Какая слабость есть у человека. Список главных слабостей человека и как научиться быть сильнее их? Подверженность влиянию установок

Глава 2. Использование человеческих слабостей

Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.

Китайская пословица


Видя себя в других, не только любишь себя, но и ненавидишь.

Г. Лихтенберг


2.1. СЛАБОСТИ, ПРИСУЩИЕ КАЖДОМУ

Наши слабости


Нет таких наших слабостей, которые бы не использовались для скрытого управления людьми. Здесь мы перечислим только те, что встречаются наиболее часто. Использование их для скрытого управления мы проиллюстрируем соответствующими примерами из жизни.

Вот перечень слабостей, обсуждаемых в этой главе: любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительность, жалостливость, азартность, любовь к подношениям и к лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастливость, невежество, неразвитость речи, слабохарактерность, жадность и тщеславие, отсутствие "морального стержня, зависть.


Любопытство


Мы все любопытны, одни - меньше, другие - больше. Известно женское любопытство, особенно в отношении того, у кого с кем какие отношения… Не принимать во внимание такое человеческое качество, как любопытство, может привести к курьезам.

Чтобы привлечь больше посетителей, владелец ночного ресторана в Колумбии, административном центре штата Южная Каролина, пригласил женскую танцевальную группу, выступавшую на сцене в чем мать родила. От клиентов отбоя не было. Но нашлись двое прилежных полицейских, которые подали в суд на владельца злачного места и исполнительниц.

Чтобы показать перед судебными заседателями, сколь аморальным выглядит весь спектакль, полисмены прямо в зале повторили представление: кривлялись, вертели бедрами, имитировали любовные сцены, при этом страстно вздыхали и издавали другие соблазняющие звуки. Однако судебные заседатели, просмотрев всю «программу» до конца, зааплодировали полицейским, отметив, что все это очень интересно и сегодня же вечером они отправятся посмотреть на настоящее представление. Обвинение же сочли недоказанным.

Возбудив любопытство, высоконравственные блюстители порядка пали его жертвой.

Любопытство в манипуляциях используется для привлечения и удержания внимания. Во всех пособиях по ораторскому искусству рекомендуется начинать выступление с какой-нибудь истории, возбуждающей любопытство. А во время выступления - вставлять обещания рассказать чуть позже о чем-то, вызывающем интерес. (Подробнее об этом можно прочесть в нашей книге .)

Очередная серия в сериалах прерывается, как правило, на самом интересном месте. Любопытство (а что там дальше?) обеспечивает явку зрителей и на просмотр следующей серии.

Красавица Шахразада три года рассказывала сказки грозному повелителю Шахрияру. С помощью скрытого управления, возбуждая любопытство тирана, она спасала от смерти и себя, и тысячу самых красивых девушек своей страны.


Несовершенство психических механизмов


Мы не можем с моментальной эффективностью делать два дела одновременно. Переключив внимание с одного объекта на другой, мы теряем на какое-то время контроль над первым объектом.

Это обстоятельство роднит нас с представителями животного мира.

И. А. Крылов в знаменитой басне "Ворона и Лисица" продемонстрировал, как можно манипулировать, используя переключение внимания объекта, чтобы сделать его жертвой манипуляции. Демонстрируя свои вокальные способности, Ворона совсем упустила из виду (а следовательно, и из клюва) вожделенный сыр.

Этот прием используют мошенники, "заговаривая зубы" жертве. Так же поступают и некоторые подчиненные, подсовывая начальнику на подпись бумагу и отвлекая его разговорами, чтобы помешать вчитаться в документ.


Внушаемость


Внушению в той или иной мере подвержены практически все. Но, безусловно, в разной степени. Более внушаемы люди, не уверенные в себе, а также дети и люди пожилого возраста. Женщины в среднем подвержены внушению больше, нежели мужчины. Образование понижает внушаемость: образованный человек больше доверяет рассудку, а следовательно, фактам и аргументам.

На внушаемости базируется известный "эффект плацебо": больному дают вместо обещанного лекарства нейтральное средство (например, обычную воду или таблетку-пустышку), утверждая, что оно обязательно поможет. И действительно, многим помогает!

Но нередко внушение может приносить огромный вред. Это, как и силу внушения, проиллюстрируем двумя историями.

Женщина обратилась к сравнительно молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца. Среди лиц с указанным пороком имеются даже известные спортсмены. Чтобы ободрить пациентку, профессор шутя сказал: "Вы, можете вообще не беспокоиться о своем сердце - раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе". Случилось так, что на следующий день профессор скоропостижно скончался. Узнав об этом, женщина впала в состояние крайнего волнения. Вызванному на дом участковому врачу сказала: "Я знаю, что должна умереть". Через несколько часов работа ее сердца резко пошла на убыль, и вскоре она умерла.

А вот другой случай. Произошел он в Париже и стал известен благодаря громкому судебному делу. Надзиратель лицея своими придирками вызвал ненависть студентов, и они решили отомстить ему. Схватив надзирателя, привели его в полуподвальное помещение и в масках устроили над ним суд. Выступил «прокурор», который от имени всех студентов обвинил его в «злодеяниях», перечислив все его «преступления». «Суд» приговорил его к обезглавливанию. Принесли плаху и топор и объявили осужденному, что ему осталось только три минуты на то, чтобы приготовиться к смерти. По прошествии этого срока его поставили на колени и положили голову на плаху. Один участник этой жестокой забавы, занес топор, а второй ударил полотенцем по шее. После этого студенты, с хохотом предложили ему подняться. Однако тот оставался недвижим. С ужасом проказники обнаружили, что надзиратель мертв.

Успеху внушающего способствует излучаемая им уверенность. По отзывам участников баталий на первенство мира по шахматам, в годы стремительного взлета Роберта Фишера, он источал такую уверенность, что у соперников возникало ощущение невозможности победы над ним.

Влияние внушения на ожидания человека было подтверждено научным опытом. Приведем, например, результаты эксперимента, проведенного Е.В. Мосейко (Замробовский) под руководством проф. Г.М.Андреевой и Я. Яношека.

