Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию (11 класс). Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию

  • Время выполнения заданий
  • Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • По числу участников, как и в предыдущие годы, обществознание стало наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору выпускников. В 2011 году его сдавали 405498 человек. Это более половины от общего числа участников ЕГЭ.

    Наиболее успешно выпускники справлялись с заданиями по социальной сфере жизни общества. Затруднения вызывали экономические и правовые вопросы. Минимальный порог в 39 баллов не смогли преодолеть 3,9% участников. Большинство участников ЕГЭ-2011 по обществознанию набрали в среднем 50-70 баллов.

    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2012 года (в начало)

    • Сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20).
    • Усложнено задание В2. Вместо одного предполагается выбор двух суждений, выпадающих из представленного ряда.
    • Пункт В8 представляет собой задание на выбор одного обобщающего понятия для всех остальных, указанных в перечне.
    • Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное и правильное выполнение его теперь оценивается 3 баллами.

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Пример: Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника
    2) общество
    3) экономика
    4) культура

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Пример: Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику:

    1) прогресс,
    2) структура,
    3) эволюция,
    4) реформа,
    5) спад,
    6) стратификация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Пример: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В части 1 (А1-А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.

    Эти же блоки-модули представлены в заданиях каждого варианта части 2 (В1-В8) .

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? ( в начало )

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов, при условии что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное и правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присуждается по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    По числу участников, как и в предыдущие годы, обществознание стало наиболее массовым из экзаменов, сдаваемых по выбору выпускников. В 2011 году его сдавали 405498 человек. Это более половины от общего числа участников ЕГЭ.
    Наиболее успешно выпускники справлялись с заданиями по социальной сфере жизни общества. Затруднения вызывали экономические и правовые вопросы. Минимальный порог в 39 баллов не смогли преодолеть 3,9% участников. Большинство участников ЕГЭ-2011 по обществознанию набрали в среднем 50-70 баллов.
    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2012 года

    • Сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20).
    • Усложнено задание В2. Вместо одного предполагается выбор двух суждений, выпадающих из представленного ряда.
    • Пункт В8 представляет собой задание на выбор одного обобщающего понятия для всех остальных, указанных в перечне.
    • Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное и правильное выполнение его теперь оценивается 3 баллами

    Структура экзаменационной работы

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Часть 1 (А1-А20) содержит 14 заданий базового уровня, 6 - повышенного уровня

    Пример: Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника
    2) общество
    3) экономика
    4) культура

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Часть 2 содержит 5 заданий базового (В1-В3, В5, В8) и 3 - повышенного уровня сложности (В4, В6, В7)

    Пример: Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику:

    1) прогресс,
    2) структура,
    3) эволюция,
    4) реформа,
    5) спад,
    6) стратификация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Часть 3 состоит из 2 заданий базового уровня (С1 и С2), 4 - высокого уровня сложности (С3-С9)

    Пример: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Уровень сложности

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий

    В части 1 (А1-А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.

    Эти же блоки-модули представлены в заданиях каждого варианта части 2 (В1-В8) .

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение).

    Время выполнения заданий

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов, при условии что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное и правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное и правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присуждается по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012?

    Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
    Вот некоторые из них:

    1. ЕГЭ-2012. Обществознание/ ФИПИ. Авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2011
    2. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ ФИПИ. Авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М.: Экзамен, 2011
    3. ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2011
    4. ЕГЭ-2012. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. Е. Л. Рутковской. - М.: Национальное образование, 2011

    Раздаточный материалы

    В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Этодемонстрационные материалы ЕГЭ-2012 , тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий ( http://www.fipi.ru/view ), он-лайн тесты (http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php ).

    Минимальный балл

    Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов, в 2010 - 39 баллов. Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2012 год будет известен после завершения основной волны ЕГЭ по этому предмету.

