Запиши соблюдая орфографическое правило он не мог. Тема: Неопределенная форма глагола. «Действительные и страдательные причастия»

Урок 159

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ: Формировать умение писать и произносить глаголы с частицей не

Ход урока

2. Орфографическая работа . Записать словосочетания в столбик. Объяснить орфограммы в корнях. Указать, в каком стиле речи они чаще употребляются? Подобрать к ним синонимы-глаголы и разобрать их по составу.

Одержать победу, отдать приказ, принять решение, сделать попытку, приводить в смущение, проявить интерес, дать распоряжение.

3. Работа по теме урока.

Знакомство с материалом для наблюдений - стр. 231.

В ы в о д. Как пишутся глаголы с частицей не . Привести примеры глаголов, без не не употребляющихся.

Орфографический (объяснительный) диктант:

Негодовать, давно недомогать, море неистовствовало, мне нездоровится, неволить силой, не ходит к другу, не был в школе, не мог выполнить задание, не стал торопиться, не знает правило, не спится и не дремлется.

К данным словосочетаниям (записаны на доске) подобрать глаголы-антонимы с частицей не , без которой они не употребляются:

Чувствовать себя хорошо, очень любить, считаться с желанием, хорошо относиться, ничему не удивляться.

Объяснительное списывание (материал распечатан). Раскрыть скобки, объяснить написание.

Росы (не) было, (не) могли быть слышны запахи вечернего сада. У старого деда ноги (не) ходили, глаза (не) видели, уши (не) слышали, зубов (не) было. Метель (не) утихала, небо (не) прояснилось. Врагу (не) кланяйся, для друга жизни (не) жалей. Потчевать велено, а (не) волить грех. От усталости мне (не) здоровится

5. Домашнее задание. Знать правило - орфограмму № 21. Выполнить упр. 617.

УРОК 160

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ : Формировать умение писать и произносить глаголы с частицей не . Знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний. Продолжить формирование навыка употреблять глаголы с частицей не в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

2. Языковая разминка.

Указать, в каком ряду все слова пишутся с ь :

а) суш.., леч.., тиш.., дрож.., отреж.. .

б) задач.., намаж.., плюш.., гараж.., кипуч.. .

Записать, найти орфограмму по опознавательным признакам. Указать грамматические основы.

Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта.

3. Работа по теме урока. Упр. 621 (устно).

Объяснительный диктант.

Он (не) мог удержаться от расспросов. (Не) почувствовал вины. Нельзя (не) отблагодарить. (Не) съеживайся от холода. (Не) завидовать тому, кто в беде. (Не) взлюбить сразу. Мне (не) сдобровать.

4. Творческая работа. Чтение и анализ текста В. Брюсова:

Настал вечер, а затем ночь. Летние звезды медленно выплыли из лазури. Туман колыхнулся воздушным шаром. Смолкли последние шумы, и старый мост задремал.

Тогда волны перед камнем, где сидела Мария, разомкнулись и тотчас сомкнулись снова.

Какое движение происходит в природе? С помощью каких глаголов автор передает это движение? Выписать эти глаголь, сделать их морфемный анализ Выделенное предложение разобрать по членам и дать его полную характеристику.

5. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Звуки весеннего леса». Использовать глаголы с частицей не .

УРОК 161

Тема: НЕ с глаголами

ЦЕЛЬ: Продолжить формирование умения писать и произносить глаголы с частицей не . Закрепить умение графически обозначать условия выбора правильных написаний. Закрепить навык употребления глаголов с частицей не в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

Составить и записать словосочетания, использован глаголы (восхищаться, удивляться ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться) и существительные (мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота ). Какое значение имеют данные глаголы?

3. Работа по теме урока.

Найти предложение, написанное правильно (материал распечатан). Свой выбор обосновать.

1 в а р и а н т

2 в а р и а н т

1) Брат незаехал за нами.

2) Брат не за ехал за нами.

3) Брат не заехал занами.

4) Брат не заехал за нами.

Записать по памяти глаголы, которые без не не употребляются. Составить с ними свои предложения.

