Матвеевский Б.: Незнакомый Пушкин и "утаенная" муза поэта. Магический кристалл. Промчалось много-много дней с тех пор как юная татьяна и с ней онегин

Дело непростое. Причина в том, что молекулы данного белка довольно сложные и крупные, они легко распадаются, поэтому отделить от других белков очень трудно. Так что о наличии специалисты судят по его активности. Для этого в лабораториях так называемый протромбиновый индекс: сначала подсчитывается протромбиновое время, то есть продолжительность образования сгустка , при добавлении установленного количества активаторов (тромбопластина и хлористого кальция). Далее сравнивается полученный у пациента показатель со средним показателем . Норма составляет 93-107%.

При протромбина может появиться кровоточивость, а иногда - даже и опасные . Повышенное количество данного белка чревато тромбозами, а это в свою очередь инфарктами и инсультами (особенно при атеросклерозе). Сам по себе протромбин отрицательно ни на что не влияет. Но так как именно от него зависит свертываемость крови, необходимо следить, чтобы он был в норме.

Для того чтобы снизить концентрацию протромбина в крови, пациент должен потреблять как можно большее количество жидкости: супы, соки, воду. Желательно также включить в свой рацион фрукты и овощи. При выполнении этих условий не будет сгущаться, а вероятность появления тромбозов будет сводиться к нулю.

Кроме того, известно, что биосинтез протромбина регулируется витамином К. Исходя из этого, следует снизить потребление продуктов, содержащих данный витамин. К ним относится редька, черноплодная рябина, бобовые, бананы. Откажитесь и от лекарственных трав, которые повышают свертываемость крови: сюда можно отнести подорожник, крапиву, тысячелистник, пижму, бессмертник и сушеницу.

Источники:

  • кровь на протромбин

Кровь человека уникальна по своему составу, а ее влияние на организм первостепенно. В состав плазмы крови входят многие частицы и микротела, жизненно необходимые нашему организму. Отсутствие какого-то вида телец, его меньшее или большее количество могут привести к крайне тяжелым и даже смертельно опасным заболеваниям. Знание того, как лечить , может помочь избежать плачевных последствий.

Инструкция

Понижение или повышение уровня тромбоцитов в крови одинаково плохо для . Если у вас кровоточивость, т.е. кровоточивость из , десен, прямой кишки, обильные менструальные кровотечения, постоянно появляются синяки и гематомы, это может быть признаком того, что количество тромбоцитов в крови снижено. Обязательно сдайте анализы. Если результат меньше 140000 – это тромбоцитопения, необходимо провести курс лечения.

Первое, на что вы должны обратить внимание, – ваш рацион. Питание должно быть здоровым и полноценным. Вам противопоказаны маринованные продукты, острая пища . Следите за тем, чтобы среди употребляемых продуктов были те, что богаты витаминами А, С, Р.

Употребляйте миндаль и арахис, делайте чай из листьев брусники – это поможет улучшить характеристики свертываемости крови.

Еще одним средством в борьбе с тромбоцитопенией могут быть отвары из целебных трав и растений – используйте цветки белой акации, черную рябину, корень бадана, листья барбариса, кору дуба, листья винограда.

Раны, царапины и хирургические операции, которые сопровождаются кровопотерями, подвергали бы человека смертельной опасности, если бы кровь не могла сворачиваться и формировать кровяные сгустки . Одним из таких белков, которые препятствуют огромным кровопотерям, является протромбин. Уровень протромбина в крови имеет свои показатели. Превышение его указывает на слишком большое количество этого белка в крови, что вызывает сгущение крови и может провоцировать образование тромбов. Недостаток протромбина не менее опасен для жизни, так как во время малейшего кровотечения человек может потерять большое количество крови. Какая установлена норма протромбина в крови, и от каких показателей данная величина зависит, рассмотрим далее.

Протромбин является тем белком, который достаточно быстро сворачивается , поэтому вычленить его из общего состава плазмы достаточно сложно.

В связи с этим существует несколько методов определения уровня протромбина, от которых зависит показатель нормы.

Протромбиновый индекс, который исчисляется в процентах, указывает, что в норме у всех людей, независимо от возраста, показатели должны попадать в такие границы, как 95-105 %. Единственным исключением являются женщины в период беременности, для которых верхняя граница несколько сокращается до 98-100 %. Данный процесс вполне естественный и диктуется необходимостью подстраховки организма в период родов, когда высока вероятность обильной кровопотери.

Исследование протромбина по Квику, которое имеет некоторые отличия в самом процессе выявления, имеет такие границы – 70-120. У пожилых людей верхняя граница едва достигает 110, что также является нормой и говорит о возрастных изменениях в организме, вызванных активными процессами старения. При беременности, особенно в третьем триместре, допустимы значения до 110%.

Немаловажным исследованием, которое показывает, за какое время кровь сворачивается без воздействия на нее каких-либо антикоагулянтов, является протромбиновое время.

Оно измеряется в секундах и для каждого возрастного промежутка имеет свои нормы значений:

  • новорожденные – 14-17 с;
  • дети первого года жизни – 13-15 с;
  • дети 2-10 лет – 13-18 с;
  • подростки до 16 лет – 11-13 с;
  • взрослые люди 17-45 лет – 10-15 с;
  • после 45 лет – 12-14 с.

В период беременности кровь может сворачиваться достаточно быстро (9-12 с), что также является нормой, но требует контроля.


Слишком быстрое свертывание крови говорит о перенасыщении ее протромбинами , что приводит к ее загущению и затруднению прохождения по сосудам.

Задайте свой вопрос врачу клинической лабораторной диагностики

Анна Поняева. Закончила нижегородскую медицинскую академию (2007-2014) и Ординатуру по клинико-лабораторной диагностике (2014-2016).

В случае, когда показатели сильно отличаются от нормы, есть необходимость проведения дополнительного метода исследования МНО – международное нормализованное отношение. Этот коэффициент отображает скорость коагуляции, а также указывает на возможные проблемы со здоровьем. В норме допустимыми показателями МНО являются 0,85-1,15.

