Автономное выживание человека в природной среде. Навыки выживания в экстремальных ситуациях. Главные навыки выживания

Способы автономного выживания человека в природе, Михайлов Л.А., 2008.

В учебнике систематизированы основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни в условиях автономного выживания человека в природе.
Учебник составлен на базе большого теоретического и практического материала, разработанного группой ветеранов спецназа, участников боевых действий, психологов, изучающих влияние экстремальных ситуаций на человека, педагогов учебных заведений высшего, среднего профессионального образования и учителей общеобразовательной школы. Он предназначен для студентов, обучающихся организации обеспечения безопасности человека в чрезвычайных ситуациях, специалистов силовых структур и спасателей, а также для жителей нашей страны, проживающих в отдаленных регионах и в районах, подверженных риску находиться в автономном состоянии ввиду экстремальных природных условий. Излагаемый в учебнике материал может быть полезен спортсменам, туристам, работникам лесных и рыбных хозяйств и всем тем, кто увлекается лесным промыслом.
Издание является фундаментальным для подготовки специалистов безопасности, бакалавров по профилю "Безопасность жизнедеятельности", курсантов и слушателей всех высших учебных заведений силовых структур.

Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации. Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы? Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев. Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Это главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе. Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов, здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность.
Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях.
Большинство жителей развитых стран мира привыкло передвигаться в автомобилях, питаться в системе общепита, покупать одежду в магазинах, подшивать ее в ателье, строить жилье, нанимая рабочих, а с любым заболеванием обращаться в медицинское учреждение. Такие умения, как разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ) – многим кажутся фантастическими. На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход. Данное учебное пособие посвящено аварийному выживанию человека в дикой природе, то есть ее изучению, взаимодействию с ней, воспитанию любви и уважения к ней, что и будет являться основным и самым значимым фактором выживания.

Оглавление
ОТ АВТОРОВ
Глава 1 ОСНОВЫ АВАРИЙНОГО ВЫЖИВАНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ
1.1. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия
1.2. Факторы выживания человека в дикой природе
1.3. Правила поведения в условиях автономного существования
1.4. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия
Вопросы для самоконтроля
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ И ГОЛОДАНИЯ В АВАРИЙНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Организация питания в условиях автономного выживания
2.2. Голодание и его переносимость
2.3. Добыча пищи и воды в условиях автономного существования
Вопросы для самоконтроля
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ АВТОНОМНОГО ВЫЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
3.1. Особенности автономного существования в джунглях
3.2. Выживание в лесисто–болотистой местности
3.3. Особенности автономного выживания в арктических, субарктических зонах и условиях зимы
3.4. Особенности выживания в пустыне
3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море
Вопросы для самоконтроля
Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОНОМНОГО ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
4.1. Особенности формирования отношения к экстремальным ситуациям
4.2. Психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию
4.3. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях
4.4. Адаптация к экстремальной ситуации
4.5. Психологическая помощь после ситуаций с высокой опасностью для жизни
Вопросы для самоконтроля
Глава 5 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО ВЫЖИВАНИЯ
5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы
5.2. Первая медицинская помощь при механической травме
5.3. Температурная травма
5.4. Утопление
5.5. Реанимация
5.6. Укусы пресмыкающихся и насекомых
5.7. Отравления растительными ядами
5.8. Простудные заболевания
5.9. Отравления продуктами питания и желудочно–кишечные заболевания
Вопросы для самоконтроля
Глава 6 ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
6.1. Понятие «ориентирование» и географическая проекция
6.2. Виды табельных приборов и средств ориентирования
6.3. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов
6.4. Ориентирование без карты и компаса
6.5. Ориентирование по местным предметам
6.6. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки
Вопросы для самоконтроля
Глава 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
7.1. Общие подходы к организации туристских походов
7.2. Организация привалов и ночлегов
7.3. Установка и оборудование палаток
7.4. Костры и очаги
7.5. Виды простейших укрытий
Вопросы для самоконтроля
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Автономное выживание

Введение

Даже в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов. Главная задача человека в автономной ситуации - выжить. Слово «выжить» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле - «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Но экстремальную ситуацию легче предотвратить, чем выбираться из нее. Поэтому никуда не уходите, не сообщив кому-либо свой маршрут и примерное время возвращения. Изучите, местность путешествия, отправляясь в путь; берите с собой: аптечку, удобную обувь и одежду по сезону, сотовый телефон/пейджер/рацию.