4. Тренировочные упражнения.

Требуется друг

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки.

А характер кроткий.

Я шепчу: - дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы, как две голубки,

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

А девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись, хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Мочала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье

«Срочно требуется друг...»

Какова тема стихотворения? Для чего героине требуется друг? Как вы понимаете слово дружба ? Объяснить значение выражений девчонок свита, девчонки на дыбы . Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Из стихотворения выписать все глаголы с не и объяснить их написание. Выписать из текста однокоренные слова, указать, какой частью речи они являются, разобрать их по составу.

5. Домашнее задание. Составить словосочетания и предложения с глаголами (записать их под диктовку): любить, нравится, восхищаться, восторгаться, обожать, благоговеть. Каково лексическое значение этих глаголов?

Уроки 162-163

Тема: Рассказ

ЦЕЛЬ: дать представление о рассказе как одном из видов повествования. Познакомить с композицией рассказа. Формировать умение составлять устное высказывание по данному началу и составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Ход урока

1. Работа по рисункам на стр. 234 (упр. 623) и вопросам из упражнений 623 и 624. Составление устного рассказа.

2. Знакомство с рассказом как одним из видов повествования, в основе которого лежат событие, эпизод, происшествие. Запись в грамматическую тетрадь схемы построения простого рассказа.

3. Работа с отрывком из рассказа О. Гончара.

Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал у нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь - ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога - это все-таки жизнь... дорога таит в себе некую тайну и величие.

Б е с е д а: Какую же тайну может скрывать дорога?

4. Написание рассказа-миниатюры.

Используя глаголы движения, написать миниатюру на тему «Дорога таит в себе, некую тайну и величие». Начать рассказ словами: «Эта история произошла недавно»...

Урок 164

ЦЕЛЬ: Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать безударные суффиксы глагола в неопределенной форме.

Ход урока

1. Языковая разминка.

Столбиком записать под диктовку глаголы и поставить к ним вопросы.

Исполнить, ненавидеть, обеднить, обеднеть, обуть, дать, испечь, принять, вынимать, держать, красить, брить.

Сделать вывод о том, какие глаголы записали. Различаются ли они вопросами?

2. Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала о глаголах в неопределенной форме, знакомство с орфограммой № 22 - стр. 235.

Чтение стихотворения Д. Самойлова (текст распечатан).

О чем это стихотворение? Почему оно так называется? О каком времени года идет в нем речь? Объяснить смысл первого предложения.

Перед снегом

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню поднима(-тся, -ться?), падать с неба.

Вода устала петь, устала теч..,

Сиять, струи (-тся, -ться?) и перелива (-тся, -ться?).

Ей хоче (-тся, -ться) утратить реч.., залеч..,

И там, где залегла, там остава(-тся; -ться?).

Выписать из текста глаголы в неопределенной форме, объяснить их написание.

Упр. 626. Запомнить слова на полях - стр. 235.

Выписать глаголы в неопределенной форме и объяснить их написание:

1 в а р и а н т: ничего не боят..ся; нечего боят..ся; необходимо подстрич..ся; успешно занимат..ся; нужно умыт..ся.

2 в а р и а н т: умеет веселит..ся, любит трудит..ся, рано поднимат..ся, просыпает..ся, вода льет..ся, хорошо смотрит..ся, расположит..ся на ночлег.

Что общего в значении данных глаголов, чем они различаются? (глаголы через кодоскоп проецируются на экран или распечатываются). В какой форме стоят эти глаголы? Свое мнение обосновать.

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, сменить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лелеть, плыть, нестись.

Устно составить с некоторыми глаголами предложения.

Распределить данные глаголы и словосочетания на три группы:

а) глаголы со значением речи;

б) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;

в) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движение говорящего:

Говорить, вспомнить, улыбаться, рассказать, убедиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, упрекнуть, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться, дать (совет), задать (вопрос), застонать, приуныть.

Объяснить нависание выделенных слов. Графически обозначить морфему, в которой имеется орфограмма.