Для того, чтобы понять какие значения указаны в анализе, следует разобрать, какими именно методами производится выявление протромбина в крови. Рассмотрим все используемые технологии более подробно.

Какие анализы используются?

Все методики определение протромбина основываются на биологических процессах коагуляции крови , которые происходят в несколько этапов. При механическом повреждении сосуда поступает сигнал о начале кровотечения. В месте повреждения высвобождаются тромбиновые факторы, активизирующие повышенную вязкость крови, в результате чего образуется тромб. Этот кровяной сгусток перекрывает утечку, после чего целостность сосуда постепенно восстанавливается.

Процесс свертываемости может иметь как внешние факторы, так и внутренние, активизация которых полностью зависит от ситуации. Анализ на протромбин может исчисляться несколькими методиками, которые имеют свои отличительные особенности.

Самыми распространенными анализами, которые входят в состав коагулограммы, являются протромбиновое время, протромбиновый индекс, протромбин по Квику.

Протромбиновое время

Протромбиновое время – это числовой показатель, исчисляемый в секундах, который показывает, за какой промежуток времени кровь сворачивается и трансформируется в кровяной сгусток. У каждого человека это числовое значение будет отличаться, в силу особенностей организма. Для проведения исследования требуется венозная кровь, которую переливают в пробирку с антикоагулянтом (чаще всего цитрат натрия).

Сосуд помещают в центрифугу, где все элементы крови под воздействием центробежной силы оседают на дно и удаляются. В полученную очищенную кровь вводят кальций, чтобы нейтрализовать действие цитрата натрия в пропорции 9:1. Далее добавляют тканевой фактор (специальный реагент, выступающий катализатором реакции), после чего происходит естественный процесс коагуляции.

В случае, когда имеется повышенное содержание билирубина, анализ производят с помощью специального аппарата, позволяющий производить подсчет автоматически.

Протромбиновый индекс

Этот показатель исчисляется по формуле, где берется значение протромбинового времени у здорового человека, делится на показатель исследуемого образца крови, после чего умножается на 100%. Полученное значение отображает активацию свертываемости крови по внешнему пути. Данный показатель помогает выявить проблемы с печенью, когда протромбин вырабатывается в недостаточном количестве, а также контролировать эффективность лечения антикоагулянтами.

ПТИ= ПВ показатель нормы/ПВ показатель пациента *100%

Данные для определения этого показателя берут из предыдущего исследования пртромбинового времени, где используется исключительно венозная кровь, очищенная с помощью центрифугирования.

Протромбин по Квику

Этот метод исследования является самым информативным и достоверным на сегодняшний день. Полученные результаты в процентах отображают активность протромбинового комплекса, который стоит на страже свертываемости крови. Если говорить проще, то полученное числовое значение указывает на то, как быстро запускаются все механизмы свертываемости крови.

Вычисляется протромбин в крови по Квику с помощью формулы, где требуется разделить показатель временной активности протромбинового белка на показатели контрольного образца. Полученные данные могут давать более полную картину о состоянии свертываемости крови.

Для анализа используется кровь из вены, которая очищается от эритроцитов.

После этого под воздействием различных катализаторов и реагентов производится исследование, результаты которого вычисляются по формуле.

Дополнительные методы исследований

В случае, когда коагулограмма имеет противоречивые показатели и есть необходимость в дополнительном исследовании, прибегают к помощи таких анализов , как:

  1. Международное нормализованное отношение (МНО) – тест показывает отношение между показателями протромбинового времени пациента и норм, установленных для здорового человека, учитывая все индивидуальные особенности и состояния организма (беременность, старость, наличие хронических заболеваний).
  2. Тромбиновое время – отображает показатель, за который фибриноген трансформируется в фибрин.
  3. Выявление тромбоцитарных факторов – позволяет выявить количественный состав всех компонентов, которые принимают участие в формировании кровяного сгустка.
  4. Активированное частичное тромбопластиновое время – показывает, насколько быстро происходит активация внутренних процессов, запускающих механизм свертываемость крови.

Вышеуказанные методы исследования протромбина позволяют выявить и оценить как внешний путь гемостаза , что определяется с помощью поверхностных анализов, так и углубиться в причины отклонений, используя более узкие методы исследования факторов гемостаза.

Показания для проведения исследования

Исследование протромбина входит в коагулограмму , которая есть обязательным анализом крови при диспансеризации, а также во время беременности. Также этот анализ может назначаться в следующих ситуациях:

  1. Имеются предпосылки к развитию онкологических заболеваний крови, что показывали анализы крови, проведенные ранее.
  2. Заболевания печени, которые способны оказывать воздействие на способность органа синтезировать протромбины.
  3. При наличии повышенной кровоточивости десен, царапин и ран, что определяется визуально.
  4. Имеется гормональный сбой, на фоне которого работоспособность кровеносной системы и органов кроветворения снижена.
  5. Аутоиммунные заболевания, провоцирующие загущение крови и увеличение численности тромбоцитов.
  6. Заболевания органов пищеварительного тракта, при которых отмечается нехватка витамина К, необходимого для синтеза протромбина клетками печени.
Также с помощью данного анализа можно контролировать эффективность лечения некоторых заболеваний , спровоцированных повышенной кровоточивостью и снижение числа тромбоцитов.

Что может повлиять на результат?

Поскольку количественный и качественный состав на протяжении дня может изменяться, то для получения наиболее достоверных результатов рекомендуется сдавать кровь в первые часы после пробуждения. В это время все жизненно важные функции только начинают активироваться, поэтому снижается процент погрешности, вызванный воздействием сторонних факторов.

Важно, чтобы забор крови осуществлялся натощак, поскольку в момент переваривания и усвоения пищи в кровь попадает большое количество питательных веществ, способных влиять на скорость коагуляции крови. Необходимо наладить питание за 2-3 дня до сдачи крови, исключив жареную и жирную пищу, а также сладости.

Алкоголь и любые спиртные напитки должны быть исключены за 4-5 дней до сдачи крови.

