Конспект урока на тему стилистика сложносочиненного предложения. ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. Пунктуационная ошибка допущена в предложении


Упражнение 23 Части речи в русском языке На какой во-прос отвечают (если есть)? Что обозначают? Примеры Самостоятельные: имя что? кто? предмет собака, существительное дерево имя какой? признак предмета красивый, прилагательное каков? белый глагол что делать? действие, состоя рисовать. что сделать? ние сыграть имя сколько? число, порядок сто, числительное какой? при счете восьмой местоимение падежные указывает на они. вопросы; предмет, его при ты, чей? знак и количество, не называя их наш, его наречие как? указывает на при быстро, каким образом? знак действия или высоко, в какой степени? признак другого далеко куда? где? признака почему? Служебные: предлог выражают отно-шение сущ., числ. и некоторых ме-стоимений к другим словам в речи в, над, благодаря, на, с, под союз связывают между собой однородные члены предложения или части сложного пред лож а, но, и, чтоб, зато
частица служат для обра-зования наклонения, для выражения различных оттенков значения в предложении бы, даже, вот, авось междометие выражают раз-личные чувства, не называя их, побуждения к действию увы! ах!
ура! мяу-мяу! ха-ха-ха! Особые формы глагола: причастие какой? показывает признак и выражает действие одно-временно думающий, висевший деепричастие что делая? что сделав? имеет признаки глагола и наречия гуляя, написав
Упражнение 24
Имя существительное: вопрос, жизни.
Имя прилагательное: социологического, широкая.
Имя числительное: пятидесяти, пяти.
Местоимение: вы, то.
Глагол: ответили, называются.
Наречие: правильно, нетрудно.
Особые формы глагола: опрошенных, говорящих.
Союз: и, что.
Предлог: за, от.
Частица: не, же.
Ответили - глагол.
Общее грамматическое значение: действие, состояние.
Н. ф. - ответить.
Невозвр., сов. в., перех.
Изъяв, накп., пр. вр., мн. ч., 3 л.
В предложении является сказуемым.
Широкая - имя прилагательное.
Общее грамматическое значение: признак предмета.
Н. ф. - широкий.
Полная ф., ед. ч., ж. р., И. п.
Качеств.
В предложении является определением. И - союз.
Служит для связи слов в предложении.
Сочинительный.
Простой.
Упражнение 25 Лицо 1 спряжение 2 спряжение Число 1-е -у(-ю) -у(-ю) единств. 2-е -ешь -ишь единств. 3-е -ет -ит единств. 1-е -ем -им множ. 2-е -ете -ите множ. 3-е -ут(-ют) -ат(-ят) множ.
Упражнение 26
По-разному пада|ет| (1 спр.) с неба снег. Вскин|ешь[ (1 crip.) голову, и кажися (1 спр.), что с облаков сыпл[ют]ся (1 спр.) хлопья. А быва[ёт] (1 спр.) снег, которому лицо не подстав|Йшь| (2 спр.): твердые белые шарики больно секут лоб.
Упражнение 27
Утро в степи
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка.
вводи, сл.
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве
деепр. об.
солнце, еще толпятся, б лед нея_нтад_с. кщадой. минутой, сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осы-
0панным тонкой золотой пылью. В густой, буйной траве там и сям
деепр. об. _
дрожат, переливаясь и^спыхи§.ад_р^но^етными о бриллианты крупной росы. <...> В утренней прохладе разлит горький здоро-
прин. об.
вый запах полыни, смешанный с нежным. ПОХОЖИМ НА.МИНДШг, apfc
одп. чл. (х)н. 4.1.
матом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солн-цу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обры-
прич. об. деепр. об.
вами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая._об.ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
прич. об.
Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонок. чл.
,ки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
вводи, сл.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубоки-
одн. чл.
ми, ровными и могучими вздохами.
1>лед1?е&, jafo, осыпанным, переЬи&Іясь, вспыхивая, раЗли?[ L
Упражнение 28
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облач-ка. (Отделяющие знаки.)
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея с каждой минутой, сизые предрассветные тучи. Только кое-где в глубоких и узких балках, .между крутыми обрывами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные, синеватые тени. (Выделяющие знаки.)
Упражнение 29
Выплыва...т -¦ что делать? -* выплывать -> на -ать -*¦ 1 спр. -* выплывеjsnjj.
Каж...тся -* что делать? -> казаться -> на -ать -* 1 спр. ->каэ$гп}ря.
Блещ...т что делать? -* блистать на -ать -> 1 спр, -> бле-
"Q
Неж...тся -> что делать? -> нежиться -> на -ить -*¦ 2 спр. -> неэ^т^ря.
Тян...тся что делать?"-» тянуться -> на -уть -> 1 спр. -* тя-
Трепещ.,.т -> что делать? -> трепетать -> на -ать -* 1 спр. -> mpeneu^nj
Дыш..т -> что делать? -* дыишть -*¦ на -ать (искл.) -> 2 спр. ->dbiuJjunjj. /
(прил.), бесейй§ (прил.), бп^нй|ом| (прил.), оЕый&^ым
(прич.), (прил.), сЙеш&»)ьій (прич.), нёугомонЙые (прил.).
Не видные глазу - есть зависимое слово. Неугомонные - без не не употребляется.
Нужно употребить частицу ни.
С наречиями: кое-где, когда-нибудь. С местоимениями: кто-то, кое-кто.
Упражнение 30
Правописание гласных в корнях слов Проверяемые безударные гласные весеннее, запах, степной, синеватые Непроверяемые безударные гласные минутой, бриллианты, миндалк, полійни С чередованием в корнях: -лаг-//-лож- ґ-
предложение, слагаемое, переложить, слагать -раст-//-рос- расти, подрасти, растение,
-Ґ"ч
переросший, заросли -стел-//-стил- а застелить - застилать, расстелить - расстилать -бер-//-бир- а и др. забегу - забирать, разберу - разбивать О-Ё после шипящих йюпот\ 5кёлуЭь, fu6po&, йбв*, крыжбвник, чёрйый
Упражнение 31
Печорин. Этот человек не равнодушно (равный), не апатически (апатия) несет свое страдание (страдный): бешено гоняется (гонится) он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет (повинность) он себя в своих (свой) заблуждениях. В нем неумолчно раздаются (разг дастся) внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение (двигаться) своего (свой) сердца, рассматривает каждую мысль свою (свой).
Несет не апатически, бешено гоняется, неумолчно раздаются (Примыкание.)
Несет страдание, раздаются вопросы, рассматривает мысль (Управ-ление.)
Упражнение 32 На стыке морфем В корне В суффиксе бёЗзабоЪшй, грамматика, искусственен рассмотреть, ї*осси5, воззвание, территория, расГска5, жужжать, оттолкнуть, баллада, электронный, искусство экранный
Упражнение 33
Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е (ё), ю, я в следующих случаях:
а) между приставкой на согласную и корнем, начинающимся с букв е (ё), ю, я: подъезд, съезд.
б) в иноязычных словах после иноязычных приставок: адъютант, инъекция.
А) Льется, вьюга, деревья. Воробьи, волчьи, вьется.
Б) Молодежь, бежишь, вскачь, лишь. Отрежь, не плачь, настежь. В) Конь, топь, возьми, серьги. Деньги, гвоздь, моль.
Упражнение 34
Отделить, надстроить, перепрыгнуть, подбить, сбавить. (Единообразное написание приставок.)
Бездарный, испортить, развалиться, воззрение, восстание. (Приставки, оканчивающиеся на з-/с-.)
3) Приделать, приоткрыть, прилечь, преломление, преобразовать, преступник. (Приставки пре-/при-.)
Упражнение 35
Если падает ударение на приставку, то пишется не, в остальных случаях ни: некого, никого, никому, некому, некто, никто; некуда, никуда, негде, нигде, никак, никогда, некогда.
Если между не и местоимением или наречием есть еще какое- либо слово: ни для кого, не для кого, не с кем, ни с кем, ни разу, не раз.
Упражнение 36
Вязаная шапчонка, бсенФйй сумрак, деревЗініїая кровать, йстиії-
ный патриот, (о!)ый гражданин, бешеное сопротивление, искусная

