Функции новгородского вечевого собрания. Новгородское вече: от хрипоты и драк до "совета господ". История выборов. Мнение о Новгородском вече

Контекст

В первом материале регулярного проекта РАПСИ об истории выборов в России описываются все стадии республиканской формы правления, опробованные нашими предками. О важных правовых деталях государственного устройства такого типа и малоизвестных занимательных фактах, как именно было организовано голосование в Новгороде, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

В догосударственный период существования восточнославянских племен все важнейшие вопросы жизни общества решались на народных собраниях. Такое было и у других народов. Это время и форма организации первобытного общества назывались «военной демократией». «Военной» - потому что на таких собраниях принимали участие с правом решающего голоса мужчины-воины.

С созданием государств на Руси в виде княжеств, т.е. в форме монархий, народные собрания - вече - не исчезли. Они продолжали существовать при князьях и играли большое значение. Однако в целом говорить о роли вече в разных русских княжествах периода феодальной раздробленности довольно сложно. Тут разброс оценок их политического веса, судя по летописям, может быть значителен.

В некоторых княжествах они продолжали сохранять за собой функции высшего органа власти, без одобрения которого не вступали в силу решения князя. Во многих местах существовало нечто вроде «двоевластия». Где-то вече собирались время от времени лишь для обсуждения самых важных коренных вопросов, а кое-где они постепенно превратились в некий совещательный орган при князе. В отдельных случаях вече отходило в прошлое как «пережиток», но о нем вдруг вспоминали в случае противостояния общества с князем, и тогда стихийно собравшееся вече становилось местом и формой протеста.

Наиболее важную и даже решающую роль в управлении государствами играли вече в двух республиках: Новгородской и Псковской (отделилась от Новгорода в 1348 году). Слово «республика», употребляющееся в характеристике государственного образования периода феодализма, непривычно, режет слух и вызывает вопросы у читателей. Но на самом деле это были самые настоящие республики. А как еще назвать государство, в котором все высшие должностные лица, включая князя и архиепископа, демократическим образом избирались на народном собрании - вече.

Даже по названию своей территории и формы государства Новгород отличался от других образований. В период феодальной раздробленности Русь распалась на десятки княжеств. Мы знаем, скажем, Владимирское, Тверское, Московское, Ростовское и другие княжества, но, когда речь идет о Новгороде мы говорим: «Новгородская земля». Так будет точнее.

До 1136 года из столицы Древнерусского государства Киева в Новгород великим князем присылались наместники. Эти князья-наместники назначали посадников и тысяцких. Однако такой порядок управления находил возражение у вольнолюбивых и достаточно самостоятельных новгородцев.

В 1136 году они взбунтовались и изгнали князя Всеволода. С тех пор там и воцарились республиканские порядки. Вече стало выбирать посадника и тысяцкого. Посадник был как бы высшим должностным лицом в республике, а в деле сбора и командования новгородским ополчением ему помогал тысяцкий. В любое время вече могло отозвать лиц, выбранных ими на эти должности.

Но князья в Новгороде были. Откуда и в каком качестве? Ведь в буквальном смысле местных «природных» новгородских князей не существовало. Их приглашало вече из других княжеств-монархий. И полномочия князя были весьма ограничены. С некоторыми оговорками таких князей можно называть воинами-наемниками.

Действительно, новгородцы нанимали князя с его дружиной главным образом для внешней обороны и исполнения судебных, а также полицейских функций. Они платили ему, назначая «кормление». Именно вече решало, кого из князей приглашать на службу, заключало с ним договор - «ряд», определяло размеры «кормления» князя и его дружинников.

Князь не мог даже купить землю в пределах республики, поэтому и не оседал в Новгороде, а по окончании договора покидал республику. Вече могло и изгнать князя, не дожидаясь истечение срока «ряда». Так, «святой благоверный» князь Александр Невский несколько раз становился новгородским князем из-за конфликтов с новгородцами.