5. Домашнее задание. § 109, упр. 628. -

УРОК 165

Тема: Неопределенная форма глагола

ЦЕЛЬ : Формировать умение правильно писать ь после ч

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический практикум.

Составить словосочетания, указать падежи вставляемых существительных

Прик..саться (к ч е м у? к к о м у?)

К..снуться (ч е г о? к о г о?)

Оп..раться (н а ч т о?)

Р..бирать (ч т о?)

Ра..бираться (в ч е м?)

Наблюдать (ч т о?).

Выделить корни с чередованием гласных. Объяснить их написание.

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 636 - устное высказывание на лингвистическую тему.

З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь

Из предложений (материал распечатан) выписать глаголы и поставить их в неопределенную форму.

Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке. Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру. Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки. Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли. Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке. Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицу темнотой.

4. Домашнее задание. Запомнить теоретический матери ал, записанный в грамматической тетради, выполнить упр. 631

Урок 166

Тема: Неопределенная форма глагола

ЦЕЛЬ: Формировать умение правильно писать ь после ч в неопределенной форме глагола, графически обозначать условия выбора написания. Закрепить умение правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка. Объяснительный диктант.

Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурый вихрь, медленно двигал по дороге столб пыли. Вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

Подчеркнуть глаголы, которые передают движение ветра. Образовать от них неопределенную форму и записать в тетрадь.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.

Образовать неопределенную форму от глаголов: метет, нес, греб, пасу, скребешь, ползу, цветет.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.

Образовать новые глаголы с разными приставками от глаголов вести, расти, плести, мести, идти, прийти, нести.

Написать миниатюру «На даче», используя глаголы из второго индивидуального задания.

3. Работа по теме урока.

Заменить фразеологизмы одним глаголом-синонимом. Разобрать эти глаголы по составу:

1) Точить лясы, молоть языком.

2) Сравнять с землей, разнести в щепки.

3) Прикусить язык, набрать воды в рот.

4) Зарубить себе на носу, намотать на ус.

5) Реветь белугой, пускать слезу.

6) Класть зубы на полку, щелкать зубами.

Заменить подчеркнутые имена существительные однокоренными глаголами Неопределенной формы на -ся . Согласовать с другими словами (материал распечатан).

1) Охота была еще не запрещена. 2) Отряд вынужден был сделать остановку . 3) Каждому рекомендуем обтирание холодной водой. 4) Подготовка к праздникам началась.

4. Тренировочные упражнения.

Образовать все возможные глаголы с приставками и суффиксами от глагола стать .

5. Домашнее задание. Упр. 633.

Урок 167

Тема: -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

ЦЕЛЬ: Формировать умение писать и произносить глаголы с -тся и -ться . Знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

1. Языковая разминка.

Мне была представлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго.

2. Работа по теме урока.

Знакомство с орфограммой № 23 и стихотворным правилом:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

3. Тренировочные упражнения.

Придумать и записать предложения с данными глаголами.

1 в а р и а н т 2 в а р и а н т

вернутся - вернуться встретится - встретиться

бросится - броситься сушится - сушиться

беречь - беречься держится - держаться

Объяснительный диктант (объяснить написание или отсутствие ь ):

Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотится ковыль. Клубятся тучи, хотят в росе понежиться поля. Мне не спится, не лежится. Путешественники долго не могли успокоиться. Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облаков не подняться. Стричься и бриться он не любил.

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колыше(тся; ться?).

Шумит, поет, ругае(тся; ться?),

К...чае(тся; ться?), в..ляе(тся; ться?),

Дере(тся; ться?) и ц..луе(тся; ться?)

На празднике народ.

Доказать, что глаголы помогают поэту красочно описать деревенскую ярмарку, сделать динамичнее повествование.

Документ

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс Урок 1. Знакомство с... русского языка . Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса ... неграмотный, не знает правил русского языка .) - Оказывается, по речи, устной и письменной, ...

