Старинные города мира. Какой самый древний город на Земле? Самые древние города Восточной Азии

Не всем городам посчастливилось сохранить первозданный вид. В непростые времена войн и завоеваний многие города были разрушены, а затем восстановлены, поэтому лишь немногим зданиям удалось «дожить» до наших времен. Все же остались величественные города, которые по праву могут носить гордое звание «самый старый город мира».

Иерихон (Палестина)

Упоминание о первых поселениях на месте современного Иерихона относятся к 9000 году до н.э. Спустя три тысячелетия город стал активно отстраиваться и уже на рубеже 3 и 2 тысячелетия достиг пика своего развития. Несколько раз он подвергался разрушениям, одно из которых было упомянуто в Библии.

Это был величественный город, дома в котором строили из кирпича и камня. Археологи обнаружили здесь руины древней синагоги, датируемой I веком до н.э, великолепные зимние дворцы с банями, бассейнами и богато украшенными залами. Недалеко от Иерихона возвышается гора Каранталь, на которой, по легенде, Иисус сорок дней подвергался искушению дьявола. Сейчас на том месте находится высеченный в скалах величественный монастырь Искушения.

Дамаск (Сирия)

Еще одним самым древним городом считается Дамаск, первое упоминание о котором появилось в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Из-за того что в давние времена Дамаск находился под властью египтян, израильтян, ассирийцев, персов и даже , этот древний город вобрал в себя культуру этих народов.


Он прославился благодаря своей дамасской стали, которая пользовалась популярностью в средневековой Европе. Сегодня здесь можно увидеть руины древних ворот крепости, защищающих город от набегов, католические церкви, храмы, мечети, старые дома, которые представляют собой важнейшие памятники дамасской культуры и истории.

Сузы (Иран)

Первое упоминание о древнем городе Сузы (современный Шуш) датируется временным отрезком 7-4 тысячелетие до н.э. Это была древняя шумерская столица государства Элам. В 668 году до н.э. вавилоняне сожгли Сузы, и через 10 лет государство Элам прекратило свое существование. Персы отстроили город, восстановив и расширив величественные дворцы и сделав Сузы своей столицей.


В нашу эпоху город был разграблен и разрушен мусульманами и монголами, поэтому до нас дошло немного памятников того периода. Лишь французская археологическая экспедиция, проводившая раскопки древнего города, оставила наиболее значимую достопримечательность – французскую крепость, построенную в XIX веке для защиты членов экспедиции и охраны находок.

Дербент (Дагестан)

В России тоже есть самый древний город, и был он основан в 438 году н.э., хотя первые упоминания о поселениях восходят к концу 4 тысячелетия до н.э. С разных языков его название переводится как «закрытые врата», «каменный», «стена». И это неслучайно – из-за частых набегов кочевников Дербент превратился в надежную крепость. Поскольку через город проходил Великий шелковый путь, он имел важное торговое значение, и в свое время его хотели завоевать многие народы. Он был под контролем персов, арабов, иранцев, и лишь в 1813 году стал принадлежать России.


Главными достопримечательностями Дербента является его крепость с множеством ворот, мечеть Джума, древнейшая в России, крепость Нарын-Кала и дербентский тоннель, протяженность которого 318 м.

Пловдив (Болгария)

Самый старый город в Болгарии был известен еще в 6 тысячелетии до н.э. В 72 году до н.э. попал под римское владычество и получил скорое развитие. Влияние Рима донесло до наших времен римские строение того времени – амфитеатр, термы и ипподром. В VI веке они стал принадлежать болгарам (славянскому племени), затем Византии, а в 1364 году был захвачен Османской империей.


Пловдив сейчас является вторым по величине городом в Болгарии. Богатая история города оставила множество замечательных достопримечательностей, характеризирующих ту или иную культуру. Здесь можно увидеть и древнеримские здания, и мечети, и фракийскую крепость.

Иерусалим (Израиль)

Этот город имеет богатейшую историю, связанную с завоеваниями и библейскими легендами. Основанный в 4 тысячелетии до н.э. Иерусалим имеет сакральное значение для миллионов людей. С ним связаны многие библейские события, в том числе распятие и воскрешение Иисуса Христа. Его история поистине удивительна и обширна. Здесь находятся святыни христианства, иудаизма и ислама, и тысячи паломников ежегодно приезжают в Иерусалим, чтобы вспомнить своих святых и помолиться.


Самыми знаменитыми достопримечательностями Иерусалима является Стена плача, мечеть на Храмовой горе и Храм Гроба Господня.

Афины (Греция)

Первое упоминание о древней столице Греции относится к XV веку до н.э. Она достигла пика развития в 500-300 года до н.э. и по праву носит название колыбели греческой культуры. Она стала родиной многих известных древнегреческих историков, географов, поэтов и философов. Здесь до сих пор сохранились памятники древней истории, такие как Акрополь, Афинская агора, Храм Гефеста и Храм Зевса Олимпийского и др.


Это лишь неполный список самых древних городов. В мире есть еще города, у которых настолько старая история, что об их происхождении и основании остается только догадываться по немногочисленным документам, дошедшим до нас. Они бесценны потому, что видели смену эпох и цивилизаций, и даже, несмотря на руины, их величие никогда не канет в лету.

Продолжаем рассматривать самые старые города, по версии постоянно и до сих пор заселенных. Мы уже с вами узнали, какой , . Признаться, для меня это было удивительно. Я бы назвал совсем другие города в ответ на вопрос о самом старом. Видимо все таки мы хорошо запомнили и отложили в памяти древние города, которые уже стерты с лица земли или представляют из себя руины.

Точно так же я был удивлен, узнав про самый старый город Европы .

Самые ранние поселения людей и следы их деятельности в области сегодняшнего города Цюриха относятся к 4430 - 4230 годам до нашей эры. Люди населяли эту местность также в эпоху позднего неолита, в течение бронзового и раннего железного века.

В 1 тысячелетии до нашей эры здесь поселилось кельтское племя гельветов. Археологические находки указывают на существование здесь у гельветов торгового пункта. После римского завоевания восточной Гельвеции в 15 году до нашей эры при императоре Октавиане Августе эта территория вошла в состав Римской империи. У римлян здесь была военная база и таможенный пост, рядом с которыми позже появился населенный пункт с рынком (vicus). Его название тогда было Турикум (Turicum), вероятно, кельтского происхождения.

