Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства. Влюбленность и подсознание. Психическое здоровье и EQ

Человек может гармонизировать себя, доведя свои бессознательные эмоции до сознательного состояния. Таким образом, наша задача – выявить её, довести до осознания, найти пути разрешения этой эмоции и удалить.
Конечно, эмоция останется, но она уже не будет для нас разрушительной.

Шаг 1. Найти и обезвредить

Первый шаг на пути спасения – распознать и признать наше бессознательное. Когда мы понимаем, что та или иная эмоция овладела нами и периодически портит кровь, тем самым выводим ее на сознательный уровень. И враг теряет свою безграничную власть над человеком. Но имейте в виду: за первой эмоцией может проявиться следующая, а потом ещё одна и ещё. Проработать надо все. Только в этом случае можно стать хозяином своих эмоций. И, зная об негативном воздействии именно бессознательных эмоций, научиться ими управлять.

Шаг 2. Устраняем неполадки

Но распознать и признать негативную эмоцию недостаточно. Особенно, если разбушевавшееся бессознательное успело натворить бед. Надо помочь ослабленному организму прийти в норму. Немного теории, чтобы понять, на чем основываются приемы работы с бессознательным.

Эмоциональные расстройства всегда имеют под собой почву изменения химических процессов, то есть сбои в выработке и распаде определенных нейромедиаторов (белков, которые производятся в нервной системе). Это серотонин, известный всем “гормон счастья”, дофамин, дающий чувство возбуждения, ацетилхолин, отвечающий за повседневную активность и другие. Та или иная эмоция, чересчур выраженная, “кричит” о том, что в организме человека имеются биохимические неполадки. Моторчик заржавел и нуждается в хорошей смазке. Цель: восстановить работу “моторчика” – химических процессов. Как? Прежде всего, с помощью “пищевой фармацевтики”.

Шаг 3. Выбор меню доверяем… мозгу

Одно блюдо может изменить биохимический состав мозга - повысить или понизить уровень определённых нейромедиаторов. Когда мы чувствуем себя подавленными и уставшими, то к чему тянемся? Правильно, к шоколадке. А в минуты внутреннего беспокойства и сильного раздражения “охладить” свой организм можно, съев что-нибудь кисленькое: ягоды крыжовника, клюкву, квашеную капусту, всевозможные кисломолочные продукты и т.д. И неспроста! Именно эти продукты в большом количестве содержат вещества, которые требует разбалансированный организм.

Скажем, вы испытываете сильнейшие стыд и унижение. Один из нейромедиаторов, которого в организме крайне не хватает при данной эмоции, – серотонин. Вспоминаем, какие продукты способствуют активной выработке в организме “гормона счастья” – молоко, индюшатина, яйца, лесные орехи, семечки, миндаль, морские водоросли и, разумеется, сыр и шоколад. Если включить эти деликатесы в свой рацион, можно очень помочь себе поправиться. Но дать такие рекомендации для каждой эмоции нельзя: слишком много факторов приводят к эмоциональным дисфункциям, разобраться в которых может только опытный врач. Зато в наших возможностях чутко прислушиваться к своему мудрому организму. Он обязательно подскажет, чего вам стоит есть побольше и в чем необходимо себя ограничить.

Шаг 4. Исключаем “искусственную” еду

“Полезно все, что в рот полезло” – не наш девиз. Сейчас прилавки заполонены различными продуктами быстрого приготовления. Поставил в СВЧ – раз и у тебя получается торт, рыба или запеченное мясо. “Эти продукты содержат большое число так называемых ксенобиотиков – искусственно созданных биологических гормонов. Они крайне негативно воздействуют на психику человека”, – рассказывает Татьяна Чернышева. Ксенобиотиками могут кормить курей, других животных, мясо которых потом ест человек. Очень многие полуфабрикаты, различные подсластители, вкусовые добавки содержат эти химические гормоноподобные вещества. Пища, напичканная ксенобиотиками, – лакомство для бессознательного, а для здоровья – самый настоящий бич. Не злоупотребляйте!

