Особенности жанра мертвых душ и композиции поэмы. В помощь школьнику. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Одинцова Анна - главный женский персонаж в известном романе И. Тургенева «Отцы и дети». Эта женщина продолжает серию знаменитых героинь писателя. И хотя она, в отличие от других действующих лиц, не является молодой девушкой, процесс формирования и становления которой часто становился объектом пристального внимания и интереса автора, тем не менее, занимает видное место в его творчестве как человек, сумевший пробудить чувство в главном герое, который, в свою очередь, стал одним их самых выразительных персонажей в русской литературе.

Внешность

Одинцова Анна - очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой (таковых в свете было немало), а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.

Автор при описании облика героини употребляет такие эпитеты, как «свежая», «чистая», которые подчеркивали не столько внешнюю красоту, сколько богатый внутренний мир. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика внешности которой позволяет лучше понять ее характер, не зря сразу привлекает внимание главного героя, который небрежно замечает, что она не похожа на остальных женщин.

Первое появление

Впервые персонажи романа, Базаров и его друг Аркадий, встречают героиню на светском мероприятии. Последний был очарован и пленен ею, однако автор сразу подчеркивает, что она была его умнее, рассудительнее и спокойнее, поэтому читатель сразу понимает, что эта степенная женщина не станет парой для пылкого и горячего молодого человека. Зато Базаров сразу привлекает ее внимание, да и он сам также ею заинтересовался. Одинцова Анна Сергеевна, внешность которой выдавала в ней незаурядную натуру, была немногословной и очень рассудительной.

Все в этой женщине дышало покоем, умиротворением и уверенностью в себе и своих силах. Ее осанка поражала достоинством, а лицо - умом и важностью. Показателен тот факт, что в ней не было и тени кокетства или жеманства, присущих большинству светских дам. Автор акцентирует внимание читателя на тех ее чертах, которые свидетельствовали о ее незаурядном интеллекте: у этой женщины немного нависший белый лоб, внимательные наблюдательные светлые глаза, обаятельная, располагающая улыбка.

Одежда

Одинцова Анна одевалась просто, но со вкусом. Самое запоминающееся ее платье - черного цвета, и в этой маленькой детали внимательный читатель может найти параллель с Анной Карениной, которая появилась на одном балу в точно таком же наряде (в данном случае показательно также и совпадение имен героинь). Затем писатель несколько раз представляет ее в простом домашнем туалете: в легкой шерстяной одежде или белом платье, которое еще больше оттеняло ее красоту и непосредственность. Одинцова Анна почти всегда предстает в светлой одежде, которая окутывает ее широкими складками, подчеркивает естественность и непринужденность.

Социальный статус

Эта женщина по своему положению - богатая помещица. Она вдова, после смерти мужа так и не вышла снова замуж. Ее имение процветало, и это говорит о том, что героиня - очень умная и рачительная хозяйка. Она заботилась не только о себе, но и о младшей сестре, которая немного ее побаивалась, хотя и любила.

Тургенев сообщает несколько интересных фактов из жизни своей героини. Одинцова Анна Сергеевна до встречи с Базаровым была замужем за богатым человеком, которого совсем не любила, но согласилась вступить с ним в брак по расчету. Ее супруг был богатым, степенным и рассудительным, что вполне соответствовало характеру этой женщины. Умирая, он оставил ей все свое состояние: дом, сад, оранжерею и все хозяйство. Одинцова два года после его смерти не выезжала из деревни, потом побывала с сестрой за границей, но там быстро соскучилась и поскорее вернулась в свое поместье.

Характер

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой является предметом настоящего обзора, была по натуре очень спокойной, рассудительной женщиной. Больше всего она ценила свой покой, умиротворение, привычный распорядок дня. Поэтому героиня избегала всего, что могло бы вывести ее из состояния равновесия и душевного умиротворения. Знакомство с Базаровым стало для нее также своеобразным испытанием, так как впервые она испытала довольно сильное влечение к этому человеку, что грозило в корне изменить ее жизнь.

Однако она нашла в себе силы преодолеть искушение и остаться верной тем принципам, которых придерживалась до сих пор. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой доказывает незаурядность ее личности, успешно преодолела свою привязанность к главному герою, сохранив при этом к нему дружеские чувства, чего нельзя сказать о последнем. Базаров был человеком весьма импульсивным, и разочарование в любви принесло ему большие страдания.

Увлечения

Одна из самых колоритных героинь Тургенева - Одинцова Анна Сергеевна. Образование этой женщины весьма интересно с исторической точки зрения. В то время, когда происходит действие романа, женщины получали в основном гуманитарные знания и навыки ведения домашнего хозяйства. Героиня же произведения пошла несколько дальше своих современниц: она увлекалась ботаникой и неплохо в ней разбиралась. Благодаря этой теме она нашла общий язык с Базаровым. Интерес к естественным наукам для женщины этого времени можно считать необычным.