карикатура, искусственное орошение, агитационныи призыв, полот-
А „ няныи костюм.
Хорошо сделанная вещь, неосвоенная территория, река скована льдом, приобрет^ньГая привилегия, взращённЬе поколение, распространенная идеология, организовав кампания по сбору книг, уве- рйІЇЇЬій в завтрашнем дне, удосто^нк наград.
Экскурсия прошла организовало, чувствовать себя сковало, звезды таинствённЬ мерцали, бешёнЬ мчались машины.
Упражнение 37
А) Вследствие поражения, вроде перегородки, договориться насчет встречи, бежать навстречу непогоде, не прийти ввиду болезни.
Б) Включить в следствие новые показания, согласуются в роде и числе, положить на счет в банке, прийти на встречу с одноклассниками, иметь в виду, полагаться только на удачу, встать в конец очереди у магазина, сосредоточиться в миг опасности.
В) Передвигаться вслепую, идти навстречу, играть наудачу, вконец заврался, вмиг решить задачу, сделать по-новому.
Г) Вроде (частица) простудился, он всматривался в слепую (прил.) женщину, ввиду того что (союз), пойти по новому (прил.) пути развития.
Упражнение 38
„ _ оди. ад.
Не день, не месяц, а целый год пробыли мы вдали от. родины.
уточн. одн. чл.
Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с интересам. чл.
ными людьми, ни мягкии климат.
обет, мести од и. обет.
Хотелось домой, где холодно и снег, где не растут тропические
неск. грамм, осн. пояси.
фрукты, но где все свое и тебя никогда не покидает уверенность: что
_ одн. опред. прич. об.
бы ни случилось, вокруг надежные, истинные друзья, готовые всегда прийти на помощь.
Упражнение 39
мест. мест. ч. глаг. ч. сущ. сущ. ч. сущ. пр.
1. Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с инте-
прил. сущ. ч. прил. сущ.
ресными людьми, ни мягкий климат.
(Простое, повеств., невосклиц., двусост., распр., полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом.) =0: ни (-), ни (-), ни (-)].
Вдали от (предлог) родины, растут (-раст-//-рос-\ истиййые (на стыке корня и суффикса), ничто (местоим.), не утешало (не с глаголом), никогда (наречие), не покидает (не с глаголом), что бы (ме-стоим. с частицей).
Целый год, с интересными людьми, мягкий климат, тропиче- v ские фрукты, надежные друзья. (Согласование.)
Хотелось домой, никогда не покидает, прийти всегда. (Примыкание.)
Ничто не утешало, нас не утешало, не покидает тебя. (Управление.)
Упражнение 40
Как ныне сбирается вещий Олег
у тонн.
Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
пр. сущ. мест. пр. прил. сущ-
С дружиной сшей, В цареградской броне,
сущ. пр. cyuf. гл. пр. прил. cyuf.
Князь по.оолю едет на верном коне.
(«Песнь о вещем Олеге». А.С. Пушкин)
Данные группы слов не являются словосочетаниями, так как в их составе имеется подлежащее и сказуемое, то есть они являются предложениями.
Отмстить, сбирается, дружина.
Упражнение 41
Моим стихам, написанным так рано. Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана. Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти. В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
(М Цветаева)
X X X
Написанным стихам, написанным так рано, сорвавшимся стихам,
xx x
ворвавшимся стихам, ворвавшимся в святилище, нечитанным сти-
х
хам, разбросанным в пыли по магазинам.
Ворвавшимся - причастие.
Признак предмета по действию.
Н. ф. - ворвавшийся. Образовано от глагола - ворваться.
Действ., возвр., сов. вид, прош. вр.
Мн. ч., Д. п.
Стихам (каким?) ворвавшимся.
Фимиам - благовонное вещество для курения, а также дым, поднимающийся при таком курении. Святилище - то же, что и храм.

