Религия казанских татар. Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет? Антропологические типы казанских татар

И именно казанские татары — одна из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Разговаривают на русском или татарском языке. Проживают на землях РФ и являются коренными жителями автономной республики Татарстан. Относятся к средней группе по диалектам всех татар.

Численность

В Татарстане проживает 3,8 млн человек, среди которых 53 % всего населения составляют казанские татары (это чуть больше 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском раене (97%), меньше всего — в Спасском (29,5%). Также казанских татар можно встретить и в других населенных пунктах России. В иных странах — незначительные поселения в США, Канаде, Украине, Турции и др. Среди этносов у казанских татар встречаются половцы, булгары (очень часто себя так называют татары) и именьковсая культура.

Описание этнической группы

Женщины имеют слегка зауженные глаза, на лице выступаю скулы. Обычно у них крепкое телосложнение. Очень часто скрывают свою красоту, как принято в азиатов. В большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, что характерно азиатским странам, где всю работу выполняют мужчины, а жены — лишь легкие бытовые задачи. Все татары чистоплотные, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и телосложение, темные глаза. Очень ревнивы и слегка гордые.

Распределение по языковым группам

Так как все татары разговаривают на татарском (знание второго языка зависит от местности), то и казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается говор, потому как его относят к среднему (казанскому) диалекту. Татарский язык, соответственно, относиться к кыпчакской группе тюркского происхождения языков. Что касается литературы и письменности, то применяется казанский диалект.

Происхождение этноса

В Древние времена современные земли татаров называли Булгарией. Там проживали тюркоязычные племена (например, финно-угорское). Как только Волжскую Булгарию завоевали монголы, то возникла Золотая Орда. Долго она не существовала, распалась. Вместо нее начали формироваться различные ханства, так на Булгарских землях появилось Казанское ханство, где в дальнейшем начала формироваться такая народность, как казанские татары (XV-XVI века). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:

  • булгары;
  • фино-угры;
  • кыпчаки;
  • тюрки.

Религия

Верования разделились на 2 ветки: христианство (православие) и ислам (суннитского толка).

Кухня

Самое распространенное блюдо — азу. Инными словами это рагу, в его состав входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем блюдо богаче и вкуснее.

Одежда и украшения

Традиционный костюм — кулмэк (туника или туникообразная рубаха) с шароварами. На женском костюме делали изу, разнообразные нашивки и вышивки. Наряд из-за декора (иногда нашивали даже монеты) был очень тяжелый. Мужчины на голову одевают кулэпэш или тюбетейку. Женщинам свойственно одевать вышитый жемчугом калфак, а волосы заплетать, чаще в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиг, это качественные сафьяновые сапоги с узорами. Также каждой женщине хотелось одеть побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.

Культура и быт

Изначально этот народ занимался скотоводством, реже садили растительность. Проживали в избах. На казанских землях принято быть гостеприимным, поэтому щедро принимают и угощают гостей.

Перед трапезой мыть руки обязательно. Еда за столом начиналась и заканчивалась молитвой. Невоспитанность считается, если самовольничать за столом без разрешения старшин.

Накануне свадьбы дом принято украшать лентами, цветами и другими материалами и чем больше, тем лучше.

Очень ценится вышивка татарок. Они были справные ткачихи. И по сегодня вышитые полотенца — ценное изделие!

Как народ крымские татары в XIII-XVII вв. оформились на территории Крыма и в Северном Причерноморье. Основой их этноса были поселившиеся здесь племена тюрков, а также половцев, печенегов, гуннов и хазар. Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения , которые жили на востоке Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар вместе с крымчаками и караимами их относят к коренному населению полуострова. Порядка четверти миллиона крымских татар проживают непосредственно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины. Считается, что их сотни тысяч в Турции.

Однако большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения. Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке . Он родственный с татарским, однако, они не понимают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка заметно отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в своем большинстве являются мусульманами.

У крымскотатарского народа богатая и порой трагическая история. В XIII веке Крым был завоеван монголами. Через двести лет было создано независимое Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно воевало с Русским государством и Польшей.

