Описание внешности человека. Словесный портрет человека. Криминалистическое исследование внешности человека

Ответьте на такой вопрос: если вы увидели незнакомого человека на улице, сможете ли вы через некоторое время описать его внешность? Или, допустим, вы встретили человека, который произвел на вас впечатление, но позже, когда вас попросили его описать, вы не смогли этого сделать. Скорее всего, у вас плохая память на лица. Не бойтесь, у вас есть шанс все исправить. Если вы будете следовать нашим советам, вы сможете улучшить память, и никто не прочитает ваших мыслей!

Шаги

Первое впечатление

    Воспринимайте человека в целом. Начните с какой-то существенной детали, которую легко описать. Какой этот человек: высокий, низкий, худой, молодой или старый? Быстро взгляните на картинку выше, а затем опишите, что вы видите.

    • Один только силуэт человека говорит о том, что он:
      • молодой;
      • среднего роста;
      • коротковолосый;
      • мужчина;
      • повседневно одет;
      • музыкант;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что он играет на электрогитаре.
    • Не нужно слишком много анализировать. Вам нужно только лишь первое впечатление. Процесс восприятия человека может длиться всего лишь несколько секунд. Старайтесь не игнорировать отличительные черты, старайтесь замечать как можно больше. У этого парня огромное тату на предплечье, а у той девушки откровенный наряд - воспринимайте человека мимоходом и принимайте во внимание все детали. Пялиться будете потом!
  1. Начинайте описывать человека, начиная с головы. Посмотрите на волосы вашего любимого человека и дайте им краткую оценку. У него длинные волосы, каре или короткая прическа? Этот человек брюнет, блондин или рыжий? Носит ли он определенную прическу ? Носил ли он ее вообще когда-нибудь? Посмотрите на картинку, а затем опишите все, что вы запомнили о прическе этой девушки.

    • Описать прическу может быть труднее, чем задание с силуэтом, так как в последнем случае встречается большее количество нюансов. Несмотря на эти трудности, с первого взгляда вы должны были запомнить следующие особенности в прическе девушки:
      • она блондинка;
      • у нее длинные волосы;
      • волосы слегка волнистые;
      • может быть, в волосах есть шпильки;
      • дополнительные очки, если вы заметили, что у девушки голубые глаза.
  2. Оцените телосложение человека. Подтвердите свое первое впечатление и выберите несколько аспектов. Является ли человек накачанным, упитанным, толстым, худым или пышногрудым? Какого цвета его блузка или рубашка? Какого цвета его шорты и юбка? Опять же, старайтесь не вдаваться в подробности - просто составьте общее впечатление. Посмотрите на картинку выше на протяжении пяти секунд и определите, сможете ли вы ответить на поставленные вопросы.

    • Это мужчина или женщина? Не подглядывайте! Постарайтесь ответить на этот вопрос, не глядя на рисунок.
    • Какого цвета волосы человека?
    • Каково его телосложение?
    • Какого цвета его рубашка?
    • Какого цвета оправа очков?
    • Дополнительные очки: отвернитесь от монитора, а затем опишите размытую фигуру на переднем плане. Насколько ваши ответы близки к реальности?
  3. Легче всего описывать ноги человека. У парня в шортах ноги могут быть белее снега, а у девушки в мини-юбке ноги могут отвлекать вас от всего остального. Иногда ваше внимание может привлечь что-то необычное: ампутация, непривычно пухлые или худые ноги или татуировки - не все детали касаются ног как таковых. На самом деле, если вы заметили ноги человека, ваше внимание привлекла какая-то особенность. Например, посмотрите на рисунок выше:

    • Опишите увиденное. Скорее всего, вы запомнили не сами ноги, а одежду, которая их покрывает.
    • Дополнительные очки: сколько моделей носят туфли или сапоги? Ответ правильный - всего одна.
  4. Проще всего заметить туфли. Какие они: новые, ухоженные или потрепанные? Эти детали помогут вам не только узнать человека при следующей встрече, но также узнать его немного получше.