О новгородском вече русские летописи впервые упоминают, описывая события 1016 года. Но, возможно, оно появилось значительно раньше, так как к этому периоду вече уже действовало достаточно отлажено, как устоявшаяся форма правления землей. Так в 862 году именно вече решило пригласить на княжение Рюрика, что и положило начало русской государственности.

Обычно сбор народного собрания объявлял посадник или тысяцкий. Для оповещения использовался специальный вечевой колокол. Кроме этого, в разные концы города отправлялись «биргочи и подвейские» - глашатаи, которые скликали народ на вечевую сходку. Любой свободный взрослый человек мужского пола мог принять участие в работе вече. Собрание происходило под открытым небом, так что гласность в его работе была обеспечена.

Вече было прежде всего высшим законодательным органом республики. Так, именно вече утвердило Новгородскую судную грамоту. Его решения были обязательны для исполнительной власти: посадника, тысяцкого, князя и сотских. Вече принимало решения о войне и мире, о заключении договоров с иностранными государствами.

Здесь же могли решаться и некоторые конкретные управленческие вопросы и вершиться правосудие по наиболее громким государственным преступлениям. Осужденных на вече преступников - их обычно приговаривали к смертной казни - тут же сбрасывали с Великого моста в реку Волхов.

Таким образом, четкого разделения ветвей власти в новгородской системе мы не наблюдаем: вече могло заниматься законотворчеством, решением управленческих вопросов и отправлением правосудия.

За поддержку Константинополя во время его конфликта с Киевом новгородский епископ Нифонт получил от Константинопольского патриарха титул архиепископа и тем самым - автономию от Киевского митрополита. Теперь новгородцы на своем вече получили право избирать и архиепископа. И в 1156 году они впервые избрали себе архиепископа Аркадия. А, например, согласно летописям, в 1228 году новгородское вече своим решением сместило неугодного ему архиепископа Арсения.

Все решения вече изначально принимало консенсусом. В случае, если меньшинство собравшихся имело другое мнение, проводились дальнейшие обсуждения вопроса с целью нахождения компромисса. Ради этого могли и перенести вопрос до следующего собрания, чтобы провести повторное голосование.

В этом мы можем усмотреть признаки соблюдения весьма прогрессивного принципа учета мнения меньшинства, до которого передовые демократии доходили потом долгие века. Правда, если единогласия все же не удавалось достигнуть, то пытались добиться хотя бы явного перевеса голосов в пользу одного из решений.

Голосовали в буквальном смысле, т.е. голосом. Но именно потому, что для принятия решения требовалось убедительное, точнее подавляющее большинство, то голосовавшие старались кричать изо всех сил. В результате активного участия в работе народного собрания порой мужчины приходили домой с вече осипшими и охрипшими.

Позднее, с углублением социального и имущественного расслоения, все труднее было находить консенсус между людьми с отличающимися интересами. И тогда в практике проведения вече появились и физические столкновения сторон в случаях равного распределения голосов. Так, в 1218 году вече, сопровождаемое кулачными битвами, собиралось ежедневно в течение недели, пока наконец, «не сошлись братья все единодушно».
С количественным ростом числа горожан возникли и организационные проблемы для проведения общегородских народных собраний. И тогда всё чаще стали прибегать к созыву представителей «концов» города. Дело в том, что общеновгородское вече и возникло как федерация «кончанских» вечевых собраний. Всего Новгород исторически делился на пять «концов» - частей города. В каждом из концов также собрались свои вече, где обсуждались местные проблемы и выносились решения, с которыми делегаты этого собрания отправлялись на всеобщее городское вече.

В литературе существуют оговорки по поводу «подлинной демократичности» в организации власти в Новгородской республике. Единственным основанием у сторонников таких сомнений является то, что вопросы на вече выносили представители старейших родов («совет господ»), они же и готовили проекты решений вече.

