Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день. Бросаем вызов самим себе

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ.

Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление , то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи.

Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Здравый смысл подсказывает, что человек, наделённый высоким интеллектом, уверен в себе. Это так, но только до тех пор, пока всё даётся ему легко. Решающим фактором является то, как вы встречаете . Люди с мышлением роста с распростёртыми объятиями приветствуют жизненные препятствия.

Для людей с мышлением роста неудача - это информация. Мы называем случившееся неудачей, но для них это скорее воспринимается так: это не сработало, но я умею решать проблемы, поэтому попробую предпринять что-то ещё.

Кэрол Дуэк

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста. Мы расскажем о нескольких стратегиях, которые помогут вам перестроить своё мышление.

Не оставайтесь беспомощными

Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

Представьте, что произошло бы, имей все эти люди фиксированное мышление. Они бы смирились с неудачей и потеряли надежду. Люди с мышлением роста не чувствуют себя беспомощными, они понимают: чтобы добиться успеха, нужно потерпеть крах, но затем начать всё снова.

Отдайтесь страсти

Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное - лишь развлечение.

Действуйте

Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом - делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.

Пройдите лишний километр или два

Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного. Ученик Брюса Ли (Bruce Lee) каждый день пробегал с наставником 5 километров. Однажды после пробежки Брюс предложил пробежать ещё 3 километра. Уставший ученик возразил: «Я умру, если пробегу ещё 3 километра», - на что Брюс ответил: «Ну так сделай это».

Его ученик так разозлился, что пробежал эти 3 километра, а потом, измученный и яростный, накинулся на Брюса, сердясь на него за этот комментарий. А учитель объяснил свой ответ так:

Остановка равнозначна смерти. Если будешь устанавливать пределы своим возможностям, физическим или каким-либо ещё, они распространятся на всю твою жизнь. На работу, мораль, на всё остальное. Пределов нет. Есть временные остановки, но нельзя задерживаться на них, нужно идти дальше. Если это убьёт, значит, убьёт. Человек должен постоянно повышать свой уровень.

Если вы каждый день не становитесь немного лучше, значит, вы становитесь немного хуже - а что же это за жизнь?

Ожидайте результатов

Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться и подталкивает к улучшениям. В конце концов, если вы не собираетесь добиться успеха, зачем вообще всё затевать?

Будьте гибкими

Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не .

Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали

Очевидный признак людей с фиксированным мышлением. Люди с мышлением роста ищут возможности в любом исходе дел, у них нет времени на жалобы.

Следуйте всем перечисленным выше пунктам

Каждый день следите, как вы реагируете даже на мелкие события. И постоянно старайтесь реагировать правильно. Так, как это сделал бы человек с мышлением роста.

    Учитесь мыслить конкретно. Для Реалиста план имеет значение только тогда, когда он может быть выполнен, а планирование неразрывно связано с определением средств, которыми можно реализовать все пункты плана. Попробуйте составлять свои планы в реалистической манере. Пользуйтесь при этом шестеркой слуг, которую так любит задействовать истинный Реалист. Даже к банальной покупке мойки для кухни попробуйте подойти с реалистических позиций (сколько стоит, подойдет ли по габаритам, впишется ли в интерьер, во что обойдется работа по установке или доводке и т.п.). Это возможно убережет вас от дальнейшей фрустрации по поводу непрактичной покупки.

    Учитесь оценивать ресурсы. Берете лист чистой бумаги, делите его на две части, слева записывайте, что вам требуется для решения конкретной проблемы, справа – чем располагаете в настоящий момент. Оцените ваши потребности и наличные ресурсы как можно точнее. Затем приступайте к анализу проблемы. При обнаружении дефицита ресурсов одного типа следует предусмотреть их замену на ресурсы другого типа. В инвентаризации ресурсов будьте скорее пессимистом, чем оптимистом, или по крайней мере рассматривать два варианта- наилучший и наихудший.

    Учитесь выделять главное. Найдите свою старую работу – реферат или курсовую, или научную статью и задайтесь мыслью вдвое сократить ее содержание. Попробуйте проделать то же самое с вашей новой продукцией. Не получится сократить наполовину, сократите на треть или четверть, но обязательно сократите. Поиграйте в игру “три предложения” –попытайтесь передать содержание любой газетной статьи в трех предложениях. Учитесь писать резюме и аннотации на ваши и чужие произведения. Дайте обет никогда не нарушать регламент в своих выступлениях, где бы вам не пришлось выступать.

    Учитесь писать просто и кратко. Образец выше перед вами.

Лекция № 10. Психологические особенности руководителей и подчиненных. Качества и функции руководителя.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практичес­ки не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвеча­ющего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя.

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, конт­роль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называ­ют менеджером.

Слово «менеджер» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Английский глагол «to manage» (управлять) исходит от латинского «manus» (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Практически все известные зару­бежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками (и го­ловой!) других людей. Субъектом данного процесса и яв­ляется менеджер. Современный менеджер выступает в системе обществен­ного производства как управляющий - дипломат - лидер - воспитатель - организатор- инноватор - человек. Функ­ция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер стано­вится лицом, облеченным властью. Однако это власть не диктаторская, а скорее патерналистская, отеческая. Ос­новные требования к личности - компетентность, владе­ние навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические уме­ния. Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы про­двигать производство, углубление деловых связей, зак­лючение сделок, разрешение споров, налаживание кон­тактов с властями. Эти функции сродни функциям менед­жера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатичес­ких навыков. Менеджер-лидер (англ, ведущий, руководи­тель). Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и ли­дера: функции первого - профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы); вторые долж­ны вести за собой людей, их главная функция - обеспече­ние бесперебойной работы человеческой подсистемы биз­неса. Современное понимание функций менеджера требу­ют от него профессионального владения как тем, так и другим. Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают, так как растет степень возможной угрозы природе. С одной сторо­ны, сегодня персонал должен обладать повышенной тех­нологической эрудицией, с другой стороны - высокой нравственностью. Техническому совершенствованию ра­ботников уделяется большое внимание (повышение ква­лификации - курсы переподготовки и проч.}» на это тра­тятся большие средства. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Меж­ду тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы ока­зываются мощным фактором экономического развития). Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информаци­онной культуры (аграрная – индустриальная - информаци­онная), и одна из главных функций менеджера - иннова­ционная. Медлительность в ее исполнении грозит отбро­сить производство далеко назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии. Менеджер-человек. Ничто челове­ческое ему не чуждо. Менеджер - это личность, т.е. слож­ная совокупность врожденных (природных) и приобретен­ных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в харак­тере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера. Все капитальные труды по менеджменту содержат перечни качеств идеального менеджера. Их можно разделить на две группы - 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества. Биологические качества ме­неджера. Черты данной группы носят объективный ха­рактер - не зависят от сознания и психики личности. Прежде всего это пол, возраст, здоровье, темперамент, спо­собности.