Шаг 5. Ограничиваем “гормоны счастья”

С кофе, колой, шоколадом, мороженым, сыром и бананами следует быть начеку. Если человек съедает чрезмерное количество этих продуктов, у него может возникнуть даже состояние невменяемости”, – предупреждает Татьяна Чернышева. – Он будет неадекватно вести себя, дурить и не сможет сам объяснить, почему поступил таким образом. То есть не только наркотики, алкогольные напитки могут вызвать неконтролируемые действия, но и увеличенное потребление в организм веществ, вызывающих перевозбуждение нервной системы”. Поэтому помним: от пользы до вреда – один шаг. Шоколад, бананы, сыр в последнее время все чаще позиционируются как чуть ли не панацея от всяческих эмоциональных расстройств, особенно от депрессии. Не увлекайтесь!

Шаг 6. Придерживаемся рационального питания

Если хотите повысить свой психоэмоциональный статус – придерживайтесь рационального питания. Это не какая-то специальная диета. А питание, которое подходит для нас как индивидуумов на данный момент нашего развития, в зависимости от уровня нагрузки и, конечно, учитывая наш метаболический конституциональный тип”. У людей от рождения разные конституциональные типы обмена веществ. В Аюрведе, древнеиндийской оздоровительной системе, – это три доши (вата, капха, питта), в китайской традиционной медицине – влажные и сухие типы. Еще одна классификация антропометрическая. Все люди делятся на: нормостеников (рёберный угол равен 90 градусов): гиперстеников(реберный угол больше 90 градусов), у таких людей кишечник относительно длиннее и обмен веществ медленнее; гипостеники (реберный угол меньше 90 градусов),кишечник относительно короче чем у нормостеников,обмен веществ более ускорен. Поэтому и нельзя дать универсальный совет, какую пищу лучше есть. То, что одному лекарство, для другого может оказаться вредным.

Шаг 7. Вдыхаем нужный сигнал

Еще один друг сильного тела и бодрого духа – ароматерапия. Доказано, что ароматы растений стимулируют или подавляют выделение различных нейромедиаторов. Сигнал запаха идет в лимбическую систему мозга, которая созидает эмоции. Итак, подбираем необходимые масла, чтобы привести организм в равновесие. Ваши постоянные спутники – злость и страх? Подойдет эфирное масло «роза натуральная». Не дает покоя чрезмерная гордость и презрение? Пополните домашнюю аптечку маслами сандалового дерева, розы, мяты, корицы и жасмина. В аннотации к аромамаслам всегда можно прочитать об оказываемом ими эффекте. Но все же прежде чем сделать покупку, хорошенько к ней присмотритесь, точнее принюхайтесь. Если аромат нравится, скорей всего, ваш организм нуждается именно в тех компонентах, которые содержатся в данном масле. Запах не приятен, несмотря на многообещающие характеристики? Такое масло может и навредить – лучше продолжить поиск! А теперь вдыхаем! На подушку перед сном пару капелек. С утречка зажжем аромалампу с живительным ароматом и помедитируем.

Шаг 8. Медитируем и смеемся

Медитация - это необыкновенно действенный способ обрести гармонию внутри себя и с внешним миром. Книг, обучающих различным медитациям, бесчисленное множество. Но одну хотим выделить особо – «Книга медитаций» Хосе Л.–Фуэнтеса. Она представляет собой мини-энциклопедию – все о медитации. Тоненькая книжечка, но информация в ней – на вес золота. Это десятки целительных медитаций, лечение смехом, цветотерапия и другие помощники в оздоровлении. «Человеческое существо соскальзывает в болезнь тогда, когда теряет контроль над своим бессознательным», – пишет Хосе Л.-Фуэнтес. Автор объясняет, что бессознательное разговаривает с нами на языке болезней. Различные недуги - это подавленные нами чувства вины, страха, гнева и т.д. Автор предлагает медитации к болезням горла, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, астме, онкологическим заболеваниям и другим, в основе которых лежат эмоциональные нарушения. Медитация – очень эффективный способ работы со своими эмоциями.

Шаг 9. Находим свою тональность

Музыкотерапия – естественный метод оздоровления, доступный всем. Хорошая музыка – настоящий бальзам для души и, разумеется, эмоций. Благо, музыкальных произведений, избирательно действующих на психику, сейчас на любой вкус и слух. Неплохой вариант – слушать звуки природы: шум прибоя, дождя, пение птиц и шелест листвы. Благодаря такой природной музыкотерапии можно легко привести в порядок свои эмоции и чувства. Записи флейты, рояля, классические произведения (Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие), древнеиндийская музыка Гандхарва Веда, которая воплощает самую утонченную технику изменения психологии – выбор огромен.

