Гордыня когда считаешь себя ниже других. Что такое гордыня - признаки и как с ней бороться? Как избавиться от гордыни

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Гордыня - это очень многомерное понятие и одно из многочисленных проявлений страха. В виде гордыни проявляется вечное стремление человека к совершенству. Человек ощущает, что внутри он наделен божественным совершенством, но он неправильно это совершенство использует, стремясь всегда быть правым в ущерб другим людям.

Существует две формы гордыни: ментальная и духовная.

Ментальная гордыня - это характеристика тех, кто считает, что они знают всё. Как только мы подвергаем сомнению их знания, проявляется гордыня и человек начинает упрямиться, чтобы доказать свою точку зрения.

Создается впечатление, что единственным победителем может быть только он, а другие неминуемо и всегда будут проигравшими. Сила и власть, которыми, как кажется, наделяет гордыня, являются всего лишь иллюзией, поскольку в действительности проигравшим всегда оказывается гордец.

Если вы осознаете, что в той или иной ситуации вы упрямитесь, узнайте, не гордыня ли движет вами. Для этого спросите себя, что именно вас к этому побуждает. В целом, если человек имеет мнение, отличное от мнения других людей, и если он не находится в плену у страхов, он легко принимает наличие другого мнения и не упрямится. Когда упрямство берет верх, то, как правило, вами движет один или несколько страхов. Задайте себе вопрос: «Что плохого со мной произойдет, если я позволю другому человеку иметь отличное мнение?» Так вы не позволите гордыне захлестнуть вас, и вы осознаете неблагоприятное для себя ограничивающее мнение.

Отличный способ, который поможет вам прекратить упрямиться - это сказать: «Можем ли мы оба принять, что мы не согласны друг с другом в этом вопросе?».

Ментальная работа должна использоваться для того, чтобы возвышаться, а не для того, чтобы унижаться самому и принижать значимость других людей. Простота и искренность дают куда большее счастье, чем стремление всегда быть правым, то есть гордыня!

Будьте осторожны с духовной гордыней! Ментальная гордыня исходит из позиции «я знаю и думаю лучше тебя», а духовную гордыню питает мысль, что «я лучше тебя». Чем больше человек занимается личностным ростом, а личность, для тех, кто не знает, – это ум и эго, тем более осознанным он становится, и тем большей становится опасность попасть в сети духовной гордыни. Как правило, под действием духовной гордыни человек чувствует свое превосходство над другими людьми. Такие люди думают: «Раз ты не настолько развит, как я, значит, я лучше тебя…».

Когда вы становитесь более осознанными, будьте внимательны. Даже если вы находитесь на более высокой ступеньке, чем другой человек, это не означает, что его сущность ниже вашей, разница только в ее проявлении.

Если вы смотрите на других так, будто они ниже вас, это выглядит так же, как сравнивать себя со слоном и принимать остальных за мышей. Разве слон более важное животное, чем мышь?

Говорят, что гордыня - это самый большой бич человечества. Гордыня является источником самых больших раздоров социальной жизни, соперничества между народами, войн, интриг, ненависти и злобы против других людей.

Некоторые люди не считают себя гордецами, и обвиняют в этом других людей. Если вы тоже так считаете, это означает, что ваша гордыня намного сильнее гордыни других людей, даже если ваше упрямство не является открытым. Когда вы думаете, что вы правы, а кто-то ошибается, это тоже гордыня, независимо от того, было ли это высказано вами вслух.

Гордецы очень редко признают то, что их переполняет гордыня. Они настолько самонадеянны, что всякая попытка даже намека на гордыню остается безуспешной и обычно их бесит. Они ничего не хотят знать. Они не терпят сопротивления и препятствий.

Когда гордыня берет верх, вы перестаете быть самим собой, и вы больше не проявляете своего внутреннего состояния. Вы поддаетесь влиянию гордыни. И вы многого лишаетесь: любви, отношений, здоровья, счастья! Стоит ли этого гордыня?

Гордыня - это возвеличивание вашего ума эго, в отличие от вашей сущности и индивидуальности. По мере того, как ваша индивидуальность будет развиваться, ваша гордыня будет утрачивать свою власть над вами.

Гордыня сопротивляется всем внутренним изменениям. Она все время пытается помешать нам видеть БОГА в каждом, прощать, выражать свои чувства или эмоции, быть настоящим, узнавать о себе, иметь любое мнение.

Если вы сейчас переживаете злобу и не представляете себе, как можно, прежде всего, попросить у другого человека прощения за то, что обижались на него и, затем, за то, что не увидели любовь в его поступках или словах, это говорит о том, что этому мешает ваша гордыня. Просить прощение и проявлять любовь не означает «проигрывать» или «выигрывать».

