-Армянское дворянство: Терминологический словарь. История Армении, вымышленная и подлинная. Смотреть что такое "Древняя Армения" в других словарях

Старейшины

Старейшины - 1) наиболее старые и опытные члены родов . Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.

Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.

При родовом строе совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин , проживающих рядом, или целого племени . Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание .

У многих современных народов старейшины родов продолжают играть значительную роль (например, старейшины тейпов у чеченцев). У тюркских народов старейшины называются аксакалами , то есть белобородыми .

2) Совет Старейшин - в ряде государств (в основном в древности и средневековье) - орган государственной власти состоящий из представителей аристократии или олигархии. Пополнялся либо кооптацией либо высшим должностным лицо при утверждении народного собрания. Мог существовать с советами, представлявшими народ.

В некоторых парламентах существует совет старейшин (senioren-convent) из представителей фракций . Такой орган, например, существует в германском бундестаге . Подобный орган существовал и в Государственной Думе Российской империи .

Советом старейшин назывался совещательный рабочий орган Верховного Совета СССР , образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции , а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).

По конституции Франции 1795 советом старейшин называлась одна из палат парламента. Он был ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799).

См. также

  • Старейшины (христианство)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Старейшины" в других словарях:

    Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Старейшины - евр. зкеним. Старейшины. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2 Пар. 12:17; Иез. 27: 9; Быт. 50.7; Чис. 22:7), где образ правления патриархальный … Словарь библейских имен

    - (у древних евреев). В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть и религиозную, и гражданскую сосредотачивает в своих руках глава племени, отец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или см. Должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Старейшины - (Зкейним) Совет старейшин, возглавляющий народ или государство. О назначении первых С. рассказано в книге Числа (XI, 1. 19): И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из С. Израилевых, о которых знаешь ты, что они С. народа [...]… … Энциклопедия иудаизма

    Старейшины - – представители (отцы) семейств, потом представители колен, которыми управлялся народ израильский в патриархальный период своей исторической жизни. В руках С. сосредоточена была как религиозная, так и гражданская власть. Голос С. считался… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    X.1.16.1. Старейшины племени дансян - ⇑ … Правители Мира

    X.1.9.1. Старейшины племени тоба (табгач) - ⇑ … Правители Мира

    X.1.14.1. Старейшины племен мохэ - ⇑ … Правители Мира

    X.7.14.1. Уйгурские старейшины (иркин) - ⇑ … Правители Мира

Книги

  • Тайна летающей женщины, или Исповедь Старейшины Чая , Бао Лин. Китайская даосская монахиня Лин Бао из монастыря, расположенного в живописных горах Уданшань, в мирской жизни, бывшая известным китайским ученым, обладающая феноменальными знаниями по истории…

Шумеры примерно в 2800 г. до н.э. называли Армению Аратта, а бога армян - Хайя, а аккадцы, сменившие шумеров во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, – Армани или Арманум.

Хетты, появившиеся во втором тысячелетии до нашей эры, применяли для обозначения Армении название Хайаса и Арматана, а ассирийцы, возникшие во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, – Уруатри или Урарту и Арми (Арарат в Библии). Персы называли Арминия, а Эламите - Харминуя, египтяне - Эрменен.

Хеттские надписи, расшифрованные в 1920 году швейцарским ученым Эмилем Форер, немецким археологом и историком Гуго Винклером и чешским востоковедом и лингвистом Бедржихом Грозным, свидетельствуют о существовании горной страны Хайаса (Hayasa), раскинувшейся вокруг озера Ван на Армянском нагорье.

Частичка СА в названии Хайа-са является суффиксом и соответствует окончанию СТАН современного названия Армении Хайа-стан (Hayastan). Греки знали об этой стране (Хайаса) и их авторы писали об армянах или hayer.

Армянский народ связывает свое самоназвание с именем Божества ХАЙ(а) /HAY(a), который почитался как Творец Космоса.

По мнению ряда ученых имя ХАЙ (HAY) происходит от изначального корня АЙ (AY) или АЙА (AYA), восходящего к эпохе неолита и раннего почитания культа Богини-Матери, которая передала свое имя более позднему мужскому Божеству ХАЙ(а)/HAY (а).

Бог ХАЙА-EA почитался также по всей Месопотамии. Самые ранние письменные упоминания Бога ХАЙ(А)/HAY(А), именуемого также «Богом Мудрости» и «Богом Космической воды», можно найти в шумерских надписях, датируемых около 2800 до н.э.

Бог ЭA-ХАЙ(А) позднее почитался также аккадцами, которые знали его под именем ЭНКИ. В надписях города Эблаик (древний город в Сирии), датируемых около 2600 до н.э., также отмечены как Божество, так и люди по имени «АЙ», жившие на Армянском нагорье.
Название «Ай» использовалось также хеттами для обозначения Армении и армянского народа.