  • Рабочая программа по русскому языку 9 класс (3)

    Рабочая программа

    Г. Рабочая программа по русскому языку 9 класс Составитель программы: Беляева Т.В. учитель русского языка и литературы д. ... ученика Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку : 9 класс . – М.:ВАКО,2005 ...

  • Рабочая программа педагога Ионова Владимира Александровича по русскому языку (7 класс) Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа

    И контрольные работы по русскому языку : 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку : 9 класс : к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык . 8 класс » / О.А. Нури. – М.: Издательство...

  • Страница 3 из 16

    102. без орфограммы с орфограммой

    Поле вода

    Край бежать

    Том гора

    Лом моя

    Тайна рука

    105 . С провер. гласными: возвращаться - возврат, из леса - лес, уменьшается - меньше,взглянуть - взгляд,дождливый - дождь, светящийся - свет,зеленеющий - зелень - зеленый, увлекательная - увлечься,удивительный - диво, замечательный - заметить,преподаватель - дать

    С непровер.гласными : лимоны,каникулы,морковные,котлеты,рябины,человек,заяц,человек,знаменитый,университет,выразительная,непреодолимое, препятствие

    106. Осенняя роза Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело , Дохнул сентябрь , и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна Лишь ты одна , царица - роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня

    Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.

    107. Безударные гласные корня

    проверяемые непроверяемые

    Издалека бананы

    Вблизи апельсины

    Мириться картофель

    Показаться капуста

    Развеваться бинокль

    Деревянный перила

    Разгадать мандарины

    Водянистый языковой

    Отличиться человеческий

    Течение

    108. Го во рим, е стественно, е дим, че ло веческий, я зык, я вляется, вро жденным.


    112. Лодка - лодочка, низко, низким - низок, облегчением, легким - легок, солнце - солнышко, сквозь - сквозит, беседка- беседочка, колоннами (словарь), вдруг (словарь), счастливую- счастье, звук - звуки.Облегчением - легкий, висела - виснет, издалека, отдаленный - даль.

    114. а) Глухие и звонкие согласные : вкусный плод (плоды), деревянный плот (плоты), найти гриб (грибы), глубокий пруд (пруды), тонкий прут (прутик). Могучий дуб (дубы), труд (труды) строителя.

    б) Удвоенные согласные : прийти в класс, карикатура на одно¬классника, территория школы. Летняя терраса, интересная профессия.

    в) Непроизносимые согласные : поздний - опоздать, празд¬ничный (словарь), нечестный - честен. Прелестное (прелесть) дитя, мои сверстники (словарь).


    118 . Сп...шу. Спе шу в школу (спе?шка) - спи шу с доски (спи?шет).

    Об...жать. Оби жать младших (оби?да) - обе жать вокруг дома (бе?г).

    Выж...ть. Выжа ть полотенце (жа?ть) - выжи ть в бою (жи?ть).

    Ро(з,с). Быстро рос (ро?сли) - букет роз (ро?зы).

    Ле(с,з). Хвойный лес (ле?са) - лез на крышу (ле?зу).

    Разв...ваться. Стремительно разви ваться (разви?тие) - разве ваться на ветру (ве?ет).

    Разр...дить. Разря дить ружье (разря?дка) - разредить морковь (ре?дкий).

    119 . Дремуча я ча ща, чу ткий товарищ, ночн ая тишь, жи вительный родник, жи вописная местность, жи знерадостный характер, жи рная щу ка, ча рующие звуки, необъятная ши рь, игрушечн ый жи раф, ща дить соперника, чу вствовать страх, щу плый парнишка, ча йный сервиз, остроумная ча стушка, чахлое растение, щу пальца осьминога, ши карный наряд, солдатская ши нель, местный жи тель, чу мазый малыш, гигантское чу довище, оча ровательная мелодия, ща велевый суп, выращенный ща вель, обыкновенное чу до, чу десный праздник.

    120 . Жевать (жёваный), шептать (шёпот), жалеть (жалость), шелестеть (шелест), жестокий, жестянка (жесть).

