В чем истинный смысл корейской войны. Корейская война: хронология. Изменения линии фронта во время Корейской войны

В начале 1953 г. Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. В марте 1953 г. умер Сталин, и советская внешняя политика стала заметно сдержаннее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было достигнуто соглашение о прекращении огня. Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея.

В Корейской войне никто не победил. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня. До сих пор на 38-параллели под флагом ООН дислоцированы американские войска, что вызывает непрекращающиеся протесты со стороны КНДР.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми, войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

А как измерить боль и страдания корейцев за все эти 60 лет, драму разделенной нации?

Уроки многосторонней дипломатии в вокруг Корейской войны рамках ООН актуальны сегодня как никогда. Роль превентивной дипломатии и урегулирования международных конфликтов становится все более важной с появлением новых вызовов и угроз, ответ на которые не может ограничиваться традиционными военными средствами, а требует все более активного применения политико-дипломатических методов и согласованных международных усилий.

В этой связи возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой, руководствуясь принципами общей (взаимной) безопасности. Идея взаимной безопасности государств – это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества.

У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, образования какого-то центра силы, который диктовал бы другим народам, как им надо обустраивать свою жизнь. Утверждению либеральной демократии сопутствовал естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности.

Со времен Корейской войны перед международным сообществом по-прежнему стоит трудная дилемма – упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования на конфликт или акт агрессии или терроризма, которое может быть менее мощным, но более оперативным. Преимущества многосторонности – большая мощь при меньшей гибкости.

Кроме того, автоматическое реагирование на акт агрессии само по себе может способствовать эскалации конфликта. Подчеркивание безусловного характера status quo ante bellum при реагировании на акт агрессии может еще более усложнить ситуацию, поскольку часто даже посредники в ходе конфликта спорят между собой, кто явился агрессором в том или ином конкретном случае.

Необходимость срочного реагирования на кризисную или конфликтную ситуацию подчас создает соблазн одностороннего силового вмешательства, тем более что механизм многосторонних консультаций и согласования интересов заинтересованных акторов международной системы не вполне отработан. Особенно это касается наиболее важных вопросов международной безопасности, обсуждаемых в Совете безопасности ООН. И недавняя война в Ираке это наглядно показала.

В конечном итоге, полагают многие эксперты, все решения по применению военной силы являются односторонними, в том смысле, что они принимаются государствами, но, по соображениям благоразумия и принципиальности, они должны приниматься с учетом мнения и интересов других государств, чтобы обеспечить их поддержку». Такой подход можно охарактеризовать как «односторонность по необходимости и многосторонность по возможности». (Walter B. Slocombe, Force, Pre-emption and Legitimacy, Survival, vol. 45, no 1, Spring 2003, p. 119.)

Увы, необходимость и возможность редко могут гармонично сочетаться в мировой политике. Дебаты по поводу возможности применения военной силы в Ираке привели к расколу в Совете безопасности ООН, ЕС и НАТО, поставив под сомнение саму способность ведущих держав действовать согласовано, реагируя на региональный кризис или конфликт.

Частью проблемы является несовершенство норм международного права, не предусматривающих адекватных (как по срокам, так и по силе воздействия) механизмов коллективного вмешательства, особенно если речь идее о применении силы.

Конечно, реформы норм международного права и Совета Безопасности ООН помогли бы снизить необходимость применения односторонних превентивных и упреждающих мер военного характера. Однако эти реформы сами по себе требуют длительных консультаций и согласований, которые отнюдь не гарантируют достижения взаимоприемлемого результата.

Это тем более верно, если учесть, что мировая политика переживает переходный период. Процесс создания сообщества ведущих государств еще не завершен. Глобальные нормы, правила и законы формируются, но пока носят скорее теоретический, чем практически-реальный характер. Потребуется время для того, чтобы даже согласованные нормы, правила и принципы могли бы трансформироваться в процедуры координации политики и совместного принятия решений.

Поскольку достижение консенсуса среди ведущих держав по поводу международно-правового оформления допустимости избирательного применения силы в настоящее время маловероятно, диалог в сфере безопасности помог бы сблизить позиции стран по вопросу о целесообразности упреждающих ударов в случае неотвратимой угрозы. Согласование разумных и транспарентных критериев неотвратимой угрозы могло бы создать правовую базу для коллективных действий, как под эгидой Совбеза ООН, так и в рамках создаваемых международных коалиций. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 73.)

Согласованным критериям неотвратимой угрозы должно соответствовать и избирательное применение различных средств давления и вмешательства, от мер превентивной дипломатии и санкций до нанесения предупредительных ударов. В этой связи эксперты проводят различие между превентивными (prevention) и предупредительными (pre-emption) мерами, относя последние к мерам исключительно военного характера (упреждающий удар), в то время как превентивные меры предусматривают использование военной силы лишь в качестве крайнего средства. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, p. 54.)