Выживание в автономных условиях

Преодоление страха

При любых обстоятельствах выживание человека, прежде всего, зависит от него самого. Речь идет не только о его навыках. Чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно, и первая реакция любого, кто попал в опасную ситуацию, - страх. Но обязательными условиями благополучного преодоления всех трудностей при автономной ситуации являются проявление воли, настойчивость, грамотные действия. Паника и страх резко снижают шансы на спасение.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится. Другое дело - долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Страх - это эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Это естественная реакция, и она свойственна каждому нормальному человеку. Именно страх за свою жизнь вызывает желание действовать во имя собственного спасения. Если человек знает, как должен действовать, страх обостряет реакцию, активизирует мышление. Но если он не представляет, что нужно предпринять, испытывает боль или слабость от потери крови, тогда страх может привести к стрессу - чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия. Эти ощущения могут быть столь интенсивными, что внезапный сильный страх может привести к смерти. Существуют различные способы преодоления страха. Если человек знаком с методикой аутотренинга, то он сможет в считанные минуты расслабиться, успокоиться, беспристрастно проанализировать ситуацию. Если же нет, то мысли о чем-нибудь другом помогут человеку расслабиться и отвлечься. Хороший эффект дают и дыхательные упражнения. Нужно сделать несколько глубоких вдохов. Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется, и он начинает очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно - значит убедить организм, что стресс проходит, не зависимо от того, прошел он или нет.

Кроме того, человек не может действовать успешно, если у него нет четкой цели и плана ее достижения. Иногда кажется, что профессиональные спасатели, летчики, военные в сложных ситуациях действуют, не задумываясь. Но это не так: просто у них есть готовый, зачастую уже проверенный план, а то и несколько вариантов плана. Поначалу человеку может показаться, что он ничего не знает и ничего не может. Но стоит только разделить ситуацию и задачи на составные части, как обнаружится, что многое ему под силу. Вернейшим способом для преодоления страха и растерянности является организация планомерных действий по обеспечению выживания. Для этого человеку необходимо дать себе четкую установку, как действовать в возможной экстремальной ситуации.

Оказание помощи пострадавшим

Для оказания помощи хорошо иметь аптечку, поэтому, отправляясь в путешествие, ее лучше брать с собой. Набор необходимых медикаментов зависит от климатических условий. Например, в пустыне нужна сыворотка против змеиного яда, крем от солнечных ожогов и др. В тропической аптечке должны быть репеллент против пиявок, насекомых, присыпка от грибковых заболеваний, противомалярийный препарат. В любой аптечке должны быть:

      индивидуальный перевязочный пакет на каждого участника путешествия;

    1. стерильные салфетки;

      пластырь (бактерицидный и простой);

      марганцовка;

      медицинский спирт;

      шприц, тюбики с морфином или другое обезболивающее;

      антибиотики широкого спектра действия;

      нитроглицерин;

      корвалол/валидол;

      раствор кофеина;

      раствор адреналина;

      синтомициновая эмульсия (при ожогах/обморожениях);

      тетрациклиновая мазь (при воспалении глаз);

      пантоцид (для дезинфекции воды).

Следует иметь медикаменты, индивидуально подобранные для каждого в достаточных количествах (не менее необходимого минимума). Названия и способы применения лекарств должны быть подписаны несмываемым карандашом/краской. Аптечку следует упаковывать аккуратно, исключая возможность порчи медикаментов. Ножницы или скальпель при их отсутствии можно заменить продезинфицированным бритвенным лезвием.

Необходимо уметь использовать лекарственные травы, а так же отличать их от ядовитых растений. Применять можно только хорошо знакомые травы, поэтому, отправляясь в другую климатическую зону, лучше заранее запомнить местные ядовитые растения, и не менее 5 лекарственных/съедобных. Например, при лихорадке помогает земляника, сельдерей, кора вяза. От малярии помогает сирень, подсолнечник, настойка крапивы с чесноком, шиповник, кора ивы.

Для оказания медицинской помощи сразу после аварии или при необходимости длительного автономного существования нужны навыки, поэтому первую помощь должен уметь оказывать каждый. При автономном выживании наиболее вероятны:

    Ожог. Обожженное место нужно охладить, протереть спиртовым раствором, наложить сухую повязку. Пораженное место можно растирать отваром из коры дуба, сырым картофелем, мочой. Нельзя смазывать ожог маслом, нельзя вскрывать образующиеся пузыри.

    Кровотечение . Поврежденный сосуд прижать (артерию - сверху, кроме артерий головы, шеи) или наложить жгут/давящую повязку из подручных средств (кроме проводов, веревок, шнуров). Рану обработать йодом/перекисью водорода/зеленкой и закрыть пластырем/бинтом. К кровоточащей ране можно приложить ягоды калины, шиповник, подорожник, алоэ. При гнойных ранах прикладывают отвар лопуха. Жгут нельзя держать дольше 1,5 часа летом и 30 мин. зимой.

    Переломы/вывихи. Поврежденную конечность надо обездвижить (для чего используется шина или палка/лыжа/доска). Боль можно уменьшить, приложив лед. Помогает мелко нарезанный лук (при вывихах). Нельзя принимать обезболивающие, нельзя пытаться самим вправить конечность.

