Образец сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Раскрыть смысл высказывания Граника: В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания (ЕГЭ по русскому). запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час

Писатель с целью передачи собственных мыслей пользуется разными средствами. Знаки препинания входят в их число. Они способствуют пониманию того, какая связь существует между элементами сообщения. Читателем также с помощью знаков препинания улавливается интонация, а соответственно, и эмоции автора наряду с чувствами героев книги.

Роман Каверина «Два капитана», приведенный в задании, содержит пунктуацию, способствующую осознанию авторского замысла. Мы сталкиваемся с многочисленными восклицательными предложениями (3, 9, 13), наделёнными способностью к передаче эмоционального состояния Кати, противоречивых её ощущений, скрывающихся за привычной девушке, неприступной и горделивой манерой поведения. Этим сильным чувствам свойственно рваться из сердца Кати, так как она испытывает острое желание выразить всё своё душевное волнение.

Правда, сделать это она не способна, так как не позволяет характер. Благодаря наличию восклицательного знака возле односложного предложения «Да!», читатель осознаёт, насколько много чувств скрывает данное короткое слово.

Тире стоят в 30, 34 и 39 предложениях будто бы не на своих местах, но им отлично удаётся справляться с передачей интонации говорящего. Тире, применяемое в речи Кораблева, означают подчёркнутую паузу. Здесь акцентируется внимание девушки на важном качестве характера Сани, таком же, какое присутствует у неё. Данная пауза в рассуждениях девушки, показанная тире, указывает на удивление от внезапности признания правоты Ивана Павловича, ведь прежде слова этого человека могли показаться ей смешными. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Раскрыть смысл высказывания Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»

В художественном произведении знаки препинания, аналогично всем остальным знакам, подчинены единственной цели – передаче смысла речи автора и чувств героев книги.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

III . Проанализируйте теоретический материал раздела "Морфология и орфография " в учебниках для 5-7 кл. (Одна группа студентов анализирует материал 5-го класса, вторая 6-го класса и третья - 7-го класса). Курс морфологии какого класса вызывает у школьников больше затруднений?

IV . 1) Проанализируйте теоретический материал параграфа "Наречие как часть речи " в учебнике для 7 класса . Каким способом излагается в нем теория? Выделив главное в теоретическом материале, сформулируйте и запишите дидактические задачи урока по данной теме. Как вы думаете, можно ли организовать самостоятельное изучение его школьниками на уроке русского языка ?

2) Познакомьтесь с опорным конспектом по теме "Наречие". Подготовьтесь к проведению урока с использованием опорного конспекта.


Коснуться медленно

Невзначай разгорячась

Макароны по-флотски

Чрезвычайно интересный

Приезжающий сегодня

Слишком горячо

Мы весело смеялись.

Нам подали кофе по-турецки.

Мне грустно.

V. 1) Расскажите о методике проведения морфологического разбора.

2) Образец устного ответа дан в книге «Русская речь» (учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы . М.-1992 г.)

Здесь приведены схема и само рассуждение на тему "Бег - имя существительное".

I. Тезис (то, что надо доказать.) Слово бег - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательство.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во - вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег. В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег (им. п.), бега (р. п., ед. ч.), бегу (д. п., ед. ч.) и т. д. Слово бег изменяется по числам, может стоять в единственном и во множественном числе , относится ко 2-му склонению. Является нарицательным, неодушевленным. В-четвертых, в предложении слово бег может быть подлежащим (в им. п.), дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена. Все любовались бегом юного спортсмена.

Вывод. Итак, мы доказали, что слово бег - имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи. Прокомментируйте данное рассуждение. Согласны ли вы с такой схемой? Сравните данную схему со схемой морфологического разбора существительного, предложенной в учебнике для 5-го класса под редакцией и др.

3.Сравните морфологический разбор в вузе и школе.

4.В морфологическом разборе школьники часто смешивают постоянные и непостоянные признаки. Особенно много ошибок делается при разборе глагола. Так, у глаголов в начальной форме определяется время, лицо, у глаголов в форме прошедшего времени определяется лицо. В морфологическом разборе глагола часто неправильно дается исходная форма, отсюда ошибки в определении вида, спряжения и т. д. Как вы будете вести работу по предупреждению этих ошибок?

5. Подберите предложения, сделайте морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного , глагола, причастия, наречия, местоимения .

