Яшин александр поэт биография. А. Я. Яшин - биография

Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия - Попов; 1913-1968) - русский советский прозаик и поэт. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
Александр Яковлевич Попов родился 14 (27) марта 1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье. Первая публикация в 1928 году.
В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в 1928 году. Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в 1934 году в Архангельске. Незадолго до Первого съезда советских писателей стал председателем оргкомитета его вологодского отделения. В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького, который окончил в 1941 году. Одновременно работал заместителем редактора многотиражной газеты.
В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942-1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».
В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).
В выступлении на Втором съезде СП СССР признал свою долю вины за то, что литература сталинского времени была неискренней, объяснив это недостатком гражданского мужества, призвал к возвращению Есенина советской литературе. С этого времени творчество Яшина коренным образом изменилось, в каждом произведении он стремился к максимальной честности.
Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки. Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958, была напечатана лишь в 1987, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.
А. Я. Яшин умер 11 июля 1968 года в Москве. Похоронен в родном селе.

Александр Яковлевич Яшин (Попов)- 27 марта 1913г, 11 июля 1968г. Отца звали Яков, псевдоним от имени произошёл Яков, Яша-Яшин.

Поэт и прозаик, Александр Яковлевич Яшин (Попов) родился в 1913 году в деревне Блудново, в крестьянской семье. Яшин происходил из уважаемого рода Поповых. Дед будущего поэта Михаил Михайлович Попов открыл в Блуднове сельскую школу, которая находилась в его же доме. Бабушка – Авдотья Павловна была известной на всю округу сказительницей. Маленький Саша рос любознательным мальчиком, он любил бывать в доме деда, слушать бабушкины присказки и побаски.

Много лет позже он напишет: «Я родился и вырос в северных лесах, среди охотников и звероловов. Бездорожный край наш труден для жизни, но полон поэтического своеобразия и дремучей старины с её былинами, сказками и бывальщинками…»

Мальчик рано осиротел. Его отец- Яков Попов не вернулся с войны. В память об отце он возьмёт литературный псевдоним Яшин. Мать будущего поэта –Евдокия Григорьевна вторично выходит замуж. Для отчима мальчик был, прежде всего, подрастающим работником. Александр Я шин убегает в Никольск пешком, босой, чтобы учиться. Его возвращают обратно.И тогда его дед, Михаил Михайлович Попов, собирает в деревне сельский сход, на котором и решается судьба деревенского мальчика: Шурку Яшина надо учить. После окончания 3-х классов сельской школы Шура Попов отправляется на учёбу в Никольск, в школу - семилетку.

Уже в школьные годы мальчик пробует сочинять стихи. Его первая ученическая поэма « Про Арсеню - батрака» печатается в «Пионерской правде».

В 1927 году поступает в Никольский педагогический техникум.

Саша Попов активно участвует в жизни педучилища, печатается сначала в рукописном журнале «Наше творчество», а затем в газетах Никольска и Великого Устюга.

Уже тогда он «заболел» поэзией, и твёрдо решил, что станет поэтом.

В 1931 в Вологде был создан оргкомитет Союза советских писателей. Молодого и инициативного Яшина избирают его председателем.

В 1934 году, в Архангельске выходит первая книжка стихов Александра Яшина- «Песни Северу».

В 21 год - он участник I-го Всесоюзного съезда советских писателей.

С 1935 года Яшин живёт в Москве, продолжает учиться. Заканчивает вечернее отделение Литературного института имени Горького. Окончание института совпало с началом войны.

В 1941 году Яшин уходит добровольцем на фронт. В дневнике он записывает:

«Решил быть на войне, всё видеть, во всём участвовать. Сейчас будет делаться новая история мира, и тут бояться за свою жизнь стыдно…»

К концу войны за его плечами были осаждённый Ленинград, морская пехота, Сталинград, бои на Черноморье.

За годы войны печати вышло 5 сборников стихов: «На Балтике было», «Красная горка», «Город гнева», «Клятва», « Земля богатырей».

После войны много ездит по стране, участвует в соцстройках и освоении целины. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС. Алтай. Всё увиденное записывает в дневники. Итогом поездок становится книга стихов «Земляки» и «Алёна Фомина».

Поэма «Алёна Фомина» была удостоена Сталинской премии, и принесла Александру Яковлевичу всесоюзную известность.