    Искусственное дыхание/массаж сердца необходимы при клинической смерти (нет пульса и дыхания или судорожное дыхание, зрачки не реагируют на свет). Оказывающий помощь вдыхает воздух в рот/нос пострадавшего около 24 раз в минуту. Нос/рот пострадавшего при этом должен быть зажат. Кровообращение можно восстановить, нажимая на грудную клетку. Больной должен лежать на жесткой поверхности, одежду расстегнуть. Смерть наступает через 5 мин. после клинической смерти, но реанимацию надо продолжать 20 – 30 мин. Иногда это дает эффект.

    Обморок . Если дыхание и сердечная деятельность не нарушены, достаточно расстегнуть одежду, поднести к носу тампон с нашатырным спиртом, уложить человека так, чтобы голова была ниже ног.

При любых травмах пострадавшего лучше всего постараться доставить к врачу.

Ориентирование на местности

При путешествии по незнакомой местности лучше всего иметь карту. Если ее нет, ориентироваться можно без нее.

Стороны горизонта могут определяться по компасу, небесным светилам, по некоторым признакам местных предметов. При незаторможенном состоянии стрелка компаса устанавливается своим северным концом в направлении северного магнитного полюса, соответственно другой конец стрелки будет показывать на юг. Компас имеет круговую шкалу (лимб), который разделен на 120 делений. Шкала имеет двойную цифровку. Внутренняя нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов через 15 градусов. Для визирования на местные предметы и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление и указатель отсчетов. При работе с компасом всегда надо помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют магнитную стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40 – 50 м от линии электропередач, ж/д полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Определять стороны горизонта можно по небесным светилам.

    По солнцу. Солнце в 7 часов утра находится на востоке, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе.

    По солнцу и часам со стрелками. Для определения направления данным способом необходимо держать часы в горизонтальном положении и повернуть их так, чтобы часовая стрелка своим острым концом была направлена в сторону солнца. Прямая линия, делящая угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 указывает на юг.

    По перемещению тени . Тень от вертикально поставленной палки покажет приблизительное направление восток-запад.

    Ночью стороны горизонта можно определить по Полярной звезде. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через две крайние звезды ковша проводится воображаемая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звездами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда - Полярная. Направление на нее будет соответствовать направлению на север.

Стороны горизонта можно определить по некоторым признакам местных предметов.

      Кора большинства деревьев грубее на северней стороне;

      Камни, деревья, деревянные, черепичные и шиферные крыши с северной стороны раньше и обильнее покрываются мхом. На хвойных деревьях смола обильнее выступает на южной стороне. Все эти признаки бесполезно искать на деревьях в чаще. Зато они бывают отчетливо выражены на отдельно стоящем дереве среди поляны или на опушке;

      Муравейники располагаются на южной стороне деревьев и камней;

      Снег тает быстрее на южном склоне холмов и гор.

Используют магнитный азимут - горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 градусов до 360 от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления.

Для определения магнитного азимута необходимо: встать лицом к наблюдаемому объекту (ориентиру), отпустить тормоз стрелки компаса и, придав компасу горизонтальное положение, поворачивать его до тех пор, пока северный конец стрелки не встанет против нулевого деления шкалы. Удерживая компас в ориентированном положении, поворотом вращающейся крышки направить визирную линию, проходящую через прорезь и мушку в заданном направлении на данный предмет. Средняя ошибка измерения азимута компасом составляет около 2 градусов. Движение, в процессе которого выдерживается заданное направление и осуществляется точный выход в назначенный пункт называется движением по азимуту. Движение по азимутам применяется главным образом в лесу, в пустыне, ночью, в тумане и тундре и др. условиях местности и видимости, затрудняющих визуальное ориентирование. При движении по азимуту на каждой поворотной точке маршрута, начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, ведя отсчет пройденного пути. При движении по азимуту возникает необходимость обхода препятствий, которые невозможно преодолеть напрямую. При этом поступают следующим образом. Замечают ориентир на противоположной стороне препятствия в направлении движения, определяют до него расстояние, прибавляют его к пройденному пути. После этого, обойдя препятствие, выходят к выбранному ориентиру и определяют по компасу направление движения.

В горной местности выбираются ориентиры так, чтобы они распределялись в направлении действия подразделений не только по фронту и в глубину, но и по высоте. В лесной местности выдерживание маршрута движения, проходящего по грунтовым дорогам и просекам, требует умения безошибочно распознавать на местности те из них, по которым проходит путь, выбранный по карте. При этом следует учитывать, что лесные дороги часто бывают мало заметны на местности, а часть из них может не показываться на картах. Вместе с тем, можно встретить непоказанные на карте, но хорошо наезженные дороги. В качестве ориентиров в лесу используют дороги, просеки, перекрестки, и развилки дорог и просек, реки и ручьи, поляны пересекающие маршрут движения. Просеки прорубаются обычно во взаимно перпендикулярных направлениях, как правило, в северном направлении, соответственно запад-восток.