В 1783 году Россия победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сохранили все свои права. Однако притеснения российских чиновников и помещиков вынудило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.

Интенсивное освоение полуострова в XIX веке привело к вытеснению крымских татар за счет переселенцев из российских губерний. В 1917 году была предпринята попытка создания крымскотатарского государства. Через четыре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР. В 1937 г. большая часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны. Многие из них удостоены боевых наград.

Однако после изгнания нацистских войск из Крыма они были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. В мае-июне 1944 года большинство крымских татар с семьями были депортированы с родных мест в Узбекистан и другие регионы страны. Находившихся на фронте в том же году демобилизовали из армии и направили в места поселения родственников. Крымские татары, в отличие от других депортированных народов, только в 1989 году получили право вернуться на родину.

Казанские татары вчера и сегодня

Татарский народ состоит преимущественно из казанских татар. В свою очередь их этнической основой считаются такие древние тюркские народы как булгары и половцы. Формирование казанских татар происходило в средние века. В этот период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой. Занимались преимущественно сельским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Различные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и русская культура.

Сегодня половину населения входящей в состав Российской Федерации. республики Татарстан составляют современные казанские татары. Их столица – миллионный город Казань. Главой татарского государства является Президент. Законодательную и контрольную власть осуществляет Государственный Совет, исполнительную – Кабинет министров. Наряду с русским, государственным языком Татарстана является татарский язык. В Татарстане проживает свыше 3, 8 млн. человек .

Являясь одним из самых экономически развитых российских регионов, он занимает ведущие позиции в производстве полиэтилена, синтетических каучуков и шин, грузовых автомобилей, синтетических моющих средств и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в РФ. Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает большими запасами природных ресурсов, главным из которых является нефть. Здесь также добывают также уголь, нерудные материалы. Имеются перспективные запасы других ископаемых. В республике огромные запасы воды.

Согласно своей Конституции Татарстан является светским государством. Из религий в нем наиболее распространены ислам и православие.

В чем разница

Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.

  1. Крымские татары, являясь коренным народом Крымского полуострова, собственной государственности не имеют.
  2. Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан со своей конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
  3. Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с XVI века были в политической зависимости от России.
  4. В Крыму проживает порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар живут в республике Татарстан.
  5. В создании этносов крымских и казанских татар участвовали разные народы. У крымских татар это были преимущественно европейцы (киммерийцы, греки, римляне, гунны, итальянцы, славяне и пр.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
  6. Крымскотатарский язык заметно отличается от татарского, в первую очередь интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают.

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ✪ Откуда на самом деле произошли «татары»

    ✪ Татары и Татарочки (Волгары)

    ✪ У казанских татар общие корни с болгарами???

    ✪ Уроки истории: крымские татары и казанские татары (часть I)

    ✪ Уроки истории: крымские татары и казанские татары (часть II)

    Субтитры

    Всем привет! Канал "Суть Вещей" Откуда на самом деле произошли «татары» Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны. Тюркское происхождение этнонима В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар». В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном. Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли. Тюркско-персидское происхождение Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков. Персидское происхождение Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию. Древнеперсидское происхождение Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси». Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков. Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов. Греческое происхождение Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами. После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте. Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке. Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая. Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу. Китайское происхождение Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга. Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам. Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники. Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»). Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами. Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву. Тохарское происхождение Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э. Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения. В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними. Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью. Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар. Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар. Гумилев Лев Николаевич ("В поисках вымышленного чарства"): «Исходя из собирательного значения термина татар, средневековые китайские историки делили восточные кочевые народы на три раздела: белые, черные и дикие татары. Белыми татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби, вдоль китайской стены. Большую их часть составляли тюркоязычные онгуты (потомки шато). От своих повелителей, киданей, и от соседей китайцев эти кочевники усвоили элементы цивилизации взамен утраченной самостоятельности. Они одевались в шелковые одежды, ели из фарфоровой и серебряной посуды, имели наследственных вождей, обучавшихся китайской грамоте и конфуцианской философии. Черные татары, в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных центров. Дикие татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, они не знали даже ханской власти и управлялись старейшинами».

