На себя ответственность за свои. как она формируется и как проявляется в жизни. Обеспечьте людей необходимыми ресурсами

Марина Никитина

Ответственность формируется, воспитывается и прививается ребенку как необходимый социальный навык. Малыша учат понимать и принимать на себя обязательства отвечать за поступки, действия, их последствия.

Брать за себя ответственность приходится учиться и в детстве, и самостоятельно во взрослом возрасте, так как количество обязанностей в процессе жизнедеятельности увеличивается.

Ответственность как социально обусловленный навык встраивается в структуру личности человека и становится волевым качеством.

Ответственный человек – личность, которая осуществляет внешний и внутренний контроль , с чувством долга и ответственности.

Человек, научившийся брать ответственность:

осознает, что жизнь, успех, самореализация, счастье зависят от него;
готов выполнять данные себе и другим людям обещания, делает это старательно;
умеет принимать решения в кризисных ситуациях;
умеет заботиться о тех, кто нуждается в помощи и поддержке, или недостаточно самостоятелен;
ясно осознает последствия, к которым приводят решения.Когда Вы берете на себя ответственность, зарождаются межличностные отношения, предполагающие права и обязанности, чувство долга и чести.

Супружество, родительство, опека, работа, другие сферы жизнедеятельности предполагают взятие на себя тех или иных обязательств.

Границы личной ответственности

Когда человек учится брать обязательства, он должен четко осознавать границы и нормы допустимого.

Недостаток ответственности, неумение и нежелание брать и исполнять обязательства – безответственность. Избыток ответственности – гиперопека.

Безответственные люди не берут на себя обязательства, желая упростить жизнь, но страдают от своей беспомощности, инфантильности, несерьезности, легкомысленности, малодушия.

Гиперответственные люди страдают от тревожности, страхов, раздражительности, мнительности, чрезмерного контроля.

Гиперопека не менее опасна, чем безответственность. И недостаток, и переизбыток ответственности негативно влияют на личную жизнь, из-за них возникают межличностные и .

Ответственность в своем нормальном проявлении:

регулирует, организовывает жизнь,
, дает уверенность в себе,
вызывает уважение и самоуважение,
осуществляет внутренний и внешний контроль,
наполняет жизнь смыслом,
дает ощущение .

Способы принятия ответственности

Желающим научиться ответственность брать на себя рекомендуется действовать в двух направлениях:

Принимать предоставляемую ответственность.
Проявлять инициативу и самостоятельно находить обязательства.

Первый путь пассивный, второй – предполагает активность, но они оба вырабатывают навык и способность.

В случае принятия предоставляемой ответственности, человеку нужно усилием воли заставить себя выполнить задание, преодолеть нежелание, лень, робость и страхи. Не думать об этом как о безвыходном положении.


Ответственная ситуация, затрагивающая личность, возникает сама по себе либо по инициативе другого человека и должна быть воспринята как необходимость.

К примеру, систематически выполняя обязанности по дому в срок и в нужной форме, человек научится нести ответственность за предпринимаемые действия. Как родители учат маленьких детей складывать разбросанные игрушки, так и взрослый человек самостоятельно учится выполнять домашнюю работу, мотивируя себя необходимостью соблюдать чистоту и порядок.

Самостоятельно создавая условия, в которых человек берет ответственность, он ускоряет . В таком случае, он сам дает себе задание, выполняет и несет ответственность за результат. Он искусственно создает, моделирует ситуацию ответственности и учится действовать в ней, контролирует свои эмоции и желания, мотивирует себя.

Ситуации, развивающие чувство ответственности

Экстремальные ситуации. Это ситуации, когда от способности принять на себя ответственность зависит жизнь человека и других людей. Это сложные, опасные ситуации, требующие силы воли и выносливости. Если человек испытывает себя в подобном положении, нужно действовать осторожно и разумно.

Пример. Относительно безопасным способом развить ответственность в экстремальной ситуации выступает спорт.

Ситуации, когда невозможно не взять ответственность. У человека нет выбора, он не может отказаться из соображений морали и нравственности, чувства долга, имея желание помочь.

Пример. Человеку доверяют последить за чужим ребенком на время, пока родители заняты неотложными делами, а ребенка оставить не на кого.

