Над этой темною толпой история создания. Воздушный шар взорвался над толпой в мьянме

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

Другие редакции и варианты

1-8   Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?


Смрад, безобразье, нищета, -

Тут человечество немеет -

Кто ж это все прикрыть сумеет?..

Ты, риза чистая Христа!

Автограф - Гос. музей Л.Н. Толстого (III, инв. 60543);

Список - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 69.


13   Кто их излечит, [нас] прикроет?

Автограф - Альбом Тютч. - Бирилевой .

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (3) - Гос. музей Л. Н. Толстого (III, инв. 60543); Альбом Тютч. - Бирилевой ; РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 2 об.

Списки - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 69; ед. хр. 183. Л. 52 об. - 53; ед. хр. 183. Л. 56 об.; ед. хр. 184. Л. 54–54 об.; Альбом Тютчевой (с. 153); РГБ. Ф. 139. К. 10. Ед. хр. 11. Наборная рукопись рукою Ю. Ф. Самарина - из портфеля журнала РБ. 1858.

Первая публикация - РБ. 1858. Т. 2. Кн. 10. С. 3. Ценз. пом.: 17 мая 1858 г. Вошло в Изд. 1868. С. 174; Изд. СПб., 1886. С. 221; Изд. 1900. С. 223.

Печатается по автографу РГАЛИ.

Текст автографа (Гос. музей Л. Н. Толстого) состоит из двух строф и является, по-видимому, первой редакцией стихотворения. В пользу этого предположения свидетельствует письмо Д. Ф. Тютчевой к Е. Ф. Тютчевой от 24 августа / 5 сентября 1857 г. (ЛН-2. С. 290–291), в котором одна из дочерей Тютчева сообщает о впечатлениях, полученных ею от поездки в окрестностях Овстуга, совершенной вместе с отцом. В тексте письма на фр. яз. есть указание на стихи, изображающие очарование той поры, - «Есть в осени первоначальной…», текст которых прилагается к письму. Произведение датируется 22 августа, далее следует текст стих. «Над этой темною толпой…». Первая строфа его совпадает с вариантами автографов РГАЛИ и Альбома Тютч. - Бирилевой , вторая имеет следующий вид:


Смрад, безобразье, нищета, -

Тут человечество немеет -

Кто ж это все прикрыть сумеет?..

Ты, Риза чистая Христа.


После текста стоит дата: «Овстуг. 15 августа 1857». Письмо Д. Ф. Тютчевой - одно из первых свидетельств о существовании произведения. В автографах РГАЛИ и Альбома Тютч. - Бирилевой представлена, следовательно, переработанная, окончательная редакция стихотворения.

Автограф РГАЛИ - аккуратно записанный (синими чернилами, обычно у Тютчева - черные) беловой текст. Вместо заглавия над стихотворением - год в скобках «(1857)». Многоточия стоят в конце 4-й, 6-й, 11-й строк, в конце стихотворения (12-й строке) - тире. Тютчев, как обычно, не стремится к категоричности и эмоционально-смысловой завершенности высказываний (точки в автографе отсутствуют). Слова «Народа», «Свобода», «Сон», «Сердце» написаны с прописной буквы.

В автографе Альбома Тютч. - Бирилевой 11-я строка первоначально выглядела следующим образом: «Кто их излечит, нас прикроет?», затем «нас» зачеркнуто и надписано «кто». Имеется помета на фр. яз. (рукой Эрнестины Федоровны): «15 août. 1857».

Среди списков встречаются два варианта стихотворения (из двух и трехстроф), с некоторыми пунктуационными изменениями. В текстах с первоначальной редакцией указано не только время, но и место создания: «Овстуг. 15 августа 1857».

В РБ помещено в рубрике «Изящная словесность» в числе «Шести стихотворений Ф. Тютчева». Вместо заглавия поставлен год - 1857, но без скобок, которые есть в автографе РГАЛИ. Прописных букв в словах «Народа», «Свобода» нет.