В круг, образованный десятью сидящими людьми (испытуемыми), поочередно вводились наблюдатели, получившие инструкцию запомнить как можно большее число присутствующих. Каждому наблюдателю предоставлялась возможность смотреть на каждого испытуемого в течение 2–3 секунд, после чего первый удалялся в соседнее помещение и отчитывался о своих впечатлениях. Начальная фаза эксперимента состояла из таких экспозиций десяти наблюдателей и их последующих отчетов. Затем объявлялся перерыв, во время которого для каждого испытуемого путем опроса 10 наблюдателей устанавливалось, сколько из них его запомнили. Затем производилась дезинформация. Если число запомнившихся было ниже 5, то испытуемому сообщалось, что его запомнили 9 наблюдателей, если этот уровень превышал 5,- 1 наблюдатель. После перерыва, длившегося 20–30 минут, проводилась вторая фаза, в точности дублировавшая первую. В какой мере такая дезинформация вела к формированию у испытуемых новых ожиданий относительно своей «запоминаемости», выяснялось с помощью вопроса, задававшегося после эксперимента. Было выявлено, что ожидаемая запоминаемостъ испытуемых, получивших в перерыве «понижающую» дезинформацию, значимо снизилась, а у испытуемых, получивших «повышающую» дезинформацию во второй фазе, ощутимо возросла; «запоминаемостъ» же испытуемых контрольной группы не претерпела значимых изменений.

Подобные исследования подтверждают мнение, что внушаемость - действительно присущее нам свойство.

Внушаемость возрастает во время стрессовых состояний. Весь весенний период является для нашего организма стрессом, поэтому весной люди более внушаемы. Это используют манипуляторы всех мастей. С весенним солнышком высыпают на улицу цыгане с предложениями погадать.

Помня о весенней внушаемости, не поддавайтесь сразу на призывы рекламы типа: "Пришло время обновления - обновите что-нибудь у себя и вы!" или "Природа расцветает - расцветайте и вы!". Многим торговцам миф о весне как "поре пробуждения" просто выгоден.

Внушаемость - источник дохода также и всевозможных магов, колдунов, гадалок. Каждого клиента они стараются зацепить на крючок, чтобы он приходил к ним еще и еще: "Надо обязательно посмотреть, что у нас с вами получилось… Надо разрядить ваши часы, а то ваша аура начнет разрушаться". Человека запугивают, заставляют поверить, что без мага он теперь ни туда и ни сюда. А за каждый визит приходится платить. Это может длиться бесконечно, как "мыльная опера".

Спрос рождает предложение. На пляжах, где уйма свободного времени и есть желание пофлиртовать, родился новый вид гадания.

На зарубежных курортах популярностью пользуется гадание по обнаженному телу. «Вещуньи» охотно помогут быстренько сориентироваться одиноким отдыхающим, на кого лучше (и эффективнее!) положить око, жаждущее любви и удовольствий. Эти дамы, как правило, - неплохие психологи и не без оснований утверждают, что формы тела, не обремененные лишней одеждой, весьма красноречиво свидетельствуют о характере самого объекта.

По бюсту, например, они берутся судить о романтических возможностях и способностях к авантюрам, а бедра точно укажут на степень сексуальности, о которой, возможно, не подозревает даже владелец (владелица) оных.

Гадалки не рекомендуют флирт между худыми партнерами - слишком велик риск конфликта. А вот гармония чаще всего, по их наблюдениям, возникает между мужчинами атлетического сложения и симпатичными толстушками… Важно отметить, что никакой ответственности за свои прогнозы гадалки не несут.

И в заключение - здравый взгляд на этих кудесников.

Беседуют два друга:

- Послушай, - спрашивает один, - ты веришь гадалкам?

- Верил до той поры, пока не пошел посоветоваться с одной ясновидящей и не постучал к ней в дверь. И знаешь, что она сказала?

- Нет.

- Она спросила: "Кто там?"


Подверженность влиянию установок


Для каждого из нас любое наблюдаемое явление видится таким, как мы его восприняли.

Например, если человеку показалось, что на него кричали (так бывает, в частности при ссорах), то как бы он ни был неправ и как бы окружающие не убеждали, что никто на него не кричал, он останется при своем мнении: он "слышал это своими ушами".

Но на наше восприятие огромное влияние оказывают установки: мы слышали то, что ожидали услышать. Для иллюстрации приведем следующий случай.

В одно и то же время должны были состояться два выступления: в одном месте - лекция известного академика, в другом - встреча со знаменитым клоуном.

Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка - туда, где ждали клоуна. А клоуна - к тем, кто готовился услышать научную лекцию.

Что произошло дальше? Как ни старался клоун рассмешить аудиторию, никто не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, и бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его исследованиях.

Влияние установки на восприятие и понимание отражено в следующей юмореске:

- Вы на следующей сходите?

- Нет, я уже дома сходил.

- У вас, наверное, в голове-то ничего нет?

- Мойтесь почаще, и у вас ничего не будет!

- Вы назвали моего друга вонючим клопом. Он вызвал вас на дуэль. Какое оружие выбираете?

- Дихлофос.

Установка влияет не только на восприятие, но и на все поведение человека. Воспроизведем небольшой отрывок из новеллы "Двойник Бонапарта" (Сандлер А . Из записок репрессированного).

Маленький, кругленький, с точеным римским носом и огромными черными глазами, начальник лагпункта казался двойником Бонапарта. Наполеоновидный начальник отличался поразительной, анекдотичной тупостью. Особое удовольствие ему доставляли вечера "вопросов и ответов". Как-то один из заключенных, бывший академик Чекан, сказал начальнику об его сходстве с Бонапартом. Через неделю на утренней поверке я заметил, что из-за борта шинели начальника торчит книга. Подобравшись поближе, я прочел: "Тарле. Наполеон".

Подверженность человека установкам можно применять и с пользой, и во вред ему. Начнем с плохого.

В известной французской шутке говорится: для женщины существует два мнения: 1) ее собственное; 2) неправильное. Автору эта шутка вспоминалась всякий раз, когда он навещал одну чету своих родственников. Ибо всегда слышал одно и то же - жена, обращаясь к "ученому гостю" (каким он ей представлялся): "Скажи ему, - при этом указывала на своего супруга, - что он всегда неправ!" Желая авторитетного подтверждения собственной установки, хозяйка не замечала вопиющую нелепость своего утверждения. Излишне говорить, как нелегок был мужу ее прессинг. Установка на собственную правоту - источник многих конфликтов в семьях, на работе, в сфере обслуживания.

Установка некоторых руководителей на то, что их подчиненные ленивы и не хотят работать, действительно отбивает у последних желание работать.


Если вам показалось: проигран бой, -
Значит, так оно, в общем, и есть.
Если кто не уверен в самом себе,
Синяков ему не перечесть.



С удовольствием приведем примеры положительного воздействия установок.

Великий педагог А. С. Макаренко, работая с трудным человеческим материалом - беспризорниками, ворами и грабителями, добился выдающихся успехов. Стержнем его воспитательной работы была следующая установка: "Общаясь с людьми, ставьте перед собой задачу постоянно прямо или косвенно убеждать их в больших личных возможностях, наличии у них творческих способностей, потенций для решения больших задач, стремитесь сформировать потребность в действии".

