Урок ь после шипящих. Урок русского языка. Мягкий Ь после шипящих в глаголах. Какое общее основание в данных словах

Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом

Техника безопасности

1. Общие требования безопасности

1.1. К перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

Обучающихся, воспитанников при перевозке должны сопровождать двое взрослых.

1.2. Водитель должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.1996 г

1.3. Водитель обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.4. При перевозке автомобильным транспортом возможно воздействие на обучающихся, воспитанников следующих опасных факторов:

  • травмирование проходящим транспортом при выходе на проезжую часть при посадке или высадке из автобуса;
  • травмы при резком торможении автобуса;
  • травмы в дорожно-транспортных происшествиях при нарушении правил дорожного движения или при эксплуатации технически неисправных транспортных средств.

1.5. Автобус, предназначенный для перевозки обучающихся, воспитанников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком "Дети", а также огнетушителем, медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6. В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей ответственный за перевозку сообщает с ближайшего пункта связи или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации учреждения, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.

1.7. При перевозке обучающихся, воспитанников соблюдать установленный порядок перевозки и правила личной гигиены.

1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, лица несут ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перевозка обучающихся, воспитанников разрешается только по письменному приказу руководителя учреждения.

2.2. Провести инструктаж обучающихся, воспитанников по правилам поведения во время перевозки с записью в журнале регистрации инструктажа.

2.3. Внешним осмотром убедиться в полной исправности автобуса и проверить:

  • техническое состояние автобуса, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды.
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

2.4. Проверить наличие на автобусе спереди и сзади предупреждающего знака "Дети", а также огнетушителей и аптечки.

2.5. Посадку обучающихся, воспитанников в автобус производить со стороны тротуара или обочины дороги строго по количеству посадочных мест. Стоять в проходах между сидениями не разрешается.

2.6. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать на трассу, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.

3.2. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автобуса.

3.3. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с "Правилами дорожного движения".

3.4. При перевозке обучающихся, воспитанников соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.

3.5. Во время движения не разрешается стоять и ходить по салону автобуса, не высовываться из окна и не выставлять в окно руки.

3.6. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся, воспитанников не должна превышать 60 км в час.

3.7. Во избежание травм при резком торможении автобуса необходимо упираться ногами в пол кузова автобуса и руками держаться за поручень впереди расположенного сидения.

3.8. Не разрешается перевозить обучающихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости.

3.9. Перед неохраняемым железнодорожным переездом остановить автобус, убедиться в безопасности проезда через железную дорогу и затем продолжить движение.

3.10. При ремонте автобуса на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику АХО или диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия работников ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.

4.2. При неисправности в работе двигателя и систем автобуса, принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

4.3. При получении обучающимся, воспитанником травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании перевозки

5.1. Съехать на обочину дороги или подъехать на автостоянку и остановить автобус.

5.2. Обучающимся, воспитанникам выходить из автобуса только с разрешения старшего в сторону тротуара или обочины дороги. Запрещается выходить на проезжую часть и перебегать дорогу.

5.3. Проверить по списку наличие обучающихся, воспитанников.

Смотрите другие статьи раздела .

Урок русского языка Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов Цели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах; 2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих; 3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей. 4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека) Ход урока

    Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, Здороваться просто Доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро продлится до вечера. Мне очень приятно, что я могу сказать вам сегодня: «Доброе утро». проверка готовности к уроку; II. Запись домашнего задания
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.

Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся

2. Усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

3. Способствовать развитию речи, логического мышления.

Технология: технология дифференцированного обучения, способствующая развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Элементы игровой технологии.

Оборудование: схемы, таблицы, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой ь. Материал урока далеко не простой, он и объемный, и сложный. Перед вами стоит две задачи. Вы должны систематизировать свои знания об употреблении буквы ь после шипящих и усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

2. Работа по теме урока.

1. Два ученика на доске воспроизводят таблицу «Мягкий знак на конце после шипящих».

В это время поэтический конкурс. Какой ряд больше вспомнит стихов с шипящей на конце слов, объяснить правописание.

Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

Товарищ, верь, взойдёт она

Звезда пленительного счастья.

И на обломках самовлостья

Напишут наши имена.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Побеждает ряд, который больше вспомнит стихов.

2. Конкурс таблиц на правописание ь знака после шипящих в занимательной форме.