Международные дебаты вокруг войны в Ираке обострили и еще одну актуальную проблему современного международного сообщества – проблему лидерства. При всей важности согласования интересов и координации политики адекватное кризисное реагирование требует эффективного лидерства, когда ведущая держава (или коалиция ведущих держав) берут на себя руководство антикризисной или антитеррористической операцией, несут основное бремя расходов и издержек, а также ответственность за результат.

Так происходит сейчас в ходе действий международных сил содействия в обеспечении безопасности (ISAF) в Афганистане, так было при проведении военной операции сил коалиции во главе с США и Великобританией в Ираке. В последнем случае на администрацию Дж. Буша обрушился вал критики, поскольку ее стремление к односторонним действиям в Ираке расценивалось как принципиальный отказ от коалиционного строительства в сфере международной безопасности.

Ссылаясь на отказ прежней американской администрации от Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Киотского протокола и Международного уголовного суда, ее критики говорили о «культе односторонности», который распространяется из политической области в сферу военной стратегии, когда Соединенные Штаты стремятся в одиночку осуществлять антитеррористические и прочие военные операции, не советуясь с союзниками и партнерами, что вызывает озабоченность последних, особенно в Европе.

Глобальная безопасность требует общих институтов и правил для государств-акторов, а также повышенного внимания к предотвращению, сдерживанию или разрешению наиболее опасных региональных конфликтов. Любая серьезная стратегия обеспечения глобальной безопасности требует применения дипломатических средств, содействия развитию и военной силы в их сочетании. (Christoph Bertram, Shaping a Congenial Environment, In: One Year After: A Grand Strategy for the West?, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 142.)

Итак, односторонность или коллективное действие? Оптимальный баланс этих подходов определяет успех внешней политики государства в сегодняшнем и завтрашнем мире. Готовность действовать сообща и при этом избегать чрезмерно обязывающих обязательств, суверенитет и глобализация – таковы «Сцилла и Харибда» современной дипломатии.

Для России уроки Корейской войны особенно важны. Тогда Советский Союз, пытаясь расширить свою сферу влияния, поставил на карту весь свой международный авторитет, до предела обострив отношения с Западом, что чуть было не привело к развалу ООН и превращению холодной войны в горячую. Логика компромисса и коллективного действия оказалась отброшена в угоду продвижению идеологически мотивированных геополитических интересов.

После распада СССР Россия вступила в период длительной и подчас мучительной трансформации, переоценки ценностей и устоявшихся стереотипов. Не в последнюю очередь это касается российской внешней политики, которая не до конца еще избавилась от «имперской» парадигмы, ощущения былого, сверхдержавного величия, привычки делить мир на сферы интересов.

Последнее особенно важно. Ведь консерваторы, сторонники изоляционизма и просто те, кто бредят фантомными болями былой империи, любят ссылаться на классика-поэта (и дипломата, кстати), про то, что «умом Россию не понять». Однако в современном глобализующемся мире все стремятся быть друг для друга понятными и предсказуемыми. Иначе – изоляция в международной системе с непредсказуемыми последствиями.

Россия продолжает движение от империи к открытому миру, на ходу определяясь со своими интересами, ценностями и приоритетами. Не всегда этот путь гладок, а действия тех, кто творит политику, открыты для граждан. Но, похоже, главный вектор выбран все-таки правильно – в сторону открытости и предсказуемости.

,

На сегодняшний день в мире имеется не так уж и много крупных военных конфликтов, которые «де-факто» так и не были закончены, оставшись в «холодной» фазе. К категории исключений относится разве что военное противостояние СССР и Японии, мирный договор по которому до сих пор не подписан, а также корейский конфликт. Да, в 1953 году обе стороны подписали «перемирие», но обе Кореи к нему относятся с легким пренебрежением. Фактически, эти две страны до сих пор находятся в состоянии войны.

Принято считать, что вмешательство СССР и США послужило основной причиной войны, но это было несколько не так, ибо внутренняя ситуация на полуострове к тому времени была очень неустойчива. Дело в том, что искусственное разграничение, которое было проведено незадолго до этого, фактически разрезало страну пополам, причем все было еще хуже, чем в ситуации с Западной и Восточной Германией.

Что представляли собой две Кореи перед началом конфликта?

Многие до сих пор считают, что северяне внезапно и немотивированно напали на южан, хотя это далеко не так. В Южной Корее на то время правил президент Ли Сын Ман. Он долго прожил в США, прекрасно говорил на английском языке, хотя корейский давался ему с трудом, он при этом, как ни странно, вовсе не был ставленником американцев и даже откровенно презирался Белым Домом. Для этого были все основания: Ли Сын на полном серьезе считал себя «мессией» всего корейского народа, неудержимо рвался в бой и постоянно просил о поставках наступательного вооружения. Американцы помогать ему не торопились, так как не слишком-то желали влезать в бесперспективный корейский конфликт, который на тот момент ничего полезного им не давал.

