Введение в педагогическую профессию методические разработки. Презентация на тему "введение в педагогическую профессию"

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

г. Сокол

Бахорина О.С.,

преподаватель педагогики

БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»


Рецензенты:

Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей / Автор – составитель: Бахорина Ольга Сергеевна.

Учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую профессию» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование». В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции; определяются профессионально значимые качества личности педагога; роль и место самообразования в становлении педагога.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам средних педагогических учебных заведений.

Тема 1.2. Роль и место педагога в век информационного общества . Социальная значимость профессии педагога. ………………………………………………….…………………………………8

Тема 1.3. Возникновение и развитие педагогической профессии…………………………………..10
Тема 1.4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога…………...............15
Тема 1.5. Требования к профессиональной компетентности и мобильности воспитателя..…....20
Тема 2. Пути и формы овладения педагогической профессией ……………………………….22
Тема 2.1. Подготовка педагогических кадров. Спектр педагогических специальностей………….22
Тема 2.2. Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педа­гога...26

Литература ………………………………………………………………………………………….…..29

Приложение ……………………………………………………………………………………………..30

Введение

Учебное пособие «Введение в педагогическую профессию» ориентировано на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710«Специальное дошкольное образование» по предмету «Педагогика», «Основы общей и дошкольной педагогики».

Сегодня образование осознается обществом как одна из высших ценностей жизни, развития, совершенствования и благополучия человека. Сфера образования требует профессионалов. Именно поэтому возрастает значимость педагогической профессии.

Знание особенностей педагогической деятельности, ее значимости в современном обществе помогут укрепить уверенность у будущих педагогов в правильном профессиональном выборе. Очень важно, чтобы уже сейчас студенты средних педагогических учебных заведений увидели возможности личностного и профессионального роста в процессе получения образования.

Эффективность воспитания и обучения, формирование личности ребенка зависят от личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональных качеств. Воспитатель маленьких граждан должен иметь разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка.

Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми, коллегами по работе.

Изучение раздела «Введение в педагогическую профессию» поможет будущим педагогам приобщиться к педагогической науке, побудит интерес к овладению основами педагогического мастерства.

В пособии представлены опорные конспекты учебных занятий, задания и вопросы для актуализации знаний студентов по темам.

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Как трудно воспитательницей быть…

Детишек всех принять и полюбить,

Понять их, приласкать, приободрить,

А если надо – даже защитить,

А сколько надо знать, да и уметь:

Вязать и шить, плясать и песни петь,

За пять минут всех уложить в кровать.

Домой бежать ты сразу не спеши,

Сначала все на место положи,

Нарежь бумагу, краски приготовь,

Чтоб завтра жизнь здесь закипела

Пораньше на работу прибегай,

Проверив все, опять детей встречай.

Евгения Осипова,

выпускница

Сокольского

педагогического

училища 1974 г.
Тема 1.1. Педагогическая деятельность, ее характеристика

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие.

Изучалось это понятие разными науками: философией, психологией, историей, педагогикой.

В философском понимании деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.

Педагогическая деятельность

Профессиональная Непрофессиональная

Педагоги Родители, окружающие ребенка люди.


Педагогическая деятельность – это система, имеющая определенную структуру.

Ее компонентами являются:

мотив - цель - предмет - способы осуществления - результат

Мотивы педагогической деятельности

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, зависит ее успех. Они влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду .

Возникают мотивы на этапе профессионального самоопределения, при выборе профессии. Они недостаточно осознанные. За годы учебы происходит перестройка мотивов: студенты понимают значимость профессии, осваивают ее содержание и технологию, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к совершенствованию в интересах будущих воспитанников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности

Цель определяется обществом и носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Цель воспитания – всестороннее развитие ребенка.

Цель работы воспитателя – подготовка ребенка к школе,

- укрепление здоровья,

- формирование творческих способностей.

Предмет педагогической деятельности

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

В педагогической деятельности (как и в любой другой)

Субъект Объект (предмет)

Тот, кто выполняет деятельность. Тот, на кого направлены

усилия субъекта

Педагог Ребенок

Педагогическая деятельность – субъектно-объектная.