    121 . Конец - конч ик, птенец - птенч ик, ночь - ночн ик, арматура - арматурщ ик, сварить - сварщ ик, камень - каменщ ик, няня - нянч ить, мощь - мощн ый, собирать - сборщ ик.

    123.

    1 скл. 2 скл. 3 скл.

    из-за туч острый меч серая мышь

    постройка дач перочинный нож способная молодежь

    Много училищ черная тушь

    Утренняя тишь

    Колосистая рожь

    124 . Несешься, скользишь, взмываешь, бросаешься, исследуешь, испытываешь

    Увлекательно - увлечься, скользишь - скользко, напряжения - напрячься, дерзайте - дерзость.

    125.


    126. Из дальней комнаты был слышен громкий плач (сущ.).

    «Не плачь (глаг.), пожалуйста, Саша», - упрашивала мама.

    127.

    1) В конце слов русского языка часто встречаются шипящие. Например, речь, меч, от дач, поешь, красуешься.

    2) После шипящих иногда пишется Ь, иногда не пишется.

    3) В именах существительных Ь пишется только в словах 3 склонения. Например, сушь, глушь, речь, рожь, помощь. В существительных 1 и 2 склонения Ь не пишется. Например, плащ, плюш, задач, без краж.

    4) В глаголах после шипящих Ь пишется всегда, включая формы с -ся, -те. Например, беречь, беречься, нравишься, съешьте, идешь.

    128.

    Диктант

    Роскошь, из училищ, рисуешь, подъезжаешь, стричься, плащ, помощь, сборник задач, врач, красуешься, смеешься, умножьте, спрячьте, ключ, сиянье свеч.

    129


    131 . 1. Съёжишься, разъезд, предъявлять, предъюбилейный. 2. Шью, муравьи, вьёшь, рьяно, пьедестал.

    132 . Объективность, объединение, ручьи, подъём, колосья, вьюн, разъяренный, вьюга, подъезд, птичьи.

    133 . Сверхмощный, четырехэтажный, всеобъемлющий, сэкономить, безоблачный.

    134 . Лисьего хвоста, волчьего аппетита, заячьей капусты, медвежьей берлоги, собачьей конуры, барсучьей норы, кроличьей клетки, кошачьей миски.

    135. Разъезд, отъезжать, съезд, въезд, изъездить, объездить, подъезд.

    Разъедать, отъедаться, съедобный, въедливость, изъеденный, объедание, подъедать.

    Отъявляться, изъявлять, объявляться, предъявлять.


    Безударный проверяемый гласный в корне слова : желтеющие, золотой, вечерней, бросая, небес.

    Проверяемый глухой-звонкий согласный в корне слова : диск, исчез, свет, свод.

    Непроизносимый согласный в корне слова : солнца.

    Чередование гласных в корне : зари.

    140.

    1. Объявление, шьют, шампиньон, адъютант, предъюбилейный, муравьи.

    2. Улыбаешься, стеречь, печь, плачьте, умножьте, помощь, роскошь, дочь, брошь.

    3. Речка, речной, нянчить, женщина, барабанщик, каланча, ночной, дочка.

    142 . Жито, пажи, лежи, малыши, шило, машина, чайник, частный, подача, пуща, прощай, чаща, чудный, чулки, чужой, шучу, отпущу, щупальце, прощу.

    143.

    слитно раздельно раздельно

    ненавидеть

    не мог не любишь
    нездоровится не пошел не преподнесет
    неволить не хотел не преследует
    несдобровать не почувствовал не объединять
    недолюбливает не скрипит не съезжать
    недоумевает не хочет не льешь
    не был
    не жил
    не дал

    144 . Никто не неволил ее возвращаться. Они невзлюбили этот пустырь с первого взгляда. Несдобровать сегодня нашему коту Ваське. Все недоумевали по поводу случившегося. В лесу мы решили не удаляться друг от друга. Лейтенант решил не преследовать нарушителя, а сообщить о нем по рации на ближайший милицейский пост. Ему вовсе не хотелось огорчать родителей своим поведением.

