Опорные схемы и таблицы по русскому языку. Большая энциклопедия нефти и газа. Методы и приёмы использования схем на уроках

Власова Наталия Ильинична,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области,заслуженный учитель РФ[email protected]

Дворжецкая Олеся Юрьевна,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области[email protected]

Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем»

Аннотация. Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории, являются опорные конспекты и схемы, которые подходят для уроков любого типа, так как являются основой в изучении исторического материала. Использование схем на уроках может служить методической помощью учителям истории, обучающимся 69х классов общеобразовательных школ, а также выпускникам 9х и 11х классов, проходящих государственную итоговую аттестацию по истории России за курс основной и средней школы. Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинноследственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемырисунки», «схемыцепочки», «схемыступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.Ключевые слова: опорный сигнал, схема, опорный конспект.

Современная система образованияимеет личностноориентированную направленность. При этом одной из ключевых ценностей становится формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы, умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории,являются опорные конспекты и схемы.Опорные схемы, или сигналы это средство, отличающее педагогический метод, открытый еще В.Ф.Шаталовым. Мы применили опорные схемы в своей работе, ипервый опыт оказался удачным. Изучение пятиклассниками истории древнего мира с опорой на тематический опорный конспект не только облегчило запоминание фактического материала, но и способствовало пониманию и усвоению причинноследственных связей между событиями в рамках всего курса, что, в свою очередь, повысило успеваемость по предмету. Данный метод позволил усвоить основное правило технологии, что опорный сигнал(схема)‬это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать впамяти известную ранее и понятую информацию.А опорный конспект‬система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему зна чений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом,то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.Наша работа посвящена новому подходу в изучении истории России в курсе школьной программы через технологию«опорных схем», созданных нами в процессе многолетней педагогической деятельности.К такому опыту обращались многие педагогиноваторы, учителяпрактики. Однако, данные исследования имеют в основном, законченный теоретический вклад, или узкую специализацию, или, наоборот, общий характер, не всегда соответствующий курсу истории России, изучаемому в общеобразовательной школе.Предлагаемая нами технология «опорных схем» отличается,прежде всего, системным подходом, иным использованием символов, четким следованием историческому материалу в соответствии со школьной программой, новым подходом к методике их использования. Наши схемы запоминаются и своей необычной формой ‬схемарисунок, схемацепочка,схемалестница, схемаломаная линия и т.д.Особенностьпредмета «история»таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблемисторического развития общества.Преподавателям истории известно, что усвоение фактического материала ‬одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить нио формировании навыков анализа документов, ниоб умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, таки спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей.Знание фактического материала и умение видетьлогическую последовательность событий ‬непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников.Наши «опорные схемы» должныпомочьсделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинноследственные связи.Работая по созданию опорных схем в курсе изучения истории, нам удалось найти оптимальный вариант, который может быть использован:‬учителями истории, независимо от стажа педагогической деятельности;‬учителями, работающими с детьмиинвалидами в дистанционном режиме. Использование схем позволит концентрированно изучить материал в полном объёме;‬учащимися 6‬9х классов, для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;‬учащимися9х,11х классовприподготовкек государственной итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ);‬абитуриентами, которым необходимозакороткое время повторить историческийматериал за курс средней школы;обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».

В настоящее время идея опоры на условные обозначения нам видится перспективной, а потому довольно часто используемой на уроках. Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.

