Борис годунов краткое содержание пересказ. Борис Годунов умирает. Палаты патриарха. Чудов монастырь

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило время бюрократов, расслоения общества, время, когда люди в кожаных куртках приобрели огромную власть, наводя ужас на обывателей. Революционная эпоха показана глазами героев, имеющих разные убеждения. С точки зрения Филиппа Филипповича Преображенского, профессора медицины, – это, скорее, фарс, чем трагедия. Профессор не разделяет революционных убеждений, он просто с точки зрения здравого смысла «не любит пролетариата». За что? За то, что ему мешают работать, за то, что с 1903 по 1917 год не было ни одного случая, чтобы пропала хотя бы одна пара калош из незапертого парадного, но «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, 3 палки, пальто и самовар у швейцара». Профессору претит хамство так называемого пролетариата, его нежелание работать, отсутствие у него элементарных основ культуры и правил поведения.

В этом он видит причину разрухи: «Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Поэтому профессор предрекает скорый конец калабуховскому дому, в котором он проживает: скоро лопнет паровое отопление, замёрзнут трубы… Люди, которые проводят в жизнь политику Советского государства, так не считают. Они ослеплены великой социальной идеей всеобщего равенства и справедливости: «Всё поделить!» Поэтому они приходят к профессору с решением об «уплотнении» его квартиры – в Москве жилищный кризис, негде жить людям. Они собирают деньги в пользу детей Германии, искренне веря в необходимость такой помощи. Возглавляет этих людей Швондер, человек, активно занятый общественной деятельностью и видящий во всём контрреволюцию.

Немудрено, что, когда в квартире профессора появился Шариков, Швондер тут же берёт его под свою опеку и защиту, воспитывая в нужной идеологии: помогает выбрать ему имя, решает вопрос с пропиской, снабжает книгами (переписка Энгельса с Каутским). От Швондера Шариков усваивает вульгарно-социологическое мировоззрение: «господа все в Париже», а он сам – Шариков – «трудовой элемент». Почему? «Да уж известно – не нэпман». «Взяться» на воинский учёт Швондер считает для Шарикова необходимым: «А вдруг война с империалистическими хищниками?» Любое мнение, идущее вразрез с общепринятым в газетах – «контрреволюция». Швондер пишет обличительные статьи в газетах, легко давая оценку и присваивая ярлыки событиям и людям.

Но Шариков, с его подачи, идёт дальше – он пишет доносы, причём так же оценивая события. В доносе на профессора Шариков обвиняет его в том, что он «произносит контрреволюционные речи», Энгельса приказал спалить в печке, «как явного меньшевик», а служанку Зину Шариков называет его «социал-прислужницей». Такой вульгарно-социологический подход ко всему был характерен в 20-е годы, когда классовое происхождение преобладало над личными качествами человека. Клима Чугункина, так называемого родителя Шарикова, именно социальное происхождение спасло от каторги, но оно, как горько шутит профессор, не спасёт их с доктором Борменталем – неподходящее, социально чуждое.

Еще одна черта, свойственная тому времени, – усиление бюрократизма в учреждениях, а также и возможность для начальства превышать свои служебные полномочия. Разительный контраст положения бедной машинистки и ее зарвавшегося начальника заметен даже псу Шарику. К такому же исходу приходит Шариков, заведующий подотделом очистки. Одевшись в кожу с ног до головы, обзаведясь револьвером, он шантажирует машинистку сокращением штатов, если та откажется с ним жить.

И после вторичной операции, вернувшей Шарикова в прежнее состояние, к профессору приходят «двое в милицейской форме», следователь с портфелем, швейцар, Швондер – масса народу.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Сатирические произведения, высмеивающие недостатки общества были распространённым жанром в 20е годы 20го века, одна из них «Собачье сердце».Это произведение напечатали только в 80е годы, спустя...

  2. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления...

  3. Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. И ранние сатирические произведения писателя представляют собой живой и непосредственный отклик на события современности: засилье...

  4. М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности...