В. Франкл говорит: "Мы, врачи, сталкиваемся с "самоосуществляющимся пророчеством" ежедневно и ежечасно (в приемные часы). Например, мы измерили пациенту кровяное давление и установили, что оно равно 160. Если на вопрос пациента о его давлении мы скажем «160», то это уже не будет правдой, поскольку давление у пациента в ответ на это сообщение мгновенно поднимется до 180. Если же, напротив, мы скажем ему, что давление практически нормальное, то мы не солжем. Со вздохом облегчения он сознается, что у него был страх паралича, но, по-видимому, этот страх паралича оказался совершенно безосновательным. Если мы теперь снова измерим у него давление, то убедимся, что оно действительно тем временем упало до нормального уровня".

Это показывает, сколь благотворно действие в соответствии с принципом Гиппократа "не навреди". Оно дает больному установку победить недуг. Наоборот, шарлатаны от медицины, маги, колдуны заинтересованы поддерживать у клиента установку на невозможность решить свои проблемы без помощи «целителя».


Несовершенство речи


Мы нередко попадаем в затруднительное положение из-за недостаточно точных высказываний.

Фермер рассказывает соседу:

- У меня на ферме есть чудо природы - двуногий баран!

- А! - отвечает второй фермер. - Это тот самый, что ухаживает за моей дочерью?

Есть старая притча "Почему крокодилы плачут?" Крокодил украл у женщины ребенка. В ответ на мольбы несчастной матери обещал ей отпустить дитя, если она "скажет правду". На что женщина возразила: "Но ты ведь не отдашь его!" И тогда крокодил задумался. Если он отдаст чадо, то получится, что услышанная им фраза лжива, а ложь - по условию - не влечет выдачу ребенка. Но если он не захочет отдать малыша, то тогда - в силу логики уговора и слов матери - ему, крокодилу, придется возвратить младенца. Трудная ситуация. Из глаз аллигатора потекли слезы.

Говорят, что с тех пор все крокодилы впадают в плач, вспоминая ту давнюю несуразность.

Хотя неточности в речи более свойственны людям необразованным, но и самые просвещенные могут задавать глупые вопросы.

Президент Гарвардского университета Элиот как-то рассказал Гансу Селье (тому самому, что ввел понятие стресса) такую историю. Войдя в переполненный ресторан, он отдал шляпу гардеробщику. При выходе Элиот с удивлением увидел, что тот безошибочно выбрал именно его шляпу из сотен других. В изумлении он спросил: "Как вы узнали, что это моя шляпа?" - "Да не знал я, что она ваша!" - был ответ. "Почему же тогда вы дали мне ее?" - спросил Элиот. На что гардеробщик очень вежливо ответил: "Потому что вы, как вошли, отдали ее мне".

Шутники не могли упустить шанса посмеяться над несовершенством нашей речи. Вот несколько обращений народного юмора на тему многозначности употребляемых слов.



Женщина пригласила к себе в гости мужчину. Накрыла на стол, напоила коньяком и говорит ему, наконец, на ушко:

- Ну все, теперь ты мой.

- Ага, разбежалась! Сама мой!!!



Сидят студенты, ждут своего товарища, приговаривая:

- Хоть бы сдал на пять, хоть бы сдал на пять!.. Через час, наконец, товарищ прибегает радостный.

- Ну, сдал? Сколько?

- Сдал, 4.80 - одна битой оказалась.



- Лейтенант Петров!

- Я, товарищ полковник!

- Хотите получить старшего лейтенанта?

- Так точно!

- Тогда вот вам сопроводительная, идите и получите старшего лейтенанта Сидоренко из вытрезвителя!



Мужик звонит в пожарную часть:

- Караул! Мой дом горит! Приезжайте быстрее!

Диспетчер:

- Как к вам доехать?

Мужик:

- Вы что, совсем обалдели?! На большой красной машине!

Любовь к "халяве"

В рекламном агентстве «Барнетт» существует незамысловатая традиция, обеспечивающая тем не менее успех компании. Всем работникам каждый день просто дарят по яблоку. Столь примитивный на первый взгляд способ, как ни странно, привел к тому, что компания по существу не знает, что такое текучесть кадров.

Устное народное творчество на любовь к подаркам отреагировало, в частности, такой историей.



Наш человек летит в самолете иностранной компании. От предлагаемой стюардессой (и входящей в стоимость билета) выпивки наотрез отказывается. Причину не объясняет, так как не знает ни одного иностранного языка.

Обеспокоенная стюардесса обращается к старшему стюарду - клиент, похоже, чем-то недоволен. Профессионально оценив ситуацию, тот подходит к пассажиру с подносом:

- Халява, сэр!

- Что же она сразу не сказала! Тащи все, включая добавку!



Идет презентация нового банка. Пригласили английских партнеров, которые были очень удивлены тем, что многие из присутствующих пили шампанское бутылками, закусывали при этом селедкой, затем пили коньяк и виски, водку и пиво. Кто-то уже явно переел и перепил, кто-то пустился в пляс, кто-то уединился с девочками.

К англичанину, смотрящему на все это с ужасом, подошел "новый русский" и спросил:

- А ты что же ничего не ешь?

- Да я не хочу.

- Слушай, да это же халява! Бесплатно! Ешь!

- Я ем только тогда, когда голоден.

- Ну ты прямо, как животное!

В Куръане говорится о том, что человек создан слабым, каковы же главные слабости человека?

Человек действительно обладает множеством слабостей. Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (ан-Ниса 4/28). Эти слабости начинают проявлять себя сразу же с рождением человека на этот свет. В отличие от детенышей других живых существ, которые спустя очень короткое время после своего рождения становятся способными вести самостоятельную жизнь. Что же касается человека, то он только в полтора-два года начинает ходить, а в 15-20 лет узнает, что является полезным для него, а что может принести вред. И на протяжении всей своей последующей жизни, человек познает законы жизни. Кроме того, человек очень чувствительное существо, не выносящее ни сильной жары, ни сильного холода. Так же человек не может долго существовать без еды или воды. Любой микроб может легко его убить, а любая пролетевшая комета может его легко напугать. Его прошлое вызывает в нем расстройство, а будущее вызывает тревогу и опасения.

Помимо наших физических слабостей, есть так же и слабости присущие нашему естеству, и являющиеся общими для всех людей. К таковым относятся следующие:

1) Забывчивость.

Каждый человек подвержен забывчивости, и каждый человек может привести множество примеров забывчивости, из своей жизни. Однако самым страшным видом забывчивости является тот, когда человек забывает самого себя, забывает то, для чего он был создан. Это состояние называется гафлет, что означает нерадивость и пренебрежение. В Куръане это состояние описывается следующим образом:

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья» (Юнус 10/12).

2) Алчность и жадность.

Одной из слабостей человека так же является стремление к обладанию материальными благами. В Куръане по этому поводу говорится следующее: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро» (аль-Мааридж 70/19-21).