Есть несколько способов измерения углов и расстояний на местности.

    Измерение углов на местности с помощью бинокля . В поле зрения бинокля имеется две перпендикулярные угломерные шкалы для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Величина (цена) одного большого деления соответствует 0 – 10, а малого - 0 – 05. Для измерения угла между двумя направлениями надо, глядя в бинокль, совместить какой-либо штрих угловой шкалы с одним из этих направлений и подсчитать число делений до второго направления. Умножив, затем, этот отсчет на цену деления, получим величину измеренного угла в «тысячных».

    Измерение углов с помощью линейки . В некоторых условиях может возникнуть ситуация, когда не будет под рукой бинокля. Тогда он может измерять угловые величины с помощью линейки. Для этого необходимо линейку держать перед собой на уровне глаз на расстоянии 50 см. Один миллиметр линейки будет соответствовать 0 – 0,2. Точность измерения углов таким способом зависит от навыков в выдерживании расстояния от глаз (50 см), что требует определенной тренировки.

    Измерение углов подручными средствами . Вместо линейки можно использовать различные предметы, размеры которых хорошо известны: спичечный коробок, карандаш, пальцы и ладони рук. Измерить углы можно с помощью компаса. Измерение углов на местности является подготовкой для определения расстояний на местности.

Для определения расстояний на местности применяются различные способы и приборы. Часто люди вынуждены определять расстояния различными способами: глазомерно или по измеренной угловой величине предметов на местности, по спидометру машины, промером шагами, по средней скорости движения. Глазомерно - основной способ и самый простой при определении расстояний, доступный для каждого. Этот способ не дает высокой точности в определении расстояний, но при определенной тренировке можно добиться точности до 10 м. Чтобы развить свой глазомер, нужно постоянно упражняться в определении расстояний на местности.

Одним из способов измерения расстояний на местности является использование известных по протяженности расстояний на местности (линии электропередач - расстояние между опорами, расстояние между линиями связи и т. п.).

Для грубой оценки расстояний на местности можно использовать данные из следующей таблицы:

Таблица №1

Для каждого человека данная таблица может быть уточнена им самим.

Измерение расстояний шагами. Каждому командиру необходимо знать, что шаг человека примерно равен 0,75 м., но производить вычисления при таком размере неудобно и, поэтому, принято, что пара шагов равна 1,5 м. В этом случае значительно удобней проводить расчеты. При таком методе точность определения расстояний может составить 98%.

Определение расстояний по скорости движения и по спидометру машины целесообразно производить в случаях передвижения. Одним из способов определения расстояний может быть способ по звуку, вспышкам. Зная, что скорость звука в воздухе 330 м/с, т. е. округленно 1 км за 3 сек., можно определить расстояние, проведя небольшие расчеты. В некоторых случаях расстояние можно определить по слуху.

Из опыта оценки слышимости различных звуков становится ясно, что:

    передвижение в пешем строю по грунтовой дороге можно услышать на расстоянии 300 м., а при движении по шоссе - 600 м.;

    движение автомобилей по грунтовой дороге - 500 м., по шоссе - до 1000 м.;

    громкие крики - 0,5 – 1км.;

    вбивание кольев, рубка леса - 300 – 500 м..

Приведенные данные весьма приблизительны и зависят от слуха человека. В основе любого способа определения расстояний лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как метки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи. Ориентирами принято называть хорошо видимые предметы на местности и детали рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, направление движения и указывают положение целей и др. объектов. Ориентиры выбираются по возможности равномерно. Выбранные ориентиры можно пронумеровать, выбрав направление, или дать условное наименование. Для указания своего местоположения на местности относительно ориентира определяют направление и расстояние от него.

Кажущаяся схожесть обстановки - деревьев, складок местности и т. п. - может полностью дезориентировать человека, и он нередко движется по кругу, не подозревая о своей ошибке. Чтобы выдержать избранное направление, обычно намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир через каждые 100 –150 м маршрута. Это особенно важно, если путь преградит завал или густые заросли кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы, которая усугубит и без того сложное положение терпящего бедствие.

Особенно трудно совершать переходы в зоне болот. Нелегко отыскать среди зыбучего зеленого пространства безопасную пешеходную тропу. Особую опасность на болоте представляют так называемые окна - участки прозрачной воды на серо-зеленой поверхности болот. Иногда их размеры достигают десятков метров. Преодолевать болото надо с максимальной осторожностью, обязательно вооружившись длинным прочным шестом. Его держат горизонтально на уровне груди. Провалившись, ни в коем случае нельзя барахтаться. Выбираться надо медленно, опираясь на шест, не делая резких движений, стараясь придать телу горизонтальное положение. Для кратковременного отдыха при переходе через болото можно использовать выходы твердой породы. Водные преграды, особенно речки с быстрым течением и каменистым дном, преодолевают, не снимая обуви, для большей устойчивости. Прежде чем сделать следующий шаг, дно прощупывают шестом. Двигаться надо наискось, боком к течению, чтобы потоком не сбило с ног.

Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосто­рожности. Так, надо помнить, что течение обычно разрушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов, что в руслах рек с песчаными отмелями часто образуются натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. При этом вода находит выход обычно вдоль берега под сугробами, возле коряг, скал, где течение быстрее.

В холодную погоду натеки парят, напоминая дым человеческого жилья. Но значительно чаще натеки скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить; в местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и поэтому лед тоньше.

Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются карманы, представляющие большую опасность для пешехода. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого пути нет, передвигаются ползком. В весеннее время лед бывает наиболее тонок на участках, заросших осокой, у затопленных кустов.

Если нет твёрдой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться на месте, развести костёр, построить укрытие из подручных материалов. Это поможет хорошо защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче добывать пищу. В ряде случаев эта тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о происшествии в конкретном районе. Приняв решение «остаться на месте», нужно составить план дальнейших действий, в котором предусмотреть необходимых мероприятия.

Сооружение укрытия

Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.

Организация ночевки - дело трудоемкое. Сначала необходимо подыскать подходящий участок. В первую очередь оно должно быть сухим. Во-вторых, расположиться лучше всего поблизости от ручья, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды.

При подготовке места для сна вырывают две ямки - под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из елового лапника в глубокой яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же, в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежание серьезной простуды. В зимней тайге, где толщина снежного покрова значительна, легче устроить убежище в яме у дерева. В сильный мороз можно построить снежную простейшую хижину в рыхлом снегу. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют, поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделывают маленькое отверстие для дымохода. Разведенный внутри костер оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижина сохраняет тепло. Нельзя забираться под одежду с головой, так как от дыхания материал отсыревает и промерзает. Лучше закрыть лицо предметами одежды, которые в последствии легко высушить. От горящего костра возможно скопление угарного газа и нужно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха к очагу горения.

Временным укрытием может служить навес, шалаш, землянка, чум. Выбор типа укрытия будет зависеть от умения, способностей, трудолюбия и, конечно, физического состояния людей, поскольку в строительном материале нет недостатка. Однако, чем суровее погода, тем надежнее и теплее должно быть жилище. Позаботьтесь, чтобы будущее жилище было достаточно просторным. Нет необходимости придерживаться принципа «в тесноте, да не в обиде».

Прежде чем приступить к строительству, надо хорошо расчистить площадку, а затем, прикинув, сколько потребуется строительного материала, заготовить его заранее: вырубить жерди, нарубить лапника, ветвей, собрать мох, нарезать коры. Чтобы куски коры получились достаточно большими и прочными, на стволе лиственницы делают глубокие вертикальные надрезы, до самой древесины, на расстоянии 0,5 – 0,6 м друг от друга. После этого полосы нарезают сверху и снизу крупными зубцами по 10 – 12 см в поперечнике, а затем осторожно сдирают кору топо­ром или ножом-мачете.

Рис. 1. Шалаш, навес и костры: А - шалаш двускатный комбинированный и костер «звездный»; Б - простейший навес и костер «пирамида».

Рис. 2. Траншея, шалаш и костер: А - снежная траншея около дерева; Б - шалаш двускатный и костер «таежный».

Рис. 3. Палатка типа «чум».

В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса. Два полутораметровых кола толщиной с руку с развилками на конце вбивают в землю на расстоянии 2,0 – 2,5 м друг от друга. На развилки укладывают толстую жердь – несущий брус. К нему под углом примерно 45 – 60° прислоняют 5 – 7 жердей и, закрепив их веревкой или лозой, поверх натягивают брезент, парашютную или любую другую ткань. Края тента подгибают с боков навеса и привязывают к брусу, уложенному в основание навеса. Из лапника или сухого мха делают подстилку. Навес окапывают неглубокой канавкой для защиты от воды в случае дождя.

Более удобен для жилья двускатный шалаш (Рис. 2,Б). Вбив стойки и уложив на них несущий брус, жерди на него укладывают под углом 45 – 60° с обеих сторон, и к каждому скату привязывают по три-четыре жерди параллельно земле - стропила. Затем, начиная снизу, на стропила укладывают лапник, ветви с густой листвой или куски коры так, чтобы каждый последующий слой, словно черепица, прикрывал нижний примерно до половины. Переднюю часть, входную, можно завесить куском ткани, а заднюю прикрывают одной – двумя жердями и заплетают лапником.