Все всегда возвращается к одному - к любви. Каждое проявление любви решает все проблемы и меняет в жизни все. Любовь обладает волшебным даром исцеления на физическом, эмоциональном и ментальном уровне.

Как я говорил выше, за гордыней всегда скрывается тот или иной страх. Страх, что нас не любят, страх быть отвергнутым, страх осуждения, критики, страх быть не на высоте, страх потерять человека или предмет.

Чтобы справиться с гордыней, вам следует, прежде всего, признать ее, и признаться себе в том, что в вас живет страх отвержения. С этим пониманием вы сможете прочувствовать, насколько сильно вы страдаете от мысли, что другие перестанут вас любить.

В одно мгновение избавиться от гордыни, которая присутствует в вас несколько поколений и жизней, невозможно. Справиться с гордыней можно только постепенно, ежедневными маленькими победами, при помощи поступков, которыми движет любовь.

Лучшее средство, которое научит вас справляться с гордыней, когда вы встречаетесь с человеком, который хочет обязательно оказаться правым - это не упрямиться самому. Примите, что в данный момент этот человек знает правду, которая для него очень важна. Скажите ему: «Я принимаю твою точку зрения, даже если она отличается от моей».

Когда вы поймете, что во время беседы вы позволили гордыне взять верх, я советую вам поговорить с этим человеком. Если нужно попросить прощения, сделайте это. Скажите ему, что вы поняли, что хотели любой ценой быть правым, и что вами двигала гордыня. Признайтесь ему, что вы решили взять себя в руки, и попросите его быть терпеливым с вами, потому что в одно мгновение с гордыней расстаться невозможно.

Если вы встретились с человеком, из которого гордыня льется через край, постарайтесь увидеть в его поведении страдание и страх, а скорее всего и ваше зеркало. Возможно, этот человек будет стремиться вас изменить, запугать своим поведением или властными острыми высказываниями. Но не обращайте на это внимание, потому что на самом деле он напуган больше вас. Не стремитесь отвечать ему в тон. Такие проверки Пространства происходят постоянно.

Возможно, читая эти строки, вы будете потрясены, узнав, как сильно вами руководит гордыня, но я не стремлюсь ошеломить вас или вселить в вас чувство вины. Мне скорее хочется, чтобы вы стали более осознанными, позволили увидеть в себе гордыню и приняли соответствующие решения. Если вы осознаете, что и в вас присутствует гордыня, вам нужно будет справиться с ней, потому что именно она мешает вам любить и, возможно, быть по-настоящему любимым. Посмотрите, стоит ли гордыня вашего здоровья, внутреннего покоя, отношений, счастья, любви? А Вы готовы и дальше платить столь высокую цену?

НЕДОСТАТКИ ГОРДЫНИ

  • Гордыня ведет к одиночеству. Горделивый человек не умеет прощать и просить прощения, лишая себя друзей.
  • Гордыня приводит к нравственному падению, делая человека духовно слабым.
  • Гордыня лишает человека возможности трезво смотреть на вещи, мешая ему добиваться поставленных целей.
  • Гордыня сужает кругозор. Горделивые люди жаждут власти, но редко чего-либо добиваются.
  • Гордыня делает человека черствым. Такие люди в большинстве ради своей цели пойдут по головам.
  • Гордыня создает стену между человеком и истиной.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГОРДЫНИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Семейные отношения

Ложное понимание гордости зачастую не позволяет самым близким людям открыто заявить о своих чувствах и желаниях, что в некоторых случаях приводит к распаду даже самых благополучных семей.

История

Непоколебимая уверенность в непобедимости своей армии и непомерная гордость привели ослепленного своим величием Гитлера к неминуемому поражению в войне с Советским Союзом. В равной степени это относится и к Наполеону.

Литература

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» главный герой - Родион Раскольников - считает, что имеет право пролить "кровь по совести", думая, что ему все позволено. Ослепленный гордыней, он идет на убийство.

