Использование инновационных методов. Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации воспитанников. Краткий словарь терминов

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.

Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Это особенно актуально для такого школьного предмета как история. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось получить диплом оператора персонального компьютера, пройти курсы “Интел – обучение для будущего”, курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации.

Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.

Создают учебные проекты.

Занимаются научно-исследовательской деятельностью. Так на протяжении трех лет мои ученики являются призерами Международной конференции интеллект-фестиваля “Политика вокруг нас”, победителями региональной научно-исследовательской конференции “Инициатива молодых”, победителями регионального конкурса исследовательских работ “Права человека глазами ребенка”, победителями районной научно-практической конференции “Я и мир вокруг”, победителями “Деревягинских чтений” и других конкурсов и конференций различного уровня.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально – значимые проекты. Например, в рамках районного конкурса вакансий на замещение главы Муниципального образования. Проект “Выборы президента – выбор пути развития страны” занял 3 место на международной конференции “Политика вокруг нас”, социальный проект “Почему умирают деревни” – 1 место на региональной научно – практической конференции “Инициатива молодых”.

Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов. Например, в ходе проведения урока – конференции “Молодежь голосует за”, на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий и даже предложили создать свою партию “Молодежь России”.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности во время занятий клуба старшеклассников “Я – гражданин России” и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение критически осмысливать полученную информацию;
  • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
  • умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
  • способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

Еще одной специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить. Как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Применительно к процессу исторического познания под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к истории, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–8-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками макеты предметов, символизирующих ту или иную эпоху. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. В рамках приоритетного национального проекта “Образование” в этом учебном году в школу поступило оборудование для кабинета истории. Оно включает персональный компьютер, мультимедийную приставку, экран, комплект ЭОР по истории России, Всемирной истории и обществознанию, комплект дисков с картами для интерактивной доски, комплект карт по всем периодам Российской и всемирной истории, атласы, контурные карты, комплект учебной литературы. Все это создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении. Но все же одного компьютера на класс явно не достаточно, например, при подготовке к ЕГЭ, к централизованному компьютерному тестированию, на уроках где идет создание учебных проектов, участвуем в дистанционных олимпиадах и т. д. Определенные трудности возникают с недостатком Интернета. Он подключен только в кабинете информатики, который постоянно перегружен. А при подготовке к урокам, выполняя научно-исследовательские работы, проекты Интернет просто “необходим как воздух”. Поэтому необходимо все компьютеры школы подключать к Интернету. Эта потребность, продиктованная нашим бурно развивающимся временем.

О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 74 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

С каждым годом возрастает количество абитуриентов, сдающих при поступлении историю или обществознание. Особо хочется отметить, что ежегодно выпускники успешно сдают вступительные экзамены по данным предметам на бюджетные места (около 50 % от всех поступивших), что свидетельствует о высокой подготовке и качестве полученного образования.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.
Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

    предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

    формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось пройти курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною во внеурочной деятельности и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

    умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

    умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

    умение критически осмысливать полученную информацию;

    умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;

    умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;

    способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–7-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками открытки, проекты. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в различных проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

    мне интересно то, чему меня учат;

    мне интересен тот, кто меня учит;

    мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями , позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Из опыта использования современных педагогических технологий на уроках английского языка

В условиях современной российской действительности школа столкнулась с необходимостью подготовки молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном мире.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью. Основными характеристиками применения современных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, кейс-метод, фокус-групп, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

С возрастанием роли информации в современном мире все большее и большее место в обучении занимают информационно-компьютерные технологии. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии.

В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью ИКТ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, даёт возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Ученик сам становится главной действующей фигурой, а учитель активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса, поддержка и направление развития личности учащихся, их творческого поиска. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

ИКТ заняли прочное место в процессе обучения. Я широко применяю различные презентации, обучающие программы на CD-ROM, электронные обучающие программы, Интернет – ресурсы.

Для учителя Интернет – это просто масса полезной информации! Это обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, общаться на английском языке и приобщать к этому своих учеников. Существует много сайтов, на которые мы периодически заходим, чтобы найти что-нибудь интересное и полезное для себя и своих учеников.

Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Я эффективно использую образовательный потенциал ММП(мультимедийные презентации) на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества ММП заключаются в следующем:

Сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности;

Возможности использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

Возможности использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);

Активизации внимания всего класса;

Обеспечении эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

Сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;

Экономии учебного времени;

Формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы;

Осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала.

Мы также широко используем интерактивную доску на своих уроках, пройдя обучение по теме «Использование возможностей программы Notebook10 и интерактивной доски для повышения эффективности образовательного процесса». Знакомство с программой Notebook 10 дало нам возможность организовывать работу на новом, инновационном уровне.

Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Дети не сводят глаз с доски, когда там происходят какие-то действия. Им очень нравится выполнять интерактивные задания, они не боятся ответить неправильно, от желающих поработать у доски просто нет отбоя! Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в активную работу. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмету.

Широкие возможности использования ИКТ послужили учителям своеобразным импульсом для творческой работы.

Несомненно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков тоже нельзя. Именно компьютерное обучение несёт в себе огромный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Метод проектов как педагогическая технология – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся.

В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проектная методика вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку или почитать другую литературу. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое, по их мнению, главное.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это рисунок или сочинение), что придает работе динамизм и привлекательность. В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы. За последние 3 года мною были организованы и проведены следующие проекты: “Places I’d like to visit”, “People I admire”, “Travel guide”, “Environmental problems”, “English around us”, “Youth culture” и другие. Тематика близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих каникулах, о людях, на которых они хотят быть похожи, о помощи окружающей среде. Интересные темы проектов помогают школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор на уроках английского языка. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, делать аудио- и видеозаписии т.д. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать. Способ презентации проекта зависит от вида конечного продукта: будет ли это сочинение, буклет, выставка, компьютерная презентация или устная презентация.

Подводя итог о проектной методике, можно сделать вывод, что проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и страны изучаемого языка. Они могут быть вовлечены в событийные формы деятельности совместно с родителями, дедушками и бабушками. Все это, в конечном счете, призвано способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Особенно привлекательным является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а в нашей школе это очень актуально. Не менее важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них такие нравственные ценности, как желание и умение сопереживать, развиваются творческие способности и возрастает активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Привлекая учеников к работе над проектом, мы используем еще одну очень эффективную педагогическую технологию – технологию сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.

Сотрудничество предполагает равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие в общем деле, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Одним из рациональных способов организации общения на иностранном языке является работа в парах и в малых группах. Я интенсивно использую такие приемы, как «Вертушка», когда сильный, средний и слабый ученики работают в одной группе; «Лидер», который предполагает наличие четко выраженного лидера (консультанта), организующего работу в группе. На этапе творческого применения материала использую метод «Пила», когда каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом, или вся команда работает над материалом, который является подзаданием темы, над которой работает весь класс. Как правило, эту модель я применяю при составлении монологического высказывания по теме. Обучение в сотрудничестве способствует значительному увеличению времени для языковой практики, потому что в ходе выполнения совместного задания или решения проблемы каждый член группы имеет максимальную возможность общения на иностранном языке.

Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Игры, а также учебные ситуации, которые наиболее полно отражают реальные жизненные события, вызывают у учащихся наибольший интерес. Они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать умение общаться, способствуют эффективной отработке языкового материала и обеспечивают практическую направленность обучения. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности. Игры способствуют выполнению трех важных задач:

Создают психологическую готовность детей к речевому общению;

Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;

Тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игры для обучения иноязычному общению мы подразделяем на следующие виды: языковые игры, коммуникативные игры, ролевые игры.

Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Обеспечить реальное общение, раскрепоститься позволяют учащимся нетрадиционные уроки английского языка. Эти уроки проходят, как правило, в конце четверти, учебного года, в преддверии праздников. Они ставят своей целью обобщить материал, изученный за определенный период, способствовать повышению мотивации к изучению языка, стимулировать реальное общение на иностранном языке. Нетрадиционные формы таких уроков, а именно: урок – соревнование, урок – праздник, урок – викторина, урок – ролевая игра, урок по типу телеигры, видеоурок, урок – презентация проекта, урок – концерт делают процесс обучения более эффективным, увлекательным, интересным.