Эту особенность можно заметить даже в маленьких детях, они сразу же берут то, что им дают, но забрать что-то у них, очень трудно.

3) Поспешность и торопливость.

Человек очень торопливое существо. В Куръане по этому поводу говорится: «Воистину, человек тороплив» (аль-Исра 17/11). Он желает, чтобы ему было дано все, и немедленно. Человек желает обрести вечное счастье в мирской жизни. Тогда как мирская жизнь является местом испытания и терпения. А настоящим счастьем является счастье, которое человек обретет в вечной жизни. Наша мирская жизнь в сравнении с вечностью, является всего лишь мгновением. Однако человек не зная ахирата, все свои устремления обращает к мирской жизни.

4) Самодовольство.

Практически каждый человек любит, когда его хвалят, и испытывает самодовольство от того, что он делает. Тогда как доля его заслуг в том, что он делает, ничтожно мала. Например, человек испытывает самодовольство от того, что обладает красивым голосом. Но красивый голос не является его заслугой, если бы Аллах не наделил его этим голосом, то и хвастаться ему было бы нечем, так как самостоятельно он не смог бы приобрести такую особенность.

В Куръане Аллах Всевышний говорит: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (Али Имран 3/188).

5) Увертливость и отговорки.

Очень многие люди не хотят признавать свои недостатки и свою неправоту, пытаясь находить всевозможные отговорки и оправдания. В качестве примера представим те отговорки, которые выдвигали некоторые бедуины, не желавшие принять участие в походе на Худайбию: «Бедуины, оставшиеся позади, скажут тебе: «Наше имущество и наши семьи отвлекли нас (или помешали нам). Попроси же для нас прощения». Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах» (аль-Фатх 48/11).

Таковы основные слабости, которыми наделен человек. В то же самое время, каждая из этих слабостей представляет собой важнейшую основу для духовного роста. Поскольку ангелы лишены подобных слабостей, то они лишены и какого-либо духовного развития. Поэтому именно в этих слабостях и кроется секрет того, что поборов эти слабости, человек в духовном плане может превзойти ангелов. Избавление от этих слабостей не является чем-то невозможным, так как Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара 2/286).

6. Слабость человеческого характера

«Одно из значений слова «характер» имеет этический смысл и относится к людям, которые благодаря своей воле и определенному образу мышления обладают двумя важнейшими качествами: абсолютной ответственностью и последовательностью своих действий. Это делает их поведение упорядоченным. Верность самому себе, твердость и неизменная целеустремленность – вот главные характеристики, то есть этические ценности, которые мы считаем важными в вопросе формирования и воспитания характера».

Филипп Лерш

Правильно сформированный характер включает в себя такие качества, как воля, ответственность и приемлемое поведение. Если быть реалистичными, то необходимо признать, что лишь немногие люди отвечают этим требованиям, потому что слабость характера стала сегодня общераспространенной болезнью. Эта проблема в первую очередь затрагивает молодых людей, которые только начинают искать свое «я».

Зависимость от взрослых, неуверенность, присущая их возрасту, отсутствие самодисциплины, сомнения по поводу природы добра и зла, склонность к фантазиям, слишком вольное или излишне строгое воспитание, психологические комплексы, чрезмерная опека, заблуждения относительно роли мужчины и женщины, плохая социальная адаптация, дух противоречия – вот лишь некоторые причины, препятствующие правильному развитию характера.

Особое беспокойство вызывает потребление наркотиков, потому что оно не только ослабляет характер и волю, но и толкает молодых людей на аморальные поступки и преступления.

Что же касается взрослых, то их слабохарактерность обусловлена неверным поведением, вошедшим в привычку. Они предпочитают праздность и легкие заработки напряженному труду, для них характерны недостаток физической активности, страх перед новыми трудными задачами, стеснительность, боязнь защищать свои права, привычка с детства к чрезмерной опеке, расплывчатые представления о роли мужчины и женщины, потребление наркотиков.

Телевидение, которое по своей сути является входной дверью в бессознательное людей, колонизирует их разум и насаждает ложные ценности, такие, как материализм, гедонизм и вседозволенность. Кроме того, вся структура рекламы и маркетинга основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что бессознательно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где всё можно получить без особых усилий.

Растворение личности в толпе создает иллюзию, что человек плывет по жизни на огромном корабле, направляемом куда-то неизвестным капитаном, причем пассажир не может повлиять на выбор пункта назначения. К тому же в городской жизни мало возможностей для героических поступков, позволяющих закалить характер, если сам человек к этому не стремится.

Лишь тем, кто ставит перед собой высокие цели и обладает самоконтролем, удается развить сильный характер. Снисходительность к себе является одним из качеств, которое ослабляет и разрушает характер и волю. Так происходит с алкоголиками и наркоманами: они обычно предъявляют массу претензий к другим и требуют от них того, чего не хотят требовать от себя. Это смесь инерции, жалости к себе и отвращения к постоянному труду, некая форма вседозволенности, противоположная долгу, моральным правилам и полезным привычкам.

Неприязнь к любым усилиям толкает людей на поиски легких путей, при этом они забывают, что ценность приобретаемого пропорциональна трудности его получения. Порочному человеку не нужна сила воли, чтобы жить так, как он живет, в то время как правильное моральное поведение требует постоянной бдительности, закаленного характера, воли.

Этичное поведение не возникает само по себе, мы должны достичь его трудом и дисциплиной. Порок же, напротив, появляется и растет, как сорняк, которому не нужно никакого ухода.

Причины, ослабляющие характер и волю:

а) Навязчивое стремление к удовольствиям

Гедонизм, то есть поклонение удовольствиям как божеству, является, вероятно, самой характерной чертой современного человека. Настойчивый поиск чувственных удовольствий ставится превыше всего, и неважно, какой ценой они достаются. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.

Жизнь воспринимается как цирк, её считают бессмысленной без многочисленных развлечений. Мы словно отмечены печатью Танатоса (смерти) и отчаянно стремимся вернуться в материнское лоно, чтобы снова окунуться в безграничную нирвану утробного существования. Именно там зародыш ощущает непрерывное удовольствие, не нарушаемое ничьими требованиями. Ему не нужно прилагать усилия, чтобы питаться, ему не мешает шум, ничто его не тревожит, он окутан безграничной любовью, и весь мир принадлежит только ему одному (этот мир – его мать).

Другими словами, он и есть мир, поскольку образует одно целое со своей матерью. Он не чувствует одиночества, поскольку у него нет ощущения индивидуальности как существа, отделенного от остального материального мира. Это чувство придет к нему только спустя несколько месяцев после рождения, и он уже никогда не испытает такого же безграничного счастья.