Искусство

Марина Цветаева повторила трагическую судьбу многих великих людей, ставших жертвой своей гордости. «Гордость не позволила Марине Ивановне ужиться в эмигрантской среде. Цветаева, к несчастью, не нашла понимания и по возвращении на Родину - повесилась в Елабуге в момент отчаяния и одиночества»

ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ

  • Недопущение того, что вы можете быть неправы.
  • Настойчивость в том, что вы всегда правы.
  • Покровительское обращение с другими людьми или взгляд свысока.
  • Наличие чувства собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысль о том, что вы лучше других.
  • Хвастовство.
  • Приписывание себе заслуг, трудов или усилий других людей.
  • Стремление поставить соперника в невыгодное положение.
  • Управление людьми для достижения желаемого.
  • Контроль над ситуацией без разделения ответственности.
  • Постоянная необходимость быть в центре внимания.
  • Надменное отношение и поведение.
  • Задираете нос или смотрите на людей свысока.
  • Суетность, часто смотрите в зеркало.
  • Выставление на показ своих талантов, одежды, достатка, внешнего вида.
  • Не позволение другим помогать вам или работать вместе с вами.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Болтливость или постоянное сведение разговора на себя.
  • Обидчивость.
  • Излишняя чувствительность или бесчувствие.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что другие думают и говорят (только) о вас.
  • Использование слов, которых другой человек не понимает и вам это известно.
  • Ощущение своей никчемности.
  • Не прощение себя и остальных.
  • Нежелание меняться и даже думать, что необходимо меняться.
  • Размещение людей по степени важности на иерархической лестнице и в зависимости от этого отношение к ним.
  • Мысль о том, что вы важнее других в связи с вашей работой.
  • Одержимость работой, желание получать похвалы, занятие одновременно многими вещами и ваше желание показать, что только вы это можете.
  • Недоверие к другим людям, Богу.
  • Состояние озабоченности производимым впечатлением и мнением о вас людей.
  • Мысль о том, что вы выше Закона или являетесь особым сыном или дочерью Бога.
  • Сотворение кумира из себя и других.
  • Работа сверх всякой меры за приделами возможностей вашего тела.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем вы говорите.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование "малых людей".
  • Невнимание.
  • Неосознавание своей гордыни или каких-либо проблем (духовная слепота).
  • Наличие раздраженного тона.
  • Повышение голоса в злобе или досаде.
  • Мысль о том, что бы проучить кого-либо. Разговор с человеком или о нем в унизительном тоне.
  • Конфликт и не подчинение воле Бога.
  • Не подчинение воле Бога.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство или безумство.
  • Наличие отношений "Что ты мог бы для меня сделать?".
  • Нечестность по отношению к себе и другим.
  • Неспособность работать с другими, невозможность пойти на компромисс.
  • Желание всегда сказать "последнее слово".
  • Нежелание поделится своими знаниями, чтобы иметь возможность контроля.
  • Невнимание к своему внутреннему миру, к своему физическому телу, либо чрезмерная забота о нем.
  • Мысль о том, что вы должны все делать, потому что никто другой якобы не сможет сделать это лучше вас.
  • Упоминание об ошибках другого человека в тоне осуждения.
  • Необходимость спасать других людей от их проблем.
  • Предубеждение к людям основанное на их внешнем виде, одежде, цвете кожи и т.д.
  • Гордость занимаемым положением.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм и троллинг.

ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ

Если вы интересуетесь развитием, духовностью, занимаетесь духовными практиками, вероятность того, что вами в той или иной степени владеет духовная гордыня чрезвычайно велика. Эти признаки очень тонкие, не исчерпывающие, но вполне заставляют задуматься.

  • Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго. Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все Человеки проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству Божественного Достоинства.
  • Отсутствие Благодарности к тем, кто помог Вам в уместный период Жизни в Пути советом, делом, Энергией и т.д. «Забывание» того, что было важно на тот момент. Иллюзия, что этого Вы добились сами собственным трудом.
  • Теоретизирование своего Мировоззрения. Отсутствие Практики, прожитого Опыта говорит о том, что эго у Вас вне контроля.
  • Духовная гордыня - это отсутствие ответственности. Ответственность означает следующее: все Ваши слова должны быть прожиты Вами в буквальном смысле. Ответственность за свои мысли, слова и поступки перед другими Людьми означает, что Вы прожили, опробовали то, что на данный момент является пригодным, действенным средством именно для Вас. Вы можете это порекомендовать Ближним, но с оговоркой, что данное средство не является панацеей.
  • Желание противостоять, отстаивать свою точку зрения. Громкие споры, старание переубедить собеседника сродни борьбе за выживание. Это признак присутствия ментальных блокировок – омертвевших убеждений и догм.
  • Непринятие нового. Страх Перемен страху перед умиранием старого и рождением нового, неизвестного. Привыкание, что всего достаточно и перемен не нужно, страх потеряться под натиском Ветра Трансформации – часто встречающийся признак духовной гордыни. Само Слияние с Сознанием эго воспринимает как собственную смерть.
  • Осуждение других точек зрения, методик, образа жизни и мировоззрения других людей. Осуждение является защитной реакцией эго от расширения мировоззрения. Эго отчаянно пытается убедить Сознание Человека, что другие люди живут неправильно, неверно и ничему «полезному» научить не могут.
  • Концентрация на количестве, а не на качестве. Это уловка эго – растрата Вашей Энергии из-за отсутствия четко поставленной цели либо Ваша Цель является обусловленной, склонной к изменчивости. Рассеивание Ваших усилий на множество проектов, невозможность, но желание охватить необозримое является духовной жадностью, одним из качеств духовной гордыни. И к Служению это не имеет никакого отношения. Ухаживайте за каждым своим проектом как за собственным ребенком, украшайте его, любите, уделяйте внимание.
  • Убеждение: информация дается для избранных, а не для всех. Появление новых терминов, усложнение простого и доступного, желание выглядеть эффектно – все это является низковибрационными проявлениями эго вне контроля.
  • Концентрация не на Служении, а на том, чтобы Ваши усилия были оплачены. Первоочередной задачей, первой ступенью к Духовности является бескорыстие. Если Вы научитесь быть бескорыстными, то Ваши усилия будут оплачены. И парадокса в том нет. Платится тем, кто дарит от Сердца. В противном случае, у Человека может возникнуть раздражение от того, что Его просят бесплатно помочь.
  • Отдача от недостатка, а не от избытка. Иногда Человек рассуждает о том, как другим заработать деньги, сам не обретя материальную основу под своими ногами. Или занимается благотворительностью, сам же из-за лени или неверия не стараясь жить в достатке. Это все является духовным лицемерием – одним из проявлений духовной гордыни. Если Вы сами не знаете, не можете, не умеете – не предлагайте, а постарайтесь научиться, смочь, суметь, достигнуть. И тогда уже от достатка отдать Ближним, будь то деньги, информация или Энергия Любви.
  • Ощущение себя учителем, знающим людей. В четвертом измерении Осознанности есть Дар абсолютно для всех Пробудившихся людей – знать, предсказывать поступки эго. Знание психологии эгоической природы, умение её анализировать ещё не означает, что Вы достигли вершин Мудрости. Это ощущение «знания всего о людях» приносит «учителю» удовлетворение, потому что возникает иллюзия информированности во всем. На самом деле эта иллюзия идет от страха перед неизвестностью, завуалированный под психологическую маску «знания природы человеческой». Для такого Человека страшное слово, которое может вырваться из Его уст – «не знаю». В действительности знать и предсказывать людей не могут ни Высшее Я, ни Наставники, лишенные дуальности. Почему? Существует Пространство Вариантов, Свобода Воли и Выбора. Друзья-Наставники и Высшие Я не обладают эмоцией страха неизвестности: для Них каждое решение Человека – всегда Чудо! Они знают, что ошибок нет, есть уникальный Опыт! Скажите: как Вы можете знать Человека? Вы знали Его вчера? Но сегодня утром Он проснулся с новыми мыслями, чувствами; Он обогатился Знаниями, Опытом; с Ним произошли определенные ситуации, встречи и т.д. Так на основе чего Вы сделали вывод, что «знаете» Человека? На основе прошлого опыта? Исходя из того, что Вы несколько раз сумели просчитать Его жизненные ходы? Дорогие, это одна из величайших иллюзий духовной гордыни.
  • Ощущение того, что полученных Знаний достаточно. В таком случае может возникнуть желание расширять полученное Знание и распространять его, не изучая Новое. Возникают религиозные и идеологические течения, имеющие узкую специализацию.
  • Эмоциональная реакция на то, что является Уроком. Гнев, обида, раздражение и т.д., возникающие вследствие нажатия на болевую точку является лишь катализированием Начала Урока. Те, кем овладела духовная гордыня, стараются не принимать Урок, не работать самим над собой.
  • Эмоционально-ментальная зависимость от ощущения «нужности». Для Человека, чьим Сознанием владеет духовная гордыня, чуждо чувство Любви к себе. Именно поэтому Ему жизненно важно признание и ощущение нужности – чтобы через отражение других принимать себя.
  • Ощущение собственной избранности, исключительности. Уникальными являются все, но здесь имеется ввиду, что данный Человек заявляет о том, что Он необычен, а все остальные – типичны и однообразны. Иногда Человек говорит о своей особенной инопланетности либо о том, что Его Род достаточно древний и мистический. Дорогие, Вы все – инопланетны, а Ваш Род – вся Семья Света!
  • Духовная «усталость». Человек думает, что познал и увидел достаточно; Его ничего не удивляет и не вдохновляет. Это блокировка Творческой, Ментальной, а также Сердечной Энергий.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГОРДЫНЮ

Скромность

В отношении к себе подражайте Иисусу и Сократу. Задумайтесь, почему Иисус сказал: "Я больше не называю вас своими детьми, я называю вас братьями."

