Основными акустическими характеристиками звучащей речи являются. Звуки речи. акустические свойства звуков. Акустические свойства звуков речи

Звуки речи обладают сложным акустическим строением. Наиболее существенным признаком каждого звука является его акустический спектр. Характерный для каждого гласного звука тембр определяется изменением формы резонансных полостей надставной трубы, которое приводит к специфическому преобразованию поступающего из гортани голоса с его основным тоном и гармониками (обертонами).

Гласные характеризуются прерывистым спектром, включающим частоту основного тона голоса и ряд более высоких частот.

Исследование звуков, являющихся основными аллофонами (вариантами) гласных фонем, показало, что спектру каждого из них присуще наличие известных частотных групп, имеющих повышенную (в сравнении с другими составляющими) интенсивность. Такие области спектральных максимумов называются формантами, которые (независимо от высоты основного тона голоса) и определяют различия между акустической природой разных гласных звуков.

В такого рода акустических спектрах можно обнаружить несколько формант, однако они далеко не в равной степени существенны для опознавания звуков при слуховом восприятии речи.

Так, например, для опознавания гласных русского языка достаточны первые две форманты.

В зависимости от распределения наиболее интенсивных формант в спектре и связанного с этим слухового впечатления гласные условно разделяют на высокие и низкие. К числу первых относятся звуки и, э, к числу вторых у, о, ы. Гласный а занимает промежуточное положение.

Следует иметь в виду, что формантная характеристика гласных звуков в известных пределах изменяется в зависимости от того, произносит ли их мужчина, женщина или ребенок, а также в зависимости от того, насколько высоким и громким голосом произносятся гласные одним и тем же человеком, и от позиционных и комбинаторных условий, в которых они выступают (местоположение в слове, степень ударности, соседство с другими звуками).

Информация об акустическом характере звука оказывается заложенной не только в нем самом, но и в смежных с ним звуках.

Каждый согласный звук также имеет присущие ему форманты. Однако ввиду сложности акустического состава согласных установление формант для них представляет значительные трудности.

Для невокализованных согласных характерен так называемый сплошной спектр, охватывающий более или менее широкую область частот неодинаковой интенсивности. Такого рода спектры свойственны шумам.

Спектр вокализованных согласных наряду со сплошной областью частот включает, подобно гласным, частоту основного тона голоса (с теми или иными усиленными гармониками), которые особенно отчетливо выступают в сонантах.



Своеобразную акустическую природу имеет звук р, для которого, помимо частоты основного тона голоса с усилением определенных гармоник, характерны так называемые биения звука с частотой около 20 Гц.

Среди согласных звуков, как и среди гласных, можно выделить более высокие и более низкие, что зависит от того, к какой частотной области относятся наиболее интенсивные составляющие спектра данного звука.

Так, к числу высоких согласных относятся, например, звуки с (4200-8600 Гц) и ш (1200-6300 Гц), к числу более низких - звуки м (100-400 Гц), л (200-500 Гц), х (400-1200 Гц). Установлено также, что спектр мягких согласных отличается от спектра парных твердых более высокими формантами. Наибольший сдвиг наблюдается для губных согласных, при которых мягкие оказываются выше твердых в среднем на 100 Гц.

В известной мере изменения высоты основного тона голоса сопряжены со словесным ударением, но наибольшее значение они имеют для интонации.

Интенсивность, или фонетическая мощность, разных, звуков колеблется в значительных пределах. В условиях обычной разговорной речи наиболее мощны гласные звуки. Расположенные по убывающей интенсивности, они представляют, по данным Н. И. Жинкина, следующий ряд: а, о, э, у, ы, и.

Из согласных наиболее интенсивны вибранты, сонанты, шипящие и свистящие.

Присущая тому или иному звуку интенсивность, хотя и является неотъемлемым его свойством, имеет весьма ограниченное значение для его опознавания.

Звуки речи оказываются различными по длительности. Средняя длительность разных звуков колеблется от 20 до 260 мс, причем максимальная длительность отмечена для гласного а, минимальная же для согласного п. Длительность гласных значительно варьирует в зависимости от позиционных условий (от степени ударности).



Среди согласных звонкие взрывные оказываются в общем более длительными, чем парные глухие, а глухие щелевые - более длительными, чем парные звонкие, и т. д.

Длительность гласных в русском языке не имеет самостоятельного значения в качестве признака для их различения. Что же касается согласных, то при резком укорочении фрикативных согласных они начинают восприниматься как взрывные, а именно: х как к, ф как п, с и ш как т.

Присущие каждому звуку форманты, а также отчасти интенсивность и длительность звучания являются теми его объективными свойствами, которые позволяют нам опознавать фонемы и отличать их друг от друга в процессе восприятия речи.

Реализация этих свойств и главным образом формант в живой речи служит необходимым условием ее внятности, разборчивости.

Следует отметить, что акустические и артикуляционные различия между какой-либо парой фонем выражены в более или менее равной степени лишь для гласных. Что касается согласных фонем, то здесь часто акустическая близость сочетается с относительно грубыми артикуляционными различиями. И наоборот, тонкие артикуляционные различия сочетаются с относительно грубыми акустическими. Например, мягкие согласные сравнительно тонко отличаются от парных твердых артикуляционно, но довольно грубо акустически. Наоборот, фонема п довольно резко отличается от фонемы ф артикуляционно, но близка к ней акустически.

Звуки как явление физическое являются результатом колебательных движений воздушной среды. Звуки речи представляют собой частный случай звуков вообще: это звуки, производимые произносительным аппаратом человека и воспринимаемые его слуховыми органами. Источники звуков речи разделяются на голосовые и шумовые. Голосовой источник возникает при колебании голосовых связок; он порождает гласные и звонкие согласные. Колебания голосовых связок являются периодическими (точнее - приблизительно периодическими ). Шумовые источники представлены двумя типами. Турбулентный источник возникает при сужении в каком-либо месте речевого тракта, когда по нему проходит воздушная струя. Таким способом образуются щелевые согласные. Импульсный источник возникает при резком раскрытии смычки произносительных органов, что порождает короткий, резкий щелчок, характеризующий образование взрывных согласных.

Акустические характеристики звуков речи

При описании звуков речи рассматривают как объективные свойства колебательных движений - их частоту, силу, спектральный состав, так и те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, - высоту, громкость, тембр. Таким образом, у звуков речи имеются объективные характеристики, не зависящие от восприятия, и субъективные характеристики, обусловленные тем, что звуки воспринимаются человеком.

Частота и высота звука

Частота звука определяется числом колебаний голосовых связок. Чем чаще происходят колебания, тем больше частота звука. Частота колебаний голосовых связок зависит от их массивности - длины и толщины. Чем длиннее и толще связки, тем меньше колебаний они совершают. У мужчин связки длиннее и толще, поэтому и голоса у них, как правило, ниже, чем у женщин. Единицей измерения частоты колебаний служит герц (Гц). Так, звук частотой 200 Гц образуется при 200 колебаниях в секунду. Ухо человека способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. В то же время частотные характеристики звуков человеческой речи располагаются примерно в пределах от 50 до 10 000 Гц.

Среди звуков речи различаются тоны и шумы. Звуки, возбуждаемые периодическими колебаниями, являются тонами; возбуждаемые непериодическими колебаниями - шумами. Гласные звуки - это в основном тоны, согласные - шумы. Периодическими являются колебания, периоды которых равны. Периодом колебания называется отрезок времени, за который совершается одно полное колебание.