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков препинания в СПП и ССП. В разработке дана таблица видов придаточных в СПП, помогающая выполнять задание В-6 типового тестового задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе по теме:

«Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.»

Разработала: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края

Гузей Светлана Анатольевна

Тема урока:

Практикум. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Цель урока:

обобщить знания о простом предложении и сложном предложении с союзной и бессоюзной связью, закрепить постановку знаков препинания в сложных предложениях разных типов, рассмотреть трудные случаи постановки или отсутствия знаков препинания в сложных предложениях, подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (повторение двусоставных и односоставных предложений, осложненных и неосложненных предложений )

А) Назвать виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставных предложениях со сказуемым. Сравнить два предложения, записанных на доске:

1 . Золотая щедрая осень.

  1. Внизу стальная поверхность озера.

Б ) тест на усвоение предыдущего материала (5 заданий) - 5 минут

  1. Найти безличное предложение
  1. Клюкву собирают осенью
  2. Век живи, век учись
  3. С удовольствием перечитаем роман
  4. Мне нельзя ошибаться.
  1. Найти определенно – личное предложение
  1. Тихо и сонно в деревне.
  2. Вдали лес.
  3. Нет ответа на мое письмо.
  4. Не забуду этой встречи.

3. Найти назывное предложение:

  1. Вечереет.
  2. Впереди дорога.
  3. В доме по вечерам не зажигали огня.
  4. Морозное утро.

