Царь александр 3. Император России Александр III. Русский Царь - Миротворец. Начало политической карьеры

Святой апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был еллин и ярый последователь язычества. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда святой апостол Павел посетил в первый раз Листру вместе с апостолом Варнавою, то после исцеления одним лишь словом хромого от рождения множество жителей Листры уверовали во Христа (см.: Деян. 14, 6-8), в числе их была и вдова, мать апостола Тимофея — Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала ему своего сына Тимофея для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставления и, удаляясь из Листры, поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в Листру (см.: Деян. 16, 1), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякою добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собою и сделал своим неразлучным спутником и сотрудником своего апостольства. Вместе с первоверховным апостолом Тимофей трудился и терпел гонения, посещал с ним Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, оставляя Листру из-за преследования иудеями, обрезал апостола Тимофея — не ради какой настоятельной причины к спасению, но, так как в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнялись о нем, ибо знали, что апостол Тимофей происходил родом от еллина.

Святому апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, — пишет ему апостол Павел, — чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» (1 Тим. 4, 12-14). «Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, потому что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, и с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2, 22-25). Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняя служение твое (2 Тим. 4, 25)».

Апостол Тимофей исполнил повеления своего святого учителя. Он был первым епископом Ефеса и с ревностью старался утверждать веру христианскую; он также пользовался наставлениями апостола Иоанна Богослова, который проповедовал в Малой Азии и по смерти епископа Тимофея принял епископство Ефесское, вернувшись с острова Патмос.

Апостол Тимофей до конца жизни своей являл себя добрым воином Христа и скончался в 91 году по Р. Х. мученической смертью за имя Христово.

Совершилось это в городе Ефесе во время языческого праздника, называемого Катагогиум, когда мужчины и женщины, наряженные в маски, с дреколием и оружием при неистовом пении и пляске обносили идолов вокруг города. Святой апостол Тимофей вышел навстречу толпе с увещанием и проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников набросилась на апостола, швыряла в него камнями и до смерти забила палками. Христиане с честью похоронили тело мученика за стенами города.

В 4-м веке мощи апостола Тимофея были переданы Константинополю и поместили в церкви Святых Апостолов, он покоился около могил Св. Андрея и Св. Луки.


Сегодня мощи в виде главы Св. апостола Тимофея находятся в Италии, местечко ТЕРМОЛИ (область Молизе). Кафедральный собор Санта-Мария-делла-Пурификацьёне (Сан-Бассо)

собор Божией Матери (Santa Maria della Purificazione, сокр. — Сан-Бассо) 11 века. В соборе хранятся мощи святого апостола Тимофея, ученика апостола Павла, которые были обнаружены 11 мая 1945 года священником Бьяджио д’Агостино при реконструкционных работах. Второе имя собору дали мощи святого Сан-Бассо — покровителя города, чьи мощи также хранятся здесь. В городе проходит Рыбный фестиваль Термоли.

Покровителем населённого пункта считается святой San Basso, San Timoteo (или как говорят на Западе... Тимоти ).

Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

"Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

"Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


Тропарь, глас 4:
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.

Сегодня Господь благословил нас временем для того, чтобы мы поразмышляли над жизнью одного из самых уважаемых последователей учения апостолов — Тимофее. Служение Тимофея можно охарактеризовать одним предложением — это помощник Павла,учредитель церквей,наставник для христиан и епископ церкви в Эфесе.
Священное Писание мало сообщает нам фактов о жизни Тимофея, и тем не менее, у нас есть достаточно информации о том, чтобы увидеть, каким был ученик апостола Павла — Тимофей и увидим, чему может научить пример Тимофея христиан 21 века.

Ранние годы Тимофея
Имя Тимофей означает «тот, кто чтит Бога». Он был христианином в третьем поколении. Мы знаем, что его мамой была уверовавшая иудейка Евника и отец — грек (эллин, Деян. 16:1-2; 2Тим. 1:5). Мать Тимофея была иудейкой, вышедшей замуж за грека, что считалось незаконным с иудейской точки зрения, и дети от такого брака считались иудеями по матери. Также у Тимофея была верующая бабушка Лоида.
Очевидно, мама и бабушка занимались воспитанием будущего помощника и епископа церкви города Ефес. Роль женщины в воспитании детей в еврейском народе играла очень большую роль. И по свидетельству Библии, мы видим, что женщины воспитали Тимофея на принципах Божьих Писаний, так как Тимофей с самого детства знал Священные Писания, которые сделали его мудрым для спасения через веру в ИХ.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:15).

Родители-иудеи должны были учить детей закону, начиная с пяти лет.