Воздействия субъекта на объект выражаются в неосознанном «заражении» чертами педагога. Многие исследователи (Петровский В.А., Газман О.С.) говорят, что у детей существует механизм заимствования манер, черт поведения педагога и в зависимости от этого они отдают предпочтение тем или иным областям знаний.

Характер изменений объекта зависит от позиции субъекта.

Некачественное выполнение своих обязанностей педагогом недопустимо.

Если педагог учитывает особенности воспитанников, их потребности, возможности, стимулирует активность, не подавляет авторитетом, то объект становится субъектом, а педагогическая деятельность – субъектно-субъектная. Это более трудная и творческая деятельность.

Способы осуществления педагогической деятельности

Все педагоги должны владеть педагогической техникой, под ней подразумеваются разносторонние умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимуляции их активности.

Реализуются с помощью орудий педагогической деятельности:

Культура речи – владение словом, дикция.

Невербальные средства – жесты, мимика, пластика.

Результаты педагогической деятельности

Воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Особенности педагогической деятельности

1. Современный педагог должен усвоить мысль о том, что воспитание ребенка – это коллективное дело всех заинтересованных взрослых.

Невозможно определить меру вклада педагога в развитие ребенка , так как на его развитие влияет деятельность многих людей, в том числе и семьи и окружения.

2. Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как направлена на стимулирование и коррекцию всех участников педагогического процесса (дети, родители, коллеги).


  1. Непременное условие педагогической деятельности – творчество и автоматические,
репродуктивные действия.

Творчество выражается:

а) в индивидуальном подходе к воспитанникам.

Ребенок – это неповторимая личность, которая требует особых индивидуальных форм воздействия. Но нельзя снабдить педагога готовыми рецептами на все случаи жизни. Педагог должен самостоятельно принимать решения, проявляя быстроту мышления и инициативу.

б) в выборе средств и методов воздействия.

8. Выполните задания 3, 4 (Приложение 1).

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-12-26

">Вопросы к зачету по курсу педагогики «Введение в педагогическую профессию».

">Раздел ">I ">. Образование как личностно преобразующая деятельность.

  1. ">Сущность понятия «образование». Цели, задачи образования.
  2. ">Стратегические направления образования ">XXI "> века.
  3. ">Понятие о непрерывности и многоуровневости образования.
  4. ">Понятие об образовании как системе, структура системы образования в Республике Беларусь.
  5. ">Концептуальные основы развития национальной системы образования в Республике Беларусь.
  6. ">Основные принципы государственной политики в области образования в Республике Беларусь.
  7. ">Непрерывное педагогическое образование, его сущность и структура.
  8. ">Основные направления реформирования высшего педагогического образования в Республике Беларусь.
  9. ">Средняя школа – основное звено в системе непрерывного образования. Реформирование средней школы в Республике Беларусь.
  10. "> Понятие о самообразовании учителя. Непрерывное образование – средство профессионального самосовершенствования педагога.
  11. "> Источники профессионального самообразования учителя, пути его работы над собой в плане совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.
  12. "> Понятие о профессионально-педагогическом самовоспитании. Соотношение понятий «педагогическое самообразование» и «педагогическое самовоспитание».
  13. "> Структура педагогического самовоспитания.
  14. "> Методы профессионального самовоспитания учителя.

">Раздел ">II ">. Педагог – личность и профессия.

  1. "> Понятие о педагогической профессии. Краткая история ее возникновения и развития.
  2. "> Взгляды выдающихся людей, педагогов-классиков на учителя и педагогическую профессию.
  3. ">Специфика педагогической профессии.
  4. "> Сущность понятий «педагог», «учитель», «преподаватель», «воспитатель».
  5. "> Учитель как субъект педагогического труда. Модель современного учителя (профессиограмма педагога).
  6. "> Профессиональные требования к личности учителя. Доминантные и периферийные профессионально значимые личностные качества учителя (ПЗЛК). Противопоказания к педагогической деятельности в личности человека.
  7. "> Понятие о профессиональной пригодности учителя как предпосылка к развитию его профессионализма.
  8. "> Педагогические способности – важнейшие профессионально значимые личностные качества учителя. Характеристика основных педагогических способностей.
  9. "> Понятие о педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности.
  10. "> Характеристика видов педагогической деятельности.
  11. "> Понятие о педагогическом профессионализме. Уровни педагогического профессионализма.
  12. "> Сущность и структура педагогического мастерства как высокого уровня профессионализма учителя.