С середины 50-х годов в творчестве А. Яшина начинается новый этап поиска истины, переосмысления нравственных ценностей, самокритичной исповеди. В 1956 году он напишет знаменитый рассказ «Рычаги» .

Про книгу стихов «Совесть», появившуюся в печати в 1962 году, поэт напишет: «Она выстрадана, а не сочинена».

В середине 50-х годов поэзия Яшина идёт наравне с прозой. 1962 год - в «Новом мире» появляется очерк «Вологодская свадьба», вызвавший критическую оценку.

В печати появляются статьи «Свадьба с дёгтем», «Нет, не прав Яшин!» Но он остался верен своим убеждениям. Стихи Яшина приобретают всё более гражданское и философское звучание. Лирика его становится всё более исповедальной. Он тяжело переживает неприятие своих произведений, обрушившуюся на него критику.

Успокоение Александр Яковлевич находит на родине, у него возникает желание творческого одиночества, этим и объясняется строительство избушки на Бобришном Угоре: «в получасе шаганья от деревни Блудново…»

Трагически рано оборвалась жизнь писателя - 11 июля 1968 года. Родные, друзья, земляки поэта исполнили завещание Александра Яшина, похоронили его на месте, указанном им самим, на Бобришном Угоре.

Издания

Основные прижизненные издания:

    «Песни Северу» (1934)

    «Северянка» (1938)

    «На Балтике было» (1942)

    «Город гнева» (1943)

    «Земляки» (1946)

    «Алёна Фомина» (1949)

    «Советский человек» (1951)

    «Рычаги» (1956)

    «Свежий хлеб» (1957)

    «Совесть» (1961)

    «Вологодская свадьба» (1962)

    «Сирота» (1962)

    «Угощаю рябиной» (1965)

    «Босиком по земле» (1965)

    «День творенья» (1968)

Посмертные издания:

    Избранные произведения т. 1 - 2, М., 1972;

    Собрание сочинений: В трех томах. – М., 1984–1986;

    Рогатый Пегас. О поэзии, М., 1976

    Дневники. 1941-45 гг. , М., 1977 г.

    По своей орбите. Гражданская лирика. – М., 1990;

    Бобришный угор. Стихотворения. Проза. – Вологда –Никольска,1998 г.

    Слуга народа. – Вологда, 2003;

    Живая вода.- М.2003 г.

Музейные экспозиции














Мероприятия, посвящён

Диапазон мастера

Несмотря на то, что долгое время Александр Яшин был известен читателю только как поэт, его литературное дарование с самого качала было удивительно разносторонне. Уже в юности, в школе-семилетке, а затем в Никольском педтехникуме (1927-1931), рядом со стихами, которые он начал писать с шести лет, в его творчестве появляется бесконечное количество рассказов, очерков, статей, фельетонов, пьес, поэм, частушек, песен. И пусть этот материал не вошел ни в одну из его книг, он уже тогда показал характерную для Яшина тягу к жанровому разнообразию.

Непосредственным переходом к прозе стали поэмы («Мать», «Клад», «Алена Фомина») с их развитыми сюжетными линиями и детально прорисованными характерами героев, красочными пейзажами и лирическими отступлениями. Они-то и помогли ему, выступив в прозе.

Все, что было свойственно поэзии Яшина стало характерным и для его прозы. Поэтому рассказы и повести Яшина так различны по своему характеру: от лирического цикла «Сладкий остров» и стихов в прозе («Талая вода») до рассказа-очерка «Вологодская свадьба», до социально-психологической повести «Сирота».

Проблемы совести, чести, правды, всегда волновавшие Яшина-поэта, волнуют и Яшина-прозаика. Он переходит на прозу, потому что стихи уже не могут вместить в себя всего накопившегося материала, всех социальных проблем, затрагивающих его душу.

Круто менявшаяся послевоенная жизнь, всяческие перестройки не только на Севере - во всей России заставили поэта многое передумать и пересмотреть, обострили взгляд, углубили перо до самой сути народного бытия.

Разумеется, в те годы - тридцатые и начало сороковых - в здешних краях было немало других талантливых людей, взявшихся за перо. Создавались литературные кружки, объединения, первые писательские союзы. Это было уже то широкое признание, которое становится поэтической судьбой.

