Конспект урока по теме азотная кислота. Конспект урока на тему "азотная кислота". Сопоставление оксидов азота, кислот и солей

Открытый урок по химии в 9 классе по теме:

« Азотная кислота строение, свойстваи применение».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна

Цели урока : изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты. Задачи: Обучающие : продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты. Развивающие : применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий. Воспитательные : воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование и реактивы: азотная кислота (конц.), медь, спиртовка, цинк, азотная кислота (разб.), серная кислота (конц.), нитрат натрия (р-р) .

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

Фронтальный опрос.

Блиц – опрос.

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число неспаренных электронов атомов элементов подгруппы азота –

4.Степень окисления азота в азотной кислоте -

5. Степень окисления азота в аммиаке –

6.В молекуле азота связь –

7. В молекуле аммиака связь –

8. 3 – 10% - раствор аммиака называется …

9. «Азот – непременная составная часть живых организмов». Речь идет о простом веществе или химическом элементе?

10. в составе воздуха азот - %

11. Аммиак при нормальных условиях – это …

12. Оксид азота (II) образуется в атмосфере …

13. Оксид азота (II) – это …

14. В лаборатории оксид азота (II) получают …

15. В промышленности оксид азота (II) получают …

16. При окислении оксида азота (II) образуется …

17. Оксид азота (IV) – это …

18. Почему вовремя грозы почва обогащается азотом?

19.В лаборатории оксид азота (IV) получают …

20. В промышленности оксид азота (IV) получают …

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

    HNO 3

    Mr (HNO 3) = 63

    M (HNO 3) = 63г/моль

    Физические свойства.

Азотная кислота – одноосновная сильная кислота, бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Азотную кислоту с концентрацией 97 -99% называют дымящей, с концентрацией 58 – 60% - концентрированной. Плотность азотной кислоты 1,4 г/см 3 . Азотная кислота – сильный окислитель. Дымящая азотная кислота способна поджечь скипидар, другие органические вещества.

Азо́тная кислота́ (HNO 3), - сильная одноосновная кислота. Твёрдая азотная кислота образует две кристаллические модификации смоноклинной и ромбической решётками.

Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы. Образует с водой азеотропную смесь с концентрацией 68,4 % и t кип 120 °C при атмосферном давлении. Известны два твёрдых гидрата: моногидрат (HNO 3 ·H 2 O) и тригидрат (HNO 3 ·3H 2 O).

Исторические сведения

Методика получения разбавленной азотной кислоты путём сухой перегонки селитры с квасцами и медным купоросом была, по видимому, впервые описана трактатах Джабира(Гебера в латинизированных переводах) в VIII веке. Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купоросажелезным, применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века.

В XVII веке Глаубер предложил метод получения летучих кислот реакцией их солей с концентрированной серной кислотой, в том числе и азотной кислоты из калийной селитры, что позволило ввести в химическую практику концентрированную азотную кислоту и изучить её свойства. Метод Глаубера применялся до начала XX века, причём единственной существенной модификацией его оказалась замена калийной селитры на более дешёвую натриевую (чилийскую) селитру.

Во времена М. В. Ломоносова, азотную кислоту называли крепкой водкой.

Промышленное производство, применение и действие на организм

Азотная кислота является одним из самых крупнотоннажных продуктов химической промышленности.

Производство азотной кислоты

Современный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платинородиевых катализаторах (процесс Оствальда) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой

4NH 3 + 5O 2 (Pt) → 4NO + 6H 2 O

2NO + O 2 → 2NO 2

4NO 2 + O 2 + 2H 2 O → 4HNO 3 .

Концентрация полученной таким методом азотной кислоты колеблется в зависимости от технологического оформления процесса от 45 до 58 %. Впервые азотную кислоту получили алхимики, нагревая смесь селитры и железного купороса:

4KNO 3 + 2(FeSO 4 · 7H 2 O) (t°) → Fe 2 O 3 + 2K 2 SO 4 + 2HNO 3 + NO 2 + 13H 2 O

Чистую азотную кислоту получил впервые Иоганн Рудольф Глаубер, действуя на селитру концентрированной серной кислотой:

KNO 3 + H 2 SO 4 (конц.) (t°) → KHSO 4 + HNO 3

Дальнейшей дистилляцией может быть получена т. н. «дымящая азотная кислота», практически не содержащая воды.

    Химические свойства.