Ситуации, предоставляющие новые права. Так как нет прав без обязанностей, их приобретение повлечет за собой ответственность.

Пример. Приобретая домашнее животное и наслаждаясь правом играть с ним и получать радость, человек берет на себя ответственность за его благополучие. Детям дарят животных в надежде обучить брать ответственность за другое живое создание.

Положительные ситуации. Человек легко берет и несет ответственность за то, что любит, что ему дорого и важно.

Пример. Когда человек любит другого, он испытывает желание ему помочь, позаботится, поддержать – это проявления чувства ответственности.

Обязательный человек любит жизнь, поэтому несет ответственность самостоятельно, управляет собой, свободен быть тем и жить так, как хочет.

1 марта 2014

Один из признаков мудрости и зрелости человека - это умение нести ответственность за свои решения и поступки, а также за их последствия. Возможно, вы сами являетесь мудрым человеком, однако если вы работаете в компании или являетесь лидером, то наверняка сталкиваетесь с людьми, которые таковыми не являются. Это могут быть очень талантливые личности, которые при этом не отвечают за свои дела и решения. Наша статья посвящена стратегиям, которые помогут вам изменить такое положение вещей.

Признаки и симптомы отсутствия ответственности

Порой тяжело заметить, когда человек не хочет брать на себя ответственность. Однако существует несколько признаков:

  • Потеря интереса к работе и успеху команды
  • Обвинение других в собственных неудачах
  • Проваленные дедлайны
  • Избегание сложных заданий и проектов
  • Отсутствие желания рисковать
  • Регулярные жалобы на несправедливое отношение, жалость к себе
  • Зависимость от деятельности других людей
  • Отсутствие доверия к и команде
  • Частые оправдания

Стратегии

Когда член команды не берет на себя ответственность за свои действия, некоторые менеджеры надеются на то, что это скоро пройдет. Другие решаются уволить такого человека.

Ни один из таких подходов не является идеальным, каждый из них, вероятно, сделает только хуже. Вместо принятия подобных мер, вы должны обеспечить людей необходимыми ресурсами и привить им те навыки, которые помогут эффективно справляться с обязанностями. Создание правильной атмосферы тоже может помочь человеку брать на себя ответственность за свои действия и решения.

Вот несколько стратегий, которые позволят вам это сделать.

Начните с разговора

Если человек не хочет брать на себя ответственность, то не всегда причина в его характере и плохом отношении к обязанностям. Вполне возможно его что-то волнует, поэтому поговорите с ним откровенно и выясните причину. В конце концов в жизни любого происходят негативные события, которые влияют на работу и .

Когда речь идет об ответственности, есть два варианта:

  1. Человек на хочет брать ее на себя.
  2. Человек не хочет нести ответственность за свои поступки.

Несмотря на то, что это два отдельных случае, они чаще всего идут рука об руку. Выясните, с каким типом ответственности вы имеете дело и обсудите это с человеком.

Обеспечьте людей необходимыми ресурсами

Каждому человеку необходимы условия и ресурсы для того, чтобы выполнять свою работу качественно. Это может быть оборудование, тренинги, доступ к информации и так далее.

Если вы обеспечите людей всем необходимым, у них больше не будет психологического преимущества и желания обвинить вас во всех неудачах.

Назначьте роли, цели и ответственность

Возможно, некоторые члены команды не понимают, что от них требуется. Проясните роли и укажите им на , которых они должны достичь за определенное время. Также убедитесь, что в описании вакансии у вас все четко прописано и не возникнет недопониманий.

Скажите им, что существуют роли как человека, так и команды. Иногда они могут вступать в конфликт, поэтому убедите подчиненных, что команда - прежде всего. Когда , они лучше видят общую картину и начинают брать на себя ответственность.

Вовлекайте людей

Подумайте над тем, что привлекает вас в вашей работе и почему. Выясните, что мотивирует членов вашей команды и заставляет их относиться к делу с энтузиазмом. Ведь сотрудник берет на себя ответственность, когда чувствует гордость за то, что он делает.

Вовлекайте людей, обсуждая с ними их ценности. После этого покажите им, каким образом их ценности сочетаются с ролями и задачами. Если чувствуете, что роль и задачи человеку не подходят, переместите его на другую должность.