Гедонизм – это иррациональная попытка человека каким-то образом вернуть себе утробную нирвану. То удовольствие, которое он получал от единства с матерью, теперь ищется во внешнем мире, в его безграничных развлечениях, предлагаемых рекламой. Очевидно, что такой поиск неизбежно обречен на провал, поскольку человек ищет то, что существует не в материальном мире, а только в бессознательном. Таким образом, наслаждения, которые он может найти, никогда его не удовлетворят, ведь они всегда временные. Это можно сравнить с употреблением еды. Когда чувство голода окончательно удовлетворяется? Опыт показывает, что никогда, потому что, как только пища переварена, пустой желудок снова требует, чтобы его наполнили.

Однако существует важное различие между насыщением желудка и удовлетворением чувств. Пища питает организм и незаменима для его поддержания, она может «накапливаться» благодаря тому, что питательные вещества становятся частью клеток. Таким образом, прием пищи удовлетворяет потребности организма. Удовольствие же, наоборот, никогда не может удовлетворить чувственный голод, поэтому оно должно постоянно повторяться, чтобы заглушить пустоту и тревогу. К тому же удовольствие не может накапливаться, его невозможно запасти на будущее; следовательно, ничего не давая человеку, оно лишь опустошает его. Печально видеть, как нарциссизм ведет к сердечной и душевной пустоте, умственной и эмоциональной холодности. Нарциссическое удовольствие похоже на «бездонную бочку», которую, сколько в неё ни лей, никогда не наполнишь.

В более широком смысле материальная алчность – наиболее распространенный вид животного удовольствия, которое непосредственно связано с сексом, едой и потреблением возбуждающих наркотиков.

Маркетинг использует эти аппетиты, предлагая людям искусственный рай, комфорт, роскошь, путешествия и приключения. Натиск рекламы настолько силен, что люди начинают ждать от жизни непрерывного наслаждения, а когда обнаруживают, что в действительности это не так, впадают в глубокую депрессию, аргументируя это тем, что жизнь потеряла для них смысл. Естественно, когда у тех, кто видит цель жизни в удовольствиях, неизбежно наступает момент крушения счастья, у них пропадает желание жить. Потеря смысла жизни – не более чем ощущение, что тебя кто-то обманул, когда обещанная земля обетованная в действительности оказалась совсем не раем. Люди ожидают непрерывного счастья, отождествляя его с удовольствиями, а когда его не достигают, ощущают разочарование и отвращение.

Материальные удовольствия опустошают людей, иссушают их души, делая их бесплодными, и такова неизбежная судьба каждого, кто состоит во всемирной армии потребителей.

Часто мы можем видеть, как люди с низким достатком впадают в депрессию, завидуют, обижаются и у них бессознательно возникает ощущение – «у меня что-то отняли». По их разумению это, конечно же, сделали богатые. Завистливый человек не может жить своей жизнью, его существование вращается вокруг тех, кто пробуждает в нем зависть, эмоционально он прочно «сидит на крючке» и не может отказаться от зависти, тратя на неё всю энергию своего либидо. Он оказался на полюсе, противоположном любви. Положительный полюс рождает любовь, а отрицательный – гнев.

Реклама вызывает потребительство, количество товаров и услуг бесконечно растет, усиливая наше желание обладать ими. Эта одержимость незаметно ведет к моральной вседозволенности, к потере чести и достоинства. Например, человек, впервые закурив марихуану, может испытывать угрызения совести, но когда он преодолеет этот барьер, то вскоре переступит и другие моральные барьеры, попробует более сильные наркотики, например кокаин. Женщина может незаметно для себя переступить моральные рамки, до сих пор сдерживавшие её, стать доступной и неразборчивой в оценке моральных качеств мужчин, с которыми она вступает в связь. Мужчины, начавшие потреблять марихуану и кокаин, также могут легко перейти к гомосексуализму, назвав его «разнообразием в сексе».

Неразборчивость означает вседозволенность, она приводит к тому, что человек начинает относиться к людям как к полезным или приятным вещам и только. Человек, который всё себе позволяет, постепенно слабеет, так как он не упражняет волю и не закаляет характер, необходимые для борьбы с искушениями. Тот, кто им уступает, – просто глупец, про которого английский моралист Дэвид Юм говорил: «Негодяй – самый большой глупец, так как ради незначительных материальных удовольствий он жертвует высшим наслаждением стать полностью развитым человеком».

Человек, всё себе позволяющий и склонный к потребительству, жертвует возможностью духовного развития, ведущего к высшему благу и истинному счастью.

Безоговорочная уступчивость ослабляет и атрофирует мышцу воли, которая, как хорошо известно, не может развиться сама по себе у посредственных индивидов.

Человек с высокой моралью подобен волевому атлету или дисциплинированному спартанцу, способному пожертвовать мимолетным наслаждением либо временно отказаться от него, чтобы впоследствии достичь более возвышенной добродетели, которая при должном управлении приводит к счастью.

б) Чрезмерная опека

Чрезмерная опека делает детей слабыми и робкими, и, повзрослев, они оказываются неспособными проявить минимальную активность, чтобы пробить себе дорогу в жизни и заставить других уважать себя. Став взрослыми, они ищут защиты у государства, видя в нем замену своим родителям. Их личность остается недоразвитой, а иногда они даже превращаются в эмоциональных инвалидов, которым очень трудно приспособиться к жизни.

Излишняя опека родителей или родственников не оставляет им достаточного личного пространства для нормального развития. Наверняка кто-то из родственников постоянно решал все их проблемы в детстве, не давая возможности самостоятельно принимать решения. Когда ребенок, которого родители излишне опекают, идет в школу, у него возникают большие проблемы со сверстниками и учителями, из-за чего он может даже стать неуспевающим учеником.

Однако непросто определить, когда опека становится излишней. В некоторых латиноамериканских странах детей опекают больше, чем, например, в США, особенно это касается девочек. Важно понять, что механизм опеки препятствует гармоничному развитию характера и воли, приучает людей достигать желаемого, манипулируя эмоциями других, а не за счет своих личных усилий и заслуг.

Нередко такие люди чувствуют себя жертвами, жалеют и относятся к себе снисходительно. Таким образом они избегают тяжелого труда и не развивают в себе привычки бороться за достижение желаемого. Именно поэтому у них нет ни энергии для моральной борьбы, ни сил, чтобы противостоять искушениям и жертвовать сиюминутным удовольствием ради достижения важных целей. Безволие делает их аморфными и нерешительными в выборе этических ценностей, поскольку у них нет глубоких убеждений и твердости, чтобы защищать их. Они избегают высоких целей из-за страха перед ними.

