Система зависимости руси от золотой орды. Вассальная зависимость от Золотой Орды: правда и мифы. Распад Золотой Орды: вассальная зависимость уходит в историю

Жестокие и кровавые походы Батыя привели к возникновению монголо-татарского ига над русским народом. Зависимость Руси от Золотой Орды заставила людей приспосабливаться к новым условиям и новой государственной системе.

Покорение Руси привело к отношениям подчинения русского народа золотоордынским ханам. Позже была организована система властвования монголо-татар.

В летописи 1243 года говорится, что князь Ярослав поехал к Батыю, а сына отправил к Канови. Каган Золотой Орды принял Ярослава с великими почестями и назначил самым старшим князем над всеми князьями Руси.

В 1246 году Папа Римский отправил миссию во главе с Плано Карпини, известным францисканцем, к хану Золотой Орды для сбора сведений о татарах. Европейцы были напуганы вторжением монголо-татар в Европу и покорением Руси. В Орде он повстречался с русским князем. В отчете он детально описал все почести, оказанные татарами ему и князю.

За Ярославам закрепили Владимиро-Суздальские и Киевские земли. Однако Ярослав в Киеве не бывал, а для управления назначил боярина Дмитра Ейковича. Покоренные земли не стали частью Золотой Орды.

Для ордынского ханства земли Руси были политически автономны с собственной властью, но обязаны выплачивать «выход» (дань). Так же были и экстренные выплаты, называемые запросами. К примеру, хан организовывал военный поход и нуждался в денежных средствах. Он отправлял неожиданный «запрос» русским князьям, который должен был быть собран неукоснительно. Множества золота требовалась для задабривания хана, его родственников и послов дорогими подарками, на подкуп придворных и чиновников Золотой Орды.

Русскому народу объявили, что высшим правителем будет правитель Монгольской империи, а управлять всем станет хан Батый. Хан Золотой Орды именовался «царем». Феодальные княжества Руси оказались в вассальной зависимости от хана. Выжившим после походов князьям повелевали приехать в Орду для получения от Батыя ярлыка на правления. Эта грамота должна быть документальным подтверждением полномочий князя на управления определенным княжеством. Зависимость выражалась в «царевом пожаловании» ханом русских князей. На стол князя садил митрополит русский или уполномоченный хана. Князья оказывались под контролем ордынского хана. Контроль осуществляли баскаки, которых было по одному в каждом княжестве.

В конце XIII века баскаки были убиты восставшим народом. Дань начали собирать князья. Однако формальная зависимость еще была. Князья по-прежнему утверждались на своих местах татарскими ханами.

Все население платило татарский «выход». Каганат даже велел произвести перепись населения. Первый раз собирали дань и переписывали людей баскаки. В 1257 году новый хан уже воспользовался численниками. В Лаврентьевской летописи сказано, что они поставили темников, тысяцких, сотников и десятников. Далее почти каждый хан по-новому переписывал русских людей на покорённых территориях.

Точного процесса переписи начисления не было, но точно известны единицы обложения: соха, плуг, рало. Они и ранее существовали на Руси, а татары просто ими воспользовались.

Известна история, когда князь Василий привез хану дань (0,5 гривны с сохи). Хан остался недоволен привезенной данью и приказал перепись население по-новому. В некоторых церковных летописях перечисляются платежи, которые платил народ. Татары исключили духовенство из числа налогоплательщиков. Они считали церковь политической силой, которую использовали в своих интересах. В действительности это так и было: подчинение татарам закреплялось публичной молитвой духовных лиц о ханах.

Кроме дани были определены и повинности для укрепления власти Золотой Орды.

Вся захваченная Русь была разделена на тумены – округи, которые выставляли по 10 000 мужчин в ополчение в случае войны. Народ в них был разделен на тысячи, сотни и десятки. Всего было образовано 29 туменов.

Как видно, татары на Руси забирали людей и деньги. Освобожденное от повинностей духовенство не поставляло воинов в татарскую армию.

