Г н потанин биография. Галерея знаменитых географов. Общественная деятельность Потанина в конце жизни

порфирий

(ок. 234-ок. 304) античный философ, неоплатоник, продолжатель философии Плотина. Он написал более 70 трактатов, из которых до нас дошло 18. Самые известные «Жизнеописания Плотина», «Введение» к работе Аристотеля «Категории», «Сентенции».

Порфирий выступал как противник христианства и даже написал труд «Против христиан», до нас не дошедший, но восстанавливаемый по цитируемым отрывкам. В нем он подвергает резкой критике Ветхий и Новый заветы, отрицая подлинность некоторых книг. Он указывал на противоречия в Евангелиях. В то же время Порфирий не выступал против религии как таковой, он стоял на стороне политеистической религии, полагая, что философские истины выражаются в аллегорической форме в виде мифов.

Порфирий более ясно излагал плотиновское учение, делая упор на его практической стороне, т.е. на нравственных проблемах. Так, он более детально излагает вопрос о добродетелях. Все добродетели Порфирий разделяет на четыре вида, но все они находятся под воздействием практического разума, который он ставит выше всего. Он превозносит умственную жизнь, которая противостоит беззаботности и склонности к наслаждениям. Порфирий полагал, что учение философа должно соответствовать его жизни и наоборот.

«Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля сыграло большую роль в развитии философии, так как в нем был ясно сформулирован вопрос о характере общих понятий. «Существуют ли они самостоятельно или же находятся в одних мыслях, и если они существуют, то тела ли это или бестелесные вещи, и обладают ли отдельным бытием, или существуют в чувственных предметах и опираясь на них?» .

Постановка проблемы об общих понятиях явилась источником тех диспутов об универсалиях, которые разгорелись в Средние века между номиналистами и реалистами. Порфирий полагает, что при анализе аристотелевских категорий следует рассмотреть такие понятия, как род, вид, видовое отличие, собственный признак, признак случайный. Эти пять понятий образуют по терминологии Порфирия «пять звучаний».

Результат этих логических исследований Порфирия так называемое «древо Порфирия», представляющее собой пример своего рода пирамиды понятий, в котором посредством дихотомического деления понятий осуществляется восхождение от частного к общему, и наоборот. Существа делятся на телесные и бестелесные, телесные существа делятся на живые и неживые, живые на чувствующие и бесчувственные, чувствующие на разумные и неразумные. Разумное существо это человек, который уже не делится дихотомически, так как образует общность людей, разделяющуюся на отдельных индивидов, Сократа, Платона и др.

(18351004 ) , Ямышевская крепость, Семипалатинский округ, Омская область, Российская империя - 30 июня , г.Томск, РСФСР

Биография, образование, карьера:

Лидия Базанова. Портрет Г.Н. Потанина (до 1909 г.)