ЛИТЕРАТУРА:

1. и др. «Методика русского языка» стр. 284-313.

2. , Иванова разбор в вузе и школе. М.- 1978 г.

3. Текучёв А. В. «Методика русского языка в средней школе» стр. 75-77,179-201.

МЕТОДИКА ПУНКТУАЦИИ

"Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ. Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки.... Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество... И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом, составляющим его буквы. Но. Вот одно и тоже слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да! Да!? Да…. Да. Да, да.

Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов. Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго , закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: " !".

При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишите о ком-нибудь, что он "умница", выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям. О таких искажениях рассказывает хорошо известный «пунктуационный анекдот ». Он повествует о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую". Однако когда опасность миновала, путнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «поставить статую, золотую пику держащую". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы". , "Секреты пунктуации" М-1986.

Задания

1 . в письме от 01.01.01 года отмечал, что знаки препинания служат нотами при чтении.

Как вы понимаете это высказывание? Продумайте, каким путем можно познакомить учащихся с этим образным и очень точным определением функции знаков препинания.

2. К. Паустовский в повести "Золотая роза" вспоминает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Он был интересен, но читать его было совершенно невозможно... Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив из нее и не вписав ни одного слова.

Утром, пишет К. Паустовский, "я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

Это чудо! - сказал я.- Как вы это сделали?

Подумайте, что сделал корректор. Докажите свою мысль.

3. "Русская пунктуация... имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического , структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков". (Синтаксис современного русского языка. М.,1978 г. стр. 415).

Приведите примеры правил, в которых в качестве условий нормы выступают грамматические признаки. Какие методические выводы можно сделать из признания, что многие пунктуационные правила имеют грамматическую основу?

4 . "При изучении пунктуации наблюдения над интонацией являются чрезвычайно полезными, потому что учащиеся, как при чтении, так и при письме, в особенности под диктовку, в той или иной мере руководствуются интонацией, поэтому необходимо добиться усвоения школьниками важнейших случаев соответствий и несоответствий между интонацией и пунктуацией, учитывая при этом следующее:

1) Наблюдения над интонацией являются одним из надежных вспомогательных средств для решения вопроса о выборе знака в конце предложения, для постановки запятой при однородных членах предложения, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных членах предложения.

2) Наблюдения над интонацией не может служить руководством для расстановки запятых при обращении, стоящем в середине и в конце предложения, деепричастных оборотах и сложноподчиненных предложениях вследствие частных несоответствий между интонацией и пунктуацией в указанных случаях..» (Фирсов чтение на уроках русского языка. М.-1960 г. стр. 39-40).

Прочитайте предложения и укажите случаи, когда по правилам пунктуации знаки препинания должны стоять там, где в устной речи обычно нет паузы, и когда в устной речи есть пауза, но нет знака на письме.

1. За окном опять метет метель и, видать, не скоро перестанет. (М. Исаковский)

2. Саша, салазки свои подгоняя, весело мчится. (Н. Некрасов)

3. Старик останавливается и, устало склонившись на посох, долго смотрит на мигающий огонёк. (Г. Федосеев)

4. Сашенька ей не нравилась, и, когда она являлась, мать чувствовала себя тревожно, неловко. (М. Горький)

5. Звуки рожка как будто совсем замирали и через некоторое время снова слышались в середине леса.

5. Назовите виды пунктуационных ошибок и укажите причины их появления.

6. Проверьте приведенную ниже ученическую работу. Укажите, какие пунктуационные ошибки допущены в работе. «Когда я впервые узнал о Пушкине». (сочинение ученика 5 класса)

Однажды когда я был совсем маленьким, увидел в книжном магазине, на полке, книжку в ярком переплете. На ней было написано: «Сказки Пушкина». Я попросил: "Мама купи мне ее пожалуйста". «Ладно, - ответила мама.. Из магазин а я вышел с книгой. Дома мне мама прочитала книгу. Я сидел и слушал ее раскрыв рот. Как живые передо мной вставали дед золотая рыбка, злая старуха. Я очнулся только тогда когда мама кончила читать. Потом я весь день повторял:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

С тех пор я много читал стихов и сказок, но эта книга осталась навсегда в моей памяти.

7. Назовите виды упражнений по пунктуации. Выясните их обучающие возможности.