Хеттские надписи, датируемые примерно 1500 годом до н.э., представляют в записях историю царства Хайаса (с корнем Хайa и хеттским окончанием «са», означающим место), расположенным на Армянском нагорье.

Название Хай/Hay заключено также в имени Айк, традиционно считающимся патриархом армянского народа, что было отражено в записях ряда средневековых историков. Айк рассматривался армянским народом как божественный потомок изначального Бога всего сущнего ХАЙ(A)/HAY(A).

Армянин – Armenian

Название Армянин – Armenian содержит священный корень «Ар» (Арарич/Создатель/Солнце) с добавлением корня «мен» (что в прото-индо-европейском означает просто человек или люди), и окончание «ян» – «ian», что обозначает «из/от».

По мнению ряда ученых Ар было сокращенным вариантом Ара или Арар(ич), Творца. Поклонение Ар было широко распространено среди древних армян, которые поклонялись этому божеству и просто называли его Творцом (Ара или Арарич).

Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван)-Ариван содержат священный корень Ар, который является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный).

ИЕ слово Man – Человек по-прежнему используется в английском языке для обозначения людей, народов. Например, Туркмен – Turkmen используется для обозначения тюркских племен Центральной Азии, современных жителей Туркменистана.

Есть много и других примеров, где Ман/Мен (Человек) используется в английском для обозначения различных народов, таких как Frenchman – Француз, Chinaman – Китаец, Englishman – Англичанин и т. д.

У нас есть еще армянское архаичное слово Ман(ук) [младенец], которое несет первоначальный смысл Человек (множественное числе которого, конечно, Люди).
Окончание «ян» в слове Armenian означает «потомство» или просто «из/от».

Это окончание «ян» (которое в английском передается двояко – как yan или ian) сохранилось во многих индоевропейских языках и может быть обнаружено в терминах, описывающих нации и даже понятия с той же смысловой нагрузкой «из». Например, мы видим это в окончаниях названий различных народов, таких как норвежцы – Norweg(ianS), румыны – Roman(ianS), бельгийцы – Belg(ianS) и т.д.

В английском мы также используем окончание «ян» для обозначения смысла принадлежности, происхождения «из/от». Например, Jefferson (of Jefferson) America – Америка Джефферсона, или Clinton (of Clinton) faction – фракция Клинтона и т.д.

Армянские фамилии по-прежнему сохраняют архаическое окончание Ян / Ян, (yan/ian) которое означает «из/от» (например, Араян, что означает «от Ара», или «потомок Ара» или Наапетян - «от Наапета» или «потомок Наапета» и т.д.).

Аваг - (awag) Старейшина, старший, глава клана или рода. См. также наапет, тохмапет.

Аваг сепух - (awag sepuh) См. сепух аваг.

Айреник - (hayreniq, "вотчина") Вотчина, наследная земля князя. То же слово перешло в современный армянский язык и ныне обозначает "родину".

Айр мардпет - (hayr mardpet) См. мардпет айр.

Азарапет (или Хазарапет) - (hazarapet, "тысяцкий", "тысяченачальник") Глава придворной наследстенной службы-нахарарства, ответственный за финансы и налоги (см. азарапетутюн) в исторической Армении. Эта служба являлась прерогативой родов Гнуни и Аматуни и передавалась по наследству представителям этих родов.

Азарапетутюн (или Хазарапетутюн - (hazarapetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба, отвечающая финансы и налоги, прерогатива родов Гнуни и Аматуни, которые являлись потомственными азарапетами Великой Армении.

Азат - (azat, дословно - "свободный", первоначально, видимо, "божественный" от арийского yazata) Дворянин, аристократ. Термин восходит к арийскому yazata, что дословно означает "божественный", "имеющий божественное происхождение", "достойный поклонения". Иногда (в поздней истории Армении) под азатами понимали мелкое дворянство, в отличие от нахараров, представителей великокняжеских родов. См. также азнавур.

Азнавур - (aznawowr) Одно из обозначений дворянина, аристократа. Этот армянский термин позже перешел в грузинский язык в виде "азнаури", что также обозначал дворянина.

Азнвакан - (aznwakan, азнуакан) Дворянин, аристократ, любое лицо благородного происхождения. По своему значению близко понятию азат, хотя и шире последнего.

Амирспасалар - (араб., пехл. "военачальник", "главнокомандующий") Титул главнокомандующего войсками в позднесредневековой Армении, соответствовавший титулу спарапет.

Амроц - (amroc, укропление). Крепость или другой вид укрепленного поселения. Все амроцы в исторической Армении были собственностью какого-либо аристократического рода. См. также берд и схнах.

Арка - (аrqa) Царь, король. Слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.). В средние века, арка все чаще стало заменяться термином тагавор, что дословно означает "венценосец", а в киликийской Армении словом инкнакал - "самодержец".

Аркайадустр - (arqayadowstr, "царская дочь") Дочь царя или короля, принцесса. В отличие от европейских монархий, статус царских потомков женского пола в Армении были несколько ниже. Они не пользовались многими привелегиями и правами, в том числе и правом на престолонаследие.