а) Общие свойства

1. Действие на индикаторы

2. Диссоциация

HNO 3 = H + + NO 3 -

3. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами

2HNO 3 + BaO = Ba(NO 3) 3 + H 2 O

6HNO 3 + AI 2 O 3 = 2AI(NO 3) 3 + 3H 2 O

4. Взаимодействие с основаниями

HNO 3 + NaOH = NaNO 3 + H 2 O

5. Взаимодействие с солями

2HNO 3 + K 2 CO 3 = 2KNO 3 + H 2 O + CO 2

б) Специфические свойства

1. Взаимодействие с металлами

Концентрированная и разбавленная азотная кислота взаимодействуют

со всеми металлами, расположенными до и после водорода, кроме

золото и платины. При взаимодействии азотной кислоты с металлами

водород не выделяется:

Zn + 2HNO 3 = Zn(NO 3) 2 + H 2

а в зависимости от концентрации выделяются следующие вещества:

1 ). 4HNO 3(k) + Zn = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

2 ). 8HNO 3(p) + 3Zn = 3Zn(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O

3 ). 10HNO 3(p) + 4Zn = 4Zn(NO 3) 2 + N 2 O + 5H 2 O

4 ). 12HNO 3(p) + 5Zn = 5Zn(NO 3) 2 + N 2 + 6H 2 O

5 ). 10HNO 3(p) + 4Zn = 4Zn(NO 3) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

6 ). 2HNO 3(k) + Ag = AgNO 3 + NO 2 + H 2 O

7 ). 4HNO 3(p) + 3Ag = 3AgNO 3 + NO + 2H 2 O

Все приведенные выше уравнения отражают только доминирующий ход реакции. Это означает, что в данных условиях продуктов данной реакции больше, чем продуктов других реакций, например, при взаимодействии цинка с азотной кислотой (массовая доля азотной кислоты в растворе 0,3) в продуктах будет содержаться больше всего NO, но также будут содержаться (только в меньших количествах) и NO 2 , N 2 O, N 2 и NH 4 NO 3 .

Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение концентрации кислоты увеличение активности металла

2. Разложение на свету или при нагревании

4HNO 3 = 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O

3. Взаимодействие с неметаллами

6HNO 3(k) + S = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O

5HNO 3(p) + 3P + 2H 2 O = 3H 3 PO 4 + 5NO

Продукты взаимодействия железа с HNO 3 разной концентрации

С золотом и платиной азотная кислота, даже концентрированная не взаимодействует. Железо, алюминий, хром холодной концентрированной азотной кислотой пассивируются. С разбавленной азотной кислотой железо взаимодействует, причем в зависимости от концентрации кислоты образуются не только различные продукты восстановления азота, но и различные продукты окисления железа:

Азотная кислота окисляет неметаллы, при этом азот обычно восстанавливается до NO или NO 2:

и сложные вещества, например:

Некоторые органические соединения (например амины и гидразин, скипидар) самовоспламеняются при контакте с концентрированной азотной кислотой.

6.Получение

а) в промышленности:

4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3

б) в лаборатории:

NaNO 3(тв) + H 2 SO 4(k) = NaHSO 4 + HNO 3

7.Применение

Для получения красителей

Для получения лекарственных препаратов

Для получения полимеров

При производстве фотопленки

Для получения взрывчатых веществ

Для производства минеральных удобрений.

Соли азотной кислоты

Соли азотной кислоты называются нитратами. Нитраты калия, кальция, натрия, аммония называют селитрами. Нитраты – это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Нитраты при нагревании разлагаются.

а) нитраты металлов, стоящих в ряду напряжений левее магния:

2NaNO 3 = 2NaNO 2 + O 2

б) нитраты металлов, расположенных в ряду напряжений между магнием и медью:

4Al(NO 3) 3 = 2Al 2 O 3 + 12NO 2 + 3O 2

в) нитраты металлов, расположенных в ряду напряжений правее ртути:

2AgNO 3 = 2Ag + 2NO 2 + O 2

г) нитрат аммония:

NH 4 NO 3 = N 2 O + 2H 2 O

Нитраты в водных растворах практически не проявляют окислительных свойств, но при высокой температуре в твердом состоянии нитраты - сильные окислители, например:

Fe + 3KNO 3 + 2KOH = K 2 FeO 4 + 3KNO 2 + H 2 O - при сплавлении твердых веществ.

Цинк и алюминий в щелочном растворе восстанавливают нитраты до NH 3:

Соли азотной кислоты - нитраты - широко используются как удобрения. При этом практически все нитраты хорошо растворимы в воде, поэтому в виде минералов их в природе чрезвычайно мало; исключение составляют чилийская (натриевая) селитра и индийская селитра (нитрат калия). Большинство нитратов получают искусственно.