Уверенность в себе

Именно чувство неуверенности и незащищенности заставляет вас умственными усилиями приподнимать себя над толпой и вновь и вновь доказывать свое превосходство. Поверьте в себя и вы перестанете выглядеть смешным в глазах других.

Осознание

Найдите в себе силы осознать свою чрезмерную гордость о признать свои слабости. Слабостей не надо скрывать: именно они делают вас человеком, а в некоторых случаях помогут стать победителем.

Взаимодействие

Как известно, гордыня – это попытка доказать свою правоту, стремление быть всегда и во всем правым. Научитесь слушать, а главное слышать мнение оппонента. Смотрите на ситуацию под разным углом, не мыслите прямолинейно, трезво оценивайте все «за» и «против». Не бойтесь менять свою точку зрения со временем или оказаться в чем-либо неправым. Всегда правы только глупцы, умным людям свойственно ошибаться.

Сочувствие и сопереживание

Для того чтобы преодолеть гордыню, первым делом нужно избавиться от привычки осуждать других. Вы не всегда знаете как поступить лучше. Не стоит тратить время на нравоучения и навешивать на людей ярлыки. Каждый человек по-своему уникален и имеет право выбрать свой жизненный путь.

Помощь

Гордецы отличаются неприятной способностью снизойти до "маленького" человека и бросить ему подачку, с пафосом называя это благотворительностью. Отдавайте и помогайте искренне: совершайте спонтанные добрые поступки, ничего не требуя взамен и не ожидая благодарностей. Можно делать это анонимно.

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА:

  • Смирение, терпеливость и человеколюбие.
  • Доброта, любовь, стремление к духовности.
  • Сочувствие, сострадание, прощение.
  • Скромность, простота и кротость.
  • Доверие к людям, бескорыстие и отзывчивость.
  • Честность, справедливость и милосердие.
  • Честь, гармоничность и радость.
  • Дух сотрудничества, взаимопомощи и благодарности.
  • Прославление нашего Творца всего через общение с собой и другими.

ОТЛИЧИЯ ГОРДЫНИ ОТ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Но очень часто вы впадаем в заблуждение, путая его с высокомерием. Так чем же чувство собственного достоинства отличается от гордыни?

Гордыня возникает из чувства недостойности или комплекса неполноценности. В глубине души гордый человек не верит в свое достоинство, поэтому ему приходится его уравновешивать гордостью. Чувство собственного достоинства исходит из осознания своей безусловной ценности. Гордыня сравнивает себя с другими. По каким-то признакам, критериям, будь то ум, количество благодеяний, размер имущества и т.д.

Человек с чувством собственного достоинства «соревнуется в совершенстве» только с собой, побуждая себя преодолевать свое невежество и недостатки нрава.

Гордыня делит людей на лучших и худших или высших и низших. То есть для высокомерного человека «матрица людей» выглядит вертикально – и в ней он непременно превосходит кого-то.

Для человека с чувством собственного достоинства люди «делятся по горизонтали» – на близких и дальних. Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг-друга - объединяются, а те, которые друг-друга не узнают, расходятся.

Гордыня зависима от внешних факторов – мнений, событий, отношений. Это делает человека рабом материального и охотником за мирскими благами и людским почетом.

Чувство собственного достоинство свободно от привязанности к внешним преимуществам. Его богатство – богатство мысли и духа. Как сказал один из мудрецов: «Если Вы торопитесь преуспеть в приобретении мирских благ, если Ваше сердце привязано к имуществу и положению в обществе, то однажды вы повстречаете человека, для которого все это не имеет значения, и тогда вы поймете, как вы бедны».

Гордыня проявляется в вызывающем поведении, которое, по мнению гордеца, имитирует уверенность в себе. Чувство собственного достоинства проявляется спокойствием, доброжелательностью, интересом к другим, к собеседнику.

Гордыня не брезгует дурными поступками ради подкрепления мнения о себе. Человек с чувством собственного достоинства может пожертвовать личными интересами ради большего блага, ради истины.