Однако Одинцова - героиня во всех отношениях весьма необычная, она делает то, что ей нравится, не считаясь с мнением окружающих. Впрочем, при этом молодая женщина пользуется популярностью в обществе, ее мнением дорожат, ее часто можно увидеть на светских раутах и приемах, а также балах.

Философия

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика, цитаты которой доказывают наличие у этой необычной женщины стройного мировоззрения, довольно часто рассуждала с Базаровым о жизни, судьбе, о времени, что доказывало ее незаурядный ум. Например, отрицая его нигилизм, она задается вопросом: «По-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?» Она заинтересовалась главным героем именно потому, что у него также была стройная система мировоззрения. В их разговорах и диалогах эти две системы постоянно сталкивались между собой, причем преимущество обычно оказывалось на стороне героини. Дело в том, что эта женщина жила так, как подсказывали ей ум и сердце, руководствуясь простым житейским опытом.

Она не мудрствовала, как Базаров, и предпочитала оставаться сама собой. Однако ее фраза «В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет» доказывает, что она, тем не менее, стремилась заполнить свою жизнь смыслом, поэтому заботилась о младшей сестре, как мать, и работала над обустройством поместья.

Общие черты с Базаровым

Все читатели романа «Отцы и дети» наверняка всегда задавались вопросом о причине интереса этих героев друг к другу. Между обоими можно найти много общего. Герои, как уже было сказано выше, имели свою систему ценностей и философию жизни, которой следовали не только на словах, но и на деле. Одинцова, как и Базаров, была равнодушна к красотам природы. Она была умна, интересовалась науками, как и главный герой.

Героиня лишена предрассудков и, как и ее новый знакомый, жила по заведенному порядку, не считаясь с мнениями окружающих. При этом у нее не было никакой конкретной цели, в чем она сама однажды призналась: «Воспоминаний много, а вспомнить нечего… Мне и не хочется идти». Такая жизненная позиция удивляла Базарова, и в этом пункте между ними начинались расхождения.

Противостояние

Герой считал, что необходимо покончить со старым образом жизни и установить новый порядок. При этом сам он ничего для этого не делал практически: он не участвовал в революционном движении и не состоял ни в каких кружках, но, напротив, относился к молодым интеллигентам (вроде его случайного приятеля Аркадия) с добродушным презрением. Не такова Одинцова: она ко всему проявляла интерес, внимательно наблюдала за окружающими ее людьми, тщательно анализировала их характеры, поведение, слова. Базаров заинтересовал ее как человек незаурядный: молодая женщина сразу угадала в нем сильную личность с несколько эксцентричными взглядами, но способную на борьбу, и недюжинный физический и умственный труд. Эти качества сильно ей импонировали, кроме того, в Базарове чувствовался избыток жизненной силы и энергии, которую она старательно в себе подавляла.

И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь - это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.

В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».

И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.

Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Базаров жертвует всем ради любви - своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети » играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Одинцова – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж.
От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.

  1. Новое!

    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...

  2. Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался...

    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....

    Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное...

1. Загадка женской души в литературе.
2. Неординарная личность Одинцовой.
3. Новый тип женщины в литературе.

Во все времена писателей интересовало состояние и загадки женской души, отсюда такое большое разнообразие женских образов в русской литературе. Представительница слабого пола с ее подвижной психикой, склонностью к эмоциональному выражению собственных чувств представлялась авторам идеальным объектом для исследования и изучения, не говоря уже о таинственности и непредсказуемости именно русского женского характера. При этом каждый писатель наделял свою героиню теми качествами, которые бы хотел видеть в ней в идеале, в зависимости от того, какое место и предназначение в этой жизни он ей предусматривал.

К примеру, Л. Н. Толстой видел представительницу прекрасного пола в качестве хранительницы домашнего очага, матери многочисленного семейства. Именно такая участь была уготовлена его самой любимой героине Наташе Ростовой из романа «Война и мир» после замужества с Пьером. Если же женщина по тем или иным причинам не желала вписываться в строгие рамки, это сурово каралось справедливым возмездием. Достаточно вспомнить несчастную Анну Каренину, завершившую свою жизнь под колесами поезда.

Совсем иное мнение о предназначении женщин у другого великого мастера слова Ф. М. Достоевского. Он видел представительницу слабого пола прежде всего преданной спутницей мужчины, нежной и заботливой подругой, для которой возлюбленный и муж, и отец, и ребенок. Именно поэтому героини писателя склонны разделять мировоззрения своего избранника, а еще более мягко направлять, нравственно облагораживать его и заботиться о духовном развитии. Достоевский считал, что настоящая женщина по складу своего характера более остро способна ощутить несправедливость и ложь, а значит, она должна ограждать своего мужчину и своих близких от неприятностей, идти ради этого даже на самопожертвование.