Поддержкой самого народа «мессия» также не пользовался. Левые партии в правительстве были очень сильны. Так, в 1948 году восстал целый армейский полк, а остров Чеджудо долгое время «проповедовал» коммунистические убеждения. Это дорого обошлось его жителям: в результате подавления восстания погиб практически каждый четвертый. Как ни странно, но все это происходило практически без ведома Москвы или Вашингтона, хотя там однозначно считали, что виноваты «проклятые комми» или «империалисты». На самом деле, все происходящее было внутренним делом самих корейцев.

Ухудшение обстановки

В течение всего 1949 года обстановка на границах двух Корей сильно напоминала фронты Первой мировой, так как случаи провокаций и открытых боевых действий происходили ежедневно. Вопреки распространенным ныне мнениям «специалистов», чаще всего в роли агрессора выступали южане. А потому даже западные историки признают, что 25 июня 1950 года корейский конфликт ожидаемо перешел в горячую фазу.

О руководстве Севера также следует сказать несколько слов. Все мы помним «великого кормчего», то есть Ким Ир Сена. Вот только в описываемые нами времена его роль была не настолько велика. В общем и целом ситуация напоминала СССР образца 20-х годов: Ленин был тогда значимой фигурой, но Бухарин, Троцкий и прочие деятели также имели грандиозный вес на политической арене. Сравнение, конечно, грубое, но общее понимание о происходящем в Северной Корее оно дает. Итак, история корейского конфликта… Отчего Союз решил принять в нем деятельное участие?

Почему СССР вмешался в конфликт?

Со стороны коммунистов Севера обязанности «мессии» исполнял Пак Хон Ён, министр иностранных дел и, по факту, второй человек в стране и коммунистической партии. Она, к слову, была образована сразу после освобождения от японской оккупации, причем легендарный Ким Ир Сен все еще жил тогда в СССР. Впрочем, сам Пак в 30-х годах также успел пожить в Союзе и более того - завел там влиятельных друзей. Этот-то факт и послужил основной причиной ввязывания нашей страны в войну.

Пак клятвенно уверял руководство СССР, что в случае атаки не менее 200 тысяч «южнокорейских коммунистов» немедленно перейдут в решительное наступление… и преступный марионеточный режим немедля падет. При этом важно понимать, что никакой действующей резидентуры у Советского Союза в тех краях не было, а потому все решения принимались исходя из слов и мнений Пака. Это - одна из тех важнейших причин, из-за которых история корейского конфликта неразрывно связана с историей нашей страны.

Достаточно долго Вашингтон, Пекин и Москва предпочитали вообще не вмешиваться в происходящее напрямую, хотя товарищ Ким Ир Сен буквально бомбардировал Пекин и Москву просьбами помочь ему с походом на Сеул. Следует учесть, что 24 сентября 1949 года Министерство обороны оценило предложенный план как «неудовлетворительный», в чем военных полностью поддержал Пленум В документе открытым текстом говорилось, что «на быструю победу рассчитывать явно не стоит, и даже слом сопротивления противника не способен будет предотвратить массовые экономические и политические проблемы». Китай отвечал еще резче и конкретнее. Но в 1950 году искомое разрешение Паком было получено. Так начинался корейский конфликт…

Что заставило Москву поменять свое решение?

Очень может быть, что на положительное решение так или иначе повлияло возникновение КНР в качестве нового, самостоятельного государства. Китайцы бы могли помочь корейским соседям, но у них было полно собственных проблем, в стране только-только прекратилась гражданская война. Так что в этой ситуации было проще убедить СССР в том, что «блицкриг» удастся полностью.

Это сейчас все знают, что США во многом также спровоцировали корейский конфликт. Причины этого мы также понимаем, но в те времена все это было далеко не так очевидно. Все корейцы знали, что американцы сильно недолюбливают С некоторыми республиканцами в Парламенте он был хорошо знаком, но демократы, которые уже тогда играли «первую скрипку», совершенно открыто называли Ли Сына «старым маразматиком».

Словом, человек этот был для американцев этаким «чемоданом без ручки», который страшно неудобно тащить, но и бросать не стоит. Сыграло свою роль и поражение гоминьдана в Китае: США практически ничего не сделала для открытой поддержки тайваньских радикалов, а ведь те были куда нужнее какого-то «маразматика». Так что вывод был прост: они не вмешаются и в корейский конфликт. Причины для активного участия в нем у них не было (гипотетически).