На наш взгляд, такие упреки в адрес демократичности вече несостоятельны, так как и в развитых демократиях существовали и существуют инстанции и органы, которые проделывают такую подготовительную работу. Это совсем не является признаком недемократичности государства, так как окончательное решение вопроса всё-таки выносилось всенародно и далеко не всегда заготовленные знатью проекты принимались на голосовании.
Впрочем, в дальнейшем, во времена «поздней республики» в XIV-XV вв. мы, действительно, видим возрастание роли знати в управлении Новгородом. И применительно к этому времени, может быть, и употребим термин «аристократическая республика». Однако вече сохранило свое значение до конца существования Новгородской республики.

Со складыванием русского централизованного государства началось «собирание русских земель» под началом Московского княжества. В 1478 году очередь дошла и до Новгородской земли. Самостоятельное существование этой республики закончилось, его территории вошли в состав жестко централизованного государства с монархической формой правления. Символ республики и демократии - вечевой колокол был снят и отвезен в Москву. Вече перестало собираться.


В X-ХI вв. Новгород находился под властью великих князей Киевских, которые держали в нем своего наместника (обыкновенно одного или своих сыновей) и которым Новгород до времени Ярославля I платил дань наравне с другими русскими землями. Однако уже при Ярославле в отношениях Новгорода к великому князю Киевскому произошла существенная перемена. Ярослав “сидел” в Новгороде в 1015 году, когда умер его отец, Владимир Святой и брат его Святополк начали избивать своих братьев с целью захватить власть над всеми русскими землями. Только благодаря деятельной и энергичной поддержке новгородцев Ярославу удалось победить Святополка и овладеть великим княжеством Киевским.

Разделение Руси в на несколько отдельных княжеств ослабило силу и влияние великого князя Киевского, а раздоры и междоусобия в княжеском роде предоставили Новгороду возможность приглашать на княжение к себе из князей-соперников, который был ему “люб”.

Право Новгорода выбирать себе любого князя между всеми князьями русскими было бесспорным и общепризнанным. В Новгородской летописи читаем: “а Новгород выложиша вси князи в свободу: где им либо, ту же собе князя поимають”. Помимо князя во главе новгородской администрации стоял посадник, который в X-XI вв. назначался князем, но в 30-х гг. XII вв. важная должность посадника в Новгороде становится избирательной, и право сменить посадника принадлежит только вечу.

Важная должность тысяцкого (‘’тысячское”) тоже становится избирательной, и новгородское вече “дает” и “отнимает” ее по своему усмотрению. Наконец со второй половины XII в. по избранию веча замещается высокий пост главы новгородской церкви, владыки архиепископа новгородского. В 1156г., по смерти архиепископа Нифонта, “собрася весь град людий и изволиша собе епископ поставити муж Богом избран Аркадия”; конечно, избранник веча должен был потом получить “постановление” на епископскую кафедру от митрополита Киевского и всея Руси.

Таким образом, в течение XI–XII в. вся высшая новгородская администрация становится избираемой, и вече Господина Великого Новгорода становится полновластным распорядителем судеб Новгородского государства.

Государственное устройство и управление:

Новгородцы были, “мужи вольные”, жили и управлялись “на всей воле своей”, но и они не считали возможным обходиться без князя. Князь нужен был Новгороду главным образом как предводитель войска. Вот почему новгородцы так ценили и уважали своих воинственных князей. Однако, предоставляя князю командование вооруженными силами, новгородцы отнюдь не дозволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Новгородцы требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности.

Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним формальный договор, точно определявший его права и обязанности. Каждый вновь приглашаемый князь обязуется соблюдать нерушимо: “На сем княж, целуй хрест ко всему Новгороду, на чем целовали деды и отцы, - Новгород ти держати в старине, по пошлине, без обиды”. Вся судебная и правительственная деятельность князя должна идти в согласии с новгородским посадником и под его постоянным надзором: ”А бес посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот давати”; а без вины мужа волости не лишити. А ряду в Новгородской волости тобе, княже, и твои судиям не посудити (т. е. не изменять), а самосуда не замышляти”. Вся местная администрация должна быть назначаема из новгородцев, а не из княжих мужей: ”что волостей всех новгородских, того ти, княже, не держати своими мужи, но держати мужи новгородскими; дар имети тобе от тех волостей”. Этот “дар” с волостей размеры которого точно определяются в договорах, составляет вознаграждение князя за его правительственную деятельность. Ряд постановлений обеспечивал от нарушений торговые права и интересы Новгорода. Обеспечивая свободу торговли Новгорода с русскими землями договоры требовали от князя также, чтобы он не препятствовал новгородской торговле с немцами и чтобы он сам не принимал в ней непосредственного участия.

Новгород заботился о том, чтобы князь со своею дружиною не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влиятельной социальной силой. Князь со своим двором должен был проживать за чертой города, на Городище. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость, а также приобретать земельную собственность во владениях Великого Новгорода - “ а тебе, княже, ни твоей княгини, ни твоим боярам, ни твоим дворянам сел не держати, ни купити, ни даром принимати по всей волости Новгородской”.

Таким образом “князь должен был стоять около Новгорода, служа ему. А не во главе его, права им”, говорит Ключевский, который указывает на политическое противоречие в строе Новгорода: он нуждался в князе, но “в то же время относился к нему с крайним недоверием” и старался всячески стеснить и ограничить его власть.

Господин Великий Новгород разделялся на “концы”, “сотни” и “улицы”, и все эти деления представляли самоуправляющиеся общины, они имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост. Союз этих местных общин и составлял Великий Новгород, и “совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города” (Ключевский). Вече не созывалось периодически, в определенные сроки, но лишь тогда, когда являлась в том надобность. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать (или “созвонить”) вече. На вечевую площадь собирались все свободные и полноправные новгородцы, и все имели одинаковое право голоса. Иногда на вече принимали участие жители новгородских пригородов (псковичи и ладожане), но обыкновенно вече состояло из граждан одного старшего города.

Компетенция новгородского веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила (в частности вечем был принят и утвержден в 1471 г. новгородский судебник, или так называемая “судная грамота”); оно приглашало князя и заключало с ним договор, а в случае недовольства им изгоняло его; вече выбирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого и разбирало их споры с князем; оно выбирало кандидата на пост архиепископа новгородского, иногда “миром” ставило церкви и монастыри; вече даровало государственные земли Великого Новгорода церковным учреждениям или частным лицам, а также даровало некоторые пригороды и земли “в кормление” приглашаемым князьям; оно было высшей судебной инстанцией для пригородов и для частных лиц; ведало суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями - лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием; наконец, вече ведало всю область внешней политики: делало постановление о сборе войска о постройке крепостей на границах страны и вообще о мерах обороны государства; объявляло войну и заключало мир, а также заключало торговые договоры с чужими странами.

Вече имело свою канцелярию (или вечевую избу во главе которой стоял “вечный дьяк”(секретарь). Постановления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями Господина Великого Новгорода (так называемые “вечные грамоты”). Грамоты писались от имени всея Новгорода, его правительства и народа. В жаловании новгородской грамоте, данной Соловецкому монастырю, читаем: “И по благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Псковского владыки Ионы, господин посадник Великого Новгорода степенный Иван Лукинич и старые посадники, и господин тысяцкий Великого Новгорода степенный Труфан Юрьевич и старые тысяцкие, и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород вся пять концов, на вече, на Ярославле дворе, пожаловали игумена... и всих старцев... тыми островы”.