Отец - выпускник Омского войскового казачьего корпуса, разведчик. В 1852 г. Потанин окончил Омский (Сибирский) кадетский корпус, где познакомился с Ч. Валихановым. С 1853 по 1858 гг. состоял на военной службе в Семипалатинске и Омске, принимал участие в походе в Заилийский край. В 1856 г. в Омске, занимаясь разборкой архивов, связанных с материалами по истории Сибири и Джунгарии, он познакомился с П.П. Семёновым-Тянь-Шанским, который в последующие годы оказал Потанину большую поддержку, способствовав его освобождению от военной службы и переезду для учебы в Санкт-Петербург. С 1859 по 1862 гг. учился в Петербургском университете как вольнослушатель. За участие в студенческих волнениях в октябре 1861 г. был арестован, после освобождения вернулся в Омск. В 1863-1864 гг. участвовал в экспедиции астронома К. Струве для определения широты и долготы пунктов в пограничной с Китаем полосе между Алтаем и Джунгарским Алатау. В ходе работы на озере Зайсан, в верховьях реки Иртыш и на хребте Тарбагатай собрал обширную ботаническую коллекцию и сведения о быте казахов, кочевавших в этом крае. В 1865 г. был назначен секретарём губернского статистического комитета в Томске, преподавал в мужской и женской гимназиях, сотрудничал с «Томскими губернскими ведомостями». В 1865 г. был арестован по делу «Общества независимости Сибири». В Омской тюрьме продолжал работать - разбирал областной архив, писал очерки по истории Сибири XVII-XVIII вв. С 1868 по 1871 г. отбывал каторжные работы в крепости Свеаборг в Финляндии, а затем три года провёл в ссылке в г. Никольске и Тотьме Вологодской губернии, где написал для Географического общества обзор распространения тюркских и финских племён в Томской губернии в XVIII и в начале XIX вв. В 1874 г. по ходатайству Императорского Русского географического общества был помилован и, перебравшись в Санкт-Петербург, приступил по приглашению П.П. Семёнова-Тянь-Шанского к работе по дополнению третьего тома «Землеведения Азии» Карла Риттера, что подготовило его к исследованиям Северной Монголии, которые планировало начать РГО. В том же 1874 г. женился на А.В. Лаврской, которая до самой смерти в 1893 г. участвовала в качестве этнографа и художника во всех его экспедициях. В 1876 г. по поручению Русского географического общества Потанин отправился в северо-западную Монголию (1876-1877 гг.), где вместе с женой, зоологом М.М. Березовским и топографом П.А. Рафаиловым собрал богатейшие данные по всем отраслям географических знаний. Материалы второй экспедиции Потанина (1879-1880 гг.), в которой участвовали натуралист и географ А.В. Адрианов и топограф П.Д. Орлов, а также два переводчика и три казака - помощники топографа, были изданы Русским Географическим обществом в фундаментальном четырёхтомнике «Очерки северо-западной Монголии», вышедшем в 1883 г. Помимо материалов, основанных на маршрутной съемке и дневниках, издание включило в себя богатую ботаническую, зоологическую и геологическую информацию, сведения о русской торговле и транспортных путях, материалы о тюркских и монгольских племенах, их быте и религии, о фольклоре. В состав третьей экспедиции в китайскую провинцию Ганьсу (1884-1886 гг.) вошли топограф А.И. Скасси, зоолог M. M. Березовский и супруга Потанина. Экспедиция состоялась практически одновременно с четвёртой экспедицией Н.М. Пржевальского, который поставил себе целью проникнуть вглубь Тибета, в то время как Потанин планировал изучение восточной окраины Тибета и прилежащей к ней части Китая. Важно, что маршруты путешествия Потанина на значительном протяжении проходили по местностям, ещё не посещённым европейцами. Богатейший материал, собранный трудами членов экспедиции, был издан в основном Русским Географическим обществом («Тангутско-тибетская окраина Китая и центральная Монголия» (1893)). Двухтомное издание содержит не только детальные маршрутные записи, но и историко-этнографические очерки, снимки местностей, примечательных построек, местных жителей, материалы, посвященные наречиям монгольских племён, живших в Нань-шане и на окраине Тибета, а также богатый фольклорный материал. В 1888 г. император назначил члену-сотруднику Географического общества Потанину за его труды по географическим экспедициям пожизненную пенсию в 800 руб. Работая над этими материалами в Иркутске, Потанин принял большое участие в деятельности Восточно-Сибирского отдела РГО, став организатором исследования быта и собирания народного эпоса бурят Иркутской губернии и Забайкалья и устроив в музее Восточно-Сибирского отдела РГО выставку, посвященную обрядам буддизма (совместно с И.А. Подгорбунским). Выдающиеся результаты, полученные Потаниным побудили географическое общество снарядить четвёртую экспедицию под его руководством (1892-1893 гг.) для продолжения изучения восточной окраины Тибета. В её состав вошли M. M. Березовский, геолог В. А. Обручев, а также коллектор Кошкаров и переводчик Рабданов. Во время этой экспедиции умерла супруга Потанина, из-за чего он вернулся в Петербург. Березовский и Обручев, каждый самостоятельно, продолжили работы в Центральной Азии. Обстоятельства этой экспедиции позволили Потанину опубликовать лишь небольшой отчёт, напечатанный в «Известиях Географического общества» в 1899 г., который содержит дневники, этнографические данные и описания буддийских монастырей. В 1899 г. Потанин совершил ещё одну экспедицию по исследованию горного массива Большой Хинган. Его сопровождали два студента и переводчики. Отчёт Потанина об экспедиции содержит подробное описание страны и её населения, был, как и прежде, напечатан в "Известиях Географического общества". Последние 20 лет своей жизни Потанин провёл в Иркутске, Красноярске и Томске, совершая летом небольшие поездки по Забайкалью, на Алтай и в Киргизскую степь для сбора материалов о восточном эпосе. Он принимал деятельное участие в научной и общественной жизни этих городов, хлопотал об открытии отделов Географического общества, возглавлял Совет Общества попечения о начальном образовании, входил в Совет томского Музея прикладных знаний и был его хранителем, организовал Сибирский студенческий кружок, Томское общество изучения Сибири, литературно-драматическое общество, литературно-артистический кружок, разрабатывал проект создания Томского научно-художественного музея Сибири. Собирал и изучал алтайский фольклор, в книге «Казак-киргизские и алтайские придания, легенды и сказки» (Петроград, 1917) опубликовал произведения устной поэзии алтайцев. Внес большой вклад в популяризацию знаний о Сибири.