Таким образом, использование нетрадиционных совместных уроков в учебном процессе дает положительные результаты, а именно:

Повышается уровень развития коммуникативных умений учащихся;

Наблюдается рост положительной мотивации к изучению иностранного языка у большей части учащихся;

Учащиеся готовятся к реальному общению в жизни.

Проводя такие уроки, получаешь возможность сотрудничества и обмена опытом работы. Они дают своеобразный импульс для самосовершенствования в педагогической деятельности.

Основу туристической индустрии составляют туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.

Основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; использование новых туристских ресурсов; изменения в организации производства и потребления туристских услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг.

Использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг. Туристские предприятия успешно используют компьютерную технику и специализированные компьютерные технологии для делопроизводства, ведения учета технологических операций с клиентами и партнерами.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Да, несомненно, инновации в технологии, компьютеризация туристических фирм значительно облегчают их работу, дают им возможности для развития туристического бизнеса, но для того чтобы «выжить» в конкурентной среде туристические агентства и туроператоры активно внедряют в свою работу и продуктовые инновации. Все чаще появляются новые, неизведанные туристические предложения, которые привлекают все больше потребителей. Поездки к морю, круизы на комфортабельных лайнерах и прочие радости отдыха уже не прельщают некоторых изощренных в досуге туристов. Им подавай что-нибудь необычное, экзотическое, чтобы за сердце трогало. Сотни тысяч отдыхающих едут, чтобы вогнать в свою кровь лошадиную дозу адреналина, чтобы испытать тяготы и лишения, чтобы окунуться в тайны земли и населяющих её народов, обогатиться во время отдыха не загаром, а интеллектом. Это - любители специфических видов туризма: экстремального и нетрадиционного. И турфирмы стараются, фантазируют. Потому что за дрожь в сердце богатые клиенты готовы выложить кругленькую сумму.

Что же понимают туроператоры под словосочетанием «необычный туризм»? Обычно это нестандартные туры в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанные с необычными путешествиями и нетрадиционными транспортными средствами. Участие в таких турах предусматривает определённую физическую подготовку и мастерство участников. В упрощенном виде, нетрадиционные виды туризма - это такие виды рекреационной деятельности, которые не типичны для данной местности.

Среди наиболее популярных нетрадиционных видов туризма специалисты выделяют приключенческий туризм (например, прогулка по африканским джунглям), культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде). Отмечается активный всплеск интереса к экотуризму и всем его разновидностям: агротуризму, или туризму в сельской местности, "фермерскому", "зеленому", "пляжному", "природоохранному" туризму и т. д. В последнее время большой популярностью у европейцев пользуется посещение национальных заповедников. Наконец, одним из наиболее перспективных проектов специалисты называют сооружение искусственных миров отдыха. Один такой уже существует в Японии - парк Сигалия. Он рассчитан на 10 тысяч человек и помимо прочих удовольствий предлагает отдыхающим понежиться на райском пляже длиною 140 метров, оборудованном самой современной системой искусственной подачи волн.

Если рассмотреть к примеру космический туризм. А ведь согласитесь, лет 20 назад у нашего человека отношение к космонавтике, спутникам, кораблям, да и полетам в космос было несколько иным, совсем не таким, как сегодня, в ХХI веке. Скептики объясняют это явление тем, что для миллионов землян запуски челноков, достижения отечественных и зарубежных ученых в этой сфере перестали быть чем-то грандиозным, то есть мы ко всему этому просто привыкли.

В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. А как же иначе - технических решений для воплощения в жизнь подобных идей и в помине еще не было, а если бы и были, то массовостью такие путешествия похвастаться уж точно не смогли бы. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественность начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. И для этого вовсе не нужно быть мультимиллионером, пользоваться какими-то там связями, то есть летать в космос только благодаря тугому кошельку или поддержке влиятельного дядюшки.