Большое новгородское вече собиралось обыкновенно на торговой стороне, на Ярославле дворе (или “дворище”). Собравшаяся здесь огромная, многотысячная толпа “вольных мужей”, конечно, не всегда соблюдала порядок и благочиние: “На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов” (Ключевский). В случае разногласий на вече возникали шумные споры, иногда - драки, и “осилившая сторона и признавалась большинством” (Ключевский). Иногда одновременно собирались два веча: одно на торговой, другое на Софийской стороне; некоторые участники являлись “в доспехах” (т.е. в вооружении), и споры между враждебными партиями доходили иногда до вооруженных столкновений на волховском мосту.

Администрация и суд.

Совет господ. Во главе новгородской администрации стояли “степенный посадник” и “степенный тысяцкий”.

Суд распределялся между разными властями: владыкой новгородским, княжеским наместником, посадником и тысяцким; в частности, тысяцкий, вместе с коллегией трех старост от житьих людей и двух старост от купцов, должен был “управливати всякие дела” купечества и “суд торговый”. В надлежащих случаях действовал совместный суд разных инстанций. Для “пересуда”, т.е. для пересмотра дел, решенных в первой инстанции, существовала коллегия из 10 “докладчиков”, по одному боярину и по одному “житьему” от каждого конца. Для исполнительных судебных и административно-полицейских действий высшая администрация имела в своем распоряжении ряд низших агентов, которые носили различные названия: пристава, подвойские, позовники, изветники, биричи.

Многолюдная вечевая толпа, конечно, не могла толково и обстоятельно обсуждать подробности правительственных мероприятий или отдельные статьи законов и договоров; она могла только принимать или отвергать готовые доклады высшей администрации. Для предварительной же разработки необходимых мероприятий и для подготовки докладов в Новгороде существовал особый правительственный совет, или совет господ, он состоял из степенных посадника и тысяцкого, кончанских старост, сотских и старых (т.е. бывших) посадников и тысяцких. Совет этот, в который входили верхи новгородского боярства, имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто предрешал вопросы, подлежавшие решению веча, - “‘это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления” (Ключевский).

В областном управлении Новгородского государства мы находим двойственность начал - централизации и местной автономии. Из Новгорода назначались посадники в пригороды, и судебные учреждения старшего города служили высшей инстанцией для пригорожан. Пригороды и все волости новгородские должны были платить дань господину Великому Новгороду. Неурядицы и злоупотребления в области управления вызывали цетробежные силы в новгородских областях, и некоторые из них стремились оторваться от своего центра.



В последнее время мы все как-то больше смотрим на Запад, Европу. В современной политике эти тенденции особенно видны. Нам как будто кто-то внушает, что в российской истории нет ничего особо примечательного и учиться у наших предков особенно нечему. Но это далеко не так. Возьмем, например, Новгородское вече. Что мы знаем про этот инструмент народовластия?

Само слово «вече» произошло от старославянского слова «вет», что в переводе означает «совет». Новгородское вече, несомненно, возникло не на пустом месте. Корни свои оно берет из обычаев решать дела общиной или советом рода у восточных славян.

Первое упоминание о новгородском вече появляется в летописях середины XI века. Еще при Владимире Мономахе князя на престол новгородский назначал Киев. Князь назначал посадника (управляющего). При смене князя менялся и посадник. Но после смерти Мономаха, воспользовавшись бесконечными княжескими усобицами, новгородцы ввели и отстояли свое право выбирать посадника. В первый раз новгородцы выбрали самостоятельно своего посадника (управляющего) в 1126 году. Они очень дорожили этим правом, так как из человека, который представлял интересы князя пред Новгородом, посадник теперь превратился в представителя интересов народа Новгорода пред князем. Мало того, с 1156 года новгородцы начали самостоятельно на вече выбирать из местного духовенства и своего духовного владыку. Затем, постепенно, во второй половине XII века вся высшая новгородская администрация (управленцы) стала выборной – новгородцы выбирали и посадника, и тысяцкого, и епископа, и архимандритов. А с середины XIII века новгородцы получили право выбирать себе и князя самостоятельно.

