Е.А. Дьякова - автор ряда педагогических технологий в области
преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание.
Оригинальная программа "Двухнедельной коррекционной работы с родителями,
чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею
разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с
использованием мануальных техник.
Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.
Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению
заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей
дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели
специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а
также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет
учебное видеопособие для молодых родителей "Развитие речи у
дошкольников", в котором даются практические советы родителям по
речевому развитию и профилактике заикания у детей.
Многие работы Е.А. Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник "Логопедия. Заикание"
для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия"
награжден дипломом II степени на конкурсе "Лучший учебник года". С мая
2003 г публикуется практическое пособие для логопедов "Логопедический
массаж" имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не
только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди
родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и
конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии,
дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала
участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии,
Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и
др.
Е.А.
Дьякова ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и
уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения
квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов:
"Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания
и дизартрии", "Логопедический массаж", "Семь способов помочь
заикающемуся ребенку", "Точечный массаж в логопедической практике" и др.
Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более
10 лет в России, Великобритании и США.
Е.А. Дьякова ведет большую консультативную работу и оказывает
логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим
дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает
практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит
консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с
речевой патологией.
Дьякова Елена Александровна
профессор
президент Международного Института Речевой Патологии
член Международной ассоциации плавной речи,
член Международного комитета орофациальных миофункциональных наук,
действительный член Ассоциации практических психологов Гипнарт
В 1985 году Елена Александровна Дьякова с отличием окончила дефектологический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И. Ленина по специальности «Логопедия».
Елена Александровна имеет стаж педагогической работы — 32 года, стаж логопедической работы — 25 лет. Защитила диссертацию по теме: «Монологическое высказывание взрослых заикающихся» . После окончания института работала в должности логопеда «Лаборатории функциональных и других видов патологии речи» Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также в Центре патологии речи и нейрореабилитации. С 1996 г. работала в должности доцента кафедры специальной педагогики и психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.
Е.А. Дьякова является автором целого ряда собственных логопедических методик и технологий.
Еленой Александровной разработан метод логопедического массажа, использование которого значительно повышает эффективность коррекционной работы с лицами, страдающими речевой патологией. Автор учебного пособия «Логопедический массаж» (2003, М., Академия) регулярно проводит мастер-классы и семинары по обучению логопедов своему методу.
Елена Александровна — автор ряда педагогических технологий в области преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание. Оригинальная программа «Двухнедельной коррекционной работы с родителями, чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с использованием мануальных техник.
Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.
Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет учебное видеопособие для молодых родителей «Развитие речи у дошкольников», в котором даются практические советы родителям по речевому развитию и профилактике заикания у детей.
Многие работы Елены Александровны Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник «Логопедия. Заикание» для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» награжден дипломом II степени на конкурсе «Лучший учебник года». С мая 2003 г публикуется практическое пособие для логопедов «Логопедический массаж» имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии, дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии, Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и др.
Елена Александровна ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов: «Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания и дизартрии», «Логопедический массаж», «Семь способов помочь заикающемуся ребенку», «Точечный массаж в логопедической практике» и др. Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более 10 лет в России, Великобритании и США.
Елена Александровна ведет большую консультативную работу и оказывает логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с речевой патологией.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY
Е.А. ДЬЯКОВА
КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
1
p. 2
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление............................................................................................ 3 Ошибка № 1. Не подготовлены руки логопеда.... 13 Ошибка № 2. Выбор средств для проведения массажа........................................................ 20 Ошибка № 3. Отсутствие предварительной диагностики.......................................... 26 Ошибка № 4. Поза ребенка во время массажа.... 29 Ошибка № 5. Последовательность массажных движений............................................................... 35 Ошибка № 6. Отсутствие адаптации к массажу................................................................. 36 Ошибка № 7. Боль........................................................................ 37 Ошибка № 8.
Психологическое состояние логопеда...................................................................... 38 Ошибка № 9. Положение рук и техника выполнения массажных движений.... 40 Ошибка № 10. Массаж и постановка звуков разделены по времени........................................... 45 Ошибка № 11. Нарушение правил дезинфекции................................................................. 46 Ошибка № 12. Больной ребенок...................................... 47
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя.
2
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 3
Кому адресована эта книга:
логопедам и дефектологам, а также всем специалистам, практикующим
логопедический массаж; специалистам, которые хотели бы обучиться логопедическому массажу; родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже.
