Учить составлять предложения по схемам. Конспект урока на тему "составление предложений по схемам". Восполнение недостающего слова

Тема. Составление предложений по сюжетной картинке.

Цель. Закрепить правила записи предложения.

Задачи: - учить составлению предложений по сюжетной картинке, совершенствовать умение составлять предложения;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, орфографическую зоркость, умения соотносить написанное с картинкой; умение работать в парах;

Корригировать мышление на основе упражнений в отгадывании загадок и подборе обобщающих слов, при работе по карточкам;

Воспитывать положительную мотивацию, усидчивость.

Ход урока.

I . Орг. момент.

1. Посадка, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

2. Психологический настрой.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

3. Мотивация.

Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)

Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно писать и говорить)

Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)

Как вы должны работать на уроке?

- (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.

Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.

Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».

Сегодня на уроке работать будем все вместе, в парах и самостоятельно.

II . АОЗ

1. Повторительно – обобщающая беседа.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?(предложение)

Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

Из чего состоит предложение? (Из слов)

Чем отличается набор слов от предложения? (в предложении мы рассказываем о предметах)

Как правильно оформляется предложение на письме? (первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Королевству Предложения, где нас будут поджидать разные интересные задания, которые записаны на табличках.

2. Проверка домашнего задания.

А чтобы отправиться в путешествие мы должны проверить домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (записать предложение, подходящее к рисунку, подчеркнуть начало и конец предложения.)

Откройте тетради, проверим домашнее задание. Приготовьте сигнальные карточки.

Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)

Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Составление предложений по сюжетной картинке.»

Сегодня на уроке мы закрепим правило записи предложения, будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке.

III . Закрепление изученного материала.

Подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Отдыхаем.

расслабить кисть

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

1. Запись числа в тетрадь.

Какое сегодня число?

Сколько нужно строчек отступить вниз, чтобы записать число? (2)

Сколько пальчиков от края? (4)

2. Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, в королевстве Предложения растёт яблоня, и на ней табличка с заданием для вас. Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

Что это за буква? (о)

Какая это буква? (гласная)

Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)

Прописная это какая буква? (большая)

А строчная это… (маленькая)

На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «О о»

Посмотрите, как правильно пишется эта буква.

Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.

На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «О о».

Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)

Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)

3. Словарная работа.

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная(Собака.)

Какая буква пропущена? (безударная гласная о)

Словарную работу будем писать на доске и в тетрадях. Как будем писать в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)

На доске запишет Денис.

На какой слог падает ударение? (на второй ба)

Какую букву нужно запомнить? (безударную трудную гласную о)

А когда собака гуляла по двору, она услышала чей-то голос. Попробуйте угадать.

На доске запишет Аня, остальные в тетрадях.

Ребята, что даёт нам корова? (молоко)

Какая буква пропущена? (безударная трудная гласная о)

На доске запишет Стас, остальные в тетрадях.

Ребята, на какие две группы можно разделить эти слова? (Собака и корова- домашние животные, молоко - продукт)

Что мы сейчас делали?

Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)

А сейчас немного отдохнём, и физминутку проведём.

Физминутка.

Быстро все ребята встали

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали

И ногами постучали

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились

Вправо – влево 10 раз

Отдохнул уставший класс.

Тихо сядет первый ряд, ёще тише второй ряд и тише всех третий ряд.

4. Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами возвращаемся в королевство, и читаем следующую табличку: «работа по учебнику».

Откройте учебники на стр. 157, найдите упр.4

Рассмотрите рисунки. Кто нарисован на первом рисунке? (девочка с котёнком и щенком)

Что она с ними делает? (держит на руках)

Кто нарисован на втором рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (лакают молоко)

Кто изображён на третьем рисунке? (котёнок и щенок)

Что они делают? (бегают за бабочками)

Составим рассказ. Начало каждого предложения написано под рисунком. Первое предложение составит Данил. Следующее предложение – Паша. И последнее предложение Стас Исаков.

Запишем наш рассказ в тетрадь. Писать будем аккуратно, не выходя за строчку. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.)

Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 4.»

На следующей строчке 2 пальца от края, и первое предложение на доске запишет Денис, остальные в тетрадях.

Второе предложение запишите самостоятельно. Какое предложение запишет Юля? - А Денис, Анияз, Стас запишут ещё и третье предложение. Какое ещё предложение запишет Анияз.

Закончили. Давайте проверять. Начинает читать Юля.

Как написала первое слово? (с большой буквы)

Что поставила в конце предложения? (точку)

Следующее предложение читает Анияз.

Как записал предложение? (первое слово с большой буквы, в конце поставил точку)

Что вы сейчас делали? (записывали предложения)

Что составляли из предложений? (рассказ)

5. Работа по карточкам.

Ребята, посмотрите, табличка с каким задание у нас ещё есть? (работа по карточкам)

Работать будете в парах. В нашем королевстве Предложения живут домашние животные. (слайд)

У вас на столе конверт, в котором лежат карточки со словами. Вам нужно составить предложения из этих слов об этих домашних животных.

Возьмите конверт, приступайте к работе.

(Петух сидит на заборе. Собака лает на коз. Козы едят капусту. Утята плавают в пруду. Курица с цыплятами клюют зерно. Лошадь и жеребёнок пасутся на лугу.)

Начинаем проверять. Какое предложение получилось у Кати с Данилом?

Как определили порядок слов в предложении? (первое слово с большой буквы, в конце предложения точка)

Какие предложения у Дениса с Юлей?

(читают по порядку все остальные)

О ком все эти предложения? (о домашних животных)

1. Объяснение домашнего задания.

Ребята, сложите карточки обратно в конверт. Дома запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнёте начало и конец предложения.

С чем мы сейчас работали? (с карточкой)

Какое задание выполняли? (составляли предложение)

IV . Итог.

2. Подведение итога.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А вернуться в класс мы сможем, если повторим тему нашего урока.

Какая тема нашего урока? (Составление предложений по сюжетной картинке)

Чему учились на уроке? (составлять предложения по картинке)

Как правильно оформлять предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)

3. Оценивание.

- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?

Юля, кто сегодня на уроке был активнее?

Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.

Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».

4. Рефлексия.

Ребята, закончите предложение

Сегодня на уроке

я научился…

я похвалил бы себя за...

мне было интересно...

Урок окончен. Всем спасибо.

Государственное коррекционное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 6»

Конспект урока письма

во 2 «Б» классе на тему:

« Составление предложений по сюжетным картинкам ».

выполнил учитель начальных классов:

Назарова Альфия Сафаралиевна

г. Благодарный 2016г.

«Составление предложений по сюжетным картинкам».

Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.

Задачи:

образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;

коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

I. Организационный момент.

Доброе утро дети. У нас на уроке сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся) .

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Звуки с буквами пришли

Чтоб порядок навести

Внимание девочки,

Внимание мальчики

Приготовьте ваши ручки

Начинается урок!

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.

Каких целей мы должны достичь на уроке?

Хором все читают: - Я научусь … - Я сумею……- Я узнаю…

Какой сегодня прекрасный день за окном солнышко светит, в классе тепло и уютно.

Уточнение пространственно временных представлений:

Игра с мячом. Я буду задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?

Какое сейчас время года?

Какие времена года ты знаешь?

Какой сейчас месяц?

Какой день недели?

Какое сегодня число?

2.Повторение пройденного материала.

Мы с вами проходим тему «Предложение».

Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?

В конце предложения, что мы ставим?

Что вы произнесли? (Слова.)

Что можно составить из слов? (Предложения.)

Составьте предложения по картине. (слайд №3)

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке письма и развития речи будем учиться составлять схемы предложений.

II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики) .

Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику:

На двери висит замок

Кто бы мог его открыть

Покрутили, постучали.

Разомкнули и открыли.

Как правильно надо сидеть при письме?

Я тетрадочку открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь

Запись даты в тетради. Сегодня 27 апреля.

На следующей строчке Классная работа

а) Минутка чистописания.