1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему. 2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешныхучеников следить за объяснением материала. 3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинноследственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний. 4. Регулярно используя схемы,учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умениесамостоятельно работать с текстом любой сложностии объема, выделяя главное.Как часто мы сетуем на то, что у учеников кратковременная память, и они очень быстро забывают то, о чем мы так подробно и страстно говорили на уроке.И здесь помощником будет выступать также «опорная схема». Особо следует сказать о значении таких схем для «слабых» учащихся. Порой им непросто запомнить даже отдельный исторический факт.Исходя из опыта работы, можно совсей определенностью утверждать, что избежать этого можно, выстроив материал темы в логическую цепочку, воспринимаемую зрительно и поэтому легко понимаемую и усваиваемую учениками. В этом суть тематического опорного конспекта(несколько опорных схем), с помощью которого ученики без труда запоминают материал целой темы.Составление схемы происходит походуизложения учителем нового материала. Школьникамнесложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Учитель, привлекая учащихся, раскрывает содержаниекаждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому. В ходе педагогическойдеятельностимысоздавалиразличные опорные схемы, которые со временем совершенствовались, менялись, упрощались или усложнялись. На сегодня ‬это уже стройная система схем, и у нас появилась уверенность в правильном выборе методики. В настоящее время созданы опорные схемы по курсу истории России для учащихся 6‬9 классов (их также можно использовать и в 10‬11 классах). Схемыотличаются:

Лаконичностью;

структурностью (используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.);

Наличием смысловых акцентов (выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.);

доступностью воспроизведения от руки; использование удобночитаемых аббревиатур.Опорные сигналы(схемы)способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какаято часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминаетнеобходимое.В методической литературемного примеров, представляющих историю в схемах и таблицах,но это не заменяетпредлагаемые нами, опорные схемы, которые отличает прежде всего,системный подход, иное использование символов, четкое следование историческому материалу в соответствии сошкольной программой, новый подход к методике их использования.Опорные схемы совершенствовались на протяжении десятилетий работыиапробированыне на одном поколении учеников. Можно также с уверенностью говорить о дальнейшем их совершенствовании, а значит, о творческом подходе каждого учителя к использованию данной технологии в своей работе.Приведем примеры некоторых опорных схеми раскроем методику работы с ними.Тема «Первая русская революция 1905‬1907гг.». Основа схемы ‬«ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революцииестьначало, она развиваетсяпо восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Учитель вместе с классом в конце урока выведет обоснование данного схематичного изображения, а возможно, предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала,и ребята совместно с учителем наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме.Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа даетдостаточно.

Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).

1917осеньзимавесналето

Опорные сигналы(схемы)ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоитсяучеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем» проявляется и в том, какую форму приобретают данные схемы. Эти различия не случайны: «схемарисунок», что подходит только для наглядного изображения сражения, «схемацепочка», когда небольшому периоду соответствует большое количество дат, необходимых для запоминания, или «схемаступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какоголибо явления, «схемаломаная линия»,удачно подходящая для изучения революции 19051907гг…

Еще один пример, под названием «яйцо Фаберже» (рис. 3). Не секрет, что одним из самых сложных для запоминания является период революций в истории XXвека. Ученикам удержать в памяти череду событий только 1917 года бывает непросто. Можно заинтересовать ребят «творением»: сначала представить календарный год в виде овала, напоминающего яйцо, поделить его на времена года условно. А далее уже не составит труда расположить на этом «яйце» основные события, такие как: февральская революция, 2 марта ‬отречение Николая II, Апрельский кризис, Июльский кризис, Корниловский мятеж, а затем ‬24‬25 октября ‬Октябрьская революция. Эти события, отмеченные точками и короткими записями,будут четко создавать последовательность событий. Если эта работа будет сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, работой с документами, то и через много лет «яйцо Фаберже» останется в памяти каждого ребенка.Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным. Так, учащиеся смогут зрительно представить важные исторические событияили целые периоды с помощью несложной опорной схемы.

Вот еще пример такой работы: «Этапы закрепощения крестьян». Можно, конечно долго и пространно говорить о достаточно протяженном периоде, а можно «строить лестницу», постепенно показывая долгое, но поступательное движение государства по пути закрепощения крестьян. Причем, хорошо для этого выделить отдельную страницу в тетради и обращаться к ней тогда, когда изучается определенная «ступень», выстраивая,в конечном счете,полную картину закрепощения. Так будет выглядеть схема (рис. 4) в конечном итоге.