Кроме того, Корея к тому времени была официально вынесена из списка стран, которые американцы обязались защищать в случае неожиданной агрессии третьих сторон. Наконец, на карте мира тех времен хватало точек, в которых «комми» могли нанести удар. Греция, Турция и Иран - по мнению ЦРУ, все эти места могли спровоцировать куда более опасные для геополитических интересов США последствия.

Что заставило вмешаться Вашингтон

К сожалению, советские аналитики серьезно ошиблись, не подумав, в какое время произошел корейский конфликт. Президентом был Трумэн, а он очень серьезно относился к «коммунистической угрозе», и любые успехи СССР воспринимал как свое личное оскорбление. Он верил и в доктрину сдерживания, а также в грош не ставил слабую и марионеточную ООН. Кроме того, в США настроения были схожими: политикам следовало быть жесткими, чтобы не прослыть размазнями и не лишиться поддержки электората.

Можно долго гадать о том, поддержал бы СССР северян, если бы знал о реальном отсутствии поддержки у «южных коммунистов», а также о прямом вмешательстве Америки. В принципе, все могло случиться точно так же, но наоборот: Ли Сын Ман мог бы «добить» ЦРУ, янки бы послали своих советников и войска, в результате чего был бы вынужден вмешаться Союз... Но Что случилось, то случилось.

Итак, как возник корейский конфликт (1950-1953)? Причины просты: есть две и Южная. В каждой правит человек, который своим долгом считает воссоединение страны. У каждого - свои «патроны»: СССР и США, которые, по тем или иным причинам, вмешиваться не желают. Китай бы и рад вмешаться для расширения своих владений, но сил еще нет, да и армия не имеет нормального боевого опыта. Вот в чем суть корейского конфликта… Правители Кореи делают все возможное, чтобы получить помощь. Они ее получают, в результате чего начинается война. Все преследуют свои интересы.

Как все начиналось?

В каком году случился корейский конфликт? 25 июня 1950 года войска чучхе перешли границу и с ходу вступили в бой. Сопротивления насквозь коррумпированной и слабой армии южан они практически не заметили. Уже через три дня был взят Сеул, причем в тот момент, когда северяне маршировали по его улицам, по радио передавали победные реляции Юга: «коммуняки» бежали, армии движутся на Пхеньян.

После захвата столицы северяне начали ждать обещанного Паком восстания. Вот только его не было, а потому пришлось воевать уже всерьез, с войсками ООН, американцев и их союзников. Ручная ООН быстро ратифицировала документ «О наведении порядка и изгнании агрессора», командующим поставили генерала Д. Макартура. Представитель СССР в это время бойкотировал заседания ООН из-за присутствия там делегации Тайваня, так что все было рассчитано верно: вето никто наложить не мог. Вот так внутренний гражданский конфликт перерос в международный (что и по сей день встречается регулярно).

Что касается Пака, который эту кашу и заварил, то после неудавшегося «восстания» он и его фракция потеряли всякое влияние, а потом его попросту устранили. Формально приговор предусматривал расстрел за «шпионаж в пользу США», но по факту он просто подставил Ким Ир Сена и руководство СССР, втянув их в ненужную войну. Корейский конфликт, дата которого ныне известна во всем мире, - еще одно напоминание о том, что вмешательство во внутренние дела суверенных государств совершенно неприемлемо, особенно если при этом преследуются интересы третьих сторон.

Успехи и поражения

Известна оборона Пусанского периметра: американцы с южанами отступали под ударами Пхеньяна и укрепились на хорошо оснащенных рубежах. Выучка северян была прекрасной, американцы, которые прекрасно помнили возможности Т-34, которыми те были вооружены, не горели желанием с ними драться, при первой возможности оставляя позиции.

Но генерал Уолкер при помощи жестких мер (он сам бегал по окопам, показывая боевое использование «базук») сумел выправить положение, а северяне попросту не были готовы к продолжительной войне. Грандиозная линия фронта пожирала все ресурсы, танки заканчивались, со снабжением войск начались серьезные проблемы. Кроме того, стоит отдать должное американским летчикам: у них были прекрасные машины, так что вопрос о господстве в воздухе не стоял.

Наконец, не самый выдающийся, но достаточно опытный стратег, генерал Д. Макартур успел разработать план высадки в Инчхоне. Это западная оконечность В принципе, затея была на редкость сумасбродной, но Макартур за счет своей харизмы все же настоял на выполнении своего плана. У него было то самое «чутье», которое порой срабатывало.

15 сентября американцы сумели высадиться и после ожесточенных боев смогли отбить Сеул через две недели. Это ознаменовало начало второго этапа войны. К началу октября северяне полностью оставили территорию южан. Те решили не упускать своего шанса: к 15 октября они уже овладели половиной территории противника, армии которого просто выдохлись.