Пол. Традиционно исследования в области психоло­гии управления ориентированы на мужчину-руководите­ля, так как во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. В последние десятилетия влияние половых различий на трудовую дея­тельность и карьеру стало предметом специальных иссле­дований. На основе их результатов можно выделить две группы факторов, определяющих особенности организа­ционного поведения женщин: 1) социокультурные (стан­дарты поведения, ролевые стереотипы, семейные тради­ции) и 2) собственно половые, биологические в психоло­гические. Роль социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин с детского возраста ориентировано обществом на сравнительно скром­ный общественный статус - мать, жена, воспитательница детей, помощница мужа. Поэтому до сих пор женщине -руководителю приходится преодолевать дополнительные трудности для достижения успехов Успех женщин - ру­ководителей приписывают случайности, везению, успех мужчин-руководителей - личным качествам, (Р. Ране, США). Учет такого рода стереотипных представлений ва­жен для женщин-руководителей, которым приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли «начальника». Мужчине обычно делать это не приходит­ся. Вторая группа факторов проявляется в большей зави­симости настроения и психического состояния женщин от физиологических циклов (беременность, кормление ребенка, менструальный цикл, климакс), обремененности естественными заботами о семье, в меньшей эмоциональ­ной уравновешенности и беспристрастности, в более сильной, чем у мужчин, окрашенности деловых отношений в личностные тона и восприятии сотрудников сквозь при­зму симпатий и антипатий. Однозначной оценки этих факторов в психологии менеджмента нет. Отдельные ав­торы, в основном женщины, расценивают их как способ­ствующие эффективному руководству (Ф.Денмарк, А.Иглн, Б. Джонсон - «мягкость» и «человечность» руководите­лей-женщин, их превосходство над мужчинами в понима­нии личных проблем сотрудников, приверженность демок­ратическому стилю руководства). Большинство исследо­вателей придерживается противоположной точки зрения: повышенная эмоциональность и личностная ориентация в деловых отношениях действует как негативный фактор эффективного руководства. Но он может быть нейтрали­зован, если женщина-руководитель «выработает у себя высокую устойчивость к фрустрациям и эмоциональным всплескам, будет более «толстокожей» (М.Рихтер).

Возраст. Вторым важнейшим биологическим призна­ком, влияющим на эффективность деятельности менед­жера, является возраст. О действии его, конечно, можно говорить лишь в общем, усредненном плане, учитывая довольно частые исключения из правил, которые объяс­няются личными особенностями людей. Поэтому совре­менная теория менеджмента не может однозначно отве­тить на вопрос об оптимальном возрасте для начала, рас­цвета и завершения деловой карьеры руководителя. Но есть общепринятое мнение о бесспорном влиянии этого фактора на эффективность деятельности менеджера - бо­лее высокие руководящие посты требуют более зрелого возраста. Некоторые управленческие структуры (армия, госаппарат) четко регламентируют занятие высоких дол­жностей - генералом практически невозможно стать в 20-35 лет. В бизнесе этот фактор регламентирован не столь жестко. Но закономерность занятия высоких постов людь­ми зрелого возраста существует. В Японии средний воз­раст президентов крупных компаний в обрабатывающей промышленности - 63,5 года, в США - 59 лет (Т. Коно). Вице-президенты несколько моложе - примерно 55,7 года. Президентом японской компании обычно становится че­ловек, проработавший в ней не менее 30 лет и занимает этот пост 8 лет. В этой стране относительно много эффек­тивных руководителей весьма зрелого возраста - старше 70 лет, хотя некоторые корпорации («Сони корпорейшн») ограничивают предельный возраст пребывания на высших должностях 65 годами. Подобные ограничения широко распространены в Европе и Америке. Как молодой, так и пожилой возраст имеют свои достоинства и недостатки, влияющие на эффективность работы руководителя. Глав­ные достоинства молодого руководителя: энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчи­вость, крепкое здоровье, хорошая работоспособность. Но они уступают старшим коллегам в опытности, специфи­ческом человеческом капитале - знаниях специфики орга­низации, хладнокровии, мудрости, умении отличать глав­ное от второстепенного. Там, где слабы механизмы конку­рентного отбора кадров н сложно определить четкие кри­терии деятельности (госслужба), учет стажа и возраста целесообразен. Там, где эффективность руководства регу­лярно проверяется конкуренцией и результаты деятель­ности достаточно осязаемы (сфера бизнеса), установление возрастных барьеров нецелесообразно.

Здоровье. Здоровье - важный фактор эффективного руководства. В теории менеджмента термин понимается широко включает в себя не только физические, но и психосоциальные критерии. Биологически здоровый орга­низм человека функционирует в оптимальном режиме и адекватно реагирует на изменения в окружающей среде. Для менеджера это основное условие повседневной эффек­тивной деятельности, так как его рабочий день (14-15 ча­сов) в два раза превышает физиологические нормы, зак­репленные в законодательстве - 7-8 часов сутки. Кроме того, работа менеджера связана с высокими эмоциональ­ными нагрузками.

Руководители всех рангов относятся к категории ра­ботников, страдающих чаще, нежели остальные, серьез­ными хроническими заболеваниями. По данным медиков 34% руководителей отягощены сердечно - сосудисты­ми болезнями (20% - гипертоники, 14% - болеют ишемической болезнью сердца.) В возрасте 40-49 лет показа­тель гипертонической болезни у руководителей - мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мне­нию исследователей, является стресс. Стресс - (англ. - напряженность) - это физиологическое в психическое напряжение организма. Психологический стресс подраз­деляется на информационный и эмоциональный. Инфор­мационный стресс возникает, когда человек не справля­ется с обрушивающимися на него потоками информации. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях житейс­ких или производственных неурядиц, неудач, угрозы опас­ности, обиды, тревоги. Психологические стрессы вызыва­ются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раз­дражителем, но серией мелких постоянных каждоднев­ных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость - важнейшее необ­ходимое качество менеджера. По данным медиков, не менее 50% здоровья человека зависит от образа жизни, 20% приходится на наследствен­ность, 20% - на экологию 10% - на медицину - Образ жизни - устойчивый, сложившийся в определенных об­щественно-экономических условиях способ жизнедеятель­ности людей, удовлетворения ими физиологических и ду­ховных потребностей, нормы общения и поведения - яв­ляется определяющим фактором человеческого здоровья. Здоровый образ жизни более узкое понятие: совокуп­ность внешних и внутренних условий жизнедеятельности организма, при которых его системы работают долговеч­но, а также совокупность рациональных методов сохране­ния и укрепления организма. Избрать в тех или иных условиях здоровый образ жизни мы можем. Понятие пси­хического здоровья в психологии не получило пока раз­вернутой оценки. По мнению крупнейшего российского психиатра С. С. Корсакова, оно связано с представлением о человеке как о психическом целом. В нем соединены все существенные свойства, составляющие личность, придающие ей устойчивость, уравновешенность и способность противодействовать влияниям, стремящимся эту целост­ность нарушить. Психическое здоровье человека зависит от социального здоровья среды, в которой личность фор­мируется.

Социальные связи (семья, родные, близкие, друзья, сотрудники н проч.) могут воздействовать как благотворно, так и негативно, формируя личность психи­чески нездоровую (вплоть до неадекватного поведения, криминального развития). Комплексный подход к оценке психического здоровья человека позволяет выделить сле­дующую совокупность психических проявлений: 1) свойства личности - оптимизм, уравновешенность, сосредоточенность (отсутствие суетливости), нравствен­ность, адекватный уровень притязании, чувство долга, уверенность в себе, необидчивостъ, непосредственность (естественность), неленость, чувство юмора, доброжела­тельность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль; 2) психические состояния - эмоциональная устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрас­ту, совладение с негативными чувствами (гнев, страх, жадность, зависть), свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного (оптимального) самочувствия; 3) психические процессы - адекватность психического отражения (бли­зость субъективных образов к отражаемым объектам дей­ствительности), адекватное восприятие самого себя, спо­собность концентрации внимания на предмете или виде деятельности, удержание информации в памяти, способ­ность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность мышления, знание себя, дисцип­лина ума (управление мыслями). Типичные признаки пси­хически нездоровой личности следующие: свойства - 1) зависимость от вредных привычек, уход от ответствен­ности за себя, утрата веры в себя, свои возможности, пас­сивность; 2) чувственная тупость, беспричинная злость, ослабление высших и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность; 3) процессы - неадекватное восприятие себя, своего «Я», нелогичность, снижение познавательной активности, хаотичность мышления, кате­горичность (стереотипность) мышления, повышенная вну­шаемость, некритичность мышления.