    • Какие туфли на невесте? Дополнительные очки даются в том случае, если вы не подглядывали. Извините за подвох: обувь невесты вообще не видна. Самая приметная деталь на этом рисунке - это теннисные туфли, которые жених носит с костюмом. Скорее всего, вы на это и смотрели, и тем самым отвлеклись от всех остальных особенностей. Дополнительные очки вы получите за ответы на следующие вопросы:
      • Какого цвета волосы невесты?
      • Какой длины волосы жениха?
      • Какого цвета галстук жениха?
      • Какого цвета пряжка на ремне?
  5. Попробуйте ответить на вопросы в обратной последовательности. Начните описывать человека с ног до головы. То, что вы делаете, называется первым впечатлением, которое вы пытаетесь укоренить в памяти путем многократного повторения. Если у вас есть время и вы не боитесь показаться медлительным, просмотрите рисунки по второму кругу.

    Общее впечатление

    1. Отметьте все детали. Вы усвоили основы - теперь пришло время сконцентрироваться на деталях.

      Посмотрите на лицо человека. Даже у близнецов в лице есть различия - именно поэтому все люди на планете уникальны.

      Перейдем к глазам. Посмотрите на брови, какие они - тонкие или кустистые, светлые или темные? У этого человека маленькие или большие глаза? Они глубоко посажены или выпуклые, миндалевидные или круглые? Какие у человека ресницы: длинные, густые и загнутые или, наоборот, редкие, прямые и короткие? Смотрите на рисунок на протяжении трех секунд, а затем отвернитесь и опишите глаза человека.

      • Снова посмотрите на рисунок. Справились ли вы с поставленным заданием?
    2. Нос. Нос человека может быть практически любой формы и размеров. Нос этого человека длинный или короткий, вздернутый или крючковатый? Широкий или узкий? Нос часто определяет общее представление о внешности человека, ведь угол рассмотрения имеет первостепенное значение (профиль или анфас).

      • Вам начисляются дополнительные очки, если вы можете описать глаза и нос человека, взглянув на него только один раз. Мега-бонус - если вы можете описать нос блондинки, изображенной в начале этой статьи.
    3. Рот. Это самая выразительная часть человеческого лица, и этот факт трудно отрицать. Когда человек смеется, злится или кричит, форма его рта меняется в зависимости от эмоций. Не имеет значения, что испытывает человек: есть пара деталей, которые можно выбрать. Какой у него рот: большой или маленький? Какие губы: пухлые или тонкие? А может быть, у человека губы бантиком? Насколько четко выражен этот бантик?

      Старайтесь замечать все отличительные особенности. Такие детали, как родинка или родимое пятно, шрам или тату помогут вам вспомнить человека. Если вы видите такие особенности, отметьте их для себя.

      • Отвернитесь от монитора и схематически набросайте татуировку девушки на бумаге. Когда вы справитесь с заданием, воспользуйтесь возможностью заработать дополнительные очки - опишите все, что вы помните о девушке.
    4. Обратите внимание на движения человека. Спросите себя: быстро или медленно он двигается? Этот человек неуклюжий и двигается шатаясь или уверенно, с высоко поднятой головой?

      Мнемонические приемы

      1. Вам все еще трудно описать внешность человека? Иногда люди используют словесные и зрительные ассоциации, чтобы запомнить внешность человека. Вот несколько примеров такой техники:

        Отличие от общего фона. На рисунке изображена женщина с длинными белокурыми волосами. Если эта черта не бросается вам в глаза, прибавьте к описанию фон: поле золотых колосьев.

