Психологическое давление учителя на школьника. Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку. Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Что делать, когда учитель обижает ребенка в школе, и в наказаниях переходит все допустимые границы – «Летидору» рассказывают детские правозащитники и психологи.

Все больше школьников жалуются на то, что их обижают учителя. Родители, чьи дети попали в эту неприятную ситуацию, теряются – не хотят вступать в конфликт с обидчиком или администрацией школы, опасаясь своими активными действиями навредить ребенку.

Конфликт с учителем – решаем мирным путем

Как реагировать на конфликт родителям и что делать категорически нельзя – рассказывает кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка ** Международного центра КТК **EIKIDS Киселева Татьяна Сергеевна:

«Перед тем, как идти на открытый конфликт, родителям важно понять, есть ли для него основания. Низкие оценки, игнорирование ученика, повышенные требования – все это очень субъективно, и не всегда отражает реальную картину в отношении учителя к конкретному ребенку. Низкие оценки могут быть показателем реальных знаний школьника, а жесткие требования учитель может предъявлять ко всему классу.

Другое дело – когда педагог некорректно отзывается об ученике, посмеивается над его интересами и внешностью, кричит, оскорбляет школьника нецезурными выражениями, толкает, дает поздатыльники и др.

Такие действия в поведении учителя недопустимы. Если ученик подвергается подобным «методам воспитания», ему в обязательном порядке нужно сообщить об этом родителям. Попытки ребенка самостоятельно разобраться с учителем (в том числе, съемка с мобильного телефона с последующей демонстрацией в соцсетях, широкая огласка) могут усугубить конфликт.

Если ваш ребенок попал в неприятную ситуацию, вам следует:

  • Уточнить у него все подробности конфликта (причина, детали поведения учителя и ребенка);
  • Поговорить с одноклассниками ребенка, которые видят ситуацию со стороны. Не высказывать суждений – просто выяснить их взгляд на конфликт;
  • Сохраняя спокойствие, поговорить с обидчиком;
  • Выступать за сотрудничество между всеми сторонами конфликтной ситуации;
  • Если после этого конфликт не разрешится, обратиться с просьбой прояснить ситуацию к классному руководителю, и далее – в администрацию школы.
  • Раздражаться и нервничать;
  • Разбираться с учителем в присутствии класса и собственного ребенка;
  • Обсуждать педагога с родителями других учеников, давать им информацию непроверенную или личного характера;
  • Ругать педагога нецензурными словами;
  • Писать жалобы в вышестоящие образовательные инстанции без разговора с администрацией школы.

Зачастую проблема возникновения школьных конфликтов кроется в отсутствии навыков осознанного решения конфликтов. В основе проблемы лежит недостаточное понимание своих эмоций и эмоций других людей, трудности анализа и регуляции своих эмоций. Эти способности составляют эмоциональный интеллект.

С точки зрения концепции эмоционального интеллекта, ребенок должен научиться слышать собеседника, осознавать свои собственные эмоции и их причины, а также эмоции и причины их возникновения у противной стороны. Важно также уметь оценивать последствия при том или ином развитии ситуации.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта позволит ребенку избежать конфликтного поведения и даст возможность ему достичь социально-значимых успехов. Прежде всего, ребенку в этом должны помочь родители.

Как поменять учителя в классе – действия родителей

Как поменять учителя, рассказывает заведующая по учебной работе начальной школы «Prima Schola» Юлия Строганова:

«Если вы хотите поменять в классе учителя, то существуют два пути решения проблемы.

Первый – родители учеников данного класса обращаются к администрации образовательного учреждения с просьбой заменить учителя. Желательно делать это в письменной форме. В заявлении нужно по пунктам изложить претензии, подкрепить их фактами и заверить подписями всех или большинства родителей. Это заявление в двух экземплярах нужно отнести на рассмотрение директору школы. Первый экземпляр отдаете администратору, а второй с подписью секретаря и датой остается у вас.

Второй – родители, которых не устраивает педагог, вправе обратиться к администрации школы с заявлением на перевод их ребенка в другой класс.