1597«Соборное Уложение»

1581«Урочныелета»

Бессрочный сыск беглых крестьян.Юридическое оформление крепостного права

1550«Заповедные лета»Сроки сыскабеглых5, 10 лет

1497СудебникИвана IV

СудебникИвана III

ЗапретЮрьева дня

Юрьев день(«пожилое»)Увеличение«пожилого»

При подготовке к экзамену такую схему легко можно повесить над кроватью, положить под стекло письменного стола, чтобы процесс запоминания шел автоматически. При этом такая методика запоминания с периодической заменой схем тоже дает свои положительные результаты.Насколько метод опорных схем эффективен ‬свидетельствует высокое качество знаний, отношение обучающихся к предмету и опыт коллег, успешно работающих с данной методикой в школах города и области. Умение работать со схемами, составлять их самостоятельно,помогает и студентам, сталкивающимся с огромным теоретическим материалом, который необходимо переработать, осмыслить, выделить главное и запомнить.

Вот только некоторые отзывы:«Для меня схемы ‬как подарок вкрасивой упаковке с изюминкой.Я с интересом его открываю, удивляюсь простоте, но изысканности, а главное, пользуюсь им с удовольствием. Вот что значат для меня схемы по истории» Юлия Макарова 11а класс.«Мне стало легче учиться, потому что я по натуре очень стеснительный и неразговорчивый человек. Мне всегда трудно на устных предметах. А с помощью схем ‬сигналов, я стала раскрепощенной, потому что это для меня хорошая, умная «шпаргалка», воспользовавшись которой хотя бы раз, запоминаешь на всю жизнь…» Белоглазова Ксения, 11а класс.«Я никогда не думал, что мне схемы по истории так помогут в университете. Но не тем, что по ним пришлось отвечать, хотя такое тоже было. Они меня научили работать с толстенными книгами и составлять главные схемы ‬опоры при подготовке к экзаменам. Скоро окончание ВУЗа, но свои тетради по истории яберегу, чтобы ими еще в жизни ктонибудь мог воспользоваться» Кречин Василий, выпускник, студент юридической академии.«Мне схемы помогли при подготовке к ЕГЭ. Помню я завешивал свою комнату ими по определенным периодам и смотрел в течение недели на нихутром, вечером, перед сном. Здоровский эффект. Теперь советую всем.» Бугаенко Игорь, выпускник, студент СГУ.«Несколько лет работаю преподавателем истории в различных учебных заведениях. Повезло, что по этим схемам училась еще в школе и сохранила тетради по истории, именно ради схем. Пользуюсь ими при объяснении материала на своих занятиях, как для учеников школы, так и для студентов колледжа и ВУЗа. Определенно можно сказать, что «двоечников» точно никогда не будет, потому что это уникальная форма усвоения материала даже для самого слабого ученика. Это было хорошей помощью мне на начальном этапе работы, а также, думаю, будет полезно всем молодым педагогам.» Дворжецкая О.Ю., учитель истории МБОУ СОШ №12.«Я этими схемами пользуюсь давно. В последнее время стала создавать свои, поэтому считаю эту систему очень динамичной, творческой и интересной. Она заставляет думать прежде всего учителя, искать интересные формы и делать сложный материал доступным для каждого ученика» Климина Н.О., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №12.«Я однажды сумел по схемам за 1 час повторить на «отлично» весь XIXвек по истории. Вот так.» Антонов Владимир, ученик 11б класса.