        • Подумайте о длинных золотых колосьях. Вы свели две ассоциации в одну, и каждая из них подкрепляет другую.
      2. Крепкий как камень. В этом примере мы не наблюдаем ярких деталей, но рисунка явно достаточно для того, чтобы привязать его к общему фону. На заднем плане мы видим твердую кирпичную стену. На переднем плане изображен молодой человек, который настолько же крепок, уравновешен и тверд, как и эта стена. Воспринимайте прочность как конкретную характеристику этого рисунка, и у вас в уме сформируется определенное представление, которое никуда не денется.

      3. Глаза - такие же глубокие, как воды океана. В этом случае можно применить тот же прием: выберите какую-то деталь на заднем фоне, которая характеризует весь рисунок. Здесь можно применить парочку простых мнемонических приемов:

        • Какого цвета ее глаза? В 1492 году Колумб покорял «лазурные воды океана»! Конечно же, ее глаза цвета морской лазури.
        • Добавьте к первому методу мнемонические приемы, приведенные во второй части статьи.
      4. Придя домой, запишите все, что вы помните о человеке, даже самые очевидные или тривиальные детали. А сейчас посмотрите на фото (если вам удалось его сделать). Правильно ли вы описали человека?
      5. Регулярно повторяйте это упражнения, и вы обнаружите, что способны не только описать внешность конкретного человека, но и характеризовать окружающих его людей.
    • Соблюдайте последовательность, в которой вы запоминаете основные внешние черты, и вам станет легче их запомнить.
    • Не нужно пристально разглядывать человека - это невежливо. «Осмотр» человека с головы до ног может привести к скандалу, особенно если рядом с вами находится любимый человек, который такой же наблюдательный, как и вы.
    • Попытайтесь отметить наиболее заметную черту человека. Отступите на шаг назад и отметьте то, что вы заметили в человеке в первую очередь. Это может быть яркий цвет волос, огромный рост или странная деталь в одежде. Определите эту особенность, и впоследствии будет легче выделить этого человека из толпы.
    • Включите цвета. Цвет одежды, обуви, глаз, волос и кожи помогут освежить память.

    Предупреждения

    • Если длительно и пристально смотреть на человека, это может быть воспринято как признак агрессии. Ловите момент, и вы будете в безопасности и сможете с легкостью запомнить человека.
    • Не добавляйте лишних деталей.

Фото с сайта cyclowiki.org

Итальянского врача-психиатра, профессора судебной медицины XIX века Чезаре Ломброзо часто называют основоположником криминальной антропологии. Эта наука старается объяснить связь между анатомическими и физиологическими особенностями человека и его склонностью к совершению преступлений. Ломброзо пришел к выводу, что такая связь есть, и она прямая: преступления совершают люди с определенной внешностью и характером*.

Как правило, преступники имеют врожденные физические и психические дефекты, считал Ломброзо. Речь идет об аномалиях внутреннего и внешнего анатомического строения, характерных для первобытных людей и человекообразных обезьян. Таким образом, преступниками не становятся, а рождаются. Будет человек преступником или нет - зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений характерны свои аномалии.

Разработке этой теории Ломброзо посвятил всю свою жизнь. Он исследовал 383 черепов умерших и 3839 черепов живых преступников. Кроме того, ученый изучил особенности организма (пульс, температуру, телесную чувствительность, интеллект, привычки, болезни, почерк) 26 886 преступников и 25 447 добропорядочных граждан.

Внешность преступников

Ломброзо выделил ряд физических признаков ("стигматов"), которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Это неправильная форма черепа, узкий и скошенный лоб (или раздвоенная лобная кость), асимметрия лица и глазных впадин, чрезмерно развитые челюсти. Рыжие преступники встречаются крайне редко. Чаще всего преступления совершают брюнеты и шатены. Брюнеты предпочитают воровать или заниматься поджогами, а шатены склонны к убийствам. Блондины иногда встречаются среди насильников и мошенников.

Внешность типичного насильника

Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.

Внешность типичного вора

Неправильный маленький череп, удлинненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.

Внешность типичного убийцы

Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки.

Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Внешность типичного мошенника

Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Особенности преступников

"Я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей", - писал Ломброзо. У преступников, по его мнению, снижена чувствительность органов чувств и болевая чувствительность. Они не способны осознавать безнравственность своих поступков, поэтому для них неведомо раскаяние.

Ломброзо удалось выявить и особенности почерка различных типов преступников. Почерк убийц, разбойников и грабителей отличается удлиненными буквами, криволинейностью и определенностью черт в окончаниях букв. Для почерка воров характерны буквы расширенные, без острых очертаний и криволинейных окончаний.

Характер и образ жизни преступников

По теории Ломброзо, преступникам свойственны стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность. Многие из них имеют татуировки. Для лиц, склонных к преступлениям, характерно хвастовство, притворство, слабохарактерность, раздражительность, сильно развитое тщеславие, граничащее с манией величия, быстрая смена настроения, трусость и болезненная раздражительность. Эти люди агрессивны, мстительны, они не способны на раскаяние и не мучаются угрызениями совести. Графомания тоже может свидетельствовать о преступных наклонностях.

Ломброзо считал, что люди из низшего класса становятся убийцами, грабителями и насильниками. Представители среднего и высшего класса чаще бывают профессиональными мошенниками.

Критика теории Ломброзо

Еще при жизне Ломброзо его теория подвергалась критике. Не удивительно - немало высших государственных чиновников имели внешность, которая полностью совпадала с описанием прирожденных преступников. Многие уверены, что ученый преувеличивал биологическую и совершенно не учитывал социальную составляющую в причине возникновения преступности. Возможно, именно это заставило Ломброзо к концу жизни пересмотреть некоторые свои взгляды. В частности, он начал утверждать, что наличие преступной внешности не обязательно означает, что человек совершил преступление - она говорит скорее о его склонности к противоправным поступкам. Если человек преступной внешности благополучен, он попадает в разряд скрытых преступников, у которых нет внешнего повода нарушать закон.

Репутация Ломброзо сильно пострадала, когда его идеи начали использовать нацисты - они проводили замеры черепов узников концлагерей перед их отправкой в печи. В советский период учение о прирожденном преступнике также подверглось критике за его противоречие принципу законности, антинародность и реакционность.

Насколько нам удалось выяснить, в судебных процессах теория Ломброзо никогда не применялась - даже сам ученый не видел в ней практической ценности, так как заявил на одном научном диспуте: "Я тружусь не ради того, чтобы дать своим исследованиям прикладное применение в области юриспруденции; в качестве ученого я служу науке только ради науки". Тем не менее предложенное им понятие преступного человека вошло в обиход, а его разработки до сих пор используются в физиогномике, криминальной антропологии, социологии и психологии.

* Информация взята в том числе из следующих книг: Чезаре Ломброзо. "Преступный человек". Милгард. 2005; Михаил Штереншис. "Чезаре Ломброзо". ИсраДон. 2010

"словесного портрета".

Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Принципы метода словесного портрета :

    1. системности (определяет последовательность (очередность) описания);
    2. полноты (предусматривает подробную характеристику).

Методика описания признаков внешности человека

1. Фиксируются признаки, характеризующие:

    • общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение;
    • анатомические признаки отдельных областей тела и элементов;
    • функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз":

    • фигурау в целом,
    • голова в целом,
    • лицо в целом,
    • отдельные элементы лица,
    • шея, плечи, спина, грудь,
    • руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по

    • форме,
    • размеру,
    • положению,
    • некоторые - по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины , исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам :

    • вид спереди (анфас);
    • вид сбоку ( профиль).

При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т.н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) .

Схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета"

Элементы и признаки лица в фас:

1а. Антропометрические точки лица:

А - верхнелобная, Б - глабелла, В - верхненосовая, Г - зрачковые, Д - подносовая, Е - подбородочная, Ж - нижнечелюстные.

1 - высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия.