Начало служения Тимофея
Очевидно, Павел обратил Тимофея во время первого или второго миссионерского путешествия в Листре. Тимофей был необрезанным и Павел обрезал его ради иудеев, чтобы необрезание не мешало благовестию среди Божьего народа, и взял с собою на служение (Деян.16:3-4).
О Тимофее очень хорошо отзывались верующие Листры и Иконии
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии (Деян. 16:2).
Тимофей сопровождал Павла в Афины (Деян.17:14,15); в Сирию (Деян.20:3-6), Ефес, Коринф и др. города, где они проповедовали благую весть(2Кор.1:19).

Также Тимофей по поручению Павла утверждал и утешал церкви в вере.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1Фесс.3:1-3).

Тимофей находился с Павлом при написании второго послания к коринфянам (2Кор.1:1); к римлянам (Рим.16:21); филлипийцам (Фил.1:1); колоссянам (Кол.1:1); фессалоникийцам (1Фесс.1:1), (2Фесс.1:1); Филимону (Флм.1:1).
Священное Писание нам сообщает тот факт, что Тимофей являлся ревностным и верным соработником на ниве Божьей, как и Павел
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10).

Отношения Павла и Тимофея
Павел был очень привязан к своему ученику Тимофею и он его называл своим возлюбленным сыном (2Тим.1:2). Естественно, Тимофей и был его духовным сыном, которого он родил в благовествовании Христовом.
Тимофей был в команде служителей Павла и, естественно, он ему помогал настолько, насколько у него были силы и возможности.

Павел посылал его в различные церкви с посланиями и вестями (1Фесс.3:6); (Деян.19:22); (1Кор.4:17) и при этом он просит церковь, чтобы никто не презирал Тимофея из-за его молодости:
посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1Кор.16:11) .
И такое отношение к духовному сыну еще раз подтверждает то, что Павел доверял Тимофею. Священное Писание нам говорит о том, что Тимофей служил Павлу, как сын отцу в благовествовании
А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. (Фил.2:22-23).
Для Тимофея Павел был примером в учении, жизни, в достижении целей, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (2Тим.3:10-11).
Тимофей учился у Павла, внимательно наблюдая за ним,с целью подражания и научения. Это были отношения учителя и ученика (пример о принципах учебы греков и евреев).
Тимофей видел образ жизни, который ведет Павел и он желал брать с него пример. Во времена опасности, Павел предостерегает Тимофея от Александра медника, который сделал много зла для церкви Божьей:
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2Тим.4:14-15).
И в своем последнем посланию к Тимофею Павел ждал Тимофея и просил его прийти к нему. (2Тим.4:9). В это время Павел был тюрьме и он срочно ожидал Тимофея у себя, просил делать все возможное, чтобы он побыстрее пришел к нему.

Служение Тимофея и общие наставления Павла
Не смотря на молодой возраст и неопытность Тимофея в пастырском служении, Павел доверил ему Ефескую церковь. Причина, по которой Павел сделал такой шаг заключалась в том, что в Ефесе появились люди, которые начали учить совершенно другому, ложному учению, а не тому, чему учил Павел.
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим.1:3,4).
Скорее всего, это были иудеи или иудеи-христиане, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, запрещали браки и проповедовали воздержание от пищи.
Вопрос родословия играл большое значение для иудеев, особенно после изгнания. Естественно, много данных по родословию было утеряно, и их начали заново составлять, и все это рождало споры и разногласия. Поэтому Павел и просит Тимофея заниматься увещанием, то есть, наставлением церкви в Ефесе. Его задача состояла в назидании верующих в том, чтобы они не занимались баснями, бесконечными родословиями и пустословиями, которые являются причиной споров и разногласия нежели Божьим назиданием в вере. (1Тим.1:3,4).

Он должен был напоминать людям не спорить, потому что это будет причиной расстройства слушающих.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих (2Тим. 2:14).

Такие проблемные ситуации, происходившие в церкви, мешали Божьему назиданию в вере. И мы видим, что на протяжении всего пастырского служения Тимофея, Павел наставлял его и заботился о его духовном росте
. Для Павла Тимофей был верным служителем, через которого он наставлял церковь и давал практические советы относительно служения, а также учил его в том, как ему себя вести в различных случаях церковной жизни. (1Тим. 3:1-13)
Понимая, что Тимофей был сравнительно молодым учителем церкви, Павел призывает общину, чтобы никто не пренебрегал его юностью(1Тим. 4:12). Тимофей не должен был пренебрегать даром, который дан ему по пророчеству через возложение рук священства (1Тим. 4:14). Очевидно, это был дар учительства, так как Павел в своих посланиях неоднократно призывает Тимофея учиться самому и наставлять церковь. В обязанности Тимофея входили проповедование и обучение церкви. Проповедуй сие и учи. (1Тим. 4:11) .