Гордец тревожен и поспешен. Человек с чувством собственного достоинства уверен и спокоен.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Притчи, 16:18)

Об опасности гордыни было известно тысячелетия назад, но люди продолжают попадать в ее сети. Гордыня не чувство, а симптом болезни души человека. Что же это за болезнь? Гордыня — это потеря адекватности в оценке себя и своих возможностей. Человек, зараженный гордыней, начинает считать себя непогрешимым, свои знания единственно верными, а самого себя выше других людей. Именно подобное отношение к действительности, приводит его к падению. Ведь считая, что человек непогрешим, он тем самым лишает себя возможности признавать и исправлять свои ошибки.

Сегодня мы не будем говорить о великих полководцах, которых погубила гордыня, а поговорим о том, как гордыня проявляется в обычной повседневной жизни и губит обычных людей, вроде нас.

Симптомы гордыни:

  1. Симптом «Я все это знаю».

    Иногда другой человек, видя что мы чего-то не понимаем, пытается нам сообщить некую информацию, чтобы мы смогли исправиться. А мы не желая признавать свое невежество или из-за неуважения к мнению этого человека, отмахиваемся от его слов. Мы ставим себя на пьедестал, отрицая даже возможность, что нам могут сообщить нечто новое. Жизнь обязательно ткнет нас носом за такую заносчивость и покажет, что ничего-то мы не знаем.

  2. Симптом «Я презираю их».

    Других людей можно не любить, даже ненавидеть, если есть на то достаточная причина, но презирать их будет ошибкой. Если презираем кого-то, то тем самым ставим мысленно себя выше, что может не соответствовать действительности. Как только мы начинаем презирать, мы тем самым отмахиваемся от всего положительного, что может быть в этих людях, что может привести к их недооценке. Как только разрыв между реальностью и нашим представлением о ней становится большой, мы начинаем сами делать глупости.

В каждом качестве люди стараются разглядеть полезные и вредные стороны для себя. Такое качество, как гордыня, вызывает множество вопросов. Является ли оно хорошим? Почему люди должны гордиться, но когда проявляют гордость в отношении себя, это вызывает негодование? Как избавиться от гордыни?.

Существует большая разница между гордостью и гордыней. Гордость – это когда вы чрезмерно восхищаетесь собой или другим человеком. А гордыня – это мнение, что ваша жизнь самая правильная, а образы жизни окружающих неправильные.

Что такое гордыня? Это когда вы думаете, что другие люди неправильные, живут бессмысленно, мир вообще без вас не может существовать и только вы знаете, как жить со смыслом и спасти мир.

Горделивый человек воспринимает себя всезнающим, все умеющим делать, не нуждающимся в помощи, но способным спасти всех и вся. Герои, которые часто иллюстрируются в сказках и фантастических фильмах, являются горделивыми людьми. Сюжет истории разворачивается так, что герои начинают думать, будто только они способны всех спасти. Другие люди становятся слабыми, немощными, беспомощными. В реальной жизни это выражается в желании всем и везде помочь. Человек считает на подсознательном уровне, что люди без него не справятся. Вы можете попробовать отговорить его, чтобы он не помогал. Он вам ответит: «Ты ничего не понимаешь. Я вижу, что им нужно помочь. Все, я пошел им помогать!».

Горделивый человек часто идет помогать всем и вся. Абсолютно все люди кажутся в глазах такого человека нуждающимися в помощи. А это происходит за счет мыслей, что только он знает, как правильно, как нужно и как должно быть. Конечно же, горделивый человек считает себя всегда и во всем правильным. Только он живет правильно, а остальные грешат, поэтому им нужна помощь, моральные нравоучения и дополнительное образование, чтобы они поняли, как надо.

Заповедь, которую нарушают горделивые люди, звучит так: «Живи и дай жить другим!». Они сами не могут жить гармонично и счастливо и другим стараются создать такие же условия жизни.

Что такое гордыня?

Если к гордости люди относятся положительно, то гордыня воспринимается отрицательно. Что такое гордыня? Это чрезмерная гордость человека за самого себя. Она сопровождается заносчивостью, зазнайством и эгоизмом.

Горделивого человека не любят по одной веской причине – он возвышает себя над другими. Он считает себя более знающим, красивым, успешным, умелым, нежели другие люди. Он считает, что лучше разбирается в жизни, во вкусах, в одежде, в политике и т. д. Зачастую гордыня проявляется необоснованно, то есть не имея веских причин для своего существования. Человек гордится тем, чего не существует, не замечая реального положения дел. При этом он необоснованно унижает окружающих, что, естественно, не нравится.

В религии гордыню относят к одному из смертных грехов. Данное качество рассматривается как желание человека возвыситься до уровня Бога, стать превыше и важнее других людей.