Основые научные достижения:

«Заслуги Григория Николаевича Потанина как исследователя природы и населения Азии очень велики. Его трудами, как и трудами Н. М. Пржевальского и М. В. Певцова, создана та основная канва географического лика внутренней Азии, на которой позднейшие исследователи разных специальностей начали вышивать узоры, т. е. наносить детали общей картины. До путешествий Потанина, Певцова и Пржевальского этой основной канвы, необходимой для дальнейшей работы, ещё не было, а были только обрывки её, часто не вязавшиеся друг с другом, несмотря на усилия таких мастеров, как Риттер, Гумбольдт, Рихтгофен, кропотливо собиравших материал из китайской географии и сказаний путешественников. Благодаря путешествиям Григория Николаевича Потанина наука получила много новых сведений о Северной, Центральной и Восточной Монголии, о нагорье Хангай, о хребтах Танну-ола, Большой Хинган и Монгольском Алтае, о Джунгарской и Центральной Гоби, Ордосе, части Северного Китая, западной окраине провинции Сычуань с соседней частью Тибета и системе Нань-шаня. Г.Н. Потанин познакомил нас также с различными народностями, населяющими эти страны, с их бытом, нравами, верованиями и словесностью. В его отчётах даны сведения о разных племенах тюркских и монгольских, о тангутах, дунганах, китайцах. В них напечатано больше 300 легенд, сказок, загадок, пословиц и других произведений народной словесности, наречия некоторых племён. В них имеются сведения о торговле и промыслах. Г.Н. Потанин посвятил много работ также тюркским и монгольским народностям, живущим в пределах России, изучил быт, поверья и эпос бурят, калмыков, киргизов, вотяков и чувашей. Большое значение имеют ботанические сборы Г.Н. Потанина. По отзыву специалистов, он доставил наиболее полные и тщательно собранные гербарии, дополнением которых служат его заметки в отчётах об общем характере флоры данной местности и распространении некоторых растений» (В. А. Обручев).

Награды, звания:

В 1873 г. награжден Серебряной медалью, в 1880 г. - Большой золотой медалью Российского географического общества, в 1886 г. - Константиновской медалью. В 1915 г. удостоен премии им. Н. М. Пржевальского. В 1915 г. был удостоен звания почётного гражданина Томска, а в 1918 г. - Почетного гражданина Сибири.

Членство в научных организациях и союзах:

Почетный член Русского географического общества (с 1910 г.).

Основные публикации:

Путешествие на озеро Зайсан и в речную область Чёрного Иртыша до оз. Марка-куль и горы Сары-тау летом 1863 г. Зимняя поездка на оз. Зайсан. Поездка по восточному Тарбагатаю летом 1864 г. Записки Рус. геогр. общества, СПб., 1867, т. I;


В конце XIX столетия колониальные интересы России и Великобритании столкнулись в Центральной Азии. И хотя влияние России было здесь менее выражено, но и быть просто наблюдателем в Центральной Азии русские не хотели. Однако отправлять в качестве начальника исследовательского отряда бывшего каторжника и сибирского сепаратиста даже для царского правительства было большой смелостью.

Имя Григория Потанина известно в России не так широко, как имена Николая Пржевальского или Петра Семенова-Тян-Шанского. Однако его походы в Монголию, Алтай и Тибет обогатили науку новыми открытиями и свершениями.

Сирота казацкая

На свет будущий путешественник появился в станице Ямышевская крепость. Мать его рано умерла, а отец - хорунжий казачьего войска - за провинность был посажен в тюрьму. И осиротевший одиннадцатилетний Гриша был отправлен на учебу в Омский кадетский корпус. Именно там во время учебы Потанин увлекся географией.

После окончания учебы в 1852 году Потанин был направлен на службу в казачий полк Семипалатинска, откуда спустя год отправился в свой первый поход в Заилийский край. В 1855 году молодого офицера перевели на Алтай, а в 1856 году - в штаб казачьего войска в Омске.

Но служба в армии была Григорию не по душе. Окончательно уволиться он решил после встречи с Семеновым-Тян-Шанским, вернувшимся в Омск из очередной экспедиции. Потанин удивил ученого знаниями азиатской флоры, и тот поддержал офицера в его желании учиться в университете. Сославшись на болезнь, Григорий подал в отставку.

Вернувшись в 1862 году в Омск, Григорий принял активное участие в делах «Общества независимости Сибири», ставившего целью отделение Сибири от России. Хотя мечты о странствиях и путешествиях по-прежнему жили в душе бунтаря. В 1863 году Потанин по рекомендации Семенова-Тян-Шанского попадает в экспедицию астронома Карла Струве в Южную Сибирь. Своей целью Струве ставил топографическую съемку местности и составление карт. Потанина же больше интересовали природа и этнография тех мест. В долине Черного Иртыша, на озере Зайсан-Нор и в Тарбагатайских горах Григорий собрал обширный гербарий и написал массу заметок о быте казахов, вошедших в монографию «Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года Карла Струве и Григория Потанина».