Помогите людям взять контроль над ситуацией

Порой люди ощущают, что не имеют контроля над своей жизнью. Все, что они делают, не имеет смысла, потому что не приносит результатов и не меняет ее.

Люди, которые верят в то, что внешние силы влияют на их судьбы, неспособны развиваться. Такое отношение к жизни называется и может подорвать уверенность любого человека в себе. Чтобы изменить такую модель мышления, требуется несколько условий:

  • Позвольте членам команды одержать несколько быстрых побед
  • Укрепляйте их уверенность в себе: напоминайте им о прошлых успехах и сильных сторонах
  • Учите их позитивному мышлению
  • Помогайте им бороться с

Не занимайтесь микроменеджментом

Микроменеджмент - это способ управления людьми, при котором босс «заглядывает через плечо» своего работника. Научите своих людей самостоятельности и не контролируйте их лишний раз. Даже если они будут совершать ошибки, то извлекут уроки и быстрее приобретут опыт. Научитесь правильно делегировать задачи и дайте им свободу.

Если же вы сами с трудом принимаете ответственность на себя, хотите больше разобраться в своем поведении, своих ценностях, командных ролях – вам может быть полезен наш , в котором с помощью специальных психологических тестов и упражнений вы сможете провести всесторонний самоанализ и лучше понять себя.

Желаем вам удачи!

Здравствуйте! Я на данный момент разбираюсь со своими страхами. Поняла уже, что главный страх у меня повзрослеть, взять на себя полную ответственность за свою жизнь. Осознала причину этого -
конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем, внутренний ребенок боится, что ему придется умереть. Какие возможны выходы, методы примирения их?
И еще вопрос. Когда приходится себя заставлять что-то делать, работать, заниматься хозяйством, то потом я без сил, даже если занималась недолго, понимаю свою выгоду в сделанном, и есть желание дальше поделать что-то свое. Это тоже последствия моего внутреннего конфликта или нет?

Страх взять на себя полную ответственность за свою жизнь

Здравствуйте, Галина.
внутренний ребенок боится, что ему придется умереть.

Существует миф, что во взрослении и взрослости исчезает детскость и ребячество. Это не так. Точнее, можно это сделать так - так устроить свою жизнь, чтобы "убить" (а на самом деле - просто наглухо подавить) внутреннего ребенка. Но это не значит, что он перестанет существовать - просто уйдет в "подполье", проявляясь не прямо, а например, в болезнях. Наша детская часть играет важную роль в нашей жизни, она является катализатором многих приятных переживаний в ней, таких как радость, беспечность, спонтанность и прочее. Конечно, не вся радость и другие переживания исходят из детской части, но в большом количестве они "собраны" в ней. Жизнь без внутреннего ребенка представляется мне довольно унылой, как бы простонародно не звучало мое определение. Хорошим примером являются, например, дети, которые по разным причинам вынуждены ухаживать за младшими (или старшими) в семье и которые в 8 лет могут сказать что-то вроде: "Веселиться - это детские шалости!" - со всей презрительностью и надменностью. Это довольно грустное явление. Но взрослость не обязательно так несладка: как и каким быть во взрослости - выбор каждого!

Тогда вопрос начинает звучать по-другому: как организовать свою жизнь так, чтобы принять свою взрослую часть, взяв ответственность на себя за свою жизнь, не "убивая" при этом внутреннего ребенка? Вопрос индивидуальный: вы можете сами поисследовать пути решений для себя. Например, вы можете работать, но посещать какие-то дополнительные кружки, которые приносят вам радость и где вы можете раскрыться.

Хочется заметить:

конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем,

- по Эрику Берну есть 3 эго-состояния - Родитель, Ребенок и Взрослый. И Родитель ≠ Взрослый. Вкратце: Родитель отвечает за автоматизмы и долженствования (совесть); Ребенок - за спонтанность, эмоциональность, новизну; Взрослый - взвешенная часть сознания, принимает решения, адаптируется в происходящем. Можете подробнее изучить разницу и особенности в книге "Люди, которые играют в игры" (Эрик Берн).