К объективным факторам эффективного руководства относятся социально-экономическое положение человека, его статус в обществе и полученное образование. Исследо­вания однозначно подтверждают прямую зависимость за­нятия руководящих должностей от социального происхож­дения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер - «лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией». История знает немало обратных при­меров, но корреляция (лат. соотношение, соответствие, взаимозависимость) между социально-экономическим по­ложением н занимаемой должностью существует. Это во многом связано с таким показателем социального статуса как образование - выходцы из богатых семей имеют бо­лее широкие возможности получения самого лучшего об­разования и места работы. Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъек­тивными факторами эффективной менеджерской деятель­ности, так как прочное усвоение знаний и продуктивное их использование не покупается за деньги, а зависит от свойств личности, индивидуальных способностей и уров­ня интеллекта. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. P.M. Стогдилл (США) обобщил результаты 163 таких работ, пыта­ясь установить наличие и « характер зависимости между отдельными чертами и успехом руководителя». Индиви­дуальные качества руководителя он объединил в шесть групп: 1) физические характеристики; 2) социальное про­исхождение; 3) способности - интеллект, рассудитель­ность, знания, умение выражать свои мысли; 4) личные особенности - приспособляемость, доминирование, незави­симость, оригинальность, уверенность в себе; 5) отноше­ние к задачам - трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи; 6) социальные способности и навыки - готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения. Человек, не умеющий находить общий язык с людьми, не умеющий убеждать, влиять, сотрудничать, понимать лю­дей и эффективно общаться, управлять людьми - профес­сионально не пригоден для деятельности менеджера.

Прямая зависимость между отдельными чертами че­ловека я занятием им руководящей должности подтверж­дается, по мнению Стогдилла, все же достаточно редко, так как на их значимость существенно влияет конкрет­ная ситуация.

Руководитель выполняет функцию стратегического планирования», выбора целей и стратегий развития пред­приятия и коллектива, планирования методов реализа­ции поставленных целей, выбора и внедрения необходи­мых новшеств, инноваций.

При внедрении инноваций руководителю важно реа­лизовать следующие рекомендации:

Привлекайте своих подчиненных к разработке и планированию инноваций, что поможет им понять и воз­можно принять цели и средства реформ;

Обеспечьте полноту и точность информации обо всех шагах реформы, не создавайте почву для появления слу­хов и недоверия;

Не сглаживайте «острые углы» нововведений, не прячьте их возможные неприятные последствия - только правдой можно добиться доверия подчиненных;

Всемерно демонстрируйте свою поддержку и заинте­ресованность в переменах, показывайте на практике их полезность;

Предусматривайте уменьшение нагрузки работникам, которым предстоит иметь дело с нововведениями;

Доказывайте, что новации не отразятся на зарплате или статусе подчиненных в худшую сторону;

Ищите энтузиастов нового дела и создавайте им ре­жим наибольшего благоприятствования;

Проявляйте терпимость к неудачам;

И, наконец, почаще вспоминайте о том, что вообще-то люди любят новшества, хотя и опасаются обычно, что перемены уменьшат их личное благополучие. Поэтому, если будет найден вариант, при котором не только фирма, но и отдельный сотрудник сможет извлечь из новации личную выгоду, считайте, что дело практически сделано.

Администраторская функция . В обязанности руково­дителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директив­ные способы Общения руководителя с подчиненными. Осо­бое место занимают разного рода наказания и поощре­ния. Один из таких методов известен как «кнут и пря­ник». Причем все психологи второй половины XX в. убеж­дены, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее при управлении людьми. «Управлять подчиненными по их положительным отклонениям!» - вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, конечно, что наказания как вид управленческого воздействия вот-вот отомрут. Это значит лишь, что не они положены в основу деятельности руководителя, стремящегося чего-то добиться от подчиненных.

Методы наказания конфликтогенны:

Снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;

Порождают страх совершения ошибок;

Не способствуют устойчивому росту производительно­сти;

Плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать «правильное» поведение.

«Положительные подкрепления» (поощрения, вознаг­раждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные». Они много лучше «обучают» подчиненных, психологичес­ки закрепляют образцы требуемого поведения, способству­ют формированию благоприятного психологического кли­мата в коллективе, повышают самооценку людей, успеш­но «мотивируют» их на производительный труд и т.д. Применение столь привлекательных мер управленческо­го воздействия как поощрение, вознаграждение также требует соблюдения определенных правил:

Вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или посту­пок, а не за достижение всем концерном благополучных показателей;

Вознаграждение должно быть безотлагательным;

Вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые ма­лые успехи, а не только> ^выдающиеся достижения в тру­де»;

Вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми;

Малые награды иногда оказываются эффективнее боль­ших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям, ну а если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что:

Реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной;

Наказывают за нежелательное поведение всех прови­нившихся, а не только «зачинщиков»;

Постепенное нарастание меры наказания нецеле­сообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось;

Наказывая, не следует забывать внятно растолковы­вать подчиненному желательный образец поведения;

Говорят, что японские менеджеры наказывают толь­ко за повторяющиеся ошибки; может быть, стоит остано­вить карающий меч?

Коммуникативно - регулирующая функция. Известно, что эффективность коммуникаций зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них - установ­ление благоприятных отношений руководителя с подчи­ненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные уси­лия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение - феномен, конеч­но, двусторонний, но от руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.

К типичным ошибкам атрибуции (и это подтверждено экспериментально) относится, например, то, что участник событий, как правило, приписывает причину обстоятель­ствам, в том время как наблюдатель - личности деятеля. Сходны по механизму действия и атрибутивные ошибки «защитного» толка: успех, мы, как правило, ставим в зас­лугу себе, а неуспех списываем на обстоятельства; когда же речь идет о других людях, логика меняется - их успех мы склонны приписывать благоприятным обстоятельствам, а вот неудачи - взваливать на личностные особенности.

Учитывая что руководитель по большей части нахо­дится по отношению к подчиненному в позиции наблюда­теля, нетрудно догадаться, сколь часто возникает соблазн объяснить неуспех леностью, тупостью, недостатком усер­дия и прочими деловыми грехами подчиненных. В то же время некоторые источники утверждают, что 86% всех отклонений от нормальной работы происходит по вине обстоятельств и только 14% относятся к людям. Даже если это и преувеличение, все равно порядок величины подсказывает: не усердствуйте в поиске виновных, пере­ключитесь на обстоятельства. Подумайте, была ли воз­можность выполнить задание, достаточно ли было време­ни, средств, материалов, информации и пр.? А если вино­ваты все же люди, то тем ли сотрудникам вы дали зада­ние, располагали ли они нужной квалификацией, была ли заранее определена мера и форма ответственности?

Ошибки, совершаемые руководителем при прямом воз­действии на подчиненного, более очевидны, «вылезают» почти сразу же. Одно плохо - их тоже много. Например:

Стереотипная реакция («Это на Вас похоже! Здесь ни на кого нельзя положиться!»);

Поспешное решение под воздействием эффекта («Вы уволены без выходного пособия!»);

Принятие решения без осмысления ситуации («Поче­му Вы сидите без дела?» - А может быть человеку плохо, или он только что закончил трудное задание);

Недостаточный учет последствий предпринимаемых действий.