Курение, если оно вошло в привычку, прекращают за 12 часов до проведения анализа, так как высокие концентрации никотина и смол в крови может влиять на показатели, давая неверные результаты.

Если человек вынужден принимать какие-либо лекарства на постоянной основе, то об этом сообщают врачу, который дает направление на обследование. В контрольном листе делается соответствующая пометка, что позволит оценивать реальную картину состояния свертываемости крови с учетом погрешности.

За несколько дней до анализа рекомендуется исключить любые физические нагрузки, которые провоцируют физическое переутомление. Человек должен хорошо отдохнуть и выспаться, а также не испытывать эмоционального потрясения или стресса.

В случае, когда полученные результаты ниже нормы или выше нормы, а время сворачиваемости крови имеет свои отклонения, рекомендуется пересдать кровь через несколько дней в другой лаборатории.

Нельзя недооценивать человеческий фактор и особенности работы лаборатории.

Расшифровка

После того, как было произведено исследование крови, пациенту выдают расшифровку, где указываются все данные о состоянии свертываемости крови. Обычно она представлена в виде таблицы, разделенной на несколько столбцов. В первом столбце указывается методика исследования и показатель, а во втором – числовое значение. Третья же колонка содержит показатели нормы для различных групп пациентов, что облегчает восприятие результатов для людей, не имеющих медицинского образования.

С полученной расшифровкой необходимо обратиться к врачу, который давал направление.

Он оценит полученные результаты и решит, нужны ли дополнительные исследования, или данных коагулограммы будет вполне достаточно для постановки диагноза.

Какие значения считаются пониженными?

Низкие показатели протромбинового индекса являются крайне опасными для жизни, так как сигнализирует о медленной свертываемости крови. Это в свою очередь чревато развитием кровотечений, которые у здорового человека протекают без последствий и угрозы для жизни. Низкими считаются показатели, которые стремятся к 80%. Чем ниже этот показатель, тем опаснее состояние здоровья человека.

Некоторые расшифровки содержат еще одну графу, где указываются причины отклонений от нормы. Низкие показатели могут быть вызваны:

  • хроническая или врожденная недостаточность витамина К;
  • патологии печени, при которых синтез протромбиновых клеток замедлен или происходит с дефектами;
  • употребление лекарственных препаратов, которые способствуют разжижению крови (Аспирин);
  • заболевания органов пищеварительного тракта, при которых невозможна усвояемость питательных веществ, необходимых для синтеза протромбиновых клеток.

Внешние клинические проявления и симптомы низких показателей могут быть следующими:

  • повышенная утомляемость;
  • проблемы с пищеварительным трактом;
  • частый дисбактериоз;
  • расстройство стула;
  • боли в правом подреберье, которые возникают после приема жирной пищи;
  • боли в левом подреберье, которые чаще всего имеют приступообразный характер и зависят от употребляемой пищи.
Ключевым показателем, который помогает определить низкие значения ПТИ, является повышенная кровоточивость.

Обычный порез пальца может закончиться потерей 100-150 мл крови, а более глубокая ссадина и вовсе может стать причиной полномасштабного кровотечения, угрожающего жизни.

В случае, когда низкий протромбин достигает критических показателей, то есть необходимость госпитализации и полного обследования. В противном случае человеку угрожает смертельная опасность, и любое неловкое движение может спровоцировать развитие внутреннего кровотечения. Повысить уровень протромбина в крови у женщин и у мужчин можно с помощью переливания крови, когда речь идет о критических ситуациях, угрожающих летальным исходом.

Лечение осуществляют только после оценки состояния здоровья, а также после выявления первопричины. Переливание крови не может использоваться постоянно.

Этот лишь вынужденная мера, поддерживающая жизнь человека в критической ситуации.

Какие значения считать повышенными?

Не менее опасным считаются показатели, которые значительно превышают предельно допустимые нормы. Высокий протромбин 110-120% указывает на наличие высокой концентрации тромбоцитов в крови, что делает кровь более густой. Это в свою очередь затрудняет ее прохождение по сосудам, вызывая застойные процессы.

Самым опасным последствием, которое может развиваться при продолжительных высоких показателях свертываемости крови – это формирование тромбов. Плотные кровяные сгустки, перемещающиеся по кровеносному руслу вместе с кровью, могут оседать на стенках сосудов, препятствуя поступлению крови к отдельным тканям и органам.

Смертельная опасность в том, что тромб в любой момент может оторваться и вместе с общим кровотоком попасть в сердце, где вызовет его остановку по причине закупорки клапана.

Увеличение вязкости крови может развиваться по нескольким причинам:

  1. Продолжительное обезвоживание, когда в организм поступает недостаточное количество жидкости.
  2. Наличие проблем с сердечно-сосудистой системой.
  3. Повышенная выработка витамина К и заболевания печени, которые этому предшествуют.
  4. Патологии эндокринной системы.
  5. Аутоиммунные заболевания.
  6. Наличие онкологических новообразований.

Вызывать сгущение крови могут некоторые медикаменты, поэтому важно поставить врача в известность перед проведением анализа.

Опытные лаборанты способны определить наличие высоких показателей свертываемости крови уже после прокола пальца или забора крови из вены.

Если кровь течет слишком медленно и для ее забора приходится прикладывать силу, значит, высока вероятность высоких показателей протромбинового индекса. Особых клинических проявлений данная патология не имеет и выявляется зачастую при плановом обследовании или при беременности.

Категорически запрещено самостоятельно принимать медикаменты, способные разжижать кровь. Особенно, если есть подозрение на прогрессирование тромбофлебита или тромбоэмболии. Аспиринсодержащие лекарства, которые разжижают кровь искусственным способом, могут спровоцировать отрыв тромба от стенок сосуда и его свободное перемещение к сердцу, что повлечет за собой неминуемую смерть.

В случае, когда полученные показатели значительно отличаются от нормальных, необходимо повторно сдать анализ через 2-3 дня. Если же повторные результаты окажутся идентичными, значит, потребуется произвести ряд дополнительных исследований, которые смогут указать на наличие конкретной проблемы со здоровьем.

