Как избежать стресса в школе. Школа как источник стресса. Стресс от учителей и одноклассников

Школьный стресс.

Причины стрессовых ситуаций различны, но организм реагирует на них стереотипно – одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых справиться с предъявляемыми требованиями . Организм человека начинает работать в состоянии повышенной готовности.

Состояние стресса вызывает существенные сдвиги в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах: напрягаются лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе изменения – это проявления древней оборонительной реакции.

Жизнь современного человека полна проблем, противоречий, конфликтов. В значительной мере их разрушительному действию подвержены дети. Они более ранимы в силу своего психофизиологического развития. Поводов для стресса у детей довольно много . Это наказания и оскорбления, ощущение школьной несостоятельности, физические недостатки, трудности в общении, развод родителей и т.д.

Как правило, дети реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным - через страхи. Наиболее красноречиво о степени психического напряжения и неумении выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о росте суицидов в последние годы среди детей в два раза.

Самое существенное влияние на характер развития стресса оказывают индивидуальные особенности человека. Такие качества как: оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность – способствуют преодолению стресса . Важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением и деятельностью – является самообладание. Человек с развитым самообладанием умеет при любых обстоятельствах сохранить ясность ума, подчинить свои эмоции голосу разума. Неслучайно, авторы научно-методических рекомендаций по обновлению содержания и структуры общего среднего образования указывают, что одной из целей образования является необходимость «формирования у учащихся способности к организованной, ритмической учебной и трудовой деятельности… воспитание умения выдержать кратковременные значительные нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями.

Почему такое значение в жизни современного человека придается умению справляться со стрессом? Чрезмерный стресс или дистресс является одним из психических и соматических заболеваний, а также обострения уже имеющихся.

Научить противостоять разрушительному действию стресса школьников может такой педагог, который сам владеет приемами «приручения» стресса.

Во-первых, необходимо понять, что такое стресс, научиться распознавать его симптомы и причины;

во-вторых, выбрать оптимальное поведение;

в-третьих, освоить быстрые и простые приемы, устраняющие его причины;

в-четвертых, восстановить утраченный ресурс.

В любой стрессовой реакции выделяют три стадии: тревоги, повышенной устойчивости и истощения. Последняя стадия наиболее опасна развитием, так называемых, стрессозависимых расстройств или психосоматических заболеваний. Когда стресс становится хроническим, врачи называют эту стадию «синдромом сгорания» или «синдромом Мартина Идена».

По каким признакам можно распознать стресс? Стресс - это мобилизация организма, и все, что с ней связано, относится к этим признакам. Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

Физические признаки – общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь или нервный тик, спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, частое мочеиспускание, головные боли, заикание, повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение, сухость во рту, повышенная потливость.

Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, путаница мыслей, чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки: усиленное курение, злоупотребление алкоголем, судорожная еда, постоянная спешка и др.

Абстрактного стресса не существует, он всегда привязан к какой-то проблеме. Так в нашей же власти изменить отношение к этой ситуации. Испытывать или не испытывать стресс – ваш выбор. Очень важно вовремя найти причину, которая вас травмирует, и ответить на вопрос: «Почему травмирует?» Нашли причину, здорово! А теперь самое трудное изменить свое поведение, отношение к объекту вызывающему стресс.

Приведу примеры техник регуляции напряжения при общении.

Подчеркивание общности, а не различий с партнером (сходство интересов. мнений, личностных черт) – «мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации».

Вербализация, а не игнорирование эмоционального состояния своего и партнера (метафоричная: «чувствую себя как школьник у доски»; косвенная: «согласен, что такой поворот вызывает неприятные чувства»; прямая: «я удивлен», «вы удивлены», «я огорчен», «вы огорчены»).

Проявление интереса к проблемам партнера, а не демонстрация незаинтересованности.

Представление партнеру возможности выговориться.

Подчеркивание значимости партнера, его мнения, а не принижение («ваша идея показалась мне ценной»).

В случае вашей неправоты немедленное ее признание.

Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации, а не поиск виноватых.

Обращение к фактам, а не переход на «личности».

Спокойный уверенный темп речи, а не резкое его убыстрение.

Удержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.
Само главное - мы в ответе за все , что происходит с нами, за наши чувства, мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способы жить счастливо.

В ситуации, когда нет возможности что-то изменить советуют прибегнуть к следующим приемам антистрессовой защиты.

1. Отвлекайтесь. Важно уметь переключать свои мысли на другой предмет. Если вы думаете о стрессовом событии чрезвычайно много, то он завладевает вами, травмирует вашу психику.

2. Снижайте значимость события. Помните, что истинной причиной стресса являются не люди, не ошибки или несбывшиеся мечты, а то, как вы к этому относитесь. «Нечего себя накручивать. Хватит драматизировать. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

3. Действуйте. Стресс является очень сильным источником энергии. Мобилизация организма требует действия. Энергию надо разрядить самым простым способом: навести порядок, устроить прогулку или быструю ходьбу, побить мяч или подушку. Любая творческая работа может исцелить от переживаний. (Люди творческих профессий живут дольше).