Земля является идеальным местом обитания человека. Он не может существовать без природы, так как он сам - большая ее часть. Много веков назад люди были очень тесно соединены с окружающей средой и полностью зависели от нее. С тех пор прошло время, человек научился строить города, добывать энергию, летать в космос, и пусть связь с природой теперь не ощущается так остро, но без растений и животных, воздуха и воды нам не выжить. Часто случаются ситуации, когда человеку приходится принимать условия автономного существования, то есть выживать в дикой природе без какой-либо помощи. Такое может случиться по желанию авантюриста или вне его воли.

Добровольное приключение

Иногда люди ставят перед собой цели, которые требуют от них особой выдержки, например, пересечь в одиночку океан. Они берут определенное количество ресурсов, которых должно хватить на некоторое время, и отправляются в путь. После того, как этот запас исчерпывается, они вынуждены добывать себе пищу и воду самостоятельно, например, ловить рыбу и опреснять воду. В таком случае говорят, что это добровольное автономное существование человека. Его цели могут быть разными: соединение с природой, проведение научного исследования или эксперимента, выяснение своих возможностей. Примеры автономного существования достаточно часто встречаются на страницах книг и журналов. Одним из них является пересечение Антарктиды Бьюргом Осландом. Он в 1996-1997 годах в одиночку на лыжах прошел через Южный полюс. За каких-то 64 дня он преодолел 2845 км слега и льда, проявив себя сильным как с физической, так и с моральной сторон. Но самый понятный простому обывателю пример такого вида деятельности - привычные всем туристические походы, которые не так сильно истязают смельчаков, но все же оставляют с природой один на один.

Такой экстрим многим совсем не по душе, ведь это действительно очень сложно. Зачем истязать себя, если не видишь в этом смысла? Но жизнь очень непредсказуема, и случается так, что волей-неволей человек оказывается лицом к лицу с природой, вынужден при этом выживать любыми способами. Такое автономное существование называется вынужденным. Оно резко отличается от добровольного, ведь в первом случае человек готовится к такому приключению, он сознательно идет на это, ставя перед собой определенную цель. Если же человек, например, потерялся в лесу или выжил поле кораблекрушения, то ему необходимо резко перестраиваться для того, чтобы выжить и вернуться домой. Это очень сложно, как физически, так и морально.

Фактор одиночества

Человек - существо, сильно зависящее от социума, то есть от окружающих людей. Попадая в одиночку в он может психологически сломаться. Ведь вынужденное автономное существование приводит к появлению большого страха, а если рядом нет никого, кто мог бы поддержать и успокоить, то этот страх усиливается в десятки раз. Зачастую возникает очень негативная эмоциональная реакция, которая проявляется в ощущении безвыходности, приближения гибели, боли и страдания. Это вызвано тем, что человек находится в незнакомой обстановке, которая потенциально может нести множество опасностей для его жизни. В такие моменты особенно остро ощущается собственная слабость и хрупкость тела. Автономное существование может вызвать контролируемый или неконтролируемый страх. В первом случае, он может не только быть безвредным, но и помочь, толкнуть на поступки, которые приведут к наиболее эффективному решению проблем. Но если это бесконтрольный страх, то он подчиняет себе каждую мысль и действие человека. В панике нет ничего хорошего, это только усугубит ситуацию.

Сигнал бедствия

Автономное существование в природе может быть недолгим, если правильно повести себя. Первое, чего делать не стоит, - это уходить с места происшествия. Лучшим вариантом, если человеку не угрожает опасность, будет разбить лагерь. Ведь для спасателей составляет достаточно большую сложность разыскать потерпевших бедствие в горах, лесу или при плохой погоде. Поэтому заранее следует придумать сигнал, который будет подаваться, если к человеку приблизится какое-либо транспортное средство, например, вертолет. Наилучшим в таком случае станет костер. Это самый быстрый и простой способ. Материал для него нужно заготовить заранее. Если же дело происходит в пустыне, то заменить хворост может банка с песком, которая пропитана каким-либо горючим веществом. Поджигать костер следует только тогда, когда спасательное техническое средство можно увидеть или услышать. Кроме того, если это открытая местность, то можно выложить какой-либо знак из камней или вытоптать его на снегу. Флаги из ярких тканей также не будут лишними.

Питание

Автономное существование человека в природе усложняется еще и отсутствием продуктов питания, что может привести к голодовке. Она может быть полной, когда совсем нет пищи, но вода поступает в организм, и абсолютной, когда нет даже воды. Первый вариант более приемлем, так как силы могут черпаться из внутренних запасов (жировых отложений и за счет уменьшения размеров и объема клеток). Человек без еды может прожить до 70 дней, но это взрослые. Для детей этот срок сокращается в разы. Но главной даже при отсутствии пищи является вода. Так как без нее прожить можно лишь пару дней. В пустыне найти ее очень сложно, но, если постараться, все возможно. Например, можно соорудить солнечный конденсатор, основой для которого является водоотталкивающая пленка, или можно выдавить сок из кактуса. На вкус он горький, но в таких условиях все сгодится. Если поблизости есть ручей или река, то воду можно пить оттуда, но ее обязательно нужно прокипятить, а если не в чем, то стоит просто опустить в любой сосуд горячий уголек из костра. Это поможет в дальнейшем избежать инфекций.