Вече решало заключить ряд (договор) с князем или нет, если да, то на каких условиях. Разбирало споры между князем и посадником. Вече выбирало и судило высших сановников Новгорода – посадника и тысяцкого. Интересен тот факт, что князь не мог просто снять с должности посадника без суда, для этого он должен был созвать вече.

Вече рассматривало также: вопросы внешней политики, определяло торговые права, ставило миром церкви и монастыри, утверждало законы. Вопросы войны и мира также относились к ведению вече.

Участником вече, в отличие от современных парламентов, мог стать любой человек, гражданин Новгорода – и боярин, и простой ремесленник, и богач, и бедняк. Созвать вече мог не только князь или посадник, но и частное лицо. Оно созывалось тогда, когда в нем появлялась надобность, и тогда по всему городу раздавался звон вечевого колокола. Звук этого колокола всяк новгородец хорошо отличал от звона церковных колоколов. Местом для сбора вече служила площадь под названием Ярославов двор. Но, если избирался новгородский владыка, то народ собирался на площадь у Софийского собора.

Вече отвечало на поставленный вопрос, да или нет. Решение веча принималось большинством и записывалось в грамоту. Делал это вечный дьякон (секретарь). Причем грамоты писались от имени посадника, тысяцкого, бояр, "черных людей" и всего Новгорода Великого. Вече было подлинным институтом власти народа, всех сословий Новгорода.

В российской истории еще много интересных страниц. Строя новое, не следует забывать опыт прошлых лет.

Господин Великий Новгород – один из стариннейших городов России, свое 1150-летие он отметил в 2009 году. Новгород не впустил в свои стены орды монгольского нашествия, хотя и платил дань, но он сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода. Новгород был единственным из древних русских городов, который избежал упадка и дробления в XI-XII вв.
Этот город славен многими страницами прошлого, в том числе, и древними традициями демократических собраний – знаменитым Новгородским вече.
Великий Новгород – центр зарождения российской государственности, там был призван на княжение летописный Рюрик. В Средние века, на территории феодальной Руси, город объединил Новгородскую Русь, став древней столицей первой вольной Новгородской вечевой республики. Ее символ, вечевой колокол, издавна созывал горожан, чтобы решать и делать дела «большие и малые».
Первый раз о новгородском вече в письменных источниках упоминается в 1016 году, когда его созвал Ярослав Мудрый.
Как же проходило вече в Новгороде?
Ученые в своих изысканиях о Новгородском вече опираются на летописи и археологические находки. Однако исследователям не удается определить достоверно, где в Новгороде была «та самая» вечевая площадь. Одной из причин является то, что вечевая система была похожа на лестницу. Каждый район Новгорода («конец»), каждая деревенька около городских стен были ее ступеньками, и каждый такой «субъект» проводил свое малое вече по важным вопросам, а потом уже передавали свои решения на суд городского вече.

Как работало Новгородское вече?

Для участия в этом важном событии жителей на городскую площадь созывали колокольным звоном. Громкоголосые колокола, предназначенные для этой торжественной цели, устанавливали в специально устроенных башнях – гридницах.
На вечевой площади кроме гридниц, было построено специальное возвышение. На эту трибуну поднимались выступающие ораторы, чтобы вся остальная публика могла их видеть. В летописях описывается, как жители, придя на вече, садились на скамьи и лавки, а значит, вечевые площади были специально оборудованы местами для сиденья участников. Обсуждение городских дел было бурным, но проходило оно в комфортной обстановке.
Изначально в Вече участвовали все «новгородские мужи», т.е. граждане – отцы семейств. Решения собрания носили характер общего «гласа народа». Позже, боярская аристократия окрепла и стала сильнее проводить свою линию, но все равно Вече препятствовало монополии князя на власть. Говоря языком сегодняшнего дня, Новгородское вече носило федеральный характер.
Новгородское вече сохранилось до конца 15 века. Но постепенно оно утратило свои черты народной демократии. Экономическое неравенство в народе усиливалось, крупные бояре-землевладельцы подкупали «голоса» бедняков. И таким образом «древнерусские олигархи» создавали на вече собственные большие партии, и, разумеется, принимали выгодные им законы и решения.
Вече превратилось в совет представителей элиты – около трехсот боярских семей, которая начала диктовать свою волю собранию. На такой взрывоопасной почве как грибы после дождя росли смуты и конфликты. Которые и явились одной из причин падения Новгородской республики. Московское княжество тоже не дремало и активно усиливало свои позиции, но это уже совсем друга история…
И 15 января 1478 года Новгородское государство завершило самостоятельное существование. В город въехали московские бояре Ивана III. Самоуправление было ликвидировано, а вечевой колокол отправлен в Москву.