Высота звука есть ощущение его частоты. Звуки, характеризующиеся большей частотой, воспринимаются как более высокие. Единицей измерения высоты звука является мел. В целом ощущение высоты звука растет с увеличением его частоты. До частоты 500 Гц высота строго пропорциональна числу колебаний. Так, звук в 200 Гц по сравнению со звуком в 100 Гц воспринимается как более высокий в два раза. После частоты 500 Гц и особенно 1000 Гц ощущение высоты отстает от объективной частоты, т.е. звук частотой, например, 10 000 Гц по сравнению со звуком 1000 Гц оценивается как более высокий, но не в десять раз, а только в три раза.

Сила (интенсивность) и громкость звука

Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений источника звука - голосовых связок. Чем больше амплитуда, т.е. отклонение колеблющегося тела от исходной точки (точки покоя), тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды изменяется звуковое давление, добавочное к атмосферному, на барабанные перепонки. Оно измеряется силой, действующей на единицу площади. Минимальная сила звука, воспринимаемая слухом при данной частоте, называется порогом слышимости , максимальная сила - порогом болевого ощущения. Этими порогами снизу и сверху ограничена область слухового восприятия человека. Силу звука в акустике принято измерять в условных единицах - децибелах (дБ). Для частоты 1000 Гц уровень силы звука, соответствующего порогу слышимости, равен 0 дБ, а соответствующего порогу болевого ощущения - 130 дБ. Звуковое давление на втором пороге при той же частоте в три миллиона раз превышает давление на первом пороге.

Сила звука (объективная характеристика) оценивается слухом как его громкость (субъективная характеристика). Увеличение звукового давления (силы) приводит к увеличению громкости, уменьшение силы - к уменьшению громкости. Между силой звука и громкостью существует довольно сложная зависимость, определяемая частотой. Звуки, одинаковые или близкие по силе, но различные по частоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Так, звуки с частотой от 1000 до 3000 Гц воспринимаются как более громкие, чем звуки с частотой 100-200 Гц. Наоборот, как равногромкие воспринимаются, например, звуки силой 40 и 80 дБ при частоте соответственно 1000 и 2000 Гц. В пределах частотного диапазона (от 100 до 8000 Гц), в котором располагаются звуки человеческой речи, уровни громкости и силы различаются незначительно. Поэтому громкость часто характеризуют лишь через уровень силы. Вот примерные характеристики некоторых звучаний: порог слышимости - 0 дБ, тиканье ручных часов - 20 дБ, шепот - 40 дБ, речь вполголоса - 60 дБ, громкая речь - 80 дБ, симфонический оркестр - 100-110 дБ, порог болевого ощущения -130 дБ.

Спектр и тембр звука

Объективной характеристикой звука является спектр. Но мы подойдем к этому понятию, идя от более традиционного и более ясного понятия "тембр". Оно основывается на понятиях сложного звука и резонанса.

Голосовые связки человека можно сравнить со струнами. При колебании струны как единого целого возникает тон, называемый основным тоном. Он характеризуется наибольшей силой и самой низкой частотой, которую может издавать струна. Но одновременно с колебанием целой струны колеблются и ее части: половина, треть, четверть и т.д. При этом возникают тоны, которые в два, три, четыре и т.д. раза выше основного тона; они называются обертонами. У звука с частотой основного тона 100 Гц обертоны будут в 200, 300, 400 Гц и т.д. Из сочетания основного тона и обертонов создаются сложные звуки. Именно сложные звуки порождаются голосовыми связками.

Другая причина возникновения сложных звуков заключается в явлении резонанса , т.е. в способности полых (пустых внутри) тел, называемых резонаторами , в силу того, что они имеют собственную частоту колебаний, реагировать на частоты, порождаемые источником звука - голосовыми связками. Резонаторы в основном усиливают обертоны, составляющие сложный звук, но могут и избирательно ослаблять их. Таким образом, у звука с частотой основного тона в 100 Гц могут оказаться усиленными и одновременно ослабленными разные обертоны. В итоге возникают такие сложные звуки, которые характеризуются различным тембром. Соотношение относительной силы основного тона и накладывающихся на него обертонов создает гармоническую структуру звука, которая определяет его тембр. Тембр звука надо отличать от тембра голоса, который индивидуален для каждого человека.

Сложный звук, возникший в гортани в процессе артикулирования вследствие постоянного изменения конфигурации надгортанных резонаторных полостей (глотки и рта) определенным образом видоизменяется: одни его составляющие усиливаются, другие ослабляются. Полость носа также является резонатором, но она свою конфигурацию не меняет. В силу особенностей устройства речевых резонаторов они реагируют не на конкретные частоты, а на области, полосы частот, например полосы от 1000 до 2000 Гц. Области усиления частот, или иначе - области концентрации звуковой энергии, называются формантами. Формантная структура звука определяет его спектр. Ею характеризуются главным образом гласные, причем наиболее непосредственно их лингвистические характеристики связаны с частотным положением нижних формант - 1-й и 2-й. Спектр звука в определенной степени влияет на субъективное восприятие тембра. Понятие спектра было введено в акустику по аналогии со спектром света в оптике. Разработка спектрального анализа звуков началась в 1920-1930-х гг. в связи с развитием электроакустической, а позднее электронной и компьютерной техники.

Вопросы к экзамену по фонетике

1. Акустические свойства звуков речи

Звук волновые колебания упругой среды, которые могут вызвать слуховые ощущения. Звуки отличаются друг друга высотой, силой, длительностью и тембром.

Высота – частота колебаний. Чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук. За единицу частоты – герц Гц. Человеческое ухо от 16 до 20 000 Гц.

Сила – зависит от амплитуды колебаний, чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой – громкость. Единицей измерения – децибел дБ.

Длительность – продолжительность по времени. Измеряется – тысячная доля секунды – миллисекунды (мс)

Тембр индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром , соотношение между основным тоном и обертонами .

Составляющие звука:

    тело способное колебаться

    сила, заставляющая колебаться

    физическая среда способная передать колебания

2. Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата.

Движения и положения органов речи – артикуляция звука.

А. Звука – согласованная работа различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства звуков.

Нижний этаж р/а – дыхательные органы: легкие, бронхи, трахеи – воздушная струя создающая звук и передающая колебания во внешнюю среду.

Средний этаж р/а – гортань. Хрящи – голосовые связки. Напряжение – звонкие и гласные.

Верхний этаж р/а – органы над гортанью: глотка (носоглотка, полость: ротовая, носовая разделены небом) Мягкое небо + язычок = небная занавеска. Приподнята – рот, опущена – нос.

Рот меняет, подвижна нижняя губа.

Наиболее подвижный – язык. (кончик, спинку: переднюю среднюю заднюю, корень)

3. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегментные единицы.

Наша речь – поток звуков. Поток на отрезки, отдельные единицы: фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – отрезок речи с особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между паузами. Соответствует законченному по смыслу высказыванию. (не предложение)

Фраза делится на синтагмы .

Фонетическая синтагма – интонация и ударение + паузы не обязательны, короче межфразовых.

Членение – по смыслу и синтаксически.

Синтагма состоит из слов.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенное 1 словесным ударением. Соответствует 1 или несколько синтаксических единиц.

Фонетическое слово – на слоги – на звуки.