В понятии «судьба» - не только жизненная предопределенность, предначертанность, предназначенность, но в не меньшей степени и неизвестность предстоящих поворотов твоего пути. Лишь поверхностный человек может облегченно вздохнуть: раз судьба, словно бы дорога, контурно обозначилась, значит, все в порядке, дело само пойдет. Но ветвь плодоносит только под тяжестью.

Александр Яшин вернулся с Отечественной войны, из-под огненных стен Ленинграда и Сталинграда, победно мобилизованный на такую радость и на такую любовь к жизни, о какой и думать не мог даже в юности. Он стал всесоюзно известным поэтом.

В ту пору он не осознавал еще, что начавшийся тогда подход, вернее, подлет писателей к жизни сверху, пусть и с благими, но умозрительными поисками положительного героя, желаемых жизненных ситуаций и заранее предопределенных выводов, непременно обернется в скором времени горькими разочарованиями и его, как человека, совестливого, резко толкнет в самую глубину народной жизни, чтобы уже оттуда, из жизни, подойти к подлинным художественным открытиям. Но это будет потом.

А пока, именно в эти послевоенные годы, Север вновь поднимается, чтобы серьезно и заметно работать в советской литературе.

В Архангельске и Вологде забурлила творческая жизнь. Яшин, еще до войны стоявший у ее истоков, не мог остаться в стороне - не такой характер, чтоб отстраниться от земляков. Он стал часто приезжать из Москвы, подолгу бывать в Вологде.

Те, кто знали его лично (а круг знакомств был огромный), запомнили Александра Яковлевича навсегда. Всякий большой поэт даже внешне похож на свои стихи. Поэзия - высочайшая подлинность человеческого существа.

То же самое и с Александром Яшиным. В облике его, как в его стихах, - северная, корневая крепкость и открытость на людскую чистоту, солнечность. Он был, конечно, из зимостойкой, из той крестьянской породы, которую выковали невзгоды, труд и короткие радости. Он являл собою сильного человека. Лучше выразиться, он был таким дарован миру этой сильной работящей породой. Вдобавок к сказанному, Яшин был человеком широких, даже редких знаний, огромной начитанности, зоркого понимания людей. Вот эта-то его зоркость иной раз и смущала некоторых, пугала, даже отпугивала от него, но что поделаешь: он оставался самим собой.

Проза писателя

Прозе своей, как и стихам, Яшин предъявляет все те же требования художественной образности, сюжетной сжатости, ясности смысла, точности и красоты слова. Это, как принято говорить, поистине проза поэта. В то же время поэтическое творчество Яшина все больше приближается к прозе: все чаще обращается он к форме белого стиха и верлибра.

Первым произведением зрелой прозы Александра Яшина является лирический рассказ «Журавли», написанный в 1954 году. Основные же прозаические произведения созданы им за десятилетие 1955-1965 гг., которое четко делится на три периода.

Первый - становление Яшина как прозаика, которое произошло в 1955-1957 гг., когда были написаны рассказы «Новоселы», «Рычаги», «После боя», «Талая вода», «Михал Михалыч», «Единомышленники» и повести «Стечение обстоятельств» и «В гостях у сына» (первая часть задуманного романа «Слуга народа»).

Затем наступает перерыв в работе над прозой - это время раздумий, разочарований, вызванных резкой критикой рассказа «Рычаги». В этот же переломный момент создается поэтическая книга «Совесть», состоящая в основном из стихотворений 1958-1959 гг.

Второй период (1960-1962 гг.) является наиболее плодотворным. В 1960 году один за другим были написаны рассказы «Проводы солдата», «Первый гонорар», «Волк в городе», «Срочное дело», «Охота на мертвого глухаря», цикл рассказов «Сладкий остров» и повести «Сирота» и «Баба Яга». Цикл рассказов «Вместе с Пришвиным», рассказы «Директива» и «Первое путешествие Маринки», а также повести «Выскочка» и «Астма» относятся к 1961 году. В 1962 году создается очерк «Вологодская свадьба», рассказы «Две берлоги», «Чистые руки», «Живодер», «Старый Валенок» и большой отрывок незавершенной пьесы «Переходный возраст». В это же время Яшин начал работать над книгой стихов «Босиком по земле».