  5. Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров

Повесть "Собачье сердце", история создания которой приведена в этой статье, - одно из самых известных произведений русского писателя начала XX века Михаила Афанасьевича Булгакова. Повесть, написанная в первые годы существования советской власти, очень точно отражала настроения, которые царили в новом обществе. Настолько точно, что была запрещена для печати вплоть до перестройки.

История написания произведения

Повесть "Собачье сердце", история создания которой берет начало в 1925 году, была написана Булгаковым в короткие сроки. Буквально за три месяца. Естественно, как разумный человек он мало верил в то, что такое произведение может быть напечатано. Поэтому оно расходилось только в списках и было известно только его близким друзьям и соратникам.

В руки советской власти впервые попала в 1926 году повесть "Собачье сердце". В истории создания этого зеркала ранней советской действительности сыграло роль ОГПУ, которое обнаружило ее в ходе обыска у писателя 7 мая. Рукопись изъяли. История создания "Собачьего сердца" с тех пор была тесно связана с архивами советских спецслужб. Все обнаруженные редакции текста сейчас доступны исследователям и литературным критикам. Их можно отыскать в Российской государственной библиотеке. Они хранятся в отделе рукописей. Если их тщательно проанализировать, то история создания "Собачьего сердца" Булгакова встанет перед вами воочию.

Судьба произведения на Западе

Официально прочитать это произведение в Советском Союзе было нереально. В СССР оно распространялось исключительно в самиздате. Историю создания "Собачьего сердца" знал каждый, многие настолько стремились его прочитать, что жертвовали своим сном. Ведь рукопись передавали на небольшой срок (часто только на одну ночь), утром ее надо было отдать кому-то другому.

Попытки напечатать сочинение Булгакова на Западе принимались неоднократно. История создания повести "Собачье сердце" за границей началась в 1967 году. Но все произошло не без огрех. Текст был скопирован на скорую руку и небрежно. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова вообще была не в курсе этого. Иначе она могла бы проконтролировать точность текста повести "Собачье сердце". История создания произведения в западных издательствах такова, что в них попала весьма неточная рукопись.

Впервые официально ее напечатали в 1968 году в немецком журнале "Грани", который базировался во Франкфурте. А также в журнале "Студент", который выпускал Алек Флегон в Лондоне. В те времена существовали негласные правила, согласно которым в случае издания художественного произведения за рубежом его публикация на родине автоматически становилась невозможной. Таковой стала и история создания "Собачьего сердца" Булгакова. Появиться в советском издательстве после этого стало просто нереальным.

Первая публикация на родине

Только благодаря перестройке и гласности русскому читателю стали доступны многие ключевые произведения XX века. В том числе "Собачье сердце". История создания и судьба повести таковы, что на родине произведение впервые было напечатано в 1987 году. Это случилось на страницах журнала "Звезда".

Однако основой послужила все та же неточная копия, с которой повесть печаталась за рубежом. Позже исследователи подсчитают, что она содержала не менее тысячи грубых ошибок и искажений. Однако именно в таком виде до 1989 года печаталось "Собачье сердце". История создания кратко может уместиться всего на нескольких страницах. В действительности же прошли десятилетия, прежде чем повесть дошла до читателя.

Оригинальный текст

Исправила эту досадную неточность известный исследователь текстолог и литературовед Лидия Янковская.

В двухтомном издании избранных она первой напечатала оригинальный текст, который нам известен и сегодня. Таким его написал сам Булгаков в "Собачьем сердце". История создания повести, как мы видим, была непроста.

Сюжет повести

Действия произведения разворачиваются в столице в 1924 году. В центре повествования - знаменитый хирург, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Основные его исследования посвящены омоложению человеческого организма. В этом он достиг небывалых успехов. На консультации и операции к нему записываются чуть ли не первые лица страны.

В ходе дальнейших исследований он решается на дерзкий эксперимент. Пересаживает собаке человеческий гипофиз. В качестве подопытного животного выбирает обычного дворового пса Шарика, который как-то прибился к нему на улице. Последствия стали буквально шокирующими. Спустя короткое время Шарик начал превращаться в настоящего человека. Однако характер и сознание он приобрел не от пса, а от пьяницы и грубияна Клима Чугункина, которому принадлежал гипофиз.