Поскольку Цюрих находится в конце водной системы озёр Цюрих и Валензее, сюда по озеру привозились товары через римскую провинцию Реция (Raetia) из Италии, затем перегружались на речные суда для дальнейшей транспортировки к Рейну. Обратно в Римскую империю через Турикум перевозились товары из Германии. Первоначально в эпоху римского господства Турикум принадлежал провинции Галлия Белгика (Gallia Belgica), а с конца 1 века нашей эры - пограничной провинции Верхняя Германия (Germania superior). Население Цюриха в римский период насчитывало 300 жителей.



Кликабельно 1700 рх


Кликабельно 2200 рх , 1218 год.

После административной реформы императора Диоклетиана с 286 года Турикум входил в созданную из южной части провинции Верхняя Германия провинции Максима Секванорум (Maxima Sequanorum). В связи с начавшимися с конца 3 века вторжениями с севера германского племени алеманнов Турикум был значительно укреплён, при императоре Валентиниане I (364 - 375) был построен замок. В 401 году в связи с общим отводом римских войск из области к северу от Альп, Турикум был оставлен римлянами и занят алеманами. В конце 5 века эта территория была покорена германским племенем франков и вошла в состав франкского королевства Меровингов. При германцах следы романизации постепенно исчезли, население было германизировано, сам город стал называться Цюрихом и стал столицей графства Цюрихгау. После распада в 843 году Каролингской империи эта территория досталась внуку Карла Великого королю Восточно-Франкского королевстваЛюдовику Немецкому.

В 853 году для своей дочери Хильдегарды Людовик основал аббатство Фраумюнстер (Fraumünster). Сама Хильдегарда стала его первой аббатиссой. Этому монастырю было предоставлено право производить таможенные сборы, получать доходы с рынков, а с 11 века и право чеканки монет. В 917 году возникло обширное герцогство Швабия (Алемания) со столицей в Цюрихе, а двумя годами позже швабский герцог Бурхард II в Битве при Винтертуре победил герцога Верхней Бургундии Рудольфа II, чем закрепил за собой Цюрихскую область и земли до Боденского озера (Тургау). С этого момента и до начала 13 века часть земель в Цюрихгау находилась под управлением аббатства Фраумюнстер, часть - герцогов швабских (Церингенов), которые в 1097 году получили от императоров Священной Римской империи наследственное наместничество (фогтство) над Цюрихом и Тургау. Сам Цюрих к 10 веку превратился в настоящий средневековый город с монастырями, церквями, дворцом, городской стеной и рвом, в записях под 929 год он впервые упоминается как город (civitas).



Кликабельно 3000 рх

Городом в тот период непосредственно управляла главная аббатиса монастыря Фраумюнстер. В 1140 году в Цюрихе поселился изгнанный из Италии известный религиозный и общественный деятель Арнольд Брешианский, начавший выступать против светской власти монастырей. Хотя в 1145 году по настоянию знаменитого церковного деятеля Бернара Клервосского он и был изгнан из Цюриха, проповеди Арнольда Брешианского встретили сочувствие у горожан Цюриха, и вскоре они добились того, что городской совет, прежде бывший административным органом монастыря и назначавшийся его аббатиссой, стал избираться горожанами.

Кликабельно 3000 рх , панорама

После вымирания в 1218 году Церингенов император Фридрих II Гогенштауфен присвоил Цюриху статус имперского города и даровал грамоту, разрешавшую городскому совету осуществлять общественное самоуправление. Имперский наместник назначался теперь временно на 4 года. Но настоящей хозяйкой Цюриха была аббатиса Фраумюнстера, которой в 1234 году Фридрих II присвоил статус имперской герцогини с очень широкими полномочиями; в частности, она утверждала городской устав и назначала мэра города.

После смерти в 1291 году короля Рудольфа II Габсбурга и основания Швейцарского союза в долинах Ури, Швиц и Унтервальден Цюрих заключил союз с Ури и Швицем против Габсбургов, из-за чего в 1292 году ему пришлось выдержать безуспешную осаду войск герцога Австрии Альбрехта I Габсбурга.

Перемены в общественном устройстве Цюриха способствовали росту торговли и ремесла, уже в 12 веке в городе появилась, а в 13 развилась ткацкая (шерстяная, льняная и шёлковая) промышленность. К этому времени в городе сформировался слой торгово-промышленного патрициата, которому принадлежала вся власть в городском совете. В 1336 году часть низшего дворянства и ремесленники, не представленные в совете, арестовали и изгнали большую часть членов совета и провозгласили бургомистром дворянина Рудольфа Бруна. Тогда же была издана «присяжная грамота» (Geschworene Brief), согласно которой управление городом стало принадлежать двум главным сословиям. К первому относилось дворянство и бюргерство, ко второму - представители цехов. Из их среды формировались органы городского управления и избирался бургомистр. Сам Брун был избран пожизненным бургомистром. Появившаяся в результате Цюрихской цеховой революции конституция Цюриха в основных своих чертах сохраняла силу до 1798 года.


Кликабельно 9000 рх , панорама


Изгнанные члены городского совета в ночь на 23 февраля 1350 года попытались осуществить переворот, но потерпели поражение и были казнены. Поскольку заговорщиков поддерживали графы города Рапперсвиль на Цюрихском озере, правительство Бруна решило разрушить Рапперсвиль. Это вызвало войну с австрийскими Габсбургами, ввиду чего 1 мая 1351 года Цюрих заключил «вечный союз» с кантонами Ури, Швиц, Унтервальден и Люцерн и вошёл таким образом в состав Швейцарского союза. Только после трёх осад города (в 1351, 1352 и 1354) между Австрией и Цюрихом в 1355 году был заключён Регенсбургский мир, одобривший городскую конституцию, но в тоже время сохранивший формальную зависимость города от империи.

Как член Швейцарского союза во второй половине 14 - 15 веке Цюрих принимал участие в различный войнах, которые вёл союз с соседями, а 1436 - 1450 гг. сам вёл войну с остальными членами союза во время т. н. Старой цюрихской войны из-за спора о наследстве вымершего рода графов Тоггенбургов. В этой войне Цюрих даже пошёл на союз с Австрией, что не спасло его от поражения. Во время этой войны с 1440 до 1450 года Цюрих был временно исключён из Швейцарского союза.