Этот удивительный «творческий запой», как сам писатель называл такие состояния, был пресечен несправедливой критикой очерка «Вологодская свадьба». Выбитый из колеи, Яшин в 1963 году пытается работать над повестью «Лауреат», а также дополняет несколькими стихотворениями книгу «Босиком по земле». Подготовку ее к изданию он заканчивает в 1964 году и посвящает этот год работе над киносценарием «Сирота».

Третий, самый короткий период, начинается в 1965 году. В это время появляются большие рассказы «Угощаю рябиной», «Подруженька», «Открывать здесь!». Рассказ «Самосуд» не был дописан из-за трагической смерти сына Александра, которая подорвала силы писателя. Правда, Яшин задумывает несколько новых вещей - роман «Для кого строился дом», повести «Бобришный Угор», «Саша» и ряд рассказов, о чем говорят его многочисленные записи и заготовки. Но на написание этих произведений, которые, как считал писатель, должны были стать основными в его жизни и куда предполагалось включить много автобиографического материала, уже не хватало сил. А в поэзии еще был настоящий взлет, была лебединая песня, когда Яшин за одно лето 1966 года в основном создал последнюю книгу стихов «День творенья».

По мере того, как накапливался материал для прозы, у Александра Яшина сложилась четкая система работы. Прежде всего он меняет толстые тетради дневников на карманные записные книжки, с которыми никогда не расстается, перенося из них необходимые для той или иной вещи записи в специальную картотеку. Во время непосредственной работы над рассказом или повестью нужные карточки перекладывались в отдельную папку, на обложке которой отмечались сроки начала и завершения работы над рукописью, перепечатки последующих вариантов, а также - кому из писателей показана новая вещь и вкратце их впечатление о ней. В самой рукописи ставились даты каждого дня работы над произведением. Яшин писал медленно, тщательно отделывая каждую фразу, и не спешил публиковать уже готовые произведения.

В картотеке писателя, кроме заготовок к уже написанным и изданным вещам, как, например, к «Сироте», кроме материалов к вещам задуманным («Веселые люди», «Мачеха», «Без ордера», «Убыток», «Почему правда горька?»), были и другие разделы: «Пейзажи», «Характеры», «Фамилии», «Цитаты», «Острые слова». «Названия» и т. д. В раздел «Сюжеты» вошли замыслы более 50 рассказов.

«Вологодская свадьба»

Эта работа впервые опубликована в 1962 году. В конце 1961 г. Яшин едет в родные места на свадьбу своей двоюродной сестры Нины. Колоритные и художественно точные дневниковые записи этой поездки, включающие в себя мельчайшие подробности свадебного торжества, тексты старинных причетов и песен, наброски образных портретов своих земляков с передачей их характерного говора, целиком использованы автором при работе над очерком.

Первый вариант написан в деревне Скачково Вологодской области. Продолжая работу над очерком в течение всего 1962 года, Яшин предложил рукопись журналу «Новый мир». Одновременно была подана заявка в издательство «Советская Россия». Публикация очерка принесла Яшину много восторженных отзывов. Появившиеся же в конце января 1963 г. в вологодских, а затем и центральных газетах рецензии резко отличались от высказываний читателей в письмах писателю и в личных беседах с ним. По инициативе «некоего журналиста» была развернута несправедливая критика Яшина.

В трудные для Яшина дни большое значение имела поддержка друзей - письма, телефонные звонки, написанные, хотя и не увидевшие свет, рецензии О. Берггольц и В. Солоухина, который назвал свою заметку «Государственный вопрос» и утверждал, что речь идет об охране старины, красоты. А. Твардовский, успокаивая Яшина, ручался, что «Вологодская свадьба» будет еще обсуждаться.

В «Вологодской свадьбе», может быть впервые в литературе тех лет (исключая серьезный очерк Федора Абрамова «Вокруг да около»), задеты прямо и резко те наболевшие проблемы, о которых ныне вовсю идут жаркие дискуссии. Это - о неумелом руководстве, о пагубности очковтирательства, о сельском бездорожье…

«Открывать здесь!»