Горделивый человек часто проявляет качества мании величия. К нему не хочется обращаться за помощью. Перед ним не хочется раскрываться. Ему нет желания рассказывать о своих проблемах. Все заключается в том, что горделивый человек не склонен к эмпатии. Если ему рассказать о своих проблемах, то он будет тешиться этим. Он начнет указывать, что у него все хорошо, а те, кто к нему пришел, являются лузерами, неудачниками.

С горделивым человеком неприятно общаться, поскольку он ищет любые способы, чтобы снова возвыситься за счет чужих бед.

Кто такой горделивый человек? Его обычно представляют с гордо поднятым носом и выпяченным подбородком, мол, «я всегда прав». Так оно и есть: такой человек всегда считает себя правым, поскольку думает, что все знает.

Всезнающий человек – горделивый человек. Даже духовные люди признают тот факт, что они могут чего-то не знать, хотя именно к ним обращаются окружающие, чтобы познать свою душу. Горделивый человек считает, что он все знает, соответственно, когда кто-то доказывает ему его неправоту, тот защищается. Ему трудно признать тот факт, что он чего-то может не знать. Поэтому спорить с горделивым человеком – пустая трата времени. Легче будет не спорить, чем просто испортить себе нервы и настроение.

Любимой фразой горделивых людей является: «Я же тебе говорил(-а)!». Он еще раз желает себе и окружающим доказать, что все знает. А как это еще можно лучше сделать, если не показать на примере того, что он говорил, то и сбылось. Когда горделивый человек оказывается прав, он считает это знамением: «Смотрите, я же был прав!». Когда с другими людьми происходят такие случаи, он считает это совпадением, везением или случайностью. Здесь снова прослеживается желание человека быть всегда и во всем правым, лучшим и всезнающим.

Но откуда появляется эта гордыня? Каковы коренные мотивы того, что человек становится горделивым? Все основано на простом желании быть нужным и важным для других людей. Тот, кто обладает знаниями, считается важным и нужным человеком. Вот почему горделивый человек устремляет все свои силы на то, чтобы доказать окружающим, что он все знает. Он ориентирован на статус, а именно на то, чтобы чувствовать себя важным и нужным другим людям.

Естественно, можно предположить, что горделивый человек – тот, кто в детстве прошел через этап, когда он чувствовал себя ненужным своим родителям. Пережив такое состояние, человек программирует себя на то, чтобы всегда и всем быть важным и нужным. Как он этого будет достигать? Всеми доступными способами. Он будет наблюдать за окружающими и отмечать, что людей друг в друге привлекает. После чего именно эти стороны личности он будет в себе развивать (в лучшем случае) либо просто казаться «привлекательным» человеком (то есть на самом деле не быть таковым внутри).

Гордыня и гордость – в чем разница?

Гордыня и гордость имеют однокоренные слова. Нередко из-за этого людям кажется, что это абсолютно схожие понятия. На самом деле различие между ними имеется. Статья детально рассматривает ее, чтобы люди понимали, когда они проявляют гордость (что есть хорошо), а когда гордыню (что считается смертным грехом). В чем разница?

Эмоциональный окрас является одним из характерных различий. Гордыня окрашивается в негативные эмоции, поскольку они направлены на возвышение себя за счет унижения окружающих. Проявляется ненависть, неприятие, неуважение в отношении других людей, что является отрицательными эмоциями.

Гордыня же носит положительный эмоциональный окрас, поскольку речь идет о радости за свои или чужие достижения, которые имеются в реальном мире. Человек не возвышается и не унижает, а просто радуется за достижения, которые были совершены лично им или другими людьми.

Гордые и горделивые люди отличаются между собой. Гордость заставляет проявлять чувство справедливости, сочувствия, коллективизма и патриотизма. Гордыня заставляет проявлять зависть, ненависть, неуважение и презрение, отвращение к окружающим. Гордый человек всегда ориентирован на правду и справедливость. К нему можно обратиться, чтобы он дал честный ответ. Такого не узреешь за горделивым индивидом, который ориентирован только на самого себя. Он любит только себя, при этом ненавидит окружающих.

Еще одним отличием гордости и гордыни являются достижения. Гордость проявляется у человека, который реально чего-то достиг. Он знает, на что способен, гордится своими достижениями, имеет реальный опыт положительных результатов. Гордыня же основывается на мифах и иллюзиях. Достижения, о которых говорит горделивый человек, не являются реальными. Оглядываясь в прошлое, нет реальных историй, которые бы подтверждали слова человека.

Гордость – это опора на самого себя и сила. Гордыня – это уязвимость.