Кроме того, с помощью таких схем можно за 60 минут вспомнить и повторить практически весь период истории с древности до настоящего времени. Данные схемы удобно использовать и в преподавании детяминвалидам, обучающимся в дистанционном режиме. Не секрет, что количество часов для них ограничено. Такая система позволяет выдавать весь материал в полном объеме, так как он сконцентрирован и нагляден.«Опорные схемы» хорошо дополняют материал авторского дистанционного курса истории 78 классов, разработанный нами в рамках программы дистанционного обучения.Уже много лет, с 2009 года преподавание историис использованием «опорных схем», применяетсяв муниципальном дистанционном центре по обучению детейинвалидов в МБОУ СОШ №12г.Энгельса.Анализируя новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем», приходим к выводу, что разработанные нами «опорные схемы», являются эффективным методом изучения истории, способствующим быстрому усвоению изучаемого исторического материала. Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемая технология, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, делает доступным для всех даже самый сложный материал.Эффективность заключается еще и в том, что такие опорные схемы развивают у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, простотой инаглядностью технология позволяет быть успешными всем без исключения ученикам.Применяя данную технологию, педагог имеет возможность выявлять знания наибольшего количества ребят, а те в свою очередь получают возможность интенсивного обучения в условиях массовой школы. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления, поэтомусоставляемый опорный сигналдолжен нести в себе некую необычность.Таким образом, данная модель образовательного процесса обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов. Главное, чтобы каждый учитель нашел свой стиль, свою методику использования данной технологии, которая способна постоянно совершенствоваться. Новизна ее по сравнению с известными приемами и методами, основанными на использовании схем, заключается в том, что опорные схемы выступают и как опорный конспект для ученика, кроме того, позволяют в системе организовать преподавание истории России с древнейших времен до XXвека (включительно), дать базовый уровень знаний обучающимся массовой школы, а также, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учить детей самостоятельной, творческой деятельности в работе с историческим материалом любой сложности и объема.Данная технология охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный процесс,понятный и доступный всем без исключения.

Ссылки на источники1. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.: ГУП ЦРП «Москва ‬СанктПетербург», 2001 г., с. 4849. 2. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979. С 34.3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.4. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. ‬История: Приложение к газете «Первое сентября». 1994, №78.;5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. (Подготовка к ЕГЭ) М.: Издательство Эксмо, 2007;.6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие. М.: Издательство ВЛАДОС‬ПРЕСС, 2002.7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998;8. Студеникин М.Т., «Методика преподавания истории в школе» Москва «Владос», 2000.9. Кочетов Н.С. История России. 10, 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). ‬Волгоград: Учитель, 2003;10. http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1961

Nataliya Vlasova,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionOlesya Dvorzhetskaya,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionA new approach to the study of Russian history through the technology of the "basic diagrams".Abstract.One of the tools for the development of student‱s personality and for activation of the student‱s cognitive motivation at the history lessons are basic summaries and diagrams, which are suitable for any type of lessons, as they are the basis of the historical material study. Using of the diagrams at the lessons can serve as a methodical help for the history teachers, for students of the 69thclasses of secondary schools and for the schoolleavers, taking State Final Assessmenton the history of Russia in the course of primary and secondary schools. Diagrams are notable for laconism and structural properties. They use associations and logical blocks, integrated by means of arrows, lines, and other designations. The most important elements are highlighted in diagrams with the use of frames, original arrangement of symbols and easytointerpret abbreviations. In diagrams we can see a systematic approach, causeandeffect relations, the findings and conclusion. By their form diagrams are divided into the "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps" and so on. This fact in turn makes them memorable and understandable.Keywords:diagrams, "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps".

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы , которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения , зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач .

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки учащихся. По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов . Эта система работы требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к уроку, подборе материала, подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и главная информация;
  • определение порядка изложения материала, примеров, иллюстрирующих материал, перспектив заполнения опорного конспекта при последующем изложении.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал - эквивалент смыслового значения. Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых элементах . Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой "микроконспект" по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям детей, ясность, гармония с общим решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на детскую аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они должны повышать образность, эмоциональность восприятия материала. Следует избегать излишней теоретизированности в передаче материала. Кроме основного материала, возможно вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорного конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями (записывается цветными мелом: например, зеленым - новое, синим - примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором, отчетливо произнося каждый слог и соблюдая правильное ударение; этот пункт записывается учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой дети должны обратиться дома. Во время записи конспекта у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после знакомства с параграфом учебника и определения объема знаний и умений, которые должны получить учащиеся по теме, разграничения известной и новой информации, которую необходимо усвоить, составляем опорный конспект в отдельной справочной тетради, разбив весь теоретический материал на смысловые блоки. Теперь учебный материал прочитывается ребятами еще раз, но уже внимательно, по блокам, для извлечения главной информации. Представленная в виде отдельных условных обозначений, она постепенно заносится в конспект. Для выразительности изображения мы используем 3 цвета: зеленый для выделения новой информации; красный в качестве сигнала "внимание" - исключение, запомнить; синий - для иллюстрации примерами, для всех остальных обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по опорному конспекту включена в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта, алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в цвете (конспект может быть предложен для обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом (алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь написанное в учебнике с конспектом (исправь ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на орфографическое правило? Помог ли ответить на этот вопрос конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по опорному конспекту (кому, что непонятно?).Слабоуспевающим учащимся для воспроизведения опорного конспекта могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры, которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется учителем. Оценка выставляется учителем. Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).