3. Поиграем в корректоров (текст на доске, уч-ся исправляют ошибки)

1 Однообразный пейзажь утомляет мужественных путешественников, которым уже давно невтерпежь добраться домой.

2 Порывами дует холодный ветер от темнолиловых тучь становится всё темнее

3 Воздух свежь, как- будто отворились настеж небесные окна

4 Люди жывут ожыданием новых событий и встречь

5 Через пол-часа появяться огоньки в окнах жилищь.

4. Игра в сигнальные карточки.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

Веришь в чудеса Испечь пирог

Шоколад горяч Лесной ландыш

Торопишься на урок Тишина рощ...

Хорошо слышишь Мороз трескуч

Ждать невтерпеж Упал навзничь

открыли настежь вышла замуж

Вернулся заполночь дуб могуч

много задач кофе горяч

мчался вскачь отрежте кусочек

быстро учишь красивый пейзаж

5. Выборочный диктант(выписывать слова из пословиц в 2 столбика)

1 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

3 Хлеб-соль ешь,а правду режь.

4 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5 За свой грош всякий хорош.

6 Ешь, покамест живот свеж

7 Голова не карниз- не приставишь.

8 Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

6. Игра «Пятый лишний».

1. 1плющ

2 невтерпеж

3 намажете

4 неуклюж

5 трескуч

2. 1 брош

2 очень тощ

3 без груш

4 свеж

5 скрипуч

3. 1 бородач

2уберечься

3 полоса неудач

4 среди дач

5 цветок пахуч

4. 1 жареный лещ

2 хорошая вещ

3 у афиш

4 выделка кож

5 среди туч

5. 1 обруч

2 до встреч

3 пересечь границу

4 мороз трескуч

5 среди дач

7. Цифровой диктант

1 не плачь

2 свеч

3 отрежь

4 лечь

5 из-за рощ

6 скрипуч

7 могуч

8 наотмашь

9смеешься

10 уходи прочь

11 упал навзничь

12 неуклюж

13 испечешь

14 ехал вскачь

15 молодежь

3. Подведение итогов урока

1. В словах какой части речи после шипящих пишется ь?

2. В словах какой части речи ь не пишется только в исключениях?

3. В какой части речи ь после шипящих пишется и не пишется? От чего это зависит (от рода, числа)

4. К какой части речи относятся слова: настеж, навзничь, прочь.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.

Подготовила и провела

учитель 4 класса

Ибрагимова Н.Г.

2014-2015 уч. год

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель : создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; о трабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

    Предметные : научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные : общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

    Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2014; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2014; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

    работа в группах;

    работа в парах;

    самостоятельная работа;

    самопроверка;

    взаимопроверка;

    самоанализ;

  • контроль результата

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции

Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.

На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.

Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях.

Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области русского языка мы изучаем?

ИД Слайд №1

В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

Говорить и писать правильно.

Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи». Мотивационный.

Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.

Ваши предложения?

Какие организационные правила применим в работе?

1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

- Какое основание дляопределения групп слов?

Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.

Миниитог.

Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Какая группа слов вызвала противоречие?

Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

Почему возникло противоречие?

    Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

    Контролировать действия и результат работы.

    Оценивать действия и результат работы символами.

    +

    ?

    -

    Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

не изучали.

Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

    + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

    ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

    - – самостоятельно работать не мог.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.

Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд №2

Какую цель поставите себе на уроке?

Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

Правописание.

Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание. Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

ИД Слайд №3

У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

    Работа по учебнику.

Задание.

Прочитайте предложения.

Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

В каких формах они стоять?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что вы прочитали?

Объясните значение любой пословицы по выбору.

Какие слова вы нашли в предложениях?

Какой частью речи являются выделенные слова?

В каких формах они стоять?

ИД Слайд №4

- Какое общее основание в данных словах?

Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

Как вы проверите свой вывод?

Проверьте, правы ли вы в своём утверждении.

Что скажите о своем выводе.

Сформулируйте правило.

Сделайте графическую модель правила (опору).

Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Вы сможете открыть скобки?

Как напишите глаголы данной группы?

Откройте скобки карандашом.

Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель.

Проследим наше продвижение по плану работы.

Что выполнили?

На каком этапе работы находимся?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Работа в группах.

Предложения, которые являются пословицами.

Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.)

погонишься (что сделаешь?, 2 л . ед.ч.)

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

беречь (что делать?, н.ф.г.)

