Нубия африка. Древняя нубия - страна на юге сахары - истории земли. Религия древних нубийцев

Для начала стоит немного рассказать о компании Xiaomi. Xiaomi - производитель смартфонов и прочих мобильных устройств. Собственных производственных линий компания не имеет, а занимается разработкой смартфонов, а также разрабатывает собственную прошивку на базе Android, которая называется MIUI. В числе фабрик-сборщиков есть Foxconn, производящая смартфоны и для Apple. Первый смартфон был выпущен в 2011 году, а уже по итогам 2015 года, Xiaomi заняла 4 место по мировым поставкам смартфонов, уступив лишь компаниям Samsung, Apple и Huawei (именно в таком порядке с первого по третье место).

Секрет успеха можно выделить в несколько основных факторов. Во-первых, ценовая политика. Смартфоны продавались без заработка для компании (заработок пришелся на приложения), а чтобы цена была максимально доступной, продажи велись лишь через интернет-магазин (сейчас по Китаю открываются многочисленные точки продаж). Во-вторых, в смартфонах использовалось мощное железо, качественные комплектующие и материалы, была хорошая сборка. В-третьих, многим пришлась по нраву прошивка MIUI, заменяющая «привычный Android», а также то, что смартфоны всегда обновляются до актуальной версии программного обеспечения.

Разумеется, такой успех молодой компании не мог остаться без внимания. Поэтому, даже крупные производители решили взяли на вооружение эту модель, для чего даже создавали дочерние бренды. Одной из таких компания стала ZTE, представив дочерний бренд Nubia. Сам суб-бренд был представлен в 2012 году, а уже в начале 2013 года вышел первый смартфон: Nubia Z5. Это был смартфон класса high-end. Уже по тем временам он имел впечатляющие характеристики: 5-дюймовый экран с высоким разрешением FullHD, мощный процессор Qualcomm Snapdragon S4 Pro с 4 ядрами 1500 МГц, 2 ГБ ОЗУ и 32 ГБ встроенной памяти. В конкуренты ставили даже действующий флагман Samsung Galaxy S4, стоящий на порядок дороже. По модели ведения бизнеса компанией Xiaomi, продвижение бренда велось аналогично. Смартфон имеет качественный материалы и приятный дизайн, так что его тепло приняли «обзорщики» и обычный покупатель. При своих спецификациях он имел демократичный ценник, а продажи велись исключительно через интернет.

Смартфоны Nubia имеют фирменную прошивку Nubia UI. Конечно, до прошивки MIUI ей далеко, скорее это фирменный интерфейс и некоторые надстройки над ОС Android. Да и обновления происходят редко, что не может не расстраивать. Данную прошивку получают и некоторые смартфоны ZTE.

Не смотря на то, что компания ZTE заявила о выходе на российский рынок своего суб-бренда Nubia, модельный ряд в России ограничен несколькими аппаратами. В середине 2013 года в России официально вышел Nubia Z5. Еще был доступен Nubia Z5S mini, уже ставший устаревшей моделью 2013 года. Компания имеет официальные российские представительства в социальных сетях, но при этом российский сайт не работает. Найти информацию о имеющихся смартфонах и предстоящих новинках можно на

историческая область в долине между 1 и 5-м порогами Нила на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в VII-XIV вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К концу XIV в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Отличное определение