Новая эпоха в истории Цюриха была связана с протестантской Реформацией в 16 веке. Благодаря деятельности настоятеля Кафедрального собора Цюриха Ульриха Цвингли в 1519 году Цюрих стал одним из первых центров Реформации, откуда она стала распространяться на другие кантоны.


В 1525 году, охватившее Германию анабаптистское движение распространилось в Швейцарии, главным образом в подвластных Цюриху сёлах. Тогда под знаменем религиозной реформы крестьяне-анабаптисты разграбили и сожгли ряд монастырей, совершили несколько нападений на Цюрих, но в конце концов были усмирены.

Секуляризация монастырских земель и другие действия реформаторов церкви привели в 1529 и 1531 годах к войнам с католическими кантонами Швейцарии (т. н. Каппельские войны), во время последней из которых Цвингли погиб.


Кликабельно 3000 рх

В 16 - 17 веках Цюрих стал промышленным центром Швейцарии, в нём продолжало развиваться производство шёлка, льна, шерсти, процветала торговля зерном, и другими местными сельскохозяйственными продуктами, а также солью и железом.

После окончания Тридцатилетней войны в 1648 году Цюрих объявил себя республикой, тем самым окончательно порвав с империей. Поскольку Цюрих выступал защитником протестантов в Швейцарии, в 1655 году вместе с Берном он начал войну против католических кантонов Швиц и Люцерн из-за преследования протестантов в Швице. Эта война, однако, привела к поражению Цюриха. В 1712 году вместе с Берном Цюрих выступил в защиту протестантов Тоггенбурга. Поражение католиков в этой Второй Вильмергенской войне положила конец доминирующему положению католиков в Швейцарском союзе.


Кликабельно 3000 рх

В начале 1798 года Цюрих с округой на правах кантона оказался в составе созданной Наполеоном I Гельветической республики. 26 марта 1798 года французская армия захватила Цюрих без боя, но уже 30 марта австрийцы под командованием Карла Австрийского-Тешена заняли восточную часть Швейцарии, учредили в Цюрихе временное правительство и объявили, что пришли освободить швейцарцев от французов, что вызвало народное восстание. В 1799 году при Цюрихе состоялись две битвы. После сражения 4-7 июня французские войска под командованием Андре Массена уступили Цюрих русско-австрийским войскам Карла Австрийского-Тешена. Во время второй Битвы при Цюрихе 25-26 сентября Массена разгромил русские войска Александра Римского-Корсакова.

19 февраля 1803 года Цюрих вошёл в созданное Наполеоном новое союзное государство 19 швейцарских кантонов. После поражения Наполеона 29 декабря 1813 года в Цюрихе собрался федеральный сейм, отменивший навязанную им конституцию и к 7 сентября 1814 года выработавший новый союзный договор, учредивший Швейцарскую конфедерацию.

Во 2-й половине 19 - начале 20 века в Цюрихе обосновался ряд крупных банков, страховых компаний, трестов и концернов. С упадком цюрихской текстильной индустрии в послевоенное время значение банковского и страхового сектора ещё более возросло. Как из-за притока иммигрантов, так и присоединения соседних деревень быстрыми темпами происходил рост населения Цюриха: в 1850 - 42 тысяч человек, в 1900 - 168 тысяч человек, в 1920 - 234 тысяч человек, в 1934 - 300 тысяч человек, в 1962 - 445 314 жителей. Затем население Цюриха снизилось до 358 тысяч человек по причине массового отъезда жителей в деревни за пределы Цюриха.

Во время Второй мировой войны 27 декабря 1940 года Цюрих ошибочно подвергся бомбардировке английских ВВС, а 4 марта 1945 также по ошибке американские ВВС сбросили на город 12,5 тонн обычных и около 12 тонн зажигательных бомб.


Кликабельно 9000 рх , панорама


А теперь традиционные виртуальные экскурсии по городу. Жмите на картинки ниже и гуляйте по городу.

Источник
http: //www.cult-turist.ru

На право называться первым городом Земли претендуют множество древних городов. Мы расскажем о двух самых старых и древних городах, по мнению археологов и историков. Эти два города - Иерихон и Хамукар. Эти города существовали тысячи лет назад .

Иерихон

Прежде всего определение "древнейший город" относится к Иерихону - оазису неподалеку от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Здесь расположен широко известный по Библии город Иерихон - тот самый, чьи стены некогда пали от звука труб Иисуса Навина.

По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне применили необычайную военную хитрость. Они молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой - дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение«иерихонская труба» .

Иерихон питается водой мощного источника Айн-эс-Султан («Источник Султана» ), которому город обязан своим возникновением. Именем этого источника арабы называют холм севернее современного Иерихона - Телль-эс-Султан («Гора Султана» ). Уже в конце XIX столетия он привлек внимание археологов и до сих пор считается одним из важнейших мест археологических находок предметов раннего исторического периода.

В 1907 и 1908 годах группа немецких и австрийских исследователей под Руководством профессоров Эрнста Зеллина и Карла Ватцингера впервые приступила к раскопкам у горы Султана. Они натолкнулись на две параллельно идущие крепостные стены, сооруженные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8-10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были возведены между 1400 и 1200 годом до н.э. Понятно, что их быстро отождествили с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Однако во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие сведения Библии о войне. Но Первая мировая война приостановила дальнейшие научные исследования.

Прошло больше двадцати лет, прежде чем группа англичан под руке водством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить исследования. Новые раскопки начались в 1929 году и продолжались около десяти лет.

В 1935-1936 годах Гарстанг натолкнулся на самые нижние слои поселений каменного века.

Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия дс н.э., относящийся к тому времени, когда люди еще не знали глиняной посуды. Но люди этой эпохи уже вели оседлый образ жизни.

Работа экспедиции Гарстанга была прервана из-за сложной политической обстановки. И только после окончания Второй мировой войны английские археологи снова вернулись в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила доктор Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках англичане пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне на протяжении нескольких лет.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса- докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Сегодня Иерихон А считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Здесь найдены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей.

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод.

Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст - примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище - 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8,15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э

После этого в истории башни археологи насчитали еще четыре периода существования, а затем городская стена обвалилась и начала размываться. По-видимому, город в это время уже опустел.

Сооружение мощной оборонительной системы потребовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в две тысячи человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как же выглядели и как жили эти первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От rpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей Иерихона не превышал 20 лет. Очень высока была детская смертность, и лишь немногие доживали до 40- 45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, очевидно, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури.

Любопытно, что в древнейших могилах Иерихона (6500 г. до н э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Видимо, черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно. Культовое отрубание головы известно во многих частях света и встречалось вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений этого культа.

В этот «докерамический» период обитатели Иерихона не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Вероятно, горожане пользовались также всевозможными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины, называемой «хавара», с каркасом из тростника. Эти статуэтки - нормальных пропорций, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные фигурки ранее не встречались археологам.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству в течение многих веков предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявляли жители Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

оявление Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н.э. не могло прервать этого процесса, который в итоге привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

Хамукар

В Сирии были обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на Земле городов и цивилизации в целом. Она заставляет рассматривать распространение цивилизации в новом свете, отталкиваясь от более раннего времени. До этого открытия города, датируемые 4000 г. до н.э., обнаружили лишь в древнем Шумере - между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, последний же, самый древний, нашли в юго-восточной части Сирии под огромным холмом возле деревни Хамукар. Таинственный город тоже назвали Хамукар.

Впервые археологи начали активно рыть землю здесь еще в 1920-е -1930-е гг. Тогда они предполагали, что именно здесь находится Вашшукани - столица империи Митанни (приблизительно XV в. до н.э.), которую до сих пор не удалось обнаружить. Но признаков заселения данной местности тогда не нашли - «вашшуканская теория » оказалась несостоятельной.

Прошло много лет, и ученые вновь заинтересовались этим местом. И не зря: ведь оно находится на одной из важнейших транспортных артерий древности - дороге из Ниневии в Алеппо, по которой тянулись путники и караваны купцов. Такое положение, по мнению ученых, давало массу преимуществ и создавало прекрасные предпосылки для развития города.

Исследователи действительно обнаружили признаки, указывавшие на его существование еще в середине IV тысячелетия до н.э.

Тогда в Южном Ираке один за другим возникали первые города, а в Сирии образовывались их колонии.

На этот раз археологи были преисполнены решимости - в самом прямом смысле - докопаться до истины. Была сформирована специальная сирийско-американская экспедиция для исследования Хамукара, директором которой стал ведущий научный сотрудник Восточного института при Чикагском университете Макгвайр Гибсон. Первый заступ ударил в землю в ноябре 1999 г. Экспедиции необходимо было освоиться, обустроиться, подготовить Tepриторию раскопок, нанять местных жителей для тяжелых работ...

Все началось с составления подробной карты местности. И уже потом с ее помощью археологи начали следующий, не менее кропотливый этап работы: необходимо было тщательно - чуть ли не с лупой в руках - осмотреть всю территорию раскопок, собирая различные черепки. Такие исследования дали бы довольно точное представление о размере и форме поселения. И удача действительно улыбнулась археологам - скрытые в земле древние города «посыпались» как из рога изобилия.

Первое из найденных поселений относилось примерно к 3209-м гг. до н.э. и занимало площадь около 13 га. Постепенно оно росло, его территория увеличилась до 102 гектаров, и впоследствии поселение стало одним из крупнейших городов того времени. Затем, исходя из найденных предметов, были определены другие, наиболее интересные места для раскопок. В восточной части поселения археологи обнаружили здание, в котором обжигались горшки. А главным результатом осмотра местности стала находка большого поселения к югу от холма. Его более подробное изучение подтвердило, что эта территория начала заселяться еще в начале IV тысячелетия до н.э. Если все обнаруженные поселения признать одним городом, то его площадь окажется более 250 та, во что трудно поверить. В то время, в эпоху зарождения первых урбанических поселений, такой большой город являлся настоящим мегаполисом древности.

Ученым хорошо помогли спутники. Сделанные с них фотографии натолкнули исследователей еще на одну мысль, когда в 100 м от холма, с северной и восточной его сторон, они различили темную извивающуюся линию, похожую на городскую стену, в то время как на земле был виден лишь небольшой откос. Дальнейшее обследование показало, что стена могла располагаться ближе к холму, а откос сохранился от канавы, снабжавшей город водой.

Раскопки велись в трех зонах. Первая - траншея длиной 60 м и шириной 3 м, идущая вдоль северного склона холма. Поступенчатое ее рытье дало возможность археологам рассмотреть развитие поселения в различные эпохи, поскольку каждая ступенька была ниже следующей на 4-5 м. Так вот: самый нижний слой, которого достигли ученые, и показал город 6000-летней давности!

На следующем уровне были обнаружены стены нескольких домов, сделанные из глиняных брусков, а также огромная, возможно, городская, стена 4 метров в высоту и 4 метров в толщину. Остатки керамики под ней относятся к середине IV тысячелетия до н.э. Далее идет уровень, датируемый 3200 г. до н.э. Керамика отсюда относится к, творчеству народов Южного Ирака, что говорит о взаимодействии сирийских и месопотамских народов в то время.

За этими домами следуют более «молодые» здания, построенные в III тысячелетии до н.э. Здесь уже есть дома из обожженного кирпича, колодцы. Прямо над одним из домов построено более позднее здание - середины I тысячелетия, а затем идет современное кладбище.

Другая зона раскопок изобиловала черепками. Ее разбили на участки по пять квадратных метров И осторожно «перелопатили» все землю. Археологи обнаружили здесь дома с прекрасно сохранившимися глиняными стенами. А внутри в огромном количестве располагались вещи давно минувших дней - все покрытые толстым слоем золы. Это создавало ученым большие трудности: попробуйте обнаружить обгоревшие осколки в щелях полов, в различных неровностях и ямках.

Вскоре были найдены источники столь обильного пепла - в одной комнате были раскопаны остатки четырех или пяти плит, сделанных из глиняных брусков, которые частично и обгорали, когда печи топили. Вокруг плит нашлись остатки ячменя, пшеницы, овса, а также костей животных. Следовательно, плиты мощи использовать для выпечки хлеба, пивоварения, приготовления мяса и других продуктов.