Рассказ опубликован посмертно в журнале «Литературная Грузия» в 1977 году. Поводом для создания его послужил необычный подарок старшей дочери - бутылка кубинского ликера в нарядной экзотической упаковке. В основу рассказа положен ряд эпизодов из жизни писателя, однако события несколько смещены во времени и последовательности, а образы и характеры героев подчинены замыслу произведения. Прообразом главного героя является сам Яшин - это он погибает от курения, это у него «не пишется», не пишется из-за того, что он ограничивает себя в выборе темы, бескомпромиссности суждений. Муки творчества художника, муки совести - и есть главная линия рассказа, при которой тема курения отходит на второй план.

Приведенные в рассказе описания рабочего кабинета, письменного стола, сказочного вида из окна на Кремль, а также самого процесса писательского труда - удивительно достоверны, реальны, сделаны с натуры. Образы Юрия Сергеевича и Евгении Федоровны - собирательные, хотя, рисуя их, Яшин отталкивался от реальных событий, связанных с конкретными людьми.

Грузинская линия введена в рассказ прежде всего потому, что написан он был в г. Гагра. Большое значение также имела дружба с Георгием Леонидзе. Откликнувшись на переданную ему бутылку кубинского ликера, известный грузинский писатель немедленно позвонил Яшину из Тбилиси и предложил ему санаторную путевку в Кобулети, которая в рассказе превратилась в бочонок вина. Сыграли свою роль и встречи Яшина на Кавказе с грузинским писателем Григолом Чиковани и его другом, сельским учителем, рассказы которого частично были включены в повествование. Эти встречи безусловно помогли прозаику воссоздать в соответствующих эпизодах рассказа необходимый восточный колорит.

«Астма»

Повесть опубликована посмертно в журнале «Звезда» в 1971 году под названием «Короткое дыхание». Так случилось, что Яшин дал читать повесть ряду случайных для его творчества лиц. «Астма» была ими не понята, все их суждения были субъективными и не по существу. За внешними деталями они не разглядели сути произведения.

Многие эпизоды повести автобиографичны. Так, например, описание экскурсии дано под впечатлением поездки Яшина во Владимирскую область в первые послевоенные годы. На выбор профессии для главной героини повлияли рассказы химика М. И. Рыбинской, с которой писатель познакомился в 1956 г. Подмосковные пейзажи соответствуют хорошо знакомым Яшину местам около его дачи в писательском поселке Переделкино, лесам, перелескам, где он, не раз стоял на весенней тяге. Образы героев не имеют прототипов и являются собирательными.

«Сирота»

Впервые повесть опубликована в журнале «Москва» (1962). Это была первая и единственная при жизни прозаическая книга Яшина. Создавая повесть, Яшин опирался прежде всего на материал, собранный им в своей родной деревне Блудново Вологодской области, рисовал знакомые с детства места, обращался к судьбам и характерам своих земляков.

Прототипом главного героя повести, Павла Мамыкина, стал двоюродный брат Яшина по отцу - Павел Иванович Горчаков, который не раз обращался к писателю за материальной помощью. Это продолжалось до тех пор, пока он, женившись, снова не попросил денег на обзаведение хозяйством. Прообразами многих действующих лиц повести - бабушки Анисьи, Шурки, пасечника Михаила Алексеевича, Нюрки Молчуньи - стали односельчане и близкие родственники Яшина. Образ председателя колхоза Прокофия Кузьмича - собирательный.

Задумав написать по мотивам повести киносценарий, Яшин подписывает договор с творческим объединением «Юность» киностудии «Мосфильм». После обсуждения на «Мосфильме» сценарий «Сирота» 21 августа 1964 г. был возвращен автору для доработки. Разногласия между замыслом автора и требованиями редакции киностудии решили судьбу сценария: осенью 1965 г. договор был расторгнут…

И через все эти произведения при разности изображаемых характеров и событий нервной молнией встает яшинское неприятие бюрократического, расчетливого, лукавого отношения к людям труда, ко всему фальшивому и закостенелому, что мешает пробиться в жизнь свежим порывам, ищущего ума и сердца.

Проза Яшина - это не только годы поисков справедливых людских взамоотношений, но и борьба за них. Талант писателя, остро социальный по своей природе, обрел в прозе и сатирическую отточенность, и публицистический блеск. Конечно, не все еще Яшин успел и смог довести до высокого художественного накала - времени не хватило, - но в лучших вещах он предстал перед читателем как своеобразный и яркий мастер слова.