Обещать и строить оптимистичные прогнозы может каждый, а вот подтвердить свои слова результатами удается не всем. Постараемся сегодня разобраться, быть космическому туризму или нет, есть ли будущее у этого вида бизнеса и стоит ли нам, простым смертным, верить в то, что скоро заветные мечты детства десятков тысяч землян побывать на орбите Земли осуществятся.

Итак, что же такое космический туризм? Для начала дадим определение этому понятию. Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Здесь не нужно морочиться с пунктами обмена валюты, изучать иностранный язык, обивать пороги консульств и брать с собой карту. Какая-то сотня километров и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось не многим. А ведь согласитесь, звучит действительно заманчиво - поглазеть на человечество свысока и покувыркаться в условиях нулевой гравитации.

28 апреля 2001 года был запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 21 июня - впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму.

Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:

  • · Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости - в США, к примеру, такое удовольствие до недавних пор стоило немного больше $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
  • · Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров - за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound;

В Молдове все чаще появляются туристы, которые выбирают новые, неизведанные туры.

В октябре 2010 г. завершилось первое в истории кругосветное путешествие жителя нашей страны. За полтора года Геннадий Шатов (известный еще как FILOSOF) не просто объехал на своем мотоцикле всю планету. Он в одиночку прошел 100 000 км по самым протяженным линиям всех обитаемых континентов Земли. В полной мере до него такой маршрут не поддавался еще ни одному байкеру в мире. Еще один национальный герой- Андрей Карпенко, первый житель Молдовы, покоривший Эверест. В Республике Молдова совсем мало тех, которые предпочитают новые виды туризма, в основном люди предпочитают традиционный отдых в Турцию, Болгарию, Румынию летом и горы зимой. Необыкновенные туристические предложения это не просто нововведение, это сложный и долгий инновационный процесс, который требует немало времени и средств. Пока этим занимаются только несколько туристическо- спортивно клубов, но главное, что первые шаги уже сделаны.

Для эффективной работы туристического предприятия и управления инновационными процессами необходимо грамотное использование инновационного менеджмента и маркетинга.

Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся ресурсов и обязательное внедрение всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджменту предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление, создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновации в большей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций, таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль) основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояние сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, изучение самой специфики инновционого процесса.

Туристический маркетинг имеет свою специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристической компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристического продукта и услуг. Маркетинг туристический- это сфера деятельности туристических организаций по разработке новых, более эффективных видов туристическо- экскурсионных услуг, а так же по производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов на мировом рынке туристических услуг. Туристический маркетинг преследует основные цели:

  • 1) сохранение традиционного рынка;
  • 2) развитие и увеличение нового рынка;
  • 3) уменьшение влияния сезонности.

В туристическом бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний сезон и календарные праздники) , «низкий сезон» («бархатный сезон» , весенние туры), и «мертвый сезон» (остальное время года). Так вот, основная задача туристического маркетинга- приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хотя бы отчасти воскресить « мертвый сезон». После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его жизнь, т.е. доведения его до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества).

В масштабах конкретной туристической фирмы или культурно- сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяется характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристического продукта, изменения определяют социальную цену нововведений. . Инновационная сфера в данном случае случае туристическая в идеальном варианте должна иметь инновационную структуру(национальные парки, культурно- развлекательные центры, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт).

Все выше описанное представляет собой некий инновационный процесс, т.е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организованных мероприятий, приводящих к нововведению. Таким образом, можно сделать выводы, что и утризм и инновационная деятельность в Молдове развиты слабо. Число туристов с каждым годом всем еьше и меньше, а инновационные процессы пока еще не нашли своего эфективного примения. Развитие ииноваций и инновационных процессов поставят туризм Молдовы на новый путь развития. Для этого необходимо участие как и государства, так каждого туристичестического предприятия. Каким образом боротьсяс пролемами туризма в стране и какие необходимы для этого нововведения мы рассмотрим в следущей главе.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания ГАПОУ РБ «ТСИГХ» Цыдыпова М.Н.