Неполное определение

НУБИЯ

Каш, Куш - у древних египтян, Нильская Эфиопия - у античных авторов) - ист. область. Находится, примерно, между 1-м и 6-м порогами Нила и несколько далее к югу и востоку по Белому и Голубому Нилу, между Красным м. и Ливийской пустыней. Название Н., встречающееся с 10 в. н. э., происходит, вероятно, от обитавшего с 3 в. н. э. на вост. берегу Нила южнее 1-го порога племени нобатов. К коренному населению терр. Н. - родственным древним египтянам хамитич. племенам, с сер. 2-го тыс. до н. э. примешивались проникшие с Юга негроидные элементы. В эпоху Древнего царства егип. фараоны посылали на терр. Н. торг. караваны и грабительские экспедиции за рабами, скотом, золотом, эбеновым деревом, слоновой костью и т. д. и к 15 в. до н. э. захватили ее до 4-го порога. Н. управлялась наместником, т. н. царским сыном Куша. Влияние Египта способствовало распространению егип. культуры и ускорило распад первобытнообщинных отношений. В 11 в. до н. э. добилась самостоятельности. Впоследствии на ее терр. возникло Напатское царство (см. Напата). К концу 6 в. до н. э. столица этого царства была перенесена в Мероэ (см. Мероэ). В 4 в. н. э. значит. часть страны захватил аксумский царь Эзана. С 6 в. н. э. в Н. распространилось христианство. В 6-8 вв. образовались два царства - Мукурра (на Севере) и Алоа (на Юге). В 652 она подверглась нападению арабов. Повторяющиеся с 13 в. набеги мамлюков и расселение арабов способствовали распространению в Н. ислама, вытеснившему к нач. 16 в. христианство. В 16 в. на терр. Н. возникло гос-во Фунга. В 1821 часть ее была захвачена Египтом. Терр. Сев. Н. до 2-го порога ныне входит в состав ОАР, остальные р-ны принадлежат Судану. В связи со строительством Асуанской плотины многие памятники Древней Н. - храм Абу-Симбел и др., попали в вону затопления. Для их изучения и спасения в 1960 был создан при ЮНЕСКО Междунар. комитет действия с Консультативным советом экспертов. Наиболее ценные памятники переносятся в зону, свободную от затопления (1966). Лит.: Кацнельсон И. С., Проблемы исторического развития древнейшей Нубии, "ВДИ", 1948, No 2; его же, Некоторые черты государственного строя Нубии в VI-IV вв. до н. э.. Международный XXV конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, М., 1960; его ж е, Нубия под властью Египта, "ВМГУ", 1948, No 6; его же, Рабовладение в Куше, "ВДИ", 1964, No 2; Древняя Нубия. Результаты работ археологич. экспедиции АН СССР в Объединенной Арабской Республике. 1961-1962, под общей ред. Б. Б. Пиотровского, М.-Л., 1964; S?ve-S?derbergh Т., ?gypten und Nubien, Lund, 1941; Arkell A. J., A history of the Sudan from the earliest times to 1821, L., 1961; журнал "Kush", Khartum, с 1953. И. С. Кацнельсон. Москва. -***-***-***- Нубия до XIII века

Самая яркая черта Асуана – это Нил, который замедляется и тяжелеет, когда встречается с этим египетским городом. Большие круизные лайнеры упрямо швартуются у побережья, ежедневно выбрасывая на берега реки группы европейцев и американцев. Fellucas – традиционные, деревянные парусники – скользят воде, приводимые в движение легким дуновением ветра. Небольшой паром переправляет местных жителей с берега на острова Нила и обратно. В прошлом город повидал немало посетителей, каждый из которых привнес в него изменения и оставил свой неповторимый след. Древние египтяне и римляне оставили здесь разбросанные там и сям памятники; европейцы девятнадцатого века – гранд-отели, а нубийцы – свою прародину на берегах Нила, которая была затоплена, когда в 1971 году высокие стены Асуанской плотины преобразовали падение Нила в обширное озеро Насер. Последний посетитель Асуана – революция, пришедшая в 2011-м, и он также стремится оставить здесь свой отпечаток. Граффити с президентских выборов 2012 года расползлись по городской стене вдоль набережной, а образы новых политических лидеров улыбаются со столбов.

Туризм стал первой жертвой революции, и эти перемены не были радостными. Капитаны Felluca жмутся в портах, готовые наброситься на первого попавшегося иностранца. На рынке мужчины размахивают шарфами, пытаясь привлечь внимание небольших туристических групп, взывая к ним с умоляющим взглядом и (почти) карикатурным отчаянием: "Ты разбил мое сердце! Сегодня бесплатно, для тебя бесплатно, только возьми его!" Спустя два года после арабской весны, в разгар непрекращающихся беспорядков, экономические проблемы вызывают тревогу.