    Past Simple (простое прошедшее время) - одно из самых распространенных времен в английском языке. С помощью Past Simple мы можем передать события, происходившие в прошлом, а в некоторых случаях и события в настоящем. Поэтому на любом уровне владения английским языком вы узнаете что-то новое о Past Simple .
    Как образуется Past Simple
    Утверждение
    Для того чтобы образовать Past Simple , мы добавляем к глаголу окончание -ed , если глагол правильный (work - worked , learn - learned , ask - asked ). Если глагол неправильный, то мы ищем форму для Past Simple во второй колонке таблицы неправильных глаголов . Скорее всего, на первых порах вам будет трудно сразу определить, какой перед вами глагол. Неправильный глагол вы найдете в таблице. Если же его там нет, он правильный. Отрицание
    В отрицательном предложении в Past Simple появляется вспомогательный глагол did (вторая форма неправильного глагола do ) и частица not . В английском предложении только один глагол может быть в прошедшем времени, поэтому, как только появляется did , основной глагол принимает форму инфинитива без частички to (go , look , feel ). В разговорной речи did и not объединяются, образуя сокращенную форму didn’t :

    • He didn’t tell .
    • We didn’t discuss .
    Вопрос
    Чтобы задать вопрос в Past Simple , мы ставим на первое место did , после него подлежащее, потом основной глагол. Глагол to be в Past Simple
    Как вы уже знаете, to be - это неправильный глагол, поэтому форму прошедшего времени надо запомнить. Но в прошедшем времени у него не одна форма, как у всех остальных глаголов, а две: was (для существительных и местоимений в единственном числе) и were (для существительных и местоимений во множественном числе). В отрицании was (were ) объединяется с not и образует сокращенную форму:
    • I wasn’t at work .
    • They weren’t happy .
    Употребление Past Simple
    Сразу обратим внимание на то, что основные функции Past Simple и Present Simple совпадают. Нам необходимо только перенести действие из настоящего времени в прошлое.
    1. Past Simple показывает факт в прошлом или единичное действие, которое закончилось в прошлом.
    Здесь часто используются слова, указывающие на время действия: yesterday (вчера), two weeks ago (две недели назад), the other day (на днях), a long time ago (давно), last month (в прошлом месяце), in 2010 (в 2010 году), on Monday (в понедельник), during my holidays (во время каникул) и т. д. Эти слова обязательно должны обозначать законченный период времени.
    I saw him yesterday . - Я видел его вчера . (единичное действие в прошлом, вчера уже закончилось)
    The Titanic sank in 1912 . - Титаник затонул в 1912 году . (факт)
    He went to Italy last month . - Он ездил в Италию в прошлом месяце . (единичное действие в прошлом)
    Слова, указывающие на время действия, могут не использоваться в этой функции.
    She spoke to him in a low voice. - Она тихо говорила с ним. (единичное действие в прошлом)
    Aivazovsky painted “the Ninth Wave”. - Айвазовский написал картину «Девятый вал». (факт)
    1. Также Past Simple используется для того, чтобы описать состояние в прошлом.
    They were friends many years ago. - Они были друзьями много лет назад. (сейчас они не друзья)
    That museum had a great collection of paintings. - В том музее была огромная коллекция картин. (сейчас в музее нет огромной коллекции)
    1. Мы употребляем Past Simple , чтобы рассказать о старых привычках и повторяющихся действиях. Эти действия неоднократно происходили в прошлом, но сейчас уже не совершаются. В таких предложениях могут стоять наречия often (часто), sometimes (иногда), always (всегда) и т. д.
    We took evening courses two years ago . - Мы ходили на вечерние курсы 2 года назад . (сейчас мы не ходим на вечерние курсы)
    He always bought newspapers on Sunday. - Он всегда покупал газеты по воскресеньям. (сейчас он не делает этого)
      • Мы также можем использовать конструкцию used to, если говорим о старых привычках.
    1. Мы используем Past Simple , когда рассказываем историю или перечисляем несколько событий, которые происходили одно за другим в прошлом.
    She came in , sat at the table, and started writing. - Она вошла , села за стол и начала писать.
    He entered the café, he ordered a cup of tea and a piece of cake. - Он вошел в кафе, заказал чашку чая и кусок пирога.
    Где еще встречается Past Simple?
    1. Мы используем Past Simple , чтобы рассказать детали какой-то новости или какого-то события, произошедшего в нашей жизни. Саму новость мы сообщаем во времени Present Perfect . Мы можем использовать и другие прошедшие времена, чтобы рассказать детали, но Past Simple употребляется в этих случаях чаще других.
    I’ve hurt my leg. I fell off a ladder when I was repairing the roof. My telephone rang unexpectedly. - Я поранил ногу. Я упал с лестницы, когда чинил крышу, потому что внезапно зазвонил телефон.
    I’ve got this job. It was a hard and exhausting interview, but it turned out that I was a perfect applicant. - Я получил эту работу. Это было тяжелое, изнуряющее собеседование, но оказалось , что я идеальный кандидат.
    1. Past Simple употребляется в придаточных времени после союзов after (после того как), before (до того как), when (когда), until (пока не), as soon as (как только). В таком предложении Past Simple показывает законченное действие в прошлом.
    As soon as she graduated from the university, she found a suitable job. - Как только она окончила университет, она нашла подходящую работу.
    He was astonished when I told him the news. - Он был поражен, когда я сообщил ему эту новость.