Аркайазн - (arqayazn, "царский отпрыск") Сын царя или короля, принц. В Армении чаще использовался термин сепух. Особмы положением пользовался аваг сепух.

Архонт - греческий (византийский) аналог армянского ишхан.

Архонт тон архонтон - греческий (византийский) аналог армянского ишханац ишхан.

Аспет - (aspet) 1) Венцевозлагатель царского дворя в исторической Армении. Эта служба являлась прерогативой рода Багратуни и передавалась по наследству представителям этого рода. Соответственно, Багратуни иногда именовались аспетами или тагадир аспетами, а в качестве их родовой фамилии иногда использовалось Аспетн или Аспетуни. 2) Рыцарь, воин-всадник аристократического происхождения в средневековой Армении (в основном в Киликийской Армении).

Аспет тагадир - (thagadir aspet). См. аспет.

Аспетутюн - (aspetutyun) Нахарарство, придворная наследственная служба венцевозложения, прерогатива рода Багратуни, которые являлись потомственными аспетами Великой Армении.

Атабек - (atabek, от тюркского ata-"отец" и bek-"властитель", "господин"). 1) Регент, наместник, а также титул главы княжеств в некоторых частях исторической Армении и Грузии в 12-13 вв. Титул атабеков был присвоен братьям Закаре и Иване Закарянам Длинноруким (Еркарабазук, Мехргрдзели), князьям, командовавшим объединенной грузино-армянской армией при царице Тамаре. Тот же титул наследственно передавался представителям рода Арцруни, правителям Махканабердского княжества (совпадает с северо-западной частью провинции Тавуш и северо-восточной частью провинции Лори современной Армении). 2) Воспитатель при царском дворе в Грузии, служба, которая функционально аналогична армянским службам-нахарарствам при царском дворе.

Бадрик - см. Патрик.

Бардз - (bardz, "подушка") Место главы аристократического рода (нахарара) за царским столом во время общих собраний или торжественных застолий при армянском царском дворе. Название происходит от подушек, на которых восседали представители княжеских родов в царском дворе. Бардз рода фактически определялся в зависимости от патива и закреплялся в гахнамаке.

Бдешх - (bdeshx) Полузависимый правитель приграничной области Великой Армении. Бдешх считался вассалом царя Великой Армении, но фактически был вице-королем и имел очень широкие полномочия; он имел свою армию, чеканил монету, собирал налоги и врешил суд. Бдешхи были вторыми после царя лицами в пирамиде правления Великой Армении. Титул бдешха передавался по наследству от отца к старшему сыну. Тот же титул сохранился вплоть до средневековья в Киликийском Армянском Королевстве.

Бек (или Бег) - (bek, от тюркского begh - "властитель", "господин") 1) Титул, который, кроме самого мелика (князя), носили все мужчины-члены меликского (княжеского) рода в Армении (в том числе и в Арцахе) начиная с 16 века. Титул употреблялся в виде приставки к имени (например, Давид-бек) и свидетельствовал о княжеском происхождении носителя. 2) Титул землевладельца в некоторых частях Кавказа (в основном тюрконаселенных).

Берд - (berd). Крепость, замок. Все крепости в исторической Армении были собственностью какого-либо аристократического рода. Cм. также амроц, схнах.

Бердатер (или Бердатер парон) - (berdater, "владыка крепости") Один из титулов высшей аристократии в Киликийском Армянском Королевстве. Судя по названию, титул присуждался дворянам, вассалам армянского короля, обладавшим собственными крепостями. Обычно, титул бердатер был выше титула парон.

Востан (или Востан Айоц) - (Vostan, Vostan Hayots) Царская вотчина, иногда царское имение - двор. В древнее время Востан Айоц также называлась территория округов, в которых находились столицы Армении - Арташат и Двин - царская вотчина. См. также айреник.

Востикан - (из пехл.vostikan) Наместник халифа в эпоху арабского владычества в Армении.

Гах - (gah, "трон") 1) Почетное место, иногда в форме кресла или подушки (см. бардз) на диване, которое занимал нахарар во время торжественных собраний или пиршеств в царском дворе. Армянские цари периодически классифицировали и распределяли эти троны, согласно чему и составлялись гахнамаки определявшие степень старшинства и почета нахарарских родов. 2) Трон царя Армении.

Гахерец ишхан - (gaherets ishxan) В 9-11 веках глава дворянского рода, соответствоваший более ранним наапету и танутеру. Если ранее последние были полновластынми собственниками и распорядителями собсвтенности рода, то к средним векам с усилением других князей рода - сепухов - гахерец ишхан уже потерял свое единовластие. В отличие от наапета и танутера, гахерец ишхан назначался царем Армении и находился от него в вассальной зависимости. Также, в отличие от наапета и танутера гахерец ишханы назначались не по страшинству.