В произведениях Н. В. Гоголя женщины, как правило, умны, задорны и держатся с мужчинами на равных. Они могли и схитрить, поплакав для дела, и проявить чудеса выдержки и бесстрашия. В целом это расчетливые особы, которым приходилось выживать в этом нелегком мужском мире. В большинстве рассказов А. П. Чехова представительница прекрасного пола выступала как легкое, воздушное создание. Многие его героини отличались миловидными личиками, детскими выходками и легкомысленностью. Но это совершенно не мешало им прекрасно разбиваться в событиях общественной жизни и верно оценивать обстановку. Блистая на балах и семейных торжествах, очаровывая сослуживцев и начальство мужа, прелестница нередко становилась чуть ли не единственным аргументом, продвигающим ее суженного вверх по карьерной лестнице.

У И. С. Тургенева, несомненно, было свое видение характера представительниц прекрасного пола. В своих произведениях он мастерски нарисовал немало женских образов, что послужило поводом для выделения среди реально существующих дам типа так называемой тургеневской девушки.

Одной из ярких представительниц авторской галереи являлась Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети». С первых мгновений знакомства с героиней читатель может понять, что перед ним предстала сильная, неординарная и цельная личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При первом же взгляде на нее Аркадий мгновенно сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в этой жизни. Его интуиция не подвела. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство.

Молодая женщина с несвойственной многим дамам высшего света рассудительностью взялась за управление своих владений и даже ввела в своем имении строгий порядок, полагая, что без этого в деревне «со скуки умрешь». Анна Сергеевна сразу поразила главных героев своим умом, независимостью, отсутствием предрассудков, а также равнодушием к различным сплетням и пересудам, распространяющимся по местному светскому обществу: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Молодая женщина, сознательно поселившаяся в деревне, сторонилась городской суеты, редко показывалась на балах, однако живо интересовалась всеми новыми идеями и достижениями науки. Отличаясь прекрасным образованием, она старалась вести свое хозяйство в ногу со временем. Для сего даже выписывала из столицы и внимательно изучала некоторые научные издания. Безусловно, ее внимание не мог не привлечь новый молодой человек, отличающийся суждениями, идущими вразрез общепринятых представлений. Молодых людей сближало то, что каждый из них старался жить своим умом, не признавая общественные авторитеты.

Однако Анна Сергеевна быстро рассмотрела в Базарове бунтаря, который никогда не удовлетворится спокойной и размеренной жизнью, так оберегаемой женщиной. Добившись определенной внешней и внутренней гармонии, Одинцова сильно дорожила этим своим состоянием: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них». Свое спокойствие и благополучие Одинцова ставила на первое место. Именно поэтому женщина никогда не позволяла себе увлекаться чем или кем-либо: «Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию». Ее боязнь разрушить однажды уже созданную гармонию и рассудочность в самом зародыше гасит ее душевные порывы. Анна Сергеевна производит впечатление холодной неприступной особы. «Эко, как она себя заморозила», — подмечает Базаров при знакомстве с этой женщиной. Однако по-другому, Одинцова возможно бы и не выжила. Ей пришлось принять такой стиль поведения, чтобы с одной стороны вполне сносно уживаться в окружающем мире с другими его обитателями, а с другой духовно не чувствовать себя в чем-то ущербной, оставить себе пространство для внутреннего развития. Вполне понятно, почему временами Анна Сергеевна чувствует себя одинокой. Ей, как и любой женщине, хотелось бы настоящей любви, сильных чувств и увлечений, о чем она и говорит Базарову. Однако это могло бы угрожать устроенности ее жизни, поэтому минутная слабость быстро преодолевается и не оставляет никаких следов в ее душе: «Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле».

Таким образом, можно сделать вывод, что Тургенев воспринимал женщин, как равных себе по складу ума и положений, он оставлял за ними право на свободолюбие и независимость. Именно такие характеры были ему интересны. С цельной натурой, рассудительной и спокойной, на любое явление жизни имеющей свое собственное мнение, всегда приятнее иметь дело, нежели с прелестной, но легкомысленной кокеткой. В произведениях Тургенева явно просматривалось и такое общественное явление XIX века, как женская эмансипации. Прекрасные дамы становились более независимыми от мужчин. Они довольно трезво понимали, что удачное замужество просто необходимо любой женщине, поскольку способно придать некоторый вес в обществе. Однако добившись определенного благосостояния, они были склонны отказаться от брачного союза, освещенного церковью.

Эти женщины прекрасно знали себе цену и не позволяли чувствам взять верх над разумом. То есть в России складывался совершенно новый тип женщин, способных прекрасно обходиться без сильной половины, самостоятельно управлять хозяйством, и обретать экономическую независимость.