Сегментные единицы – звук, слог, ф. Слово, ф. Синтагма. Каждая последующая состоит из более мелких.

Объединение сегментных единиц – суперсегментным – слоговость звуков, ударение и интонация.

4. Гласные и согласные звуки, их артикуляционные и акустические

различия.

Все звуки речи – гласные и согласные.

Гласные – воздушная струя без препятствий – основное артикуляционное отличие от согласных. Чисто тоновые звуки, периодические колебания связок при прохождении воздуха. Ртораскрыватели. Можно кричать.

Согласные – наличие шума, непериодический звук, преодоление воздушной струей препятствий. Более сильная воздушная струя. Мускульное напряжение на том месте, где встречается преграда. Ртосмыкатели.

5. Классификация гласных звуков русского языка, артикуляционные и акустические особенности. Классификация гласных звуков в школьной практике.

Гласные – чисто тоновые звуки. В гортани в результате колебания связок. Музыкальный тон. Рот и глотка – резонаторы, различия между гласными. Объем и форма резонирующих полостей. Каждый гласный – особое положение органов речи.

Классификация на 3 признаках:

    участие губ

        • лабиализованные (о, у)

          нелабиализованные (а, э, и, ы)

    степень подъема языка по вертикали

        • верхний подъем (и, ы,у) (узкими)

          средний подъем (э, о)

          нижний подъем (у, о) (широкими)

    степень отодвинутости языка по горизонтали назад.

        • Передний ряд (и, э)

          Средний ряд (ы, а)

          Задний ряд (у,о)

Подъем /ряд

передний

Пер/сред

средний

Ср/задни

задний

Верхний

Верх-средн

Средний

Ср-ниж

Нижний

Открытые и закрытые гласные – «оттенки» звуков.

6. Классификация согласных звуков русского языка по месту образования. Классификация согласных звуков в школьной практике.

Входят 5 основных признаков:

    место образования (какой активный орган совершает работу и с каким органом сближается)

      Переднеязычные

      • зубные звуки [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"];

        нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

      среднеязычный, среднёнебный звук[j];

      заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

7. Классификация согласных звуков русского языка по способ образования. Классификация согласных звуков в школьной практике.

способ образования (характеристика препятствий в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодаления)

      Щелевые (фрикативные)

      • Срединные [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш":], [ж], [ж":], [j], [х], [х"];

        Боковые [л] / [л"];

      Смычные

    Носовые [м], [м"], [н], [н"]

    Взрывные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];

    Аффрикаты [ц] и [ч"].

    Имплозивные

      Дрожащие [р] / [р"]

8. Классификация согласных звуков русского языка по твердости/мягкости. Классификация согласных звуков в школьной практике.

Отличаются характерной для каждой из групп артикуляцией. При образовании мягких язык концентрируется в передней части, твердых – задней части ротовой полости.

    Твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р]

    Мягкие [щ], [ч], [т"], [д"], [н"], [б"], [в"], [г"], [с"], [р"]

    Палатализированные (сдвиг языка вперед, приподнятие к небу)

    Фарингализированны (твердые звуки)

    Лабиализованные

На знании фонетики построено ОГ. В подготовительный период вводится основное понятие о фонетических единицах(предложение, слоги, звуки: согл, гласные, звонкие, глухие) для грамотного и сознательного чтения.

Наша задача заключается в развитии фонематического слуха у учащихся для дальнейшего грамотного письма и чтения. Знания по фонетике необходимы также для организации работы по орфоэпии. Т.об., знания фонетики необходимы учителю, чтобы успешно осуществлять работу по обучению в начальных классах.

9. Классификация согласных звуков русского языка по уровню шума, по участию или неучастию голоса. Классификация согласных звуков в школьной практике.

уровень шума (звучность/сонорность, твердость/мягкость, глухость/звонкость)

      Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]

    звонкие [в], [в"], [з], [з"], [ж], [б], [б"], [д], [д"], [г],

    глухие [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [х], [х"], [ч], [щ].

10. Слог как сегментная единица речи. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов.

    Сегментная (членение отрезка речевой цепи на слоги)

    Суперсегментная

    Слогообразующий (открытый)

    Неслогообразующий (закрытый)

    Прикрытый (начинается с неслогового)

    Неприкрытый (начинается со слогового)

11. Слог с акустической и артикуляционной точки зрения. Различные теории слога

Существуют несколько теорий:

    Экспираторная (слог – звукосочетание, произносимое одним толчком воздуха) не объясняет всех случаев.

    Сонорная (Аванесовым) (слог – волна сонорности, звучности. В слоги – звуки с звучности. Самый звучный – слоговой звук.)

По степени звучности:

4 – гласные

3 – сонорные

2 – звонкие

1 – глухие

    Динамическая (слог – волна имеющая силу и интенсивность)

Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом . В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносится кор[уо]ва, молок[уо], л[ае]с, с[ш?]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языка

12. Слогораздел в русском языке. Слогораздел в школьной практике.

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ ДУ слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, перетекает один в другой. Невозможно обнаружить эти границы никакими приборами. Но иногда нам нужно

слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда деление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги.

Слогораздел - реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языка даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный - наиболее звучный, т. е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые: [ка-ро-ва] - 14-34-24, [бу-ква-л"нэ] - 24-124-334.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш], [на-су-хэ]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], [ра-ссол]; сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрэк]; начинается шумный

и заканчивается сонорным согласным: [су-кно], [во-бла|-

Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [чай-н"ик].

Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у согласного перед шумным звучность может снизойти до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу: [на-рват"], [ко-лба].

Основной принцип строения слога в русском языке слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам - только один из этих принципов.

13. Ударение. Фонетическая природа словесного русского ударения.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные - безударные.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Фонетическая природа:

    Музыкальное (тоновое изменение высоты тона ударного слога).

    Количественное (ударный слог всегда дольше безударного)

    Динамическое (ударный слог сильнее безударного)

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром - качеством входящих в него звуков.

Ударность, безударность – свойства всего слога.

Не стоит путать слогораздел с переносом слов с одной строки на другую

14. Место ударения в слове. Функции словесного ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать . Такое ударение называется разноместным или свободным. Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения могут различаться:

    Разные слова во всех их формах: замок, замка

    Некоторые формы разных слов: белка и белка

    Разные формы одного слова: волос и волос

    смыслоразличительную

    форморазличительную

    различения вариантов слов

    равноправные варианты (творог)

    литературный/разговорный (звонит)

    общеупотребительный/профессиональный (компас)

    устаревший/современный (музыка)

    современный/фольклорный (злато, серебро)

15. Ударение формообразующее и словообразовательное. Подвижность и неподвижность ударения.

При образовании грамматических форм слова может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным или постоянным формообразовательным : книга, книги . В русском языке большая часть слов (около 96 %) имеют неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается крайне редко: дерево - деревья . Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: рука - руки, сниму - снимешь, сняла - сняли.

При словообразовании наблюдаются те же закономерно­сти, что и при формообразовании. Так, ударение в производ­ном слове может быть на той же морфеме, что и у произво­дящего слова: книга - книжка.

Это словообразовательное неподвижное ударение. В дру­гих случаях ударение в производящем и производном словах падает на разные морфемы: звезда - звёздочка. Это словообразовательное подвижное ударение.

16. Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов, то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи синтагменного (синтагматического) и фразового ударения. Например: Лизавета Ивановна | сидела, в_своей комнате \ ещё в_бальном своём народе||.