Китайцы вступают в игру

Но тут Китая: американцы и их «подопечные» перешли 38-ю параллель, а это было прямой угрозой китайскому суверенитету. Чтобы дать прямой доступ к своим границам США? Такого невозможно было представить. Китайские «малые отряды» генерала Пэн Дэхуая вступили в бой.

Они неоднократно предупреждали о возможности своего участия, но Макартур никак не реагировал на ноты протеста. К тому времени он открыто игнорировал приказы руководства, так как мнил себя своего рода «удельным князем». Так, Тайвань вынужден его был принимать по протоколу встреч глав государств. Наконец, он неоднократно заявлял, что устроит «великую бойню» китайцам, если те «посмеют вмешаться». Такого оскорбления в КНР спустить просто не могли. Так когда случился корейский конфликт с участием китайцев?

19 октября 1950 года «добровольческие соединения» вошли в Корею. Так как Макартур вообще не предполагал ничего подобного, к 25 октября они полностью освободили территорию северян и смели сопротивление войск ООН и американцев. Так начинался третий этап военных действий. На каких-то участках фронта войска ООН попросту бежали, а где-то до конца обороняли свои позиции, планомерно отступая. 4 января 1951 г. был снова занят Сеул. Корейский конфликт 1950-1953 годов продолжал набирать обороты.

Успехи и поражения

К концу того же месяца наступление вновь затормозилось. К тому времени генерал Уолкер погиб, его заменил М. Риджуэй. Он стал использовать стратегию «мясорубки»: американцы начали закрепляться на господствующих высотах и попросту ждали, пока китайцы займут все остальные локации. Когда это происходило, в ход пускали РСЗО и авиацию, выжигая занятые северянами позиции.

Ряд крупных успехов позволил американцам начать контрнаступление и во второй раз отбить Сеул. К 11 апреля Д. Макартур был смещен с поста главнокомандующего из-за навязчивой идеи ядерных бомбардировок. Его заменили на упомянутого выше М. Риджуэя. Впрочем, к тому времени «запал» кончился и у войск ООН: они не делали повторения марша на Пхеньян, а северяне уже успели наладить поставки вооружения и стабилизировали линию фронта. Война приобрела позиционный характер. Но корейский конфликт 1950-1953 гг. продолжался.

Завершение военных действий

Всем стало понятно, что иного пути решения конфликта, помимо мирного договора, попросту нет. 23 июня СССР призвал прекратить огонь на заседании ООН. 27 ноября 1951 г. уже договорились об установлении демаркационной линии и обмене пленными, но тут снова вмешался Ли Сын Ман, который горячо ратовал за продолжение войны.

Он активно использовал разногласия, возникающие в вопросах обмена пленными. В обычных условиях меняются по принципу «все на всех». Но тут возникли сложности: дело в том, что все стороны конфликта (Север, Юг и Китай) активно использовали насильственные вербовки, и солдаты попросту не хотели воевать. Не менее половины всех пленных попросту отказались возвращаться к «месту прописки».

Сын Ман практически сорвал процесс переговоров, попросту приказав выпустить всех «отказников». Вообще, к тому времени он так надоел американцам, что ЦРУ даже приступило к планированию операции по его отстранению от власти. Вообще, корейский конфликт (1950-1953), кратко выражаясь, является идеальным примером того, как правительство страны саботирует мирные переговоры в собственных интересах.

27 июля 1953 года представители КНДР, АКНД и войск ООН (представители Южной Кореи подписать документ отказались), подписали соглашение о прекращении огня, согласно которому демаркационная линия между Северной и Южной Кореей была установлена примерно по 38-й параллели, а по обе стороны вокруг нее образована демилитаризованная зона шириной 4 км. Вот так произошел корейский конфликт (1950-1953), краткое содержание которого вы увидели на страницах этой статьи.

Результат войны - более 80% всего жилищного фонда на Корейском полуострове разрушено, выведено из строя более 70% всех производств. О реальных потерях до сих пор ничего неизвестно, так как каждая из сторон сильно завышает количество погибших противников и сводит к минимуму свои потери. Несмотря на это, понятно, что конфликт в Корее - одна из наиболее кровавых войн в новейшей истории. Все стороны того противостояния сходятся во мнении, что такого не должно повторяться.

Самое трагическое событие в корейской истории ХХ века – это Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 год. Это было первое столкновение стран, победивших во Второй Мировой войне, без применения ядерного оружия. Несмотря на это, потери от этого столкновения на маленьком Корейском полуострове были огромны. Итогом этой войны стал результат, который мы наблюдаем до сих пор – Корея разделена на два враждебно настроенных друг другу государства.