Психоаналитик Станислав Мицкевич также советует учитывать тональность музыкальной композиции. Правильно подобранное произведение может оказать воистину целительное воздействие на организм. Вегетативной нервной системе (которая поддерживает наш иммунитет и которую мы ослабляем своими негативными бессознательными эмоциями) соответствует тональность «СИ». Это – 6-я симфония Чайковского, 2-ой концерт Паганини, «Неоконченная симфония» Шуберта и т.д. Тональности «До» принадлежит психика (2-й концерт Рахманинова, «Большая симфония» Шуберта и 5-я симфония Бетховена). «Ми» – эмоциональная сфера. Это произведения: «Весна» Вивальди и «1-я симфония» Скрябина. Если вы чрезмерно возбуждены, то помогут минорные тональности: они действуют седативно. Но, как и с ароматерапией, доверьтесь своему чутью. Если рекомендуемая музыка режет слух и вызывает раздражение – она не для вас. Удалось найти свою музыкальную «таблетку»? Отлично, но не впадайте в крайности. Нет надобности слушать одну и ту же композицию денно и нощно. Лучше часто, да небольшими порциями питать свой слух музыкальными изысками. Превращать оздоровление в пытку – глупо и бессмысленно.

Шаг 10. Освобождаемся от негатива

Учеными доказано, что всего лишь одна негативная эмоция вызывает более ста (!) биохимических сдвигов в организме. Вы можете не придать особого значения, что где-то там позлились на старушку, которая отдавила вам ногу в автобусе. Или испытали стыд за свое поведение. Но, увы, эти негативные эмоции часто уходят на бессознательный уровень. И в один «прекрасный» день дают о себе знать в виде острой болезни или серьезного психического расстройства. «Ни в коем случае не надо «впускать» в себя отрицательные эмоции и настроения, – советует целитель Геннадий Малахов. – Они подавляют и разрушают жизнедеятельность организма». Контролируя свои эмоции сегодня, мы творим для себя счастливое завтра.

Шаг 11. Обретаем контроль над собой

К тому же существует достаточно много хороших способов научиться этому самому контролю. Для любителей восточной экзотики прекрасно подойдет китайская оздоровительная гимнастика ЦИГУН, которая учит человека владеть собой в любых жизненных ситуациях. «Выдрессировать» свое бессознательное также поможет йога и различные психотренинги. Действенная техника тренировки эмоций дается в книге ученого-исследователя, доктора психологии Мирзакарима Норбекова «Тренировка тела и духа».

И в заключение небольшое напутствие от д-ра Кристофера Смита.
– По своей природе организм всегда может сам себя вылечить за счет действия вегетативной нервной системы, если только будут устранены все токсины, которые создают проблему. Эти токсины могут носить и эмоциональный характер. Поэтому контролируйте свои бессознательные эмоции и будьте здоровы!

К сведению:

Как говорили древние…

В последние годы все больше ученых и светил мировой медицины приходят к выводу, что человек своими эмоциями формирует большинство недугов. Интересно, что никакой сенсации в этом нет. Знание об огромном влиянии эмоций на здоровье своими корнями уходит в древние века. Индийская система оздоровления Аюрведа, которой уже 5000 лет, гласит: сознание оказывает сильнейшее влияние на тело. Освобождение от болезни зависит от того, войдем ли мы в контакт с собственным сознанием, приведем его в равновесие, а затем сообщим это равновесие своему телу. А войти в контакт со своим сознанием – как раз и означает побороть свое бессознательное, подняться над ним.

В основе китайской традиционной медицины также лежит знание о влиянии длительных и сильных эмоций на физическое здоровье. Скажем, селезенка реагирует на повышенную тревожность. Гнев и раздражительность разрушают печень. И до тех пор, пока не разобраться с эмоциональными нарушениями, лечить болезнь бессмысленно.

Любовь - осознанное явление или неосознанное? Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими- то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это - любовь по выбору. Если объект не оправдывает надежд и" имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются.39 Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные), любят не потому, что выбрали. Они не выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические) .