Самым примечательным отличием данных качеств является ориентированность на других людей. Гордость проявляется в том, что человек готов радоваться за успехи окружающих. Он действительно счастлив, что у других людей что-то получается. Гордыня же не позволяет человеку радоваться за окружающих. Он, наоборот, завидует им, если они достигают большего, чем он.

Признаки гордыни

Можно ли распознать горделивого человека? На самом деле это не составит никакого труда. Гордыня проявляется в том, что человек считает себя единственно правым. Мнения окружающих он воспринимает как неправильные, глупые, ошибочные. Все неправы, кроме него самого. А раз так, значит, окружающие люди глупые. Он постоянно говорит людям о том, что они глупые, что является явным признаком гордыни.

В голове горделивого человека имеется иерархия, на вершине которой находится он сам. Другие люди всегда находятся ниже его. Кто на какой ступени будет находиться, зависит от тех критериев, по которым он их оценивает. Наравне с собой он никого не поставит.

Оказать помощь другим людям горделивый человек может, однако она никогда не будет бескорыстной. Если такой индивид помог, то обязательно потребует отдачу. При этом, помогая другим, он еще раз доказывает, что является важным и нужным для окружающих.

Может ли такой человек попросить о помощи? Может, но лишь в крайнем случае. Обычно он старается всего достичь сам, чтобы в случае успеха пожинать плоды единолично. Однако при неспособности обойтись без помощи людей он готов попросить о ней, переступив через себя. Сделает он это так, чтобы в итоге не остаться должным и не чувствовать, что ему помогли.

Горделивый человек считает, что мир без него рухнет, а люди без его помощи просто не выживут. Он все знает и все умеет, поэтому люди должны обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Однако нередко такой индивид сам нуждается в помощи и поддержке, в чем сам никогда не признается.

Советы горделивый человек дает направо и налево, лаже когда о них не спрашивают. При этом он ждет, что другие люди стопроцентно и безоговорочно ими воспользуются. Это еще больше укрепит его авторитет и важность. Гордыня не позволяет признать тот факт, что окружающие имеют свою голову на плечах и способны иметь свое правильное мнение.

Горделивый человек отличается тем, что пытается взвалить на себя заботы и дела. Он старается везде поспеть, со всеми делами справиться, поскольку считает, что без него ничего не случится. Он надрывается, тратит все силы и время, а когда не достигает желаемых результатов или не получает одобрения со стороны окружающих, то начинает обвинять во всех бедах людей. Он все сделал со своей стороны (даже если его об этом не просили), а судьба такая неблагодарная…

Успехи горделивый человек приписывает исключительно себе, а беды, неудачи – окружающим. Он осуждает поступки других людей, которые действуют не так, как того хочет он. При этом он не способен принимать советы от людей, поскольку в таком случае начинает воспринимать их как попытку им управлять.

Горделивый человек любит вешать ярлыки на других людей, считая себя самым умным. Он полагает, что все ему должны, любые его капризы должны исполняться еще до того, как он о них заговорил.

Как избавиться от гордыни?

Замечая за собой признаки гордыни, человек уже становится на один шаг ближе к исцелению. Гордыня часто скрывается, не позволяя человеку распознать ее. Однако если каждый горделивый человек увидит, что он проявляет гордыню, он уже наполовину будет исцелен. Как избавиться от гордыни?

Немаловажной становится техника принятия окружающих такими, какие они есть. Она подходит не только горделивым людям, но и лицам с другими отрицательными качествами. Принять людей такими, какие они есть, посчитать их право быть собой, а не такими, какими их хочется видеть, осознать их правоту – все это тоже помогает в избавлении от гордыни.

Итог

Гордость и гордыня являются разными понятиями, несмотря на то, что основываются на одном чувстве. Гордость направлена на реальные достижения. Гордыня же базируется на иллюзиях в голове человека. Понимая разницу между данными понятиями, можно прийти к итогу – нужно себя менять или нет?

В гордости нет ничего плохого. Она является положительной реакцией человека на то, что были достигнуты хорошие результаты. При этом становится неважным, кто их достиг. Гордость возникает как за самого себя, так и за других людей.

Гордыня же часто сопрягается с тщеславием, когда человек старается возвыситься над окружающими, при этом редко опираясь на реальные достижения, умения и знания. Человеку кажется, что мир без него не сможет существовать, поэтому все его поступки являются навязчивыми, неприятными и отталкивающими.

Если не избавиться от гордыни, то можно остаться в одиночестве, что станет неблагоприятным прогнозом. А исцеление наступает тогда, когда человек сам признает и решает, что хочет измениться.