ВСТУПЛЕНИЕ
К сожалению, в
последнее время появилось очень много курсов по логопедическому массажу, на которых проводится недостаточно квалифицированное обучение данной технологии. Это приводит к тому, что логопеды, формально имеющие сертификат по логопедическому массажу, не могут выполнять его правильно, с учетом всех тонкостей и специфики, которой можно обучиться только на
практических курсах, где не только проводится «постановка рук», но и отрабатывается каждое специфическое движение, с учетом показаний и противопоказаний. Однако обучение логопедическому массажу в ряде случаев проводится либо теоретически с использованием демонстрации видео, либо дистанционно, либо слушателей обучают по довольной упрощенной программе.
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
3
p. 4
К сожалению, я начала получать ряд откликов с вопросами, почему использование тех или иных приемов массажа не приносит ожидаемого результата, особенно если логопед, прошедший «упрощенный» курс, пытается сравнить свои результаты с результатами специалиста, прошедшего обучение на моих мастер-классах. Мы выясняем причину, и оказывается, что
данный логопед был обучен массажу неправильно, без учета
важных приемов, с нарушением техники безопасности и основных принципов использования логопедического массажа. Я не удивлюсь, что те логопеды, которые решили пройти такое «скоростное» обучение по принципу «быстро и дешево», могут нанести вред ребенку, поскольку, как правило, не имеют понятия о специфике выполнения крайне тонких движений в полости рта, нарушая при этом все правила техники безопасности выполнения этих приемов. Я могу это наблюдать и по многочисленным видео, представленным в «ютубе», где ряд «специалистов» пытается показать приемы, которые на самом деле являются бесполезными, а в некоторых случаях и опасными для ребенка. Понятно, что каждый метод, как бы высокоэффективно он не действовал, имеет свои четкие показания и противопоказания. Любой метод, попадающий в руки псевдоспециалиста или псевдоучителя либо перестает работать, либо может нанести вред пациенту.
4
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 5
Логопедический массаж - это достаточно сложная технология, и она не ограничивается лишь набором определенных движений, по принципу «1-2-3 - и готово». Массаж требует очень серьезного обучения, длительной тренировки, знаний в диагностике и постоянного прохождения курсов, которые дают возможность логопеду совершенствовать навыки использования этой технологии. Данное руководство является результатом анализа материалов, представленных в интернете, в «ютубе», где я могу наблюдать конкретные ошибки, которые допускаются при проведении логопедического массажа. Конечно, «12 ошибок» - это далеко не всё, о чем можно было бы говорить, однако это наиболее распространенные ошибки, которых можно легко избежать, если о них знать. Надеюсь мои советы будут полезны всем, кто использует логопедический массаж в своей практике, а также родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже, чтобы ознакомиться с основной «техникой безопасности» при работе с вашим ребенком. Хотела бы выразить признательность логопеду Елене Степановой за помощь в подготовке данного руководства. Ваша Елена Александровна
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
5
p. 6
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ
Логопедический массаж является одним из наиболее
эффективных методов: коррекции
произносительной стороны речи, что включает в себя звукопроизношение, голосовую функцию,
речевое дыхание, интонацию, темпо-ритмическую сторону речи; запуска и формирования механизмов, связанных с осуществлением кормления ребенка (сосания, глотания, жевания); формирования кинестетических ощущений при диспраксиях и апраксиях; профилактики нарушений речи у детей 1-2 года жизни; возможности коррекции зубо-челюстной системы и неправильного прикуса; коррекции проблем, связанных с нарушения сна (апнея, храп); коррекции проблем, связанных с нарушением работы височно-нижнечелюстного сустава; коррекции эстетических проблем, связанных с
возрастными изменениями лица; нормализации эмоционального состояния.
6
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 7
Основным воздействием логопедического массажа является воздействие на мышцы и кожные покровы шеи, лица и полости рта.
Это в первую очередь: мышцы лица: группа жевательных мышц; мышцы окружности рта, щек, скуловые мышцы; мышцы полости рта: язык, мягкое небо, мышцы дна полости рта, а также слизистая оболочка в области десен, твердого неба; мышцы шеи, в том числе и мышцы, связанные с работой голосового аппарата.
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
7
p. 8
Важным моментом в физиологическом воздействии массажа является нормализация эмоционального состояния, которое может меняться в зависимости от техники массажных движений. Другой
важной характеристикой физиологического воздействия массажа является активизация
различных областей не только периферической, но и центральной
нервной системы.