Про "заставлять себя что-то делать" и связь со внутренним конфликтом Ребенок-Родитель. Учитывая, что вы спрашиваете это в контексте вашей темы, вполне вероятно, что это связанные вещи. У меня даже есть ощущение, что вы их уже связываете, но ищите подтверждение вовне. Учитывая, что ваша взрослая/родительская часть ассоциируется с некоторой сухостью и отсутствием детскости и сама по себе вызывает сопротивление, то ничего удивительного в том, что из вас "все соки выжимает" "взрослая" (или бытовая) деятельность. Я вот думаю: возможно ли в повседневные "взрослые" занятия добавить детскости? Может, это станет хорошим мостиком между вашими частями себя. Получится, что вы будете выполнять взрослые дела, но использовать при этом креативность и ресурс своей энергичной детской части - все будет задействовано.

У меня есть еще и другое предположение: возможно, вы боитесь не этого конфликта, а по другим причинам не хотите взрослеть... Вполне вероятно, что одна составляющая страха взросления есть в этом конфликте, но у меня есть ощущение, что есть и другие... Но это необходимо дополнительно исследовать.

Если у вас есть желание безопасно попрактиковать себя в совмещении разных частей себя в одной деятельности, поискать пути, как можно быть взрослой, не "убивая" Ребенка в себе, а также поисследовать, что еще может стоять на пути взросления, кроме конфликта Ребенок-Родитель (или Ребенок/Взрослый), то я готов с вами сотрудничать на платной основе. Мне кажется, со всем выше перечисленным вполне можно практиковаться самостоятельно в своей жизни, но с психологом процесс усвоения информации, осознавания, приобретения желаемого опыта может пойти значительно быстрее. Выбор оставляю за вами! :)

С уважением, психолог Зиненко Александр.

Для каждого человека сложно взять ответственность за собственную жизнь в свои руки - и начать действовать, предпринимать шаги для изменения собственной жизни в лучшую сторону, для воплощения в жизнь своих планов и заветных желаний. Безответственность - болезнь современного общества. Человек обвиняет в своих бедах реальность, судьбу и других людей. Понять, что все зависит от человека, очень важно, если человек хочет стать по-настоящему свободным и сильным - нужно принять, что все зависит от человека, просто научиться действовать и жить моментом здесь и сейчас.

Огромное нежелание взять ответственность на себя и тотальная безответственность людей - привычная картина существования людей современного общества. Никто не хочет ни за что отвечать и перекладывает ответственность на чужие плечи: на государство, несправедливую судьбу, других людей или случайность.

Такое отношение к себе и окружающей действительности прививается, как правило, с детства, и сравнительное большинство людей отвергают мысль, что все зависит от человека, принимая, напротив, что первопричину своих бед и проблем нужно искать вокруг себя. Начинается все с малого - с нежелания отвечать за свои поступки, перекладывании вины на чужие плечи. По сути невинный вопрос "Кто тебя обидел?" взращивает в ребенке ростки безответственности и желание при каждом удобном случае наябедничать на другого. Постепенно человек входит во вкус, и уже любая неприятная ситуация или возникшая проблема переключает внимание во внешнюю среду - и начинается активный поиск того, кого можно обвинить и посчитать причастным в произошедшем.

Ответственность за свою жизнь уходит на второй план, вместо нее человек приучается играть в поиск виноватых в своих бедах уже в более сознательном возрасте. В ход идут и правительство с его "несправедливыми" законами, окружающая реальность с ее "законами подлости", превосходство богатых над бедными, однонаправленность законов общества вообще, несправедливость судьбы, рока или фатума и жизни в целом. Никого уже не удивишь бесконечными дебатами в средствах массовой информации относительно того, на кого же стоит возложить ответственность за тот или иной социальный институт, событие, происшествие, проблему. Предлагаются различные варианты, но к единому итогу мало кто приходит, потому как в распределении ответственности никто не хочет возложить ее прежде всего на собственные плечи.

Безответственное отношение к себе, таким образом, постепенно закрепляется в человеке с детства и на протяжении всей его жизни, потому что "удобно" ни за что не отвечать и представлять себя в лучшем свете, выдвигая другого ответственного вместо себя самого. Однако, все люди хотят жить счастливо и иметь больше свободы в своих мыслях, поступках и действиях. И для этого им не нужно искать покровительства сильных мира сего, потусторонних сил или просто сидеть и надеяться на счастливую случайность. Как показала практика последних лет, такое отношение к себе и к миру неверно в корне. И человеку, окончательно решившему стать более свободным и сильным, нужно сделать первый шаг - взять ответственность за то, что он имеет в настоящий момент, на себя и начать действовать.