">Раздел ">III. Ребенок как самоценность и субъект образовательного процесса.

  1. "> Генезис (развитие) этики отношения к детству. Предпосылки возникновения прав ребенка.
  2. "> Понятие о гуманистической педагогике. Значение ее идей для становления и развития прав ребенка на юридической основе.
  3. "> Права ребенка как педагогические ценности.
  4. "> Международные акты в защиту прав ребенка (основные документы по правам ребенка).
  5. "> Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», его сущность и содержание, значение для профессиональной деятельности педагога.
  6. "> Основные направления в формировании профессиональной позиции учителя, признающего самоценность личности ребенка в педагогическом процессе.

Учебное издание предназначено для подготовки и самоконтроля знании студентов по курсу «Введение в педагогическую профессию».
Адресовано студентам и преподавателям педагогического факультета ВГУ имени П.М. Машерова.

Образование как особая сфера социализации личности.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, семейным положением, приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает также развитие, самоопределение, самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИЯХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Образование как особая сфера социализации личности
Тема 2. Система образования Республики Беларусь
Тема 3. Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией
Тема 4. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога
Тема 5. Педагогическая профессия и ее особенности
Тема 6. Педагогическая деятельность: сущность и специфика
Тема 7. Профессионализм как условие успешной деятельности педагога
Тема 8. Требования к личности педагога
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в педагогическую профессию, Курс лекций, Бумаженко Н.И., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Н.Л.Винниченко

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебное пособие

Томск - 2004

ББК 74.00.я73

В.48
Учебное пособие разработано в рамках гранта РГНФ № 04-06-00284 а «Теоретико-методологическое обоснование технологии подготовки специалиста квалификации «Учитель малокомплектной школы»
Винниченко Н.Л.

Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие - Томск: ТГПУ, 2004.

Рецензент - Атрашенко А.Н., кандидат пед. наук, директор городского научно-методического центра
В данном учебном пособии рассмотрены основные аспекты педагогической профессии, возможности и условия ее освоения. Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по психолого-педагогическим дисциплинам.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, учителей и читателей, интересующихся педагогической деятельностью.

© ТГПУ, 2004
© Винниченко Н.Л., 2004
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................…………..5

1 Общая характеристика педагогической профессии………………………………………..........................................................6


    1. Профессия и профессионализм педагога………………………………………..6

    2. Особенности педагогической профессии…………………………………..........9

    3. Из истории университетского образования……………………………………..11

    4. Современное высшее профессиональное образование………………………...12

  1. Профессиональная деятельность и личность педагога…………………….14

    1. Общечеловеческие ценности – основа педагогической деятельности………..14

    2. Сущность педагогической деятельности………………………………………..16

    3. Структура педагогической деятельности…………………………………..........17

    4. Педагогическая позиция………………………………………………………….18

    5. Образ учителя в современной культуре…………………………………………20

    6. Формирование «Я-концепции» педагога………………………………………..21

    7. Педагогические способности…………………………………………………….22

  2. Общая и профессиональная культура педагога……………………………..24

    1. Культура педагогического труда………………………………………………….24

    2. Культура педагогического общения……………………………………………...27

  3. Государственный образовательный стандарт и требования к личности и профессионально компетентности педагога………………………………….29

    1. Профессиональная компетентность педагога……………………………………29

    2. Педагогические знания и теоретическая готовность к педагогической деятельности……………………………………………………………………….31

    3. Педагогические умения и практическая готовность к педагогической деятельности……………………………………………………………………….32

    4. Профессиональный идеал педагога………………………………………………33

  4. Профессиональное становление и развитие педагога………………………34

    1. Современные стратегии образования……………………………………………35

    2. Проблемы творческого роста учителя……………………………………………37

    3. Педагогическая карьера……………………………………………………………38
Словарь..........................................................................................................…….........41

Литература................................................................………………………………….42

Введение.
Одна из самых сложных профессий в современном мире – профессия педагога. Общество доверяет ему формирование будущих поколений, тех, кто через несколько лет будут определять дальнейшее развитие нашей цивилизации. Именно поэтому к педагогу общество предъявляет очень высокие профессиональные требования.