Отрубил Алтай от Тянь-Шаня

По возвращении из экспедиции Потанин получил должность губернского секретаря в Томске и продолжил деятельность в «Обществе независимости Сибири». Арест последовал с роковой неизбежностью. Как «главный злоумышленник» он был приговорен Сенатом к 15 годам каторжных работ. Но император Александр II смягчил приговор до 5 лет с последующей пожизненной ссылкой. После трехлетнего содержания в Омском остроге, в 1868 году Потанин был подвергнут гражданской казни и выслан на Свеаборгскую каторгу. Спустя три года его отправили в Тоть-му, а потом в город Никольск Вологодской губернии. Но даже находясь в ссылке, Потанин не прекращал оппозиционной деятельности, печатаясь в провинциальных газетах.

Вероятно, покровители из Русского географического общества предоставили Потанину выбор - политика или наука. Григорий выбрал второе, и ученые написали ходатайство о помиловании путешественника. В 1874 году император удовлетворил его.


Весной 1876 года Потанин, как знаток Южной Сибири, по заданию Русского географического общества был послан в экспедицию в Монголию. Вместе с ним в поход отправилась его супруга Александра, занимавшаяся этнографией и иллюстрировавшая увиденное.

Достигнув уже знакомого ему озера Зайсан, Потанин пересек границу Монгольского Алтая и пришел в монгольский город Кобдо. Оттуда отряд двинулся на юго-восток вдоль северных склонов Монгольского Алтая, открыв короткие хребты Батар-Хайр-хан и Сутай-Ула.

В июле отряд подошел к владениям монастыря Шара-Сумэ на южном склоне Алтая. Увидевшие их монахи сразу же обвинили гостей в осквернении святой земли, разоружили и бросили в темницу. Однако Потанин знал, что буддисты не приемлют насилия, и был спокоен. И действительно, вскоре путников выпустили. Монахи предложили даже вернуть русским оружие, но при условии, что они пойдут той дорогой, где за ними можно будет следить.

Буддисты хотели убедиться, что иноземцы уйдут с их земли. Но предложенный маршрут лежала в стороне от мест, ради которых и затевалась экспедиция. Махнув рукой на оружие, Потанин нашел проводника, и ночью отряд ушел из монастыря, не попрощавшись.

Преодолевая каменистые версты Джунгарской Гоби, ученый обнаружил, что это даже не пустыня, а степь с параллельными Монгольскому Алтаю грядами, обособленными от Тянь-Шаня.

На юге Джунгарской Гоби путешественники открыли два параллельных хребта Мэ-чин-Ула и Карлыктаг - самые восточные отроги Тянь-Шаня. Главным результатом той экспедиции стал вывод о независимости горных систем Алтая и Тянь-Шаня. Фактически Потанин стал первым, кто всерьез стал изучать экосистему Монгольского Алтая.

По дороге в Тибет

Летом 1879 года Потанин отправился в новую экспедицию в Монголию и Туву. Его отряд проследовал дальше района озера Убсу-Hyp, где ученые и его сподвижники занялись изучением уникальных озерных групп края. В результате было доказано, что озеро Убсу-Hyp - самый большой водоем Монголии.

В сентябре того же года отряд достиг центральной части Тувинской котловины. Потанин нанес на карту очертания главного хребта и его северных отрогов, а также уточнил картографическое изображение верховьев Енисея. В 1880 году экспедиция вернулась в Иркутск. Вся собранная за эти две экспедиции информация была отражена Потаниным в его монографии «Очерки Северо-Западной Монголии».

В свою третью экспедицию в 1884 году Потанин отправился уже в Тибет. По большей части связано это было с возросшим в регионе русско-английским соперничеством. Средства на экспедицию были выделены Русским географическим обществом и городским головой Иркутска. Официально Потанину предписывалось дополнить работу Пржевальского, неофициальная часть была строго засекречена.

Экспедиция морем прошла до порта Чи-фу, откуда к концу года, посетив Пекин, добралась до города Ганьсу, лежавшего на границе с Тибетом. В этом регионе путешественники целый год собирали информацию как научного, так и иного характера. В апреле 1886 года отряд добрался до бессточного озера Кукунор, а потом, повернув на север, дошел до истоков реки Жо-шуй. Проследив все течение реки (900 километров), отряд вышел к бессточному озеру Гашун-Нур, и путешественники нанесли на карту его расположение.


Фото из книги Потанина Г. Н. "Тангутско-Тибетская окраина Китая и центральная Монголия"

По результатам тибетского похода Потанин написал обширную работу «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия». И хотя статья изобиловала географическими сведениями, другая часть собранной информации ушла в военное ведомство.

В 1892 году Потанин снова отправился изучать Восточный Тибет. Однако в этот раз ученый избрал иной маршрут, проложив его через провинцию Сычуань, граничившую с Тибетом южнее Ганьсу. Оттуда отряд планировал идти прямиком на Тибетское нагорье. Однако уже на границе с Тибетом жена Потанина Александра, сопровождавшая его в походах, потеряла сознание и лишилась речи. Потанин решил прервать экспедицию и повернул на Пекин. Однако спасти супругу он не успел - в пути Александра скончалась. Товарищи Потанина, геологи Березовский и Обручев, продолжили научное задание, тогда как он сам, убитый горем, похоронил жену в Кяхте и вернулся в Петербург.