Определение местонахождения

Вынужденное автономное существование может быть сокращено, если человек умеет ориентироваться на местности. Первое, что можно сделать, - это вернуться назад по собственным следам, если человек потерялся. Ориентироваться можно с помощью нескольких вещей в разное время суток (по солнцу, звездам, тени, компасу, часам, мху на деревьях). Если разобраться, откуда вы пришли, то найти верный путь будет гораздо легче.

Таким образом, автономное существование - это самостоятельное выживание человека в условиях дикой природы. Оно может быть как добровольное, так и вынужденное. В обоих случаях выживание зависит от моральной стойкости и физической подготовки попавшего в подобную ситуацию.

Выживание в дикой природе предполагает определенную базу знаний, умений и навыков. Чем больше эта база, тем легче справиться в самых сложных ситуациях. Но даже в условиях автономного существования необходимо иметь элементарные представления, как выжить. В прочем, в таком случае человек себя готовит заранее, знаком с местностью, имеет определенный запас пищи (или умеет ее добывать самостоятельно) и необходимых вещей.

Экстремальное и автономное выживание

Экстремальные условия без подготовки могут привести к самому плачевному исходу, поэтому любые советы о добычи пищи, огня и пресной воды, сооружении укрытия и первой медпомощи будут не просто важными, а жизненно необходимыми.

Автономные условия же если не включают налаженный быт, то, по крайней мере, предполагают заранее выбранную местность, маршрут и умения ориентироваться.

Самыми важными проблемами , которые практически всегда соприкасаются с выживанием в экстремальных условиях, являются:

  • отсутствие питьевой воды;
  • место для ночлега;
  • добыча огня;
  • поиск пищи.

О таких трудностях надо знать и по возможности максимально подготовиться к ним. При первой же неудаче – продолжать и постараться сохранять спокойствие и психическое равновесие, которые так же важны в экстремальном выживании.

Преодоление страха, уверенность в своих силах и другие психологические моменты очень важны для человека, когда он остался один на один с природой. Даже если с собой рюкзак с полным набором жизненно необходимых вещей – это не залог безопасности и спокойствия. Автономное существование может длиться довольно большое количество времени. Запасы быстро закончатся, и придется добывать все самому.

Выживание – не важно, экстремальное или автономное, требует преодоления многих задач, препятствий, собственных страхов. И также приобретения еще множества новых практических умений, о которых в условиях цивилизации, возможно, человек даже и не подозревал.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

– один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий. Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. крайне важна в любой ситуации. Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение . Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью. Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам. Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности. Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них. Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ. Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку. Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев. Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно. Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками. Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях. Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Автономные и экстремальные условия

Что касается различий в экстремальных и автономных условиях, то они весьма существенны.

Первые еще можно обозначить как пребывание в дикой природе, где нет привычных или знакомых мест и сооружений. Также экстремальное выживание иногда включает и характер внезапности (крушение самолета, авария, стихийное бедствие, природная катастрофа). Поэтому в таком случае обостряется психологический фактор поведения.

По официальным данным, сахарным диабетом второго типа в России страдают 3,5 миллиона человек. Однако врачи считают, что на самом деле заболевших в три раза больше. Как распознать сахарный диабет на ранней стадии? Как помочь поджелудочной железе? Можно ли компенсировать диабет без лекарств? В этой книге вы найдете информацию о новых лекарственных препаратах, повышающих чувствительность к инсулину, восстанавливающих поджелудочную железу, а также о нелекарственных способах снижения сахара в крови. Своим опытом делятся лучшие эндокринологи России.

Предисловие от редакции

Уважаемые читатели!

Серия книг "Посоветуйте, доктор!" составлена по материалам популярной передачи Радио России "Посоветуйте, доктор!". Ее ведет любимая миллионами ведущая Ольга Копылова. Это одна из самых рейтинговых и авторитетных программ по медицине в нашей стране: с 2006 года она выходит на государственном канале "Радио России" в прямом эфире в субботний прайм-тайм – с 13.10 до 14.00 по московскому времени.

За годы своего существования программа снискала любовь и доверие слушателей, завоевала заслуженный авторитет у российских и зарубежных представителей медицины. Ее ценят как пациенты, так и врачи.

Это одна из немногих медицинских программ, которая глубоко и масштабно освещает проблемы и достижения нашей медицины. В программе в приоритетном порядке поднимаются вопросы государственной важности, рассказывается о борьбе с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни сердечно-сосудистой системы, туберкулез, злокачественные новообразования, диабет. В прямом эфире активно обсуждаются вопросы репродуктивного здоровья, охраны здоровья матери и ребенка, здоровья детей. Ведущая и участники программы рассказывают о внедрении инновационных методов диагностики и лечения, медицинской реабилитации, об оснащении учреждений здравоохранения современной техникой, об обеспечении лекарствами. Каждый новый выпуск программы ждут и с интересом слушают пациенты и врачи из всех регионов России и за рубежом.