Хотя освещение событий в СМИ было, в основном, сосредоточено на Каире, Асуан сыграл свою роль в восстании. Здесь – в местах тесного проживания нубийской общины Египта – группы протестующих срывали плакаты Мубарака и скандировали на нубийском и арабском “конец диктатуре”. Тем не менее, в Асуане, революция имеет более широкое значение, также возрождая старые споры. Местные активисты и правозащитные группы оживляют исторические претензии относительно прав на землю вдоль Нила – нубийские родовые земли, которые были отобраны правительством без компенсации, когда на реке построили плотину для создания озера Насер. Наряду с надеждой на изменения в Каире, революция обещала возможность компенсации за когда-то нарушенные права.

До 1505 года нубийские царства простирались на 1000 километров вдоль реки Нил, охватывая Египет и Судан. Несмотря на пятьсот лет египетского влияния, нубийцы сопротивлялись его культурному доминированию. Сегодня их одежда, язык, внешний вид и этническая принадлежность весьма отличаются от тех, что распространены в других частях Египта, и во многом схожи с соседним Суданом. В послереволюционном Египте вопросы национальной и индивидуальной идентичности принимают угрожающие размеры.

“Mineyn? Откуда вы?” - спрашивают мужчины на асуанском рынке. Этот вопрос адресован нубийским египтянам на рынке, точно так же как и иностранцам. По мере того как египтяне пытаются справиться с трудностями, возникшими в ходе определения их нового государства и исторических корней, место нубийцев в этой картине Египта не совсем ясно.

Когда я спрашиваю асуанского друга Амра, кто он по национальности, он смеется, сбитый с толку этим вопросом. "Я – нубиец и египтянин", - отвечает он, как будто быть кем-то иным, чем и тем и другим одновременно – нелепо.

В Каире, однако, этот вопрос не так прост. Несмотря на разговоры о равенстве, из послереволюционной политической сцены Каира, по сути, исключены и отчуждены многие группы, включая нубийцев, коптов, бедуинов и женщин. Новая конституция определяет Египет как арабскую нацию в культурном отношении, создавая государственную обязанность защищать только арабскую самобытность Египта, пренебрегая непосредственными культурными и историческими связями с другими странами в бассейне Нила.

Манал Эль-Тиби – единственный нубийский представитель в комиссии по подготовке Конституции – отказался в ней участвовать, разочарованный процессом, в котором не учитывались другие мнения и доминировали определенные стороны. Нубийские просьбы не были включены в повестку: о праве возвращения на свои традиционные земли для развития исторической Нубии, а также для защиты разнообразия в Египте, где нубийские история и язык должны преподаваться в школах. На фоне борьбы за власть в Каире нубийские голоса сливаются с другими требованиями прав, но в Асуане, голос нубийцев невозможно игнорировать.

В Асуане очевидны древние связи Египта с Африкой к югу от Сахары. Александрия собирает ветра Европы; Синай слушает пустынные песни Аравии, Каир ловит бриз из стран Магриба. В Асуане Нил приносит Африку – осязаемую и энергичную – прямо в центр города. Африка ощутимо присутствует в Асуане. Нил преодолел большой путь, чтобы достичь этой точки, и он переносит сюда невидимую ношу из стран, где успел побывать. Он изливает Судан в озеро Насер, разбрызгивает Эфиопию по асуанской набережной; выпускает Уганду в почву.

В пяти минутах по реке от центра Асуана, молодая девушка Асма сидит на балконе своего небольшого дома песочной расцветки, рисуя хной жирные линии и рассказывая на прекрасном английском языке о громадных отелях, которые посягают на их земли. От довлеющего над домом отеля “Moevenpick”, который бесцеремонно взирает на деревню, его отделяет лишь небольшая стена. Остальная часть острова имеет ярко выраженный нубийский стиль. Дома маленькие и имеют яркую окраску, словно леденцы из старых времен. Дети свободно играют на улице, и небольшие стада коз порывисто и дико перебегают с места на место. Асма наливает чай из гибискуса, который выращен в Асуане и считается лучшим в Египте. Напиток – малиново-красный и горький, что заставляет ее слегка поморщиться. Она с энтузиазмом добавляет еще сахару из вазочки на столе, прежде чем вернуться к рисованию хной пышных цветов на руке туриста. "Нубийцы уважают женщин, – говорит она своему клиенту. – Я могу учиться. У меня есть диплом по английскому, и я подаю заявку на получение стипендии в Каире".