В Изд. 1868 опубликовано под заглавием «Народный праздник» и датировано 1857 г. В Изд. СПб., 1886 выходит под тем же заглавием, но время создания уточняется: «15 августа 1857». Та же дата указана в Изд. 1900 , но стихотворение появляется в печати без заглавия.

Написано в Овстуге в день престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Наблюдения за крестьянами породили размышления об их судьбе в связи с предстоящей реформой 1861 г. В сентябре 1857 г. Тютчев писал гр. А. Д. Блудовой: «…Одним словом, власть в России на деле безбожна , ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаешь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол <…>

Вот почему мне кажется неизбежным, что в продолжение первого времени по крайней мере <…> истинное значение задуманной реформы сведется к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий…». Далее французский текст сменяется русским: «И тем не менее никто лучше меня не сознает того, что мы пройдем через эту фазу, - мы обязаны через нее пройти, чтобы понести в пути все наказания, столь нами заслуженные» (Изд. 1984. Т. 2. С. 251–252).

Ю. Ф. Самарин в письме к А. О. Смирновой от 16 февраля 1858 г. цитировал «Над этой темною толпой…», отмечая: «Верно! - Но в чьих руках теперь эта риза? Обетованной земли мы все-таки не увидим и сложим свои кости в пустыне» (цит. по: Чулков II. С. 361).

И. С. Аксаков отмечал, что стих. «Над этой темною толпой…» Тютчева, как и «Эти бедные селенья…», было написано «в самом начале толков и прений, волновавших тогда всю Россию, и служит как бы ответом на слышавшиеся со всех сторон опасения, что уничтожение крепостного права только раздражит в народе его дикие инстинкты и побудит его к мести. В этих стихах сказалась заветная вера поэта в христианскую стихию Русского народного духа. Он понимал, что громадная историческая неправда не может быть упразднена одним внешним формальным законом, - что разрешение задачи не исчерпывается точностью регламентов и правильностью расчетов, - что никакие материальные вознаграждения не в состоянии были бы возместить, если бы в самом деле потребовалась уплата, тех невещественных потерь и зол, которые были неизбежным для крестьянства последствием крепостных отношений; что наконец главным историческим фактором, главным мирным решителем и свершителем всего дела должен явиться и явится самый дух народа, дух той земли, которую всю, по выражению его же, Тютчева,


В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя…»


(Биогр. С. 275–276).

Художественные достоинства стихотворения получили неоднозначную оценку в русской критике. Л. Н. Толстым произведение отмечено буквами «Т. Г.» (Тютчев. Глубина). Целиком отчеркнуто, как наиболее удачное (ТЕ. С. 147). Р. Ф. Брандтом «Над этой темною толпой…», «Императору Александру II», «Ватиканская годовщина», «Русская география», «Тогда лишь в полном торжестве…» отнесены к «прямо слабоватым (недостаточно поэтичным)» произведениям Тютчева (Материалы. С. 127).

В. С. Соловьев в статье «Поэзия Тютчева» (Вестник Европы. 1895. № 4. С. 735–752) рассматривает стих. «Над этой темною толпой…» в контексте «патриотических пророчеств нашего поэта»: «На взятие Варшавы» («Как дочь родную на закланье…» (1831), «Русская география» (1848–1849), «Два единства» (1870). Развивая мысль Тютчева о великом призвании России, Соловьев писал: «…как в душе природного мира и в душе отдельного человека светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую основу, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, - которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели, - точно так же, конечно, и в этой собирательной душе человечества, т. е. в России. Ее жизнь еще не определилась окончательно…». Формулируя «окончательный смысл» «патриотических пророчеств» Тютчева, философ заключает: «…судьба России зависит <…> от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начала в ней самой». В этом «условие для исполнения ее всемирного призвания» (Соловьев. Поэзия. С. 482–483).

Выражением веры в то, что «спасение возможно на религиозной почве», считал последнее четверостишие и П. Исаев в статье «Религиозные мотивы в творчестве Ф. И. Тютчева (по поводу 40-летия со дня смерти)» // Рязанские епархиальные ведомости, 1913. № 13–14. С. 527–536; № 15. С. 567–570.