С начала 20-го века и до 1945 года Корея была японской колонией. После окончания войны и поражения Страны Восходящего Солнца, Корею поделили по 38-й параллели. В сферу влияния Советского Союза попала Северная Корея, а под влияние Соединенных штатов попал юг полуострова. Обе стороны имели планы по мирному воссоединению страны, но одновременно оба лагеря не скрывали, что готовятся к активным военным действиям.

Чтобы кратко рассказать о Корейской войне, её можно разделить на четыре этапа.

Первый период продолжался с 25 июня до середины сентября1950 года. Каждая сторона конфликта настаивает что военные действия начал противник. Так или иначе, армия Северной Кореи стремительными ударами быстро продвигалась на юг полуострова.

Командование северокорейской армии считало, что ежедневно будет продвигаться на 10 километров. Южнокорейские вооруженные силы были просто не способны отразить железные танковые клинья «соседей», поэтому президент США Трумэн на второй день войны подписал приказ о поддержке южнокорейской армии. Однако это не сильно отразилось на наступлении – к середине сентября 1950 года большая часть южнокорейских территорий оказалась под контролем корейской армии.

Для второго периода боевых действий было характерно активное участие войск ООН. Второй этап продолжался с 16 сентября до 24 октября 1950 года. Американские войска осуществляли по большей части не наступление, а захват крупных стратегических пунктов путем десантирования. Крупные группировки КНА в результате остались в тылу «наступающих», отрезанные от руководства и снабжения, и продолжали сопротивление, в том числе как партизанские отряды. Так или иначе, но вскоре войска ООН и южнокорейцы освободили свои территории, и заняли позиции уже в северной части полуострова – откуда открывался прямой путь на Китай.

С 25 октября к боевым действиям присоединились добровольцы из Китая, фактически же – кадровые китайские военные. Этот, третий период действий характеризуется обилием крупных и кровопролитных операций. Характер ожесточенности боев может характеризовать тот факт, что в результате косвенного вмешательства СССР, советскими летчиками и зенитчиками за неполный месяц было уничтожено 569 американских самолетов – и это по сообщениям западных СМИ. Но к июню ситуация стала патовой – северокорейцы имели преимущество в живой силе, а противники превосходили их в количестве техники. Наступление любой из сторон привело бы к бессмысленной бойне, расширению конфликта на территорию Китая, и со всё возрастающей вероятностью вело к Третьей Мировой.

Таким образом, генерал Д. Макартур, главнокомандующий коалицией ООН, который настаивал на расширении боевых действий – был снят с поста, а представитель СССР в ООН выступил с предложением прекратить огонь и развести войска в стороны от 38-ой параллели.
Этот, четвертый и последний период войны, продолжался с 30 июня 1951 по 27 июля 1953. Мирные переговоры постоянно прерывались. Объединенная армия ООН и Южной Кореи за это время успела провести четыре наступления на северную территорию. Северная сторона предприняла три успешных контрнаступления. И наступления, и контрнаступления с обеих сторон были настолько разрушительными, что в результате обе воюющие стороны пришли к окончательному мнению, что необходимо перемирие.

Соглашение о прекращении огня было подписано 27 июля 1953 года. Однако долгожданного мира оно не принесло. И сегодня КНДР и Республика Корея не готовы признать друг друга, и считают весь полуостров своей территорией. Формально, война продолжается по сей день, потому что договор об окончании войны так и не был подписан.

Внешне она выглядела локальным конфликтом, однако по существу является опосредованной войной между советским и американским военно-политическими блоками.

Капиталистические страны оказывали всяческую помощь Южной Корее.

На стороне Северной Кореи были СССР и Китай, которые официально не участвовали в войне; китайские военные воевали на стороне КНДР под видом добровольцев, а СССР оказывал корейцам и китайцам материальную помощь, снабжал оружием и боеприпасами.

Причины Корейской войны

Главная предпосылка для начала войны – разделение Корейского полуострова. До Корея являлась колонией Японской империи. В этой войне Япония встала на сторону гитлеровской Германии.

Объявив ей войну как последней из стран Оси, главные страны антигитлеровской коалиции – СССР и США – начали военные действия, оккупировав Корейский полуостров с разных сторон.

Япония поспешно капитулировала, в результате чего образовались две Кореи – «советская» и «американская»; независимыми эти страны были лишь формально. Предполагалось, что такое разделение будет временным, однако начавшаяся холодная война изменила ситуацию.

Южная Корея стала капиталистическим государством, ориентированным на США, а Северная Корея – КНДР – стала коммунистической, развивавшейся при поддержке Советского Союза.

1. Но такое положение не устраивало руководителей двух Корей – Ким Ир Сена и Ли Сын Мана: каждый хотел объединить полуостров под своей властью.

2. Ещё одна причина – власти Северной Кореи намеревались освободить свою столицу от капиталистического влияния: по Конституции страны столицей КНДР являлся Сеул, находившийся на территории Южной Кореи; Пхеньян же, по плану, был временной столицей.