Все этические (этический элемент на первом месте или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных чувствах, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение) если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания - это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и умалчивают о них, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.

Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как бы прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.40

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие - быть любимыми, одни - желать, другие - быть желанными. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера. Потому что, когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, для другого может быть лишь доказательством от сутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по- видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова или настроения. Это и есть тот «красный цвет», которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются."51

Бессознательные чувства стыда и вины

Самоуничижение часто становится результатом бессознательных вины и стыда, двух разных, но связанных друг с другом чувств. Причиной вины обычно выступают конкретные действия (или бездействие) в прошлом. Стыд не так явно привязан к событиям в прошлом, скорее к личности в целом.

Чувства или мысли, которые провоцируют ощущение вины, – также объект психологической защиты, которая держит их подальше от сознания. Мы можем думать, что если не осознаём нежелательных импульсов, то и не чувствуем себя виноватыми за них. Но это ошибка. Люди чувствуют себя виноватыми за вещи, о которых даже не подозревают, и так происходит постоянно. Мы не получаем настоящего удовольствия от фантазии: выдуманной встречи с объектом желания, победы в битве с хулиганом, – но чувствуем себя виноватыми за свои импульсы. Тем не менее это первостепенный мотив для самодеструктивного поведения: мы наказываем себя за неприемлемые мысли и чувства, о существовании которых даже не подозреваем. Мой пациент, который мастурбировал как одержимый, не мог увидеть, как его зависимость от порнографии обесценивала отношения с женой и дочерью (он подавлял любые проявления чувства вины), так что продолжал свои безрезультатные попытки пойти легким путем, пытаясь откупаться подарками.

Стыд и совесть могут оказаться полезными для социальных нужд. Они заставляют следовать общественным правилам: мы не грабим и не убиваем соседей, а они не грабят и не убивают нас. Мы можем испытывать соблазн украсть что-нибудь или изменить жене, но чувство вины должно предупредить такой поступок. Порой хочется перестать следить за собой, опуститься на самое дно, но потом будет стыдно. Мы как будто родились с моральными нормами, с принципом «честной игры». Все ребячьи игры связаны с правилами, дети постоянно практикуют дифференциацию между «честным» и «нечестным» («Так нечестно, не жульничай!»), даже если правила придуманы на ровном месте и меняются каждый день. Нам необходимо разобраться в том, что приемлемо, а что нет. Множество вещей может заставить нас нарушить правила, но после мы обычно чувствуем себя виноватыми. Один солдат, убивающий противника из засады, может верить в то, что подчиняется приказам, что это правильно, и тогда спокойно отправляется домой отдыхать. А другого солдата всю оставшуюся жизнь будут преследовать воспоминания и сомнения. Кажется, что это проще, когда кто-то другой стреляет в нас, и честнее, если мы дадим ему шанс. Но история учит тому, что даже соблюдение правил не всегда защищает от чувства вины за совершение зла.

Стыд может вызвать даже худшее самодеструктивное поведение, чем чувство вины, и он также может быть неосознанным. Это глубокий, всепроникающий опыт осознания мерзости или отвращения к самому себе. В то время как совесть, строго говоря, сообщает нам о том, что мы сделали не так, а что можно исправить или простить, стыд проникает в самую суть нашей личности. Это опыт взгляда на себя с другой, неприятной стороны, в наихудшем свете, или страх того, что другие увидят «секретное Я», которое мы глубоко спрятали и вспоминаем лишь тогда, когда нас заставляют. Таким образом, стыд, как и совесть, может быть спрятанным от сознания, но все равно провоцировать саморазрушающее поведение. Если мы втайне верим, что мы – мерзкие и презренные люди, то, скорее всего, будем искать наказания или заниматься самобичеванием.

Травматический опыт сексуального насилия может вызвать глубоко проникающий стыд. Ужасный факт, который мы не хотим признать, заключается в том, что дети имеют сексуальные влечения и даже могут соглашаться на это, но в то же самое время испытывать страх и ужас. Я говорил с поразительным количеством взрослых, которые помнят опыт сексуального насилия, но не связывают с ним свои разрушительные привычки или депрессию, даже если после этого их жизнь начала рушиться. Они резко стали плохо учиться в школе, употреблять наркотики, пить алкоголь, резать вены, то есть любыми способами пытаться убежать от проблем. Тем не менее они продолжают упорно считать, что сексуальное насилие – это просто событие в их жизни, никак не связанное с поведением. Отрицание или диссоциации нередко оказываются неизменно сильны. Говорить о полном выздоровлении можно тогда, когда люди будут в состоянии понять, что любые мысли и чувства стоит признавать, и только тогда ненависть к себе, вина и стыд окажутся беспочвенными. Потом необходимо будет научиться любить себя, хорошо к себе относиться, гордиться собой и вырастить чувство собственного достоинства.