Заслуживает внимания указание современного исследователя М. М. Дунаева на характер прочтения понятия «свобода» в тютчевском стихотворении: «Следует с определенностью сказать, что поэт имеет в виду не ту свободу, которую заидеологизированное сознание большинства связывает со стереотипом «революционной борьбы» - к революции у Тютчева было неизменное неприятие - Тютчев ведет речь о Свободе в высшем, религиозном понимании, что и раскрывается далее в его стихах» (Дунаев М. М. Православие и русская литература: Учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти ч. М., 1997. Ч. II. С. 399) (А. М. ).

Библейские мотивы в русской поэзии [антология] Анненский Иннокентий

«Над этой темною толпой…»

«Над этой темною толпой…»

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит

И сон разгонит и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Из книги ЖИТЬ ТРЕЗВЫМИ автора Алкоголики Анонимные

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла автора Гьяцо Тензин

Об этой книге В последующих главах я буду описывать особые буддийские практики, способствующие достижению внутреннего покоя и развитию способности к состраданию. Эти практики представляют собой составную часть деятельности по преодолению ошибочных, по мнению

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Об этой книге Мы вам расскажем об истории мусульманской религии, о Коране, о добрых и злых деяниях пророка Мохаммеда, неизвестных страницах ислама, о взаимоотношениях мусульман с остальным миром. Сразу скажем, что эта книга - не религиозная. Она не призывает ни принимать

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

3. Павел защищается перед толпой (21:37 - 22:22) 37 При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по–Гречески? 38 Так не ты ли тот Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи

Из книги Метаморфозы Душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Часть 1 автора Штайнер Рудольф

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Реальность этой истории То, что Ветхий Завет рассказывает историю, не требует доказательств. Тем не менее, вопрос весьма значимый. Ветхий Завет рассказывает не просто свою историю, а, скорее, часть основной и универсальной истории, включающей в себя все творение, время и

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

Обзор этой книги Глава 1 рассматривает традиционное учение церкви относительно развода и повторного брака, о котором многие пасторы пришли к выводу, что оно неприменимо на практике. Эта глава также показывает, что иногда мы думаем, что Библия говорит то, чего в ней на

Из книги Видья Вахини автора Баба Шри Сатья Саи

Об этой книге Баба разъяснил, что слово Видья (Vidya), использованное в этой книге Вахини (Поток Мысли), означает «то» (ya), что «просветляет» (Vid). Именно этот смысл выдвинут на первый план в таких выражениях, как Атма Видья, Брахма Видья и т. д., и даже в названии Видьягири,

Из книги Утоли моя печали автора Вознесенская Юлия

НА ЭТОЙ ПУСТЫННОЙ ДОРОГЕ Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и

Из книги Стопы благовестника автора Попов Владимир Александрович

Об этой книге Книга "Стопы благовестника", написанная преподавателем Библейского Института В.А. Поповым, рассказывает о нелегкой судьбе и многообразном подвижническом служении известного проповедника-миссионера Василия Гурьевича Павлова (1854- 1924). В доступной

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемненную душу видят бесы Хочу в дополнение к предыдущей речи и ещё кое-что сказать о том же. Перескажу Вам несколько опытов того, что душа в оболочке своей точно принимает вид,

Из книги Чудо автора Льюис Клайв Стейплз

Из книги Матушки: Жены священников о жизни и о себе автора Лученко Ксения Валерьевна

Об этой книге Книга, которую вы держите в руках, – это рассказы девяти женщин о своей жизни. Все эти женщины очень разные: москвички и петербурженки, работающие и домохозяйки, разного возраста и воспитания, у кого-то из них много детей, у кого-то нет, кто-то вырос в

Из книги Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы автора Ринпоче Лама Сопа

Из книги автора

III Отказ от этой жизни Лама Атиша ответил:"Отвернись в своем сердце от этой

Британская газета The Daily Telegraph сообщила о том, что над толпой зрителей во Мьянме взорвался воздушный шар. Пострадали, по меньшей мере, девять человек. Они получили травмы различной степени тяжести и на данный момент получают квалифицированную медицинскую помощь. Стало известно, что погибших в результате происшествия нет. Их чудом удалось избежать.