4. Найти неопределенно – личное предложение:

  1. От степи крепко пахнет горечью и пряностью чабреца.
  2. Темнело в это время рано.
  3. Самолет сильно тряхнуло.
  4. В городе построили детский сад.
  5. Найти обобщенно – личное предложение.
  1. Кому-то не спится в прекрасном далеке.
  2. Люблю твой строгий, стройный вид
  3. Вот внизу мельница.
  4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

(ОТВЕТЫ: 4, 4, 4, 4, 4)

Бланк ответов

  1. Осложненное предложение.

А) Расставить знаки препинания, объяснить. Дать характеристику предложениям по схеме ЦИОГВО - по цели высказывания, интонации, характеристика основы, наличие второстепенных членов, осложнено или нет. (запись на доске)

1. Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

Чем еще, кроме обращения, может быть осложнено предложение? (однородные члены предложения, вводные слова, обособленные члены, уточняющие члены)

Выполнить тесты № 393, 401, 408 по учебнику Вакуровой.(однородные члены, обращения, уточняющие члены, вводные слова)

  1. Новая тема. Сложное предложение. На доске схема ССП. Дать определение, назвать сочинительные союзы.
  1. Сложносочиненные предложения. Где можно ошибиться?

Сравнить предложения

Трудность первая

(не расставлять знаки препинания)

А) Сильный ветер, мороз, и на улицу не хочется выходить.

Б). Сумрак дышит ветром ночи и полынь колышет.

Вывод: не путать с простыми предложениями, осложненными однородными членами

Трудность вторая.

Когда между частями сложного предложения не ставится запятая? (было дано повторять на дом).

После ответов работа с таблицей в учебнике Сениной на стр. 117.

Тренинг. Устно упражнение № 511, стр. 266 в учебнике Козулиной «Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум»

Трудность третья .

Какие еще знаки препинания могут стоять в ССП, кроме запятой?

(точка с запятой, тире)

1. Один прыжок – и лев на спине у буйвола . (во второй части неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению ко второй части)

2. Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость. (Если части ССП значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то ставится точка с запятой (перед союзами И, ДА (-И) только в том случае, если они могли бы быть разделены точкой)

  1. Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента.

Тест на усвоение.

  1. Найдите предложение, в котором не нужна запятая.
  1. Темнело быстро и в домах зажигали свет.
  2. Вернется он сегодня или не вернется?
  3. Нас зовут и мы бежим в дом.
  4. Уймись или худо будет.
  1. Найдите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
  1. Это кто такие и что им надобно?
  2. По словам охотников зверь в этих местах вывелся и птица исчезла.
  3. Когда началась гроза игра прекратилась и дети опережая друг друга бросились домой.
  4. Хриплый стон и скрежет ярый!

Звезды уже начинали бледнеть (1) и небо серело(2) когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском.

  1. 1, 2
  1. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

В такие ночи (1) даже широко раскрытые (2) зрачки не могут одолеть темноты (3) и люди движутся ощупью (4) вслепую (5) рискуя (6) в любой канаве свернуть голову.

  1. 1,2, 3, 4, 5, 6.
  2. 1, 3, 4, 5.
  3. 2, 3, 4, 5.
  4. 3, 4, 5
  1. Какое предложение сложносочиненное?

(Знаки препинания не расставлены)

  1. Двести шагов и мы в безопасности.
  2. Хотелось домой где холодно и снег.
  3. Я верил что-то должно было произойти.
  4. Исследования доказывают наличие жизни не только в воде но и на суше.
  1. Какая из характеристик предложения неверная?

Лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

  1. Это сложносочиненное предложение.
  2. Грамматическая основа второго предложения – «лицу жарко»
  3. Первое предложение – односоставное безличное
  4. Это простое предложение с однородными членами, разделенными союзом «а»

Ответы: 2,2,3,4,1,2

Ф. И.

Класс

Тема: ССП

№ задания

Ответ

5. Сложноподчиненное предложение.

Вопрос: Чем СПП отличается от ССП и БСП?

Работа по таблице «Типы придаточных в СПП»

Вид придаточного

Вопрос

Чем присоединяется

Пример

Союзные слова

Союзы

Определительное

Какой?

Только союзными словами!

Который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Дом, где я провел детство, стоял на горе.

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

Когда, куда, сколько, что

Что, как, будто, чтобы, ли, как бы не

Я не знала, что надеть.

Он верил, что справедливость восторжествует.

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Где, куда, откуда

Я не поеду туда, где идут дожди.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Когда я проснулся, на улице лил дождь.

Цели

Зачем?

С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, затем чтобы

Я торопился домой, чтобы не попасть под дождь.

Причины

Почему? Отчего?

Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что

Я сидел дома, потому что было холодно.

Условия

При каком условии?

Когда, если. Коли, ежели. раз

Если стараться, все получится.