Следует понимать, что в обоих случаях у администрации есть множество маневров для отказа: укомплектованность класса (по нормам. СанПиНа численность классов не должна превышать 25 человек), расхождение в образовательных программах, боязнь создать прецедент (остальные родители могут, если проблема общеклассная, последовать вашему примеру). Надо быть готовым, что после заявления последует серия личных встреч с администрацией школы и с преподавателем, которого вы хотите поменять».

Что делать, когда учитель проявляет агрессию: обзывается или применяет физическую силу

Не все дети ведут себя вежливо и дисциплинированно. Но даже сложные отношения с ребенком, не дают право учителю применять в отношении него физическую силу.

О радикальных мерах, которые необходимо предпринимать в конфликтных ситуациях с учителем, рассказывает руководитель правозащитной группы «Акцент» (г. Казань) Булат Мухамеджанов:

«Если учитель применил к ребенку физическую силу (толкнул, ударил, вывел за ухо из класса и др.), необходимо зафиксировать телесные повреждения в медицинском учреждении. После этого родителям следует написать заявление о преступлении в Следственный комитет и приложить к нему медицинский документ. Если СК возбуждает уголовное дело, то оно впоследствии, при наличии соответствующих доказательств, направляется в суд. С педагога также через суд нередко взыскивают денежную компенсацию морального вреда и возмещение ущерба.

Еще один вариант - обратиться в прокуратуру, но она не возбуждает уголовных дел. Её сотрудники проведут комплексную проверку и установят обстоятельства случившегося, после чего, в случае подтверждения информации, направят представление в адрес муниципалитета о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности либо потребуют от СК провести доследственную проверку.

Что касается оказания психологического давления, то механизм действий похожий. По возможности нужно зафиксировать разговор с учителем на диктофон, собрать показания свидетелей. Кстати, детей могут опрашивать только в присутствии родителей или школьного психолога.

Самостоятельное обращение в управления образования муниципалитета по большому счету смысла не имеют, потому что чиновники от образования меньше всего заинтересованы в том, чтобы этот факт вышел на поверхность. Тогда ведь как минимум история попадет в СМИ, как максимум - правоохранительные начнут проверку.

Случаи, когда учитель применяет физическую силу – все-таки редкие, но и они встречаются в нашей практике. К примеру, несколько лет в Казани осудили учительницу, которая обзывала детей и дергала их за уши. В Набережных Челнах педагог привязала первоклассника к стулу. После этого случая учительница и директор школы были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того учитель не имеет права:

    Ставить школьнику отметку за пропуск урока, отметка – это способ оценивания выполненных работ, упражнений, устных ответов.

    Систематически занижать отметки.

Если проблема кроется в личной неприязни учителя к ребенку, вы можете обратиться к завучу или директору о просьбе созвать комиссию, которая проведет независимую оценку знаний школьника.

    Забирать на уроке планшет или телефон, даже если это оговорено в Уставе школы.

    Систематически выгонять ребенка с урока.

Вмешательство родителей в конфликт с учителем бывает необходимо. Важно помнить, что вряд ли после этого инцидента школьная жизнь у ребенка станет лучше. Если есть возможность урегулировать вопрос мирно, следует ею воспользоваться. Однако в случае физического и психологического давления со стороны педагога вмешательства юристов не избежать.

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Как лучше поступить, если школьный педагог оказался грубияном и хамом – простые инструкции для родителей от Fathers Club

Не для того мама квиточку растила, чтобы какой-то урод на неё в школе кричал. К сожалению, среди учителей встречаются и неадекватные личности. Чтобы решить эту проблему родителям иногда не хватает простого и понятного инструментария - вот мы для вас его и разработали.

С емилетнюю дочку Романа Н. учительница одной из киевских школ не выпускала в туалет. Как рассказала испуганная девочка родителям, она не первая в классе, кто обмочился, сидя за партой. Других детей она била линейкой по рукам, часто кричала. Папа собрался идти «разбираться», но сначала решил посоветоваться. «Это полный …! И что делать?», — спрашивает Роман на своем ФБ.

