Прощание с матёрой анализ. Размышления над повестью В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Материалы к уроку. В.Распутин. Что в слове, что за словом

Роман «Обломов» создавался И.А. Гончаровым в переходный момент истории. Содержание данного произведения намного глубже, чем многие привыкли считать. Главный герой не просто лентяй и лежебока. В образе Обломова писатель воплотил целое явление эпохи, которое получило название обломовщины.

В романе встречается два типа людей. К первому относятся дельцы, люди нового времени, которые отлично себя чувствуют в условиях разрушения дворянских гнёзд. Таким человеком показан Штольц – лучший друг Обломова, который добивается всего своими силами, ни на кого не надеясь. Противостоят этому лагерю герои, которых наступающая эпоха сломила, которые не нашли в себе сил приспособиться к новой жизни и тихо угасают. Таким является Обломов.

Образ Обломова ярко передаёт дворянина старых порядков. Он привык жить за чужой счёт, не умеет делать что-либо своими руками. Он не может работать, но требует прислуживать ему. Обломову стоило только пересмотреть взгляды на жизнь, дать своим стремлениям к труду материальное воплощение, и жизнь бы наладилась. Но он не хочет расставаться со старыми порядками: отказывается от государственной службы, помыкает таким же ленивым Захаром, мечтает о покое.

Более всего Обломов грезит о родительской деревне Обломовке, которая видится ему настоящим раем на земле. Он снова хочет очутиться в том времени, когда слуги ходили за ним по пятам, оберегая буквально от всего. В Обломовке нет никаких тревог, её обитатели преданы лености и умиротворению. Высшее удовольствие в их жизни – вкусно поесть и сладко поспать. Именно такой образ жизни и представляется Обломову единственно правильным. Поэтому его душа после недолгой встряски Ольгой стремится снова к покою и обретает его в доме Агафьи Пшеницыной, когда они вдвоём погружаются в мир спокойствия.

Таким образом, в образе Ильи Обломова автор воплотил главную проблему современного ему русского общества – недееспособность дворян в новых условиях жизни. Нежелание и неспособность работать, несамостоятельность, глупость и необразованность высшего слоя общества – всё это находит своё отражение в таком явлении, как обломовщина.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Обломова в романе Гончарова» читают:

Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.
В повести “Прощание с Матерой” писатель пишет о “малой” родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге “Что в слове, что за словом?” Распутин так объясняет это понятие: “Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль...”
Повесть “Прощание с Матерой” - это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать “на материк”. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. “Кто же старое дерево пересаживает?!”, “Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя...”
Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. “Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут - так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует...”
Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой “высшей цели” надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное - могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?
Дарья да листвень - хранители традиций и самой Матеры - матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. “Царственный листвень” назвали пожогщики “неповалимым”. “Один выстоявший непокорный... продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто”.
На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: “Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни”. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.
Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.
Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности.
Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.
Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?

Данные об авторе

Кучмина Надежда Владимировна

Место работы, должность:

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Работа над повестью В. Распутина Прощание с Матерой; в одиннадцатом классе - это часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий", в русской литературе 70-90 годов, попытка осмыслить и оценить литературную ситуацию в конкретном произведении, возможность определить личную, читательскую, точку зрения на произведение и по возможности сравнить ее с общепринятой в современной литературной критике. Цели урока: побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повести;воспитывать чувство ответственности за землю, семью, детей.

Задачи урока:

Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании повести.

Побуждение детей к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта, переосмысление лозунга: Человек царь природы Развитие умения аргументации собственной точки зрения, культуры общения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Прости нам, господи, что слабы мы,

непамятливы и разорены душой.

С камня не спросится, что камень он,

с человека же спросится.

В.Распутин. Прощание с Матёрой.

I. Вступительное слово учителя.

Литература - это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества.

Ещё одно предназначение литературы - предугадать, предчувствовать ход развития цивилизации и предупредить нас, читателей, бездумно бегущих по жизни, порой ничего не замечающих вокруг себя о грозящих непоправимых бедах.

В произведениях В.Распутина постоянно чувствуется тревога за человека и землю, на которой он живёт. Писатель убеждён, что роль литературы не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека.

II . Работа с эпиграфом (слайд 2).

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строки из повести «Прощание с Матёрой». Кому принадлежат эти слова?

Как вы их понимаете?

II . Анализ повести.

1. Конфликт

О чём это произведение?

Какой вам представляется Матёра? (прекрасный остров надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру»… Рядом другой остров - Подмога. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница, кладбище за деревней на возвышении, поля, лес, у дороги, могучий листвень, царь - дерево).

Перечитаем начало повести. Обратите внимание, какие слова настойчиво повторяет автор. Что он хочет этим сказать? (настойчиво звучит «опять». в пейзаже, кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матёре: «все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба - да не на всех полях, « и, наконец, «многие жили на два дома…та Матера - да не та» - как некий вывод. Почему изменилась Матера, мы понимаем позже. Автор коннотативно отрицает надвигающиеся перемены, так как эти перемены не просто изменяют мир Матеры, а разрушают его. «Не та Матера», потому что «повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…» Подчеркивается безжизненность изменяющейся Матёры: «мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива».)

В чём заключается конфликт повести? (старое и новое, прогресс и душа, совесть).

Кто и что в повести стоит за сохранение Матёры? (Дарья, старухи, Богодул,; душа, совесть).
- Кому и чему необходимо исчезновение Матёры? (государство, прогресс ).