Уступки

Несмотря на что?

Где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни

Хотя, несмотря на то что, пускай, даром что

Как ни старался он, ничего не выходило.

Следствия

Так что

Я не решил задачу, так что двойка была заслуженной.

Сравнительные

Как?

Будто, словно, как, как будто, подобно тому как, чем

Чем сильнее я ее любил, тем холоднее она была.

Степени и образа действия

В какой степени? Как? Каким образом?

Как, сколько

Что, чтобы, будто, как будто, словно, точно

Дождь шумел так надоедливо, что мы не могли уснуть.

Дождь шумел так, что мы не могли уснуть.

Выполнение задание в распечатанном листе: подчеркнуть грамматическую основу, определить тип придаточного предложения.

1 вариант

1. Ему почудилось будто скрипнула дверь.

2 .Казалось что город устал от зимы.

3. По всем приметам знаю какой будет весна.

4. Куда ни взглянешь всюду тянулась невеселая степь.

5. Если проза в любви неизбежна так возьмем и с нее долю счастья.

6 Все это было бы смешно когда бы не было так грустно.

7. Чем ближе летние деньки тем меньше времени остается до экзаменов.

8 Кабы он получше платил за труды так и Янко его бы не покинул.

9 Где ни встречались друзья они всегда были рады друг другу.

10 .Я пошел посмотреть горит ли камин.

11. Как весел грохот летних бурь когда взметая прах могучий гроза нахлынувшая тучей смутит небесную лазурь.

12. Сыплется величественный гром украинского соловья и чудится что месяц заслушался его посреди неба.

13. На обрыве что возвышался сзади на светлом небе чернела одинокая скамья.

14. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь.

15. На обочине куда только падали лучи солнца снег переливался искрился.

16. Олень раскапывал передней ногой снег и если есть корм начинал пастись.

17. И сердце вновь горит и любит оттого что не любить оно не может.

18. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть есть ли корм.

2 вариант

1. Я решил узнать хорошо ли ему отдыхалось.

2. Я воображал себя офицером гвардии что по-моему было верхом благополучия.

3. Кабы ты умел думать то увидел бы причину происходящего.

4. Чем меньше женщину мы любим тем легче нравимся мы ей.

5. Все было прекрасно когда ты меня слушался.

6. Если очень постараться так и нетрудным станет самое сложное.

7. Где бы ты ни был помни обо мне.

8. По выражению глаз мамы понимаю какое у нее сегодня настроение.

9 Кажется что уже ничего не случится.

10 .Ему привиделось будто дверь открылась.

11. Каштанке приснился собачий сон будто за ней гонится дворник с метлой и она проснулась

12 Оружие на казаке всегда прилажено так чтобы оно не звенело не бренчало.

13 Всюду куда ни взглянешь тянулась бурая невеселая равнина.

14 Тропинка поднимается на скалы где обняв корнями камень смотрятся в небо красные сосны.

15 Глухой сидел положив нога на ногу ел орехи и раскусывал их так громко что казалось стрелял из пистолета.

16 Говорят что человеку полезно время от времени пожить в одиночестве.

17 Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра.

18. Я так устал дайте мне отдохнуть чтобы потом с новыми силами взяться за работу.

  1. Знаки препинания в СПП (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ)

НАПЕЧАТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫВОД НЕ ПЕЧАТАТЬ, ЕСЛИ С МУЛЬТИМЕДИА, ПОКАЗАТЬ ПОТОМ

  1. СПП с придаточным определительным.

Небо очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

Вывод: союзное слово в СПП с придаточным определительным может стоять внутри придаточного.

2. СПП с придаточным изъяснительным.

Я не знал, пришел ли он.

Вывод: частица ЛИ в роли союза стоит внутри придаточного.

  1. СПП с однородными придаточными.

Я не знал, что делать и как ее уговорить.

Вывод: между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится.

Работа с таблицей в учебнике Сениной, стр.117

А ) Я подумал,что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

Б) А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными. у Сабурова защемило сердце.

Вывод: При двух рядом стоящих подчинительных союзах, а также при встрече сочинительного и подчинительного союза запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза ТО, ТАК, НО

А ) Он обиделся, но не сказал почему.

Б) Он бежал что есть мочи.

В) Важно выяснить не что он сделал, а что собирается.

Г) Ученик не мог вспомнить ни как его зовут, ни кто автор произведения.

Вывод: Если перед подчинительным союзом стоит отрицание НЕ либо повторяющийся союз И, ИЛИ, ЛИБО,то придаточное предложение не отделяется от главного запятой.