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентноспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Основные цели инновационной деятельности Развитие умения мотивировать действия Самостоятельно ориентироваться в получаемой информации Формирование творческого нешаблонного мышления Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей Качественное изменение личности ученика

Инновационные образовательные технологии Информационно- коммуникативные «кейс- стадии» (обучение с использованием конкретных ситуаций) Рефлексия как метод самопознания и самооценки Тренинговые технологии Проектная технология Технология критического мышления Здоровьесберегающие технологии и др.

Кейс-метод (обучение на основе реальных ситуаций) Основной метод – работа в группах с документами, создание новых кейсов. Роль учителя: Помогает ученикам в поиске информации Координирует весь процесс Поощряет и поддерживает учеников

Использование ИКТ на уроке: Современность и актуальность учебного материала Наличие дополнительного и сопутствующего материала Эстетичность и наглядность Возможность блочного обозрения темы, опережающие задания Обучение через игровую и практическую деятельность Повышение интереса к учебе

Использование компьютерных технологий позволяет: Повысить интерес к изучению предмета Расширить информационное поле Ускорить процесс получения и использования информации Развить познавательные способности учащихся

При создании компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: Критическое осмысление информации Выделение главного в информационном сообщении Систематизирование и обобщение материала Грамотное представление имеющейся информации

Модульно-блочная технология Составляющие деятельности: Мотивация, фиксация потребностей, мотивов деятельности Целеполагание Формирование обобщенного абстрактного осваиваемого материала Наглядное представление своего понимания Планирование действий с учетом теоретического знания контроль плана или последовательность действий и коррекция их на узловых позициях Контроль результата Оценивание степени удовлетворения личных интересов

1 урок – конспект материала с использованием дисков, видеофильмов, опорных схем, таблиц из учебника или слайдов, логических опорных сигналов. Эффективность использования данных средств: - помогают составить более четкое представление об изучаемой проблеме; - активизирует внимание; - способствуют развитию логического мышления; - облегчает понимание причинно-следственных связей

2 урок – урок обобщения Основной метод – работа в парах 3 урок – закрепление Основной метод – выполнение индивидуальных заданий в тетрадях или семинар-практикум. 4 урок – контроль

Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого сам.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование компьютерных и кейс- технологий на учебных занятиях по истории, оьществознанию Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель истории, обществознания

Наиболее яркими примерами технологий обучения являются: технология продуктивного образования; технология индивидуализированного обучения И. Унт; адаптивная система обучения А.С. Границкой; обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова; компьютерная технология; проектный метод.

В преподавании дисциплин «История», «Обществознания» для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития студентов и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования проектной технологии к компьютерной и наоборот.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-)

Кабинет истории оснащён современным оборудованием – компьютер, мультимедиапроектор, диски: История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. Клио Софт. История Отечества (мультимедиа учебник) Земцов Б. И. Издательство: МИСИ Обществознание. 8–11 класс. Мультимедийное учебное пособие. (Авторы издания Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.).

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности студентов по достижению определенного результата (Селевко Г. К.)

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление студентов со схемами анализа практических ситуаций экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса (в конце программы обучения) отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; Цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

По источнику информации В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя

По субъекту представления информации о ситуации В одних случаях им может быть преподаватель, в других – студент или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса

По дидактическому основанию когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для студентов практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция преподавателя

Далее Дидактические принципы кейс-метода индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения максимальное предоставление свободы в обучении не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях; обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему; формирование у студентов умения работать с информацией; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

Для повышения уровня качества образования студентов техникума по дисциплинам «История», «Обществознание» разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Использование кейс - технологий и компьютерных технологий на уроке оправдано В Ы З В А Н О Развитием аналитических и практических умений, творческих и коммуникативных умений; возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов; необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности; необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки; Возможностью смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская деятельность студентов по разработке проекта «История моей семьи в истории моей страны». Цыдыпова М.Н., преподаватель истории и обществознания ТСиГХ

Цель: Обобщение собственного опыта применения исследовательских проектов на уроках истории и во внеурочное время.

Актуальность: Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Гипотеза: Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество общеучебных умений и навыков.

Шаги реализации проекта. 1Информационный. 2.Плановый. 3.Поисковый. 4.Обобщающий. 5.Представление и защита проекта. 6.Аналитический.