У подчиненных возникает чувство досады, создает­ся почва для недовольства и сопротивления в тех слу­чаях, когда:

За ошибки одного отвечает другой;

Решение принимается без участия сотрудника;

Разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;

Руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;

От исполнителя скрывается важная для него информа­ция;

Работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;

Руководитель жалуется на подчиненного вышестоя­щему начальнику;

Поощрения за труд одного работника достаются друго­му;

Уровень требовательности не одинаков для всех сотрудни­ков, в коллективе есть любимчики и отверженные и т.д.

В зависимости от особенностей поведения-руководите­ля в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов: 1) доминирование, утверждение своей пози­ции любой ценой; 2) уступчивость, подчинение, сглажива­ние конфликта; 3) компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты - мне»); 4) сотрудничество, создание взаим­ной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сто­рон; 5) избегание конфликта, уход из ситуации, «закры­вание глаз, как будто ничего не произошло».

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприят­ными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь. Для некомпетентного руководителя, как отмечает Дик­сон, характерны следующие особенности:

1) не учитывает человеческие ресурсы, не умеет рабо­тать с людьми;

2) проявляет консерватизм, придерживается устарев­ших взглядов;

3) проявляет тенденцию отворачиваться или пренеб­регать информацией, которая ему непонятна или вступа­ет в противоречие с имеющейся концепцией;

4) проявляет тенденцию недооценивать противников;

5) проявляет нерешительность и тенденцию ухода от ответственности в принятии решений;

6) проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблемы вопреки очевидным изменившимся обстоятельствам;

7) не способен провести сбор и проверку информации о проблеме, «войти в сложившуюся ситуацию, проявляет тенденцию «обессиливания при завершении»;

8) предрасположен к фронтальным атакам, верит в гру­бую силу, а не в находчивость и дипломатичность;

9)неспособен использовать неожиданности;

10) проявляет неоправданную готовность находить «ис­купительные жертвы» в случае затруднений;

11) предрасположен к подтасовке фактов и распрост­ранению информации с мотивами, «несовместимыми с моралью и безопасностью;

12) склонен верить в мистические силы - судьбу, фа­тальность неудачи т.п.

Николай Бердяев

Принято считать, что каждый человек – это личность, независимо от того, какими качествами и чертами характера он обладает. С этим сложно не согласиться, но к этому можно и нужно добавить, что личность, чтобы оставаться личностью, обязательно должна развиваться. Ведь личностью мы называем, прежде всего, уникального, особенного, интересного, не похожего на других людей человека, имеющего редкие способности и богатый внутренний мир. Но без развития, без работы над собой, человек далеко от других людей не уйдет, он будет таким же, как все. А если человек не будет отличаться от других людей, если не будет обладать особыми, присущими только ему качествами, тогда назвать его личностью мы сможем с очень большой натяжкой. Однако возникает вопрос – зачем каждому из нас отличаться от других людей, зачем становиться личностью, ради какой цели, ради какой выгоды? Вот об этом я и расскажу вам, уважаемые читатели, в этой статье. Я расскажу вам о том, как развить в себе личность и для чего ее следует развивать. Поверьте, польза от такого развития есть и очень большая.

Зачем развивать в себе личность

Чтобы понять, зачем человеку нужно развивать в себе личность, достаточно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в нашей жизни. Что в этом мире высоко ценится? Очевидно, что ценится в нем все то, в чем, во-первых, мы с вами нуждаемся, а во-вторых, то, чего мало. То, что в дефиците – ценно. Согласны? Причем, что интересно, иной раз то, чего мало, нам может быть не особо-то и нужно, но нас все равно к этому тянет. Мы любим все редкое и исключительное, поскольку сами хотим быть такими. А вот то, чего очень много, пусть даже это что-то весьма полезно для нас – мы не особо ценим, а иной раз совсем не ценим. Интересная черта человеческой личности, не так ли? Я как-нибудь объясню вам, почему мы так себя ведем. Пока же, вернемся к сути нашего вопроса. Так вот, как вам стать ценным, а вместе с тем и востребованным человеком, чтобы другие люди в вас нуждались, чтобы они уделяли вам внимание и любили вас? Для этого вам надо стать особенным, не таким как все. Вам нужно стать интереснее, полезнее, качественнее и даже скажем так – необычнее других людей. Достичь этого можно разными способами, можно поработать над своей оберткой, то есть, над своим внешним видом, а можно задаться задачей посложнее и посерьезнее – изменить, а вернее, развить свое внутреннее содержание. Это непростая работа, честно скажу. Но ее нужно делать, чтобы вас ценили, чтобы в вас нуждались, чтобы вас было сложно заменить и так далее. Не забывайте – что редко, то ценно. А что ценно, то любят и берегут.

Люди начнут проявлять к вам больше внимания, и вы будете пользоваться большим уважением, если сможете развить в себе редкие и полезные для людей качества, если станете интересной, яркой и даже немного таинственной личностью. Хорошая перспектива? В том то и дело, что хорошая. Ведь все мы хотим, чтобы нас ценили, любили, уважали, чтобы уделяли нам внимание, чтобы восхищались нами, чтобы в нас нуждались и так далее и тому подобное. Это приятно и полезно. Но давайте задумаемся над тем, за что нас ценить, любить, уважать? Ради чего другим людям уделять нам свое драгоценное внимание, ради каких выгод? Что в нас такого особенного? Какими нашими личностными качествами могут восхищаться окружающие нас люди? Вот об этом, друзья, каждый из нас должен хорошенько подумать самостоятельно. Многие из нас могут быть очень хорошего о себе мнения и думать, что других таких как они нет. И это хорошо – о себе нужно быть высокого мнения, вне всяких сомнений. Это повышает нашу самооценку. Но поверьте, другие люди могут думать иначе. Они могут видеть в нас совсем другого человека, не такого, какого видим мы. Насколько для нас это важно – другой вопрос. Мы живем в обществе, которое, хотим мы того или нет, должно нас принимать, а вернее – мы должны суметь стать его частью, потому что мы от этого общества зависим. Мы все друг от друга зависим. И дело здесь в том – какое место в обществе займет каждый из нас. Вот, чтобы это место было как можно лучше – человеку необходимо стать личностью не только для самого себя, но и для других людей. Давайте теперь выясним, что нам необходимо с собой делать, чтобы развить в себе личность.

Как развить в себе личность

Так вот, если вы согласны со всем вышесказанным, то полагаю, вам интересно узнать о том – как можно развить в себе личность. Друзья, если я скажу вам о том, что развитие личности – дело простое, я совру. А я не хочу врать. И не буду. Поэтому, нет – это непросто. И я считаю, что не к сожалению, а к счастью это непросто сделать. Ведь если бы развитие личности человека было простым делом, такого понятия как работа над собой, просто бы не существовало. Работа – не самое приятное слово, согласитесь. Оно у нас ассоциируется с напряжением, с нагрузкой, со стрессом, иногда и с болью, а никак не с удовольствием и радостью, если только вы не любите свою работу, как, например, я. Как бы то ни было, в любой работе есть свое удовольствие, есть своя радость, и те из вас, кто занимаются любимым делом об этом прекрасно знают. Работа над собой – это особенное удовольствие, которое мы испытываем, когда понимаем, какую пользу наши усилия нам приносят. Поэтому работать над собой, чтобы развить в себе личность – это приятно, интересно, весело. От этого можно ловить кайф. Поэтому не так страшно, что это непростая работа, главное понимать – насколько она интересна и полезна.