    145 . Он не мог удержаться от расспросов; не падайте духом; не отвергайте моего предложения, не разобравшись в деле; не почувствую вины; нельзя не отблагодарить за помощь; не съеживайся от холода; не позавидуешь тому, кто в беде; невзлюбить с первого взгляда; не благодарите меня; недоумевать по каждому поводу; товарищу нездоровилось; ему несдобровать.

    а) почувствую, б) отблагодарить, в) несдобровать.

    146. 1) И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. 2) Крепко связаны ей локти; попадется зверю в когти... 3) Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. 4) Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу... 5) Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. 6) Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся, на знакомом острову чудо видят наяву. 7) Князь пред нею стал божиться, что пора ему жениться... 8) Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснется в скором беге и очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря...(Из сказок А. Пушкина)

    149. Красивый - прекрасный, миловидный, хорошенький, миленький, прелестный, обворожительный, симпатичный, милый, очаровательный, пригожий, привлекательный, пленительный.

    150 . Милосердие - сострадание, чуткое отношение к кому-либо.


    Элис не мог скрыть возбужденного в нем чувства страха и почувствовал даже, чего никогда не бывает с моряком, невольное головокружение, точно невидимые руки толкали его прямо в зияющую пропасть.

    Закрыв глаза, бросился он бежать; только спустившись с Гуффрисберга, где опять засияло над ним светлое солнце, мог он оправиться от впечатления ужасного зрелища. Вздохнув свободно грудью, он воскликнул:

    О Боже! Что значат все опасности моря перед ужасом этих каменных масс! Пусть воет буря, пусть вздымаются страшные волны, - придет время, и ясное солнце снова засияет над головой моряка, заставив его скоро позабыть прошлую опасность; но здесь! Никогда луч света не проникнет в эту черную глубину, никогда сладкое дыхание весны не освежит грудь рудокопа. Нет! Не буду я товарищем черных, роющих землю червяков! Никогда не привыкнуть мне к их безотрадной жизни!

    Элис решился переночевать в Фалуне и завтра же ранним утром отправиться обратным путем в Гетеборг.

    Достигнув рыночной площади, он увидел там собравшуюся толпу народа.

    Все сословие рудокопов, в полном составе, с лампами в руках и с музыкантами впереди, стояли, выстроившись перед ратушей. Высокий, стройный человек средних лет вышел из дверей и оглядел всех с ласковой улыбкой. Открытый лоб, свободные движения и блестящие темно-голубые глаза обличали в нем уроженца Далькарлии. Каждому из столпившихся вокруг рудокопов пожал он приветливо руку и каждому сказал несколько ласковых слов.

    Элис Фребем узнал из расспросов, что это был Пэрсон Дальсе, альдерман и владелец прекрасной горной фрельзы, близ Стора-Коппарберга. Горными фрельзами называются в Швеции поземельные участки, отведенные под добычу медных и серебряных руд. Владельцы таких фрельз разделяют подземные участки на паи, сохраняя за собою право надзора над правильностью работ. Далее Элису объяснили, что сегодня кончался Бергстинг, или общее собрание рудокопов, и что в этот день они поочередно посещали бергмейстера, гюттенмейстера и альдерманов, встречая везде радушный прием и хорошее угощение.

    При виде этих статных, красивых людей с веселыми лицами Элис невольно позабыл роющих червяков, вид которых так поразил его в руднике. Радостное, дружелюбное приветствие, которым был встречен Пэрсон Дальсе, не походило также и на буйное пиршество матросов на генснинге.

    Скромному, трудолюбивому Элису очень понравился тихий характер этого праздника рудокопов. Он чувствовал себя как-то особенно хорошо; когда же молодые рабочие затянули, стройными голосами, старую, хоровую песню, в которой призывалось благословение Божье на их тяжелый труд, он не мог удержать невольных слез.

    По окончании пения двери дома Парсона Дальсе отворились, и вся толпа рабочих направилась туда. Элис вошел за ними и остановился на пороге. Вся толпа разместилась в обширной комнате на скамьях, поставленных за столами с роскошным угощением.