Качественная реакция на нитрат- ион NO 3 -

Для определения нитрат ионов NO 3 - в пробирку помещают немного исследуемого вещества, добавляют медных стружек, приливают концентрированную серную кислоту и нагревают:

NaNO 3 + H 2 SO 4(k) = NaHSO 4 + HNO 3

4HNO 3 + Cu =Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Выделение бурого газа свидетельствует о наличии нитрат- ионов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас ребята, чтобы проверить, насколько вы усвоили новую тему, прошу вас выполнить следующий тест.

Тест

В а р и а н т 1

1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме азота?

1) 2, 8, 1; 2) 2, 8, 2; 3) 2, 4; 4) 2, 5.

2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций:

1) HNO 3 (разб.) + Cu … ;

2) Zn + HNO 3 (конц.) … ;

3) HNO 3 + MgCO 3 … ;

4) CuO + KNO 3 … .

3. Укажите, какое уравнение иллюстрирует одну из стадий процесса промышленного производства азотной кислоты.

1) 4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O;

2) 5HNO 3 + 3P + 2H 2 O = 3H 3 PO 4 + 5NO;

3) N 2 + O 2 = 2NO.

4. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:

1) N 2 O; 2) NO; 3) NO 2 ; 4) Na 3 N.

5. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:

1) NO 2 ; 2) NO; 3) N 2 ; 4) NH 3 .

В а р и а н т 2

1. Значение высшей валентности азота равно:

1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 4.

2. Запишите возможное взаимодействие концентрированной азотной кислоты со следующими металлами: натрий, алюминий, цинк, железо, хром.

3. Выберите вещества, являющиеся сырьем для производства азотной кислоты:

1) азот и водород;

2) аммиак, воздух и вода;

3) нитраты.

4. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

1) углекислым газом;

2) соляной кислотой;

3) углеродом;

4) гидроксидом бария.

5. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется:

1) NO 2 ; 2) NO; 3) N 2 O; 4) NH 4 NO 3 .

Ответы на тесты

В а р и а н т 1. 1 – 4; 2. 1) 8HNO 3 (разб.) + 3Cu = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O;2) Zn + 4HNO 3 (конц.) = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O;3) 2HNO 3 + MgCO 3 = Mg(NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 1. В а р и а н т 2. 1 – 4; 2. Na + 2HNO 3 (конц.) = NaNO 3 + NO 2 + H 2 O,Zn + 4HNO 3 (конц.) = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O;3 – 2; 4 – 1; 5 – 4.

Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Подсчитайте количество правильных ответов, результаты занесите в оценочный лист.

Домашнее задание. Прочитать по учебнику «Химия-9» (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г . М.: Просвещение, 2013) § 21, повторить конспект урока и схему взаимодействия кислоты с металлами.

Задачи урока:

  • Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
  • На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
  • Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
  • Дать представление об областях применения азотной кислоты.

Оборудование и реактивы:

  • азотная кислота (конц. и разб.),
  • лакмус, оксид меди (II),
  • хлорид меди (II),
  • гидроксид натрия, карбонат натрия,
  • медная проволока,
  • химические стаканчики,
  • колба.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)

2. Контроль ЗУН.

Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):

Вариант № 1

Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N 2 , NH 3 , KNO 3 , NO, HNO 2 .

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N 2 -> X -> NH 4 Cl

Вариант № 2

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO 2 , N 2 O, HNO 3 , NH 4 Cl, N 2 O 3 .

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO 2 -> X -> NH 4 NO 3

3. Формирование новых знаний.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9):

I. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства;

IV. Применение.

I. Физические свойства азотной кислоты

Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи

(слайд № 10):

  • Агрегатное состояние - жидкость;
  • Цвет - отсутствует;
  • Запах - едкий, кислотный;
  • Растворимость в воде - хорошая;
  • "Дымит" на воздухе;
  • "Особые приметы":

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO 3 =4NO 2 + O 2 + 2H 2 O

II. Характеристика азотной кислоты

Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты

(слайд № 11):

1. По основности:

  • одноосновная
  1. кислородсодержащая

3. По растворимости в воде:

  • растворимая

4. По стабильности:

  • нестабильная

5. По летучести:

  • летучая

6. По степени диссоциации:

  • сильная

III. Химические свойства

1. Свойства HNO 3 как электролита.

Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO 3 = H + + NO 3 - (сильный электролит) взаимодействует:

а) с оксидами металлов:

  • CuO + 2HNO 3 = Cu(NO 3) 2 + H 2 O
  • CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O

б) с основаниями:

  • Cu(OH) 2 + 2HNO 3 = Cu(NO 3) 2 + 2H 2 O
  • Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2H 2 O

в) с солями:

2. Окислительные свойства азотной кислоты

Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO 3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):

Взаимодействует с металлами:

IV. Применение азотной кислоты.

Обсуждается слайд № 14

Области применения азотной кислоты:

4. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 - 16:

1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

  • Твердое агрегатное состояние;
  • Хорошая растворимость в воде;
  • Отсутствие запаха;
  • Желтый цвет;
  • Разлагается на свету с выделением азота;
  • "Дымит" на воздухе.