Поскольку при наличии густой крови высока вероятность образования тромбов, пациентам в обязательном порядке потребуется консультация флеболога и кардиохирурга, которые смогут оценить возможные риски для здоровья. Лечение подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, после полного обследования и выявления первопричины.

Самолечение категорически запрещено, так как оно может стать причиной летального исхода.

Профилактика нормального уровня


Поскольку количественный показатель напрямую зависит от образа жизни человека, то профилактикой можно считать следующие рекомендации:

  1. Нормализация питания и ограничение потребления вредных продуктов, оказывающих повышенное воздействие на поджелудочную железу и печень.
  2. Отказ от вредных привычек и алкогольной зависимости.
  3. Активный образ жизни с дозированными физическими нагрузками.

Для того, чтобы своевременно выявить наличие патологий в организме, стоит обращать внимание на то, как быстро свертывается кровь при порезе.

Если кровь довольно сложно остановить, значит, нужно сдать соответствующий анализ и установить причину происходящего.

Категорически запрещено принимать какие-либо лекарства, которые способны менять вязкость крови. Только врач вправе назначать подобного рода лечение, основываясь на результатах полученного исследования.

Таким образом, протромбин норма которого зависит от метода исследования, показывает способность крови к свертываемости и образованию кровяных сгустков. Это свойство крайне важно, так как обеспечивает защиту во время операций или травм, сопровождающихся нарушением целостности частей организма.

Оценить, что специалисту может рассказать совершенно непонятный на первый взгляд анализ крови, далекому от медицины человеку очень сложно. На самом деле каждый показатель позволяет получить довольно большой объем полезной информации. Например, протромбин – жизненно важный белок. Проверка соответствия протромбина норме проводится не так часто, как, к примеру, общий анализ крови. Это довольно сложное исследование, потому назначают его в особых случаях: при скрининговых исследованиях, заболеваниях крови, проблемах со свертываемостью.

Какая норма протромбина в крови?

Существует несколько разных анализов на протромбин:

  1. Протромбин по Квику позволяет определить уровень активность белка.
  2. Зная протромбиновое время, можно определить, за сколько секунд сворачивается кровь пациента.
  3. Протромбиновый индекс или сокращенно – ПТИ – это соотношение нормального протромбинового времени к показателям обследуемого пациента.
  4. МНО – международное нормализованное отношение – показатель, противоположный ПТИ. Показывает он отношение протромбинового времени пациента к нормальному значению протромбина.

Наиболее информативными и эффективными считаются исследования, определяющие протромбиновый индекс и протромбин по Квику:

  1. Нормальное значение протромбина в крови по Квику находится в пределах от 78 до 142 процентов.
  2. Значение ПТИ может изменяться в зависимости от чувствительности применяемых для исследования реактивов, но в идеале должен составлять 95-105%.

И для мужчин, и для женщин норма протромбина остается одинаковой. Любые отклонения от нормы – повод для беспокойства. Способствовать повышению или понижению уровня протромбина могут разные заболевания, часть которых представляет серьезную угрозу для здоровья.

Из-за чего уровень протромбина в крови выше нормы?

Слишком большое количество протромбина в крови – симптом . Спровоцировать это могут такие факторы:

  1. Производство протромбина связано с витамином К. Повышенное количество этого белка в крови свидетельствует о переизбытке витамина.
  2. Большое количество протромбина может наблюдаться при злокачественных опухолях.
  3. Превышение нормы в анализе крови на протромбин наблюдается у пациентов в предынфарктном состоянии.
  4. Очень часто уровень белка подскакивает во время беременности. В особенности на поздних сроках.
  5. Повышаться протромбин может и у пациентов, страдающих от проблем с печенью.
  6. Иногда превышение нормы белка возникает из-за употребления Аспирина, гормональных контрацептивов, диуретиков, кортикостероидов, анаболиков, слабительных препаратов.
  7. Вызывают увеличение протромбина тромбоэмболия и полицитемия.

Почему протромбин ниже нормы?

Понижение протромбина на состоянии здоровья сказывается тоже не очень хорошо. Вызывают его такие причины:

Нормализовать уровень протромбина можно, но способы лечения лучше согласовывать со специалистом. Лечебный курс зависит от причины проблемы. В большинстве случаев пациенту предлагается специальная диета. Нередко для оздоровления требуются особые препараты.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ

Предпоследнюю строфу «Евгения Онегина» Пушкин закончил словами:

«Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне -

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

Положенные в основу этих строк два поэтических образа - «в смутном сне» и «сквозь магический кристалл» - неоднократно комментировались пушкинистами, и, казалось бы, здесь трудно добавить что-либо новое. Но, тем не менее, вернуться к ним кажется не лишенным смысла. И вот почему.

Однажды в московском музее А. С. Пушкина проходил симпозиум, посвященный вопросам подготовки нового комментария к «Евгению Онегину» для готовившегося исчерпывающе полного академического собрания сочинений поэта. В заслушанных на этом представительном форуме докладах о «магическом кристалле» было упомянуто лишь вскользь, тема эта не обсуждалась, но в кулуарных беседах имели место самые разноречивые мнения о том, что же все-таки такое пушкинский «магический кристалл»? Причем эта разноречивость колебалась от утверждения, будто это всего лишь красивая поэтическая метафора, до предположения о том, что это нечто вроде увеличительного стекла, лорнета или подзорной трубы.

Следует оговориться, что разговор велся между молодыми участниками симпозиума, которые, вероятно, не обратили в свое время внимания на указание в примечаниях к не раз переизданному, ставшему уже стереотипным, собранию сочинений Пушкина в 10-ти томах. Дословно там сказано: «Магический кристалл - небольшой стеклянный шар, применявшийся для гадания». Спор молодых филологов в сочетании со столь лаконичным примечанием, являющимся долгое время каноническим при толковании этого пушкинского термина, а также появившиеся в последние годы в научном пушкиноведении полемические суждения по этому вопросу и натолкнули на мысль попытаться с возможной тщательностью разобраться в нем и приблизиться к истине.