Керамика, обнаруженная здесь, поразила ученых своим разнообразием: большие горшки для приготовления обычной пищи, небольшие сосуды, а также маленькие изящные сосудики, стенки которых равны толщине скорлупы страусиного яйца. В домах были найдены и статуэтки с большими глазами, возможно, какие-то божества из середине IV тысячелетия до н.э.

Но все-таки наиболее полно рассказывают об обществе той эпохи 15 печатей в форме тщательно прорисованных животных. Все они были найдены в одной яме, предположительно - могиле. Также здесь обнаружили и огромное количество бус из кости, фаянса, камня и раковин, причем некоторые из них были настолько маленького размера, что можно предположить: они использовались не как ожерелья, а вплетались или вшивались в одежду.

Печати вырезаны из камня в виде животных. Одна из наиболее крупных и красивых печатей выполнена в виде леопарда, пятна на котором сделаны с помощью маленьких штырьков, вставленных в просверленные дырочки. Так же была найдена печать, не уступающая леопардовой по красоте, - в форме рогатого зверя, та, к сожалению, рога отломались. Большие печати гораздо разнообразнее, но их намного меньше, чем маленьких, основными типами которых являются лев, козел, медведь, собака, заяц, рыбы и птицы. Более крупные и искусно сделанные печати, должно быть, принадлежали людям, обладавшим большой властью или богатством, в то время как маленькие, возможно, использовались остальными людьми для обозначения частной собственности.

В небольшой яме в два метра глубиной в северо-восточной части раскопок, сразу же под поверхностью, исследователи обнаружили стену, датируемую VII в. н.э., а еще метром ниже - угол здания, укрепленный подпоркой с двумя нишами. Подпорка была установлена рядом с дверью, которая ведет на восток. Дверной косяк, подпорка, ниши и южная стена покрыты известью. Обычно такие подпорки с нишами устанавливали не у частных, а у храмовых зданий. Осколки керамики, найденные около храма, указывают на начало III тысячелетия до н.э., то есть Аккадианский период, когда правители Аккада, государства в южной Месопотамии, начали экспансию на территорию нынешней Сирии. Так как это критический период истории Месопотамии, то место, где сплелось столько эпох, становится основным направлением сил экспедиции в следующем сезоне.

Ранее историки предполагали, что сирийские и турецкие государства начали активно развиваться лишь после контакта с представителями Урука - древнего государства в Южном Ираке. Но раскопки Хамукара доказывают, что высокоразвитые общества появлялись не только в долине Тигра и Евфрата, но и в других областях в это же время. Некоторые исследователи даже полагают, что первоначально цивилизация зародилась именно в Сирии. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении городов и цивилизации в целом, заставляя рассматривать ее рождение и распространение в более раннее время.

Если раньше считалось, что цивилизация зародилась в Урукский период (окайо 4000 г. до н.э.), то сейчас есть свидетельства о ее существовании еще в Убайдский период (около 4500 г. до н.э.). Это значит, что развитие первых государств началось до появления письменности и других явлений, считающихся критериями возникновения цивилизации. Между разными народами начинали образовываться жизненно необходимые связи, люди обменивались опытом. Цивилизация стала шагать по планете семимильными шагами!

Раскопки Хамукара обещают еще очень много открытий, ведь это единственное место, где слои 4000 г. до н.э. лежат в двух метрах от поверхности и даже выше.

По материалам 100velikih.com и bibliotekar.ru

Н а право называться первым городом Земли претендуют множество древних городов. Мы расскажем о двух самых старых и древних городах, по мнению археологов и историков. Эти два города — Иерихон и Хамукар. Эти города существовали тысячи лет назад.

Иерихон

Прежде всего определение «древнейший город» относится к Иерихону - оазису неподалеку от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Здесь расположен широко известный по Библии город Иерихон - тот самый, чьи стены некогда пали от звука труб Иисуса Навина.

По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне применили необычайную военную хитрость. Они молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой - дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Иерихон питается водой мощного источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»), которому город обязан своим возникновением. Именем этого источника арабы называют холм севернее современного Иерихона - Телль-эс-Султан («Гора Султана»). Уже в конце XIX столетия он привлек внимание археологов и до сих пор считается одним из важнейших мест археологических находок предметов раннего исторического периода.

В 1907 и 1908 годах группа немецких и австрийских исследователей под Руководством профессоров Эрнста Зеллина и Карла Ватцингера впервые приступила к раскопкам у горы Султана. Они натолкнулись на две параллельно идущие крепостные стены, сооруженные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8-10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были возведены между 1400 и 1200 годом до н.э. Понятно, что их быстро отождествили с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Однако во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие сведения Библии о войне. Но Первая мировая война приостановила дальнейшие научные исследования.

Прошло больше двадцати лет, прежде чем группа англичан под руке водством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить исследования. Новые раскопки начались в 1929 году и продолжались около десяти лет.

В 1935-1936 годах Гарстанг натолкнулся на самые нижние слои поселений каменного века.

Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия дс н.э., относящийся к тому времени, когда люди еще не знали глиняной посуды. Но люди этой эпохи уже вели оседлый образ жизни.

Работа экспедиции Гарстанга была прервана из-за сложной политической обстановки. И только после окончания Второй мировой войны английские археологи снова вернулись в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила доктор Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках англичане пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне на протяжении нескольких лет.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса- докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Сегодня Иерихон А считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Здесь найдены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей.

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод.
Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст - примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище - 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8,15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э

После этого в истории башни археологи насчитали еще четыре периода существования, а затем городская стена обвалилась и начала размываться. По-видимому, город в это время уже опустел.

Сооружение мощной оборонительной системы потребовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в две тысячи человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как же выглядели и как жили эти первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От rpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей Иерихона не превышал 20 лет. Очень высока была детская смертность, и лишь немногие доживали до 40- 45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, очевидно, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури.

Любопытно, что в древнейших могилах Иерихона (6500 г. до н э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Видимо, черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно. Культовое отрубание головы известно во многих частях света и встречалось вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений этого культа.