2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

  • Ca(OH) 2
  • Na 2 SiO 3

3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

5. Подведение итогов.

Слайд № 17

А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?

Б) Где применяется азотная кислота?

6. Домашнее задание с комментариями.

Слайд № 18

  • Выучить параграф 27 (со 2 абзаца);
  • Проанализировать записи в тетради;
  • Выполнить задания № 3 - 9 стр. 109 (тетрадь с печатной основой).

Конспект урока по химии 9 класс по учебнику Габриеляна.О.С.
Тема урока. Азотная кислота.
Урок подготовила: Мариева А.Ю.
Цель урока:
Знакомство с историей открытия. Изучение строения молекулы азотной кислоты, ее физических и химических свойств, роли кислоты в жизни человека и ее применение
Задачи урока:
образовательные: - изучить молекулярное и электронное строение молекулы азотной кислоты, рассмотреть физические свойства, изучить химические свойства азотной кислоты (общие с другими кислотами и специфические), Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты, обратить внимание на применение кислоты;
воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с веществами, формировать умение применять полученные знания в быту, воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость.
развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли. развивать умение и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у обучающихся
I. Организационный момент (2 мин.) Здравствуйте, садитесь.
(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.)

II. Опрос-повторение (5 мин.)
Проведение проверки знаний: 3 ученика идут к доске. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.
Вопросы - и задания для фронтальной проверки.
1.Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева
(ответ N располагается в 5группе 2 период.1S22S22p3.p=7, е=7,n=7.)
2.Написать уравнения реакции азота с алюминием и назвать вещество. (ответ 2AI+ N2=2AIN нитрид алюминия)
3.Написать уравнения реакции азота с водородом и назвать вещество.(ответ 3Н2+ N2=2NН3 аммиак)
4.Написать уравнения реакции азота с кислородом и назвать вещество(ответ О2+ N2=2NО оксид азота 2)
5.Какой тип химической связи в молекуле аммиака (ответ водородная).
6 .Написать уравнения реакции аммиака с соляной кислотой и назвать вещество(ответ NН3+HCl=NH4Cl хлорид аммония) (10 минут)
7. Кто и в каком году открыл азот? (Кавендиш Генри в 1772г)
8.Какая степени окисления азота в соединении?(
·3,
·2,
·1, 0, +1, +2, +3, +4, +5.)

III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.)
Создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя
1. История открытия.(слайд1 и 2) Запишите имя алхимика и дату открытия.(Бонавентура в 1270)
IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)

2. Записать тему урока Азотная кислота.(слайд 4)
Учитель: Дайте вспомним, какие вещества называются кислотами?
Ученик: Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Учитель: Вспомним технику безопасности при работе с кислотами.
Ученик: При растворении кислот нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать стеклянной палочкой.
3 Состав и строение молекулы азотной кислоты (записываем в тетради формулу азотной кислоты)
Дать самостоятельно характеристику (одноосновная, кислородсодержащая, сильная). Определить степень окисления в азотной кислоте и определите вид химической связи.(слайд 5)

4. Физические свойства.(слайд 6) Записываем в тетради.
Азотная кислота бесцветная жидкость, которая «дымится» на воздухе. Концентрированная азотная кислота – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Температура кипения + 86 С.Хорошо растворима в воде.

5 . Химические свойства. (слайд 7)
Учитель: Азотная кислота обладает общими свойствами с другими кислотами и специфическими, которые присуще только ей. (записывают дети в тетради)
Учитель: А какие свойства кислот вы знаете?
Ученик: Кислый вкус, изменение окраски индикатора, взаимодействия с другими веществами
Вспомним общие свойства кислот.(слайд 8)
Запись в тетради:
1. сильные кислоты подвергаются диссоциации HNO3 -> H+ +NO3-
2. Написать реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.
CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O - реакция ионного обмена,

3 Написать реакцию раствора азотной кислоты с основаниями.
В тетради: KOH+ HNO3=КNO3+Н2О реакция ионного обмена

.
4 Написать реакцию раствора азотной кислоты с солями
2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2 - реакция ионного обмена, необратимая

6 Специфические свойства. (записать в тетради) (слайд 9)
При взаимодействии азотной кислоты любой концентрации с металлами водород никогда не выделяется. Продукты реакции зависят от металла и концентрации кислоты.(Раздается таблица)