Практикум «Знаки препинания в СПП»

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2)которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

  1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
  1. Он обещал вернуться и не уточнил когда.
  2. Мне это нужно сделать во что бы то ни стало.
  3. Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели за столиком.
  4. Из лесного оврага на дне которого бежал маленький родничок неслось воркование диких голубей.

3 . На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Ей сказали (1) чтобы она подумала(2) не лучше ли ей сознаться(3) и отпустили.

  1. 1,2,3
  2. 1, 2
  3. 2,3.
  4. 1,3.

4. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Я думаю (1) что (2) если заключенные увидят лестницу(3) то многие захотят бежать.

  1. 1, 3
  2. 2,3.
  3. 1,2,3
  4. 1, 2.

5. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1, 3,4.

Ответы: 2,3,1,1,1

Бланк ответов

Ф. И. О.

Класс

СПП

№ задания

Ответ

_____________________________________________________________________________

Итог урока: выставление оценок, комментирование оценок

Домашнее задание: повторить знаки препинания в БСП, по Сениной тесты № 390-416

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Стилистика сложносочиненного предложения.
Цель урока: привести в систему, обобщить и проверить полученные знания о сложносочиненном предложении, о стилистическом использовании данных конструкций.

Ход урока
Орг. момент
Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка
Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.




Несколько шагов и мы в безопасности.
Хотелось домой где холодно и снег.
Я верил что что-либо произойдет.
То слишком морозит то мороси дождь.

Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.
У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.
Море и тишина исцелили мою душу.
Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.
Обобщение сведений о стилистическом использовании сложносочиненных предложений, союзах при них.
Фронтальный опрос по вопросам:
Какие предложения называются сложносочиненными?
В чем состоит отличие сложносочиненного предложения от простого?
Когда целесообразно простые предложения разных типов объединить в сложносочиненные? Что это дает?
На какие группы делятся сочинительные союзы?
Какие смысловые отношения они выражают?
Перечислите союзы-синонимы. Когда возможно употребление одного союза вместо другого?
Каковы возможные ошибки в использовании сложносочиненных предложений? (Многосоюзие; употребление одного союза вместо другого4 соединение предложений с глаголами различных видов).
Тренировочные упражнения
Наблюдение над текстом и стилистический анализ предложений.

(Повторяющиеся союзы и – и, ни – ни подчеркивают однородность соединяемых предложений; союзы характерны для литературно обработанной речи, обычно употребляются в стихах. Союз ни – ни используется в отрицательных предложениях).


Иногда срывался шквал Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.


2) Упражнение на вставку союзов; стилистический анализ.



(Простые предложения. Употребленные Пушкиным, Ярко подчеркивают динамику происходящего, передают взволнованность рассказчика, пережившего трагические события. Полученные в результате лингвистического эксперимента сложносочиненные предложения делают повествование плавным, неторопливым, спокойным; благодаря наличию сочинительных союзов необходимое по смыслу настроение тревоги, настороженности, напряженности не передается).
Итог урока
Самостоятельная работа
Тест (пунктуация в простом предложении)
Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:






Самолет

Раздаточный материал к уроку «Стилистика сложносочиненного предложения»
1. Синтаксическая разминка
А) Определить, какое предложение сложносочиненное:
1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.
Не выдержав, отец опять обернулся.
Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.
Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил все вокруг.
Б) (знаки препинания не расставлены)
1) Несколько шагов и мы в безопасности.
2) Хотелось домой где холодно и снег.
3) Я верил что что-либо произойдет.
4) То слишком морозит то мороси дождь.
В) Какое из предложений соответствует схеме , и (Знаки препинания не расставлены).
1) Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.
2) У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.
3) Море и тишина исцелили мою душу.
4) Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

Тренировочные упражнения
- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску:
1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
- Сопоставить описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых.
Проследить, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?
1. Иногда срывался шквал Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский).
2. Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконниках, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей. (К.Паустовский)
3. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (А. Пушкин)
- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.
1. Давно уже не слышно былозвона колокольчика, стука колес по кремнистой дороге, бедный старик еще стоял на одном месте в глубокой задумчивости (ни – ни, а). Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, слышен в тишине ночной лишь лай собак коней ржанье (и, да). 3. длинный сук ее за шею зацепит вдруг, из ушей златые серьги вырвет силой, в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, выронит она платок (то-то).
- Определить стиль текста. Заменить простые предложения сложносочиненными, объяснить стилистическое использование тех и других конструкций.
Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы Казаки стояли верхами, солдаты под ружьями. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на пароходные лафеты. Все жители находились тут же. Ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. (А.Пушкин)