Уточняется, что инцидент произошел, когда нагруженный фейерверками воздушный шар взорвался над толпой зрителей. На видеозаписи, которую опубликовало издание, видно, как фейерверки летят не в небо, а в сторону людей. Толпа в панике начинает разбегаться.

Воздушный шар, наполненный фейерверками, по неизвестным причинам взорвался, и фейерверки полетели в присутствующих и стремительно начали взрываться. На фестиваль фейерверков во Мьянме пришло несколько сотен человек и все они сначала не ожидали ничего подобного. Началась паника и давка. Люди кричали и убегали с места событий. Известно, что мощность фейерверков, которые перевозил воздушный шар, составляет 18 килограмм.

От взрыва пострадали девять человек. Причины произошедшего пока неизвестны, но сотрудники полиции уже начали заниматься расследованием инцидента.

Вероятной причиной взрыва стало несоблюдение правил эксплуатации воздушного шара. После нескольких сильных взрывов он сам обрушился на толпу и загорелся. На данный момент происходит расследование происходящего и официальных версий по-прежнему нет.

Свобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение. Толпа у Фёдора Ивановича ассоциируется с темнотой. То есть ничего светлого в народных массах нету по мнению тайного советника. И не видит он также личности в людях из которых состоит народ. Он так и пишет, что «народ не пробуждён». Выходит, что народ находится во сне, в каком-то анабиозе, полусонном состоянии. Или если взять понимание дворянина то скорее всего народ кроме самогонки не чего не интересует.

По мнению дипломата и поэта свобода настолько ценное приобретение, что только помани народ свободой, то народ проснётся и сможет распорядится своими делами и принести отечеству столько пользы сколько не мог он принести находясь в невольничьем состоянии у дворян.

Также он не забывает о том, что «тёмная толпа» просветлённая лучом свободы будет мстить своим прежним хозяевам. И также он приносит решение о том, что нужно обратиться к религии за «исцелением» от рабских привычек и холопского поведения нового уже освободившегося народа.

То есть член-корреспондент Петербургской Академии Наук считает, что свободу нужно купить за самую высокую цену. А про цену которую заплатил российский народ находясь в рабстве у дворян он как-то не вспоминает. И говорит, что если есть обиженные они должны простить своих рабовладельцев и почаще ходить в церковь. В угоду мифическому богу исповедоваться и молиться. Богу которого никто не видел. Но всю несправедливость своих рабовладельцев народ видел не только своими глазами то также на своём многострадальном теле – это и палки, и кнуты, и цепи…

Наверное это правильное мнение дипломата своей страны. Ведь польза отечества прежде всего, даже если ты возьмёшь не только последний кусок за эту свободу, но даже больше чем тебе могут дать. Возможно, это правильное мнение для девятнадцатого века.

Но если взял кредит в банке то нужно отдать больше чем взял. А если не отдал то за тобой придут... и прощай спокойная и счастливая жизнь в 21 веке.

Картинка к стихотворению Над этой темною толпой

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пастернака Свидание

    Борис Леонидович очень много лет потратил на написание романа «Доктор Живаго» более 10 лет. Пастернак в своих произведениях ко всему подходит по философски. Музой столь замечательного поэта являлась его жена.

  • Анализ стихотворения Маяковского Левый марш

    1917 год в России полным ходом разгорается революция. В стране происходит смена власти. Казалось бы, все уже позади, но нет. Войска Атланты не признают новое правительство во главе с Лениным, и всякими способами пытаются захватить

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Стихотворение А. Фета "Еще майская ночь" представляет собой любование обычным временем суток - ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

  • Анализ стихотворения Некрасова Плач детей

    Наверное, детство дается нам для того, чтобы набраться энергии перед началом взрослой жизни. Когда ты мал, мир представляется полным загадок, которые хочется познать. Кажется, что вокруг сказка и радость.

  • Анализ стихотворения Майкова Сенокос

    Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.