1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:

    1. по документам, если они не вызывают сомнений;
    2. "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.);
    3. по данным медицинского или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица) . При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации:

  • низкий (для мужчин до 160 см),
  • средний (для мужчин от 160 см до 170 см),
  • высокий (для мужчин более 170 см).

Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое.

По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые -по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических 4эигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках).

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета", составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается: а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий

Элементы и признаки лица в фас:

1а. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные).

1 -- высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия. 16. 1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

(для мужчин более 170 см). Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше. Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед,

Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.

откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) 1 рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений.

1 «Габитус» (лат. habitus) - внешний облик человека, его телосложение, осанка и «скопия» (греч. skopeo) - рассматриваю.

Одно из важных направлений этого учения - систематизиро­ванное, научно обоснованное описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии названо «словес­ный портрет». Словесные описания признаков внешности и состав­ленные на их основе субъективные портреты наиболее часто при­меняются в процессе оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий.

Составление словесного и субъективного портретов основано на единой научно обоснованной методике выделения, оценки, ха­рактеристики и классификации признаков внешнего облика чело­века, а также наличии у специалистов правоохранительных органов стабильных умений и навыков по их использованию в целях отожде­ствления человека.

Многочисленные и разнообразные признаки внешнего облика человека делятся на две основные группы: собственные и сопутст­вующие. Собственные признаки внешности неотъемлемо принадле­жат конкретному человеку, а сопутствующие только дополнительно характеризуют его внешний облик. По ним судят о том, какого он пола, о его возрасте, походке, осанке, привычках и, ориентировоч­но, о социальном положении.

Собственные признаки внешности подразделяются на:

Общефизические (возраст, рост);

Демографические и антропологические (пол, раса, нацио­нальность, народность, этническая группа);

Анатомические (морфологические) наружного строения тела человека и его частей;

Функциональные, обусловленные спецификой проявления жизненно важных функций человеческого организма (осанка, по­ходка, жестикуляция, мимика, артикуляция, голос, речь, привычки).

Сопутствующие признаки характеризуют части внешнего офор­мления личности. Они определяются одеждой, обувью, головным убором, предметами личного обихода и украшениями.

Признаки внешности условно подразделяются на группы. Такое подразделение способствует конкретизации восприятия облика че­ловека и более точному и всестороннему описанию внешности. Выделяют следующие группы признаков внешности:

Общие - наиболее крупные, заметные.

Частные - это детали общих признаков.

Постоянные - присущи человеку со дня рождения и в течение всей его жизни.

Временные - могут возникать и исчезать (волосяной покров, бородавки, зубы и пр.).

Необходимые - обязательно присущи людям определенной группы (волосяной покров на лице у мужчин).

Случайные - не обязательно присутствуют у конкретного чело­века (родимые пятна, бугорки на коже).

Естественные - присущи человеку от рождения или появля­ются с возрастом (морщины и пр.).

Искусственные - появляются в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности.

Патологические - вызванные нарушением нормального стро­ения элементов внешности вследствие заболевания.

При описании внешности по методу «словесного портрета» должны выполняться следующие основные правила:

Оптимальная полнота описания;

Употребление единой специальной терминологии",

Последовательность описания;

Оптимально полное описание должно удовлетворять его назна­чению, т.е. использованию для розыска и отождествления описан­ного человека. Например, описание внешности без вести пропав­шего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружении трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приме­ты погибшего с приметами без вести пропавшего.

Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.

В условиях оперативной деятельности можно ограничиться со­кращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-ан-тропологических, функциональных признаков и особых примет.

Описание бывает произвольным и упорядоченным.

Произвольное описание передает все особенности рассказа сви­детеля (очевидца), потерпевшего о внешности преступника или какого-либо человека. В этом случае возможно использование вы­ражений, понятий и характеристик, не вполне соответствующих терминологии криминалистического описания. Произвольное опи­сание в криминалистических целях обязательно переводится специ­алистом (следователем, оперативным работником, экспертом-кри­миналистом) в упорядоченное.