8. Вам нужно дать упражнение на списывание с расстановкой знаков препинания. Какой формулировке вы отдадите предпочтение?

Спишите текст и расставьте знаки препинания.

Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Прочитайте предложения, затем спишите их, расставляя знаки препинания. Какие методические ошибки нередко допускаются учителями при проведении упражнений такого типа?

9. Графический диктант - вид работы, при выполнении которого составляются графические схемы к диктуемым предложениям, а сами предложения не записываются. Укажите цель этого вида работы, его обучающие возможности. При изучении всех пунктуационных тем он целесообразен? Опишите методику проведения графического диктант, его варианты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. и др. Методика русского языка Мг. стр. 120-138,

2.Блинов пунктуации в школе. Мг.

3. Валгина пунктуации: принципы и назначения. Мг.

4. Ломизов пунктуации в средней школе. Мг.

5. Ломизов вопросы методики пунктуации. М.- 1975 г.

6. Текучев русского языка в средней школе. М.-1980 г. стр.287-296.

7. Фирсов работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. Мг.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

1. Одним из направлений в методике развития речи учащихся является словарная работа. Сопоставьте понятия «словарная работа» и «лексическая работа», установите различия между ними. Определите содержание словарной и лексической работы в школе.

2. Прочитайте статью «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка 4–8 классах» в книге «Основы методики русского языка в 4–8 классах». Под редакцией, . М.. 1983 или параграф 16 в «Методике русского языка в средней школе» и подготовьте ответ «Методика словарной работы на уроках русского языка».

3. Многие учителя используют словарно-орфографические диктанты для работы по развитию связной речи учащихся. Подумайте, какие виды упражнений по развитию речи можно предложить учащимся на материале словарно-орфографического диктанта. Разработайте фрагмент урока и покажите, как вы практически реализуете свои методические предложения. Можно использовать стати «Как мы работаем со словарными статьями» (РЯШ № 10, 11 – 1998 г).

4. В каком классе, с какой целью вы использовали бы следующие задания:

1) Допишите словосочетания, угадав недостающие слова: перочинный……, грецкий ….., окладистая ……, карие …., кромешный ….

2) Составьте пословицы из частей, которые потеряли друг друга: Коня узнают по зубам; хороший – умом; необдуманные легко срываются; конь играет удилами; плохой человек славится озорством; что хорошему человеку помеха; человека по речам; болтун – языком; то дурному утеха; обдуманные планы легко осуществляются.

3) Предлагаем вам несколько коротких рассказов, окончание их постарайтесь придумать сами.

А) Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него нет времени.

Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: « К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: …

Б) Хозяин принес с охоты журавля, отдал повару и приказал зажарить. Пока повар жарил птицу, он съел одну ногу. Хозяин обнаружил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту, и они увидели журавля, который стоял на одной ноге. « Вот видите, у него только одна нога!» - сказал повар. Хозяин закричал «ого-го!» - и журавль спустил вторую ногу. «Вот видишь обманщик!» - гневно обернулся к повару хозяин. На это повар ответил: …

5. Соберите из рассыпанных предложений связный текст. Чтобы проводить прямые линии, которые ленились, в средневековых школах линейку употребляли не для того; линейкой били по рукам учеников.

6. Сравните китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и ту же главную мысль.

Китайские пословицы

1). Торопливым людям не хватает мудрости. 2). Лекарь лекаря не порочит. 3). Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 4). Слабого обижает, а сильного боится. 5). Написанное на бумаге и боги не сотрут. 6). Зонт готовь, когда ясная погода. 7). Двумя руками трудно схватить двух угрей. 8). Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы

1). На безрыбье и рак рыба. 2). Поспешишь – людей насмешишь. 3) Молодец против овец, а против молодца и сам овца. 4). Ворон ворону глаз не выклюет. 5). За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 6). Скажи мне, кто твой друг, и я узнаю, кто ты. 7). Что написано пером, того не вырубишь топором. 8). Готовь сани летом, а телегу зимой.

7. Работа с толковым словарем на уроках русского языка должна: 1) воспитывать у школьников потребность пользоваться им; 2) показать, что можно узнать в нем о слове; 3) научить детей пользоваться толковым словарем. Расскажите подробнее, как реализуются эти задачи на уроках русского языка. Назовите приемы работы с толковым словарем, способствующие включению слов в активный словарный запас. Назовите виды работы со словарем.