- Орфографическое .

-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»

Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

Г- ш, щ, ч, ж +Ь

5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

С мягким знаком после шипящей.

Открывают скобки карандашом.

- Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Анализируют план работы.

Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

    Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

    Работа по учебнику.

Стр. 108, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

ИД Слайд №5

Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

    Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 31, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.

    Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

съешь поёшь

спрячь летишь

Оценивают символами: +, ?, -

3.Самостоятельная работа.

- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

    у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

    у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

    у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

    у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. отрежьте +

  2. дремлешь +

  3. чертишь +

    желаю удач -

    фальшь?, +

- Фальшь.

Мы не знаем значение слова фальшь , поэтому не можем определить часть речи.

В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

Предлагаю определить домашнее задание.

Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

Что было самым главным на уроке?

Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

Где эти знания сможете применить?

Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.

Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

Какие вопросы необходимо решить?

Спасибо всем за работу

- Д/з : уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

Выполнили все.

- Решили все задачи.

Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

На уроках русского языка.

Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.

Цель урока: Систематизировать и обобщить правила правописания Ь после шипящих на конце слова; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: сердечный, душевный, задушевный; изнурительный.

I. Систематизация и обобщение правил правописания Ь после шипящих на конце слова по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 228230) или В. Ф. Грекова и др.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 69 из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, обозначить их).

1. Воздух тих, прозрачен и свеж, (А, Чехов). 2. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин). 3. Плач полетел, серебряно звеня. (А. ). 4. Я открываю настеж ь окна. В комнат у вливается поток свежего воздуха. (Ч. Айтматов). 5. И я приму тебя, как упряжь, тех ради будущих безумств, что ты, как стих, меня зазубришь, как быль, запомнишь наизусть. (Б. Пастернак). 6. Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нём толпа пустая. (И. Северя нин). 7. Для чего и куда увела она прочь нас с тобой ото всех в эту буйную ночь? (И. Бунин).

3. Предупредительный диктант.

1. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 2. И умен, и пригож, да на дело не гож. 3. Для дорогого гостя и ворота настежь. 4. День за ночь - сутки прочь. 5. Пеший конному не товарищ. 6. Худая слава пойдё т - никто замуж не возьмё т. 7. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. 8. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 9. В каком народ е живёшь, того обычая и держись. 10. После дождя и туч снова солнца луч. 11. Красна реч ь поговоркою. 12. В медовых речах всегда горечь найдётся. (Пословицы).

4. Объясните льный диктант.

Щемящ ее чувство овладевает тобой, когда пер еступаешь порог родного дома и вспоминаеш ь прожитые здесь годы...

Лежиш ь, бывало, на тёплой печи, в трубе от лютого холода стонет вьюга, стучится в избу. Мать, сидя за прялкой, выводит пониженным голосом; отец, орудуя шилом и дратвой, подшивает валенки и главенствует простуженным басом. Голоса их пер еплетаются, теснятся в избе. Слушаешь, слушаешь, закрыв глаза, и вот уже нет ни избы, ни вьюги, уходишь мечтами в казачий боевой поход, гарцуеш ь на лихом коне, едешь “по-пiд горою, яром, долиною” и дальше, дальше. Откроешь глаза, чтобы оглянуться, попрощаться с родной хатой,- и проснешься. И снова видишь отца с матерью за работой,

Не понимал я тогда их горьких жалоб на жизнь, не знал, что труд этот дейст вительно изнуряющ, а песня лишь скрашивала его, возвращала их в молодость, в ту пору, когда выходила “дiвчинонька рано-вранцi по воду.. .”. А вспомнив это, пусть и не своё, чьё-то чужое счастье, обоим становилось легче.

Песня из украинской старины действительно была у них самым задушевным разговором. (По И. Ф илоненко).

5. Диктант-кроссворд (заменить продиктованные слова или сочетания слов одним словом с шипящим на конце, письменно объяснить контрольные ).

Неправда (ложь), сильный вихрь (смерч), мелкие деньги (мелочь), сильно размахнувшись (наотмашь), содействие (помощь), ползучее растение (плющ), невозделанное место (пустошь), граница (рубеж), скачка ми, очень быстро (вскачь), способ ходьбы в строю (марш), невыносимо (невтерпёж), распахнув до конца (настежь).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи об употреблении буквы Ь после шипящих на конце слова, выполнить упр. 315 из пособия В. Ф. Грекова и др.