Существенным стимулятором послужило здесь и то, что в доме своих старинных московских знакомых я случайно увидел стеклянный шар, который, по словам владельцев, уже более века находился в семье и, переходя по наследству из поколения в поколение, неизменно именовался магическим кристаллом. С разрешения его нынешней хозяйки я получил этот предмет во временное пользование и приступил к его «исследованию». Шар этот совершенно правильной формы, абсолютно прозрачный, диаметром 5 см и весом 150 граммов. Дальнейшая атрибуция требовала знаний специалистов, но... я обивал один за другим пороги московских музеев, причем «магическая сила», заключенная в шаре, а, вернее, любовь к Пушкину и интерес ко всему, что с ним связано, открывали передо мной двери музейных кабинетов и хранилищ, отрывали научных сотрудников от работы, заставляли с неподдельным участием и интересом находить время для беседы. Однако, начиная с музея Пушкина, а затем в музее Изобразительных искусств, Историческом, Останкинском музее творчества крепостных, Бахрушинском театральном и ряде других, - результат был один: «Нет, - отвечали мне, - подобного экспоната в наших фондах не имеется». Первый успех ждал меня в Кусковском музее. Подобного шара в их громадной коллекции тоже не было, но сотрудники музея, через руки которых прошли тысячи и тысячи изделий из фарфора, хрусталя, стекла и керамики, созданных на протяжении последних трех столетий, сказали: «Очень похоже, что это хрусталь, но не наверное. А вот что, на основании нашего опыта, можно считать бесспорным, так это время обработки, то есть изготовления, - конец XVIII - начало XIX веков. И еще. Если он не стеклянный, а выточен из горного хрусталя, то в свое время был предметом роскоши и стоил очень дорого». Затем, по совету директора Пушкинского музея Алексея Алексеевича Садовского, я направился в Музей минералогии. Здесь под линзами внушительных микроскопов внутренность шара подвергли самому пристрастному анализу. Его смотрели при разной освещенности, пробовали царапать специальными иглами, производили другие непонятные мне манипуляции. Вывод был следующий: выточен из цельного кристалла горного хрусталя «чистейшей воды», то есть совершенно прозрачного, без каких-либо примесей и вкраплений. Итак, наш «магический кристалл» можно было считать атрибутированным. Именно таким дорогим хрустальным шаром пользовались для гадания во времена Пушкина состоятельные люди светского общества. Следующей задачей было разобраться в комментариях пушкинистов. Первым упомянул о «магическом кристалле»

Н. О. Лернер. Этому вопросу было посвящено небольшое эссе в его «Пушкинологических этюдах», где, после беглого обзора истории гадания при помощи стеклянных шаров и ссылок на специальную литературу (к ней мы еще вернемся), он в итоге делал вывод, что Пушкин, творя «Онегина», конечно же, ни в какой шар не смотрел и никаких поэтических «смутных снов» в нем не видел, а вспомнил о нем, лишь создавая красивый образ, хотя и не чуждый бытовавшей в то время реалии. Начиная же свою заметку, Лернер писал, что еще в конце прошлого века ему приходилось видеть в Петербурге, в витрине посудной лавки массивные стеклянные шары, упакованные в картонки с привлекающей внимание надписью «Магический кристалл»; приказчик же пояснил, что покупают такие шары для гадания. Этот этюд Лернера, опубликованный в 1935 году, и явился первоосновой для последующих (как уже говорилось) комментариев к разбираемой строфе «Онегина». Лишь в конце 1960-х годов М. Ф. Мурьянов на страницах «Временника Пушкинской комиссии» предложил более расширенное ее толкование. Он писал, что Лернер допустил «неосторожный» перенос торгового ассортимента посудных лавок конца XIX века в дворянскую культуру первой четверти XIX века без поправки на весьма вероятную эволюцию понятия и предмета... - и далее, что - стекло является по своей физической природе веществом аморфным, а не кристаллическим, и даже по своей внешней форме стеклянный шар не имитирует природный кристалл, который, как известно, имеет только плоские грани. Именно это дает право предполагать, что первоначальный облик магического кристалла не имел никакого отношения к сфере...

На эту мысль Мурьянова последовало возражение Ю. М. Лотмана: «Вода, как известно, имеет аморфную структуру. Это не помешало Пушкину написать: «... отразилась в кристалле зыбких вод», то есть в стекле, в зеркале вод... Гадание на кристаллах действительно имело место, но в обиходе гадалок «магическим кристаллом» именовалась именно сфера».

Последний по времени комментатор пушкинского романа А. Е. Тархов, обобщив мнения своих предшественников, в заключение пишет: «Какой же вывод должны мы сделать относительно пушкинского «магического кристалла»? Независимо от того, обращался ли поэт к опытам с реальным кристаллом для гадания или нет, но метафора такого гадания была для него, очевидно, самой адекватной формой изображения замысла «Евгения Онегина». Материальный инструмент для гадания - магический кристалл - Пушкин делает художественным символом своего «свободного романа», романа, «вопрошающего о будущем», исследующего движение истории и судьбы поколений».

Теперь, прежде чем продолжить разговор о «пушкинском кристалле», о его возможной реальности и значении в творчестве поэта, проведем небольшой исторический экскурс в область истории гадания, а точнее, стремления человека максимально понять скрытые возможности своего мозга, заглянуть за грань обыденного. Из многочисленных способов гадания остановимся на истории только одного, возможно самого древнего, направленного на искусственный вызов галлюцинаций посредством пристального созерцания блестящей, отражающей или прозрачной поверхности того или иного предмета.