В последнее время мы все как-то больше смотрим на Запад, Европу. В современной политике эти тенденции особенно видны. Нам как будто кто-то внушает, что в российской истории нет ничего особо примечательного и учиться у наших предков особенно нечему. Но это далеко не так. Возьмем, например, Новгородское вече. Что мы знаем про этот инструмент народовластия?

Само слово «вече» произошло от старославянского слова «вет», что в переводе означает «совет». Новгородское вече, несомненно, возникло не на пустом месте. Корни свои оно берет из обычаев решать дела общиной или советом рода у восточных славян.

Первое упоминание о новгородском вече появляется в летописях середины XI века. Еще при Владимире Мономахе князя на престол новгородский назначал Киев. Князь назначал посадника (управляющего). При смене князя менялся и посадник. Но после смерти Мономаха, воспользовавшись бесконечными княжескими усобицами, новгородцы ввели и отстояли свое право выбирать посадника. В первый раз новгородцы выбрали самостоятельно своего посадника (управляющего) в 1126 году. Они очень дорожили этим правом, так как из человека, который представлял интересы князя пред Новгородом, посадник теперь превратился в представителя интересов народа Новгорода пред князем. Мало того, с 1156 года новгородцы начали самостоятельно на вече выбирать из местного духовенства и своего духовного владыку. Затем, постепенно, во второй половине XII века вся высшая новгородская администрация (управленцы) стала выборной – новгородцы выбирали и посадника, и тысяцкого, и епископа, и архимандритов. А с середины XIII века новгородцы получили право выбирать себе и князя самостоятельно.

Вече решало заключить ряд (договор) с князем или нет, если да, то на каких условиях. Разбирало споры между князем и посадником. Вече выбирало и судило высших сановников Новгорода – посадника и тысяцкого. Интересен тот факт, что князь не мог просто снять с должности посадника без суда, для этого он должен был созвать вече.

Вече рассматривало также: вопросы внешней политики, определяло торговые права, ставило миром церкви и монастыри, утверждало законы. Вопросы войны и мира также относились к ведению вече.

Участником вече, в отличие от современных парламентов, мог стать любой человек, гражданин Новгорода – и боярин, и простой ремесленник, и богач, и бедняк. Созвать вече мог не только князь или посадник, но и частное лицо. Оно созывалось тогда, когда в нем появлялась надобность, и тогда по всему городу раздавался звон вечевого колокола. Звук этого колокола всяк новгородец хорошо отличал от звона церковных колоколов. Местом для сбора вече служила площадь под названием Ярославов двор. Но, если избирался новгородский владыка, то народ собирался на площадь у Софийского собора.

Вече отвечало на поставленный вопрос, да или нет. Решение вече принималось большинством и записывалось в грамоту. Делал это вечный дьякон (секретарь). Причем грамоты писались от имени посадника, тысяцкого, бояр, "черных людей" и всего Новгорода Великого. Вече было подлинным институтом власти народа, всех сословий Новгорода.

В российской истории еще много интересных страниц. Строя новое, не следует забывать опыт прошлых лет.