Отгадай загадки, запиши отгадки.

1. Ни окошек, ни дверей-

Полна горница людей. (огурец )

2. Красна девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

3. Днём молчит, ночью ворчит.

Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)

Проверьте правописание словарных слов по словарю.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).

Кто это? (Мишка)

Что делает Мишка? (Поливает.)

Что поливает? (Цветы)

Что мы составили? (предложение)

Составим схему этого предложения на доске.

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

Сколько слов в этом предложении?

Составление схемы предложения индивидуально на партах.

2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).

У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

Сколько слов может быть в предложении?

Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.

Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.

Варианты предложений (Мальчик вешает шубу. Девочка качается на качели. Девочка пьет сок. Девочка кормит кур. Девочка ест сушки.)

IV. Работа по теме.

1. Работа по учебнику (стр. 148, упр. 1).

Прочитайте задание.

Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть рисунок. Перечисли предметы на первом рисунке. Расскажи, что изображено на втором рисунке.

На какой строчке написано предложение?

Запишите предложение в тетрадь. Начерти схему предложения.

V . ФИЗМИНУТКА

Мультзарядка.

VI . Игра « Кто какой звук издает? ».

Прочитайте слова, записанные на карточках. (Рычит, мяукает, воет, мычит, лает)

Назовите предметы, изображённые на картинках. (Медведь, волк, корова, собака, кошка. Какие они звуки издают?

Подберите картинки-предметы к словам-действиям.

Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)

Составьте схемы в тетрадях.

VI . Работа по учебнику : упр. 3 стр.149.

Прочитай найди строку с предложением.Запиши предложение. Соблюдай правила записи преложения.

VII .Работа по карточкам .

Карточка №1. Расставить пропущенные буквы.Начертить схему первого предложения.

VIII . Оцените свою работу.

красным цветом – цель не достигнута.
желтым - цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать.
зеленым – цель достигнута, было интересно, все получалось.

Продолжите фразу:
« Сегодня я узнал…, научился….»

IX .Домашнее задание.

Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 149, упр.4.

V. Итог урока.

Что составляли на уроке? (предложения.)

Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)

Сколько слов может составлять предложение?

За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками.

Подведём итоги урока:

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Что узнали нового?

Что получилось лучше всего?

Какие задания на уроке понравились?

Что было трудно?

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

Чай, кисель, компот;

Сок, кофе, какао;

Молоко, кефир, кофе;

Борщ, щи, свекольник;

Какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед. Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? Нина. Воду.


Логопед.А теперь вылей воду.

Нина выливает воду.

Дети. Нина выливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем и все вместе.

Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

Леня наливает воду.

Дети. Леня наливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе.

Логопед. Подумайте, дети, одинаковые действия выпол­нили Нина и Леня?

Дети. Разные.

Логопед. Правильно. Налить - можно во что-то: в ста­кан, в банку, в тарелку. Вылить - можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота.

Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

Логопед. А что наливает шофер?

Дети. Шофер наливает бензин.

Логопед. Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем?

Дети. Маша выливает суп, чай.

Логопед. Послушайте еще раз, как маленькие части сло­ва на-, вы- помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед. Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хоро­шо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

Нина поливает цветы.

Дети. Нина поливает цветы.

Логопед. А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения.

Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поли­вает дорожку, улицу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, выражающая другое действие.

III. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед.А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).

А теперь вы исправьте мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действи­ем и интонационно выделяют первую часть слова.

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач - лекарство, шофер - канистра. Маша - сок, дедушка - чай, садовник - цветы, папа - вода.

Логопед. У вас на столе конверты с картинками. На счет «раз» возьмите конверты. На счет «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счет «три» составьте предложе­ние. В вашем предложении должно быть одно из слов-дей-

ствий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер нали­вает бензин.

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения - одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения - роса покрывает. Однородные второстепенные члены - покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения - Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот - составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема - это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение - это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы - водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот , осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали...
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, ...
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала...

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное - запастись терпением.