Синтагменное и фразовое ударение не связанно со смыслом - фонетическом объединении нескольких слов в фонетическую синтагму или фразу, в членении текста на синтагмы и фразы. Стоит на последнем слове синтагмы и фразы и указывает на их границу - конец синтагмы и фразы.

В потоке речи в рамках предложения (фразы) одно из словесных ударений может иметь большую силу, чем другие. В этом случае такое ударение становится тактовым ударением. Если предложение (фраза) имеет несколько речевых тактов, то одно из тактовых ударений обычно бывает более интенсивным, чем другие тактовые ударения. Такое тактовое ударение становится фразовым, или логическим, ударением. Тактовые ударения обычно падают на слова, являющиеся смысловыми центрами данных речевых тактов, а логическое ударение принимает на себя слово (или словосочетание), которое служит смысловым центром всего предложения. Интонационно-ритмическое выделение речевых тактов, тактовых и логических ударений служит обязательным условием выразительности устной речи.

17. Клитики, их типы. Слабое ударение.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому примыкает, называется проклитикой (односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе; ко_мне;)

Безударное слово, стоящее после удар к которому оно примыкает, называется энклитики (односложные частицы: скажи-ка, он_же, придёт_ли)

Абсолютные проклитики и энклитики к основному слову, сливаются с ним в одно слово, где гласные и согласные звуки произносятся в одном лексическом слове: до_сада (ср. досада).

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, характеризуйте произношением отдельных звуков, чем внутри одно лексического слова. Например, безударный союз но сохранят в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцэ] (ср. на солнце [на-сбнцъ]).

18. Фонология. Звук речи и звук языка.

Чтобы узнавать слова, говорящие должны произносить звуки, из которых эти слова состоят, одинаково: [а], [да], [дам].

Но вместе с тем по одному только слову, произнесенному хорошо знакомым нам человеком, мы узнаем этого человека, даже не видя его.

Почему же мы считаем все-таки, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, - это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков?

    некоторых различий между звуками мы не слышим: такие различия настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия.

    Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один звук.

Различают звуки речи и звуки языка .

Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае.

Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве

Звук языка - это множество звуков речи, близких в артикуляционно-акустическом отношении, оп- говорящими как тождество.

Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

19. Понятие фонемы.

Отождествляем мы не только звуки, близкие в артикуляционно-акустическом отношении. В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения.

Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков обусловленных речевой позицией.

Фонема – абстрактная единица речи позиционно чередующихся звуков.

Выделяю 2 основные функции:

    перцептивная (восприятие) – отождествлять

    сигнификативная - различать

Основной звуковой представитель фонемы – представитель, к. испытывает наименьшее влияние.

сильной позиции. Если нет – слабую.

Фонемы - строительный материал для значимых единиц языка - морфем и слов, фонемы служат для образования этих единиц.

Эта функция фонем называется конституирующей .

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. Без знания языка, его фонемного состава, невозможно разделить звуковой поток на отрезки, соответствующие звукам.

Фонемы - это абстрактные единицы фонетического яруса языка, воплощающиеся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков.

20. Чередования: позиционные и непозиционные, фонетические и исторические.

Фонетические законы – законы функционирования и развития звука языка, т.е. законы изменения звуков и сочетания и чередования .

Чередования звуков – мена звуков, занимающая одно и тоже место в одной и той же морфеме. (сад – сады - садик).

чередования

позиционные

непозиционные

фонетические

морфологические

Позиционные:

Фонетические – позиция звуков в слове

Морфологические – положение звука в определенной морфеме или грамматической форме (юг – юга – южный).

Непозиционные :

Не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности, есть лишь в отдельных словах (сон – сна).

21. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.

Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов:

1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов;

2) чередования образующие пересекающиеся ряды имеющие общие члены. (р/л смотры/смыслы)

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией . В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. (а-о-э в первом предударном слоге.)

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах.

Поэтому нейтрализация фонем – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

22. Фонетическая позиция. Сильные и слабые позиции фонем.

Фонологическая позиция - условия употребления и реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Чередование звуков, воплощающих одну и ту же фонему, обуславливается фонетическими позициями.

Фонема, как и звук выполняет сигнификативную функцию, т.е. способствует разграничению слов и морфем. Выполняя свою функцию фонема находится в сильной позиции. Если нет – слабую .

    сильные/слабые позиции для гласных фонем

Сильная – под ударением. (дул)

Слабая – без ударения (мелок/милок)

Нейтрализация фонем при совпадении двух и более фонем. Происходит в слабой позиции. Звук не выполняет функцию.

    Согласные звуки (глухость/звонкость)

    согласные звуки (твердость/мягкость)

    перед гласным звуком

    перед сонорным звуком

    сочетание В+ гласный

    на конце слова (кров)

    перед гласным (мать)

    перед всеми твердыми согласными (полка)

– на конце слова

– шумные перед шумными (косьба) В+ шумный

все остальные.

23. Позиционные фонетические чередования согласных звуков по глухости/звонкости и твердости/мягкости.

    звонкие/глухие

    • на конце слова перед паузой (дуб - дубы)

      шумный глухой перед шумным звонким меняется на шумный звонкий (косить – ко[з]ьба)

      шумный звонкий перед шумным глухим меняется на шумный глухой (лодочка - ло[т]ка)

Примечание: шумные глухие меняются на шумный звонкие перед:

    сочетанием В + звонкий согласный

Не происходит:

    перед В + гласный, В + сонорный

    твердые/мягкие

    Звук [н] – [н’] перед твердыми звуками (винт - взвинчивать)

    Твердые зубные перед мягким зубным – мягкий зубной (лист - листья)

24. Позиционные фонетические чередования согласных с нулем звука, по долготе/краткости.

1) Долгие согласные сохраняются :

    В начале слова (ссуда)

    На стыке приставки и корня (рассортировать)

    Рядом с ударным гласным (ванна)

Не сохраняются :

    На конце слова (сумма)

    Рядом с согласным (класс). Кристаллы – кристальный.

2) Согласный/ нуль звука

    Стн/стс (месть – местный, шесть – шестьсот)

    Стц/здц (истец – истца, узда - узцы)

    Рдц/рдч (сердце – сердчишко, сердечный)

    Стф/здк (невеста – невестка, ездить - поездка)

    Нтц/ндц (голандец)

    Лнц (солнце)

    [j] (стоять - стой)

25. Позиционные фонетические чередования согласных звуков по месту и способу образования

    по месту:

    Перед передненёбными шумными согласными зубные шумные заменяются передненёбными: [с] кашкой

Зубной [н] перед заднеязычными согласными, после которых обычно следуют и другие согласные, заменяются заднеязычным [нг]: ко[п]тора, но ко[нг]гресс;

переднеязычные/ зубные перед небными:

    небными (сыграть – сшить [ш])

    По способу образования:

    Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: о[ц]сыпать (отсыпать), пя[ц"]ся (пяться).

26. Позиционные фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства твердых/мягких согласных.

Только в ударном слоге.

Мама/мать, рук/руки, люк/люки

[а] [а’] [‘а] [‘a’]

Параллельная мена.

27. Позиционные фонетические чередования гласных звуков в

зависимости от места по отношению к ударению.

Формула Потебни 1231 – остальные безударные слоги.