8. «Жизнь языка» во всем его своеобразии проявляется только в тексте, поэтому комплексный анализ текста является мощным стимулом речевого развития учеников. Подготовьте ответ на вопрос: «Комплексный анализ текста. Цели и формы работы». При подготовке используйте следующие статьи в журналах:

1) , «Комплексный анализ текста на уроке русского языка» (ж. Русская словесность, 33, 1997год)

2) «Осторожно: художественный текст!» (ж. Русская словесность, №3, 1997 год).

3) «От текста к слову» (ж. Русская словесность №3,4 – 1997, №1 – 1998год)

4) Дидактические материалы к программе «Слово в тексте» («Русский язык» №5, 1998 год).

5) Работа с текстами в старших классах (ж. РЯШ, №5, 1998г.)

11. Правописание мягкого знака в глагольных формах.

12. Безударная гласная в корнях слов (способы проверки).

13. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

14. Правописание сложных слов.

15. Разряды местоимений.

16. Разряды имен числительных.

18. Предлог.

19. Сведения по орфоэпии.

20. Множественное число имен существительных (литературные нормы).

III . Языковой разбор на уроках русского языка

а) приготовить схемы всех видов языкового разбора;

б) произвести все виды языкового разбора (дидактический материал дается индивидуально: фонетический разбор – 3 слова, по составу – 7 слов, синтаксический – 1 предложение, в котором подчеркнуты 4 слова для морфологического разбора);

в) подобрать дидактический материал для всех видов разбора (фонетического – 5 слов, интересных в орфографическом и орфоэпическом отношении; 7 слов для разбора по составу, указать с какими трудностями столкнутся ученики при разборе; 3 предложения для синтаксического разбора, указать в них для разбора по частям речи 5 слов).

Дидактический материал для языкового разбора

Фонетический

1. Бьет, вдруг, тростник.

2. Ремень, шьет, своя.

3. Метель, черный, сбить.

4. Берез, костяк, звезд.

5. Растет, жизни, досуг.

6. Медведь, лишь, партер.

7. Смотрю, назад, шагов.

8. Кого, конечно, твоей.

9. Конфета, друзья, чтобы.

10. Сережки, горох, дождь.

11. Шел, легко, рожок.

12. Что, объем, пойдет.

13. Смотреть, лежал, столяр.

14. Шоссе, гнезда, весна.

15. Кашне, зябь, дорог.

16. Музей, ростки, метель.

17. Концов, поля, книг.

18. Косьба, съесть, письмо.

19. Цирк, сквозь, фанера.

20. Мороз, музей, шьет.

По составу, словообразовательный

1. Белочка, палочка, ленточка, переносица, постукивать, упрашивать, плитка.

2. Предложили, участвовавшие, пробраться, тарелочка, розочка, чашечка, ложечка.

3. Произношение, живописный, осветительный, поддерживая, юннат, истинный, куриный.

4. Пробраться, постукивать, упрашивать, непригодный, прислониться, по-осеннему, плитка.

5. Пленник, ложечка, розочка, лощина, горошина, ватрушка, матушка.

6. Черенок, пирожок, ловушка, липучка, ТЮЗ, голубиный, глубинный.

7. Подлинный, вагоноремонтный, теплоходный, соавтор, выход, кто-либо, лисий.

8. Черемушка, рябинушка, пушка, больница, гостиница, приятельница, подорожник, медвежий.

9. Подснежник, подпольщик, несколько, обеспокоить, оспаривать, в одиночку, разграфлю.

10. Кое-как, по-французски, звездочка, лесочек, стенгазета, задвижка, ноздреватый.

11. Пограничники, бестолковые, тычинка, пестик, хождение, нависшие, несколько.

12. Лепесток, венчик, контролировать, уверенность, лиственница, вечнозеленый, как-нибудь.

13. Приспособление, устремленный, заброшенный, сбрасывает, переподготовка, смелее, ниточка.

14. Постукивание, перекатывать, возделанный, единственный, по-комсомольски, малина, смородина.

15. Кровообращение, обезболивание, смелее, подбрасывать, вследствие, черника, гвоздика.

16. Брусника, свинина, осетрина, буженина, по-французски, готовность, горячность.

17. Мельница, больница, климатический, акустический, убедительный, по-зимнему, кормление.