История

Ранняя история

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

Академия Наук СССР

Отделение истории и философии

Институт языка, литературы и истории Казанского филиала

Редакционная группа:

Председатель академик Б. Д. Греков .

Члены: Чл. корреспондент Акад. Наук СССР

проф. Н. К. Дмитриев ,

проф. С. П. Толстов ,

проф. Н. И. Воробьёв ,

и ст. научн. сотрудник Х. Г. Гимади .

Происхождение казанских татар : Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - 160 с.

См. также

  • Галиуллина Д. Обсуждение некоторых аспектов истории татарского народа на кафедре истории СССР КГУ во второй половине 1940-х гг. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2004. - № 2.
  • Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним . - Татарское книжное издательство, 1989. - 128 с.
  • Сафаргалиев М. Г. Один из спорных вопросов истории Татарии // Вопросы истории - 1951. - №7. - С. 74-80.

От редакции

Доклады:

1. А. П. Смирнов . К вопросу о происхождении татар Поволжья

2. Т. А. Трофимова . Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии

3. Н. И. Воробьев . Происхождение казанских татар по данным этнографии

4. Л. 3. 3аляй . К вопросу о происходении татар Поволжья. (По материалам языка)

Содоклады:

H. Ф. Калинин . К вопросу о происхождении казанских татар

X. Г. Гимади . Монгольское иго и вопрос о происхождении казанских татар

Выступления:

С. Е. Малова

М. Н. Тихомирова

Н. К. Дмитриева

A. Ю. Якубовского

С. П. Толстова

B. В. Богданова

А. Б. Булатова

Р. М. Раимова

Ш. И. Типеева

Заключительное слово:

А. П. Смирнова

Т. А. Трофимовой

Н. И. Воробьёва

Л. 3. 3аляя

Акад. Б. Д. Греков - подведение итогов сессии

От редакции

В постановлении ЦК ВКП (б) от 9/VIII-1944 г «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» были вскрыты серьёзные ошибки, допущенные некоторыми историками и литераторами при освещении отдельных вопросов истории Татарии. (Идеализация Золотой Орды и ханско-феодального эпоса об Идегее). Историкам было поручено организовать научную разработку истории Татарии и устранить допущенные ошибки. Согласно этого постановления Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР разрабатывает историю Татарской АССР. При написании этой работы коллектив авторов натолкнулся на ряд проблем, без разрешения которых невозможна была разработка истории Татарии. Одним из актуальнейших моментов истории Татарской АССР являлся вопрос об этногенезе казанских татар. По данному вопросу, как известно, вплоть до последнего времени среди историков не было единого мнения. Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние татары - это конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей монгол. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившие от монгол лишь их название «татары».

Учитывая важность проблемы, ИЯЛИ КФАН СССР обратился в отделение истории и философии АН СССР с просьбой созвать специальную сессию по вопросу этногенеза казанских татар. Сессия состоялась в Москве 25-26 апреля 1946 года. На сессии участвовали учёные Москвы, Ленинграда и Казани. С докладами и сообщениями выступали историки, археологи, антропологи, этнографы и лингвисты. Сессия открылась вступительными словами акад. Б. Д. Грекова, отметившего важность обсуждаемой проблемы в деле изучения истории ТАССР.

С докладами на сессии выступили А. П. Смирнов - «К вопросу о происхождении казанских татар», Т. А. Трофимова «Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии», Н. И. Воробьев «Происхождение казанских татар по данным этнографии» и Л. 3. Заляй «Происхождение татар Поволжья по материалам языка». С содокладами на сессии выступили X. Г. Гимади и Н. Ф. Калинин. В премиях, которые развернулись после докладов, выступили члены-корреспонденты АН СССР профессора: М. И. Тихомиров, Н. К. Дмитриев, С. Е. Малов, А. Ю. Якубовский, а также проф. С. П. Толстов, проф. В. В. Богданов, Р. М. Раимов, Ш. И. Типеев, А. Б. Булатов.

Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определённые выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее вляние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар. По сравнению с кочевниками-монголами булгары стояли на более высоком уровне экономического и культурного развития.

Огромное влияние на развитие и формирование татарской народности оказывал русский народ, с которым уже в X-XII веках булгары поддержали обширные экономические и дипломатические связи. В докладах были приведены многочисленные факты проникновения в быт татар более прогрессивных форм быта и хозяйства русского народа.

В докладах и выступлениях основательно была доказана полная несостоятельность взглядов, отождествляющих казанских татар с монголо-татарами.

В окладе Т. А. Трофимовой на основе антропологических данных доказано, что современные казанские татары сложились «на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения».

Население, проживавшее на территории камской Булгарии в составе Золотой Орды, оказалось на положении порабощенного народа. Оно было обложено данью и подвергалось жестокому военно-феодальному угнетению. Подобно русскому народу, взявшему на себя главную тяжесть борьбы, булгары и другие народы Среднего Поволжья, также вели борьбу с монгольскими завоевателями. Эта борьба народа с завоевателями запечатлена в исторических документах и народном эпосе.

Итог был подведен акад. Б. Д. Грековым, отметившим плодотворность работы сессии. Значение данной научной сессии велико. Материалы её являются ценным вкладом не только в литературу по истории Татарии, но и по истории других народов Среднего Поволжья, в частности чуваш . Вместе с тем сессия дала конкретную программу дальнейшей научной работы над вопросами, требующими углубленного изучения. Теперь историки Татарии будут смелее и увереннее разрабатывать историю своей республики, ибо в значительной степени устранены те трудности, которые стояли на пути разрешения этой ответственной задачи.

В виде гипотезы позволю высказать следующие соображения. Богато оформленные каменные плиты с каллиграфическим шрифтом, с текстами на арабском языке и со словами, родственными казанско-татарскому языку, принадлежали, по моему мнению, верхушке булгарского феодального общества, преимущественно даже столичного, в значительной степени арабизированного и пользовавшегося литературным языком того времени, каковым для нижнего и среднего Поволжья XIII-XIV века может считаться тюрко-кипчакский язык с сильными элементами арабизма.

Среди остального населения булгарского государства был слой, стоящий ниже на социальной лестнице - купцы, ремесленники, менее знатные феодалы. Язык их был другой, менее затронутый влиянием литературы и арабской образованности. Памятниками письменности этого населения и являются широко распространенные в Татарии эпитафии «второго стиля» с «чувашизмами» и с упрощённой куфической традиционной графикой. Возможно, что здесь мы имеем также проявление особой этнической группы, исконно жившей в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать. С утратой Суваром прежнего положения, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки Суварской знати, утратившие политическое влияние, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях. Возможно, что проявлением этих традиций «суварской знати» служат памятники «переходного стиля», выше нами охарактеризованные. Таким образом, в здесь представленных булгарских лингвистических памятниках мы можем различать по крайней мере два диалекта и установить генетическую связь булгар с казанскими татарами, что особенно ярко проявляется из сравнения памятников 1 стиля с казанскими памятниками того же характера, относящимися к XV-XVI вв. Эту преемственную линию можно провести и далее-в XVII, XVIII вв. Не имея возможности детально представить здесь эти материалы, ограничусь лишь ссылкой на наши альбомы, указанные в примечании 3. Даже внешнее сходство обнаруживает преемственные связи. Они более заметы в языке текстов.

Калинин H. Ф. К вопросу о происхождении казанских татар.] // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 104.

Чуваши связываются с местными оседлыми племенами, вероятней всего с эсегель и сувар (их город Ошел в 1220 году взят был русскими), входившими в состав Булгарского царства. На это, в частности, указывал Марр, который связывал сувар с чувашами. Мне кажется, что они входили в Булгарское царство как одно из племён.

Смирнов А. П. Заключительные слова // Происхождение казанских татар: Материалы сессии отделения истории и философии АН СССР, организованной совместно с институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, 25-26 апреля 1946 г. в г. Москве (по стенограмме). - Казань: Татгосиздат, 1948. - С. 148.