Первые упоминания об этом способе имеются как в Библии, так и в древне-египетских папирусах четырех тысячелетней давности. Это, прежде всего гидромантика (по-гречески - «мантика» - искусство гадания), то есть когда смотрели на отражающую водную поверхность и ждали появления каких-либо образов, видении. Здесь же леканомантика, когда с той же целью направляли взгляд в наполненные маслом вазы и чаши. Затем катопрамантика - прорицание в зеркальных отражениях, оникомаптика, когда смазывали ноготь руки маслом и фиксировали на нем свой взгляд. Но на первом месте в этом, далеко не полном перечне всяких мантик, была наиболее широко распространенная за счет простоты обращения кристалломантика - гадание на полированных камнях и стеклах. Именно она и будет предметом нашего дальнейшего внимания. В упомянутой статье М. Ф. Мурьянова было совершенно правильно отмечено, что «настоящие» кристаллы для прорицания изготавливались, «как правило, из горного хрусталя, то есть кристаллического кварца, реже из берилла, а в единичных случаях из яшмы. Сферическая или полусферическая формы были отнюдь не обязательны - кристаллы делались также цилиндрическими, призматическими, либо в виде гемм или камней, вправляющихся в перстни». Интересны и литературные примеры, приведенные автором статьи, как, например, слова нюренбергского мейстерзингера Ганса Сакса: «В кристалле и берилле IX я могу увидеть многое такое, что происходит за несколько миль отсюда». Или когда в «Фаусте» Гете девушки во время гулянья говорят, что колдунья показала им женихов, одной в новолунье, другой - в хрустальном шаре (перевод Б. Пастернака). Здесь уместно вспомнить и известный рассказ Герберта Уэллса на аналогичную тему, который так и называется «Хрустальное яйцо». Далее Мурьянов указывает на широкую известность кристалломанта, английского математика Джона Ди (1527 -1608гг.), «инструмент которого представлял собой тщательно отполированный кусок шотландского антрацита». Правда, эта информация несколько расходится с другими источниками. Так, в статье из английского журнала 1852 года говорится, что «кристаллы-прорицатели» не составляли исключительно принадлежность Востока. Известный доктор Ди был, можно сказать, первый волшебник, который мог похвастаться приобретением такого неоцененного сокровища... или так называемого берилла доктора Ди...» В книге же французского врача-психиатра Пьера Жане читаем: «Один англичанин, по имени Джон Ди, объехал всю Европу, проделывая чудеса с помощью кусочка хрусталя. Этот магический камень был вделан в кольцо, и желавшие могли видеть в камне все, что они желали звать».

Конечно, теперь уже нет возможности установить точно, какой камень-кристалл был в кольце доктора Ди: антрацит, хрусталь или берилл, тем более что в минералогии «название берилл прилагается ко всем разновидностям этого материала, название изумруд - к зеленой разности, а аквамарин - к разновидности цвета морской волны».

Интересно, что из сказанного выше можно сделать любопытное наблюдение. Ни в одном из приведенных, а также просмотренных нами литературных источников, изданных до середины 1840-х годов, нет термина, словосочетания «магический кристалл» (за исключением переводной английской статьи в «пушкинском» журнале «Современник» за 1852 год, но и там разбирается и критикуется «Альманах Задкиля на 1751 год», в обширных цитатах из которого часто повторяются термины: кристаллы, кристаллы-прорицатели, прорицатели стекла, хрустальные и магические шары и так далее, но ни разу не фигурирует словосочетание «магический кристалл»). Это дает основание предполагать, что сам этот термин-образ «магический кристалл» ранее не существовал и был впервые создан и применен Пушкиным. X А если так, то почему следует считать, что этот созданный им образ подразумевал именно хрустальный или стеклянный шар? Только потому, что сферическая форма этого атрибута гадания была в его время наиболее распространенной, хотя и далеко не единственной? С тем же успехом он мог сказать так о другом предмете, например, просто куске граненого хрусталя или полированном драгоценном камне, украшавшем его трость, перстне, наконец, о своей чернильнице - «заветный кристалл хранит огонь небесный». Все это тем более вероятно, что для того, чтобы увидеть какие-либо образы, картины и тому подобное в хрустальном шаре, требовалась хоть и не сложная, но обязательная практическая подготовка: темный фон, строго определенное освещение, тишина, сосредоточенность.

Теперь о появлении самих этих образов и видений. Вот что пишет по этому поводу известный современный психиатр, член-корреспондент Академии медицинских наук профессор Л. Л. Васильев в одной из своих популярных работ, где касается темы внушенных иллюзий и галлюцинаций: «По своему происхождению галлюцинации близки к сновидениям. Это своего рода сновидения наяву. Сумеречное состояние сознания, в котором мы пребываем перед засыпанием или тотчас после пробуждения, особенно способствует появлению гипногагических галлюцинаций... (они - Б. Б.) не более таинственны, чем сновидения, и, также как сновидения, могут быть вызваны различными искусственными приемами. На этих приемах, известных еще древним народам, основаны многие виды гадания. Так, зрительные галлюцинации вызывались, когда гадающий упорно смотрел в кристалл (кристалломантика) или в «магическую жидкость» - воду (гидромантика), которая впоследствии была заменена зеркалом... Французский психиатр Симон выделяет категорию «физиологических галлюцинаций», проявляющихся у здоровых, даже выдающихся людей. Бальзак, описывая Аустерлицкую битву, слышал крики раненых, пушечные выстрелы, ружейные залпы; Флобер, когда писал сцену отравления госпожи Бовари, ощущал во рту вкус мышьяка, вызывавший у него рвоту... Гете мог по желанию вызывать у себя тот или другой зрительный галлюцинаторный образ, который затем видоизменялся у него непроизвольно». Адекватные наблюдения и выводы находим у французского исследователя Лемана в его книге «История суеверий и волшебства». Еще на рубеже века он писал о видениях, возникающих у кристалломантов: «Таким образом, мы имеем случай восстановления совершенно забытых подсознательных представлений... Впечатления, промелькнувшие в поле сознания и, по-видимому, не оставившие никакого следа, на самом деле не пропадают безвозвратно, а воспроизводятся в видениях. Псевдогаллюцинации часто возникали в минуты внезапной «рассеянности», когда я не вполне сознавал, что вокруг меня делалось. Поэтому можно думать, что необходимым условием для вторжения бессознательных представлений в сознательную область должно быть некоторое внезапно наступающее сонливое состояние, в более легких формах сходное с простой рассеянностью... иногда оно наступает само собой, и тогда получаются самопроизвольные галлюцинации, но иногда оно может быть вызвано искусственно такими гипнотизирующими приемами, как смотрение на блестящие поверхности... оно наиболее сходно с состоянием полусна, когда человек еще грезит, но уже многое сознает и из окружающей действительности... когда, вследствие ослабления произвольного внимания, бессознательные представления получают возможность проскользнуть в сознание».