3. Наконец, третья причина – желание мировых держав сделать Корейский полуостров своей стратегически важной точкой. Именно они во многом руководили военными действиями.

Участники войны

На стороне КНДР, как уже было сказано, воевали СССР и Китай. Китаец Пэн Дэхуай был назначен главнокомандующим «добровольческих отрядов», под именем которых, по сути, действовали части китайской армии. На стороне Южной Кореи, помимо США, находился целый ряд государств Европы и Америки, а также Турция, Филиппины, Эфиопия, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия.

Любопытно, что в США конфликт в Корее официально считался не войной, а полицейской операцией, в связи с чем в стране не было объявлено военное положение. В Китае Корейскую войну именуют «войной против Америки для поддержки корейского народа», подтверждая тем самым, что главными движущими силами в конфликте были мировые державы, а не корейские власти и армии.

Ход войны

Война, впрочем, началась для мирового сообщества внезапно: 25 июня войска КНДР перешли границу с южным соседом. Северная Корея обладала значительными боевыми силами – солдатами, обученными советскими специалистами, огромным количеством советских танков и самолётов. Армия южан была гораздо скромнее по численному составу бойцов, а бронетехники и самолётов почти не имела.

28 июня северянами был захвачен Сеул, а чуть позже и некоторые другие города. Однако Ли Сын Ман и значительное число членов правительства успели покинуть столицу; не произошло и массового восстания «рабочих и крестьян», на которое рассчитывали власти КНДР. Молниеносной победы не получилось, несмотря на то, что КНДР контролировали 90 % территории Южной Кореи.

В Нью-Йорке был срочно созван Совет безопасности ООН, по решению которого на помощь Южной Корее высылались значительные военные силы. Первоначально прибывшие войска ООН терпели неудачи; одной из таких неудач стало взятие в плен командующего 24-й пехотной дивизией США генерал-майора Дина. Однако в сентябре 1950 года войска ООН перешли в контрнаступление.

Теперь уже армия КНДР значительно уступала в численности международным войскам. Вскоре силы ООН захватили Пхеньян. Китай первое время не желал ввязываться в конфликт. Китайское правительство заявило, что страна вступит в войну тогда, когда какие-нибудь некорейские силы пересекут 38-ю параллель – границу, отделяющую КНДР от южного соседа.

Гарри Трумэн посчитал, что Китай просто угрожает международному сообществу, и приказал своим войскам перейти границу КНДР. После чего понял, как сильно он ошибся: войска КНР, насчитывавшие 270 тысяч человек, под руководством вышеупомянутого Пэн Дэхуая перешли в наступление.

У китайцев не было авиации, они были вооружены лишь винтовками, гранатами, миномётами и пулемётами. Однако они избрали выигрышную стратегию – действовали в ночное время, нападая на небольшие подразделения противника и побеждая благодаря численному превосходству. Тем более что более весомую поддержку северокорейско-китайским войскам оказывал Советский Союз, у которого были и самолёты, и танки.

Началась затяжная война, каждая сторона в которой действовала с переменным успехом.

Итоги войны

  • Корейская война была самым первым серьёзным конфликтом в истории «холодной войны»; начиная с неё, противостояние двух мировых блоков приняло более острую форму.
  • Территория Корейского полуострова так и осталась поделённой между двумя Кореями – капиталистической и коммунистической.
  • Обе страны понесли огромные потери в экономике, были разрушены дороги, жилые и правительственные здания, предприятия.
  • Парадоксально, но война оказалась выгодна Японии; во время конфликта американцы начали приобретать товары японского производства и убеждались в их достаточно высоком качестве; вскоре японские дзайбацу (корпорации) стали активно продвигаться на мировой рынок.
  • Для СССР война была в целом неудачной, так как не удалось создать на всём Корейском полуострове «дружественное» государство. Однако советские офицеры и военачальники получили в войне значительный опыт.

Корейская война (1950-1953) - гражданская война между Северной Кореей и Южной Кореей, практически сразу переросшая в международный конфликт, велась с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (формально война не закончена). Этот конфликт времён Холодной войны рассматривается как глобальное противостояние на ограниченной территории, стран Коммунистического лагеря и Антикоммунистических стран. Это был один из самых кровопролитных локальных конфликтов после Второй Мировой войны, который имел все шансы, перерасти в Третью Мировую войну.

Коммунистический блок : Корейская Народная Армия (КНА); Народно-освободительная армия Китая (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев – КНД»); Советская Армия (официально не участвовала в войне).