Упорядоченное описание используется при закреплении дан­ных о признаках внешности, полученных в ходе оперативно-розыск­ных и следственных действий, при постановке на учет в информа­ционно-поисковые системы и получении- словесного описания от них, при производстве специальных исследований, при осмотре и описании трупа и в некоторых других случаях.

Для описания тела человека его части определяются в положе­нии: «вид спереди», «вид сзади» (рис. 1 и 2).

Элементы головы характеризуются в положении анфас и про­филь (рис. 3 и 4).

Нередко положение какого-либо элемента внешности характе­ризуют по его расположению относительно костно-хрящевой осно­вы тела человека и головы (черепа) (рис. 5 и 6).

Единая специальная терминология, используемая при составле­нии словесного портрета, принята в целях точного описания и одно­значного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.

Элементы внешности характеризуются анфас (вид лица прямо спереди) и в профиль по главным определяющим признакам: размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету.

Размеры (величина) указываются в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров может использоваться трех-, пяти- и семиуровневая классификация размеров частей тела и лица. Они выражаются в таких градациях, как «малый», «средний», «боль­шой»; «низкий», «средний», «высокий»; «длинный», «средний», «ко­роткий»; «узкий», «средний», «широкий»; «глубокий», «средний», «мелкий»; «толстый», «средний», «тонкий» и т.п.

Форма определяется по сходству с формой поверхности - «выпуклый», «вогнутый» и т.п., а также по сходству с формой об­щеизвестных предметов - «грушевидный», «миндалевидный», «яйцевидный» и т.п.

Контур описывается по сходству с геометрическими фигура­ми («круглый», «овальный», «треугольный» и пр.) и формой линий («прямая», «извилистая», «дугообразная», «ломаная» и т.д.).

Положение определяется по отношению к вертикали, гори­зонтали и частям тела. Выражается такими терминами, как «гори­зонтальный», «вертикальный», «скошенный», «выступающий», «приподнятый», «опущенный», «ниже», «выше», «правее», «левее», «ближе», «дальше» и пр.

Положение относительно горизонтали и вертикали определяет­ся при нормальном положении головы. За нормальное положение условно принимается такое, когда при рассмотрении лица анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, является горизонтальной, а проведенная через середину лба, по спинке носа и середине подбородка - вертикальной (рис. 7).

Цвет характеризуется в общепринятых терминах («белый», «черный», «красный», «землистый», «соломенный» и т.п.) Указыва­ется относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировки, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.

Последовательность описания устанавливается согласно прин­ципу: от общего - к частному. Такая последовательность соответ­ствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего

облика другого лица: сначала - общий облик, затем - отдельные части тела и, наконец, отдельные детали.

В начале описания принято указывать демографические, антро­пологические и общефизические данные личности. Затем последо­вательно характеризуются:

Анатомические (морфологические) признаки внешнего стро­ения тела человека - телосложение, голова, элементы лица, заты­лок, шея, туловище и конечности;

Функциональные признаки;

Сопутствующие признаки;

Особые приметы и броские признаки.

Описание черт внешности осуществляется при условии, что у описываемого спокойное выражение лица, сомкнутые без напряже­ния челюсти и устремленный вперед взгляд.

Применяя опознавательную съемку, обязательно делают два снимка: анфас и правый профиль. Головной убор перед фотографи­рованием снимают. Если уши закрыты волосами, последние заче­сывают так, чтобы ушные раковины были видны полностью.

Голове фотографируемого придают определенное положение, при котором воображаемая горизонтальная линия, проходящая через наружные углы глаз, примерно совпадает с границей между верхней и средней третями каждой из ушных раковин, а также положение головы считается вертикальным, если при рассмотрении лица в правый или левый профиль линия, соединяющая надкозел-ковую точку с наружной точкой угла глаза, располагается под углом 15° относительно горизонтальной плоскости.