Ъ – аЪ – а – Ъ

Ъ – аЪ – о – Ъ

Формула Потебни показывает, что:

    во всяком фонетическом слове - только один слог ударный;

    первый предударный слог - слабее ударного, но сильнее всех остальных;

    все остальные слоги по силе примерно равны;

    слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле;

    предударная и послеударная части фонетического слова в русском языке не симметричны, устроены по-разному.

Перекрещивающаяся мена (ряды имеют общие члены)

28. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку глухости/звонкости.

Непарные фонемы.

Фонемы - минимальные единицы языка, их нельзя разделить на более мелкие, последовательно идущие друг за другом элементы. Но, тем не менее, фонема - сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но сосуществующих одновременно в фонеме, различаются в сигнификативно в сильных позициях.

Признаки необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильных позициях, называют дифференциальными признаками этой фонем.

Наборы дифференциальных признаков совпадают всех фонем.

Фонема /а/ реализуется рядом звуков, признаками которых являются нижний подъем и нелабиализованность. Но /а/ противопоставлена всем остальным фонемам уже по одному признаку - нижнему подъему. Нет ни одной фонемы, кроме /а/, обладающей этим же признаком. Признак нижнего подъема - дифференциальный для фонемы /а/;

Интегральные признаки - это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные.

Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Так, [а] выступает в позиции рядом с мягкими согласными, [а] - между мягкими гласными; это звуки разных рядов, но они воплощают одну же фонему /а/.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить.

По общему признаку: б – б’ звонкая, губная, взрывная – интегральные признаки.

Противопоставляются:

    перед гласными (пел - бел)

    перед сонорными (блеск - плеск)

Нейтрализуются:

    на конце слова (прут - пруд)

    перед шумным (теска)

Непарные по мягкости-твердости согласные фонемы образуют две различные группы:

1) согласные фонемы, во всех положениях выступают как твердые (ср. жар, жор, жук, жир, жесть;

2) согласные фонемы, во всех позициях являются мягкими (ср. час, чок, чик, чек, еще, вожжи и т.п.);

3) фонема всегда выступает как мягкая , ;

4) задненёбные фонемы, не различающиеся по твердости-мягкости, выступают в своих мягких вариантах перед [е], [и] (ср. гид, кит, хил, гелий, букет, хетты).

29. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Согласные звуки и фонемы, противопоставленные по признаку твердости/мягкости. Непарные фонемы.

Все фонемы образуют систему. В основе любой системы – взаимосвязь. В основе лежат элементы, которые необходимо сопоставить и противопоставить.

б – б’ – место образования, способ образования, твердый/мягкий – дифференциальные признаки.

Ч – j – 2 ДП.

Противопоставляются:

    перед гласными (мать - мять)

    на конце слова (кров -кровь)

    л – л" (полка, полька)

    п/язычные перед всеми твердыми согласными (редко - редька)

Нейтрализуются:

    во всех остальных случаях.

Так, перед согласными фонемами, непарными по твердости-мягкости, твердость и мягкость фонем не различается, за исключением - , а перед фонемой выступают только мягкие согласные.

30. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и те сигнификативно сильных позициях.

Множество фонем встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но как быть, если звук в сильной позиции встречается в одном только слове, или в редких словах. Ы.

В русском литературном языке выделяется несколько фонетических подсистем: общеупотребительных слов, необщеупотребительных (редких) слов, слов сложной структуры, междометий, служебных слов. Каждая из этих подсистем характеризуется своими фонетическими закономерностями.

Московская школа:

А – О – У – Э – И (И и Ы)

Ы есть, но только подсистеме не общеупотребительных слов, в подсистеме общеупотребительных слов есть: /и/, /э/, /о/, /а/, /у/.

31. Состав согласных фонем русского языка. Сильные и слабые позиции фонем по глухости/звонкости.

Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности:

В положении перед гласными фонемами, согласные фонемы произносятся наиболее определенно, т.е. максимально дифференцируются. В указанной позиции выступают 34 согласные фонемы, различающие звуковые оболочки слов:

губные - , - , - , - , - ;

язычные : - , - , - , - , - , - , - ;

средненёбная ;

задненёбные : , .

32. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений /аккомодация, ассимиляция, диссимиляция/

Законы

синхронические

диахронические

Законы, которые действуют одновременно в одно и тоже время

Законы изменения во время действия последовательно.

Звук, выступающий в одной позиции, заменяется другим звуком в другой позиции.

В одно и тоже историческое время, языковую эпоху

Один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в разные языковые эпохи

Фонетические процессы

Не связаны

Связаны

Перьвый/первый

Связанные с влиянием окружающих звуков процессы:

    Ассимиляция – уподобление гласного/гласному, согласного/согласному.

    • Контактная (предыдущий – соседний - последующий) вЪ_саду, ф саду.

      Дистантная (звук отдален другими звуками) для нас, для него.

    Диссимиляция – расподобление звуков. (сладость – слад + -ти- = сласти.)

    Аккомодация – приспособление гласного к согласному и наоборот. (в древне русском г, к, х – заменялись шипящими) могу – можешь, пеку – печешь. (позже стали заменяться – свистящими з, ц ) лик – лицо, друг – друзья. (в современном) игра - сыграть

33. Исторические изменения в фонетике. Результаты исторических изменений/ диэреза, эпентеза, метатеза/.

    Диэреза – выпадение звука (солнце, блистать - блеснуть)

    Эпитеза – вставка звука (огнь - огонь)

    Протеза – вставка звуков (осьминог - восемь)

    Метатеза – перестановка звуков.

М. особенно часты в нелитературных (просторечных, диалектных) формах (например, "перелинка" из "пелеринка" по аналогии с приставкой "пере-") и др.

Различаются М. по смежности (перестановка рядом стоящих звуков: рус. "мрамор" из лат. marmor) и М. на расстоянии (например,"футляр" из нем. Futteral). Особо выделяется количественная М.

34. Понятие об орфоэпии. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

Существуют 2 точки зрения на то чем занимается Орфоэпия.

    Аванесов считал, что О. Занимается всеми вопросами произношения. Такой подход, только если русский иностранный.

    Панов посчитал нужным развести фонетику и орфоэпию.

Фонетика – изучает позиционные чередования звуков т.е. чередования безысключительные.

Орфоэпия – изучает лишь такие нормы произношения, которые допускают варианты в пределах литературного языка.

Причины различия в вариантах:

    Территория

    московская

    Петербург

    Хронологическое

    стилистическая

    влияние письма

"Старшая" норма
"Младшая" норма

[с’м’ ]ех, [з’в’ ]ерь, [т’в’ ]ердый

[см’ ]ех, [зв’ ]ерь, [тв’ ]ердый

[жы э ]ра, [шы э ]ги, [ши э ]лун

[жа ]ра, [ша ]ги, [ша ]лун

стро[гъ ]й, мяг[къ ]й, ти[хъ

стро[г’ ]й, мяг[к’ ]й, ти[х’

посту[къ ]вать, разма[хъ ]вать

посту[к’ ]вать, разма[х’ ]вать

слыш[ут ], хва[л’ут ], хо[д’ут ]

слыш[ат ], хва[л’ьт ], хо[д’бт ]

вернула[с ], встретил[съ ]

вернула[с’ ], встретил[с’ ь ]

ве[р’ ]х, четве[р’ ]г, ве[р’ ]ба

вер х, четвер г, вер ба

войлошн ый, проволошн ый

войлочн ый, проволочн ый

35. Стили произношения. Особенности произношения заимствованных слов.