Что же нужно делать? Учиться, получать новые навыки, заниматься спортом, а также интересной и творческой деятельностью, делать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Вот что вам нужно делать, чтобы развить в себе личность. Это ваша работа над своим телом и разумом, которая делает вас более совершенным человеком, и разумеется, отличным от других. Главный вопрос тут заключается не в том, что надо делать, а в том, как это делать. А о том, как это делать – как над собой работать, как себя развивать, написано огромное количество книг и статей. И каждая из этих книг и статей предлагает свой рецепт развития личности, хотя многие из них схожи между собой. Вот чем этот рецепт окажется точнее и эффективнее – тем быстрее вы сможете развить в себе такую личность, аналог которой будет невозможно найти. А качество вашей личности может и непременно должно быть таким, чтобы общество в целом или отдельно взятые люди ценили вас очень высоко. Для этого вы должны быть полезны людям, обществу, интересны и неповторимы. Что редко, то ценно, помните, да?

Я дам вам свой рецепт того, как можно развить в себе личность, чтобы вы и его имели в виду, решая, как именно вам следует над собой работать. Кто знает, может он самый лучший из всех существующих. Почему нет, я ведь этим вопросом, по сути, всю свою сознательную жизнь занимаюсь. Я считаю, друзья, что начинать нужно с психологии. Да, да, я понимаю, я уже не в первый раз об этом говорю, а точнее, пишу. И вы в свою очередь можете сказать, что опять этот кулик свое болото хвалит, словно ничего другого в мире не существует, кроме этой психологии. Конечно, существует, но, друзья, я хвалю то, что хвалю, а именно, такую науку, как психологию, не потому, что я ею занимаюсь, а потому, что она действительно многое нам дает – она позволяет нам развивать в себе ценные для нас самих и для других людей качества, благодаря тому, что указывает нам на них. Я сам поэтому и начал ее изучать, что увидел, насколько она ценна для человека, как с точки зрения познания им самого себя, так и с точки зрения познания других людей. Вы ведь не можете себя улучшить, не понимая, как именно вы устроены, верно? А как вы об этом узнаете? Ну, хорошо, есть биология, анатомия, медицина, антропология и масса других наук о человеке, изучающие его тело и разум. Их много, этих наук. Но если сузить взгляд на этот вопрос, то можно свести все к тем наукам, которые изучают тело человека и тем, которые изучают его душу и разум. А именно эти вещи нам и нужно развивать, чтобы сделать себя лучше. Вот, психология, в основном изучает душу и разум человека. А это, как вы можете, даже не столько знать, сколько чувствовать – очень важные элементы человеческого существа. А раз они важные, над ними нужно работать, чтобы развивать свою личность – нам ведь именно это нужно, так ведь?

Поэтому, когда я говорю, что надо учиться, чтобы развивать в себе личность, вы должны понимать, что именно вам нужно учить в первую очередь. Если вы хотите усовершенствовать, ну, скажем, какое-нибудь техническое устройство или придумать новое, вы можете начать изучать физику, математику, инженерию и так далее. Если у вас есть цель – придумать, ну, скажем, новое лекарство для человечества, вам следует начать изучать химию и биологию, другие науки, связанные с медициной. Ну а если вы хотите понять себя и других людей и хотите развить в себе самые лучшие, самые сильные, самые ценные качества, тогда, что же, как не психологию, я могу предложить вам для изучения. Вопрос здесь заключается в том – какой вы хотите стать личностью, за что вы хотите, чтобы вас ценили и уважали, за какие знания и умения? Чтобы в этом разобраться, присмотритесь повнимательнее к нашей жизни и ответьте себе на вопрос – какие люди в ней пользуются наибольшей популярностью, кого больше всего любят, ценят и уважают, и за что? А затем подумайте, как вам стать одним из таких людей – что для этого нужно изучать? Может вы не хотите идти моим путем, хорошо, я не настаиваю. Тогда выберете свой путь – найдите, придумайте, выберете свое призвание, как вам будет удобно. Учиться ведь все равно нужно, чтобы стать ценной личностью, и учиться для этого нужно хорошо, очень хорошо. А чтобы хорошо учиться – нужно иметь большое желание чего-то достичь. В чем вы хотите преуспеть, чего хотите добиться? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте – это непростой выбор.

Вообще, чем больше вы будете всего уметь, чего не умеют, или умеют, но делают намного хуже вас другие люди, тем лучше. Ведь быть личностью – это не значит, допустим, иметь свое мнение, как это многим из нас сегодня внушают, так как оно вполне может оказаться неверным и даже абсурдным. Зачем тогда его иметь, если можно позаимствовать чужое, более правильное, более точное и гораздо более полезное для нас мнение? Быть личностью – это значит быть полезным человеком, полезным, как для себя, так и для других. Даже отличаясь от других людей и имея харизму, вы совсем необязательно будете личностью для других людей. Ведь не всякая личность ценна, даже если она уникальна. Человек может быть достаточно необычным, уникальным, интересным, но вместе с тем и вредным. Мы можем принимать такого человека, и даже отчасти восхищаться им, как личностью, но при этом, если он причиняет нам вред, а не пользу, то мы неизбежно будем желать того, чтобы этого человека не было в нашей жизни. Поэтому работать над собой, я считаю, нужно так, чтобы в конечном счете стать очень полезным для общества человеком и быть востребованным им. Это существенно упростит и улучшит нашу жизнь. Следовательно, подходить к своему развитию следует с позиции своих собственных интересов и интересов общества, в котором мы живем.

Давайте теперь поговорим о наших недостатках – они ведь есть у всех. Недостатки свои нам нужно, по возможности устранять, а при необходимости умело скрывать. Понимаете, человек с кучей недостатков не кажется уникальным. Тогда как образ идеального человека, которым можно восхищаться, на которого можно и нужно равняться, которого можно любить и ценить, живет в голове каждого из нас. Мы хотим видеть в ком-то идеального человека, в ком-то, помимо себя. Идеал не достижим? Возможно. Но стремиться к нему нужно, чтобы хотя бы казаться идеальным человеком, а значит и редким, а значит и ценным, а значит таким, которого нужно любить, ценить уважать, беречь. Идеальный человек – это вне всяких сомнений личность, даже если он идеален в головах всего нескольких людей, а то и вовсе в голове одного единственного, но очень ценного для него человека. Поэтому наши недостатки – это в такой-то мере, наши враги, с которыми мы должны постоянно бороться, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень. Пусть другие люди ведут себя естественно, так, как им хочется. А вы ведите себя так, как надо, чтобы производить на людей, а заодно и на самого себя положительное впечатление. Вы начнете себя больше уважать, и люди станут вас больше уважать, если ваше поведение будет отвечать самым высоким требованиям. Поэтому обязательно развивайте в себе самодисциплину, ибо для развития личности – это необходимая работа. Не обстоятельства, не другие люди, должны контролировать ваше поведение, чтобы оно было приемлемым – вам это надо делать. Личность – это не объект, а субъект. Поэтому личность сама определяет нормы своего поведения, исходя из особенностей того общества, в котором эта личность живет.