Сначала эта история распространялась только в научных кругах среди профессоров, но скоро просочилась в прессу. О ней узнал весь город. Коллеги Преображенского выражают восхищение, а Шарика демонстрируют медикам со всей страны. Но Филипп Филиппович первым понимает, какими жуткими будут последствия этой операции.

Преображение Шарика

Тем временем на Шарика, который превратился в полноценного человека, начинает оказывать негативное влияние коммунистический активист по фамилии Швондер. От ему внушает, что тот пролетарий, которого угнетают буржуа, в лице профессора Преображенского. То есть происходит ровно то, против чего боролась Октябрьская революция.

Именно Швондер выдает герою документы. Он теперь не Шарик, а Полиграф Полиграфович Шариков. Устраивается работать в службу по отлову и уничтожению бездомных животных. В первую очередь, его, конечно, интересуют кошки.

Под влиянием Швондера и коммунистической пропагандистской литературы Шариков начинает грубить профессору. Требует прописать себя. В конечном счете он пишет донос на докторов, которые превратили его из собаки в человека. Все заканчивается скандалом. Преображениский, который не в силах это терпеть и дальше, делает обратную операцию, возвращая Шарикову собачий гипофиз. Тот со временем утрачивает человеческий облик и возвращается к животному состоянию.

Политическая сатира

Это произведение - яркий пример острой Самое распространенное толкование связано с идеей пробуждения пролетарского сознания в результате победы Октябрьской революции. Шариков представляет собой аллегорический образ классического люмпен-пролетариата, который, получив неожиданно большое количество прав и свобод, начинает проявлять сугубо эгоистические интересы.

В финале повести судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной. В этом, как считают многие исследователи, Булгаков предсказал грядущие массовые репрессии 30-х годов. В результате их пострадали многие верные коммунисты, которые добывали победу в революции. В результате внутрипартийной борьбы часть из них была расстреляна, а часть сослана в лагеря.

Финал же, придуманный Булгаковым, многим кажется искусственным.

Шариков - это Сталин

Существует еще одна интерпретация этой повести. Некоторые исследователи считают, что она была острой политической сатирой на руководство страны, которые работало в середине 20-х годов.

Прототипом Шарикова в реальной жизни является Иосиф Сталин. Не случайно у обоих "железная" фамилия. Вспомните, что первоначальное имя человека, которому пересадили гипофиз собаки, - Клим Чугункин. По мнению этих литературоведов, прообразом был вождь революции Владимир Ленин. А его ассистент доктор Борменталь, который постоянно конфликтует с Шариковым, - это Троцкий, настоящая фамилия которого - Бронштейн. И Борменталь, и Бронштейн - еврейские фамилии.

Находятся прототипы и для других персонажей. Ассистентка Преображенского Зина - это Зиновьев, Швондер - Каменев, а Дарья - Дзержинский.

Важную роль в истории создания этого произведения сыграла советская цензура. В первой редакции повести содержались прямые отсылки на политических персонажей того времени.

Один из экземпляров рукописи попал в руки Каменева, который наложил строгий запрет на публикацию повести, назвав ее "острым памфлетом на современность". В самиздате произведение начало распространяться по рукам только начиная с 30-х годов. Известность же на всю страну обрело значительно позже - во времена перестройки

«Собачье сердце» — повесть М.А. Булгакова. Повесть создавалась в январе-марте 1925 г. и предназначалась для альманаха «Недра», однако не была опубликована по цензурным причинам. Тем не менее, о существовании повести было известно московской публике, так как Булгаков читал ее в марте 1925 г. на литературном собрании «Никитских субботников». Позднее она распространялась в «самиздате». Впервые опубликована: «Студент» (Лондон, 1968, №№9 и 10), «Грани» (Франкфурт, 1968, №69). Первая отечественная публикация — «Знамя» (1987, №6).