    В некоторых словах сохранилось произношение О (радио, болеро). В остальных случаях произношение вариативно (рококо)

В некоторых заимствованных словах и произношение б/у О, расценивается как нарочитое (рояль, бокал, аромат)

    Раньше в русском языке действовал закон – твердый согласный перед звуком Э может быть только мягкий согласный. (брюнет, пионер, фанера).

В современном языке закон утрачивается – Э после твердого согласного.

    Многие заимствованные слова начинаются с буква Э в б/у положении. В этом случае вариант произношения, если слово достаточно освоено в языке (экзамен, этот, энергия). Если слово малоосвоенное в языке, то произносится б/у Э (эмбрион, эвенк) То же самое с произношением Э в б/у положении в середине слова. (бутерброд)

36. Орфоэпическая вариативность произношения гласных звуков.

1. Сильная позиция для гласных -- позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными -- как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы -- устаревшее, ч[а]сы -- диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш -- твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. Произношение [ыъ] в заударном слоге.

Оп[ыъ]т. А так же во 2 пред/ударн. д[ыъ]мовой

5. Произношение [ъ] – у, [иэ] - ю

В разговорной речи на месте букв у/ю редуцированные звуки револ[иэ]ционный.

6. Проклитики и энклитики не подчиняются общим законам редукции. Дл[аъ]_нас, дл[иэ]_него.

7. В некоторых сложных и сложносочиненных словах, а так же в словах с некоторыми приставками, возможно позиционнирование гласных без качественной редукции. (сверхмощный, древнерусский)

37. Орфоэпическая вариативность произношения согласных звуков.

1. Согласный [г] может произноситься как [г] -- год, [к] -- враг, [γ] -- Господи, [х] -- Бог, [в] -- кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

2. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек.

Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

3. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична . В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ная и було[шн]ная , хотя последнее устаревает.

4. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.

5. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ж’ж’] (на конце слова -- [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] (на конце слова -- [шт’]) оценивается как вариант литературной норма.

По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ж’ж’] -- долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы

6. Произношение сочетаний здн, здк, стл, стп, ндн.

В таких сочетания фоне /д/ /т/ не произносится (радостный)

Но в некоторых случаях фонемы сохраняются когда стоят в 2 словах постлать, костлявый, бездна /т/ сохраняется в словах.

38. Современный русский алфавит, его состав. Названия букв. Значения букв Ъ и Ь.

21 буква согласная, 10 гласных и 2 – без звуков.

Каждая буква имеет два вида букв: печатный и рукописный. В каждом варианте два вида букв: прописные (большие, заглавные) и строчные (малые).

Существуют индивидуальные и комплексные названия букв. Индивидуальные :

Названия гласных букв - двух типов.

      а, и, о, у, ы, э состоят из одного гласного звука.

      Названия букв е , ё , ю , я состоят из гласного звука и предшествующего ему согласного [j]

Названия согласных букв - четырех типов:

1. Названия букв б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч состоят из соответствующего согласного звука и следующего за ним гласного [э]: [бэ], [вэ] и т. п

2. Названия букв л, м, н, р, с, ф состоят из соответствующего согласного звука и предшествующего гласного [э]: [эл"], [эм] и т. п.

3. Названия букв к,х, ш, щ состоят из соответствующего согласного звука и последующего гласного [а]: [ка], [ха] и т. п.

4. Буква й с начала XVIII в., когда она появилась в нашем алфавите, называлась «и с краткой» (по значку «кратка» над буквой; это название было образовано по типу названия имевшейся тогда в алфавите буквы i - «и с точкой») Во второй половине XIX в. ее стали называть «и краткое». Это название неудачно: буква й обозначает фонему /j/, название же «и краткое» связывает букву й со звуком [и]. Поэтому у буквы й в школьных учебниках приведено новое название «й» (читается [ии]).

5. Буквы ъ и ъ в научной литературе в соответствии с традицией называются «ер» и «ерь». Так, в частности называются буквы фонетической транскрипции. В школьных учебниках эти буквы называются «твердый знак » и «мягкий знак ». Название «мягкий знак» соответствует одной из функций ь указывать на мягкость предшествующей согласной фонемы.

Значение Ъ

    разделительный

Значение Ь

    разделительный

    смягчитель

    грамматическое

39. Значения гласных букв. Гласные буквы после шипящих и Ц

Гласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. После пробела, гласной буквы, ъ и ь буквы е, ё, ю, я обозначают, .

2. После согласной буквы ё, ю, я обозначают мягкость предшествующей парной согласной фонемы и гласные фонемы, .

3. После ж, ч, ш, щ, буква ё обозначает фонему.

4. После согласной буквы е обозначает фонему, причем твердость/мягкость предшествующей согласной остается либо необозначенной, либо написание находится вне действия позиционного принципа.

5. После пробела буква и обозначает фонему; после согласной буквы – мягкость предшествующей парной согласной фонемы и; после ь – сочетание фонем.

6. После пробела и гласной буквы а, о, у, э обозначают; после букв ж, ц, ч, ш, щ, – фонемы, в остальных случаях – и твердость предшествующих согласных фонем.

7. Буква ы после согласной обозначает фонему и твердость предшествующей парной согласной фонемы.

40. Значения согласных букв.

Согласные буквы в зависимости от позиции могут обозначать:

1. Буквы й, ж, ц, ч, ш, щ, обозначают фонемы, .

2. Буквы б, в, д, з, л, м, н, п, р, с, т, ф передают общую часть фонем, , (место и способ образования, глухость/звонкость). Мягкость/твердость этих фонем обозначается следующей буквой, либо пробелом, либо остается необозначенной.

3. Буквы г, к, х обозначают весь объем фонем, причем последующая гласная буква или пробел указывают, в какой разновидности (твердой или мягкой) реализуются данные фонемы. Вполне приемлема трактовка заднеязычных фонем как парных по твердости-мягкости (см. пункт 2).

4. Мягкий знак имеет несколько значений:

а) обозначает мягкость предшествующей согласной фонемы;

б) выступает как разделительный знак: он отделяет согласную от следующей гласной, при этом гласные (е, ё, ю, я) имеют то же значение, что и после пробела, а буква и – значение;

в) употребление ь в словах типа рожь, идешь, моешься, беречь, сплошь традиционное и относится к орфографии.

5. Твердый знак употребляется в функции разделительного знака.

41. Основные принципы русской графики/фонематический и позиционный

Значение графемы в русской системе письма определяется действием основных принципов.

1. Фонематический принцип определяет, что буквы в русской графике обозначают фонемы.

2. Позиционный принцип определяет, как фонемы передаются на письме: фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом их положения в слове, т.е. ее позиции.

Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением твердости/мягкости согласных и обозначением фонемы йот

42. Обозначение на письме фонемы/j /.

Фонема в исконно русских словах обозначается тремя различными способами – в зависимости от занимаемой позиции.

1. В начале слова и между гласными фонемами йот обозначается буквами я, ю, е, ё.

2. После согласной фонемы – сочетанием букв ъ или ь с буквами я, ю, е, ё, и.

3. После гласной фонемы перед согласной фонемы, а также в конце слова обозначается буквой й.

В некоторых заимствованных словах фонема обозначается с отступлением от позиционного принципа: майор, йод, батальон.