В другой школе преподаватель постоянно лупил «единицы» и обзывал учеников. Подобных примеров можно найти множество. Придирки, занижение оценок, окрики, публичное унижение — это далеко не полный перечень вспышек агрессии эмоционально нестабильных педагогов.

Как должны действовать родители ребёнка, которого унижает школьный учитель? Куда следует обратиться в первую очередь и как правильно оформить заявления?

С этим вопросам мы обратились к юристам и педагогам. Первым делом, советуют они, нужно все перепроверить — пообщаться с другими родителями, учениками. Только если все действительно очень плохо и слова вашего ребенка подтверждены свидетельствами других школьников, стоит предпринять реальные шаги. Юристы компании «С.Т. Партнерс» по просьбе Отцовского клуба написали образец заявления на имя директора школы.

Но до того, как подать такое заявление юрист Александр Черныш предлагает четыре возможных шага:

Собрать доказательную базу

«Школы всегда стараются оправдать своих учителей, поэтому если кто-то ещё сможет подтвердить слова вашего ребёнка, добиться справедливости будет гораздо легче», — объясняет юрист. Вам нужны подтверждения, хотя бы устные других учеников и родителей. Другой вариант — установка видеонаблюдения или звукозаписывающих устройств в классе. Такое решение может принять родительский комитет, но сложность в том, что согласно Статье 307, п.1 ГК Украины «физическое лицо может быть записано на фото-, кино-, теле- либо видеоплёнку исключительно по его согласию».

Письменная жалоба на имя директора

Устная жалоба не годится. Только письменная - чтобы позже вы точно смогли доказать, что действительно обращались к директору школы с данной проблемой. Также нужно сделать ксерокопию своего заявления.

Письменная жалоба директору Департамента образования и науки

Если же директор не отреагировал на ваше заявление и в школе ничего не изменилось — тогда писать жалобу директору Департамента образования и науки вашей области. Заявление практически ничем не отличается от жалобы на имя директора школы, кроме того, что в «шапке» заявления в департамент необходимо указать свой домашний адрес, телефон и статус (пенсионер, многодетная мать и т.д.).

Письмо в Министерство образования и науки Украины

Если Департамент проигнорировал ваше заявление - необходима тяжелая артиллерия. Пишем в Министерство образования и науки Украины на имя Министра Гриневич Лилии Михайловны. Требования к оформлению такой жалобы идентичны с заявлением в департамент.

Светлана Трофимчук , партнер адвокатского объединения «С.Т. Партнерс »:
«Начнем с главного.
Педагогам запрещено применять по отношению к ученикам методы физического и психического насилия и действия, которые унижают его честь и достоинство. Об этом прямо сказано в статьях 51, 56 Закона Украины «Об образовании». Конфликтные ситуации между учителем и учениками иногда связаны с неправомерным поведением педагогов: превышением полномочий, использованием запрещённых методов обучения и воспитания, неумением дифференцировать применение тех или иных средств воспитания. Чаще всего директора школ пытаются погасить конфликты на месте, без привлечения посторонних лиц и вышестоящего руководства. Если, например, преподаватель ударил ученика, он должен нести за это уголовную от­ветственность или же административную. Но в большинстве случаев при определении наказания, прежде всего, учитывают многолетний, прежде безупречный труд педагога. Никто не обращает внимание на то, что этот человек некомпетентный и не соответствует требованиям, которые требуются к тому или иному роду профессии. В итоге, преподаватель получает или дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, или увольняется по собственному желанию.Такой алгоритм действий уже стал закономерностью, так как это устраивает директора школы и педагога, которые освобождаются от дополнительных проверок и аттестаций со стороны контролирующих органов. Родители должны овладеть правовыми основами защиты или привлечь соответствующего специалиста в области права для отстаивания позиции в критических ситуациях.Один из ярких примеров : молодой преподаватель за негативное поведение учеников на своих уроках создал так называемый «Список свиней». Каждую неделю он размещал каталог учеников (с их фотографиями, разрисованными шариковой ручкой) на входных дверях школы и на своей странице в социальной сети.Этот учитель недолго радовался своим художественным способностям и изобретательностью. После подачи коллективной жалобы родительского комитета в прокуратуру на неправомерные действия, он вынужден был уволиться по собственному желанию и извиниться перед бывшими учениками.