Сексуальное насилие также часто приводит к искажению восприятия своего тела: мы чувствуем себя уродливыми, грязными, непривлекательными, стыдимся своей внешности. Люди с подобными чувствами пропускают всю радость ничем не осложненной сексуальной жизни и обречены жить, стыдясь своего тела. Они склонны подвергаться насилию или эксплуатации со стороны партнеров, которые успокаивают их, говоря, что нет никаких причин для стыда, а после злоупотребляют этим доверием, внушая мысль, что больше их никто не полюбит .

За самоуничижением также может стоять неразрешенная скорбь. Когда мы теряем кого-то близкого, к кому испытывали множество смешанных чувств, у нас не хватает сил пережить естественный процесс скорби. Смерть родителя в раннем возрасте, в тот период, когда мы временно находимся с ним в состоянии обоюдной ненависти, может служить отличным примером. Вообще-то смерть родителя в любом возрасте, при наличии двойственных отношений с ним на протяжении всей жизни, оставляет нас наедине со своей совестью. Развод или расставание – неважно, насколько сильно мы этого хотим, – обычно сопровождаются сожалением о собственных несбывшихся надеждах. Потеря работы может быть расценена как персональный провал. Потеря экономического статуса – настоящее унижение. Как когда-то писала Элизабет Кюблер-Росс, в действительности процесс скорби существует{106}. Мы должны дать себе почувствовать потерю до того, как сможем двигаться дальше.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины (часть 1) Проблема Риты заключалась в ее стыде, и ей было очень неловко обсуждать эту проблему. Она хотела избавиться от этого чувства, но, прежде чем согласиться воспользоваться моим методом, она взяла с меня слово, что

Из книги Метод Седоны [Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали] автора Двоскин Гейл

Как избавиться от чувства стыда Знание внутренней структуры зарождения чувства стыда позволяет нам каким-то образом исправить дело. Для начала я попросил Риту вспомнить о таком случае, когда она нарушила какие-либо нормы, но при этом не испытывала стыда, а прореагировала

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины (часть 2) Чувство вины В наших исследованиях, посвященных чувству стыда и вины, мы обнаружили, что несмотря на то, что вина в некотором смысле имеет много общего со стыдом, между ними существуют значительные отличия.

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

ГЛАВА 14 СВЕРГАЯ ТИРАНИЮ ВИНЫ И СТЫДА Чувства вины и стыда - коварные чувства, причиняющие массу страданий и переживаний. Одинаковые по принципам действия, вина и стыд образуют единый блок. Но если мы можем испытывать чувство вины без стыда, то стыд без вины испытывать

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

ДЕЙСТВИЕ ЧУВСТВА СТЫДА "Стыд действует как основная сила в формировании личности ребенка", заявляет Шор. Однако то, какой именно тип личности он имеет в виду, не менее значимо. Он приводит слова Дарвина: "Стресс от возникновения чувства стыда является важнейшим

Из книги Преимущества интровертов [фрагмент] автора Лэйни Марти Ольсен

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Из книги автора

Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989)) ИнструкцияПриведенные ниже сценарии описывают наиболее вероятные ситуации, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.Прочтите каждый сценарий ситуации и попытайтесь представить

Из книги автора

Измерение чувства вины и стыда (Test of Self-Conscious Affect - TOSCA) Автор: Дж. П. Тангней (1989).Инструкция. Приведенные ниже сценарии описывают наиболее вероятные ситуации, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.Прочтите каждый сценарий ситуации и попытайтесь представить

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Порицание вызывает чувство вины и стыда Я работала со многими умными клиентами-интровертами, которые были убеждены в том, что у них есть какой-то фундаментальный дефект и отсутствует какое-то важное свойство интеллекта. Положение усугубляло чувство стыда и вины. Люди