Были повинности с использованием людской силы. К примеру, ямская повинность – народ поставлял лошадей татарским чиновниками и послам. Русь оказалось в системе путей Золотой Орды: через заданный промежуток пути были организованы постоялые дворы с конюшнями. Работало там окрестные люди – ямчи. Они обязаны были обеспечивать безостановочное движение ханских гонцов.

Как упоминалось выше, с XIV века дань начали собирать русския князья. Они посылали данщиков для сбора дани. Размеры «выхода» постоянно менялись. Князья конкурировали друг с другом и стремились в большей степени обогатить ордынского хана. Так же хан на свое усмотрение увеличивал суму «выхода».

Для удержания власти на Руси татары периодически осуществляли набеги. К примеру, за вторую половину XIII века было организовано и совершено 14 набегов.

Князья понимали силу Золотой Орды и воздерживались от восстаний. Это был единственная возможность спасти свой народ от гибели и рабства. Несколько поколений князей посещали Орду с дорогими подарками и пробовали располагать к себе кагана. Одновременно среди князей велась борьба за ярлыки на княжество. Ордынская власть всеми способами раздувала подобные конфликты, что бы ослабить Русь. Но права князя собирать дань дала возможность накапливать деньги, что бы привлекать сторонников и устрашать противников.

Во второй половине XIV века монголо-татарское иго ослабло. Внутренние дробление Золотой Орды ослабили ее, монголы не могли организовывать большие армии для военных походов.

250 лет ига оказали и положительный эффект на русский народ. Он научился у ордынцев техническим приемам ведения боя, боевым навыкам, таможенным пошлинам, многим предметам одежды. Ямская служба еще несколько столетий существовала на Руси.

Происходили смешанные браки. Породниться с татарской знатью было престижно. После распада Золотой Орды некоторые ордынцы переехали в Русь и стали основателями известных родов Глинских, Годуновых, Тургеневых, Шахматовых, Урусовых и т.д.

  • 1. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья -- Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора.
  • 2. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени развития монголы не могли навязать жителям русских земель свой язык и культуру. Но Русь на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов.

Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.

Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.

«Пожалуй, именно в те страшные для Руси десятилетия середины XIII столетия был сделан окончательный выбор между двумя социокультурными моделями развития: между Востоком и Западом, между Азией и Европой. При всей условности такой дихотомии, она даёт общее представление об основной тенденции происходящих изменений, которые успели не только наметиться, но и получить дополнительный импульс извне. Теперь они будут совершаться во все нарастающем темпе и во все увеличивающихся масштабах, а через 300 лет получат логическое завершение в крайних формах деспотического правления далёкого потомка Александра -- Ивана IV. Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своём решении нашёл понимание и поддержку пусть не у всех современников, зато почти у всех потомков. Что же «внутри нас» заставило сделать такой выбор?

Прежде всего, не будем забывать, что Русь XIII века - по преимуществу общество традиционное. Традиции, обычаи - его незыблемая основа. Любая попытка изменить привычный ход вещей, нарушить раз и навсегда заведённый порядок неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живёт человек. В условиях середины XIII века, видимо, как это ни парадоксально для нас звучит, большей угрозой для жителя Северо-Восточной Руси виделись представители западноевропейской цивилизации, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую жизнь. Было ясно, что вмести с ними шёл новый закон, новый городской быт, новые формы властвования. Европейские рыцари несли новую идеологию -католическую религию. А католики были так же нетерпимы, к своим православным «братьям во Христе», как и православные к католикам.

В отличие от беспокойных западных соседей Руси Золотая Орда была «своя». Судя по всему, монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела только что покоренной «орды Залесской» без особых на то причин. Система правления в монгольских улусах удивительно удачно «легла» на «модель» деспотической монархии, которая уже несколько десятилетий «апробировалась» на Северо - Востоке потомками Юрия Долгорукого. Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлыки на великое княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь - там, где она вообще осталась после нашествия, - была прежняя, хотя и тяжёлая. Но самое главное - монголы проявляли прямотоки завидную для европейцев веротерпимость. Так что выбор, сделанный Александром Ярославичем, невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли реальные интересы народа и его внутренние психологические возможности, независимо от того, понятны ли они нам и считаем мы их достаточными для столь ответственного решения