В этот «докерамический» период обитатели Иерихона не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Вероятно, горожане пользовались также всевозможными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины, называемой «хавара», с каркасом из тростника. Эти статуэтки - нормальных пропорций, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные фигурки ранее не встречались археологам.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству в течение многих веков предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявляли жители Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи — это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.
оявление Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н.э. не могло прервать этого процесса, который в итоге привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

Хамукар

В Сирии были обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на Земле городов и цивилизации в целом. Она заставляет рассматривать распространение цивилизации в новом свете, отталкиваясь от более раннего времени. До этого открытия города, датируемые 4000 г. до н.э., обнаружили лишь в древнем Шумере - между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, последний же, самый древний, нашли в юго-восточной части Сирии под огромным холмом возле деревни Хамукар. Таинственный город тоже назвали Хамукар.

Впервые археологи начали активно рыть землю здесь еще в 1920-е -1930-е гг. Тогда они предполагали, что именно здесь находится Вашшукани - столица империи Митанни (приблизительно XV в. до н.э.), которую до сих пор не удалось обнаружить. Но признаков заселения данной местности тогда не нашли - «вашшуканская теория» оказалась несостоятельной.

Прошло много лет, и ученые вновь заинтересовались этим местом. И не зря: ведь оно находится на одной из важнейших транспортных артерий древности — дороге из Ниневии в Алеппо, по которой тянулись путники и караваны купцов. Такое положение, по мнению ученых, давало массу преимуществ и создавало прекрасные предпосылки для развития города.

Исследователи действительно обнаружили признаки, указывавшие на его существование еще в середине IV тысячелетия до н.э.

Тогда в Южном Ираке один за другим возникали первые города, а в Сирии образовывались их колонии.

На этот раз археологи были преисполнены решимости - в самом прямом смысле - докопаться до истины. Была сформирована специальная сирийско-американская экспедиция для исследования Хамукара, директором которой стал ведущий научный сотрудник Восточного института при Чикагском университете Макгвайр Гибсон. Первый заступ ударил в землю в ноябре 1999 г. Экспедиции необходимо было освоиться, обустроиться, подготовить Tepриторию раскопок, нанять местных жителей для тяжелых работ…

Все началось с составления подробной карты местности. И уже потом с ее помощью археологи начали следующий, не менее кропотливый этап работы: необходимо было тщательно - чуть ли не с лупой в руках - осмотреть всю территорию раскопок, собирая различные черепки. Такие исследования дали бы довольно точное представление о размере и форме поселения. И удача действительно улыбнулась археологам — скрытые в земле древние города «посыпались» как из рога изобилия.

Первое из найденных поселений относилось примерно к 3209-м гг. до н.э. и занимало площадь около 13 га. Постепенно оно росло, его территория увеличилась до 102 гектаров, и впоследствии поселение стало одним из крупнейших городов того времени. Затем, исходя из найденных предметов, были определены другие, наиболее интересные места для раскопок. В восточной части поселения археологи обнаружили здание, в котором обжигались горшки. А главным результатом осмотра местности стала находка большого поселения к югу от холма. Его более подробное изучение подтвердило, что эта территория начала заселяться еще в начале IV тысячелетия до н.э. Если все обнаруженные поселения признать одним городом, то его площадь окажется более 250 та, во что трудно поверить. В то время, в эпоху зарождения первых урбанических поселений, такой большой город являлся настоящим мегаполисом древности.

Ученым хорошо помогли спутники. Сделанные с них фотографии натолкнули исследователей еще на одну мысль, когда в 100 м от холма, с северной и восточной его сторон, они различили темную извивающуюся линию, похожую на городскую стену, в то время как на земле был виден лишь небольшой откос. Дальнейшее обследование показало, что стена могла располагаться ближе к холму, а откос сохранился от канавы, снабжавшей город водой.

Раскопки велись в трех зонах. Первая - траншея длиной 60 м и шириной 3 м, идущая вдоль северного склона холма. Поступенчатое ее рытье дало возможность археологам рассмотреть развитие поселения в различные эпохи, поскольку каждая ступенька была ниже следующей на 4-5 м. Так вот: самый нижний слой, которого достигли ученые, и показал город 6000-летней давности!

На следующем уровне были обнаружены стены нескольких домов, сделанные из глиняных брусков, а также огромная, возможно, городская, стена 4 метров в высоту и 4 метров в толщину. Остатки керамики под ней относятся к середине IV тысячелетия до н.э. Далее идет уровень, датируемый 3200 г. до н.э. Керамика отсюда относится к, творчеству народов Южного Ирака, что говорит о взаимодействии сирийских и месопотамских народов в то время.

За этими домами следуют более «молодые» здания, построенные в III тысячелетии до н.э. Здесь уже есть дома из обожженного кирпича, колодцы. Прямо над одним из домов построено более позднее здание - середины I тысячелетия, а затем идет современное кладбище.

Другая зона раскопок изобиловала черепками. Ее разбили на участки по пять квадратных метров И осторожно «перелопатили» все землю. Археологи обнаружили здесь дома с прекрасно сохранившимися глиняными стенами. А внутри в огромном количестве располагались вещи давно минувших дней - все покрытые толстым слоем золы. Это создавало ученым большие трудности: попробуйте обнаружить обгоревшие осколки в щелях полов, в различных неровностях и ямках.

Вскоре были найдены источники столь обильного пепла — в одной комнате были раскопаны остатки четырех или пяти плит, сделанных из глиняных брусков, которые частично и обгорали, когда печи топили. Вокруг плит нашлись остатки ячменя, пшеницы, овса, а также костей животных. Следовательно, плиты мощи использовать для выпечки хлеба, пивоварения, приготовления мяса и других продуктов.

Керамика, обнаруженная здесь, поразила ученых своим разнообразием: большие горшки для приготовления обычной пищи, небольшие сосуды, а также маленькие изящные сосудики, стенки которых равны толщине скорлупы страусиного яйца. В домах были найдены и статуэтки с большими глазами, возможно, какие-то божества из середине IV тысячелетия до н.э.

Но все-таки наиболее полно рассказывают об обществе той эпохи 15 печатей в форме тщательно прорисованных животных. Все они были найдены в одной яме, предположительно - могиле. Также здесь обнаружили и огромное количество бус из кости, фаянса, камня и раковин, причем некоторые из них были настолько маленького размера, что можно предположить: они использовались не как ожерелья, а вплетались или вшивались в одежду.