«Собачье сердце» Булгакова завершает собой цикл сатирических повестей 20-х годов, в число которых входят написанные чуть ранее «Дьяволиада» (1924 г.) и «Роковые яйца» (1925 г.). Повесть разными своими сторонами связана с многочисленными литературными и внелитературными источниками, в ней соединились разнообразные жанровые элементы. Прежде всего повесть «Собачье сердце» Булгакова вписывается в параметры жанра фантастического приключения, фабульно напоминающей такое произведение, как роман английского фантаста Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896 г.), где осуществляется эксперимент по выведению «гибрида» человека и животного. Этой стороной повесть входит в русло активно развивающегося в 20-е гг. жанра научной фантастики (А.Н. Топстой, А. Беляев).

При всем том, нельзя не принимать в расчет явной пародийной окраски фантастического сюжета, на которую указывает и само название, и подзаголовок - «Чудовищная история». Эксперимент героя повести профессора Филиппа Филипповича Преображенского, приведший к непредсказуемому результату, появлению человекособаки, тесно связан с распространенными в 20-е гг. естественнонаучными опытами и медицинской практикой по омоложению человеческого организма. Булгаков, будучи врачом, был хорошо знаком с публикациями на эту тему. Кроме того, немаловажно и то обстоятельство, что прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, врач-гинеколог Н.М. Покровский, живший на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Однако под внешним покровом научно-приключенческого жанра, так же как и в повести «Роковые яйца», скрывалась глубокая метафора с серьезным сатирическим подтекстом. Мотивы и образы повести так или иначе представляли собой отражение взглядов писателя на характер самих исторических событий 1917 г. и их последствий. Эксперимент Преображенского по пересадке собаке гипофиза «полупролетария» Клима Чугункина и появление таким образом Полиграфа Полиграфовича Шарикова прочитывался как художественная проекция титанического социального эксперимента XX века, приведшего к чудовищным результатам. В образе Шарикова получила пародийное воплощение идея «нового человека», рожденного революционным взрывом и марксистской теорией (впрочем, о «новом человеке» грядущих эпох говорили в то же время и теософы, и ницшеанцы). Устами Преображенского Булгаков высказал мысль об опасности безоглядного волюнтаристского вторжения не только в биологическую природу человека, но и в социальные процессы общества. Гротеск, ирония, пародия стали средствами яркой социально-психологической характеристики общественной атмосферы 20-х годов.

Социально-сатирическая направленность повести «Собачье сердце» Булгакова, метафорический подтекст позволяют сблизить ее с жанром антиутопии, ярким образцом которой стал роман Е.И. Замятина «Мы» (1921 г.). Подобно ему, «Собачье сердце» звучит как предупреждение о грозных последствиях исторического эксперимента, избежать которые можно, лишь вернув все в прежнее естественное русло.

Развернутая многослойная художественная метафора «Собачьего сердца» содержит в себе также скрытые евангельские и инфернальные мотивы. Характер их воплощения стал этапом движения писателя к идеям и образной структуре главного романа «Мастер и Маргарита». В свете этого движения, определенную значимость приобретают время, место действия, личности и даже фамилии главных героев. Операция над Шариком начинается вечером 23 декабря, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7-е января, то есть «преображение» происходит между католическим и православным Рождеством, что намекает на вселенский масштаб последствий. С другой стороны, этот временной промежуток может рассматриваться как результат «дьявольской ошибки», вызванном сменой календарных стилей, и тогда действие повести приобретает мистический оттенок, совершаясь в некой «хронологической пустоте», во «временном вакууме» между двумя Рождествами. Полиграф Полиграфович — воплощение не Христа, а дьявола, о чем свидетельствует само имя, взятое им в светских «святцах» (имя Полиграф — буквально: «многопишущий» — очевидно содержит намек на кабинетные теории XIX в., перекроившие судьбы сотен миллионов людей, ворвавшись в мир XX в.; возможно также толкование в духе Ортеги-и-Гассета, где Шариков оказывается «человеком массы», массового тиражирования идей полиграфией).