Закрепление материала с использованием опорного конспекта, организация текущего повторения материала на основе конспекта, алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у слабых учеников, сильными учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов, схем на уроках русского языка может быть полезно в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, восприятия, которые создают фундамент для прочного овладения грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях. УССР. - 1990. - N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-9 классах. - М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов, схем, конспектов) создан учителем-автором статьи и активно используется в практике.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Калашникова Любовь Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №153
город Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Калашникова Любовь Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №153
1

Калашникова Любовь Петровна
Содержание
2016 г.
Актуальность 3
Теория вопроса 5
Практическое использование опорных схем на уроках 6
I.
II.
в начальной школе
III.
Результаты использования опорных схем 19
Заключение
Источники информации 25
Приложение 26
2

Калашникова Любовь Петровна
Введение
«Рецепт успеха ученика прост: во­первых, нужно верить в ребенка и
при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел
страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю нужно
очень четко все объяснять» писал педагог ­ новатор Виктор Федорович
Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных
сигналов - ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким
выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от
перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно
указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим
материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в
урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы ­ как оживить урок,
поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Первоклассники, которые пришли ко мне в прошлом году, отличались своей
«пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте
восприятия нового материала. Треть детей ­ читающие, другая треть­ знающие
буквы, но плохо читающие, остальные – не читающие и знающие только
буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и
важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­
это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические
3

Калашникова Любовь Петровна
цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности,
чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом
информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и
грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность
самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку
зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках.
Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к
снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие
теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию,
осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать,
сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти
проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся,
нестандартным,
и
эмоциональным,
способствует

глубокому
последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том,
чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать
умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен
научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих
повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах
активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их
мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению
материала.
4

Калашникова Любовь Петровна
Задачи
мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной.

Объект:
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.

Предмет
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Основные методы
Наблюдение, беседа.
I.
Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей
педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и некоторое время
использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во­первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и
появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке
материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Во­вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные
сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде ­ это
важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования
развивающего обучения.
Такой подход соответствует современным психологическим
получившим подтверждение в многочисленных
рекомендациям,
экспериментах, где была доказана эффективность движения от абстрактного
к конкретному.
5

Калашникова Любовь Петровна
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с
помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный
символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно
восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под
опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих
структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию,
замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных
элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа,
рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация,
ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной
деятельности. Схема – опора ­ опора мысли ученика, опора его практической
деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной
наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами
действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её,
работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла
скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от
механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их
осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя
практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае
своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную
тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
II. Практическое использование опорных схем на уроках в
начальной школе
6

Калашникова Любовь Петровна
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной
школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных
классах
стал остается метод использования опорных схем,
алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для
составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.
Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования
всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным
окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами
увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и
развитии.
Ускоренное изучение теоретического материала по всем
учебным предметам дает значительную экономию учебного времени,
снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости
учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без
исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных
возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что
эффективно применять схемы может только тот учитель, который может
правильно их подобрать или сам составить, но при этом он должен знать и
основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с
соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей
учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия,
цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным
требованиям:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно,
мотивация к предмету.
7

Калашникова Любовь Петровна
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
ранее усвоенной.



Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ­ технологиями (преобразование текстовой
информации в цифровую в виде презентаций).
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет
большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции
учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и
межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников:
программы,
периодических изданий, интернета.
учебники,
справочной и методической литературы,
2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных
понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка»
отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
правила,
Основные орфограммы,
пунктограммы,
определения,
формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро»
знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в
пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения
той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет
основную оболочку «ядра». Остальной материал-это вспомогательная
оболочка.
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет
– чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда
использую фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем
нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них
8

Калашникова Любовь Петровна
написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно
предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке
математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется
при самых первых уроках в работе с задачей.
Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении
элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и
ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.
Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.
Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни
решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в
работе со схемой.
Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию
опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если
установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым
опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и
звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. Ленту букв
дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу,
которое подразумевает под собой характеристику этого звука: для гласных –
ударный или безударный звук; для согласных – мягкий или твердый, звонкий
или глухой звук. В городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В
доме согласных заселяется этаж глухих и этаж звонких звуков. Обращаю
внимание детей на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда
мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не
произносятся в словах. В доме гласных заселяется этаж звуков, обозначающих
твердость согласных и этаж звуков, обозначающих мягкость согласных.
9

Калашникова Любовь Петровна
Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие
звуки. А чтобы легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы
использую схему из приложения 2 в отдельном варианте.
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2­3 классах
«Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и
других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Опорные схемы использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на
уроке обучения грамоте
вместе с ребятами составили схему звуко­
буквенного анализа слова. (см. Приложение 2) На уроках письма при записи
предложений с комментированием опираемся на схему. (см. Приложение 3.)
Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквой и », пользовались схемами, на которых ясно видна
разница между твердыми и мягкими согласными в слогах­ слияниях.(см.
Приложение 4, 5).
На уроках ознакомления с окружающим миром составляли
схемы при изучении темы «Осень», когда говорили о сезонных изменениях
природы, об изменениях в жизни птиц с приходом осени (см. Приложения 6),а
так же в будущем не вижу своей работы без применения схем различных
вариантов.
Обучение по опорным схемам
требует активной мыслительной
деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия
информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное,
видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого
конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий
восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени
все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в
10

Калашникова Любовь Петровна
процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень
усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с
помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов
как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная
(моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
­ лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме
визуальных или графических знаков);
­ структурность
­ удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных
конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и
т.д.);
­ занимательность, парадоксальность
имеет большое значение в
опорных конспектах.
­ цветовое оформление ­ важная деталь опорного конспекта. Правильно
оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном,
т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими
качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
1 Смысловые
11

Калашникова Любовь Петровна
2 Вербальные (словесные).
3 Ассоциативные.
4 Аббревиатурные.
5 Графические.
6 Орфографические.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом
материале, способствует развитию логического мышления учащихся,
формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую
закономерность.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы
проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но
и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и
последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической
деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требования к составлению опорных схем
При обучении детей класса следует руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение
учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований,
необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников;
заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку,
к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления;
способствовать развитию наглядно­образного и логического мышления. Все
12

Калашникова Любовь Петровна
педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе
является принцип наглядности







учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.


учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней
можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной

некоторых других пособий.

знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в
опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно
обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с
начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам
13

Калашникова Любовь Петровна
записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения,
схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него
представляет собой предельно упрощённую модель.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по
мере необходимости будут обращаться к схеме.
Систематическая работа со схемами,
составление их при

определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только
сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы.
Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение
различным видам познавательной деятельности.
При проведении я столкнулась с тем, что при работе над новой темой
теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент
первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки,
рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные
затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности
к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов
надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не
получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это
и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон
Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть
груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к
14