В центре города молодые люди также говорят о будущем, об образовании и энтузиазме.

– Теперь, после революции, люди думают более осознанно, – говорит восемнадцатилетний Омар на рынке. Он говорит с оптимизмом, который уже увял среди революционеров в Каире.

– У людей открылось сознание, – говорит он, полагая, что люди – это и есть изменения, и он уверен, что они еще не закончили свою эволюцию. Словно чтобы доказать это, тем же вечером группа юношей высыпает из небольшого автобуса, чтобы сыграть импровизированный концерт на улице. Гремят нубийские барабаны; взывают глубокие голоса; собирается улица. Они перекрывают дорогу, и с музыкой сливаются автомобильные гудки. Несмотря на сбой в движении, ребята поют до тех пор, пока не заканчивается песня и внезапно на набережную Нила снова не возвращается ночная тишина.

Этот город всегда возвращается к Нилу, который играет центральную роль в этом процессе, во всей стране. Его маршрут соединяет сельские общины с оживленными метрополиями. Помимо того, что это – источник жизни, он вызывает чувство принадлежности к этим местам, пробуждает ассоциации. А, кроме того, воды Нила тяжелеют здесь, в Асуане. Подталкивая лодки, пересекающие его воды, Нил настаивает, он направляет.

Между тем как эти течения провоцируют изменения, ночной Асуан цепляется за прошлое. Суета дня уходит; местные жители сидят на улице, наблюдая за окружающим миром, тоска удерживает их в немой неподвижности. Вечерние гуляки мечтательно плывут сквозь жаркий вечер ностальгии, дрейфуя между цветными огнями новых отелей и освещенными очертаниями Древнего Египта. Память здесь отягощена. В ней присутствуют не только небольшие агонии личных поражений, но и большее чувство потери, которое выходит за пределы каждого отдельного человека. Ностальгия по Египту, каким он когда-то был: по традициям и общинам, неоднократно и бесцеремонно стираемым властью, политикой и историей.

С набережной в Асуане можно наблюдать слои этих древних миров – древних дней египетского расцвета, европейских экспедиций, нубийских царств, стабильного дореволюционного Египта. Жирные абрисы острова Элефантина: свидетельство нубийских родовых земель. Большую катаракту отеля: колониальный рай из прошлых экспедиций и археологических открытий. Древнеегипетские руины храма в Филах, храмов Сатис, Гробниц знати с резьбой воинов в бою – внушительные каменные столбы с едва заметными следами цветной окраски или женщин, разливающих воду – с руками, стертыми эрозией. Очертания храмов врезаются в городской горизонт, заново утверждая славный век, который тоже уже сгинул.

Прошлых посетителей приводили в Асуан поиски. Древние египтяне строили уединенные храмы, чтобы поговорить со своими богами; европейцы стремились к истории, знаниям и самосохранению; нубийцы искали свой дом. От каждой из этих эпох там остались едва заметные следы старых революций – теперь здесь есть только проблески того, что они нашли. За каждым углом в Асуане скрываются различные эпохи прошлого, другие царства, завоеванные и замененные чем-то новым. В эту новую эпоху революции, Асуан устойчиво держится, зная, что изменения не приходят легко и даже после столетий адаптации, что-то из прошлого сохраняется.

Катриона Кнапман

Перевод Надежды Пустовойтовой специально для Альманаха "Искусство войны"

Изображение греков, египтян, нубийцев и эфиопов на древних фресках египетских храмов.

Зарождение древнего государства Нубия в дельте Нила

Около 5000 лет назад в районе дельты реки Нил существовала богатая историей и памятниками древнейшей культуры народов Африки страна Нубия. Оно занимало южную часть Древнего Египта и северную область Судана. Со временем границы Кушитского царства претерпевали изменения из-за многочисленных захватов египтян, римлян и турков. Также по религиозным соображениям — христианам и арабами.

Целью набегов являлось несметное богатство благородной земли древнего царства. Здесь находились главные прииски золота, черного дерева, ладана. Вынужденным постоянно находиться в состоянии обороны нубийцам все же удалось сохранить элементы уникальной древнейшей цивилизации, памятники которой можно увидеть и в наши дни. Это пирамиды кушитов, число которых составляет около 290, и превышает количественно гробниц фараонов Древнего Египта, которых было построено примерно 90.