Особое значение имеет и фон действия: квартира профессора, расположенная на Пречистенке (название, так же включающееся в круг религиозных ассоциаций) является своего рода «моделью» небесного царства, или Вселенной. Состоящая из семи комнат (сакральное число — семь дней творения), она стоит посреди окружающего ее Хаоса, сохраняя строгий порядок и иерархию ада (кухонный очаг), рая (кабинет и столовая) и чистилища (смотровая и операционная). Сам Преображенский, подобно Создателю, обладает властью над жизнью и смертью — он возвращает молодость.

Среди многочисленных интерпретаций текста «Собачьего сердца» есть и попытки «расшифровать» его образы как скрытые намеки на реальные исторические лица. Так, пародированными прототипами Шарикова оказываются Ленин и Троцкий. Согласно иным версиям, Шариков это невежественный и косноязычный Сталин, которого выпестовали на свою погибель Ленин (Преображенский) и Троцкий (Борменталь). На стене в кабинете профессора висит портрет физиолога Мечникова, внешностью напоминающий «прародителя» русской революции Маркса. Прочитанная под этим углом зрения, тайнопись Булгакова воспроизводит в образной форме перипетии борьбу за власть внутри стана большевиков в середине 20-х годов.

По повести снят художественный фильм «Собачье сердце» (1988 г., «Ленфильм», режиссер В. Бортко, в главных ролях Е. Евстигнеев и В. Толоконников).

В этой статье будет представлено краткое содержание "Бориса Годунова". Пьеса эта была написана Пушкиным в 1825 году. Начинается она следующим образом. Князья Воротынский и Шуйский встречаются в Кремлевских палатах. Разговор они ведут о Борисе Годунове. Тот уже месяц как затворился с сестрой в монастыре, и никто не может склонить его к согласию на принятие короны.

Разговор двух князей

Краткое содержание "Бориса Годунова" по главам следующее. В беседе Воротынский говорит, что он опасается того, что произойдет, если откажется от царства Борис. Шуйский считает, что в таком случае пролилась понапрасну кровь царевича Дмитрия. Воротынский же сомневается: возможно, не Борис сгубил его? Оба князя говорят о том, что для Руси невеликая честь - иметь царем татарина, вчерашнего раба, зятя Малюты Скуратова. Сами они, представители древних родов, являются более достойными того, чтобы быть избранными на престол. Борис сумел лишь "очаровать" народ. Шуйский видит из окна, как разошлась толпа на площади. Уходят оба князя для того, чтобы узнать о решении, принятом на Соборе.

Народ собирается, призывая к престолу Бориса

Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжим событиями в Москве, на Красной площади, где собрался народ. Слышатся разговоры о том, что на царский престол вновь отказался взойти Борис. Щелкалов, верховный дьяк, сообщает с Красного крыльца народу о том, что в последний раз завтра будет отслужен молебен, и будет сделана последняя попытка пригласить на царствование Бориса Годунова. Людям предложено разойтись по домам и молиться.

Царь соглашается править

Опишем следующий эпизод. Произведение "Борис Годунов", краткое содержание которого вы читаете, переносит нас на Девичье поле. Здесь, перед Новодевичьим монастырем, собрался народ. Человек из толпы рассказал о том, что к сестре Годунова вошли в келью Борис, а также патриарх вместе с толпой бояр. Народ поднял плач и вой. Наконец послышался крик: "Царь согласен!"

Борис Годунов в Кремлевских палатах говорит о том, что принял власть со смиреньем и страхом, просит у бояр и господа помощи в управлении страной. Он призывает поклониться всех гробам прошлых правителей России, после чего созывать на пир народ.

Разговор Пимена с Григорием

Отец Пимен, монах, в Чудовом монастыре ночью пишет последнее свое сказание, которое завершает летопись. Не будем подробно останавливаться на ней, описывая краткое содержание "Бориса Годунова". Отрывок этот при желании можете перечитать в оригинале. Для нас гораздо важнее следующее.

Григорий - один из главных героев интересующего нас произведения Пушкина. Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжается тем, что он просыпается и жалуется на то, что ему снится один и тот же сон вот уже третий раз. Григорий смотрит на сидящего перед лампадой Пимена. Говорит, что ему нравится спокойный вид этого старика, размышляет, о чем пишет на этот раз он, равнодушный одинаково и к добру, и к злу. Пимен замечает, что Григорий проснулся. Тот просит благословить его и растолковать значение его сна.