Из книги автора

Противоядие от чувства вины и стыда Повсюду чувства – будьте милосердны. Дж. Мазаи Умение управлять чувствами стыда и вины очень важно для интровертов, в противном случае они рискуют бо?льшую часть жизни быть несчастными. Чтобы вернуть себя в нормальное русло,

Влюбленность – это интенсивное, эмоциональное переживание, которое влюбленный «слепо» проецирует на объект своих чувств. Влюбленность — это иллюзия, потому что влюбленный любит не реального человека, а его образ в своем сознании. Влюбленность – это проекция одного из «механизмов» сознания на внешний мир. Что же это за механизм? Недавно , я кратко затрагивал эту тему. Здесь попробую описать сущность того, что собой представляет влюбленность подробней.

Бессознательная влюбленность

Начну немного издалека. Наше бессознательное представляет собой совокупность различных психических процессов, которые мы не осознаем. Все эти процессы являются причиной и основой того, что мы думаем и чувствуем в повседневности. Бессознательные процессы можно условно разделить на уровни, которые связаны с нашими прошлыми и будущими . «Низкоуровневые» процессы подсознания – содержат в себе «информацию» из нашего прошлого. Это – этапы развития, которые, условно говоря, восходят к нашему детству и далее к животному началу. «Высокоуровневые» процессы бессознательного – это наш потенциал, утонченная часть нашей , которой еще суждено проявиться, если мы не остановимся в своем развитии. А до тех пор, эти процессы проявляются опосредованно, краткими обрывками, время от времени, иногда как самые красивые, утонченные и светлые переживания, своеобразные психические бриллианты, которыми человек страстно желает овладеть. И т.к. природа возникновения этих «бриллиантов» нам неизвестна, мы по ошибке начинаем связывать их проявление с другим человеком, в обществе которого эти «драгоценности» нашего бессознательного проявились. Именно так возникает влюбленность. Мы просто проецируем самые светлые частички своей психики на человека, в обществе которого они всплывают из нашего бессознательного.

Любимый – это «ключ» к двери кладовой подсознания, за которой хранятся наши психические «бриллианты». Образ любимого – один из этих бриллиантов — гармоничная грань нашего нутра, которая подавлена под слоями переживаний глубоко в подсознании. Любимый – это и есть сам влюбленный, в той своей ипостаси, которую еще не способен в себе принять. Почему мы не можем быть собою без всяких иллюзорных проекций? Наше бессознательное неизмеримо больше того, что собой представляет повседневная сознательная часть психики. Высокоуровневые процессы бессознательного «содержат» в себе как «светлые» и упорядоченные переживания, так и переживания, которые принять и «переварить» человек пока не готов. Некоторые из этих переживаний могут проявляться как тоска, грусть, душевная боль, «пустота», печаль, тревога и др. Можно обозначить их как «блоки» на пути к психическим бриллиантам. В этом смысле человек часто, как бы странно это ни звучало, не способен быть собою, и поэтому проецирует свои психические процессы на внешний мир. Психический бриллиант подсознания воплощается в образе любимого. Душевная боль, вызванная «прохождением» через «блоки» подсознания, приписывается разлуке с объектом влюбленности. К подсознанию с его «уровнями» я еще возможно вернусь в какой-нибудь другой статье, а пока продолжим о наших влюбленных «слонах».

Иллюзия влюбленности

Рядом с объектом своей влюбленности, человек начинает принимать самого себя на глубоком уровне, и поэтому впадает в зависимость от любимого. Человек ощутил «вкус» и красоту психического бриллианта и теперь жаждет им овладеть. Этот бриллиант – словно психический магнит, который притягивает сознание, заставляет его прорываться через чащобы подсознания и переживать весь тот мрак, который стоит на пути. Влюбленность – иллюзия любви, которая оборачивается болезненной зависимостью, чувством собственника и ревностью. Иногда, если убрать все эти переживания, от любви уже ничего не остается. Влюбленность – это иллюзия еще и потому, что образ любимого, в отличие от других образов в голове, как правило, кардинально отличается от реального человека («объекта» влюбленности, на которого этот образ проецируется).