Давайте рассмотрим эту таблицу вмести.
7.Учитель: Итак, используя нашу таблицу, напишем уравнения реакции. Азотной кислоты разбавленной с Zn, Cа,Ag. И разобрать уравнение с точки зрения окислительно - восстановительной реакции.
Учитель разбирает первый пример на доске
1)Zn+HNO3(разб.)=Zn(NO3)2+N2+H2O (ответ
Zn0-2е=Zn+2 восстановитель, процесс окисление 2 1 5
5N2 +10е=2N0 окислитель, процесс восстановление 10 5 1

5Zn+12HNO3(разб.)=5Zn(NO3)2+N2+6H2O
Выходят к доске 3 ученика и, используя таблицу, записывает уравнения.

2)Ca+ HNO3(разб.)=NH4NO3+Ca(NO3)2+H2O (ответ
Ca0-2е= Ca+2 восстановитель, процесс окисление 2 1 4
N+5 +8е=N-3 окислитель, процесс восстановление 8 4 1
4Ca+ 10HNO3(разб.)=NH4NO3+4Ca(NO3)2+3H2O

3)Ag+HNO3(разб.) =NO+ AgNO3+H2O
Ag0-1е=Ag восстановитель, процесс окисление 1 3
N+5 +3е=N+2 окислитель, процесс восстановление 3 1
3Ag+4HNO3(разб.)=NO+ 3AgNO3+2H2O

4) И с концентрированной HNO3 .
Na+HNO3=N2O+NaNO3+H2O
Na0-1е= Na+ восстановитель, процесс окисление 1 4
2N+5 +8е=2N+ окислитель, процесс восстановление 4 1

8Na+10HNO3=N2O+8NaNO3+5H2O

Учитель: И с неметаллами азотная кислота будет взаимодействовать.
Записывают в тетради: При взаимодействии с неметаллами образуется кислота, в которой у неметалла высшая степень окисления и продукт по схеме: (слайд 13)
разб. конц.
NO неMe + HNO3 NO2
P+HNO3(к.)=H3PO4+NO2+H2O (дома до делать)
Учитель: Вспомните, почему концентрированная HNO3 на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует?
Ученик: Эти металлы пассивируют, покрывается прочной оксидной пленкой, которая нерастворима в растворах кислот.
Учитель: Как вы думаете, где может применяться азотная кислота?
Ученики: В производстве взрывчатых веществ, удобрений, красок.
(Слайд выводится на доску. И дети сравнивают свои ответы.)
8. Применение азотной кислоты(слайд 15)
производство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),
-органических красителей.
-как окислитель ракетного топлива.
- в металлургии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Закрепление знаний учащихся. Проверь себя (слайд 17)
Степень окисления азота в HNO3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4
При хранении на свету HNO3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной
При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.
Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .
Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3
в) концентрированная азотная кислота самопроверка (слайд №20)

IV. Итог урока: Выводы. 1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:
реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;
2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы; При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;
3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

МОУ «ХЛЕБНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МО «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ:

«АЗОТНАЯ КИСЛОТА»

9 КЛАСС

КАШИНА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ,

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ВЫСШЕЙ

План-конспект

Тема урока: «Азотная кислота».

Место урока в учебном плане: Неорганическая химия. Тема 3: «Неметаллы». Урок 35.

Класс: 9.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, Flash с презентацией.

Программное обеспечение и цифровые ресурсы: обучающие диски по школьному курсу химии:


  • Химия. 8-11 класс [Электронный ресурс]: библиотека электронных наглядных пособий /М-во образования Рос. Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий».- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

  • Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория [Электронный ресурс]: уч. электрон. изд./ при содействии НФПК.- Й-Ола: МарГТУ, Лаб. систем мультимедиа, 2004

  • Химическая энциклопедия [Электронный ресурс]: науч.- справ. изд. по химии и хим. технологии.- М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 2003

  • «1С: Репетитор. Химия» /Мультимедийная обучающая программа/ Фирма «1С», 2006.
Аннотация

Урок изучения нового материала об азотной кислоте с использованием ИКТ, включает в себя разнообразные формы работы (групповая, индивидуальная, самостоятельная).

Использование мультимедийной технологии на этом уроке является актуальным потому что:

В ходе урока проводится демонстрация озвученных видеофрагментов и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point.

План урока

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Постановка темы урока – 1 мин.

3. Постановка целей урока и актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке – 1 мин.

1. Повторение пройденного материала – 5 мин.

2. Изучение нового материала – 30 мин.


  • Строение молекулы.

  • Физические свойства.