Гахнамак - (gahnamak, "тронная грамота") Официальная грамота, упорядочивающая список мест-тронов и бардзов ("подушек"), занимаемых армянскими аристократами при царском дворе Армении. Трон рода, занимаемый его главой при дворе, определялся по традиционному положению рода (пативу), а также его экономическим и военным могуществом (последнее определялось в зоранамаке). Гахнамак составлялся и закреплялся решением царя. Троны нахараров изменялись редко и передавались по наследству. Только в исключительных случаях (государственная измена, прекращение рода и т.п.) царь мог внести некоторые изменения в Гахнамаке. Последовательность и классификация тронов армянских аристократов велась в Армении с древнейших времен.

Горцакалутюн - (gortzakalutyun, "служба", "агенство") Общее название придворных служб в Киликийском Армянском Королевстве, средневековый аналог нахарарутюна. Горцакалутюнами были спарапетутюн (главнокомандующий армией), аспетутюн (служба венцевозложения-коронации), пайлутюн (служба воспитания престолонаследника, стюарт), сеханапетутюн (служба управления делами королевского двора), макспетутюн (налоговая и финансовая служба) и др. Как и нахарарутюны в древней Армении, эти службы были наследственными и были прерогативой высшей аристократии Киликийской Армении - бердатеров.

Дарпас (или Дарпаснер) - (darbas, "врата") Общее название княжеских (меликских) дворцов в Арцахе (Карабахе) и других частях восточной Армении. Некоторые подобные дворцы возводились самими меликами в 16-18 веках, в период расцвета меликств Хамсы (Пятикняжества) в Арцахе, а иногда в дворцы превращались более древние сооружения, оставленные прежними армянскими правителями края. Развалины величественных строений дапрасов можно и сегодня увидеть в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике).

Дастакерт - (dastakert, "?" + "сотворенное") Имение князя в исторической Армении. Под дастакертом различные историки подразумевали либо дворец князя, либо (чаще всего) княжеское поселение, либо даже его вотчину (в последнем смысле оно близко по значению с айреник).

Дзиавор - (dziawor, "конник") Наряду с эцелвор, одно из общих названий рыцарей в Киликийском Армянском Королевстве.

Зоранамак - (Zoranamak, дословно "воинская грамота") Официальная грамота, определяющая количество и упорядочивающая распорядок воинских сил в древней Армении. Грамота составлялась в виде четырехгранной таблицы, в соответствие с четырмя воеводствами (воинскими округами) Великой Армении: Северные, Южные, Восточные и Западные врата. Каждое воеводство состояло из 21 или 22 нахарарств с указанием количества их воинских сил. Согласно единственному сохранившегося до наших дней Зоранамаку, в раннем средневековье армянская армия при царях Аршакуни состояла из 124 тысячи воинов, из которых 84 тысячи составляли нахарарские (или сепухские) войска, а 40 тысяч царские (востаник) полки и внутренняя гвардия (мардпетакан). При возникновении внешней угрозы, нахарары составляли свое войско и располагали его в составе воинской группы, определенной в Зоранамаке, а в случае необходимости по приказу царя или спарапета (верховного военначальника армянской армии) оказывали помощь другим группировкам армянского войска. Положение рода в Зоранамаке учитывалось при определении его патива, бардза и гаха в гахнамаке. Зоранамак использовался в Армении до падения царской династии Аршакуни (конец 4-го - начало 5-го веков).

Инкнакал - (inqnakal, "самодержец") Один из титулов армянских королей Киликийской Армении. Структура верховной власти Киликийского Армянского Королевства представляла собой синтез традиционной армянской монархии и средневекового европейского королевства. Хотя между статусом царей Великой Армении и Киликийской Армении были различия, но титул инкнакала в целом соответствует полее раннему арка. См. также тагавор.

Ишхан - (ishxan) Князь, представитель высшего дворянства в Армении, чаще всего глава дворянского рода. См. также нахарар, мелик, архонт, и ишханац ишхан.

Ишханац ишхан - (ishxanats ishxan) Князь князей, великий князь. Один из титулов высшего дворянства в Армении. Ишханац ишхан был своего рода предводителем дворянства, однако значение этого титула менялось со временем. Позже, тот же титут в его греческом варианте - архонт тон архонтон - носили правители византийской Армении.

Ишхан мец - (metz ishxan) Великий князь. Один из титулов высшего дворянства в Армении. Аналогичен ишханац ишхан.

Ишханутюн - (ishxanutiwn) 1) Княжеский род в исторической Армении. См. также нахарарутюн (2). 2) Изредка под ишханутюном также понимали и наследственная территорию-гавар княжеского рода. См. также нахарарутюн (3). 3) Вообще власть как таковая.

Калвацк - (kalvatzq) Вотчина, удел. См. айреник.

Картухар - (qartughar) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за международные отношения и переписку королевского двора Киликийского Армянского Королевства. См. также картухарутюн.