27.03.1913 – 11.07.1968

Поэт и прозаик Александр Яшин (настоящая фамилия Попов) родился в деревне Блудново Никольского уезда Северо-Двинской губернии (сейчас Вологодская область).

Дед был бурлаком на Волге, стал кузнецом, организовал школу в родной деревне Блудново. Родился поэт в крестьянской семье, отец погиб в Первую мировую войну, семья бедствовала, с детства пришлось работать. После окончания трех классов начальной школы хотел уехать из деревни для продолжения учебы, но отчим не отпускал – мальчик был нужен для работы в деревне. Тогда собрали сход, который вынес решение отправить А. Попова в уезд для продолжения учебы. Закончив семилетку в г. Никольске, поступает там же в педагогический техникум. Школьником стал писать стихи, в школе его прозвали «рыжим Пушкиным». Первая публикация появилась в 1928 г., печатался в районной газете «Никольский коммунар», в газете «Ленинская смена», «Советская мысль», «Северные огни» (Великий Устюг), в центральном журнале «Колхозник», в «Пионерской правде» и др.

В 1928 году – делегат I Северо-Двинского губернского съезда пролетарских писателей, затем делегат I краевого съезда Северной ассоциации пролетарских писателей в Архангельске. После окончания в 1931 г. педтехникума в Никольске учительствует в сельской школе. В 1932 г. переезжает в Вологду, становится литсотрудником газеты «Красный Север», работает на радио, тогда же избирается председателем созданного в Вологде оргкомитета краевого союза писателей. Переезжает в Архангельск, где его вводят в члены Северного краевого оргкомитета советских писателей. Первый сб. стихов «Песни Северу» вышел в Архангельске в 1934 г. В 1934 г. Я. был премирован за песню «Четыре брата» на Всесоюзном конкурсе на лучшую комсомольско-походную песню, участвовал в работе I съезда советских писателей.

В 1935 г. переезжает в Москву, где в 1938 г. издает сб. стихов «Северянка», отразивший песенную реальность родного северного края. В предвоенные годы учился в Литературном институте им. М. Горького (окончил в 1941 г.) и работал зам. редактора газеты ткацкой фабрики. На фронт Великой Отечественной войны ушел добровольцем. Был корреспондентом газ. «Боевой залп», находясь почти все время в батальонах морской пехоты и на бронепоездах. В 1942 г. был переведен в Ленинград и работал в составе оперативной группы писателей при политуправлении Балтфлота. Из Ленинграда был направлен в Волжскую военную флотилию. Посвятил Сталинграду написанную в 1942-1943 гг. поэму «Город гнева». Затем был переведен на Черноморский флот, работал зам. отв. редактора краснофлотской газеты «На страже». В качестве военно-морского журналиста и политработника участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Крыма. Из-за тяжелой болезни в 1944 г. демобилизован, возвращается на родину, едет в Блудново.

Послевоенные годы характерны обилием поездок по Северу, на строительство волжских ГЭС, на целинные земли Алтая; поэт учился на курсах трактористов, участвовал в открытии Волго-Донского канала. Впечатления от увиденного и прочувствованного отражены в книгах стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951). В 1949 г. была опубликована поэма «Алена Фомина» о женщине – колхозном организаторе, человеке, который понял, что «люди хотят полета, размаха души во всем». Яшин занимается общественной работой в Союзе писателей. В этот период в поэзии Я. проявляются черты иллюстративности и даже бесконфликтности: «Чистое, честное желание поэта выполнять так называемый социальный заказ, делать как можно больше, а главное – как можно скорее, на практике приводило порой к спешке, к голой лозунговщине, к одической риторике» (Яшин А. Рогатый пегас: О поэзии. – М., 1976. – С. 8).

Яшин пишет прозу. Этапной для советской литературы явилась публикация в 1956 г. во 2-м выпуске сб. «Лит. Москва» рассказа «Рычаги». Автор выступил против партийного бюрократизма и фальшивой официальности. В руководителях колхозов принято было видеть рычаги партийной политики в деревне, автор же хочет видеть в них человеческие индивидуальности: «...это были чистые, сердечные, прямые люди, люди, а не рычаги». Рассказ «Рычаги» был подвергнут резкой критике в печати: «Автор выдает за коммунистов – проводников партийной политики в деревне заурядных обывателей с очень узким кругозором(...). Рассказ «Рычаги» – серьезный срыв в творчестве А. Яшина» (Дон. – 1957. – № 2. – С. 159 – 160). Однако именно этот рассказ в известной мере подготовил прозу Ф. Абрамова, В. Белова, С. Залыгина.