Печати вырезаны из камня в виде животных. Одна из наиболее крупных и красивых печатей выполнена в виде леопарда, пятна на котором сделаны с помощью маленьких штырьков, вставленных в просверленные дырочки. Так же была найдена печать, не уступающая леопардовой по красоте, - в форме рогатого зверя, та, к сожалению, рога отломались. Большие печати гораздо разнообразнее, но их намного меньше, чем маленьких, основными типами которых являются лев, козел, медведь, собака, заяц, рыбы и птицы. Более крупные и искусно сделанные печати, должно быть, принадлежали людям, обладавшим большой властью или богатством, в то время как маленькие, возможно, использовались остальными людьми для обозначения частной собственности.

В небольшой яме в два метра глубиной в северо-восточной части раскопок, сразу же под поверхностью, исследователи обнаружили стену, датируемую VII в. н.э., а еще метром ниже - угол здания, укрепленный подпоркой с двумя нишами. Подпорка была установлена рядом с дверью, которая ведет на восток. Дверной косяк, подпорка, ниши и южная стена покрыты известью. Обычно такие подпорки с нишами устанавливали не у частных, а у храмовых зданий. Осколки керамики, найденные около храма, указывают на начало III тысячелетия до н.э., то есть Аккадианский период, когда правители Аккада, государства в южной Месопотамии, начали экспансию на территорию нынешней Сирии. Так как это критический период истории Месопотамии, то место, где сплелось столько эпох, становится основным направлением сил экспедиции в следующем сезоне.

Ранее историки предполагали, что сирийские и турецкие государства начали активно развиваться лишь после контакта с представителями Урука - древнего государства в Южном Ираке. Но раскопки Хамукара доказывают, что высокоразвитые общества появлялись не только в долине Тигра и Евфрата, но и в других областях в это же время. Некоторые исследователи даже полагают, что первоначально цивилизация зародилась именно в Сирии. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении городов и цивилизации в целом, заставляя рассматривать ее рождение и распространение в более раннее время.

Если раньше считалось, что цивилизация зародилась в Урукский период (окайо 4000 г. до н.э.), то сейчас есть свидетельства о ее существовании еще в Убайдский период (около 4500 г. до н.э.). Это значит, что развитие первых государств началось до появления письменности и других явлений, считающихся критериями возникновения цивилизации. Между разными народами начинали образовываться жизненно необходимые связи, люди обменивались опытом. Цивилизация стала шагать по планете семимильными шагами!

Раскопки Хамукара обещают еще очень много открытий, ведь это единственное место, где слои 4000 г. до н.э. лежат в двух метрах от поверхности и даже выше.

No related links found



Города с тысячелетней историей могут удивить вас гораздо большим, нежели просто красивой архитектурой и уникальными артефактами. На них лежат отпечатки предыдущих эпох и цивилизаций и они являются отражением как позитивных, так и негативных событий человечества. Эти города полны удивительных историй и легенд и являются самыми большими приманками для опытных исследователей. Давайте рассмотрим города, которые почти так же стары, как холмы, на которых они были построены.

10. Дамаск, Сирия

Столица Сирии, Дамаск, также является вторым по величине городом страны с населением в приблизительно 2,5 миллиона человек. История города восходит к 10000 - 8000 годам до нашей эры, хотя точное время по-прежнему обсуждается. Дамаск признан одним из самых старых непрерывно населённых городов мира. Город, расположенный между Африкой и Азией, обладает выгодным географическим расположением на перекрёстке Востока и Запада.

С незапамятных времен Дамаск был значительным культурным, коммерческим и административным центром. Он был местом сосредоточения местных и зарубежных торговцев и ремесленников. Город был сформирован несколькими цивилизациями, которые его создали: эллинистической, римской, византийской и исламской. Старый город-крепость поражает древней архитектурой, узкими улочками, зелёными дворами и белыми домами. Тем не менее, вековая архитектура немного контрастирует с потоком туристов, которые приезжают со всего мира, чтобы посмотреть на это захватывающее дух место.

9. Афины, Греция


Колыбель западной цивилизации, Афины, является столицей Греции с населением приблизительно в три миллиона человек. Она была заселена на протяжении более 7000 лет. Внешний вид города отмечен османской, византийской и римской цивилизациями. Это родина выдающихся философов, писателей, драматургов, художников и классического стиля, которому они дали начало.

Современные Афины являются многонациональным городом. Это культурный, медийный, образовательный, политический и промышленный центр Греции. Исторический центр города находится в Акрополе («высоком городе»), на огромном холме с остатками древних зданий и Парфеноном. Поскольку Афины считаются огромным археологическим исследовательским центром, город полон исторических музеев, включая Национальный археологический музей (National Archaeological Museum), Византийский и христианский музей (Byzantine and Christian Museum), а также Новый музей Акрополя (New Acropolis Museum).

При посещении Афин вам не стоит упускать возможность посетить Пирейский порт (Port of Piraeus), который был самым важным портом в Средиземном море на протяжении столетий из-за его геостратегического расположения.

8. Библ (Byblos), Ливан


Библ является ещё одной колыбелью многих древних цивилизаций. Это один из самых старых городов Финикии (Phoenicia), который был постоянно заселен на протяжении 5000 лет, хотя первые признаки поселения относятся к более ранним периодам. Библ напрямую связан с развитием финикийского алфавита, который используется даже сейчас. Интересно то, что английское слово Библия является производным от названия города, так как Библ был важным портом, через который импортировался папирус.

В настоящее время Библ является популярным туристическим направлением благодаря тому, сколько в нём диковинок, в том числе древних цитаделей и храмов, откуда открывается живописный вид на Средиземное море, античные руины и порт. С годами он стал современным городом, однако отпечаток древности виден невооружённым глазом. Он обладает впечатляющей комбинацией традиции и изысканности и до сих пор живёт благодаря своему древнему сердцу.

7. Иерусалим, Израиль


Иерусалим является одним из наиболее посещаемых городов на Ближнем Востоке, а также самым важным религиозным направлением в мире. Как известно, Иерусалим считается святым местом для евреев, христиан и мусульман. Согласно Библии, Иерусалим был основан Давидом как столица Соединенного Королевства Израиля. В настоящее время в Иерусалиме проживают 800000 жителей, 60 процентов из которых являются иудейского вероисповедания.