Для искоренения насилия со стороны педагога по отношению к ученикам следует обращаться в контролирующие или вышестоящие органы власти для отстаивания своей позиции и проверки деятельности того или иного учебного заведения на соответствие требованиям действующего законодательства Украины.»

До того как подключать тяжелую артиллерию, просто поговорите с ребенком и выясните что на самом деле происходит. Как часто учитель кричит? По каким причинам? Есть ли вина кого-то из подростков в этом? Бывает, что дети значительно преувеличивают, бывает и так, что в классе несколько учеников постоянно срывают учебный процесс. Кроме того, если отец или мать редко обсуждают с ребенком то, что его волнует или у них слабый контакт с ребенком, то вмешательство родителей может только ухудшить ситуацию. Будьте уверены на 100%, что учитель действительно неадекватен и только тогда начинайте боевые действия.

Было бы несправедливо считать всех учителей грубиянами или эмоционально нестабильными личностями. Каждый может вспомнить из своей школьной поры любимую учительницу которая своей мудростью, терпением и педагогическим тактом смогла привить любовь к своему предмету.
Наталья Викторовна Ильчук , преподаватель биологии с 25-ти летним стажем, предлагает такой порядок действий для решения конфликта с учителем:

  1. «В первую очередь поговорить с самим учителем . Ведь педагоги работают в постоянном стрессе! Низкие зарплаты, шум, частая смена школьной программы в Министерстве, 5-7 уроков в день у детей разного возраста, с разными потребностями и характерами. Ну у кого бы тут не пошатнулась нервная система? Родителям следует попытаться поговорить с учителем спокойно, выслушать его и высказаться самим. Нельзя ведь забывать о том, что дети являются отменными манипуляторами и фантазёрами», — улыбается учитель.
  2. «Если разговор с педагогом оказался бесполезен, тогда можно обратиться к классному руководителю. Завучу. Директору. В любом случае, лучше попытаться решить вопрос мирно и в пределах школы, если поведение учителя не слишком сильно нарушило рамки принятых норм и Этического кодекса педагога», — советует Наталья Викторовна.

«Учитель ни в коем случае не должен пугать ученика, кричать на него и психологически давить, хотя бы потому, что знания усваиваются ребёнком только в комфортной обстановке. Главная задача учителя – завоевать у ученика авторитет и уважение, стать его другом и советчиком, иначе никак. С детьми работать действительно сложно, потому что к каждому из них необходимо искать индивидуальный подход. Вдобавок к этому, учителю лучше реагировать спокойно на протесты детей, на их плохое поведение и нежелание учить предмет: в процессе школьного обучения дети формируют свою личность, созревают. У них гормоны, страхи и рвения, которые просто не дают многим из них вести себя спокойно», — объясняет Наталья Викторовна.

Игнорирование детьми распоряжений педагога, ощущение безнаказанности, отсутствие мотивации учиться, основ дисциплины, или просто невнимательность родителей, в обычной государственной школе приводит к конфликтным ситуациям, где виноваты могут быть ученики, а срываются учителя. Чтобы не допустить такого, когда педагог выбирает себе безвольную и просто несчастную жертву, или попробовав один раз, как наркоман начинает проявлять агрессию всё чаще и чаще. Повторяем, отцы: в каждый случай нужно вникнуть, но реагировать на агрессию учителя нужно. Каждый раз.

Сразу писать жалобу или же для начала поговорить с учителем - что бы вы не делали, помните: главной задачей является защита ребёнка. Если решитесь писать жалобу, будьте готовы идти до конца. Будьте настырны, но вежливы и предельно сдержаны. Если вы повысите голос или сорветесь, весь эффект исчезнет и виновными окажетесь вы. Тому Роману, о котором мы рассказывали сначала, пришлось сменить школу дочери. А педагог, который вывешивал унизительные списки на дверях школы вынужден был уволиться сам. Не выдержал давления родителей.