    Вдруг двери, в стене напротив Элиса, отворились, и в комнату вошла молодая, одетая в праздничное платье девушка. Высокая, стройная, с темными волосами, заплетенными в несколько обернутых около головы кос, с корсажем, изящно убранным блестящими пряжками, она, казалось, улыбалась всем своим существом, как живое олицетворение цветущей молодости. Гости, при входе ее, встали, и легкий ропот удовольствия пробежал по рядам.

    Улла Дальсе, Улла Дальсе! Наградил же Бог нашего альдермана такой дочкой!

    Даже старики не могли удержаться от радостной улыбки, когда Улла приветливо протягивала им руку, чтобы поздороваться. Она велела подать тяжелые, серебряные кружки, и, наполнив их элем, какой умеют приготовлять только в Фалуне, радушно поднесла его гостям, с лицом, озаренным самой милой, естественной приветливостью.

    Элис, едва ее увидел, был мгновенно охвачен таким отрадным чувством мгновенной и глубочайшей любви, что, казалось, молния пронизала все его существо. Он тотчас узнал в ней ту самую женщину, которая протягивала ему руку спасения в его таинственном сне, и, от души прощая старого рудокопа, благословлял судьбу, приведшую его в Фалун.

    Но в то же время, стоя на своем пороге, и чувствуя себя бедным, чуждым всем странником, он готов был сожалеть, что не умер прежде, чем увидел Уллу Дальсе и осознал несбыточность своих пылких желаний. Он не мог оторвать глаз от прелестной девушки и не утерпел, чтобы не назвать ее тихо по имени, когда она прошла совсем близко мимо него.

    Улла обернулась и заметила юношу, смущенного, с яркой краской на лице, который был не в состоянии произнести ни одного слова.

    Она подошла и сказала с ласковой улыбкой:

    Вы верно чужестранец? Я вижу это по вашей одежде моряка. Что же вы стоите? Садитесь, прошу вас, и порадуйтесь вместе с нами. - С этими словами она дружески взяла его за руку, усадила за стол и поднесла полную кружку зля.

    Пейте, - прибавила она, - и будьте нашим дорогим гостем!

    Элису казалось, что сладкий сон перенес его в рай, и он каждую минуту боялся пробудиться. Бессознательно выпил он предложенный напиток. В эту минуту подошел Пэрсон Дальсе и, ободряюще пожав ему руку, с участием спросил, кто он такой и зачем прибыл в Фалун.

    Элис чувствовал, как живительная сила выпитого эля разливалась по всем его жилам. Он весело смотрел в глаза честного, бодрого Пэрсона Дальсе и рассказывал ему, как, будучи сыном моряка, он с ранних лет вырос на море, как, вернувшись из Индии, не застал в живых свою мать, которую содержал своими трудами, как тяжело показалось ему его одиночество и как опротивела ему бурная жизнь на море, потому он, по собственному внутреннему влечению, решился отправиться в Фалун, чтоб сделаться рудокопом. Как ни противоположно было последнее решение тому, что он думал несколько часов назад, Элис, казалось, высказал его совершенно добровольно, так что потом, соображая все сказанное альдерману, он сам удивлялся, каким образом могло так вдруг сделаться его желанием то, о чем он прежде даже не думал.

    Пэрсон Дальсе посмотрел на молодого человека очень серьезным взглядом, как будто хотел увидеть его насквозь, и сказал:

    Я не хочу предполагать, что одно легкомыслие побудило вас отказаться от прежнего ремесла и что прежде вашего решения вы не взвесили всех трудностей и препятствий, которым исполнен труд рудокопа. Старое поверье говорит у нас, что если рудокоп не откажется от всяких иных помыслов и занятий, кроме тех, которые требует его работа, и не предастся всей душой и телом труду с огнем в земле, то дело это неминуемо погубит его самого. Но если ваше решение твердо, и вы хорошо себя испытали, то с Богом, в добрый час! На моем участке недостает рабочих, и если желаете, то я приму вас сегодня же. Вы переночуете у меня, а завтра отправитесь в рудник со штейгером, который укажет вам вашу работу.