Когда-то Сенека сказал: «Не было еще гения без некоторой доли безумия». Этой божественной долей был, безусловно наделен и гений Пушкина. Его «Онегинская» строфа, где в единый смысловой и поэтический образ сплетены «смутные сны» и виденье «сквозь магический кристалл», в контексте с приведенными выше историческими и научными фактами и наблюдениями дает, прежде всего, основание считать, что Пушкин знал о существовании состояния дивинации, искусственно вызываемой при помощи кристалломантики. Не было ли это состояние свойственно ему самому? Здесь мы невольно вторгаемся в святая святых, в таинственный мир психологии гения и, конечно, не можем получить однозначного ответа на поставленный вопрос. Но все же?

На протяжении всей творческой жизни Пушкина не только в его поэзии, но и в прозе периодически появляется тематический повтор, характеризующий определенное состояние поэта. Вот несколько наиболее ярких примеров XI:

«Тогда, рассеянный, унылый,

Перед собою, как во сне

Я вижу образ...» 42

«И музу призывал

На пир воображенья.

Прозрачный легкий дым

Носился над тобою.

В нем быстрой чередою...» 43

«Иль только сон воображенья

В пустынной мгле нарисовал

Свои минутные виденья,

Души неясный идеал?» 44

«Волшебной силой песнопенья

В туманной памяти моей

Так оживляются виденья...» 45

«И постепенно в усыпленье

И чувств и дум впадает он,

А перед ним воображенье

Свой пестрый мечет фараон...» 46

«... в смутном сне

Явилися впервые мне...» 47

«Люблю летать, заснувши наяву» ... 48

«Он у чугунного камина

(Лениво наяву дремал).

Видений сонных перед ним

Менялись тусклые картины»

«Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне...

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне

Излиться наконец свободным проявленьем... »49

1835 г. «Чарский чувствовал то благодатное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами и вы обретаете живые, неожиданные слова для воплощения видений ваших... погружен был душою в сладостное забвение...» 50

Здесь трудно сохранить ортодоксальное восприятие и не увидеть в этих, как всегда прекрасных, пушкинских строках, написанных с никогда не изменявшей ему точностью слов и эпитетов, одной общей темы, раскрывающей механизм появления перед взором поэта видений, рожденных воображением, находящимся в состоянии полусна-полуяви, то есть, говоря языком сегодняшней науки, галлюцинаторных образов. А если допустить, что подобные моменты имели место в процессе его творчества, то возникает закономерный вопрос: были ли они непроизвольного характера? или же Пушкин, подобно Гете, обладал способностью вызывать их искусственно, силой самовнушения? Второе предположение не исключает и возможности концентрации при этом зрительного внимания на каком-то предмете, тайна которого была лишь раз доверена нам в неповторимо красивом поэтическом образе - «магический кристалл». Если допустить конкретную реальность этого образа, то есть, что и здесь Пушкин точен и что опоэтизированный им предмет действительно был у него, то, конечно же, это не хрустальный или стеклянный шар. Более чем абсурдно представить ситуацию, что Пушкин в поисках нужного слова, образа, плана произведения доставал из стола или кармана подобный шар, затемнял его ширмами и затем высматривал в нем что-то, облегчающее ему «муки творчества». Даже мысль об этом близка к кощунству. Но что же тогда он имел в виду? И заметьте, «даль свободного романа» он видел не в кристалле, а «сквозь» него - опять же удивительная, подчеркнутая точность смысла.

В своем поэтическом хозяйстве поэт семь раз обращается к слову «кристалл», причем всегда использует его как красивую метафору. В хронологической последовательности это выглядит так. В еще лицейском «Воспоминании о Царском Селе» - «И отразилась в кристалле зыбких вод», то есть в зеркале, стекле. В «Руслане и Людмиле» - «прибор из яркого кристалла», волшебная посуда из драгоценного цветного стекла или хрусталя. Затем, уже в Кишиневе, он пишет: «Заветный твой кристалл...» - чернильница, опять же из стекла, хрусталя, камня? (Исследователи справедливо видят здесь ассоциацию с «магическим кристаллом»). Там же на юге - «кристаллом покрывал недвижные струи», то есть льдом (греческое «кристаллос» - лед). В Михайловском - «кристалл, поэтом обновленный», - скорее всего кубок, бокал (только из чего?), подаренный Пушкину Языковым. Там же, в «Онегине» - «Зизи, кристалл души моей...» - звезда, богиня красоты, огонь. (Можно сравнить с вероятно известным Пушкину поэтическим образом французского писателя Делиля в его поэме «Сады»:

«Богиня эта... (богиня красоты - Б. Б.)

Сверкающий кристалл подняв над головой,

В свеченьи радужном меняет облик свой».

И, наконец, «магический кристалл» в «Онегине» - как считается, стекло, хрусталь или камень. Однако следует отметить, что слово «хрусталь» никогда не служит у Пушкина метафорой, а почти всегда конкретно: «В дверях сеней твоих хрустальных...; Выстроил хрустальный дом...; Гроб качается хрустальный...; Духи в граненом хрустале». Чем же дополняют этот небольшой анализ лексики поэта наши предположения? Думается, что они еще раз подтверждают мысль о том, что, будь у Пушкина реальный хрустальный шар (говорить о стеклянном шаре столь же бессмысленно, как допустить, что Наталья Николаевна носила поддельные брильянты или позолоченные кольца), то и в «Евгении Онегине» мы читали бы: «Сквозь магический хрусталь». Стеклянные же шары, будучи всего лишь ширпотребом, вполне закономерно нашли в итоге себе место в посудных лавках Петербурга.