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию

    подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

    «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

    . (2012 - 2 / 28)

    Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по обществознанию.

    Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

    Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

    . (2012 - 3 / 28)

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    Инструкция по выполнению работы

    Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

    Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!

    . (2012 - 4 / 28)

    Часть 1

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

    Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

    1) прогрессом

    2) революцией

    3) контрреформой

    4) эволюцией

    Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

    1) техника

    2) общество

    3) экономика

    4) культура

    Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?

    1) познавательную

    2) мировоззренческую

    3) прогностическую

    4) социальную

    Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

    Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    . (2012 - 5 / 28)

    В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

    1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

    2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

    3) города являются центрами экономической жизни

    4) собственником земли и предприятий является государство

    Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

    1) выручка от реализации

    2) размер инвестиций в производство

    3) рост числа работников

    4) чистая прибыль

    Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

    1) осуществляет финансовые операции

    2) производит эмиссию денег

    3) участвует в торгах на валютной бирже

    4) работает с вкладами граждан и фирм

    На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали – цена товара, по горизонтали – количество товара.)

    1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

    2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

    3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

    4) рост тарифов на электроэнергию

    К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

    1) размер дохода

    2) форма проведения досуга

    3) черты характера

    4) политические убеждения

    В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

    Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

    удовольствие хорошую работу

    Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

    1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

    2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

    3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

    4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек


    . (2012 - 7 / 28)

    Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

    А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

    Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Республика – это форма

    1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

    2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

    3) многопартийной политической системы

    4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

    Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

    1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

    2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

    3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

    4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

    В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

    1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

    2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

    3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

    4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

    Конституцию от всех других федеральных законов отличает

    1) высшая юридическая сила

    2) обязательность для всех граждан

    3) государственная обеспеченность

    4) нормативно-правовой характер

    Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

    1) унитарное предприятие

    2) производственный кооператив

    3) хозяйственное товарищество

    4) хозяйственное общество

    Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите

    1) совместное проживание нескольких поколений ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с 2) принятие решений всеми членами семьи первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных 3) экономическая самостоятельность женщины символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в 4) организация быта как основная экономическая функция соответствии с приведёнными в бланке образцами. 5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

    Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их Ответ: исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

    соответствующую позицию из второго столбца.