  • Химические свойства
1). Общие с другими кислотами

2).Специфические свойства

А). с неметаллами;

Б). с металлами;

3). Сообщение дополнительной информации о «царской водке»

4). Химический эксперимент «Окислительные свойства азотной кислоты»


  • Получение.

  • Применение.

1. Самооценка своей деятельности учащимися -3 мин.

IV. Заключительный этап.


  1. Итог урока - 3 мин.

  2. Домашнее задание - 1 мин.

Конспект урока

Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О..М. Нефёдов)

«Лучший путь к истине, это изучать вещи, как они есть, а не верить, что они такие, как нас этому учили» (Д.Локк)

Цели урока:


  • Образовательные:
Систематизировать и углубить знания учащихся о кислотах; познакомить со строением молекулы и физическими свойствами азотной кислоты; изучить химические свойства азотной кислоты; рассмотреть получение и применение азотной кислоты.

  • Воспитательные:
Продолжить формирование познавательного интереса через использования ИКТ, воспитание положительного отношения к знаниям, развитие коммуникативного умения в процессе работы.

  • Развивающие:
Продолжить развитие учебно–интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент в виртуальной лаборатории, применять знания на практике.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

2. Постановка темы и целей урока (слайды 1,2)

Сегодня мы с вами на уроке должны:


  • записать молекулярную, электронную и структурную формулы азотной кислоты;

  • изучить химические свойства азотной кислоты;

  • выяснить признаки взаимодействия разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами;

  • познакомиться с основными этапами промышленного получения кислоты и особенностями их проведения;

  • узнать, насколько важно производство данной кислоты для народного хозяйства нашей страны и для каждого человека в отдельности;
3. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:

1) Перечислите общие свойства кислот (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).

2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO 3 : одноосновная, кислородсодержащая, сильная).

3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).

II. Операционно-исполнительский этап.

1. Повторение пройденного материала.

Учитель проводит «Само- и взаимоконтроль» по теме «Азот» (слайд 3).

Учащиеся выбирают уровень (повышенный или базовый) теста, выполняют задания. По итогам выставляют друг другу в парах сразу оценки.

2. Изучение нового материала.


  • Строение молекулы (слайд 4)
Предлагается учащимся написать молекулярную формулу, изобразить электронную и структурную формулы азотной кислоты, а затем выводятся на слайде ответы.

Учащиеся записывают в тетрадь формулы и сверяют с готовыми формулами.


  • Физические свойства (слайд 5)
Ознакомление с физическими свойствами кислоты. Учитель показывает концентрированную и разбавленную азотные кислоты. Напоминает правила ТБ. Выясняют причину, почему концентрированная азотная кислота «дымит».

  • Химические свойства
1). Общие с другими кислотами (слайд 6)

В начале урока мы повторили общие свойства кислот, теперь вы самостоятельно составьте уравнения химических реакций азотной кислоты в свете ТЭД с:

А) оксидом магния;

Б) гидроксидом меди (II);

В) карбонатом кальция.

Затем уравнения выводятся на экран компьютера.

2).Специфические свойства (слайды 7,8)

Учитель обращает внимание учащихся на специфические свойства азотной кислоты и ставит проблему: в чем причина сильных окислительных способностей азотной кислоты?

Объясняет окисление серы, фосфора, углерода в азотной кислоте и показывает их уравнения реакций. Демонстрирует видеофрагмент «Горение фосфора в азотной кислоте».

Учащиеся составляют уравнения реакций с точки зрения ОВР.

Затем учащиеся работают со схемой взаимодействия азотной (концентрированной и разбавленной) кислотой с металлами. Самостоятельно ведут поиск информации в схеме, составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций. Наблюдают процесс реакции азотной кислоты со свинцом из видеофрагмента.

Еще более сильным окислителем, чем чистая азотная кислота, является смесь концентрированной азотной кислоты с концентрированной соляной кислотой ("царская водка") (Сообщение дополнительной информации о «царской водке» с использованием сети Интернет) (слайд 9).

Чтобы познакомиться с окислительными свойствами азотной кислоты учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу по инструкции (работают группой на компьютере, где заранее установлена программа «Виртуальная химическая лаборатория»):

Инструкция /пошаговая/ (слайд 10)

1. Запустите программу «Виртуальная химическая лаборатория» (щелчок мышкой)

А) Фамилия à Имя à (регистрация)

Б) класс à 9 à (вход)

2. Войдите в раздел «Свойства неорганических веществ»

А) щелчок: «Подгруппа азота»

Б) щелчок: название лабораторного опыта

3. Ознакомьтесь с порядком выполнения работы

4. Проделайте опыт по инструкции

5. По окончании работы нажмите мышкой левый верхний угол

6. Составьте уравнение реакций в молекулярном виде

7. Составьте краткие ионные уравнения

8. Результаты эксперимента оформите в лабораторную тетрадь, при оформлении используйте справочные материалы «Коллекция», «Таблица»

9. Выход: нажмите правый верхний угол.