На протяжении многих лет Иерусалим переживал множество трагических событий, в том числе многочисленные нападения, осады и разрушения. Старый Город был основан четыре тысячи лет назад. Он делится на четыре квадранта, которые известны на сегодняшний день как христианский квартал, мусульманский квартал, армянский квартал и еврейский квартал.

В 1981 году Старый город был занесён в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Модернизация распространилась далеко за пределы древнего центра. Иерусалим обладает неимоверным символическим значением для еврейского народа со всего мира, так как он символизирует их желание вернуться домой.

6. Варанаси, Индия


Индия является всемирно известной родиной древних цивилизаций, религий и духовности. Святой город Индии, Варанаси, расположен на берегах реки Ганг, который, по мнению индусов, был основан Шивой. История города восходит к 12-ому веку до нашей эры.

Варанаси, также известный как Бенарес (Benares), был местом назначения для паломников и странников. Марк Твен как-то сказал следующее об этом городе: «Бенарес старше истории, старше традиции и даже старше легенды. Он выглядит вдвое старше их всех вместе взятых». Варанаси является выдающимся культурным и религиозным центром с множеством знаменитых поэтов, писателей и музыкантов, проживающих в городе.

Варанаси обладал большим промышленным потенциалом благодаря своим высококачественным тканям, парфюмерии, скульптурам и торговле слоновой костью. В настоящее время он является центром искусств и ремёсел. Здесь можно найти практически всё, что вы могли бы себе представить, в том числе парчовый шёлк, ковроткачество, игрушки, работы из стекла и слоновой кости, духи, а также различные аксессуары и ювелирные изделия. Для некоторых людей Варанаси является истинным раем.

5. Чолула (Cholula), Мексика


Более 2500 лет назад город Чолула развился из многочисленных разбросанных деревень. Он был местом пребывания различных латиноамериканских культур, таких как ольмеки, тольтеки и ацтеки. Название города означает «место полёта» на языке науатль и ранее он назывался Ачололлан (Acholollan). Когда город был захвачен испанцами, он начал процветать. Кортес однажды назвал Чолулу «самым красивым городом за пределами Испании».

В настоящее время это небольшой колониальный город с населением в 60000 человек. Самой заметной достопримечательностью города является Великая Пирамида Чолулы (Great Pyramid of Cholula) со святилищем на вершине. Она считается самым крупным памятником когда-либо построенным людьми. Он состоит из множества туннелей и пещер, однако лишь малая часть этих туннелей была преобразована в проходы и открыта для общественности.

4. Иерихон (Jericho), Палестина


В настоящее время Иерихон является небольшим городом с населением около 20 000 человек. В еврейской Библии его называют городом Пальм (City of Palm Trees). Археологические раскопки засвидетельствовали доказательства наличия поселений человека в этом городе почти 11000 лет назад, по крайней мере, с 20 населенными пунктами.

Иерихон расположен в центре Палестины, что делает его идеальным местом для маршрутов и торговли. Кроме того, естественная красота и ресурсы Иерихона стали причиной многочисленных нашествий в древнюю Палестину. В первом веке город был разрушен римлянами, восстановлен византийцами и снова уничтожен, прежде чем оказался брошенным на протяжении веков. В 20-м веке территория Иерихона была оккупирована Иорданией и Израилем, прежде чем стать частью Палестины в 1994 году. Самыми известными достопримечательностями Иерихона являются Телль эс-Султан (Tell es-Sultan), Дворец Хишам, а также мозаичный пол синагоги «Мир Израилю».

3. Алеппо (Aleppo), Сирия


Город Алеппо является самым крупным в Сирии, в нём проживает более двух миллионов человек. Алеппо обладает невероятно выгодным географическим расположением, находясь в центре Великого шелкового пути, который соединял Азию и Средиземноморье. Город оставался населённым в течение более 8000 лет, однако археологические раскопки помогли обнаружить доказательства проживания людей в этом районе, которым почти 13000 лет. На протяжении различных эпох Алеппо находился под контролем римлян, византийцев, османов и в итоге оказался смешением архитектурных стилей.

Старый город переполнен гостиницами, школами, хаммамами, а также церквями 13 и 14 веков. Алеппо также выделяется узкими улочками и крупными имениями, хотя современная его часть отличается широкими дорогами и большими площадями. Интересно то, что Алеппо состоит из сегментов, похожих на ячейки, которые являются социально и экономически независимыми. На протяжении многих лет город подвергался нашествиям и пребывал в нестабильности, поэтому жители были вынуждены укрепить город. Алеппо часто называют «душой Сирии».

2. Пловдив, Болгария


История Пловдива восходит к 4000 году до нашей эры, об этом мы узнали благодаря неолитическим раскопкам. На протяжении веков Пловдивом правили многие империи, хотя первоначально он был фракийским городом. Позже он был завоёван римлянами. В средние века Пловдив являлся заманчивой территорией для болгарской, византийской и османской империй. В 1885 году город стал частью Болгарии и теперь является вторым по величине городом в стране, а также значительным экономическим, образовательным и культурным центром.

Старый город, безусловно, стоит посмотреть. Он оказался переполненным ресторанами, мастерскими и музеями, которые ранее были известными домами. Археологические памятники, музеи, церкви и храмы также являются обязательными для посещения местами Пловдива.

1. Лоян (Luoyang), Китай


В то время как большинство старых городов расположены в Средиземном море, Лоян выступает в качестве самого древнего непрерывно населённого города в Азии. Он включен в список Семи Великих Древних Столиц Китая и также считается географическим центром Китая и колыбелью китайской культуры и истории. Ни один другой город в Китае не пережил столько династий и императоров, как Лоян, который был населённым на протяжении более 4000 лет, и теперь может похвастаться населением в почти 7 миллионов человек.

Благодаря своей долгой и захватывающей истории, Лоян стал зрелищным местом для туристов. Комплекс пещер Лунмэнь (Longmen Grottoes) и многочисленные исторические буддистские храмы являются реальными достопримечательностями города. Кроме того, тут также находится знаменитый Храм Белой Лошади (Баймасы) - первый храм, возведённый в Китае.