18. Снисходительный, высохнуть, заслушаться, напроказничать, огородничать, гладь, произношение.

19. Кролиководство, надорвал, расчетливый, видеться, заготовитель, перезрелый, высь.

20. Доискаться, засухоустойчивый, подсказка, хранительница, навыдумывать, основательный.

Морфологический, синтаксический

1. Школьники Древней Греции не боялись опоздать на несколько минут к началу урока, потому что солнечные часы очень приблизительно показывали время (М. Ильин ).

2. У всех сложилось убеждение , что город сдан не будет (Н. Островский).

3. Я опять пришел сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, куда ушел пароход (Ю. Казаков).

4. Умолкнет гром, пройдут года, мы постареем вдвое , втрое, и будет сложена тогда легенда-сказка о герое (Е. Долматовский).

5. Гаврик толкнул ногой калитку , и друзья пролезли в сухой палисадник, обсаженный лиловыми петушками (В. Катаев).

6. Он был серьезен , и от этого на его широком яркоглазом лице отчетливо выступили следы усталости (А. Куприн).

7. Прошло несколько дней, и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения (А. Толстой).

8. Петя с Долоховым проехали часового, мрачно ходившего по мосту , и выехали в лощину (Л. Толстой).

9. Вдоль берега моря и параллельно ему протянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами (К. Паустовский).

10. Вся поклажа моей тележки состояла из одного большого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии (М. Лермонтов).

11. Сережа бегал за кипятком к железнодорожникам и за новостями на агитпункт, помещавшийся в особом вагоне (П. Павленко).

12. Мелькает , вьется первый снег , звездами падая на брег (А. Пушкин).

13. Ваню поставили перед столом , и он тотчас увидел на столе свой компас (В. Катаев).

14. По надвигавшемуся глухому шуму со стороны Талой мы заключили, что гудел настоящий ливень (Д. Мамин-Сибиряк).

15. В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу (А. Фадеев).

16. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов , закованных в железо (Н. Островский).

17. В окно увидела Татьяна по утру побелевший двор, куртины, кровли и забор, на стеклах мелкие узоры, деревья в зимнем серебре, сорок веселых на дворе (А. Пушкин).

18. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, и еле-еле двигалась по темному морю (К. Паустовский).

19. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою , тогда мы песню споем боевую и встанем грудью за родину свою (В. Лебедев-Кумач).

20. Вспыхнули верхушки волн, бежавших к нашему берегу, засверкал береговой песок с черными пятнами лодок и группами людей (А. Новиков-Прибой).

IV. Орфография и пунктуация на уроке русского языка

а) представить конспект приложения к программе по русскому языку «Оценка диктанта»;

б) подобрать тексты диктантов (предупредительный, творческий, свободный, контрольный с грамматическим заданием);

в) указать пособия, статьи, справочники, использованные для выполнения задания.

V . Урок русского языка

а) подготовить конспект статьи по проблемам современного урока;

11. Описание местности в художественном стиле.

12. Описание памятника архитектуры.

13. Сравнительная характеристика двух лиц.

14. Описание предмета (цветка) в художественном стиле.

15. Описание предмета (цветка) в деловом стиле.

16. Повествование с элементами описания внешности.

17. Повествование с элементами описания пейзажа.

18. Повествование с элементами рассуждения.

19. Рассуждение с элементами описания.

20. Описание с элементами рассуждения.

VII . Изложение и сочинение

а) разработать конспект урока обучающего изложения.

б) написать сочинение на свободную тему.

VIII . Внеклассная работа по русскому языку

а) составить конспект внеклассного занятия по указанной теме;

3. Олимпиада по русскому языку для 7 класса.

4. Занятие кружка по занимательной грамматике (5 класс).

5. Занятие кружка «Почему мы так говорим» (6 класс).

6. Занятие кружка «Крылатые выражения (6 класс).

7. Занятие кружка «Говорите правильно» (7 класс).

8. Занятие кружка «Интересно о топонимии» (7 класс).

9. Викторина по русскому языку (5 класс).

10. Конкурс по русскому языку (6 класс).

11. Беседа «Из истории слов и выражений» (5 класс).

12. Беседа «Из истории имен и фамилий» (6 класс).

13. Беседа «Интересная наука – этимология» (7 класс).