Антикоммунистический блок : Южнокорейская армия (ЮКА); воинские контингенты 16 стран в составе миротворческих сил ООН (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Таиланд, Франция, Турция, Нидерланды, Греция, Бельгия, Люксембург, Эфиопия, Колумбия, Южная Африка). Кроме того, 5 стран членов ООН направили в Корею только медицинские подразделения (Индия, Швеция, Дания, Норвегия, Италия).

Хронология Корейской войны:

Первая операция КНА – разгром ЮКА в приграничных районах (25-28.06.1950 года).

Вторая операция КНА – разгром войск ЮКА в районе Сеула и выход на рубеж р. Ханган, Каннын (28.06-02.07.1950г.).

Третья (Тэчжонска) операция КНА – выход на рубеж Посон, Кымсан, Ендон, Ёнчжю, Йондок (3-25.07.1950г.).

Четвертая операция КНА – наступление в направлении г. Пусан (26.07-20.08.1950г.).

Пятая операция КНА – борьба за пусанский плацдарм (21.08-14.09.1950г.).

Высадка морского десанта войск ООН в Инчхоне и переход в контрнаступление войск ООН и ЮКА с «Пусанского периметра» (15 .09-08.10.1950г.).

Продолжение наступления войск ООН и ЮКА к северу от 38-й параллели (11-24-10.1950г.).

Вступление в войну китайских народных добровольцев и военнослужащих авиационных частей Советского Союза. Контрудар в районе Унзан, Хичен, Токчён (29.10-05.11.1950г.).

Контрнаступление китайских добровольцев и Корейской народной армии в Северной Корее (25 .11–18.12.1950г.).

«Новогоднее» наступление китайских добровольцев и Корейской народной армии с рубежа 38-й параллели (31.12.1950г.–09.01.1951г.).

Оборонительные действия и отступление китайских добровольцев и Корейской народной армии к 38-й параллели (25.01.–21.04.1951г.).

Боевые действия КНД и КНА (22.04.-09.07.1951г.).

Боевые действия в ходе переговоров о перемирии в 1951 г.

Вооруженные провокации, организованные американцами в нейтральной зоне Кессон, препятствуют работе корейско-китайской делегации, направлены на срыв переговоров.

С июля 1951 года американская авиация резко увеличивает бомбардировки войск и тыловых объектов КНД и КНА. Производится до 700 самолетовылетов ежесуточно.

«Летнее» наступление войск ООН на позиции КНА на восточном участке фронта (18-26.08.1951).

Контрнаступлением КНА против войск ООН на восточном участке фронта (26.08-02.09.1951г.)

«Осеннее» наступление войск ООН на позиции КНД на западном участке фронта (3-8.10. 1951г.)

«Осеннее» наступление войск ООН на позиции КНД на центральном участке фронта (13-20.10. 1951г.)

27 ноября 1951 года было достигнуто соглашение о демаркационной линии, установленной на основе существовавшей к этому времени линии соприкосновения войск противоборствующих сторон. Эта линия с незначительными изменениями сохранилась до конца войны. Линия фронта стабилизировалась, бои приняли местный характер и велись для захвата опорных пунктов и высот.

Боевые действия в ходе переговоров о перемирии в 1952 г.

«Война на удушение». С января 1952 года американская авиация активизировала массовые и систематические бомбардировки с воздуха объектов тыла, имеющих военное и экономическое значение, районов расположения войск, коммуникаций, а также мирных населенных пунктов. В среднем производится до 800 самолетовылетов ежесуточно. Действия авиации КНД и КНА ограничивались главным образом прикрытием важнейших объектов в КНДР и в Северо-Восточном Китае, и частично прикрытием войск.

Войска укрепляют линию фронта, идет строительство оборонительных сооружений.

Наступление войск ООН и ЮКА против КНД в районе севернее Кумхуа (14.10.-25.11.1952г.)

Боевые действия в ходе переговоров о перемирии в 1953 г.

Авиация войск ООН, встретив серьёзное противодействие истребительной авиации КНА и КНД, вынуждена была наращивать истребительную авиацию и менять тактику ведения воздушной войны. В среднем в сутки американцы производили от 700 до 1000 самолетовылетов. Удары наносились по боевым порядкам войск, объектам тыла и коммуникации, а также подвергалась массированным бомбардировкам гидроэлектростанции каскадов Чанчинган, Хотченган и ГЭС «Супун» на реке Ялуцзян. Налетам подвергались и города КНДР.

Наступление 20-й армии КНД с целью разгрома частей ЮКА в районе южнее Кимсон (13-18.07. 1953 г.).

27 июля 1953 года в 10-00ч. в Паньмыньчжоне воюющие стороны подписали соглашение о перемирии . В соответствии с этим в 22-00ч. по корейскому времени боевые действия по всему фронту были прекращены. Война в Корее закончилась.

Названия войны в Корее используемые в странах участницах:

СССР: Корейская война

Северная Корея: 조국해방전쟁