Самостоятельная работа
1. Тест (пунктуация в простом предложении)
1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:
За кустами жасмина и сирени хорошо ухаживали и они разрослись и радуют взоры посетителей.
Теперь конец сентября и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи.
2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:
Один лунный луч просочившийся сквозь годами не вытиравшееся окно скупо освещал угол.
Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:
Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.
Мальчик шел задумавшись и несмотря под ноги.
Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
Этот крик журавлей и их величавый переход по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам совершенное творение природы.
Этот немой язык интереснейшее изделие.
Отмыть добела чёрного кота невозможно.
Списать текст, восстановить в нём союзы, поставить знаки препинания и пропущенные буквы
Самолет
Вечерело. От речки тянуло сыростью запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка___ кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя мошкара. Вот среди тишины из(за) розовых облаков сначал.. послышалось стра..ое жужжание потом сверкнула серебр..ая точка. Она всё увеличивалась вот уже у неё обозначились две пары крыльев.
Могучий самолёт легко снизился.быстро.плавно пронесся. Над тёмным лесом над пустым разъездом над речкой.

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : Стилистика сложносочиненного предложения.

Цель урока : привести в систему, обобщить и проверить полученные знания о сложносочиненном предложении, о стилистическом использовании данных конструкций.

Ход урока

    Орг. момент

    Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Несколько шагов и мы в безопасности.

    Хотелось домой где холодно и снег.

    Я верил что что-либо произойдет.

    То слишком морозит то мороси дождь.

    Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.

    У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

    Море и тишина исцелили мою душу.

    Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Обобщение сведений о стилистическом использовании сложносочиненных предложений, союзах при них.

    Фронтальный опрос по вопросам:

    Какие предложения называются сложносочиненными?

    В чем состоит отличие сложносочиненного предложения от простого?

    Когда целесообразно простые предложения разных типов объединить в сложносочиненные? Что это дает?

    На какие группы делятся сочинительные союзы?

    Какие смысловые отношения они выражают?

    Перечислите союзы-синонимы. Когда возможно употребление одного союза вместо другого?

    Каковы возможные ошибки в использовании сложносочиненных предложений? (Многосоюзие; употребление одного союза вместо другого4 соединение предложений с глаголами различных видов).

    Тренировочные упражнения

    Наблюдение над текстом и стилистический анализ предложений.

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску:

(Повторяющиеся союзы и – и, ни – ни подчеркивают однородность соединяемых предложений; союзы характерны для литературно обработанной речи, обычно употребляются в стихах. Союз ни – ни используется в отрицательных предложениях).

    Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

2) Упражнение на вставку союзов; стилистический анализ.

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

(ни – ни, а). (и, да) (то-то).

-

(А.Пушкин)

(Простые предложения. Употребленные Пушкиным, Ярко подчеркивают динамику происходящего, передают взволнованность рассказчика, пережившего трагические события. Полученные в результате лингвистического эксперимента сложносочиненные предложения делают повествование плавным, неторопливым, спокойным; благодаря наличию сочинительных союзов необходимое по смыслу настроение тревоги, настороженности, напряженности не передается).

    Итог урока

    Самостоятельная работа

    Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Раздаточный материал к уроку «Стилистика сложносочиненного предложения»

1 . Синтаксическая разминка

А) Определить, какое предложение сложносочиненное:

1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять обернулся.

    Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.

    Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил все вокруг.

Б) (знаки препинания не расставлены)

1) Несколько шагов и мы в безопасности.

2) Хотелось домой где холодно и снег.

3) Я верил что что-либо произойдет.

4) То слишком морозит то мороси дождь.

В) Какое из предложений соответствует схеме , и (Знаки препинания не расставлены).

2) У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

3) Море и тишина исцелили мою душу.

4) Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Тренировочные упражнения

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску :

1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

- Сопоставить описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых.

Проследить, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?

1. Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский).

2. Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконниках, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей. (К.Паустовский)

3. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (А. Пушкин)

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

1. Давно уже не слышно было…звона колокольчика, стука колес по кремнистой дороге, бедный старик еще стоял на одном месте в глубокой задумчивости (ни – ни, а). Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, … слышен в тишине ночной лишь лай собак… коней ржанье (и, да) . 3. … длинный сук ее за шею зацепит вдруг, … из ушей златые серьги вырвет силой, … в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, … выронит она платок (то-то).

- Определить стиль текста. Заменить простые предложения сложносочиненными, объяснить стилистическое использование тех и других конструкций.

Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы… Казаки стояли верхами, солдаты под ружьями. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на пароходные лафеты. Все жители находились тут же. Ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. (А.Пушкин)

Самостоятельная работа

1. Тест (пунктуация в простом предложении)

1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

За кустами жасмина и сирени хорошо ухаживали и они разрослись и радуют взоры посетителей.