Вы избрали эту профессию делом своей жизни. Педагогический университет поможет вам овладеть этой профессией, стать квалифицированным специалистом, обрести своё профессиональное кредо, раскрыть ваш творческий потенциал. Для этого в педагогическом университете изучается целый блок педагогических дисциплин. Данный курс познакомит вас с сущностью педагогической профессии, её структурой, системой педагогических учебных заведений и многим другим, чем богата эта профессия. Он носит ориентирующий характер, помогающий определить человеку, правильно ли он выбрал свой профессиональный путь.

В работе над текстом пособия вам поможет различный шрифт. Полужирным шрифтом выделены названия тем и наиболее важные понятия, их расшифровка. Подчеркнутые слова и словосочетания разъясняют понятия, их структуру. Курсивом выделены основные идеи тем. В конце каждой темы вы найдёте вопросы, которые помогут лучше усвоить текст, поразмыслить над ним, сформулировать собственное мнение по данному вопросу. Основные определения и понятия , расшифровка которых приводится в тексте, можно также найти в словаре, находящимся в конце пособия. Там же приведен список литературы, которая использовалась при написании пособия.

Труден путь освоения педагогической профессии, поэтому формировать профессиональные умения необходимо с самого начала обучения профессии. Каждое новое знание, приобретённое умение поведёт вас к вершинам педагогического творчества.

Доброго вам пути!

1 Общая характеристика педагогической профессии.
Педагогическая профессия, её возникновение и культурно-историческое развитие. Особенности педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей. Квалификация в педагогической профессии . Университет как феномен европейской культуры. Особенности развития российского университетского образования. Структура современного педагогического университета. Основные формы занятий в университете. Роль самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов в процессе овладения профессией в педагогическом университете. Педагогические учебные заведения.
1.1 Профессия и профессионализм педагога.
Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Эти дети становились монахами-писцами при монастырях. Грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным людям , а большому количеству. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. Для этого нужны специальные методики, которые могут разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Профессия педагог становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, становятся разнообразнее, теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер. Появляется такое понятие как "система учитель", являющаяся проводником и распространителем культуры в широких народных массах.

Система учитель - это система хранения и передачи информации последующим поколениям. 1

Возникновение этой системы имело несколько различных последствий, которые сыграли значительную роль в развитии человеческого общества. Можно выделить следующие, наиболее важные: развитие национального языка, в том числе развитие письменности, литературы; возникновение и развитие нравственных норм общения людей; приобщение к своей национальной культуре и проникновение в культуру других народов.

Социальная значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество.

Что же такое профессия «педагог», чем она отличается от других профессий?

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно , в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.

Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 2

Профессия – это объективно необходимый, особый вид деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые детерминированы особой социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает. Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Поэтому следует различать: педагог – это профессия, а филолог – может быть специальностью в рамках этой профессии. В рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии.

Можно выделить четыре значения термина «профессия»:


  1. Область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.

  2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.

  3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.

  4. Деятельность, работа профессионала , то есть сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций.
Наряду с термином «профессия» часто встречается термин «профессионализм», вызывающий много споров и разногласий. Данное понятие можно раскрыть согласно разработанной концепции профессионального развития личности.

Профессионализм – это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях. 3

Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:

В когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости;

В эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности ;

В практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате - установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Выделенные факторы являются ведущими в процессе становления личности профессионала, они применимы к любой профессии. Есть и другие факторы, которые зависят от ведущих.

Каждый их факторов может быть неравномерно выражен у профессионала. Слияние отдельных личностных качеств в результате профессиональной деятельности определяет основные направления профессиональной специализации, например: педагог-предметник, педагог-методист и т.д.

Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов. Они не идут традиционным путем, стремясь реализовать всю совокупность педагогических средств, а максимально используют лишь то, что позволяет им эффективно оказывать свое личностное воздействие. Например, В.Ф.Шаталов этого добивается через четкую организацию учебного процесса, опирающуюся на конспективно-схематическое изложение и обозначение материала; С.Д.Шевченко - через ученическое самоуправление, раскрытие творческих возможностей школьников.

1.2 Особенности педагогической профессии.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа "человек-человек" выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития , формирования её духовного мира.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». 4

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». 5

Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности , применять нестандартные решения.

И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, честность, чувствительность. 6

Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.