И наконец, последнее, к чему вам необходимо выработать правильное отношение, чтобы развить в себе личность – это ответственность и самостоятельность. Об этом много сказано и написано, так много, что мне как-то прямо даже неудобно это повторять. Но, то ли сказано не так, то ли написано не то, или люди просто не прислушиваются к сказанному и написанному, но почему-то самостоятельных и ответственных людей в нашем обществе больше не становится. Поэтому грех не обсудить этот вопрос снова. Уверен, моя работа тоже сделает свой вклад в развитие отдельно взятых людей и общества в целом. Что же еще можно сказать об ответственности и самостоятельности? А сказать можно вот что: совершенно очевидно, во всяком случае для меня, что личность сама определяет свой жизненный путь, потому что она личность, а не статистическая единица и не что-то, что можно обобщить. Поэтому человек, желающий стать личностью – должен быть свободным в своей душе, в своей голове и в целом внутри себя, чтобы делать то, что может делать свободный человек – выбирать. Когда у вас есть выбор, а он у вас есть всегда, просто вы его не всегда можете видеть и не всегда хотите видеть, вы можете считать себя свободным человеком, но при условии, что вы сами сделаете свой выбор и будете нести за него полную ответственность. Так что истинная свобода находится внутри нас, и это единственная свобода, которую никто и никогда у нас без нашего согласия не отнимет. Но чтобы ее иметь, а точнее, чтобы ею пользоваться – необходимо самому нести ответственность за свою жизнь. Сложного в этом ничего нет, как нет и ничего страшного, но на такое вот отношение к жизни необходимо настроиться, поняв все преимущества, которые вы от такой жизни можете получить. А преимуществ от того, что вы будете ответственным и самостоятельным человеком, поверьте, очень много. И главное из этих преимуществ – это уже упомянутая мною свобода выбора. У вас всегда будет возможность выйти из любого абсолютно тупика, в котором вы можете по воле судьбы или из-за собственных решений оказаться, потому что у вас будет выбор – выбор того, как поступить. У несвободных в душе людей такого выбора нет, потому что за них все решают другие люди. А у вас он будет, если вы не откажетесь нести за себя и свою жизнь ответственность. В жизни у вас будет все – и успехи, и неудачи, и радость, и страдания, и победы, и поражения, и много чего еще, что будет вас радовать и расстраивать. Все это вам нужно принимать, как результат вашего выбора, ваших решений, вашей деятельности. Пусть даже это не так, пусть мы в немалой степени зависим от обстоятельств и других людей – нам, вам, друзья, не нужно на это ссылаться. Не убеждайте себя в том, что кто-то другой в вашей жизни играет более важную роль, чем вы сами, ибо это слабость, это зависимость, это несвобода, убивающая вашу личность.

Берите ответственность за все происходящее в вашей жизни на себя и для себя прежде всего. Не для других людей это делайте, для них вы можете какие угодно представления разыгрывать, а для себя. Будьте ответственным и самостоятельным для себя, чтобы быть свободным, ибо только свободный в душе человек может стать личностью, способной на то, на что не способно большинство других людей, перекладывающих ответственность за свою жизнь на все и на всех. Если вы будете перекладывать ответственность на других – вы отдадите им власть над собой, а значит, потеряете свободу, а значит и личностью не станете. А я считаю, что вы достойны того, чтобы ею стать! Вы уже личность, раз дочитали эту статью до конца, раз приложили необходимые усилия, чтобы начать двигаться в нужном направлении. Поэтому мне остается пожелать вам только одно – не сбивайтесь с выбранного пути, продолжайте движение, развивайте в себе личность – это работа на всю жизнь, но она, поверьте, очень щедро вознаграждается. Определите для себя цель, ради которой вам стоит делать эту работу и пусть она вдохновляет вас.

Scanpix

Лидерские качества – отличный помощник как в работе, так и в обычной жизни. Ведь они позволяют не только с успехом решать все возникающие трудности, но и в целом по-другому смотреть на мир

Сегодня вместе с Passion.ru мы разбираемся в методах развития у себя лидерских качеств.

1. Кто такой лидер и зачем нам лидерские качества?

Лидер (от английского lead - вести) - человек, который способен вести за собой. Сегодня мы будем рассматривать лидерство применимо к нашей жизни, женской. Давайте рассмотрим лидера как человека, который “ведет” свою жизнь сам, а не плывет по течению, пеняя на обстоятельства и плохие поступки других.

Лидер - часто очень манящее понятие, и всем очень хочется попробовать себя в этой роли. Но она подходит не всем, точно так же, как не всем подходит работа шпалоукладчика или булочника. И это нормально.

Единственное, чем лидерские качества могут быть полезны для всех, так это тем, что они дают нам силы, навыки и возможности выходить из-под влияния негативных обстоятельств, полюбить свою жизнь и принимать в ней решения, совершать решительные поступки, когда это необходимо. Итак, что мы можем предпринять, чтоб развить в себе качества лидера?

2. Научитесь проактивности

Проактивность - качество, которое означает, что вы выходите из-под влияния окружающих обстоятельств и начинаете принимать собственные решения, как поступать и жить дальше. Вы перестаете жаловаться на ваши трудности, понимая, что вы и только вы их себе создали, и вам решать, мириться с ними или бороться.

Другими словами, никто другой не несет ответственность за то, что происходит в вашей жизни, кроме вас. Вы устаете от своей работы - сами ее выбрали или сами позволили кому-то выбрать ее за вас. Вам нахамили в магазине? Только вы определяете, как на это отреагировать: другого человека или обстоятельства вы уже не измените.

3. Как стать активнее?

Попробуйте хотя бы раз в день решать существующую проблему через свое поведение, не виня других. Муж постоянно забывает купить хлеба? Зная это, купите сами, а мужа попросите сделать что-то другое. У вас есть коллега-раздражитель? Подумайте, как вы можете подняться над ситуацией и изменить свое поведение, чтобы освободить себя от этого раздражителя.

Вам постоянно приносят несправедливые счета за коммунальные услуги, а вы платите, потому что не верите в то, что коммунальным службам можно что-то доказать? Попробуйте! Гарантируем, что многие ваши попытки будут удачными, что бы вы ни делали. А если даже что-то не получится, то непередаваемое чувство, что вы контролируете свою жизнь, смягчит возможное расстройство от неудачи.

4. Правильно ставьте себе цели

Вся жизнь лидера - это активность. Он всегда чем-то занят, а его занятость подчинена определенной цели. Цель не только по жизни - общая и глобальная, но и узкая, зависящая от решаемого вопроса.

Другими словами, если он что-то делает, он всегда знает, зачем это нужно ему. Это помогает избежать не только ненужных действий на работе и в личной жизни, но и ненужной работы и неправильного партнера. А это ценно.

Правильно поставленная цель тесно связана с исполнением своих обещаний. Пусть все, что вы обещаете сделать, будет вашей целью. И все вопросы, “как” ее достичь, вы будете решать самостоятельно, даже если для достижения цели потребуется больше усилий, чем вы рассчитывали.

5. Как поставить цель?

Во-первых, через фильтр “для чего я это делаю” стоит пропустить все, что мы делаем, в том числе и общение со многими людьми. Чаще задавайте себе этот вопрос, прежде чем начать что-либо делать. Отсекая лишнее, не делающее вас счастливее, вы освободите большое пространство для другой, желанной деятельности.

Иногда само слово “цель” пугает людей своей глобальностью и важностью. Если у вас нет цели в жизни сейчас, если вы точно не знаете, чем хотите заниматься или не готовы что-то менять, пусть вашим фильтром для размышлений будет простой вопрос “делает ли это меня счастливее?”. Ведь счастье - универсальная цель. Главное - освободить свою жизнь от действий по привычке и от служения чужим целям и желаниям.

Читать еще

Во-вторых, забудьте фразы “А как я должна была это сделать, если… ?”, “А где я должна была это достать?”. Если не знаете, как сделать, спросите сразу. Многие безропотно говорят “да” на нелепые просьбы близких и начальства, понимая заранее, что не справятся с задачей и разочаруют, подведут. Если понимаете, что план не срабатывает, что-то не получается, попробуйте пообщаться, уточнить задачу, попросить совета и помощи.