Калашникова Любовь Петровна
восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка
бумаги, отпавший от учения.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представления по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это
выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и
оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед
неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он
смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока
прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации
мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не
приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что­то скажет.
Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать,
тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее
распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и
целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных
классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и
хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее
время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в
том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для
формирования практических умений,
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения
уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат
подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и
навыков, развития речи.
15

Калашникова Любовь Петровна
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три
механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе
обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового
материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем
работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не
механический, а основанный на установлении смыслового понимания
сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения
знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в
коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное
значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений,
которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько
иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным
изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема
активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность
учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение
в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый
учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с
ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной
доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление
некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,
при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
16

Калашникова Любовь Петровна
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере
необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при
непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на
определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить тот или иной материал.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Из всех существующих форм наглядности на уроках в начальной школе
наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются
опорные схемы, которые представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического изображения, зрительно
подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих
определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно­
обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно
способно придать сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой
работы имеет содержание и оформление такой схемы­опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению,
простой, понятно по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по
опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность
записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в
виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.
Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что
помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию
необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.
17

Калашникова Любовь Петровна
Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии
учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые"
учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно
изложить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством
схем формирует навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление,
учит устанавливать взаимосвязи, определять взаимозависимость между
объектами и явлениями в природе. Более того, эти схемы могут быть успешно
использованы в работе с персональным компьютером при составлении
обучающих и контролирующих программ. Их апробация выявила большой
интерес у детей, доступность восприятия материала, его осознанность и
отсюда – высокую эффективность.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения,
степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу
схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в
виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и
оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического
анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам
урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать
логические связи явлений, которые существуют, но для школьников обычно
остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего
придерживаться графического единообразия в противопоставлении
18

Калашникова Любовь Петровна
смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными
способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное
количество слов. Она должна быть в очень лаконичной форме. В схеме вполне
уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык
ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического
материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть
понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её
содержание словами.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.
4.
Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?
Схема на уроке может:
­ подготовить восприятие;
­ являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления
старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и
язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно,
сознание находится в непрерывном развитии.
19

Калашникова Любовь Петровна
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но
при этом забываем, что уже известное - это средний уровень трудности. А
обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне
трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и
восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и
организовать самостоятельный поиск­исследование, то ученик открывает для
себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в
ожидании самостоятельных открытий.
III. Результаты использования опорных схем
Использование данной методики при изучении предметов в начальной
школе, несомненно, даёт определённые результаты.
Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке
материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и
проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания
и умения по предмету.
Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению
творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного
разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.
Использование опорных схем на уроках в 3­4 классах поможет детям
освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, поможет в
запоминании учебного материала, будет развивать логическое мышление,
20

Калашникова Любовь Петровна
будет помогать в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, логично излагая свою мысль.






результатов при изучении.

понимание детьми 1 класса учебного материала, в данном случае в обучении
грамоте, в формировании первичных математических представлений и
создания целостной картины окружающего мира. При использовании схем в
своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и
зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала,
активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно
сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное;
правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и
слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой
значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность
самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.



21

Калашникова Любовь Петровна

предметах.
















Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика ­ умение понимать и
кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую
цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом
деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и
меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает
грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в
22

Калашникова Любовь Петровна
большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших
результатов при изучении.
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих
понимание учебного материала, в данном случае по окружающему миру. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только
слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие
теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность
учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика,
делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в
тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме;
зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со
схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет
возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.
Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные
знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со
схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных
предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на
главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению,
запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи,
взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений,
как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность
мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому
материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при
объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков
23

Калашникова Любовь Петровна
учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только
смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный
труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в
свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного
сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение
надёжности и полноты усвоенного материала.
Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае
своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на
уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все
действенно и оперативно.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует
познавательных и
формированию личностных,
коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения
регулятивных,
учиться.
В сфере
личностных универсальных учебных действий
формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся учатся использовать знаково­символические средства,
овладеют широким спектром логических действий.
24