Последняя экспедиция Григория Потанина на горный хребет Большой Хинган на северо-востоке Китая состоялась в 1899 году и преследовала сугубо научные цели. После чего ученый сосредоточился на научной и преподавательской деятельности.

Революцию 1917 года Григорий Николаевич воспринял в штыки и во время Гражданской войны активно призывал к борьбе против красных. Однако возраст не позволил ему вести активную политическую деятельность. 30 июня 1920 года в клинике Томского университета Григорий Потанин скончался и был захоронен на Преображенском кладбище города.

отанин впервые описал несколько народностей, ранее вовсе неизвестных или известных только понаслышке. Два отдельных тома включали народные легенды, сказки, эпосы - все, что удалось услышать из народного устного творчества, было подробно записано и стало достоянием науки.


Российский исследователь Центральной Азии и Сибири. В 1863-1899 годах (с перерывами) совершил ряд экспедиций: на озеро Зайсан, в горы Тарбага-тай, в Монголию, в Туву, Северный Китай, Тибет, на Большой Хинган; открыл (совместно с М. В. Певцовым) Котловину Больших Озер. Совместно с женой - А. В. Потаниной (1843-1893) собрал ценные этнографические материалы.

Отец Григория Потанина - хорунжий Сибирского казачьего войска - за столкновение с начальством был посажен втюрьму с разжалованием в рядовые. Мать умерла, и не окажись рядом добрых людей, неизвестно, как бы сложилась жизнь у Григория. А он с детства мечтал путешествовать. В восемь лет прочитал "Робинзона Крузо"...

После окончания Омского кадетского корпуса, куда его определил бывший командир отца, полковник Эллизен, Григорий Потанин , произведенный в офицеры, получил назначение в Семипалатинск, в казачий полк. Он постоянно находился в разъездах. Но для него это были не просто служебные поездки, а путешествия, во время которых он собирал гербарий, этнографический материал. Он выписывал "Записки" Географического общества, изучал ботанику по книгам, на которые тратил почти все скромное офицерское жалование.

В 1853 году молодой казачий офицер отправился из Семипалатинска в Ко-1ал. Оттуда Потанин прошел к реке Или, переправился через нее и достиг подножия Тянь-Шаня. Русский отряд расположился на стоянку среди абрикосовых и яблоневых рощ долины Иссык. Потанин осмотрел ближний водопад и два высокогорных озера.

Весной 1853 года отряд перешел на реку Алма-Ату, где Потанин принял частие в постройке первых зданий будущего города Верного. Затем был совершен поход на реку Чу.

В конце 1853 года Григорий совершил поездку в Кульджу, в пределы Западного Китая. Там Потанин познакомился с видным ученым русским консулом 1. И. Захаровым. Исследователь Китая указал молодому офицеру книги по исто-эии изучения стран Центральной Азии. Впоследствии Потанин составил очерк туги из Копала в Кульджу.

Возвратившись из Тянь-Шаня, он отправился на Алтай, в станицы Бийской линии, жизнь которых Потанин вскоре описал в своих первых очерках,

К тому времени, когда случай свел его в Омске с Петром Петровичем Семеновым, возвращавшимся из экспедиции на Тянь-Шань, Потанин обладал довольно обширными познаниями в ботанике, чем немало удивил знаменитого ученого.

Петр Петрович всегда помогал одаренным людям. Он убедил молодого казачьего офицера в необходимости учиться, пообещав при этом свою поддержку. Сославшись на болезнь, Потанин подал в отставку.

Денег на дорогу в Петербург не было. В Барнауле удалось пристроиться к каравану, идущему с золотом в Петербург. Взяли его, как бывшего офицера, в качестве охранника.

В университет он поступил в двадцать четыре года, однако проучился лишь два первых курса: начались студенческие волнения, университет закрыли, и Потанин остался не у дел. Выручил все тот же Семенов, рекомендовавший Потанина в экспедицию Струве, собирающуюся в южную Сибирь для астрономического определения географических координат российских Пограничных пунктов. И Потанин отправился в долину Черного Иртыша, на озеро Зайсан-нор и в Тараба-гатайские горы. В своей первой экспедиции он собирал гербарий, записывал киргизские песни, легенды, пословицы.

Вернувшись из путешествия, Потанин жил в Томске, где занимал скромное место преподавателя естественной истории в гимназии. Вскоре он стал активным членом кружка "Сибирских патриотов", за что был арестован.

Три года он провел в омской тюрьме в ожидании приговора Московского отделения сената. Омский суд приговорил его к пяти годам каторги. Почти через всю Сибирь отправился Потанин в далекую крепость Свеаборг в арестантские роты с каторжным отделением, где ему предстояло отбывать наказание. Восемь лет вычеркнуто из жизни...