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

    ИНСТИТУТЫ И

    ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

    А) назначает выборы Президента РФ 1) Президент РФ

    Б) издаёт указы и распоряжения 2) Совет Федерации

    В) решает вопрос о доверии Правитель- 3) Государственная Дума ству РФ

    Г) возглавляет государство

    Д) представляет государство в междуна родных отношениях

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    . (2012 - 11 / 28) . (2012 - 12 / 28)

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. B7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на осуществляет только одна компания.

    место пропусков. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и

    «Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, запишите цифры, под которыми они указаны.

    наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает Ответ: ___________________________. социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д)

    (словосочетание) может быть использовано только один раз. 1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя деятельности , 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

    каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Ответ: ___________________________.

    Cписок терминов:

    2) общество

    4) позиция

    5) отношение

    7) закономерность

    8) поведение

    9) экономика

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


    . (2012 - 13 / 28)

    Часть 3

    Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

    (Р.Т. Мухаев)

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


    . (2012 - 15 / 28)

    Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1–

    C9.6).

    Выберите одно

    знания понятия , а также факты опыт .

    В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.


    . (2012 - 16 / 28)


    . (2012 - 17 / 28)

    Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

    Часть 1

    За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

    Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

    № задания

    Ответ

    № задания

    Ответ

    . (2012 - 18 / 28)

    Часть 2

    Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

    № задания

    Ответ

    гражданский

    . (2012 - 19 / 28)

    Часть 3

    Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

    Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

    Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

    Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

    Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

    (Р.Т. Мухаев)

    В чём выражается эта связь?

    . (2012 - 20 / 28)

    Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

    Баллы

    элементы :

    1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

    − ожидания формально выражены;

    − они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

    2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

    Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

    Указаны два условия, и показан механизм

    Указаны только два условия.

    ИЛИ Показан только механизм.

    ИЛИ Указано одно любое условие и механизм

    Указано только одно условие. ИЛИ Ответ неверный

    Максимальный балл

    Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.


    . (2012 - 21 / 28)

    элементы :

    1) три функции одежды как социального символа:

    − обеспечение комфорта;

    − соблюдение приличий; − демонстративное выражение.

    Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

    2) два примера , допустим:

    − переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

    Баллы

    одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

    демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

    Могут быть приведены другие уместные примеры

    Указаны три функции, приведены два примера

    Указаны две-три функции, приведён один пример.

    ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера

    Указана одна функция, приведены один-два примера.

    ИЛИ Указаны только три функции.

    ИЛИ Функции в явном виде не указаны, но понятны из приведённых двух примеров

    Указаны только одна-две функции.

    ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

    . (2012 - 22 / 28)

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

    1) положение текста : чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается;

    Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.

    2) аргументы , например:

    − человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

    на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан

    судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

    Могут быть приведены другие аргументы.

    Приведено положение текста и два аргумента.

    Приведено положение текста и один аргумент.

    ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.

    Приведен только один аргумент.

    Приведено только положение текста.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

    . (2012 - 23 / 28)

    Правильныйответ должен содержать следующие элементы :

    1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.

    Может быть приведено иное, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

    − «Ведущей формой политического режима в современном мире является демократия»;

    Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

    Баллы

    Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

    Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

    Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.

    ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.

    ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

    ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    . (2012 - 24 / 28)

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности :

    1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);

    2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);

    3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

    4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

    Могут быть приведены другие примеры.

    Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания.

    Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами.

    ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.

    Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером.

    ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера.

    ИЛИ Правильно названы только три основания.

    ИЛИ Приведены только два-три примера.

    Правильно названы только одно-два основания.

    ИЛИ Приведён только один пример.

    ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

    . (2012 - 25 / 28)

    В правильном ответе должны быть следующие элементы :

    1) выводы, например:

    − Южные и Юго-Восточные страны лидируют по числу детей, не посещающих школу;

    − уровень образованности населения «третьего мира» ниже, чем в странах Запада;

    2) возможная причина, допустим:

    низкий уровень экономического развития не позволяет государству создать и содержать развитую систему образовательных учреждений;

    − значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины.