Верхняя и Нижняя Нубия

Согласно последним научным исследованиям было определено, что государство Нубия занимало территорию в долине реки Нил и делилось на два района. Нижняя Нубия простиралась от города Асуан Египта в южном направлении до современной границы с Суданом. В древние времена этот населенный пункт именовался «2 катаракта», где проходил порог Нила. В настоящее этот населенный пункт затоплен озером Насер. Северная часть страны Нубии называлась Вават.

Территория Верхней Нубии начиналась от 2 катаракты и распространялась на юг до города Хартум, столицы современного Судана. Для защиты торговых караванов здесь был построен форт Бухен в виде средневековой крепости (1878 — 1843 года до нашей эры). Она находилась недалеко от Абу-Симбелп, .

Восточная граница древнего государства выходила к Красному морю, западная – к Ливийской пустыне. Южное Нубийское царство называлось египтянами, эфиопами и древними греками «Куш».

Религия древних нубийцев

Нубийское царство являлось самостоятельным независимым государством, имело собственную культуру, традиции и религиозные представления. В отличие от соседей, Древнего Египта, имеющего в те времена культ поклонения культу Амон Ра, нубийцы были язычниками, как и многие южно-африканские народы. В центре их религиозных обрядов были люди, животные и природа, деревья, вода. Также в религиозной практике нубийцев были заимствованеые элементы культур соседних государств, в частности, могучего Египта.

Также они поклонялись многочисленным нубийским идолам. Известно, что вожди и лидеры нубийского общества хоронились в гробницах в окружении сотен слуг, с богатствами, которые, как предполагалось, понадобятся им в потусторонней жизни.

В VI веке нашей эры большинство нубийцев были обращены в христианство, а затем некоторая часть из них в ислам.

Слово «Нубия » образовано от нубийского слова «шишка», что в переводе означает «золото » и «нугур » – черный. В древние времена в Нубии были обнаружены крупные залежи золота, которые шли на египетский рынок. Страна была заселена темнокожими племенами в контрасте с народами севера — цивилизации Египет.

Культура Древней Нубии

На примере раннего развития Нубийского государства видно, что древнее общество заимствовало элементы культуры от Египта, поскольку во многих отношения, в том числе торговых, они зависели прямо от могущественных соседей. Египетские модели управления считались идеальными для нубийского общества по тем временам. Некоторые традиции были заимствованы от турков и арабов.

Так нубийцы продолжали обычай египтян строительства пирамид как усыпальниц для членов царской династии. Однако нубийцы разрабатывают собственный стиль: их гробницы намного уступают египетским по масштабности, но превышают по количеству. Большинство пирамид Нубии были возведены с середины VIII века до нашей эры до середины IV века нашей эры.

Периоды древнего Нубийского (Кушитского) Царства

Древний Египет. Нубия

Первый. Нубийское государство просуществовало с 2400 по 1500 годы до нашей эры.

Второй. Название Напата страна получила в 1000 — 300 годах до нашей эры. В этот исторический период Нубии удалось не только отстоять свою независимость. Царю Напаты, фараону 25-й династии Нубийского царства Шабако удалось объединить Верхний и Нижний Египет и стать единоличным его правителем. Это время продлилось вплоть до 656 до нашей эры, когда уже при фараоне Тахарго (Tahargo) египетская империя вторглась на территорию Сирии. Был нанесен ответный удар. Нубийский царь потерпел поражение и был вынужден оставить трон фараона и вернуть земли обратно египетской династии Напата.

Во время правления династии Напата у власти находился король Аспелта, который выражал несогласие с обычаями, диктуемыми египетскими жрецами по соблюдению ритуала поклонению Амону. Храм Амона был расположен через реку от Напата. Археологи предполагают, что именно поэтому правители Нубии не всегда соблюди диктат религиозных общин Древнего Египта.

Третий . Знаменующий расцвет царства Куш, Мероэ, продлится с 30 до нашей эры по 300 нашей эры.

На это раз управление нубийским царством стало осуществляться из города Мероэ, рядом с 6 катарактом, в удаленности от северной агрессии.