Вот и давайте оценим проблему исчезновения острова с двух позиций: со стороны прогресса и со стороны старожилов Матёры.

Работа в группах. (слайд 3)
1 группа. Матёра должна исчезнуть.

Какова необходимость пожертвовать островом?

Что взамен получат матёринцы? (ГЭС, посёлок городского типа).

Позаботилось ли государство о комфорте жителей Матёры?

2 группа. Матёру необходимо уберечь.
- За что так держатся матёринцы? Почему? (право на родной дом, на родовые святыни, родовые захоронения).

Жителям Матёры предоставляются благоустроенные квартиры в посёлке городского типа, в городе. Почему же они сопротивляются, не хотят покидать Матёру?

Отчёт групп.

Когда строили Саратовскую ГЭС, многие наши деревни тоже ушли под воду: Красная Ивановка, Маховка, Матвеевка, Теликовка… И ничего. Людей переселили, живут теперь на новых местах, вспоминают иногда о прежней жизни, о той, до затопления. Что тут такого страшного? (возможна дискуссия).

2.Характеристика персонажей.

Всякую идею двигают люди. Кто в повести представляет государственную идею? - Кто за новое? (Воронцов, Жук, Петруха).

Обратимся к сцене разорения кладбища, что происходит на кладбище? (демонстрация эпизода фильма).

Как вы к этому относитесь? Можно так поступать?

Вспомним строки Пушкина (Слайд 5):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Действительно, «пища для сердца» - это любовь. Любовь к Родине, к её истории, к предкам, память о них.

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. А матёринцы разве не тот же народ?

Как вы думаете, можно ли кощунствовать над десятками людей ради блага тысяч? Что, все средства хороши?

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов?

Теперь давайте поговорим о хранителях Матёры. Кто это? (Дарья, старухи, Богодул - те, за кем душа, совесть).
- Почему никто не назвал имени Павла? Где он в этом конфликте нового и старого? (“себя не пойму”).
- Павел с женой уже пользуется всеми благами цивилизации: живёт в благоустроенной квартире, не надо ни скотину кормить, ни корову доить: молоко и в магазине купить можно. Что же его не устраивает в такой жизни? (“не для себя строили”. “И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! … “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности”) .

4. Образ Дарьи.

Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то ещё больше возмущает и оскорбляет Дарью - бездушие, потеря совести, которую раньше “сильно различали”. И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть.

- “ Она, жисть ваша, ишь, какие подати берёт,” - говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни? (потеря души, памяти).

Итак, прогресс требует жертв. И Дарья, необразованная деревенская старуха, понимает, что двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства, а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти - это конец всему, конец самой жизни.

Прочтите «плач Дарьи» (гл.20)

Да, трудно помнить тех, кто жил до тебя, тех, перед чьей памятью ты в ответе. Так надо ли человеку помнить прошлое? Для чего? (чтобы не повторять ощибок; чтобы ощущать ответственность перед будущими поколениями…).

5. Отношение к природе.

Для кого из персонажей повести значимо прошлое, а для кого оно неважно? (….., одни: за что держаться? людям нужно электричество! провались она ваша Матёра!.. другие: за всё спросится!).
- Почему такие разные позиции?

Каково отношение людей к природе?

Чем является природа для сторонников прогресса, “строителей будущего”? (материал, «не храм, а мастерская»)

А для матёринцев что есть природа? (родной дом, дар, данный “на подержание”).

Работа в парах.

А для вас чем является природа? Подумайте, обсудите с соседом по парте.

(Выслушиваются 3-4 высказывания).

Прочтите мысли великих о природе. (слайд 6)

Какое высказывание о природе для вас наиболее близко? Запишите те, которые особенно понравились.

Символы в повести.

Матёру сожгли, не смогли её отстоять 5 старух. Матёринцев переселили, стали они обживаться на новых местах. Для чего же автор оставил нам царский листвень, который не смогли сокрушить ни топоры, ни огонь? Как вы расцениваете этот образ? (жизнь всё перенесёт, везде примется.)
- Царский листвень - символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.
“Природа - мастерская и человек в ней работник” - утверждает Базаров. Строители ГЭС уже не в природе работники, они себя выше Бога ставят: чинят насилие над природой.

Андрей сказал: “Человек - царь природы”. Как Дарья отвечала на эти слова внука? (“Поцарюет, поцарюет, да загорюет”)
- Как вам кажется, кто здесь прав? Человек - царь природы? Если не царь, то кто? В каких отношениях он должен быть с природой? (дитя, сын, часть )

III . Рефлексия (слайд 7)

Подведите итог нашему уроку. Для чего Распутин написал эту повесть? Что он хотел нам сказать? О чём предупредить?

(Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Отходя от природы, человек теряет свои корни, свою душу. Нельзя быть иванами, не помнящими родства ).

IV . Домашнее задание: эссе «Уроки Распутина». Поразмышляйте о том, чему учит повесть Распутина, что поняли вы.

Завершая урок, хочу обратиться к строкам современного поэта Юрия Марковцева:

Память — совести мститель,
Память — времени страж.
Память — боли обитель,
В ней дней прошлых мираж.

Не забыть — всё напрасно,
Память — честный судья.
Память — судит бесстрастно,
Чувства дав того дня.

Память — ты как проклятье,
Вечно ты надо мной.
Память — всё же ты счастье,
Страж ты совести, мой.

Список использованных ресурсов.

«Прощание с Матерой» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой » лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей

— ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «...Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не"поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю...».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).