В-третьих, всегда расставляйте приоритеты. Иногда цель заработать денег и какой-то сомнительный проект может конфликтовать с вашей глобальной целью быть счастливой и жить с чистой совестью. А с расставленными приоритетами вы всегда будете точно знать, от чего нужно отказаться и почему. Это поможет избежать мучительных внутренних конфликтов.

6. Берите на себя ответственность

Конечно, ответственность за свою жизнь - в первую очередь. Но также ответственность за свои слова, поступки, обещания. Даже если вы что-то сделали не специально или что-то произошло помимо вашей воли, но в результате вашего поведения, это тоже ваша ответственность. Помните Маленького Принца: “Мы в ответственности за тех, кого приручили”. А также за тех, кто приручился сам случайно, образно говоря.

7. Где границы вашей ответственности?

Считайте ваши инициативы, то есть все, что вы предлагаете, своей ответственностью. От помощи отказываться не стоит, разумеется, но контролировать ситуацию вы всегда должны сами.

Например, если вы предложили устроить поход с палатками, то посмотрите погоду, предложите время, узнайте, где есть подходящие вам места, есть ли у вас все необходимое оборудование или где его можно взять напрокат. Если же вы делегируете кому-то задания, то отвечаете за это, все равно вы.

Кроме того, берите на себя ответственность специально, добровольно. За выполнение небольшого задания на работе, за решение определенного вопроса дома, за организацию какого-то мероприятия для детей и т.д. Все это разовьет ваши навыки общения, преодоления трудностей, принятия решений, нахождения информации и т.д. А все это вкупе очень помогает развивать лидерские навыки.

8. Бросайте себе вызовы

Умение находить интересные и выгодные для всех решения зачастую лежит за зоной нашего комфорта - в зоне нового, неизведанного и потому некомфортного. Поэтому пробовать то, в чем есть сомнения, делать то, что никогда не делали, то, чего боитесь, - прямой путь к развитию лидерских качеств.

9. Как перестать бояться нового?

Если вам предлагают заняться чем-то, чего вы боитесь, но это может быть для вас полезным, соглашайтесь, не думая, что для этого придется сделать. Отключите у себя в голове ту сферу, которая моментально просчитывает все то, что нужно сделать, и сразу активирует все страхи.
А чтобы не ждать подходящих предложений, найдите себе занятие самостоятельно. Возможно, вы давно хотели заняться парными танцами, но боялись, а может, хотели предложить проект начальнику. Исполняйте свои желания, не думая о страхах.

10. Больше общайтесь

Общение и создаваемая с помощью него сеть контактов - то, что должно быть у каждого лидера. Ведь именно люди - самый ценный ресурс, с помощью которого можно получить знания обо всем и решить любой вопрос.

Кроме того, общение со временем избавит вас от комплексов и страхов, которые мешают развитию лидерских качеств.

11. Как и с кем общаться?

Запоминайте, что вам говорят люди, прислушивайтесь к их настроениям и сомнениям, не забывайте интересоваться у коллег, как дела дома, как прошли выходные, какие планы на отпуск. Выберите день, когда вы сможете обзвонить всех своих давно утраченных школьных и детских подруг и друзей или хотя бы найти их в соцсетях и узнать, кто кем стал и где живет. Такое общение может привести к новым поворотами и в вашей жизни.

Специфика лидера заключается в том, что он не стремится к компромиссам, а вместо них ищет решения, где выигрывают обе стороны: решения из серии “победил-победил” (“win-win” из американской бизнес-терминологии). Они позволяют наладить более тесные связи и установить крепкое сотрудничество. А компромисс по сути - это проигрыш для обеих сторон: каждая должна чем-то поступиться.

Такое качество предполагает умение думать за своего собеседника, встать на его место, предсказать его поведение, обладая всей информацией по вопросу, и найти решение, которое подойдет ему.

Не пытайтесь прогнуть человека под тот вариант, который интересен только вам, ведь лидер всегда ставит своего собеседника как минимум на один уровень с собой и понимает, что тот все равно осознает невыгодность принятого решения. Излишняя жесткость не только подкосит текущую договоренность, но и все дальнейшее сотрудничество.

В целом, такой подход выводит на совершенно другой уровень общения с людьми.

13. Как научиться понимать интересы другого?

Научиться находить такие решения можно, только постоянно ставя себя на место собеседника и желая ему добра. При возникновении трудной ситуации, когда вы, скажем, не можете чего-то добиться от человека, перестаньте его внутренне ругать и начните задавать ему вопросы: “почему это так важно для вас?”, “что нужно для того, чтобы сделать”, “зачем делать так, а не иначе” и прочие.

В итоге может выясниться, что весь процесс можно немного переделать, чтобы всем было хорошо. Обычно все привыкают к рутине, и только лидер может взглянуть на все по-другому. Если умение находить такие решения нужно вам для работы, обратитесь к науке “конфликтология”.

Часто, обсуждая этот вопрос на лекциях или на тренингах, преподаватели приводят реальный пример переговоров двух компаний за большую партию апельсинов по хорошей цене: компании не могли договориться, кто будет покупать. Одна занималась производством продуктов питания, другая - косметики. Казалось бы, решение одно - покупает кто-то один. А в результате переговоров выяснилось, что по технологическим процессам одна компания использует только мякоть для производства, другая же - только кожуру.

В итоге они купили большую партию вместе, еще и со скидкой за крупный заказ. Это классический пример решения из серии выгодных для обеих сторон.

14. Учитесь и практикуйте

Не упускайте возможности чему-то научиться, особенно если вам предлагают это бесплатно. Неизвестно, когда и какие знания вам понадобятся. И обязательно практикуйте то, что изучаете.

Постоянная учеба и практика в плане развития лидерских качеств поможет вам не только в работе. Все это вполне применимо и для обычной жизни на бытовом уровне.

Многие люди живут по накатанной, делая изо дня в день одни и те же вещи, постепенно привыкая к рутине и даже к тем проблемам, что есть. Лидером можно быть и среди подруг, пробуя новые вещи, устраивая интересные мероприятия для своей семьи. К таким людям обычно тянутся, спрашивают совета.

15. Делитесь своими знаниями

Получая знания, развивая предыдущее качество, не забывайте делиться тем опытом, что вы приобретаете. Даже если это будет мелочь, позволяющая сэкономить секунду в ежедневной работе. Люди скажут вам спасибо, и даже если они уже до этого додумались сами, это все равно заставит посмотреть на вас по-новому.

16. О силе энтузиазма

Лидеры бывают разные, и об их качествах всегда шли и будут идти споры. Но очевидно одно: все, что делает лидер, делается с энтузиазмом. Может, даже сама цель будет скучной и процесс скучный, но осознание результата и ощущение контроля над своей жизнью - вот то, что дает энтузиазм и внутренний запал!

Кроме того, лидер, выстраивающий свою жизнь так, как хочет он, обычно наслаждается тем, что он делает. Иначе зачем все?

В повседневной жизни жить с энтузиазмом - значит наслаждаться своей семейной жизнью, работой, развитием, отдыхом и т.д. Причем искренний энтузиазм жить, что-то менять, придумывать и делать всегда виден окружающим, даже если ваш дом не выкрашен яркими красками, а вы ежедневно не появляетесь на людях.

Поэтому если у вас не так, подумайте, может, что-то стоит поменять? Что вы можете сделать, чтобы “загореться” и увлечься своими отношениями с конкретным человеком, полюбить работу или найти новую любимую?