Картухарутюн - (qartugharutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за международные отношения и переписку королевского двора Киликийского Армянского Королевства. См. также картухар.

Куропалат - (греч. kyropalatos) Высокий придворный титул, присуждавшийся членам императорского рода. Тот же титул присуждался и правителям Армении, назначавшимся Византией.

Кусакал - (kusakal) Правитель, областеначальник, губернатор. Административный титул-должность правителя области в исторической Армении. Чаще всего, в отличие от нахарара, кусакал не являлся наследственным правителем области.

Максапет - (maqsapet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за таможенные сборы и пошлины в Киликийском Армянском Королевстве. См. также максапетутюн.

Максапетутюн - (maqsapetutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за таможенные сборы и пошлины в Киликийском Армянском Королевстве. См. также максапет.

Малхаз - (malxaz) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, отвечающей за охрану безопасности царя. Это службу традиционно возглавлял нахарарский род Хорхоруни, которые были наследственными малхазами Великой Армении. См. также мазхазутюн.

Малхазутюн - (malxazutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба отвечающая за охрану безопасности царя. Прерогатива нахарарского рода Хорхоруни, которые были наследственными малхазами Великой Армении.

Мардпет - (mardpet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за внутрениие дела в царстве, а также управление царской вотчиной - востаном. Вероятнее всего, это нахарартсво находилось в ведении рода Мардпетуни (или Мардпетн, Мардпетакан). См. также мардпет айр, Мардпетутюн.

Мардпет Айр - (Hayr Mardpet) Советник царя Великой Армении (см. арка) и управляющий царским уделом - востаном. Эта должность впервые упоминается при царе Тиране (338-350 гг.), сыне Хосрова. См. также мардпет.

Мардпетакан - (mardpetakan) Внутренняя гвардия в Великой Армении, ответственная за внутреннюю безопасность страны, в первую очередь царского двора и востана. Возглавлялась специальным нахарарством мардпетутюн, во главе с мардпетом. См. также зоранамак и малхазутюн.

Мардпетутюн - (Mardpetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба внутенних дел и управления уделом (востаном) царя Великой Армении. Вероятнее всего, прерогатива нахарарского рода Мардпетуни (или Мардпетн, Мардпетакан), которые были мардпетами Великой Армении.

Марзпан - (из пехл. marzpan) Наместник, префект, правитель края. Титул правителей персидской Армении.

Мелик - (meliq, "князь", от месопотамского maliq - "владыка", "царь"). Титул князей восточно-армянских княжеств-меликутюнов в регионах Еревана, Карса, Нахичевана, Севана, Лори, Арцаха-Карабаха, Сюника, Тавриза, Гандзака-Гардмана, начиная с позднего средневековья (конец 15-16 веков). Титул мелика передавался по наследству от отца к сыну. Мелики обладали либо полной, либо частичной независимостью, имели свой двор - дарпас, свое войско, свои крепости и военные укрепленные лагеря - схнахи, вершили свой суд и собирали налоги с подданных. При этом отношения между меликами и подданными были отношениями начальник-подчиненный, а не феодал-крепостной. Крестьяне не были закреплены за землей и имели свободу передвижения и обладали собственностью. В новое время (17-18 вв) мелики становятся носителями армянской национальной власти. Ряд меликов сохранили свои права и привелегии после аннексии Россией восточной Армении. См. также ишхан и нахарар.

Меликутюн (Меликство) - (meliqutyun, "княжество", "владычество", от месопотамского maliq - "владыка", "царь") Общее название восточно-армянских княжеств в регионах Еревана, Карса, Нахичевана, Севана, Лори, Арцаха-Карабаха, Сюника, Тавриза, Гандзака-Гардмана, начиная с позднего средневековья (конец 15-16 веков). Меликства чаще всего представляли собой независимые или автономные самобытные административно-политические образования. Меликства управлялись наследными правителями-меликами (князьями). В новое время (17-18 вв) меликства становятся носителями армянской национальной государственности.

Мецамец - (metzametz, "великий") Представитель высшей аристократии в древней Армении, обычно глава аристократического дома или рода. Аналогичен нахарару, ишхану, патрику, архонту и мелику.

Наапет (или Нахапет) (nahapet, "первоначальник") - 1) Глава клана либо вождь племени в древней Армении. Наапетом чаще всего становился старший по возрасту мужчина в клане. Он же возглавлял воинов клана во время военных походов и выполнял роль судьи. С оформлением государственности в Армении наапеты стали главами аристократических родов, родовладыками. В позднее время, наапетам соответствовали танутеры, а в средние века - гахерец ишханы. 2) Патриарх, первопредок - основатель дворянского рода. Если слово наапет употреблялось по отдельности, без указания конкретного лица, то оно обозначало чаще всего обозначало самого патриарха-первопредка армян Айка, реже - Арама или других армянских партиархов.