    Баллы

    Сделаны два вывода, указана причина.

    Сделан один вывод, указана причина.

    Сделаны только два вывода. ИЛИ Указана одна причина.

    Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    . (2012 - 26 / 28)

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Труд как экономический ресурс.

    2. Спрос и предложение на рынке труда.

    3. Сегментация рынка труда:

    а) руководители высшего звена;

    б) специалисты с высшим образованием;

    в) персонал средней квалификации;

    г) высококвалифицированные рабочие и др.

    4. Мотивация труда и трудовые отношения:

    а) оплата труда;

    б) развитие экономической демократии.

    5. Безработица:

    а) сущность безработицы;

    б) структура и виды безработицы;

    в) масштабы безработицы.

    6. Государственное регулирование рынка труда:

    а) стимулирование роста занятости;

    б) программы профессионального образования;

    в) программы социального страхования.

    Возможно другое количество и (или) иные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    корректные могут быть

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

    Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы).

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

    ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.

    ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы.

    Структура ответа соответствует плану сложного типа.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован

    ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.

    Максимальный балл


    . (2012 - 27 / 28)

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

    При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

    . (2012 - 28 / 28)

    Представление и пояснение собственной позиции выпускни

    Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

    Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

    ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена

    Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

    В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы

    При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

    ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

    ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

    ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации

    Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

    ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация

    Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

    ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису

    Максимальный балл

    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых нужно дать краткий ответ. К заданиям из второй части необходимо дать развернутый свободный ответ (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

    В изменения :

    • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

    В демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию также даны ответы ко всем заданиям, а также указания по оцениванию заданий с развернутым ответом.

    Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию

    Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2002 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2003 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2004 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2005 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2006 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2007 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2008 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2009 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2010 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2011 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2012 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2013 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2014 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2015 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2016 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2017 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2018 год
    Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2019 год

    Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию

    Первоначально демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый свободный ответ.

    В 2013 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию были внесены следующие изменения :

    • было усложнено задание В5 : общее количество приведенных в условии задания суждений увеличилось с четырех до пяти; экзаменующимся стало нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения;
    • темы , предлагаемые для написания эссе, сгруппировали в пять блоков вместо прежних шести . Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, были включены в одно общее направление;
    • были скорректированы требования задания С9 .

    В 2014 году в демонстрационном варианте по обществознанию были изменены формулировка, критерии оценивания и максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов), и, в следствие этого, изменился максимальный балл за выполнение всей работы (с 59 до 60 баллов).

    В 2015 году в демонстрационный вариант по обществознанию были внесены существенные изменения :

    • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
    • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
    • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
    • В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
    • Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7).
    • Блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7).
    • Под номером 21 введено задание , проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
    • Общее количество заданий демонстрационного варианта сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
    • Увеличен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
    • Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

    В демонстрационном варианте 2016 года по обществознанию произошли существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом. В демонстрационном варианте оптимизирована структуру экзаменационной работы:

    • Задания части 1 стали ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания.
    • Из части 1 исключены задания с кратким ответом в виде 1 цифры, соответствующей номеру правильного ответа, остальные задания перегруппированы. Общее количество заданий части 1 сократилось на 7 .
    • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился.

    В демонстрационном варианте 2017 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2016 годом была измененена структура блока заданий части 1 раздела «Право»:

    • .Добавлено задание 17 на выбор верных суждений.
    • Изменена нумерация заданий 18 и 19 (бывшие 17 и 18).
    • Бывшее задание 19 было исключно из работы.

    В демонстрационный вариант 2018 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2017 годом были внесены следующие изменения :

    • Детализирована формулировка задания 29.
    • Изменена система оценивания заданий 28 и 29.
    • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

    В демонстрационный вариант 2019 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2018 годом внесены следующие изменения :

    • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
    • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
    • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
    • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

    На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

    Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

    У нас также для школьников организованы