Летам 1876 года из русского пограничного города Зайсана через Монгольский Алтай в город Кобдо прошла экспедиция Русского географического общества под начальством Григория Николаевича Потанина.

Спутниками его были топограф Петр Алексеевич Рафаилов и Александра Викторовна Потанина, этнограф и художник, сопровождавшая мужа во всех крупных экспедициях. Из Кобдо Потанин двинулся на юго-восток вдоль северных склонов Монгольского Алтая, открыв короткие хребты Батар-Хайрхан и Сутай-Ула.

В июле, на тридцатый день пути, путешественники достигли стен монастыря Шара-Сумэ, расположенного на южном склоне Алтая и бывшего резиденцией воинственного жреца Цагангэгэна. Обойти стороной этот монастырь было нельзя.

Китайское селение, расположенное неподалеку от храма, казалось необитаемым. Маленькая русская экспедиция, всего из восьми человек, миновала селение и двинулась к мосту, перекинутому через ров, окружающий монастырь. Но на мост им не дали ступить. Из ворот монастыря вырвалась толпа и, возбуждаемая монахами, принялась забрасывать чужеземцев комьями глины. В переговоры монахи вступать не пожелали. Они требовали, чтобы русские убирались туда, откуда пришли.

Когда Потанин захотел поближе рассмотреть кумирни монастыря, монахи набросились на всадников, начали стаскивать их с лошадей, избивать. Григорий Николаевич пытался увести за собой своих людей, но был тут же настигнут, пленен, обезоружен и посажен в полутемную монастырскую келью.

Через некоторое время пришел лама и сказал русским, что их будут судить за надругательство над святыней. К вечеру следующего дня заточения путешественникам зачитали акт обвинения. Их обвиняли в святотатстве, в затеянной свалке с местными жителями. Иноземцам разрешали идти дальше лишь при условии, что двинутся они пикетной дорогой. В противном же случае оружие русским не будет возвращено.

Их направляли дорогой, где легко будет следить за каждым их шагом. К тому же эта дорога лежала в стороне от тех мест на южном Алтае, ради которых они отправились в путь.

Григорий Николаевич нашел проводника-киргиза и безоружный вышел на дорогу.

В этой экспедиции Потанин пересек Джунгарскую Гоби и обнаружил, что она представляет собой степь с невысокими грядами, вытянутыми параллельно Монгольскому Алтаю и обособленными от Тянь-Шаня. Дальше на юге Потанин и Рафаилов открыли два параллельных хребта - Мэчин-Ула и Карлыктаг и точно нанесли эти самые восточные отроги Тянь-Шаня на карту. Перевалив их, они прошли в оазис Хами, двинулись затем на северо-северо-восток, снова пересекли в обратном направлении отроги Восточного Тянь-Шаня, Джунгарскую Гоби и Монгольский Алтай (восточнее прежнего пути) и окончательно установили самостоятельность горных систем Алтая и Тянь-Шаня. При этом они открыли несколько хребтов, южных и северных отрогов Монгольского Алтая - Адж-Богдо и ряд менее крупных. Перейдя через реку Дзабхан, они поднялись по предгорьям Хангая к городу Улясутай. В результате троекратного пересечения Монгольского Алтая экспедиция установила общие черты орографии хребта и большую его протяженность с северо-запада на юго-восток. Фактически Потанин положил начало научному открытию Монгольского Алтая.

Из Улясутая путешественники пошли на северо-восток, перевалили хребет Хангай, пересекли бассейн верхней Селенги (Идэр и Дэлгэр-Мурэн); уточнили его положение, впервые закартировали озеро Сангийн-Далай-Нур и осенью 1876 года добрались до южного берега озера Хубсугул. Пройдя отсюда на запад приблизительно по 50-й параллели по гористой местности, в середине ноября они достигли горько-соленого озера Убсу-Нур. На этом пути они открыли хребет Хан-Хухэй и пески Бориг-Дэл, а также нанесли на карту хребет Танну-Ола (ныне выделяют Западный и Восточный Танну-Ола).

У озера Убсу-Нур экспедиция разделилась: Потанин направился на юг через Котловину Больших озер в Кобдо, а Рафаилов, продолжая маршрут по 50-й параллели, пересек и впервые исследовал короткие горные хребты между западной частью Монгольского Алтая и Танну-Ола.

В Кобдо, одном из главных торговых центров Монголии, они провели короткую зиму, приводили в порядок коллекции, наблюдали быт этого города, служившего перевалочным пунктом на пути торговых караванов, везущих из Пекина знаменитые на весь мир китайские шелка, фарфоровую посуду, табак, чай. Из России сюда приходили караваны с сахаром, изделиями из чугуна и железа, имевшими в Китае большой спрос, - котлами, ведрами, ножами, ножницами и другими товарами. В городе никто постоянно не жил: приезжали на торговлю купцы и, сделав свои дела, уезжали. Отслужив недолгую службу, исче-,; зали чиновники. Китайские гарнизоны приходили и уходили, оставляя место другим. Изредка только на улице можно было встретить женщин, а детей не было видно вовсе. Потанин наблюдает жизнь города и подробно описывает ее, (", отмечая обычаи китайцев, их праздники, жертвоприношения, на которые как ^ правило европейцы не допускались.