Предвиденье событий, способность находить наиболее удачное решение, избегать неприятностей – всё это нам дает интуиция. У некоторых людей она развита достаточно хорошо, тогда как другие замечают, что интуиция у них слабая. Отчаиваться не стоит, ее можно развить, для чего необходимо выполнять некоторые упражнения и, в первую очередь, захотеть это сделать.

Зачем нам нужна интуиция и что это такое?

Интуиция – это способность моментально решать задачи, основываясь на чувстве предвиденья, а также на собственном опыте. Многие решения возникают спонтанно и бессознательно, человек совершает импульсное действие или отказ от него. Это чувство во многом связано со способностью глубоко ощущать текущие события и людей, опережать действия на несколько секунд, минут или часов. Часто при принятии интуитивных решений отсутствует логика, человек не всегда понимает, почему вдруг сделал так, а не иначе. Иногда решения принимаются совершенно неординарные и неожиданные.

Зачем нам нужно это чувство? Интуиция помогает избежать опасных ситуаций. Всем известны случаи, когда люди вдруг внезапно передумывали садиться в самолет, а после узнавали об авиакатастрофе. Помогает интуиция не только для спасения жизни, но и обычной работе, например, при принятии бизнес решений.

Без наличия этого чувства человек совершает гораздо больше ошибок, поэтому так важно развить интуицию и помочь себе наиболее эффективно ориентироваться в событиях и реагировать на них.

11 способов развить интуицию

Даже если вам кажется, что интуиция у вас плохая, развить ее вполне можно и достаточно быстро. Далее, вы узнаете самые простые и доступные упражнения о том, как развить интуицию любому человеку в любом возрасте.

Отслеживаем настроение собеседника

Во время общения с другими людьми следите за их реакцией и одновременно пытайтесь понять, что скрывается за их эмоциями и каковы их истинные намерения. Замечайте любые изменения мимики, жестов, позы, тона голоса. Постепенно вы научитесь быстро реагировать на изменение в поведении и сможете предполагать, что человек собирается делать дальше. Умение отслеживать мимику позволит выявить человека, который вам лжет или собирается принести вред.

Следите за своими ощущениями

Выделите день, который вы полностью посвятите изучению себя, своих ощущений и действий. Оценивайте все, что вы чувствуете, а лучше записывайте. Следуйте своим ощущениям. Подумайте, например, во сколько вам надо выйти из дома, чтобы прийти вовремя на встречу. Какой маршрут был бы наиболее оптимальным. После выполнения действия оцените результат – угадали ли вы правильное время, место или поведение конкретного человека.

Чувства могут многое подсказать нам. Если вам кажется, что чего-то сегодня лучше не делать, прислушайтесь к интуиции. Чем чаще вы будете ее слушать, тем сильнее она начнет развиваться. Любое чувство, даже шестое, следует тренировать, ведь без тренировки навыки угасают.

Приведите свой внутренний мир в гармонию

Если вы напряжены, подвержены страхам, нервным срывам, сомнениям, то эти состояния не дают проявиться чувству интуиции. Приведите свой мир в гармонию. Займитесь собой, своим душевным равновесием. Для этих целей хорошо подойдут спокойные медитации, занятия йогой или энергетическими практиками. Учитесь слушать себя. Учитесь умению успокаиваться и настраиваться на текущий момент.

Задавайте вопросы

Эта практика позволит вам не только узнать много нового, но и соотнести ваши ответы или предположения с реально существующим ответом. Предположите, какой ответ вы получите, и задайте вопрос. Не страшно, если вы вдруг не угадали с первого раза, всё приходит с опытом. Чем больше вопросов, тем больше правильных ответов вы научитесь давать. Задавая вопросы, стимулируйте появление новых вопросов. Такие упражнения в виде игр хорошо выполнять в группе людей. Помогут они и для развития творческого процесса.

Не бойтесь отсутствия логики в принятых решениях

Шестое чувство часто несовместимо с логикой, решения приходят внезапно и некоторые из них удивляют. Если вы задались вопросом, как развивать интуицию, то не бойтесь быть нелогичным и принимать неординарные решения. Слушайте подсознание, оно нелогично, но способно дать правильные ответы, тогда как сознание работает на принятие аналитических решений.

Для хорошей интуиции развивайте правое полушарие

Это полушарие головного мозга отвечает за творчество, образное и пространственное мышление, восприятие музыки и запахов. Выполняйте упражнения, которые помогут заставить правое полушарие работать.

Угадываем события

Перед тем как отправиться утром на работу, предположите, кого вы можете встретить на своем пути. Представьте этих людей. Они знакомы вам или нет? Подумайте, какая сегодня будет погода. Не берите зонт, если вам кажется, что дождя не будет. Слушайте интуицию, это помогает ей развиваться.

Звонит телефон? Перед тем как взять трубку, попробуйте почувствовать, кто на другом конце провода, какое у него настроение и что он хочет от вас.

Приучайте себя угадывать события. Вначале это будет делать сложно, но затем вы начнете автоматически знать, что произойдет в ближайшие часы.

Развиваем интуицию игрой

Самое простое упражнение – это игра на угадывание с колодой карт. Вначале попробуйте отгадывать просто цвет карты, которую вы держите в руках. Когда процесс успеха превысит 50% правильно угаданного цвета, можно переходить на угадывание мастей.

Для усложнения процесса возьмите карточки с нарисованными картинками. Вначале они должны быть самыми простыми, лучше взять геометрические фигуры. Затем можно добавить животных, растения, людей и пр. Также можно играть с монеткой, угадывая, какой стороной она упадет. Статистика говорит, что орел выпадает в 50% случаев. Вам нужно сделать так, чтобы количество угадываний отличалось от статистических данных. Даже если вы угадали 40%, это уже хорошо – интуиция работает, только наоборот. Проанализируйте в этом случае свои ощущения, когда вы пытались почувствовать, какой стороной упадет монетка.

Программа на смартфон или планшет

Если у вас нет под рукой карт или вы хотите развивать интуицию в любом месте, скачайте специальную программу на ваш телефон. Принцип тот же – надо правильно угадывать цифры, фигуры или другие изображения.

Учимся визуализации

Вы знаете, что многое, о чем мы думаем, способно сбываться? Для развития интуиции полезно визуализировать положительные мечты. Одновременно вы развиваете воображение и помогаете хорошим событиям сбываться. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь и представьте то, что хотите получить. Вы должны прокручивать в голове только позитивные варианты событий. Прокручивая события, следите за своими ощущениями. Возможно, вы увидите именно тот вариант действия, который произойдет. Запомните свои мысли.

Избавляйтесь от страхов

Страхи мешают эффективно мыслить и действовать. Страхи блокируют интуицию. Вы ощущаете сомнения, а правильно ли все поняли и начали действовать. Конечно, иногда страх является частью проявления шестого чувства, например, когда вы по неизвестной причине решаете не садиться на самолет или резко меняете маршрут. В этом случае к своему страху нужно прислушаться. Таким образом, постоянное беспокойство мешает интуиции, а редкие всплески страха могут являться способом ее проявления.

Мы рассмотрели простые, но доступные упражнения. Самое главное – желание это сделать и постоянные тренировки. Обращайте внимание на любые события, которые происходят в вашей жизни. Сравнивайте их со своими чувствами, и особенно теми, которые возникали у вас незадолго до того, как что-то произошло. Постарайтесь больше уделять внимание позитивным событиям, но иногда и прислушивайтесь к беспричинно появившемуся страху.

Интуиция - это, прежде всего, познание и способность руководить своей жизнью. Пользуйтесь ей, и успех придет незамедлительно.