Теперь конец сентября и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи.

2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Один лунный луч просочившийся сквозь годами не вытиравшееся окно скупо освещал угол.

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:

Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.

Мальчик шел задумавшись и несмотря под ноги.

    Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Этот крик журавлей и их величавый переход по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам совершенное творение природы.

Этот немой язык интереснейшее изделие.

Отмыть добела чёрного кота невозможно.

    Списать текст, восстановить в нём союзы, поставить знаки препинания и пропущенные буквы

Вечерело. От речки тянуло сыростью… запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка___ кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя мошкара…. Вот среди тишины из(за) розовых облаков сначал.. послышалось стра..ое жужжание … потом сверкнула серебр..ая точка. Она всё увеличивалась … вот уже у неё обозначились две пары крыльев.

Могучий самолёт легко снизился….быстро….плавно пронесся…. Над тёмным лесом … над пустым разъездом …над речкой.

1. Предложение сложносочиненное (Знаки препинания не расставлены.)

    Двести шагов и мы в безопасности.

    Хотелось домой где холодно и снег.

    Я верил что-то должно было произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше но и в воде.

2. Предложение сложносочиненное (Знаки препинания не расставлены.)

    Доказано что льды Северного полюса тают.

    Борясь с бесчеловечностью произведениями искусства художник погиб в последний год войны.

    На дворе палил зной в доме было прохладно.

    То слишком морозит то моросит дождь.

3. Предложение сложносочиненное

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Еще небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

4. Утверждение является неверным

    Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, между собой связаны сочинительной связью и могут быть соединены сочинительными союзами.

    Все односоставные предложения являются неполными.

    Управление - это тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.

    В роли подлежащего в предложении могут выступать цельные, неразложимые словосочетания.

5. Утверждение является неверным

    Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом выражает грамматические признаки.

    Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения - главных и второстепенных.

    Простое осложненное предложение может иметь в своем составе однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные конструкции или обращения.

    Главный член односоставного неопределенно-личного предложения выражается глаголом в форме единственного числа настоящего, будущего или прошедшего времени.

6. Тире на месте пропуска ставится в предложении

    Мода _ капризна, а потому она и женского рода.

    Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга _ в житейских невзгодах.

    Ни годы, ни разлука, ни превратности житейские _ не в силах заставить меня забыть те дни.

    Самая большая ошибка _ полагать, что ты никогда не ошибаешься.

7. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

    Утреннее солнце мягко пригрело землю _ и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней.

    Он пробежал по лестнице, отпер номер _ и при свечке торопливо и нервно разорвал телеграмму.

    В осенние сумерки _ на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя.

    В белой снежной пыли тонули завод _ и церковь, и крестьянские избы.

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

    Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - гулко отдавались в лесах.

    Утро было праздничное, жаркое, светлое, и радостно трезвонили над зелеными горами колокола

    На даче жили: жена архитектора, младший сын и прислуга.

    Он свернул толстую папиросу из черного крепкого табаку и молча и сосредоточенно курил.

9. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

    Слегка прищуренные глаза его весело блестели на смуглом лице.

    Подошел еще один гость статистик Бернгардт.

    Он надел чистую рубашку, умылся и причесал русые волосы подстриженные в скобку.

    Немного отодвинувшись от стола он держал стакан чаю в руках.

10. Выберите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Костер уже догорал () и последними угольками освещал лица охотников.

    и запятая не нужна.

    и запятая не нужна.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.

    Сложное предложение, перед союзом и запятая нужна.

11. Правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые

Сад (1) все больше редея (2) спускался к реке (3) поросшей зеле­ным камышом (4) и густым ивняком.

12. Предложение с пунктуационной ошибкой

    Для достижения спортивных успехов необходим, как талант, так и упорство.

    Я прислушивался к звучанию музыки и природы и брал подсказанное ими в основу своего творчества.

    Рокочущий шум моторов то отдалялся, то снова приближался.

    Посаженные выпускниками деревья: клён, акации, берёзы - быстро разрослись.

13. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

    Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.

    Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках - запели птицы.

    Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели.

    Цветы поражали своей величиной и формой и манили к себе прекрасным ароматом.

14. Грамматически правильное продолжение предложе­ния. Повернув к пристани,

    Открывается чудесный вид на реку.

    Остановитесь на крутом берегу реки и полюбуйтесь чудесным видом.

    Останется совсем недалеко до реки.

    У меня сильнее забилось сердце.