Влюбчивость говорит о том, что у человека есть связь со своим «сверхсознательным», но связь эта столь опосредованная, что принять психический «бриллиант» как грань собственной психики человек не способен. Тяга к этому бриллианту бывает страстной, слепое желание «овладеть» проявляется на всех уровнях: духовном, эмоциональном и телесном. Насколько сильно человек хочет завладеть своим психическим бриллиантом, настолько ему хочется владеть любимым, как «объектом» своей иллюзорной проекции. Любимый – лишь «инструмент», способ отразить происходящее в собственном сознании влюбленного. На самом деле, сам того не понимая, влюбленный жаждет единства с самим собою, т.к. именно это — и есть величайшее блаженство. И влюблен он в самого себя, т.к. только он сам и есть тот, в ком может произойти истинное единство.

Лжегуру иногда эксплуатируют вышеописанный психический «механизм» влюбленности. Они намеренно выстраивают образ, который очаровывает людей, пробуждая в них «божественные» переживания. И эти переживания проецируют на образ учителя. Лжеучителя приписывают своему «лжевлиянию» все высокие переживания своих адептов. А душевную боль на пути к высоким переживаниям они (на сей раз вполне справедливо) списывают на отработку собственной «кармы» учеников. Получается, если ученику хорошо – это «заслуга гуру», а если плохо – заслуга ученика. Главное — не перепутать. . Схожие процессы часто проявляются и в дружбе, и в отношениях вообще, когда нас тянет к человеку нечто из глубины нашего собственного сознания. Мы проецируем свою боль и свою радость на внешний мир.

Влюбленность – это большая иллюзия, поэтому ее и называют «опьяняющей», или даже «одурманивающей». Иногда такая иллюзия длится годами, особенно если нет возможности познакомиться получше с объектом своей иллюзии влюбленности. Поэтому часто (но не всегда) плотное общение, быт и совместная жизнь разрушают влюбленность, потому что так влюбленный лучше узнает объект своей «любви», и начинает замечать разницу между «надуманным образом» своей проекции и реальным человеком. Вот эта «разница» является причиной большинства разочарований в отношениях с людьми вообще. По этой причине люди, которые «наслаждаются» влюбленностью, бессознательно могут удерживать себя на расстоянии от объекта своих чувств, чтобы подольше не разочаровываться. Иногда это выливается во влюбленность к далекому кумиру, с которым в жизни общаться возможности нет. Но даже общение в реале при особо тяжелых случаях «одурманивания» не помогает, и влюбленный на фоне своего чувства, просто не замечает недостатков объекта, на который эти чувства проецируются.

При плотном общении с любимым, влюбленность не проходит сразу еще и в таких редких случаях, когда объект «влюбленности» действительно в чем-то, или даже во многом «совпадает» с образом в который человек влюблен. То есть – это парадоксальный случай, когда любимый реально обладает качествами, за которые его любят. Или, иначе говоря, в нем действительно активно проявлен тот уровень энергетики, с которым резонирует проекция влюбленного. В таком ключе человека любят за качество, которое в нем проявлено, а в самом себе еще покамест подавлено в бессознательном. В этом отношении влюбленность — это мощный катализатор развития личности. Но чаще всего такой реализм проекций проявлен не в пылкой влюбленности, а в уравновешенной любви, о которой я в ближайшее время намерен написать отдельную статью. Пройти влюбленность может либо, когда влюбленный сам достигнет этого «уровня энергетики», и обретет свой психический бриллиант, либо, когда эта подавленная в подсознании психическая энергия будет исчерпана, и перестанет давить болезненным желанием на карму стрессы подсознания, которые эту утонченную психическую энергию загораживают. В последнем случае на место «влюбленности» приходит опустошенность, потому что вчерашнему влюбленному сегодня уже нечем резонировать с энергетикой объекта своей вчерашней «любви».

Приближение к объекту влюбленности дает удовольствие, отдаление – страдание. А в страданиях душа, как известно, развивается. Это страдание – тот блок стрессов, через который человек постепенно прорывается к своему психическому бриллианту на глубине своей души. Влюбленность – это один из механизмов развития личности. Истинное приближение к внутреннему бриллианту без всяких попутных проекций дает ощущение самодостаточной удовлетворенности, словно Вы успешно продвигаетесь по карьерной лестнице души. Это – непростой и часто долгий путь к мудрости, которая терпеливо дожидается своего времени в глубине нашего нутра.

Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..