Нахарар - (naxarar, "первосозданный", "первородный") 1) Глава потомтвенной придворной службы-нахарарства при царском дворе в Армении или королевском дворе в Киликийской Армении. Почетная должность нахарара была прерогативой самый влиятельных великокняжеских родов и передавалась по наследству от отца к старшему сыну. См. также нахарарство. 2) Со временем под нахарарами понимали вообще представителей высшей аристократии древней Армении, глав аристократических родов. В этом смысле это звание стало аналогом мецамеца, ишхана, патрика, архонта и мелика. 3) Наследственный правитель области-гавара в Великой Армении, дворянин-областеначальник. Чаще всего, нахарар воплощал в себе все три вышеприведенные значения этого слова.

Нахарарство - (naxararutiwn) 1) Придворная наследственная служба при царском дворе Великой Армении и других исторических армянских царствах, а также в Киликийском Арменяском Королевстве. Подобными службами были спарапетутюн (военное командование), аспетутюн (служба венцевозлагателя), азарапетутюн (налоговая и финансовая служба), малхазутюн (царская охрана), мардпетутюн (внутренние дела и управление царской вотчиной), пайлутюн (воспитание царских отпрысков), сеханапетутюн (управление царского двора), картухарутюн (служба иностранных дел), максапетутюн (таможенная служба) и другие. 2) Общее название великокняжеских родов в Великой Армении и в более поздних армянских царствах, а также в Киликийском Армянском Королевстве. В этом значении аналогичен ишханутюн (1). 3) Изредка нахарарствами также назывались наследстенные владения-гавары (провинции) великих князей Великой Армении. См. также ишханутюн (2).

Нахарарутюн - (naxararutiwn) См. нахарарство.

Пайл - (payl) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за образование и воспитание отпрысков короля Киликийской Армении. Особое внимание пайл должен был уделять воспитанию наследного принца - аваг сепуха. См. также пайлутюн.

Пайлутюн - (paylutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за образование и воспитание отпрысков короля Киликийской Армении. Особое внимание уделялось наследному принцу - аваг сепуху. См. также пайл.

Парон - (paron, искаженное от baron) 1) Один из титулов аристократии в Киликийском Армянском Королевстве, возникший под влиянием европейского дворянства во время крестовых походов, часть из которых прошла по территории Киликийской Армении. Вероятнее всего, парон был ниже титула бердатер, хотя в некоторых источниках король Армении тоже называется пароном. То же слово перешло в современный армянский со значением "господин". См. также синор. 2) Общее название дворянина в Киликийском Армянском Королевстве. Синоним более древнего азат.

Патив (patiw, "почет") - Традиционное положение аристократического общества при царском дворе Армении. Оно определялось от разных обстоятельств -древности рода, его политическом весе и влиянии на двор, военной мощи, многочисленности и т.п. Среди прочих, патив определял, какое положение займет род в гахнамаке и на каком бардзе будет восседать.

Патрик (patrik от patricius - "имеющий отца", другое написание Бадрик). Греческий аналог аристократа, азата, азнвакана. См. также нахарар и архонт.

Схнах (или Сгнах) - (sghnax, "укрепленное место") 1) Начиная со средневековья, вид укрепленного поселения, крепости или военного лагеря в восточно-армянских княжествах-меликствах, в частности в Арцахе-Карабахе и в Сюнике. Известны три краевых схнаха: первый из них, называемый Мец Схнах (Большой Схнах), находился в Мравских горах у реки Тартар в княжесвте Джраберд, второй - Покр Схнах (Малый Схнах) - располагался на склоне горы Кирс в княжестве Варанда, а третий - в провинции Капан. Кроме того, каждый арцахский и сюникский меликский клан имел свои родовые схнахи: схнахами князей Гюлистана были крепость Гюлистан и Талиш, князей Джраберда - одноименная крепость в месте сливания рек Тартар и Трхи, князей Хачена - Тарханаберд (Хоханаберд) и Качахакаберд, князей Варанды - крепость Аветараноц, а схнахом князей Дизака была крепость в селе Тох. См. также амроц и берд. 2) Иногда под схнахом понималось родовое воинство Арцаха, которое часто дислоцировалось в укрепленных лагерях, располагавшихся в вышеупомянутых крепостях. Это воинство по сути было народным ополчением во главе с советом военачальников. Каждый князь-мелик сам возглавлял свое войско. Подразделениями этого войска командовали сотники (юзбаши), зачастую также имевшие дворянское происхождение и на военных советах обладавшие равными правами и обязанностями.

Сеханапет - (seghanapet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за управление королевским двором, его доходами и расходами в Киликийском Армянском Королевстве. См. также сеханапетутюн.

Сеханапетутюн - (seghanapetutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за управление королевским двором, его доходами и расходами в Киликийском Армянском Королевстве. См. также сеханапет.