Полость рта снабжается нервными окончаниями
пяти пар черепно-мозговых нервов (напомню, что их всего 12). Они обеспечивают осуществление: Чувствительности: тактильной, температурной и болевой как
кожных покровов лица, так и полости рта (тройничный нерв).
Вкусовых ощущений (лицевой нерв).
Двигательной функции языка, мягкого неба, т.е. функций сосания, глотания, жевания и звукопроизношения (подъязычный, языкоглоточный, блуждающий и ветки лицевого нервов). Кинестетических ощущений от совершаемых движений (нижние отделы премоторной и постмоторной извилины ее нижней трети доминантного полушария коры головного мозга). Нельзя забывать также и о тонких перцептивных ощущениях со слизистой оболочки, которым выстлана вся полость рта.
8
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 9
Через эту богатейшую систему иннервации, полость рта связана практически со всеми отделами мозга, в том числе и с корой головного мозга. На самом деле, ни одна область
человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу»: во-первых в область ствола головного мозга, где находятся ядра черепно-мозговых нервов, а во-вторых через достаточно объемное представительство в коре больших полушарий.
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
9
p. 10
В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится
большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять
сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому, воздействие на слизистую полости рта и кожные покровы лица способно вызвать существенные положительные изменения как в
эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом.
10
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 11
Вот почему правильно и грамотно выполненный массаж оказывает воздействие не только на улучшение речи, но и функцию произвольного внимания, памяти, и в целом состояния высших корковых функций. Хотя это воздействие не прямое, а опосредованное, но позитивные изменения в состоянии ребенка, как правило, отмечаются всегда.
ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА
Теперь поговорим о том, что в первую очередь может мешать достигать высокого и достаточно быстрого
положительного результата логопедам, использующим логопедический массаж. Это может касаться как очень простых и, я бы даже сказала, очевидных, но достаточно важных моментов для грамотного использования данной технологии. Итак, поговорим об основных ошибках которые могут: затруднять получение результата, приводить к отсутствию результата и даже приводить к
негативным последствиям!
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
11
p. 12
Вот почему наряду с логопедами, я рекомендовала бы прочитать эту книгу и родителям, чтобы знать чего НЕ должно быть в технологии массажа, и что должно быть обязательно. Поскольку именно родители приглашают логопеда для работы с ребенком, и в
данном случае родители должны быть осведомлены в достаточной мере о следующих наиболее
важных моментах: технике безопасности или правиле «не навреди»; как должен быть организован массаж, чтобы он был эффективным для вашего ребенка.
Итак,
12
критических ошибок в логопедическом массаже
12
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 13
ОШИБКА № 1. НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ РУКИ ЛОГОПЕДА
К сожалению, приходится наблюдать в интернете и на «ютубе» большое количество роликов, которые у меня вызывают ужас. длинные ногти
1 С длинными ногтями невозможно выполнить
целый ряд очень
важных движений, которые направлены на коррекцию тонких мышечных структур. Выполнение целого ряда движений требует опору на кончики пальцев, и при наличии длинных ногтей это сделать невозможно, т.е. эти движения фактически исключены из массажа.
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
13
p. 14
2 Это возможность травматизма. Дети не лежат
спокойно. Это не манекены. Одно неловкое движение или поворот головы ребенка может повлечь за собой попадание в глаз, травматизацию кожных покровов, тем более, что у многих детей они очень ранимые с близкой сосудистой сеткой.
3 С длинными ногтями полностью исключается
воздействие в полости рта, поскольку слизистая рта очень тонкая, ранимая, снабжена
большим количеством кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Точечное воздействие кончиками пальцев внутри полости рта, а особенно на языке становится невозможным.
14
© Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
p. 15
4 Под ногтями могут скапливается чешуйки поверхностных кожных покровов, которые становятся впоследствии источником инфекции, так как тщательно очистить длинную выступающую ногтевую пластинку крайне сложно. (Представьте себе хирурга или зубного врача с длинными ногтями и
ярким маникюром! Представили? Захотите пойти к такому «специалисту?)
5 При покрытии лаком необходимо избегать ярких цветов, и если уж вы покрываете коротко остриженные ногти лаком, цвет должен быть приближен к телесному. Это уже чисто профессиональная этика.
© Е.А. Дьякова, 2013
http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com
15