Автору и ведущей программы Ольге Копыловой удалось объединить вокруг программы и привлечь к сотрудничеству наиболее авторитетных врачей и ученых, руководителей профильных медицинских центров России. Они достойно представляют отечественную медицину в эфире главной государственной радиостанции страны.

В программе неоднократно выступали и делились своими рекомендациями со слушателями мэтры отечественной медицины, в том числе:

Адамян Лейла Владимировна – академик РАН, главный акушер-гинеколог России, заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова;

Акчурин Ренат Сулейманович - мэтр отечественной кардиохирургии, академик РАН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Российского кардиологического научно-производственного комплекса;

Байбарина Елена Николаевна – д.м.н., профессор, главный специалист-неонатолог России, директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения;

Богородская Елена Михайловна – д.м.н., проф., директор Московского научно-практического центра борьбы с туберкулезом, главный фтизиатр ДЗМ;

Бойцов Сергей Анатольевич – доктор медицинских наук, профессор, главный специалист России по профилактической медицине, директор Государственного научного центра профилактической медицины;

Бокерия Лео Антонович - академик РАН, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президент Лиги здоровья нации;

Веселкин Николай Петрович – ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАН, директор Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН в Санкт-Петербурге;

Гинтер Евгений Константинович – академик РАН, директор Государственного медико-генетического научного центра;

Готье Сергей Владимирович – академик РАН, директор Института трансплантологии и искусственных органов им. акад. В.И. Шумакова, главный трансплантолог России;

Дземешкевич Сергей Леонидович – кардиохирург с мировым именем, доктор медицинских наук, профессор, директор Российского научного центра хирургии им. акад. Петровского;

Каприн Андрей Дмитриевич – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена;

Карамов Эдуард Владимирович – ученый-вирусолог с мировым именем, доктор биологических наук, проф., руководитель лаборатории иммунохимии НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского и лаборатории молекулярной биологии ВИЧ в ГНЦ "Институт иммунологии", один из разработчиков отечественной вакцины против ВИЧ;

Козловская Инесса Бенедиктовна – создатель школы космической медицины в России, создатель Школы гравитационной физиологии движений, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующая Лабораторией гравитационно-сенсорномоторной физиологии и профилактики Института медико-биологических проблем РАН;

Коновалов Александр Николаевич – знаменитый нейрохирург с мировым именем, академик РАН, директор Института нейрохирургии имени академика Бурденко, президент Ассоциации нейрохирургов России;

Краснопольский Владислав Иванович – член-корреспондент РАН, профессор, директор Московоского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии;

Кубышкин Валерий Алексеевич – академик РАН, директор Института хирургии им. А.В. Вишневского;

Медведев Святослав Всеволодович – д.б.н., член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека в Санкт-Петербурге;

Медведева Ирина Васильевна – член-корреспондент РАН, проректор по научной работе, заведующая кафедрой госпитальной терапии Тюменской медицинской академии;

Насонов Евгений Львович – выдающийся российский ученый, академик РАН, президент Ассоциации ревматологов России, директор Института ревматологии РАН;

Неробеев Александр Иванович – специалист с мировым именем в области реконструктивной хирургии, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии Российской медицинской академии последипломного образования, главный специалист Медицинского центра Президента России;

Пискунов Геннадий Захарович - член-корреспондент РАН, зав. кафедрой оториноларингологии Российской Медицинской академии последипломного образования, главный оториноларинголог МЦ Управления делами Президента РФ;

Покровский Анатолий Владимирович - академик РАН, президент Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов, президент Европейского общества по сосудистой хирургии, руководитель отделения хирургии сосудов Института хирургии им. А.В. Вишневского;

Рошаль Леонид Михайлович – доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах, эксперт Всемирной организации здравоохранения;

Сухих Геннадий Тихонович - академик РАН, директор крупнейшего в стране Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова; Терновой Сергей Константинович – академик РАН, руководитель отделения томографии Института клинической кардиологии им. Мясникова Российского кардиоцентра, заведующий кафедрой лучевой диагностики ММА им. Сеченова;

Хубутия Анзор Шалвович – профессор, главный трансплантолог Москвы, президент Межрегионального общества трансплантологов, директор Научно-исследовательского института скорой помощи имени Склифосовского;

Чазова Ирина Евгеньевна – профессор, член-корреспондент РАН, директор Института клинической кардиологии имени Мясникова Российского кардиологического научно-производственного комплекса, президент Российского медицинского общества по артериальной гипертонии;