у каждого человека не так уж много и многие повторяются регулярно. Так что ответы вроде «Я тебя услышал», «Как интересно», «Спасибо, что обратил внимание» и аналогичные могут большинство из них перекрыть.