После выполнения работы учащиеся делают вывод:

1. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;

2. При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла.


  • Получение (слайд 11)
Учитель объясняет способ получения азотной кислоты в лаборатории и предлагает классу подумать, как можно из аммиака получить азотную кислоту. Используя поисковую систему RAMBLER, найдите статьи, содержащие материал по теме «Получение азотной кислоты в промышленности». Запишите соответствующие ссылки на сайты.

  • Применение (слайд12)
Учитель предлагает схему и обращает внимание на основные области применения и демонстрирует видеофильм «Применение азотной кислоты в медицине». Учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в схеме и предлагают основные области применения.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

1. Самооценка своей деятельности учащимися (слайд 13)

Учитель проводит работу «Проверь себя»:

Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название соли азотной кислоты, которую применяют в медицине для прижигания ран (Ответ: ляпис).

IV. Заключительный этап.

1. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами (слайд 14):


  • узучили строение и свойства азотной кислоты;

  • узнали промышленный и лабораторный способы получения данной кислоты;

  • ознакомились с применением азотной кислоты в повседневной жизни человека.
Больщую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Осталось нам подвести итог, оценить вашу работу и записать домашнее задание.

2. Домашнее задание (слайд 15).


  • Читать §27 c.156-157;

  • Выполнить упражнения № 1,2,4,5 с. 158;

  • Решить задачу № 6 с. 158;

  • Поиск информации о солях азотной кислоты в сети Интернет;

  • Творческая работа по солям азотной кислоты (MS Power Point).
Урок закончен. Всем огромное спасибо!

Литература


  1. Ахлебнин А.К.. Информационные технологии в изучении химии. – Приложение к газете «Первое сентября» «Химия», 2001, № 12, с.13.

  2. Ахлебинин А.К., Лазыкина Л.Г., Ахлебинина Т.В. Опыт использования ЦОР и ИКТ в курсе «Теория и методика обучения химии». // Новые информационные технологии в образовании. / Доклады и выступления участников седьмой Международной научно-практической конференции «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений» 30-31 января 2007 г. - М.: 1C, 2007 г. - С. 372-376

  3. Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. – М.: Просвещение, 2002.

  4. Габриелян О.С.. Химия. 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Пособие для средней школы. - М.: Экзамен – Оникс 21 век, 2001.

  6. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. – Приложение к газете «Первое сентября» «Химия», 2005, № 08, с.13.

  7. Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994

  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. Просвещение, 2005

  9. Семин А.К. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества//Химия в школе. 2006. № 8.

  10. Хомченко И.Г. Общая химия. М.: Оникс, 2000.

Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодей­ствия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи : учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты; знать особенности взаимодействия НNОз с металлами; уметь записывать ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, составлять электронный баланс; называть области применения азотной кислоты и ее солей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №18 Тема урока. Азотная кислота.

Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи :

● учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты; знать особенности взаимодействия НNОз с металлами; уметь записывать ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, составлять электронный баланс; называть области применения азотной кислоты и ее солей.

  • Развивать познавательный интерес к химии, пробуждать желание творчества, умения правильно и красиво формулировать свои мысли;
  • Организовать деятельность обучающихся по продолжению формирования умений анализировать и сравнивать факты, выделять главное, разрешать проблемы, возникающие в процессе обучения, делать выводы.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; пробирки, пробиркодержатели, спиртовки, оборудование для демонстрации электронной презентации.

Вещества: растворы азотной кислоты (конц. и разб.), медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, белая шерстяная нитка.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько минут мы узнаем что это за соединение.

Учитель: Как вы уже догадались сегодня мы будем изучать азотную кислоту, строение молекулы, способы ее получения, свойства, области применения.

1. История открытия.

2. Состав и строение молекулы азотной кислоты(слайд№6)

1) Назовите формулу азотной кислоты - .
2) Напишите графическую формулу азотной кислоты.
3) Напишите электронную формулу азотной кислоты.

Если написать так формулу, то получается, что вокруг азота вращается десятиэлектронное облако, но азот находится во втором периоде и у него нет пустых d- ячеек, поэтому азот отдает два электрона обоим атомам кислорода и тогда электронную формулу записываем

эти связи равноценны.
Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5

3. Физические свойства.(слайд №7)

Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты , температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

4. Получение азотной кислоты.

А) в лаборатории(слайд №8)

Б) в промышленности (слайд №9)

5 . Химические свойства .