4. Необходимо научиться приемам расслабления. Для борьбы со стрессом подойдет расслабляющее дыхание: медленный вдох с длинным выдохом; сеанс расслабления в позе кучера, игра на музыкальном инструменте.

Приемов очень много, но не все они универсальны и исполнимы для каждого. Необходимо выбрать наиболее приемлемые для себя и следовать им.

Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

Симптомы стресса первоклассника

Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

  • тревожный сон или постоянная сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • истерики;
  • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
  • потеря веса;
  • чувство страха перед каждым приходом в школу;
  • апатия или раздражительность.

Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

Адаптация первоклассников к школе

Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

  1. Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
  2. Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
  3. Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.

Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

Трудности обучения

Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

  • неуспеваемость;
  • лень;
  • потеря интереса к учебе;
  • уход в воображаемый мир;
  • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
  • постоянные заболевания.

Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

Помощь первокласснику

  1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
  2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
  3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

Причины стресса подростков

Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

Помощь подростку в стрессовых ситуациях

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

Школьный стресс

Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба- это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность. Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.) Я выбрала для изучения данную тему, так как сама часто подвергаюсь стрессовым воздействиям. Мне не хватает времени для подготовки домашнего задания, часто возникает чувство усталости и тревоги. Поэтому я захотела выяснить, как можно оградить себя от стрессовых воздействий. В своей работе я описала, как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснила, что вызывает стресс у учащихся. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса. Объектом своего изучения я взяла учащихся 7 и 9 классов и проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью. Из научной литературы я нашла много рекомендаций по снятию стрессовых воздействий. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.

Исследование самооценки уровня личной тревожности уч-ся 7, 9 классов. При выполнении работы мною были опрошены методом анонимного анкетирования 86 уч-ся 7, 9 классов. Опрос состоял из 2 анкет, которые были составлены при поддержке учителя. Анкета № 1 (см. Приложение) « Об актуальности выбранной темы» содержит 2 вопроса. При помощи 1 вопроса я выяснила: актуальна ли тема стресса в школе. Из другого вопроса стало ясно, в каких ситуациях школьники подвергаются стрессу.

Ребята называют следующие ситуации, которые вызывают у них стресс:

Контрольные работы

Волнение перед учителем

Оценки (особенно в конце четверти)

Осуждения одноклассников.

Анкета № 2 (см. Приложение) помогла выявить изменения уровня тревожности среди уч-ся 7, 9 классов. Анкета представляла для рассмотрения 5 вопросов. Анализ ответов на 1 вопрос помог выяснить, что 45% уч-ся 9 классов и 40% уч-ся 7 классов испытывают чувство тревоги. Проанализировав ответы на 2 вопрос, было замечено, что 95 % уч-ся 7 и 9 классов испытывают волнение по поводу учебных неудач. Чувство усталости проявляется у 86% уч-ся 9 классов и 81% уч-ся 7 классов. Результаты ответов на 4 вопрос показали, что 10% уч-ся 9 классов скучают в школе, а в 7 классах таких детей было 11% из числа опрошенных.

Таким образом, из приведенных цифровых данных видно, что:

1 Уровень тревожности к 9 классу повышается. Это связано, видимо с предстоящими выпускными экзаменами, для некоторых уч-ся с выбором жизненного пути.

2 Уч-ся, которые хорошо успевают в учебе меньше подвержены тревожности (с повышением качества учебы падает показатель тревожности)

Вывод: Уровень тревожности- это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу. У уч-ся, уверенных в себе, выносливых, спокойных отмечается низкий уровень тревожности, поэтому меньше подвержены школьным стрессам. 9 Со школьными стрессами можно научиться справляться, снизить уровень тревожности и предупредить невротические расстройства. Для дальнейшей экспериментальной работы была отобрана группа одноклассников, состоящая из 5 человек. Эти уч-ся часто испытывают волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, успеваемость в учебе - удовлетворительная. Каждому были предложены бланки: « Моя рабочая неделя». В них уч-ся отмечали результаты своей самооценки по проявлению признаков тревожности и напряжения. (см. Приложение) Для расслабления и снятия напряжения эти уч-ся в течение месяца, во время занятий (на большой перемене) выполняли аутогенную тренировку и дыхательные упражнения (см. Приложение), а для восстановления сил проводился массаж активных точек (массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области» третьего века). Через месяц у большинства ребят прослеживались положительные результаты. Уменьшилось волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, менее болезненно стали реагировать на замечания учителей, повысилась уверенность в своих способностях. Таким образом, снизить уровень тревожности, а значит и справиться с последствиями школьного стресса может каждый уч-ся. Для этого необходимо иметь желание. В приложении собран материал, который поможет уч-ся справиться с проявлением школьного стресса.

Заключение.

К сожалению, стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Невозможно преуменьшать вред, наносимый подобным состоянием, ведь стресс снижает эффективность любой деятельности, стресс негативно воздействует на здоровье. Очевидно, что проблема стрессовых состояний была актуальна еще во времена каменного века, актуальной она остается и в наше время. Особенно в наши дни человек подвергается воздействию огромного количества факторов, способных вызвать подобные переживания. Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и без лишних проблем для организма выходить из стрессовых ситуаций.

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.