Все мысли, убеждения, установки, законы (в том числе огромное количество реальных законов общества и действующего права) представляют собой ментальный материал, хранящийся глубоко внутри каждого человека. Этот материал используется человеком как руководство к действию, а также формирует у него фильтры восприятия , с помощью которых оцениваются события окружающего мира в соответствии с заложенными в человеке мерками, установками и правилами.

Человек безответственный (особенно если рассматривать крайне запущенный вариант) будет оценивать каждую ситуацию с поразительной однозначностью: государство для него - враг номер один с его ворующим правительством, однозначно работающими не в пользу "простого" человека законами; окружающие люди и реальность - источник врагов и завистников второго порядка. "Виноватыми" удобно признавать соседей, прохожих, родителей и других родственников, наследственность и судьбу - в безденежье, неудачах в личной жизни, состоянии своего здоровья, других жизненных трудностях, включая даже падающий бутерброд непременно "маслом вниз".

Чтобы разобраться в истинных причинах человеческого тотального нежелания взять ответственность за свою жизнь на себя, нужно обратиться к тому самому ментальному материалу, накопленному им за жизнь: все его мысли, ложные верования и ограничивающие его заключения относительно того, что и кого по жизни считать причиной, а что следствием. Этот материал хранится не на поверхности, т.е. искать его в области сознательного не удастся - придется идти глубже, в подсознание .

Именно подсознание хранит весь ментальный материал, накопившийся человеком за жизнь. Освободиться от этого материала можно с помощью специальной процедуры - депрограммирования подсознания - позволяющей снять важность, "заряженность" этого материала, устранив таким образом ты самые подсознательные корни большой человеческой проблемы под названием - безответственность.

В психике человека этот материал настолько переплетен и запутан, что придется прорабатывать все подряд, чтобы постепенно освободиться от него. Такая проработка нужна, кончено, тем, кто окончательно решил быть свободным и сильным, кто не хочет перекладывать ответственность по жизни на чужие плечи и кто хочет, наконец, быть тем, кто будет самостоятельно менять свою жизнь в желаемую сторону и видеть первопричиной всех происходящих вокруг него событий - в самом себе. Такой человек, более не привязанный к своим ментальным установкам (диктовавшим ему когда-то позицию жертвенности и неверия в собственные силы), будет по-другому смотреть на окружающий его мир - как на арену прекрасных возможностей, а не конгломерат врагов и опасностей; он будет принимать свободные самостоятельные решения и научится просто действовать для реализации своих намерений.

Провести депрограммирование подсознания можно с помощью специальной психотехники, направленной на работу с ментальным материалом человека. Такой эффективной психотехникой является система Турбо-суслик , дающая инструменты для перехода из состояния "тиран-жертва " в позицию свобода, сила, желание жить здесь и сейчас .

Турбо-суслик - это не таблетка, которую можно проглотить и тихо ждать, когда все проблемы рассосутся сами собой. Это система, которая показывает, КАК и с помощью каких ИНТСТРУМЕНТОВ можно обрести - свободу и возможность начать наконец жить здесь и сейчас, как научиться жить с ответственностью за свою жизнь и как начать действовать, чтобы менять жизнь в ту сторону, в которую ее хочется поменять.

Система для практиков , кто понимает, пора действовать, что любой результат (в том числе депрограммирование своего подсознания от ненужного ментального материала) достижим самостоятельными усилиями, кто не держится за свои "уникальные" убеждения, мысли и не хочет продолжать жизнь в безответственном сне. Нужно просто действовать, когда уходит все ненужное, тогда пробуждаются новые ощущения, новый вкус жизни. Если это о вас, тогда вам стоит скачать книгу Турбо-суслик , чтобы начать процесс своего личного преображения из безответственной жертвы в свободного и сильного человека с огромными возможностями по жизни.

Информация на этом статье - результат личного опыта его автора, все статьи написаны исходя из собственных результатов пользования системой и не имеют целью убедить кого-нибудь в чем-то.

Данный сайт является личной инициативой его автора и не имеет никакого отношения к автору техники Турбо-Суслик Дмитрию Леушкину.

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля . Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля (интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля. Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то , и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени , чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.