14. Материал для стенной газеты «Великий, могучий…».

15. Материал для классного уголка (стенда) «Сегодня изучаем глагол» (6 класс).

16. Материал для классного уголка (стенда) «Говори и пиши правильно» (6 класс).

17. Игры по русскому языку.

18. Неделя русского языка.

19. Вечер русского языка.

20. Конференция по русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Перечень статей для конспектирования по проблемам современного урока

1. Из опыта проведения уроков-зачетов// РЯШ.1988, №2.

2. , Фудим сделать урок интересным?//РЯШ.1987, №5.

3. О воспитании интереса к урокам русского языка//РЯШ.,1989, №2.

4. Командина -путешествие как форма обобщения и систематизации знаний учащихся//РЯ в школе и дома. №2. 2005.

5. Ладыженская ответы учащихся на уроках русского языка//РЯШ. 1979, №4.

6. Ладыженская учебного года в 4 классе //РЯШ. 1988, №4.

7. Ларионова навыков грамотного письма (5 – 7 кл.)//РЯШ. 2007, №4.

8. Ларионова речи учащихся при изучении орфографии//РЯШ.2005, №3.

9. //РЯШ. 1982, №3.

10. Пичугов формы организации обучения на уроках русского языка//РЯШ. 1987, №3.

11. О подборе дидактического материала для уроков русского языка//РЯШ. 1987, №6.

12. Савенкова игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка//РЯШ. 1988, №3.

13. Соколова изучение языка при выполнении упражнений на тему «Отечество мое»//РЯШ. 1982, №3.

14. Соловьева -семинар в 5 классе//РЯШ. 1987, №5.

15. Федорова -семинар как один из путей активизации самостоятельной деятельности учащихся//РЯШ. 1988, №2.

16. Шульгина на уроке повторения//РЯШ. 2002, №2.

17. Купалова было интересно и понятно//РЯШ 2003, №4.

18. Козырева АС. Урок русского языка: результативно и интересно//РЯШ. 2003, №3.

Перечень статей для конспектирования

по методике развития связной речи

1. Арефьева по прочитанному тексту//РЯШ. 2006, №5.

2. - С. и. Райский работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях //РЯШ. 2007, №3.

3. Пахнова как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды//РЯШ. 2000, №4.

4. На урок с (нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся 5 – 10 классах)// РЯШ. 2000, №4, №5.

5. Сычугова -глина из глубины веков (развитие речевой компетентности при обучении сочинению-описанию в 5 классе)//РЯШ. 2000, №4.

6. Оценка сочинения-описания. //Русский язык в школе и дома. 2002, №3.

7. Лексические ошибки// Русский язык в школе и дома. 2003, №6.

8. Оценка сочинения-рассуждения в жанре рецензии//Русский язык в школе и дома. 2003, №5.

9. Федосеева игра на речевом уроке в 5 классе//Русская словесность. 2000, №1.

Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьдесят способов сказать слово НЕТ, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.

Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки…

Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное нами НЕТ может быть спокойным или взволнованным, сердитым, радостным или печальным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом – составляющими его буквами. Но… Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: ДА, ДА! ДА? ДА?! ДА… ДА.

Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

Вам ясно, что ДА с точкой – это спокойное ДА, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. ДА с вопросительным знаком – это ДА, выражающее вопрос, сомнение, недоумение ил просьбу что-то позволить. ДА с вопросительным и восклицательным знаками – сильное недоумение (в этом случае ДА?!Можно перевести как НЕУЖЕЛИ?), с восклицательным – сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после ДА как бы свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим ДА; двоеточие – сигнал того, что последует объяснение, почему сказано ДА.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В.Ломоносов.

При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не 50, и не 500 способами, то, во всяком случае не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов: «!».


Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо В.Гюго содержит и тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам!».

И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных».

Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, сжимаете руку, поднимаете кверху большой палец и говорите «Во!». Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная В.Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», то есть хорошо понимать знаки препинания.

Задания к тексту:

1.Внимательно прочтите отрывок из книги «Секреты пунктуации» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.-М.: Просвещение, 1986).

2.Подберите как можно больше заголовков к рассказу, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или образными, яркими, эмоциональными.

3.Запишите подобранные заголовки.

4.Сократите рассказ – передайте содержание максимально сжато.