Во второй половине 50-х гг. в творчестве Яшина начинается новый этап. Черты самокритичной исповеди приобретают книги стихов «Свежий хлеб» (1957), «Совесть» (1961) и др. Расширяется эмоциональный диапазон лирики от радости «весенних ожиданий» до скорби о перенесенных утратах и горькой иронии. Становится популярным стихотворение Яшина «Добрые дела» (1958) с его призывом «Спешите делать добрые дела!». Как свидетельствовал В. Солоухин, эта «знаменитая строка» явилась сутью отношения автора к миру.

Новую волну полемической критики вызвала опубликованная в 1962 г. «Вологодская свадьба» (имеет несколько редакций, публиковалась и как рассказ, и как повесть). «Вологодская свадьба» была осуждена в «Известиях», «Комсомольской правде», в журнале «Москва» и др.: «...безотрадна картина жизни деревни, которую рисует А. Яшин»; изображение жизни здесь «обернулось полной неправдой» (Октябрь. – 1963. –№ 4. – С. 203). Между тем многие вологжане позитивно откликнулись на это произведение, поэт А. Романов писал автору в начале 1963 г.: «Ваша «Свадьба» удивительно резко выявила многие характеры...» (Яшин А. Собр. соч.: В 3 т.- Т. 2.- С. 655). Тогда же автору писал Г. Троепольский: «Такое может написать только тот, кто очень любит человека... Чую я твою большую любовь к своему народу. И слышу правду. Все у тебя здесь – правда» (там же).

«Рычаги», «Вологодская свадьба», а также повесть Яшина «Сирота» (1962) знаменовали принципиальное углубление подхода автора к анализу реальной жизни, росли напряжение раздумий, неуспокоенность души, гражданская смелость. Как свидетельствовал Ф. Абрамов, «одно качество непременно присуще всему, что писал зрелый Яшин, – это исповедальная правдивость и искренность» (Новый мир. – 1973. – № 4.– С. 252). Яшин проявил себя и как мастер лирической прозы в повести «Угощаю рябиной» (1965), в циклах новелл «Вместе с Пришвиным», «Сладкий остров», «Маленькие рассказы». Как сказала о нем О. Фокина: «Не парижен и не книжек/Русский, сельский, свой, живой».

Яшин принимал активное участие в литературно-общественной жизни своего времени: «Под словами благодарности Александру Яковлевичу за поддержку и помощь в трудный час или нужный момент могли бы подписаться и Сергей Викулов, и Александр Романов, и Василий Белов, и Виктор Коротаев, и Олег Квашнин, и Николай Рубцов, и Сергей Чухин... Глава и староста вологодского литературного «цеха», он всем помогал дружелюбно и бескорыстно» (Земляки помнят: Александр Яшин в воспоминаниях северян. – С. 137). Не только писателей привечал он, к нему шли «литераторы и нелитераторы, молодые и старые. За советом и так просто – за добром» (Яшина Н. О моем отце // Север. – 1973. – № 4. – С. 84).

Советский поэт Александр Яшин, известный так же как прозаик, литературный редактор и журналист, прожил недолгую, но насыщенную жизнь, полную событий и творчества. В этой статье представлена биография писателя, из которой можно узнать, каким же человеком был Александр Яшин.

Биография

Яшин (настоящая фамилия Попов) родился 27 марта 1913 года в селе Блудново (территория современной Вологодской области). Александр рос в крестьянской семье, и так небогатой, а после смерти отца в Первой мировой войне и вовсе бедствующей.

Уже с пяти лет Саша Попов работал в поле и по хозяйству - в трудное время важны были каждые руки. Мать его вышла замуж повторно, и отчим был груб с мальчиком. Окончив три класса сельской школы, восьмилетний Саша просил отпустить его в уезд, для продолжения учебы. Но отчим не хотел отпускать его, теряя, пусть и маленького, но все же работника и помощника. Мальчик пожаловался любимым школьным учителям, и они собрали сельский совет, где большинством голосов решили отправить Сашу на дальнейшую учебу в соседний город Никольск.