Слабохарактерность ведет к вседозволенности, так как у людей нет ни дисциплины, ни воли, необходимых для соблюдения твердых правил и принципов. Человек, всё себе позволяющий, всё больше погружается в удовольствия, развлечения и потребительство, что всё дальше уводит его от формирования положительных моральных навыков.

Наслаждение вкусной едой, любовь к сладостям, потребление алкоголя – все это формы самоублажения, которые могут стать вредной привычкой и привести, например, к ожирению или заниженной самооценке.

Снисходительность к себе, или, другими словами, самооправдание, приводит к очень низкому уровню требовательности к себе, что влечет за собой моральную деградацию.

в) Праздность и изнеженность

Бездеятельность и стремление жить комфортно являются серьезными препятствиями для нормального развития характера. От безделья в голову приходят глупости, и, если человек не занят ничем серьезным, он начинает развлекаться, чтобы не заскучать и не впасть в тоску, много спит, поздно встает, не имеет семейных обязанностей и не ставит перед собой больших целей, поэтому у него нет никаких возможностей для формирования характера.

Очень легкая и изнеженная жизнь ведет к слабоволию. Однако к этому же может привести и тяжелый труд, не получивший должного признания. Если у человека нет стимулов и возможностей или он их не видит, то это приводит к апатии и потере интереса. Посредственность окружающего мира также может вызвать у человека утрату инициативы к творчеству и личным устремлениям. Жизненные трудности способствуют закалке характера, а когда их нет или человек их избегает, его воля ослабевает.

Не будем забывать, что этичное поведение возможно лишь благодаря сильной воле и решимости, умению противостоять пороку и соблазну. Сильная воля встречается редко и не является нормой. Человек, считающий, что не достиг успеха в жизни, склонен к унынию и депрессии, а эти чувства истощают его и толкают к разрушительному бунту против всего на свете.

Жизнь в больших городах связана с удобством и комфортом. Люди не ходят на работу пешком, им вообще редко приходится совершать тяжелые физические усилия. Их окружают машины: автобусы, метро, автомобили, лифт, бытовая техника, банкоматы, факс, компьютер, телефонная связь. Огромный мир материальных вещей облегчает повседневную жизнь людей, не говоря уже о роскоши и различных излишествах.

Всё указывает на то, что наша жизнь становится всё легче, она всё больше наполняется праздностью и удобствами и требует от нас всё меньше усилий. Всё больше увеличивается зависимость человека от машин, и если внутренне он не вырастет, то XXI век может стать эрой, когда тиранию толпы заменит тирания машин.

Наука и технология постоянно развиваются, но человек остается на прежней ступени духовной эволюции. Он не стал более человечным, чем был две или три тысячи лет назад. С ускорением прогресса человек мельчает; все аплодируют новым техническим достижениям, в то время как моральные ценности людей остаются в прошлом.

Культ роскоши, наслаждений и комфорта быстро разрушает духовный мир человека, вследствие чего растут материализм и насилие. Карьеризм и потребительство полностью захватывают его душу, то есть делают то, что всегда считалось делом и задачей дьявола. Как ни странно, но в обществе сложилось мнение, что уровень нашей цивилизации быстро растет, всё идет хорошо и для беспокойства нет причин. Вера в то, что человек является венцом творения, а также всеобщее потребительское безумие заставляют замалчивать некоторые факты и не задавать лишних вопросов.

Например, не спрашивать, почему духовный прогресс не идет в ногу с материальным, а, наоборот, происходит его упадок в том смысле, что внешняя сторона жизни ценится выше, чем внутренняя. Иногда кажется, что эти две стороны обратно пропорциональны и укрепление одной неизбежно ведет к ослаблению другой.

г) Половая неопределенность

До недавнего времени мужчина и женщина находились на четко определенных противоположных сексуальных полюсах, а сейчас мужчины хотят рожать детей.

Во многих фильмах показывают мужчин, переодетых в женщин, а в рекламных роликах я видел даже беременного мужчину. Брюки перестали быть исключительно мужским атрибутом, а длинные волосы, серьги, бусы и браслеты – женским. Мужчины делают макияж, посещают салоны красоты, а женщины занимаются боксом и курят сигары. Сексуальная неопределенность наводнила телерекламу. Видеоклипы наполнены странными бесполыми существами, и зритель по своему усмотрению относит их к женщинам или мужчинам.

Многие звезды современной эстрады надевают женскую одежду и становятся примером для подражания у молодых людей, еще не нашедших себя. С другой стороны, женщины, чувствуя пренебрежение со стороны мужчин, пытаются соперничать с ними на равных, желая продемонстрировать свое превосходство, чтобы заставить себя уважать, и поэтому имитируют мужские манеры.

Многим нравится одежда «унисекс», которая делает мужчин и женщин похожими друг на друга. Она ощущает себя менее дискриминированной, а он преодолевает бессознательный страх кастрации.

Однако эта неопределенность в половой принадлежности проявляется не только во внешнем виде, она основана на информации сублиминального характера, проникающей в мозг людей из их культурного окружения и навязывающей определенный стиль поведения.

Обычно сексуальная неопределенность больше свойственна людям, имеющим слабое «я» и плохо представляющим, кто они и чего хотят. Одежда и поведение «унисекс» придают им чувство большей уверенности.

Мужчина с длинными волосами становится центром внимания и больше чувствует свою определенность, более явно и четко ощущает, кто он есть (то есть сильнее ощущает себя частью общества).

Поиск своего «я» может занять слишком много времени, и человек так и не решит этой проблемы в течение всей жизни. Постоянная внутренняя неопределенность нарушает нормальное развитие человека, и его перестает интересовать что-либо помимо этого психологического конфликта.

Трудно представить, что такой двойственный и неопределенный человек сможет укрепить характер и волю, поскольку все его время поглощено разрешением волнующей проблемы создания своего имиджа. Его цель – вызвать восхищение в глазах людей и за счет этого ощутить себя более значимым. Если ему это удается, то он с каждым днем будет все больше ориентироваться на внешний мир и, скорее всего, не станет анализировать себя, свой характер и поведение. Из-за поверхностного восприятия человек не может увидеть и оценить глубокие и важные стороны жизни.

К сожалению, ориентация на внешнее бесплодна, и тот, кто пытается таким образом повысить собственную значимость, расплатится за это чувством невыносимой внутренней опустошенности.

д) Малоподвижный образ жизни

Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, более слабы и склонны к пессимизму, печали и меланхолии, а следовательно, имеют негативный подход к жизни. Спортсмены, наоборот, обычно оптимистичны и уравновешенны, обладают хорошим физическим и ментальным здоровьем. После десятикилометровой пробежки у человека вряд ли появится желание совершить преступление или аморальный поступок, обидеть кого-нибудь или впасть в депрессию.