Сон Григория

Сон таков: Григорию снилось, что на башню его ведет крутая лестница. Виделась Москва с высоты, словно муравейник. Народ кипел внизу на площади, со смехом указывал на юношу. Тому становилось страшно и стыдно. Он пробуждался, падая стремглав. Лишь несколькими словами мы описали этот сон, составляя краткое содержание "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.

Пимен говорит о том, что это младая кровь играет в Григории, советует себя смирять постом и молитвой. Тот отвечает, что у старца много воспоминаний, поскольку молодость его была насыщенной, а вот Григорию приходится с юных лет скитаться по кельям и монастырям. Старец говорит, что ему не о чем печалиться, и дает совет не горевать из-за раннего ухода из мира. Пимен вспоминает, что он многим насладился в молодости, но изведал истинное блаженство, лишь когда пришел в монастырь. Старец вспоминает о различных царях, которые меняли на монашеский клобук царский венец тогда, когда он становился тяжел им. Пимен сокрушается о том, что, назвав цареубийцу владыкой, люди прогневили бога.

Пимен вспоминает о смерти Дмитрия

Григорий спрашивает Пимена о смерти Дмитрия, маленького царевича. Тот снова погружается в воспоминания и говорит, что находился в Угличе во время его убийства. Он побежал вместе с другими на площадь, на которой лежал зарезанный царевич. Вслед трем убийцам бросился народ и привел их к трупу младенца. Произошло чудо - тот затрепетал. Завопил народ, чтобы покаялись убийцы. Они же, раскаявшись под топором палача, назвали имя Годунова.

Интересуется Григорий, каких лет был убитый царевич. Старец отвечает, что сейчас он был бы с Григорием одних лет.

Григорий Отрепьев бежит из монастыря

Игумен монастыря докладывает в палатах патриарху о том, что Отрепьев Григорий три дня как сбежал. Тот произносит вслух его слова о том, что Григорий будет в Москве царем, приказывает его поймать и сослать на вечное покаяние в Соловецкий монастырь.

Борис рассказывает о своем правлении

В царских палатах два стольника разговаривают о запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном царе. Они уходят, выходит Борис. Годунов рассказывает о том, что он достиг своей высшей власти, царствует спокойно уже шестой год. Но не веселит его такая жизнь. Он хотел славой и довольствием успокоить народ, однако решил эти помыслы оставить. Для черни ненавистна живая власть, любить они умеют лишь мертвых. Годунов накормил во время голода народ, дал работу людям - они же лишь проклинали его. После пожара, истребившего их дома, Борис приказал построить новые, а люди попрекали его этим же пожаром. Царь хотел осчастливить браком дочь, но смерть унесла ее жениха. Вновь молва стала упрекать Годунова за вдовство дочери. Лишь одна совесть может успокоить среди мирских печалей, считает царь.

Отрепьева разыскивают

На Литовской границе, в корчме сидят Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы. С ними в мирской одежде находится Отрепьев. Они мирно разговаривают, едят и пьют. Григорий здесь узнает от своей хозяйки, что повсюду расставлены заставы, так как ищут беглого. Появляются приставы, оглашают царский указ о поимке Григория Отрепьева. Тот вызвался его зачитать, сообщив, что владеет грамотой. Он пытается свести указанные на бумаге приметы к приметам Варлаама. Но тот также обучен грамоте и раскрывает хитрость Отрепьева. В указе - приметы Григория. Беглый преступник достает кинжал, перед ним все расступаются. Григорий бросается в окно, за ним бегут приставы.

До Москвы доходят слухи о том, что Дмитрий жив

В доме Шуйского в Москве узнают о том, что царевич Дмитрий, по слухам, жив. Ксения, дочь Годунова, плачет в царских палатах об умершем женихе. Сын ее чертит географическую карту. Семен Годунов с докладом приходит к царю. Тот просит дочь удалиться. Борису докладывают о собрании, произошедшем в доме Шуйского, а также о том, что сам он здесь. Шуйский, войдя, сообщает царю о том, что самозванец объявился в Кракове, а король и все паны - на его стороне. Он направляется к литовской границе. Царь спрашивает Шуйского, правда ли, что в Угличе убит был царевич Дмитрий, не могло ли быть подмены. Тот успокаивает Бориса, говоря, что это исключено.