Теперь, прежде чем предложить нашу гипотезу, остановимся еще на двух моментах, непосредственно ей предшествующих. В статье М. Ф. Мурьянова в качестве литературного примера, подтверждающего его доводы, приведен отрывок из сказки Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок»:

«... Быстро сняв с левой руки перчатку и поднеся к глазам студента перстень с драгоценным камнем, сверкавшим удивительными искрами и огнями, он сказал:

Смотрите сюда, дорогой Анселем, то, что вы увидите, может доставить вам удовольствие.

Студент Анселем посмотрел, и - о чудо! - из драгоценного камня, как из пылающего фокуса, брызнули во все стороны лучи и сплелись, образовав светлое, блестящее хрустальное зеркало, а в нем танцевали, подпрыгивали и затейливо крутились, то разбегаясь, то свиваясь, три зелено-золотистые змейки... средняя змейка вытягивала... свою головку к зеркалу, и ее синие глаза говорили: - Знаешь ли ты, веришь ли ты в меня, Анселем?...

О Серпентина, Серпентина! - воскликнул в безумном восхищении студент Анселем, но архивариус Линдхорст быстро дунул на зеркало, и лучи с электрическим треском скрылись в фокус, а на руке снова блестел лишь маленький изумруд, на который архивариус натянул перчатку».

Конечно, это только сказка замечательного немецкого романтика, увидевшая свет в 1814 году. Нам не известно, читал ли ее Пушкин в годы, предшествующие его ссылке, но, однако, нельзя здесь не вспомнить о его перстне-талисмане, массивном золотом кольце с крупным изумрудом (то есть бериллом) квадратной формы со слегка закругленными углами и чуть выпуклой, гладкой лицевой поверхностью. Пушкин носил его на большом пальце правой руки, как мы и видим: на портрете поэта работы Тропинина. История этого перстня подробно освещена в очень интересной статье доктора минералогических наук Л. Звягинцева в еженедельнике «Лит. Россия» N 28 за 1985 год. Вкратце эта история такова. В. И. Даль, присутствовавший при кончине Пушкина, в своих воспоминаниях пишет: «Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл - не знаю почему - «талисманом»... « В его же письме к В. Ф. Одоевскому от 5 апреля 1837 года читаем: «... Перстень Пушкина, который звал он - не знаю почему - талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам я это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться, за что ни будь порядочное». Здесь можно добавить, что историк М. И. Пыляев передавал слова Даля несколько иначе: «Пушкин, перед смертью, отдал ему свой изумрудный перстень, которым при жизни очень дорожил и называл своим талисманом, находя в нем какое-то соотношение к своему таланту» (курсив наш - Б. Б.). В этой же книге («Драгоценные камни») Пыляев пишет: «В старину слепо верили, что изумруд имеет силу предвидения...» Л. Звягинцев в своей статье продолжает по этому поводу: «Согласно лапидариям - книгам, содержащим описание драгоценных камней, по древнему поверью, указывалось, что изумруд служит талисманом людей, посвятивших себя искусству... во все века был призван вдохновлять поэтов, художников, музыкантов... Трудно найти другой цветной камень, который бы так высоко ценился в древности, как изумруд, часто называемый камнем свечения. По календарю «счастливых камней» изумруд приписывается людям, родившимся в мае месяце. Как известно, Пушкин родился 26 мая по старому стилю. Римлянин Плиний Старший писал: «И, наконец, из всех драгоценных камней только изумруд питает взор без пресыщения. Даже когда глаза утомлены пристальным рассмотрением других предметов, они отдыхают, будучи обращены на этот камень».

Высказывая предположение, что перстень с изумрудом был кем-то подарен Пушкину накануне его отъезда на юг, в печальный день 6 мая 1820 года, и относя стихотворение «Храни меня, мой талисман» именно к этому перстню («Ты в день печали был мне дан...»), а не, как считалось ранее, к перстню, подаренному поэту Е. К. Воронцовой перед его отъездом из Одессы в Михайловское, то есть тоже в печальный день, Л. Звягинцев аргументирует эту мысль тем, что, приехав в деревню, Пушкин настойчиво и неоднократно просит брата Льва прислать ему из Петербурга его кольцо-перстень: «Мне скучно без него», - добавляет он в одном из писем. «О каком кольце-перстне здесь идет речь - не указано. Известно, что этим кольцом поэт так же дорожил, как и перстнем с сердоликом. Но кольцо (с сердоликом - Б. Б.), подаренное Воронцовой, в это время находилось у него. Естественно предположить, что... (имелся в виду - Б. Б.) перстень с изумрудом...», по каким-то причинам, возможно из-за его ценности, оставшийся в Петербурге. Письма поэта к брату были написаны в конце 1824 года (ноябрь, декабрь), стихотворение же «Храни меня, мой талисман» условно датируется первой половиной 1825 года, то есть было написано после получения из Петербурга заветного кольца талисмана. В его беловом тексте, как и в черновых вариантах, снова проскальзывает повторение уже отмеченной нами темы:

«Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...»

(беловой текст)

«Как сон, как утренний туман,

Любви сокрылось сновиденье...»

(черновик)

Вся статья Звягинцева смотрится вполне обоснованной, и трудно не согласиться с основными ее мыслями. Нам же остается только констатировать, что с ней родилась тайна нераскрытого имени того или той, кто подарил Пушкину изумрудный перстень, ставший для него магическим кристаллом. В раскрытии этого имени, как уже знает читатель, - суть нашей гипотезы.

Возьмите ручку или карандаш и представьте, что на большом пальце вашей руки надето кольцо с крупным, мерцающим зеленым светом, камнем-кристаллом. Попробуйте сочинить, написать что-нибудь, пусть даже простое письмо. Задумайтесь на мгновение, и ваш взгляд неминуемо остановится на этом кристалле. Другое дело, что вы вряд ли увидите в нем то, что видел Пушкин.