43. Обозначение йа письме твердости /мягкости согласных фонем.

В русском языке нет особых букв для обозначения твердой и мягкой парной фонемы. Мягкость согласной фонемы перед фонемами обозначается буквами я, ё, ю, и. Твердость согласной фонемы перед гласной обозначается буквами а, о, у, э, ы. Мягкость согласной фонемы на конце слова и перед согласной фонемой обозначается мягким знаком. Твердость согласной фонемы в названных позициях обозначается пробелом или следующей согласной буквой. Обозначение твердости/мягкости парных согласных имеет ряд особенностей:

1. Твердость/мягкость согласной фонемы перед е остается необозначенной. В соответствии с одним из подходов, мягкость согласных еред несамостоятельна, фонема в данной позиции твердая. По другим взглядам, позиция согласных по твердости-мягкости перед – сильная, так как есть пары слов, различающихся твердым/мягким согласным перед – мэр – мер, сэр – сер. Ситуация осложняется тем, что противопоставляемые слова принадлежат к разным фонетическим подсистемам. Если в исконно русских словах парный согласный перед всегда мягкий, то произносительная норма в заимствованных словах неустойчива, поэтому не может быть отражена на письме (кроме случаев, где различение твердости/мягкости семантизировано). Следовательно, целесообразно считать твердость/мягкость парной согласной перед необозначенной.

2. Существуют разные точки зрения на фонологические отношения твердых/мягких заднеязычных. Согласно одной точке зрения, – непарные по твердости-мягкости фонемы, – разновидности фонем, . Согласно другой точке зрения, твердые и мягкие заднеязычные рассматриваются как самостоятельные фонемы. Графика указывает, в какой разновидности выступают заднеязычные перед гласной – твердой или мягкой. Чтобы избежать противоречий в фонологической трактовке графических обозначений сочетаний заднеязычных с гласными, можно предложить такую формулировку: буквы а, о, у после г, к, х обозначают твердость фонемы (твердую разновидность фонемы,); буквы и, ё, и, ю, я обозначают мягкость фонемы (мягкую разновидность фонемы,).*

3. Буквы ж, ш, щ, ч, ц обозначают фонемы, не обладающие дифференциальным признаком твердости/мягкости. Если нет необходимости различать твердость/мягкость на письме, то фонемная графика из возможных написаний выбирает такие, которые обозначают гласные в независимой позиции: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Такие написания находятся вне действия позиционного (слогового) принципа. Квалификация данных написаний как отступлений от позиционного (слогового) принципа не представляется правомерной: обозначение твердости/мягкости согласных применяется там, где это необходимо, шипящие и аффрикаты в этом не нуждаются. Написания и/ы после ц, а также о/е (ё) после шипящих регулируются орфографией.

4. Фонема не имеет своего постоянного графического соответствия. На письме она передается буквосочетаниями (зж, жж, жд), которые могут иметь и другие фонемные значения, причем графика не указывает, какому значению соответствуют названные буквосочетания в том или ином контексте.

44. Орфография, ее разделы. Понятие орфограммы, типы орфограмм.

Орфография – это исторически сложившаяся система единообразных написаний, а также раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написания.

В орфографии выделяются разделы:

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и полуслитные написания.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос слов.

5. Графические сокращения.

Проблема выбора написания неразрывно связана с основной единицей орфографии – орфограммой. Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных в соответствии с орфографическим правилом.

В зависимости от характера выбора написания выделяют следующие виды орфограмм:

а) орфограмма-буква, в том числе прописная или строчная, наличие буквы или ее отсутствие;

б) орфограмма-пробел;

в) орфограмма, связанная с переносом;

г) орфограмма в графических сокращениях.

45. Основные реформы русского письма.

Первый свод правил орфографии появился лишь в конце 19 века. В 1873 году появился труд: «Спорные вопросы русского правописания о Петра Великого доныне».

До 19 века грамотных было мало. Грамотно слова писались по традиции, канону.

В этой работе орфография не упрощалась, написание приводилось к единообразию.

В 1904 году орфографическая комиссия предложила следующие изменения в области орфографии:

    Отменялась Ъ в конце слова

    Заменялись окончания прилагательных: -аго/-яго на –ого/-его (добраго/синяго на доброго/синего).

    Окончания прилагательных множественного числа ж.р. и ср. р.

    ыя/-ия на –ые/-ие . (старыя/большия на старые/большие)

    Местоимения оне – они, одне – одни, ея – её.

В 60 годы при институте русского языка Виноградов возглавил орфографическую комиссию М.В. Панов – продолжил. Предложения были опубликованы, н не признаны.

46. Передача буквами фонемного состава слов. Вопрос об основном принципе этого раздела. Фонематический принцип орфографии.

Буквы на письме обозначены фонемами вне зависимости от того в каких позициях они стоят. ФП – на все морфемы:

    безударное написание гласных (пишутся те же, что под ударением в той же морфеме) вода – воды

    написание звонких /глухих шумных согласных (суп - супы)

85 % всех слов по ФП написания. 15% - нарушают.

Примечание:

Не все ученые поддерживают эту точку зрения, во многих учебниках можно встретить рассуждения о том что основной принцип русской орфографии – морфологический (морфемный)

Связана такая точка зрения с тем, что у ученых петербургской школы другое представление о фонеме.

Суть: морфемы с одним значением пишутся одинокого, независимо от их произношения (города - горожанин)

Отступления от фонематического принципа:

    Морфемный – действуют написания букв о/е после шипящих. (шепот - шептать)

    Традиционный принцип орфографии. В некоторых случаях проверка звуков в слабой позиции невозможна пирог о/а/и/е.

То написание, котрое пришло по традиции. В этом случае традиционный принцип не противоречит фонеме, т.к. фонематический принцип ограничивает выбор букв, не дает однозначного решения.

Примечание: Есть традиционное написание, которое противоречит помощник, синего.

    Фонетический – Буква обозначает не фонему, а звук. – бесплатный – безоблачный, безыдейный.

47. Традиционный принцип написания слов.

Традиционный принцип – это способ обозначения фонем в слабых позициях одной из букв, выбор которой не мотивирован однозначно синхронными языковыми закономерностями, а также обозначения фонем в сильных позициях при графических вариантах или отступлениях от принципов графики.

Можно выделить группы слов, объединенных спецификой реализации традиционного принципа:

1. В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его. Таких написаний около 15%. Например, в слове сапог гиперфонема ограничивает выбор второй буквы (о или а), но не указывает однозначно, какую предпочесть. Выбор буквы а осуществляется на основе традиции написания данного слова.

2. Подобные затруднения испытывает пишущий и в ситуациях, когда слабой позиции соответствуют сильные позиции с разными фонемами. Например, в корнях зар- /зор- : заря (зорька – зарево). В этом и других подобных корнях также имеет место гиперфонема з ря и закрепленный традицией выбор одной из возможных букв для обозначения фонемы в слабой позиции. Фонематический принцип в таких случаях не может дать ответа о выборе буквы, как и в словах из пункта 1. Однако в отличие от п. 1 в этих словах не сохраняется графическое единообразие морфемы.

3. В написании корней в словах пловец, пловчиха (ср. плавать), загорать (ср. загар), буквы е после шипящих и ц в безударном положении на месте ударного о (башенка – рубашонка, ножевой – ежовый) не сохраняется графическое единообразие морфемы при возможности проверки слабой позиции сильной.