Эскимосы, живущие охотой и рыболовством, ежедневно проходят пешком большие расстояния, им приходится постоянно прикладывать физические усилия. В результате уровень холестерина в крови у них самый низкий, несмотря на то, что их пища практически полностью состоит из животного жира. Они почти никогда не совершают преступлений. Видимо, интенсивная физическая активность очищает людей от страстей и низменных импульсов.

По этой же причине в древней Спарте юношей заставляли выполнять тяжелые физические упражнения, чтобы закалить их характер и волю, и только если они выдерживали эти испытания, то к тридцати годам получали полные гражданские права.

Радость и оптимизм обычно сопутствуют тем, кто поддерживает свое тело в хорошей физической форме. Скорее всего, при физических усилиях с потом уходят злоба и напряженность. Человек, ведущий малоподвижный образ жизни, снисходителен к себе, поскольку он отказывается от любого длительного или интенсивного усилия и не пытается укреплять свою волю. Такой образ жизни ослабляет людей, это видно по тем, кто слишком много спит или вынужден соблюдать постельный режим в течение длительного времени.

Безвольные люди, испытывающие отвращение к любым усилиям, охвачены низменными страстями, они не понимают, что без трудностей не бывает ни развития, ни самореализации. Скромная и активная жизнь является хорошей основой для развития морали.

е) Неспособность человека ценить себя

Как писал Макс Шелер, истинная мораль невозможна, если человек не ценит себя, поскольку в этом случае он начинает зависеть от мнения других. Большинство людей оценивают себя настолько, насколько их ценят окружающие, и поэтому стараются раздуть свой имидж, вызвать восхищение и уважение – только это приносит им удовлетворение. Здесь кроется причина отчаянных поисков власти и социального признания.

Люди живут согласно выражению «чем больше имеешь, тем больше ты значишь», поэтому все стремятся иметь роскошные автомобили, драгоценности, меха. Чем больше человек раздувает свой имидж, тем слабее становится его истинное «я», тем труднее ему делать серьезные усилия и тем меньше он способен к достижению высших ценностей. Такой человек переносит центр своей психологической жизни на других, но делает он это не из щедрости или доброты, а из-за огромного эгоизма. Он живет через других, поскольку использует их как зеркало для своего имиджа и средство для питания своего «эго».

Люди, не способные к самооценке, обычно лишены морали. Например, обиженные и потерпевшие неудачу настолько захвачены своими страстями, что в их жизни нет места для стремления к чему-то возвышенному. Ни умом, ни сердцем они не могут предположить существование более высоких форм совершенного, благородного поведения. Их страдание вызвано тем, что они постоянно ощущают какую-то несправедливость. Они не осознают, что мораль – это наивысшая форма справедливости.

В изречении «Давайте, и дано будет вам» в простой форме выражен скрытый механизм действия Природы, вселенской энергии, которая всегда возвращает человеку то, что получает от него. Смешно видеть, как люди пытаются поднять свою самооценку (повысить себе цену), получая одобрение других и проецируя свое «я» вовне, на толпу. Так они обесценивают свою сущность, которая просто исчезает, если в угоду другим ей приходится надевать различные фальшивые маски. К тому же мнение толпы зависит от моды, а когда мода проходит, то, что раньше приветствовалось, отвергается, и человек вынужден постоянно искать новые формы общественного одобрения.

Поиск и утверждение своего «я» за счет одобрения другими людьми представляют собой самый быстрый способ слияния с толпой, потерю индивидуальности и сущности. К отказу от своей индивидуальности стремятся те, кто не решается сделать усилия для того, чтобы жить на более высоком уровне.

Одобрение других повышает самооценку человека, но это всегда происходит в ущерб его сущности, ценность которой будет снижаться с каждым днем. Необходимо осознать, насколько безумно искать чужого одобрения по поводу чего бы то ни было, ведь одни с вами согласятся, а другие – нет: невозможно угодить всем.

Повышать самооценку следует здоровым и разумным способом, основываясь на моральных ценностях и трансцендентальных духовных правилах, которые есть, были и всегда будут в памяти Природы и, следовательно, в нашем духе, являющемся эманацией Бога.

Мы должны угождать Богу, а не толпе и понимать, что, следуя дорогой, указанной Создателем, достигнем полной человеческой реализации. Не имеет значения, верит человек в Бога или нет, поскольку скептицизм не может аннулировать Бога и его законы. Часто скептики и атеисты не ценят и не верят в себя – так они пытаются обрести «я» или просто привлечь внимание, чтобы повысить свою самооценку.

Материализм – это образ мыслей людей, никогда не испытывавших особого состояния сознания, при котором человек действительно чувствует ценность своей сущности (можно назвать это мистическим опытом), когда он уверен в существовании Бога, поскольку находит его отражение в собственной душе.

Материализм есть проявление низкого уровня сознания, ограниченного знанием о теле и физической материи, которому не удавалось подняться до мира духа. Материалисты убеждены в том, что существует только материя. Они исключают, что может быть что-то еще, в то время как целью эволюции сознания является достижение полного знания.

Истинная мораль – не просто правила поведения, принятые в какой-то группе, которые могут отличаться от правил поведения других социальных групп.

Истинная мораль – это уважение космического порядка, установленного Логосом, Божественной эманацией, поддерживающей порядок и структуру Вселенной. Поскольку вне Логоса ничего не существует, мы тоже являемся его частью и поэтому должны уважать его кодекс, единый для всех форм жизни, как одушевленных, так и неодушевленных.

Речь идет о космическом законе, один из важнейших постулатов которого прекрасно выразили греческие философы в понятии эквивалентного равенства, означающего постоянное стремление разумной Вселенной к точке равновесия.

Мы привыкли считать себя существами, отделенными от Вселенной, этакими обитателями космического острова. Но, как гласит голографическая концепция доктора Карла Прибрама: «Часть существует в целом, а целое – в каждой из частей». Исследования Прибрама в области работы мозга и памяти привели его к заключению, что мозг во многом похож на голограмму.

Голограмма – это особый вид оптического хранения информации, который можно объяснить на следующем примере: если взять голограмму человека и отрезать от неё, например, голову, а затем увеличить её до первоначального размера голограммы, то получится изображение не одной большой головы, а всего человека. Каждая отдельная часть голограммы содержит в сжатой форме изображение всего объекта. Таким образом, часть связана с целым.

Это совпадает с утверждениями древних философов о том, что микрокосм подобен макрокосму (человек подобен Вселенной и потенциально содержит её в себе). Все наши действия оказывают влияние на самые отдаленные уголки космоса, и нам возвращается то, что мы излучаем. Таким образом, поговорка «что посеешь, то и пожнешь» неожиданно приобретает космический масштаб.