Материал подготовили: Александра Четыркина, редакция Отцовского клуба (Владислав Головин, Богдан Мазницкий)

Уваажаемые читатели, присылайте свои истории и расскажите, как вы справились с подобной проблемой, а мы обязательно опубликуем вашу историю.
Редакционная почта - .

Для начала Вам необходимо самой понять причины конфликта, оценить его остроту и попытаться выяснить точки зрения конфликтующих сторон.

Первым делом спокойно побеседуйте с ребёнком на эту тему, внимательно выслушайте его. Главная цель вашего разговора – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын сможет принять от Вас помощь в конструктивном решении проблемы.

В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:

  • когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем и одноклассниками не нужно прерывать его монолог: он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища – будьте терпеливы и сдержаны;
  • после того, как ребёнок выплеснет все свои переживания, попросите его остановиться на отдельных нюансах конфликта. Например, предложите сыну вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос, по каким поводам возникают стычки с одноклассниками и т.д.;
  • в ходе беседы проявляйте свое сочувствие, не выражая при этом агрессии и негативных эмоций в адрес учителя и одноклассников: необходимо убедить сына в том, что у учителя и у его сверстников нет стремлений умышленно причинить ему зло, просто ему и им иногда трудно понять друг друга;
  • в конце разговора разработайте план совместный действий. Хорошо, если предложения будут исходить от ребёнка. Поставьте сына в известность о необходимости Вашего разговора с учителем, чтобы выяснить его позицию.

Далее поговорите с классным руководителем, но без предъявления ему своих претензий. Скорее всего, в таком формате общения вам будет легче вместе найти выход. Узнайте его взгляд на проблемы Вашего сына в школе, действительно ли существует конфликт во взаимоотношениях, в чём классный руководитель видит причины таких столкновений, и в чём может заключаться Ваша помощь как родителя.

В диалоге следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не только на личных впечатлениях учителя (в конце концов, учитель – такой же человек, как и Вы, и тоже может ошибаться). Выслушав доводы учителя, старайтесь быть объективной. Горячая защита и оправдание каких-либо негативных поступков Вашего ребёнка (если такие все-таки были) внешними причинами, не помогут найти консенсус и помочь выработать совместный план действий.

В тоже время не заискивайте перед учителем, не преувеличивайте вину своего ребёнка, так как Вы защищаете его права, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Не забывайте, что за возникновение, ход и итоги конфликта отвечает педагог – как специалист, профессионально занимающийся обучением и воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Одной из сторон конфликта являются одноклассники, но ни в коем случае не пытайтесь стать посредником между ними и сыном, и тем более – быть судьей. Во-первых, это может очень серьезно испортить Ваши личные отношения с ребёнком, поскольку все дети очень опасаются заработать репутацию «маменькиного сына». Во-вторых, дети всегда настороженно относятся к чужим родителям, поскольку убеждены, что чужой родитель не может быть объективным, поскольку всегда защищает только своего ребёнка. Посредниками могут быть только классный руководитель и, при необходимости, школьный психолог. Кроме того, было бы замечательно, если бы Ваш сын сам (конечно, с помощью Ваших подсказок) научился выстраивать свои отношения со сверстниками и разрешать вероятные в будущем конфликты, ведь у него вся жизнь впереди, и не всегда родители будут рядом.

Если Вы приложили все возможные усилия, но понимаете, что не можете разрешить сложившуюся ситуацию, тогда нужно обратиться к директору или заместителю директора образовательного учреждения. А если Вы чувствуете, что Ваш ребёнок нуждается в дополнительной психологической помощи и поддержке, Вам необходимо обратиться к школьному психологу, а если его в школе нет, то к детскому психологу территориального центра социальной помощи семье и детям. Такие центры есть практически в каждом муниципальном образовании Свердловской области и районах крупных городов.

Надеюсь, что Вы изберёте путь конструктивного разрешения конфликта и совместно с классным руководителем найдете выход из сложившейся ситуации.