Напата по-прежнему остается важным религиозным центром для нубийцев. Но теперь царские некрополи начинают строить в Мероэ. Этим был ознаменован переход царства в Мериэтский период в истории Кушитского царства. В течение нескольких веков кушитское королевство получает самостоятельное развитие независимо от Египта. При этом сохраняя традиции фараонов на основании записей о правлении династии и обустройству гробниц.

Город находился на стыке торговых путей, проложенных вдоль дельты Нила. Он стал важным центром Африки, здесь процветала торговля с Египтом и греко-римским миром, арабскими и индийскими торговцами со стороны Красного моря. Кушитским королям даже удалось создать собственную ирригационную систему, которая была способна поддержать высокую плотность населения в государстве. Нубийцы также разработали свою систему письменности, основанную на египетских иероглифах.

Судьба Кушитского царства закончилась в IV веке нашей эры, когда Нубия была завоевана царством Аксум в Абиссинии, современная Эфиопия.


История Древней Нубии и Египта

3800 — 2950 до нашей эры – образование группы цивилизаций, Нагада, и 2 и 3 додинастические культуры Египта.

2605 – Фараон Снефру Древнего Египта совершает поход на Нубию и устанавливает в горах в дельте реки Нил форт Бухен.

2500 — 1500 – культура Нубии получила развитие в Керме.

2300 — 1550 – образование цивилизации Вават, совершение нубийцами рейдов в Асуан. Кушинское государство обосновывается в городе Кермас.

1950 – Северная Нубия попадает под власть Древнего Египта.

1826 – при нубийском царе 3 Сесострисе нубийцы занимает территорию Семна, к югу от 2-ой катаракты.

XVII век – гиксосы вторгаются в северную часть Египта. Кушиты, воспользовавшись возможностью, берут под свой контроль Бухен и продвигаются на север до Асуана. После совершения набегов на исторические памятники, они достовляют сокровища в столицу Хусию Керма.

XVI век – египетский царь договаривается с гиксосами об атаке нубийских племен.

Около 1500 – царь Нубии 1-ый Яхмос окончательно завоевывает Керму. Нижняя Нубия колонизирована египтянами, здесь создается очаг самобытной египетской культуры.

1100 — после долгой и трудной войны против фиванцев, Нубия возвращается к независимости с местным самоуправлением.

800 – возникновение царства Хусия. Кушиты занимают большую часть южного Египта.

730 — король Хусии Пианхи совершает рейды на северную часть Египта, которые считаются неверными. В это время на южной части Египта жители поклоняются Амону, разделяя религиозные взгляды кушитов.

715 — новый король Хусии Шабаго побеждает египетские войска и берет под свой контроль области, оставленные ливийским правителем. Сабаго объявляет древний город Мемфис новой столицей Нубийского Царства.

663 – завоеван ассирийцами, царь нубийский Тахарга изгнан из Древнего Египта. Царство Хусио ограничивается территорией Нубии, столица размещается в Напата.

592 – нападение египтян на Напата. Кушиты перемещают свою столицу в Мероэ.

23 — Напата разрушается римской армией.

250 нашей эры – новый этап государственного развития Нубийского царства.

IV век – разрушен армией царства Аксум.

550 – племена Северной Нубии, известной как Нобатэ, принимают христианство.

VI век — формируется царство Дунгула, объединяющая мелкие государственные образования.

VII — начало массовой иммиграции арабских племен, которые постепенно смешиваются с нубийским обществом.

580 – южная часть нубийского царства Альва принимает христианство.

652 – мусульманская армия из Египта завоевывается Дунгула, заставляя платить нубийцев дань Древнему Египту.

1400 – после прихода мамлюков, нубийцы обращаются в ислам.

XVI век – Османские гарнизоны размещаются в Нубии вместе с боснийскими и турецкими солдатами.

1960ех года – после строительства Асуанской плотины большая часть Нижней Нубии бы затоплена.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Древняя Нубия (рассказывает историк Светлана Малых)

Субтитры

История

Древнейшая Нубия

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Кушитское царство (Напата)

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I, единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Мероитское царство

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году году римский префект Египта, Гай Петроний, вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

Христианская Нубия

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Мусульманская Нубия

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

Религия

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.