Тройка некрасов анализ кратко. Анализ стихотворения «Тройка» (Н. А. Некрасов). Образ главной героини

“Тройка” – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Краткий анализ “Тройка” по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать тот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.

Краткий анализ

История создания – произведение написано Некрасовым в 1846 году. Год спустя, в 1847-м его опубликовали в “Современнике”.

Тема – тяжесть судьбы русской крестьянки.

Композиция – кольцевая, которую начинает и заканчивает обращение лирического героя к крестьянской девушке.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг” .

Метафоры “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы” .

Сравнение “черные, как ночь” .

План

  1. История создания
  2. Композиция
  3. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского, Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Тема

Николая Алексеевича всегда волновала судьба русской женщины – он часто видел, как страдала от самодура-отца его мать. Эта тема неоднократно поднималась в его произведениях – ей же посвящена и “Тройка”.

Рассказывая о молодой девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо зависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу.

Композиция

Для того, чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками – нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь только добавит. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая девушка прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Жанр

Как и большинство произведений Некрасова, этот стих относится к жанру гражданской лирики. Написан он трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше походим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом.

Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг” .
  • Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы” .
  • Сравнение – “черные, как ночь” .

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характер­ным. Впервые в русской литературе быт и тяжёлый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе са­мыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах. В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и многих других.

Сюжетную основу стихотворения «Тройка» со­ставляет рассказ о судьбе молодой крепостной кре­стьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки. Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.

Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть - первые пять строф - рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы) - размышления поэта о будущем этой молодой девуш­ки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.

Образ крестьянской девушки представлен авто­ром в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в воло­сах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается лёгкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчёркнута не только красота девушки, но и её го­рячность, живость, которые так свойственны юности.

Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы пере­кликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо - красиво - диво - игриво) - красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится пере­ломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделя­ет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повсед­невных трудах и заботах. Примитивное существо­вание, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тя­готы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красави­цей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…

На смену красавице, «чернобровой дикарке», при­ходит уродливая, замученная чёрной работой и за­битая мужем-привередником и злой свекровью жен­щина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.

Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сме­няется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти - к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое ис­пользует Некрасов в данном произведении, - это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.

Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьётся) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трёхстопный анапест - размер, которым напи­сано стихотворение, - позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку - это известный романс (романсом стала первая часть сти­хотворения - лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»).

Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горе­чи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Геро­иня бессильна - ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка - красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка - это и симво­лический образ мечты каждой девушки о счастье.

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам – красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.

Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой.

Однако с присущим Некрасову реализмом в стихотворении «Тройка» показана совсем иная картина, гнетущая и безрадостная . Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков. Так как после свадьбы на Руси молодожены обычно селились в доме супруга, то Некрасов предрекает девушкам весьма незавидную долю. Отныне им придется тащить на своих хрупких плечах огромное домашнее хозяйство, и при этом терпеть издевательства со стороны новых родственников, особенно свекрови, которая будет «в три погибели гнуть» невестку. Непростой крестьянский быт, который построен на ежедневном уходе за домашними животными, уборкой, приготовлением пищи, присмотром за детьми и работой в поле, со временем превратит вчерашнюю красавицу в безобразную старуху, на лице которое застыло «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечны испуг». Век женщины на Руси короток, и вскоре ее ждет сырая могила, которой она отдаст свою «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь».

Предвидя подобное развитие событий, Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры – люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это – единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

Анализ стихотворения Тройка Некрасова

План

1. История создания

2.Жанр стихотворения

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1.История создания . Стихотворение «Тройка» было написано ым в 1846 г. В творчестве поэта большое место занимает описание участи крестьянских женщин, находящихся в крепостной зависимости, подобной рабству. До отмены крепостного права оставалось еще 15 лет. Все чаще образованная часть общества выступала против этого постыдного пережитка. Одним из таких призывов и является «Тройка».

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика, характерная для всего творчества Некрасова.

3. Основная тема стихотворения - тяжелая судьба русской крестьянки. Она показана с помощью центрального образа - тройки. Молодая красивая женщина, еще не успевшая огрубеть от непосильной физической работы, преисполнена радужных мечтаний. Она сознает свою красоту и, наблюдая за проносящейся мимо тройкой с красавцем-корнетом, чувствует неясную тревогу и надежду. Стремление вырваться из удушающего здоровый организм мира русской деревни было характерно для крестьянских девушек. Действительно, очень редко дворяне брали в жены простолюдинок, но это было исключением из правил. Реалист Некрасов, описав мечты крестьянки, резко переходит к действительному положению вещей. Девушке нечего верить в сказочного принца. Ее судьба уже предрешена: нелюбимого мужа выберут родители. Мужчина, также изнемогающий от помещичьего гнета, будет пить и срывать зло не жене. Женщина попадет в замкнутый круг непосильного труда и постоянной заботой о пропитании многочисленных детей. Работа быстро сломает ее физически и уничтожит все следы былой красоты. Жестокая реальность, ожидающая крестьянку, - «сырая могила» в конце короткой, сопряженной с мучениями, жизни. Итог Некрасова - не стоит питать бесплодные надежды и зря тосковать, лучше готовиться ко всей тяжести предстоящего пути.

4. Композиция . Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой поэт показывает появление тройки и возникшие девичьи мечты. Вторая часть - развернутое описание красоты девушки, что должно быть основанием счастливой судьбы. В третьей возникает картина настоящей, а не иллюзорной жизни. Последняя часть - призыв к девушке оставить свои бесполезные надежды.

5. Размер произведения - трехстопный анапест с перекрестной рифмой, создающий ощущение напевности. Это позволило впоследствии положить слова на музыку.

6. Выразительные средства . Главный прием поэта в произведении - противопоставление красоты девушки и ее мечтаний реальной суровой жизни. Для этого используются эпитеты: «алая», «смуглой», «лукавый», вступающий в контраст с «уродливо», «черной», «непробудной». Некрасов применяет выразительные метафоры: «забило сердечко тревогу», «ничем не согретую грудь». Для повышения эмоциональности используется усилительная частица «и» в начале строк («и в лице…», «и схоронят…», «и тоскливую…»).

7. Главная мысль стихотворения - несбыточность надежд крестьянских девушек. Поэт признает, что их мечты - единственный светлый луч в жизни. Но отдаваться им полностью не следует, так как последующая жизнь покажется еще более ужасной и беспощадной.