Сепух - (sepuh) 1) Младший член аристократического рода в Армении. Титулы наапет, танутер, гахерец ишхан или ишхан обычно носил старший член клана или глава рода. Все остальные мужчины аристократического рода считались сепухами. Особую роль и место среди них занимал старший сын главы рода - аваг сепух, который считался наследником. 2) Сын царя или короля, принц - аркайазн. По традиции, аваг сепух наследовал царский трон после кончины царя.

Сепух аваг - (awag sepuh) 1) Наследник царского престола в исторической Армении, чаще всего старший сын царя Армении или короля Киликийской Армении. См. также аркайазн. 2) Наследник княжеского трона, чаще всего старший сын князя - нахарара, ишхана, мецамеца. Этот термин вышел из обращения уже ко времени зарождения восточно-армянских меликств в Арцахе, Сюнике и Гардмане.

Синор (или Синиор) - (sinior, искаженное от senior) Один из титулов аристократии в Киликийском Армянском Королевстве, возникший под влиянием европейского дворянства во время крестовых походов, часть из которых прошла по территории Киликийской Армении. Вероятнее всего, синор был ниже титула бердатер. См. также парон.

Спарапет - (sparapet) Главнокомандующий армией Армении, глава придворной наследственной службы-нахарарства спарапетутюн. Это службу традиционно возглавлял нахарарский род Мамикоеан, которые были наследственными спарапетами Великой Армении.

Спарапетутюн - (sparapetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба командования армией Армении. Прерогатива нахарарского рода Мамиконеан, которые были наследственными спарапетами Великой Армении.

Спасалар (spasalar, от иранского sipah salar - "начальник войска") Военачальник в исторической Армении. В средние века термин спасалар часто соответствовал спарапету.

Стратилат - (из греч. stratilatos) Военачальник, полководец. Этот титул носили многие византийские полководцы армянского происхождения.

Таг - (thag, "корона", "венец") 1) Царская корона в древней Армении или в Киликийском Армянском Королевстве. Почетная прерогатива коронования была наследственной службой-нахарарством - аспетутюн - и принадлежала роду Багратуни, которые носили титул аспета или тагадир аспета. 2) Иногда под тагом понимали малые княжеские короны и венцы.

Тагавор - (thagawor, дословно - "венценосец") Один из титулов армянских королей Киликийской Армении. Структура верховной власти Киликийского Армянского Королевства представляла собой синтез традиционной армянской монархии и средневекового европейского королевства. Хотя между статусом царей Великой Армении и Киликийской Армении были различия, но титул тагавора в целом соответствует полее раннему арка. См. также инкнакал.

Танутер - (tanuter, "домовладыка") В древней Армении глава аристократического рода. Танутером чаще всего становился старший по возрасту мужчина в роде. Он возглавлял воинов рода во время военных действий, выполнял роль судьи и считался единовлестным распорядителем собственности рода. В средневековой Армении (начиная с 9-го века) танутеры потеряли часть своих традиционных прав и стали называться также гахерец ишханами.

Тер - (ter, в древнеармянском оригинале tearn, "владыка", "господин", "хозяин") - 1) Титул высшей армянской аристократии, аналогичный британскому lord. Титул этот обычно ставился перед или после родового имени, например tern Andzewats или Artzruneats ter, и чаще всего относился к наапету, танутеру или гахерец ишхану данного рода. Тот же титул использовался при обращении к лицу из высшей аристократии. 2) После христианизации Армении, этот титул стал также использоваться высшим духовенством армянской церкви. В отличие от первоначального обозначения аристократа, титул тер в церковном употреблении стал прибавляться к фамилиям церковнослужителей, например Тер-Петросян, Тер-Геворкян. В потобном сочетании тер аналогичен церковным "батюшка", "владыко" и не является указателем благородного происхождения носителя фамилии.

Тохм - (tohm) Клан, род в Армении. Первоначально под этим понятием подразумевался весь клан, в самом широком смысле слова, т.е. все кровные родственники по мужской линии со своими женами, и незамужними сестрами и дочерьми. В дальнейшем под тохмом подразумевались все носители фамилии, связанные кровным родством. Однако понятие широкого рода, типичное для традиционной Армении, постепенно теряет свое значение, уступая место узкой интерпретации, при которой тохм объединяет лишь ближайших родственников. См. также тун.

Тохмерг - (tohmyerg, "родовая песнь") Родовой гимн.

Тохмаавак - (tohmahavaq, "родовое собрание") В армянской родовой традиции собрание клана, на котором решались важные для всего рода вопросы, в том числе выборы тохмапета, разрешение внутриродовых споров и т.п., и проводились почетные ритуалы. Обязательными составными тохмаавака были продолжительное застолье, в котором принимали участие все присуствующие члены рода (старейшины, мужчины, женщины и дети), посещение могил предков и обряды жертвоприношения-матаха, крещения и т.п. Решения важных вопросов клана принимались преимущественно взрослыми мужчинами (обычно, главами семей), хотя участие женщин никак не возбронялось. Чаще всего тохмааваки проводились в родных местах, ближе к могилам предков, в доме какого-либо старейшины или особо уважаемого члена клана. Было принято проводить тохмаавак во время какого-либо традиционного праздника; например в провинции Тавуш или в Арцахе некоторые роды проводят свои родовые собрания во время языческого праздника воды - Вардавар (Вардевор, Вадравар). Подтверждений того, что тохмааваки когда-то проводились повсеместно по всей Армении и всеми родами нет. Однако традиция тохмааваков существует в некоторых армянских родах вплоть до наших дней.