Физики, конечно же, скажут, что такое представление неверно, поскольку действия человека не могут распространяться во Вселенной со скоростью, превышающей скорость света. Однако учения древних, например египтян, утверждают, что «мысль способна мгновенно достигать любой части Вселенной». Не Создатель наказывает нас за плохие поступки, а мы сами – потому, что нарушаем его законы.

Таким образом, истинная мораль и справедливость абсолютно превосходят sapiens и совершенно не зависят от моральных правил, выдуманных человеком. Согласно законам Природы виновные рано или поздно будут обязательно наказаны, а невиновные и справедливые – вознаграждены.

Человеческое правосудие не достигает уровня Божественного правосудия, проявление которого, видимо, мы не способны осознать и потому легко отрицаем его существование. Дело в том, что способ наказания, осуществляемый Природой, выше человеческого понимания, и люди иногда даже путают его с наградой. Это наказание невидимо, оно происходит во внутренней жизни виновного. автора Мюллер Макс

АШАКТИ (СЛАБОСТЬ), ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ XV. Что называется ашакти, двадцативосьмерной слабостью? Ошибки одиннадцати органов чувств и семнадцать ошибок разума. Первые, относящиеся к органам чувств: глухота уха, косноязычие, проказа кожи, слепота глаз, потеря обоняния, глухота

Из книги Реальность и человек автора Франк Семен

5. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. НЕТВАРНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Только что выше было отмечено, что мистика всех времен и народов – и в том числе и христианская – признает присутствие Божества в человеческой душе. Но та же мистика дает опытное

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

«Слабость» и «сила» буддизма как религии Буддизм часто называют «слабой религией», подразумевая под этим несколько вещей. Во-первых, отсутствие теистического элемента (концепции бога-творца и правителя вселенной). Обычно считается, что «сила» религии определяется

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Слабость Запада И все же, пока я сам не попал на За­пад и не осмотрелся здесь два года, я не мог бы представить, до какой крайней степени Запад желает быть слепым к мировой ситуации, до какой крайней степени Запад уже обратился в мир потерянной воли, цепенеющей перед

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Из книги Людвиг Фейербах автора Быховский Бернард Эммануилович

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

а. Биологическая слабость человека Первым, что выделяет человека из животного царства, является негативный элемент: относительное отсутствие инстинктивной регуляции процесса адаптации к окружающему миру. Способ приспособления животного к его миру остается одним и тем

Из книги Блез Паскаль автора Стрельцова Галина Яковлевна

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Слабость Европы Фантастическое снижение уровня рождаемости заставляет даже европейских финансистов задумываться над тем, кто будет платить налоги в странах, теряющих рабочие единицы. «В умах европейцев происходит рассвет идеи, что комбинация сокращения европейского

Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг

Слабость Слабость – это состояние вялости, которое охватывает тело и которому подвластны также психика и разум. Обычно у человека в этот момент не хватает сил, чтобы выйти из такого состояния.Мы не собираемся говорить о слабости тела (которая, естественно,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Слабость и сила На различия опираются только слабые; более того, они усиливают эти различия, потому что не имеют другого способа самоутвердиться.Сильный человек, тот, кто обладает твердыми убеждениями и скромностью во внешних проявлениях, не теряет ни капли уверенности,

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

Сила и слабость философа О первом философе Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател.

Из книги Россия земная и небесная. Самое длинное десятилетие автора Тростников Виктор Николаевич

Из книги автора

Его слабость заключается в его силе Когда мне позвонили из Ясной Поляны и предложили написать что-нибудь о Толстом для готовящегося журнала, это было для меня нечаянной радостью. Вряд ли даже звонок из Кремля стал бы для меня более приятным сюрпризом. К тому же выполнение

Все люди несовершенны от природы. Мы заключаем в себе и человеческие слабости , которые порой сильно мешают нам жить.

С ними, конечно же, при желании можно бороться, но для этого сначала нужно их выявить.

Вся суть проблемы заключается в том, что человеку самостоятельно бывает трудно отделить полезные зерна от сорняков, потому что многие люди не обладают такой ценной чертой как самокритичность.

Им кажется: что весь мир против них, а они всегда и во всем правы.

Грубо говоря, такой человек будет думать всегда, что это ему продали некачественный товар, а не он, не умея им правильно пользоваться, сломал его.

Самые распространенные и опасные человеческие слабости были воспеты еще в древнейшей мифологии и религии, и они хотя бы частично знакомы нам.

Это семь так называемых смертных грехов, позднее они трансформировались в различных религиозных течениях в 8-10 грехов, но основными являются:

— чревоугодие (обжорство);

— блуд (распутный образ жизни, прелюбодеяния);

— гнев (злоба);

— сребролюбие (алчность, жадность, корысть);

— уныние (безосновательное отчаяние, праздность);

— гордыня (тщеславие, высокомерие);

— зависть.

Помимо этих общепризнанных опасных человеческих слабостей существуют и многочисленные вредные привычки, от которых человек в силу слабости своего духа не может отказаться. Поэтому они делают его слабее и уязвимее. К таким привычкам можно отнести:

— неспособность быстро ориентироваться и принимать решения в критических ситуациях.

Конечно же, у каждого могут быть свои слабости. Чтобы их выявить, необходимо обладать хотя бы долей самокритики, только тогда человек в какой-то мере сможет оценить собственное поведение.

Если же таковая отсутствует, то тут без помощи надежного человека (друга, близкого родственника) не обойтись. Со стороны всегда видней, поэтому близкий человек, не кривя душой, может назвать вам ваши слабые стороны. А уже выявив слабости, стоит начинать с ними бороться.

Учитывая, что человек долгое время прожив со своими слабостями, уже привык к ним и расценивает их как неотъемлемое продолжение своего «Я», в одночасье избавиться от них не получится.

Необходимо долго и упорно искоренять их из себя, маленькими шажками преодолевая возникающие препятствия и переступая через некоторые порывы все бросить и жить как прежде.

Чтобы избавление от своих слабостей не было таким болезненным, необходимо осознать, что выдворяя их из своей жизни, мы становимся лучше, в первую очередь, для себя, для комфортного существования в обществе, для получения преимуществ перед людьми, которые не смогли избавиться от слабости, то есть это своего рода современная эволюция, где выживает сильнейший.

А слабости тянут нас вниз, на дно, мешая прогрессировать и развиваться, отнимая свободное время и портя здоровье.

Кроме того, многие слабости могут стать причиной конфликтов в семье, на работе, в учебном заведении, в общественном месте или просто на улице, поэтому, избавившись от них, мы облегчим жизнь и себе и окружающим.

Сбросить с себя оковы собственных слабостей поможет только ежедневная .

Можно использовать также различные вспомогательные инструменты: разнообразные формы самосовершенствования; упражнения, укрепляющие силу духа; йога; медитация; тренинги; коллективная или индивидуальная работа с психологами.