4. Традиционный принцип используется также для передачи фонем в сильных позициях:

4.1. В написании буквы г в окончаниях прилагательных и местоимений – красного, синего, какого. Это употребление противоречит фонемному принципу графики: буква г обозначает фонему.

4.2. В написании мягкого знака после шипящих в личных окончаниях глаголов, на конце существительных III склонения, в формах инфинитива и императива, на конце отдельных наречий и частиц. Такие написания М.В. Панов относит к традиционному принципу графики: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, ее употребление чисто условное. Будем квалифицировать подобные написания как реализацию традиционного принципа орфографии, поскольку они относятся не ко всем словоформам.

4.3. В написании отдельных слов, например слова близ без мягкого знака.

4.4. В передаче разными буквами одной фонемы, например цыкать – цирк – отцы – сестрицын.

48. Фонетический принцип орфографии.

Фонетический принцип – способ обозначения фонемы в сильной и слабой позиции разными буквами, при котором не сохраняется графическое единообразие морфемы. Звук, которым реализована фонема в слабой позиции, в системе русской графики может быть обозначен разными буквами. Написаний, отвечающих фонетическому принципу, немного.

1. Конечные буквы в приставках из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-, через-/черес-, без-/бес-, низ-/нис-. Например, в слове бесполезный в приставке пишется буква с, а в слове безоблачный з: разные буквы обозначают фонему в сильной и слабой позициях, причем звук [с], которым реализована фонема в слабой позиции в системе русской графики может быть обозначена как буквой з, так и буквой с.

2. Буквы о и а в приставках раз-/рас-, роз-/рос-. Например, в слове рассыпать в приставке пишется буква а, а в слове россыпь – буква о: разные буквы обозначают фонему в сильной и слабой позиции. Причем, звук [Λ], которым реализована фонема в слабой позиции, в системе русской графики может быть обозначен как буквой о, так и буквой а.

3. Правописания окончаний существительных I и II склонения в предложном падеже и I склонения в дательном падеже единственного числа: к (об) армии, о санатории, о здании. Фонема в данных окончаниях, (ср. к земле, о коне, на острие). Пишется буква и по фонетическому принципу, так как звук [и] может быть обозначен в данной позиции как буквой и, так и буквой е.

4. Передача на письме чередований согласных по звонкости/глухости в заимствованиях из латинского языка: абстрагировать – абстракция, транскрибировать – транскрипция.


Акустические свойства звуков речи . Высота звука . Герц-единица измерения высоты звука . Высота звуков речи ...
  • Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом (фонетика)

    Учебно-методический комплекс

    ... по функциональному... звуков речи . Артикуляторная фонетика . Акустическая фонетика ; акустические свойства звука . Фонология. Другие разделы фонетики . Теоретическая значимость фонетики . Практическая значимость фонетики ... 1973. Вопросы к экзамену Phonetics ...

  • Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы языкознания»

    Методические рекомендации

    А также тест по выявлению остаточных знаний. Прилагаются. Примерный перечень вопросов к экзамену . Языкознание как... его свойства и особенности. Язык как система и структура. Фонетика как наука. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи ...

  • Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука

    Ответы к экзамену

    ... экзамену по ... по отношению к сенти ментальному - по сходству и вместе с тем по контрасту. Общие свойства ... говорится, что звуки речи сами по себе эмоционально... акустические ) «носители» интонации – это тембр и темп звучания речи , сила и высота звука ...

    1. Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

      Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость.

      Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

      Тембр звука (собственное звучание звука). Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

      Характер колебательных движений. Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон (гласные); Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум (согласные).

    4.Акустическая классификация звуков речи.

    Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота.

    По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.

    По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные . Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные.

    По высоте звуки делятся на высокие и низкие . К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

    Так, например, звук [о] - вокальный, неконсонантный, сильный, низкий, а звук [д] – невокальный, консонантный, слабый, высокий.

    5.Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

    Артикуляция – это работа органов речи: легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.

      Легкие

      Связки

      Артикуляционный аппарат

      Зубы пассивные органы

      Небо

      Язык активные органы

      Нижняя челюсть

    Артикуляция состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.

      Экскурсия – это начальный момент, когда органы речи готовятся к произношению.

      Выдержка , или центральный момент, - это момент произношения звука, его звучания.

      Рекурсия – заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.

    При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Например, звук [у] образуется посредством губ (они округлены), а звук [р] – вибрацией кончика языка.

    Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

    Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

    Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

    Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

    Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

    Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон ; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум . Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

    Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

    Фонема и система фонем

    Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

    Биологическизвуки языка характеризуются в связи с тем, что они создаются органами речи человека и имеют, следовательно, физиологическую обусловленность. Биологическую единицу звука русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ назвал кинемой (гр. kinema «движение»).

    О физической стороне звуков речи можно говорить, имея в виду то, что звуки речи, как и любые другие звуки в природе, можно рассмотреть с точки зрения акустической (гр. akustikos «слуховой»; акустика – в физике – учение о звуках). Акустическую единицу Бодуэн де Куртенэ назвал акусмой (гр. akustikos «слуховой»).Биологическую и акустическую стороны звуков изучает фонетика.

    Но не эти качества языковых звуков являются главными для людей, люди даже не думают о них.

    Главной стороной звуков речи является их роль в создании и различении морфем и слов, т.е. смысловыразительных единиц языка. Звуки сами по себе не выражают значений, но они, как говорят, направлены на значение, т.е. помогают опознать слова и различить их смысл. Эта сторона звуков речи делает их из единиц биологических и акустических единицами собственно лингвистическими. Звуки-смыслоразличители называют фонемами. Такое понимание пришло от теории фонем, или фонологии (греч. phone «звук», «голос» и logos «учение»). Фонему открыл русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Сначала его идею о фонеме разрабатывали его ученики: в Казани – Николай Вячеславович Крушевский, в Петербурге – Лев Владимирович Щерба; затем – члены Пражского лингвистического кружка, особенно – Николай Сергеевич Трубецкой и Роман Осипович Якобсон, тоже ученики Бодуэна по Петербургу. Вопрос о фонеме разрабатывался и швейцарским ученым Ф. Де Соссюром.

    Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

    И фонетика, и фонология неразрывно связаны друг с другом общим объектом – звуком – и взаимно обогащаются своими достижениями в изучении его. В фонеме принято говорить о разных признаках: дифференциальных и интегральных. Дифференциальные признаки – это смыслоразличительные признаки фонем. Интегральные признаки (лат. integral «целый») – это неразличительные признаки фонем (кинемы, акусмы), они только наполняют фонему.

    Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

    Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Отсюда рождается термин оппозиция – противопоставления фонем (от лат. oppositio «противоположение»). Фонемные противопоставления в разных языках носят специфический характер. Например, в русском долгота и краткость не являются дифференциальными признаками, а в немецком языке они различают слова и смыслы: bieten – предлагать, bitten – просить; Staat – государство, Stadt – город.

    Понятие «фонема » и «звук речи » не совпадают , так как:

    1. Фонема может состоять из двух звуков (английские дифтонги , fly «летать», boy «мальчик»).

    2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

    3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

    Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

    звонкости (ср. [т] дом – том );

    твердости (ср. [д] дома – Дёма );

    взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал );

    отсутствие назальности (ср. [н] дам – нам );

    наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам );

    отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок ).

    Аллофоны , или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

    Гиперфонема функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.