Тохманиш - (tohmanish, "родовой знак") Герб или геральдический знак рода.

Тохмапет - (tohmapet) Глава клана, рода. См. также наапет, цехапет, танутер.

Тун - (tun, "дом") Род, клан. По своему первоначальному значению практически совпадает с тохм.

Тэр (см. Тер)

Фирман - (перс. firman) Грамота, указ. Во время персидского владычества, потомственные права полузависимых армянских меликов иногда утверждались подобными грамотами персидского шаха или местных ханов.

Хецелвор (см. Эцелвор)

Цех - (tsegh) 1) Племя. 2) Клан, род, группа людей, связанных кровно-родственными связями. См. тохм.

Цехапет - (tseghapet) - 1) Глава племени, вождь. 2) Глава рода, клана. См. наапет, тохмапет, танутер.

Эцелвор - (hetzelwor, "всадник") Одно из названий для рыцарей в Киликийском Армянском Королевстве. См. Дзиавор.

Юзбаши - (yuzbashi, тюрк. "сто" "глава", т.е. "сотник") Воинский титул в княжествах-меликствах Арцаха (Карабаха). Сотники-юзбаши обычно принадлежали к меликским (княжеским) родам и командовали частью воинских сил рода (отрядом, группой), насчитывавшем несколько сот воинов. При этом в военное время общее число меликского войска под командованием самого мелика могло достигать нескольких тысяч воинов.

Во все времена старейшины олицетворяли мудрость и опыт. В их руках всегда была власть, которой они наделялись, так как обладали серьезным багажом знаний. Они символизировали почитание народных обычаев и традиций. Старейшина - это человек, который мог руководить социальной и хозяйственной жизнью родового клана и решать все возникшие споры внутри него. Все спорные вопросы тщательно изучались и обсуждались, затем выносились на народное вече.

Старейшина - это...

Родовые общины или племена имели свой совет старейшин, который рассматривал животрепещущие вопросы, решал споры, возникающие между соседствующими племенами, кланами или родами. Старейшина племени или рода участвовал в разрешении споров в хозяйственной или в любой другой их совместной деятельности. И для исследования этой темы лучше всего окунуться в древнюю историю, где можно увидеть, как после возникновения государственности в Древней Греции совет старейшин переформатировали в Ареопаг, в Древнем Израиле - в Синедрион, в Древнем Риме - в Сенат.

Старейшина рода

В нашем современном мире у некоторых народов до сих пор существуют старейшины родов, например у чеченцев, ингушей и малочисленного населения бацбийцев. Тюркские народы своих старейшин называют аксакалами, то есть седобородыми.

И вот еще что интересно: в некоторых европейских парламентах до сих пор существует совет старейшин, членов которого выбирают из представителей фракций. Покажется удивительным, но в немецком Бундестаге тоже имеется подобный орган. Он присутствовал и в Российской империи вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Рассуждая на тему «Старейшина - это кто?», необходимо отметить, что советом старейшин также именовался совещательный рабочий орган в До 1989 года он не был юридически закреплен и работал в силу предписанных традиций. Совет старейшин, согласно "Регламенту Съезда народных депутатов СССР" от 20 декабря 1989 года, принял правовой статус (статья 62).

Он создавался в каждой из палат согласно квоте: в совет старейшин Совета Союзов включались один представитель из депутатов, по два представителя от союзных республик и по одному - из автономных, а также по одному из областных и автономных округов.

В задачи им ставилось принятие предварительных решений по организации работы Верховного Совета (время работы, повестка дня, порядок обсуждения докладов и т.д.).

Франция в конце XVIII века

А вот во Франции в 1795 году Советом старейшин называлась одна из палат парламента. Кстати, она была ликвидирована состоявшимся переворотом 18 брюмера (10 ноября 1799 года). Именно Наполеон Бонапарт и уничтожил правящие органы вроде Совета старейшин и Совета пятисот. Он встал у власти и создал свое новое правительство.

Итак, разбирая тему "Старейшина - это кто?", в первую очередь надо акцентировать внимание на том, что старейшиной не могли называть случайного человека преклонного возраста. Во все времена это были лучшие представители рода, племени или клана, которые могли дать дельный совет, связав воедино настоящую историю и опыт предков. Очень жаль, но зачастую их советами многие пренебрегали, а потом получали надлежащие поучительные уроки уже от самой жизни, которая учит получше любого мудреца.

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Великой Армении Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.