Весной 1877 года экспедиция выступила на юг и через пустыню Гоби проследовала к городу Баркулю. Затем Потанин посетил город Хами, в котором была сосредоточена торговля с Китаем. Около монгольского города Улясутая Потанину удалось исследовать теплые серные ключи.

Путешественник побывал на Косоголе, самом большом озере Монголии, расположенном на высоте 1615 метров, достиг буддийского монастыря Улангком, около озера Убса, возвратился в Кобдо и оттуда проследовал в Кош-Агач на Русском Алтае.

Все члены экспедиции соединились в Бийске в начале 1878 года. Рафаилов составил довольно точную карту Западной Монголии.

В 1881 году Русское географическое общество издало труд Потанина - "Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876- 1877 годах" с картой похода от Зайсана до озера Убса.

Потом были еще две экспедиций, в которых удалось завершить исследование избранной части Монголии, собрать более полные гербарии, поскольку значительная часть первой экспедиции проходила поздней осенью, когда о сборе растений не могло быть и речи. И, кроме того, удалось проследить связь между пересохшими озерами, описать новые области.

В июне 1879 года, выступив из Кош-Агача"на восток, к озеру Убсу-Нур, Потанин по дороге подробно изучил горы. Охватив исследованием всю Котловину Больших Озер, он также пришел к выводу, что Хиргис-Нур, Хара-Нур и Хара-Ус-Нур взаимно связаны речной системой. Все три озера, по Потанину, располагаются на широких плоских равнинах "- "ступенях", понижающихся с юга на север и разделенных невысокими горами и холмами, но озеро Убсу-Нур не имеет связи с остальными. Потанин, таким образом, завершил исследование Котловины Больших Озер - огромной впадины на северо-западе Монголии. Из Кобдо в сентябре он вернулся к Убсу-Нуру. Участник экспедиции топограф Орлов произвел первую полную съемку озера - оно оказалось самым большим водоемом Монголии (3350 квадратных километров).

Поднимаясь от Убсу-Нура в горы, путешественники увидели на севере лесистый хребет Танну-Ола. "Горы, казалось, стояли сплошной стеной, - писала А. В. Потанина, - вершины были покрыты пятнами снега и по утрам дымились туманами...". В конце сентября, перевалив хребет, экспедиция спустилась в центральную часть Тувинской котловины - в долину реки Улуг-Хема (система верхнего Енисея) - и, продвигаясь на восток, проследила ее более чем на 100 километров и на столько же - долину реки Малого Енисея (Ка-Хем) до устья реки Улуг-Шивея. В результате пересечения Танну-Ола и 200-километрового маршрута по Тувинской котловине экспедиция точно нанесла на карту очертания главного хребта и его северных отрогов, а также уточнила картографическое изображение верховьев Енисея. Она поднялась по Улуг-Шивею до верховья, пересекла хребет Сангилен и, повернув на восток, к верховьям Дэлгэр Мурэна, вышла к западному берегу Хубсугула, вдоль которого простирается хребет Баян-Ула с высотами более трех тысяч метров.

Путешествие закончилось в Иркутске. Дневники двух экспедиций Потанина составили четыре тома "Очерков Северо-Западной Монголии" (1881 - 1883), из них два тома этнографических материалов, собранных главным образом А. В. Потаниной.

В 1884 году Географическое общество отправило Потанина в его первую китайскую экспедицию, в которой участвовали также А. В. Потанина и А. И. Скасси. Потанину предписывалось продвигаться такими маршрутами, которые дополнили бы работу Пржевальского. Двигаясь в населенной части провинции Гань-су, он должен был описывать природу нагорной Азии и ее переходы к теплым долинам китайских равнин.

Потанин вместе со спутниками прибыл в Батавию на русском фрегате "Минин". Большой переход из Кронштадта через Индийский океан успешно закончился на острове Ява. Фрегат ушел, а Потанин остался дожидаться корвета "Скобелев", который и должен доставить экспедицию в китайский порт Чифу.

Первого апреля 1884 года русская экспедиция высадилась на китайскую землю. Через два месяца, закончив полное снаряжение, наняв ходких лошадей и выносливых мулов, путешественники вышли из Пекина и двинулись по Императорской дороге через Великую Китайскую равнину. Дорога вела мимо небольших селений и оживленных городов, мимо караванов, мимо бесчисленных нищих, тянувших навстречу руки, вымаливая подаяние.

Через семь дней пути Потанин повернул караван на запад и вскоре достиг ответвления Великой Китайской стены, построенной еще в 211 году до нашей эры. Потом за спиной путников остались старинные монастыри с живописными кумирнями, большой древний город Куку-хото, Хуанхэ. Они вышли в долину и Ордос, лежащую в ее гигантской излучине.