5.Выпишите из текста существительные, обозначьте их разряд.

6.Укажите лексические и морфологические особенности данного текста, определите его стиль и жанр.

7.Обратите внимание на построение предложений в тексте. Произведите синтаксический разбор нескольких предложений по выбору, отметив особенности их построения.

Задание 1.Найдите речевые ошибки. Какие из них связаны с отсутствием точности речи? С помощью толкового словаря установите причину и характер возникшего нарушения (непонимание лексического значения слова, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости и т.д.). Исправленные предложения запишите.

1.На мальчике была одета цигейка. 2. Вратарь надет в футбольную форму. 3. В фойе стоят колонны игральных автоматов, на стенах висят афиши, картины популярных артистов. 4. Он добрый, но возбудительный. 5. Все требуют измены в лучшую сторону. 6. На протяжении работы императором Петр Первый изменяется. 7. А что предпринимается для того, чтобы усилить темпы? 8. Я стою и смотрю на прозрачный листок орешника. Как он уцелел после такого обильного мороза и снега? 9. Претендент на пост кандидата в президенты США провел встречи с избирателями (радио). 10.Благодаря ошибкам, допущенным при составлении программы, результат оказался отрицательным. 11. Через два дня мы обратно пошли на концерт. 12. Вот какую куклу сделал деревянный мастер. 13. Перенесемся в 16 век, когда в России еще не было писателей, а только писцы, которые переписывали руками. 14. У Кати были и плохие черты характера, которые придавали ей смущенный вид. 15.Что же изменилось теперь, почему не раскупаются с прежней жадностью эти и другие книги, отчего так вольготно чувствуют себя в книжных магазинах многочисленные покупатели? (из газет). 16. Да, меньше стало люду в книжных магазинах, в читательских залах, в библиотеках (из газет). 17. Позывы предпринимателей к сотрудничеству не были услышаны (из газет). 18. На территории сопряженного государства произошли важные события (радио). 19.Статист произвел точные подсчеты и сообщил нам результат. 20.Не зная, как по-другому снискать себе хлеб насущный, он все-таки вынужден был вернуться к прежнему занятию (из газет). 21. Вот засохнет вода и будет отличный лед. 22. Раз на охоте мне попался такой случай. 23. Я ложусь на колодец и вижу в черной воде свое изображение. 24. Наступил насыщенный грибами и ягодами месяц август. 25. В небе немного светит солнце. 26. Ярким шрифтом на переднем плане изображена девочка. 27. Ребята сделали модель и решили сами ее исследовать. 28. Знаменитого тренера потянуло в родные пенаты (из газет). 29. В канун нового года мы пожелали друг другу счастья, удачи, ярких впечатлительных событий (из газет). 30. Смысл этого стихотворения находится очень глубоко. 31. Но все-таки из самой тяжелой и длительной депрессии в подавляющем случае человек выходит и ведет полноценную жизнь (из газет). 32. Он был скрытым человеком. 33.Произведение насыщено главными героями. 34. Теперь я могу точно сказать, что у меня появилась уверенность в правовом выборе профессии.

Задание 2.Отметьте плеоназмы. Укажите исправленный вариант:

1.Совместное сотрудничество казахстанских и китайских ученых станет еще одним звеном в укреплении дружеских связей.

2.Человек, совмещающий учебу, работу и общественную жизнь в одно целое, больше ценит свое время.

3.В своей автобиографии ученый написал о своих интересных поездках в разные страны.

4.Наука непрерывно овладевает скрытыми тайнами природы.

5.Каждая минута рабочего времени дня у него на учете.

6.Художник пообещал принести пробные рисунки в трех различных вариантах.

7.На совещании был разработан широкий комплекс мероприятий по обслуживанию посетителей.

Задание 3.Исправьте тавтологические сочетания слов.

1.В рассказе рассказывается о трудной судьбе мальчика.

2.Как и следовало ожидать, никаких разногласий при обсуждении не последовало.

3.К недостаткам работы следует отнести недостаточную разработку отдельных вопросов.

4.В ответ на его действия мы получили оскорбительный ответ.

5.Любовь к музыке соединила воедино свыше 200 человек.

6.Следует обратить внимание на следующие особенности языка произведения.

Задание 4.От названий населенных пунктов, местностей, стран образуйте названия их жителей в единственном числе мужского рода и множественном числе.

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.