Люди славят Дмитрия

В доме Вишневецкого, в Кракове, самозванец беседует с представителями знати, умело находя к каждому собеседнику подход. Поэт в конце беседы преподносит стихи Отрепьеву, он получает также перстень в подарок. Все готовы отправиться в поход. В честь Дмитрия звучат здравицы.

Мнишек и Вишневецкий говорят в замке о том, что самозванец занят лишь дочерью воеводы, Мариной. Мнишек говорит, что советовал девушке не упускать Дмитрия, и он попался в ее сети.

Свидание Григория и Марины

У фонтана ночью происходит свидание Григория и Марины. Отрепьев открывает ей свою тайну. Девушка заявляет в гневе, что тот ее недостоин, когда лишь из любви сознался, что он беглый монах. Она не может свою судьбу соединить с человеком, который так ветрено открыл собственный позор. Девушка угрожает самозванцу раскрыть его тайну. Тот говорит, что не боится. Она - только польская дева, а он в глазах людей - русский царевич. Марина говорит, что наконец слышит речь мужа, а не мальчика. Она посылает Григория скорее стать царем в Кремле. Самозванец выступает. С ним - Курбский.

Боярская дума

Последние события обсуждаются в Боярской думе. Возмущаются бояре, что расстрига дерзает писать государю угрозы. Басманов клянется, что скоро преступник будет наказан.

Дальнейшие события отражает написанное нами краткое содержание. Бориса Годунова посещает мысль о том, что необходимо создать войско и усмирить в народе смутные мысли. Патриарх предлагает святые мощи убитого младенца перевезти в Кремль из Углича, чтобы народ увидел истину. Но Шуйский против. Он предлагает выйти к народу самому. Бояре хвалят Шуйского.

Победа и поражение Лжедмитрия

Дмитрий одерживает первую победу возле Новгород-Северского. В церквях Москвы ему объявляют анафему, а в Севске он допрашивает пленного о настроениях в столице. Сражение назначено на завтра.

Лжедмитрий на следующий день терпит поражение. Однако он вскоре опять собирает войско и угрожает царю. Вновь находится под угрозой Борис Годунов. Краткое содержание произведения Пушкина познакомит вас далее с тем, что произошло в конце концов с Борисом.

Борис Годунов умирает

Царь в Москве хочет назначить воеводой Басманова, несмотря на его низкое происхождение. Вдруг чувствует себя плохо Борис Годунов. Пушкин, краткое содержание произведения которого вы читаете, рассказывает о следующих событиях. Царь просит оставить сына с ним. Он прощается, благословляет его на царствование и говорит, что ответит Богу за все грехи. Берет клятву с Басманова и бояр в том, что они будут служить Федору, царь Борис Годунов.

На Лобном месте в Москве Пушкин призывает людей признать Димитрия царевичем. Он говорит, что Басманов свои полки привел к присяге. Восхваляя Димитрия, народ несется во дворец для того, чтобы убить "борисова щенка".

Ксения и Федор отравили себя ядом

Дом Годунова под стражей. У окна его дети - Ксения и Федор. Некоторые их жалеют, но другие считают, что недалеко падает яблоко от яблони. Люди узнают через некоторое время, что они отравили себя ядом. Мосальский спрашивает народ, почему он молчит. Следует восхвалять Димитрия Ивановича. Однако безмолвствует народ.

Так заканчивается произведение "Борис Годунов" (Пушкин). Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями этой пьесы. Конечно, Александра Сергеевича пересказывать очень сложно, поскольку практически каждое его произведение распадается на цитаты. Значим каждый эпизод. Это относится и к такой пьесе, как "Борис Годунов". Очень краткое содержание ее мы постарались представить, но рекомендуем читателю все-таки ознакомиться с оригиналом.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет,/Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».