Весной 1885 года путешественники перебрались в Синин, двинулись на юг и через горную безлесную область верхнего течения реки Хуанхэ, юго-восточные отроги Куньлуня и восточные склоны Сино-Тибетских гор достигли верховьев реки Миньцзяна (северный большой приток Янцзы). Проследовав оттуда на восток около 150 километров, они повернули на север и через горные цепи системы Циньлин вернулись в Ланьчжоу, где снова зимовали. В результате этого двойного пересечения "Тангутско-Тибетской окраины" Китая Потанин подразделил ее. на две части: северная представляет собой нагорье высотой более 3000 метров с редкими хребтами и неглубоко врезанными речными долинами; южная характеризуется сложным горным рельефом с глубокими речными долинами.

В апреле 1886 года экспедиция прошла на запад к озеру Кукунор, повернула,. .уда на север и, перевалив несколько безымянных хребтов, добралась к истокам реки Жошуй, точно ею установленным. При этом Потанин и Скасси обнаружили первую цепь системы Наньшаня, строение которой оказалось более сложим, чем показывал Пржевальский. Проследив все течение Жошуя до низовьев жоло 900 километров), они вышли к бессточному озеру Гашун-Нур и точно анесли его на карту. Двигаясь далее на север через Гоби, экспедиция при пере-гчении Гобийского Алтая выявила четыре его южных невысоких отрога широтного направления (в том числе Тост-Ула), исправив карту Певцова. Потанин так характеризовал пересеченную им полосу Гоби: южная часть представляет собой лоскую возвышенность с низкими хребтами; центральная - пустынную впа-],ину не более 900 метров; северная - невысокую горную страну, продолжение 1онгольского Алтая. От озера Орог-Нур экспедиция прошла на север по долине гки Туйн-Гол до ее верховьев, перевалила хребет Хангай и, повернув на северо--ток, через бассейн реки Орхон вышла к Кяхте в начале ноября 1886 года. При >м был нанесен на карту водораздел Селенги и Орхона - хребет Бурэннуру - ряд небольших отрогов Хангая.

Экспедиция Потанина пересекла Центральную Азию приблизительно по 101-му меридиану, причем горные цепи были пройдены поперек их основного направления, из-за чего не удалось установить длину и простирание отдельных ебтов. Результаты экспедиции описаны в работе "Тангутско-Тибетская окраина С.итая и Центральная Монголия" (1893).

Монгольские экспедиции сделали Потанина известным. Его отчеты, изданные в Петербурге Географическим обществом, представляли собой четырехтомной объемистый труд, поражавший обилием собранного материала и его разнообразмем. Автор - исследователь, соединивший в себе несколько разных научных школ: он и ботаник, и геолог, и этнограф. Он же историк и экономист, зоолог, картограф. Данные, им полученные, позволили уточнить старые карты, закрасить на них "белые пятна", проставить высоты, соответствующие истинным, прояснить географические координаты многих пунктов. Ценнейший научный материал представляли коллекции - гербарии, собрания млекопитающих, рыб, птиц, моллюсков, пресмыкающихся, насекомых.

Потанин впервые описал несколько народностей, ранее вовсе неизвестных или известных только понаслышке. Два отдельных тома включали народные легенды, сказки, эпосы - все, что удалось услышать из народного устного творчества, было подробно записано и стало достоянием науки.

Поселившись в Иркутске, Григорий Николаевич вступил в должность правителя дел Восточно-Сибирского отдела Географического общества. Позже Потанины перебрались в Петербург.

Вскоре последовала новая экспедиция: в восточные окраины Тибета и китайскую провинцию Сычуань. Она началась в Кяхте осенью 1892 года.

В Пекине врач русского посольства, осмотрев Александру Викторовну Потанину, посоветовал ей оставить всякие мысли о возможности дальнейшего путешествия. Однако женщина все же продолжила путешествие.

Месяц продолжался их путь-в жесткой телеге до древней столицы Китая Сиань-Фу. И еще более тысячи километров Александру Викторовну несли на носилках через горы Цзин-линь-шаня, пока экспедиция не достигла столицы провинции Сычуань. Неожиданный по силе припадок случился с ней уже на самой границе с Тибетом. На какое-то время она потеряла сознание, а потом лишилась речи.

Григорий Николаевич решил прервать экспедицию и повернуть на Пекин. Александра Викторовна умерла в пути, в лодке, когда экспедиция спускалась вниз по Янцзы. Огромный путь до Пекина, потом до Урги (Улан-Батор) и до русской границы несли ее тело. И только в Кяхте предали земле.

Несколько лет Потанин не допускал даже мысли о новой экспедиции. И лишь в 1899 году отправился в последнее путешествие. Он обследовал область хребта Большой Хинган - малоизвестную, со множеством "белых пятен", лежащую между Маньчжурией и Монголией.