Калашникова Любовь Петровна
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в
начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по
организации образовательного процесса
образования.
по ФГОС начального общего
Источники информации:
1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности.
Часть 1.­Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в
школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с. Приложение 2

Калашникова Любовь Петровна
Приложение 6
31

Калашникова Любовь Петровна
32

Cтраница 1


Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию учителя и при наличии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Однако о таком опыте пока мало что известно. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества. Но важно, чтобы использование опорных схем не исключало развития речи учащихся. Шаталов вводит самоконтроль, подобный тому, что при групповом обучении осуществляется в парах. Чтобы учитель мог услышать речь каждого, ученику предлагается наговаривать свой ответ на магнитофон. А вот учет работы каждого ученика у В. Ф. Шаталова тоже осуществляется при помощи экрана успеваемости.  

Данная опорная схема характеризует логические отношения между объектами (денотатами) текста.  

Анализ опорных схем основного и дополнительного текстов позволит вам увидеть повторяющуюся (избыточную) информацию, выделить новую и, включив ее в схему основного текста, синтезировать более полный, обобщенный, логически стройный вариант. Особое внимание при этом следует уделять композиционной структуре текста, адекватному использованию разнообразных стилистических средств, а также употреблению речевых стандартов.  

Например, при опорной схеме виброизоляции пружина может выключаться введением клина или поворотом эксцентрика. В этом случае пружина зажимается и перестает действовать.  

Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.  

Внесение всех указанных отклонений в опорную схему позволяет получить схему информационно-логической взаимосвязи задач проектируемой АСУ для данного предприятия, отражающей движение потоков информации в новых условиях управления им.  

Мотова), объяснение материала с помощью опорных схем (С. Н. Лысенкова и др.), художественно-эмоциональное раскрытие темы (Е. Н. Ильин), проблемное изучение темы (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.) и многие другие подходы к повышению эффективности обучения. Важно не просто возводить каждый из них в абсолют, а показывать, в каком возрасте, при изучении каких тем, при изучении каких предметов эти варианты могут привести к активизации учебного процесса на уроке, какова рациональная мера их использования.  

Понятно, однако, что такое выделение опорных схем может иметь лишь условный (классификационный) смысл, так как переход между предельными случаями носит непрерывный характер. В частности, это относится и к геометрии (степени нелинейности) мостиковой группировки.  

При написании реферата на основе двух текстов целесообразно составить логическую опорную схему и схему последовательности изложения для каждого из них. При этом один текст следует выделить как основной, базовый, другой - как дополнительный.  

Работу по сопоставлению двух текстов можно также провести с помощью опорных схем.  

При наличии отклонения в информационных связях между задачами от указанных в опорной схеме на основе попарного перекрестного рравнения входной и выходной информации рассматриваемой задачи с остальными производится определение класса, к которому она относится. Производится соответствующее уточнение состава информационных связей. Для задач, вновь включаемых в состав решаемых автоматизированным способом, применяется та же процедура, а также оцределяются перечень выходных документов и состав информационных связей с другими задачами.  

Решение этой системы приведено в интервале констант скорости самоочищения от 0 005 до 0 05 сут -, в широких пределах отклонений от опорной схемы водообмена по параметрам общего активного объема, распределения расходов между звеньями.  

Формирование информационных потоков при разработке АСУП осуществляется с помощью информационно-логической схемы взаимосвязи задач для проектируемой АСУ, на основе выявленных в процессе исследования информационных потоков, отклонений последних от принятого на опорной схеме и внесения соответствующих изменений в опорную схему.  

Входящие в комплекс средства имеют разное дидактическое назначение - для изучения нового материала, для за-крепле-ния или контроля. Иногда дополнительно изготавливают средства определенного дидактического назначения, например опорные схемы для закрепления знаний и умений, специальные карточки с контрольными заданиями. Иногда для контроля знаний демонстрируют кинофильм (видеофильм) с выключенным звуком и предлагают ученику его прокомментировать или показывают таблицу с закрытыми надписями.