Учитель. Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты: 1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).

2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO 3 : одноосновная, кислородсодержащая, сильная).

3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).

Лабораторные исследования: (Повторение ПТБ !).

1 опыт : провести реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.

Запись в тетради: CuO + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + H 2

CuO + 2H + + 2 NO 3 - = Cu 2+ + 2 NO 3 - + H 2 O

CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O

2 опыт: получить нерастворимое основание Cu(OH) 2 ; провести реакцию раствора азотной кислоты и гидроксида меди (II); записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: CuCl 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 + 2 NaCl (получение нерастворимого основания)

Cu(OH) 2 + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2 H 2 O - реакция ионного обмена, необратимая

Cu(OH) 2 + 2H + + 2 NO 3 - = Cu 2+ + 2 NO 3 - + 2 H 2 O

Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2 H 2 O

Признак реакции – растворение голубого осадка Cu(OH) 2.

3 опыт: провести реакцию растворов азотной кислоты и карбоната натрия, записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: 2 HNO 3 + Na 2 CO 3 = 2 NaNO 3 + H 2 O + CO 2 - реакция ионного обмена, необратимая

2 H + + 2NO 3 - + 2 Na + + CO 3 2- = 2 Na + +NO 3 - + H 2 O + CO 2

2 H + + CO 3 2- = H 2 O + CO 2

Признак реакции – характерное «вскипание».

4 опыт: провести реакцию растворов азотной кислоты и гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина, записать уравнение реакции, определить ее тип. Проверим что у вас получилось

Вывод: азотная кислота проявляет свойства общие с другими кислотами:

1. Сильный электролит, хорошо диссоциируют на ионы.

HNO 3 -> H + +NO 3 -

Изменяет окраску индикатора.

2. Реагирует с основными оксидами

СuO+2 HNO 3 -> Cu(NO 3 ) 2 +H 2 O

3. Реагирует с основаниями

HNO 3 + KOH -> KNO 3 + H 2 O

4. Реагирует с солями более летучих кислот

Na 2 CO 3 + 2HNO 3 -> 2NaNO 3 +H 2 CO 3

/ \

H 2 O CO 2

Кроме этого обладает специфическими свойствами. (слайд №13) Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается: 4HNO 3 = 2H 2 O + 4NO 2 + O 2 .

Азотная кислота окисляет неметаллы

NО ← неMe + HNO 3 → NO 2

Взаимодействие азотной кислоты с металлами изучено довольно хорошо, т.к. конц. HNO3 используется в качестве окислителя ракетного топлива. Смысл заключается в том, что продукты реакции зависят от двух факторов:
1) концентрация азотной кислоты;
2) активность металла
Комбинацией этих двух параметров и определяется состав продуктов реакции.
Что может быть?
а) металл может вступать в реакцию, а может не вступать (не реагировать вообще, пассивировать);
б) состав газов смешанный (как правило выделяется не один газообразный продукт, а смесь газов, иногда какой-то газ преобладает над другими);
в) обычно водород в этих процессах не выделяется (есть исключение, когда на практике доказывается, что Mn + разб. HNO3 действительно выделяется газ водород).
Главное правило: Чем активнее металл и чем разбавленнее азотная кислота, тем глубже идёт восстановление азотной кислоты (крайний вариант - восстановление до аммиака NH3, точнее до NH4NO3 ; здесь процесс восстановления N{+5} + 8e ----> N{-3}). Возможны промежуточные варианты восстановления до NO2, NO, N2O, N2
Общая схема процесса:
При взаимодействии с металлами образуются нитрат, вода и третий продукт по схеме:

HNO 3 (р.)+Me(до H 2 )→нитрат+H 2 O+NH 3 (NH 4 NO 3 )

HNO 3 (р.)+Me(после H 2 )→нитрат+H 2 O+NO

HNO 3 (к.)+Me(до H 2 )→нитрат+H 2 O+N 2 O(N 2 )

HNO 3 (к.)+Me(после H 2 )→нитрат+H 2 O+NO 2

Концентрированная HNO 3 на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует.

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

6. Применение азотной кислоты производство азотных и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),

  1. Степень окисления азота в HNO 3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4
  2. При хранении на свету HNO 3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной
  3. При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.
  4. Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:
    а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .
  5. Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO 3

В) концентрированная азотная кислота

самопроверка

IV. Итог урока:

Выводы . 1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:

Реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот обусловленные наличием в молекулах иона Н+ ;

2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;

При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;

3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Домашнее задание: §26упр 4,5. Творческое задание –презентация история открытия азотной кислоты. Применение азотной кислоты.