Окончив там семь классов, пятнадцатилетний юноша поступил в педагогическое училище.

Начало творчества

Еще в школе Александр начал писать стихи, за что получил от одноклассников прозвище "Рыжий Пушкин". На первом курсе училища начинающий поэт стал посылать свое творчество в газету. Первая публикация состоялась в 1928 году, в газете "Никольский коммунар". С этого времени Александр стал использовать псевдоним Яшин.

Его стихи стали часто появляться в разных местных газетах, таких как "Ленинская смена", "Северные огни", "Советская мысль", а в последствии и во всесоюзных изданиях "Колхозник" и "Пионерская правда". В том же 1928 году Александр Яшин дважды выступил делегатом ассоциации пролетарских писателей - сначала на губернском съезде, а затем и на краевом.

После окончания училища в 1931 году Яшин год проработал сельским учителем, а затем переехал в Вологду, где работал в газете и на радио. В 1934 году в Архангельске был выпущен первый поэтический сборник 21-летнего Александра Яшина под названием "Песни Северу". В том же году юный поэт получил свою первую награду за комсомольскую походную песню "Четыре брата".

В 1935 году Александр переехал в Москву и поступил в Литературный институт имени Горького. Там в 1938 году был выпущен второй сборник его поэзии "Северянка". В 1941 г., окончив учебу, Яшин добровольно ушел на фронт, проведя три военных года в батальонах морской пехоты, обороняя Ленинград и Сталинград, освобождая Крым и работая военным корреспондентом журнала "Боевой залп".

В 1943 г. он получил медаль "За боевые заслуги", а в 1944 г. был демобилизован из-за серьезной болезни. В 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды и медалями за оборону Ленинграда и Сталинграда.

Признание и лучшие произведения

Военное творчество Александра Яшина, выраженное в сборниках "На Балтике было" и "Город гнева", высоко оценено Союзом советских писателей, однако настоящее признание пришло к поэту после поэмы "Алена Фомина", написанной в 1949 году. За нее Яшин получил Сталинскую премию второй степени.

В конце сороковых и начале пятидесятых Александр Яковлевич ездил на целину и строительства гидроэлектростанций, путешествовал по Северу и Алтаю. Огромное количество впечатлений было описано в его сборниках "Земляки" и "Советский человек".

В 1954 году поэт принял участие во Втором Съезде советских писателей. В 1958 году написал свое самое известное стихотворение - "Спешите делать добрые дела":

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил - И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, - День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас, Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима, И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!

С 1956 года Александр Яшин обратился к прозе, написав несколько произведений, критикующих сталинский режим и описывающих жизнь советских рабочих и колхозников без прикрас. К ним относится рассказ "Рычаги" (1956), повесть "В гостях у сына" (1958), "Вологодская свадьба" (1962). Все эти произведения либо были запрещены сразу после издания, либо вообще были выпущены лишь после смерти писателя.

Личная жизнь

Александр Яшин был дважды женат и имел семерых детей: сына и двух дочерей от первого брака, двух сыновей и двух дочерей от второго. После второй женитьбы старшие дети поэта остались жить с ним, а не с матерью.

Настоящей любовью поэта стала Вероника Тушнова, советская поэтесса. Они познакомились в начале 60-х и сразу же прониклись пламенными чувствами друг к другу, несмотря на брак Александра и недавний второй развод Вероники. Последняя книга поэтессы "Сто часов счастья" посвящена ее горячей любви к Александру Яковлевичу.

Не смея оставить свою многодетную семью, Яшин решил прекратить отношения. И вскоре после этого Тушнова заболела раком, от которого скончалась в 1965 году. Поэт серьезно переживал смерть возлюбленной, во всем виня себя. Большая часть его лирики того периода посвящена поэтессе. В статье представлено фото Александра Яшина с Вероникой Тушновой.

Кончина и память

Александр Яковлевич Яшин умер 11 июля 1968 года от рака. По просьбе самого поэта, его похоронили на родине, в селе Блудново. В память о нем в Вологде установлен мемориальный комплекс Александра Яшина, включающий его родной дом и могилу. Также имя поэта носит одна из вологодских улиц.