Как добрый служитель, питаемый словами веры и последовавший доброму учению, Тимофей был обязан с любовью внушать братьям аспекты живой веры. (1Тим. 4:1-6). Тимофей нужно было наставлять старцев, как отцов, без укоров, критики и излишней строгости (дословно не нападай), но ободрять и побуждать к благочестивым действиям; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотой и целомудрием; нужно иметь почтение и уважение к истинным вдовам. (1Тим. 5:1-3).
Он наставлял вдовиц, чтобы они были безупречны в своих поступках. (1Тим.5:7). Забота о вдовах и сиротах и их защита в течении долгого времени считалась у иудеев моральной обязанностью, и подобное отношение было принято церковью с самого начала ее существования. Церковь материально содержала вдовиц, которые не могли выйти замуж и посвятили себя служению Богу.

Когда в церкви обвиняли пресвитера в каких-то грехах, то Тимофею обвинения нужно было принимать при свидетелях, для того, чтобы они подтвердили обвинения (1Тим. 5:19). Он должен был согрешающих строго обличать и разоблачать их грехи перед всеми, чтобы и прочие имели страх перед Богом.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5:20) .

Он не должен ни на кого поспешно возлагать свои руки, так как может сделаться участником в чужих грехах. (1Тим.5:22).
Также Тимофею нужно было учить и рабов, как им относиться к верующим и неверующим господам. (1Тим. 6:1-2)

Тимофей должен был наставлять богатых в том, чтобы они не высоко думали о себе и не уповали на богатство неверное, но чтобы они занимались благими делами, были щедры и общительны — именно это и есть истинное сокровище, которое есть добрым основанием для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19)

В своем втором послании к Тимофею Павел учит своего духовного сына, чтобы он нашел верных людей, которым он сможет передать учение и которые смогут других научить для того, чтобы христианское учение распространялось и находило отклик в сердцах других людей Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:1-2)

Павел торжественно и настойчиво просит Тимофея, чтобы он всегда проповедовал слово, потому что это его первостепенная задача и он всегда должен быть готов ее исполнить, был настойчивым в удобное и неудобное время, исправлял, сурово упрекал, если люди неправы, и с терпеливой выносливостью опровергал истиною их заблуждения, и ободрять истинным учением.
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2)

Ввиду того, что наступит время, когда здравого библейского учения принимать не будут, перед Тимофеем стояла обязанность быть духовно трезвым и рассудительным, стоять на стороже своего сердца и церкви, обращать внимание на происходящее, терпеливо переносить скорби, продолжать совершать дело Божьего глашатая (проповедника) и исполнять порученную ему службу.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5)

Наставления Павла Тимофею относительно личного духовного роста
Так как Тимофей был сравнительно молодым верующим и неопытным пастырем, естественно, что он нуждался в наставлении более зрелого служителя как Павел.
И духовный отец Тимофея понимая это, пишет ему назидательные и увещевательные письма, целью которых есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Как и полагает наставнику, Павел учит Тимофея тому, что он должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12;1Тим.5:22)
Примером «в чистоте » - имеется ввиду не только сексуальная непорочность, но невинность и непогрешимость сердца. Это слово означает чистоту действий и помыслов.

Никто не должен был недооценивать молодость Тимофея. В древнем мире человек 30-40 лет мог еще считаться молодым. Один раввин сказал, что человек созревает для власти в 30 лет, а для проницательности в 40.

Особенное внимание Павел в письмах уделяет личному духовному самообразованию Тимофея. Молодому пастырю нужно было прилагать усилия и пребывать в учении (1Тим.4:15).
Павел призывает ученика практиковать учение в своей жизни. Тимофей должен был быть поглощен изучением Писаний и служением Богу, потому что только тогда его успех будет очевиден для всех. Люди будут видеть прогресс его дела. Тимофей занимался чтением, наставлением и учением. (1Тим. 4:13) Это была его личная подготовка. Эму нужно было этим заниматься постоянно и со старанием. ему нужно был вникать в себя, в учение и заниматься этим постоянно, ибо от этого зависело спасение людей (1Тим. 4:16). Тимофей обязан быть сосредоточен на себе, прежде учить себя, а потом и других людей, ибо люди, слыша учение благодатных Божьих истин, и принимая их в свое сердце, верою во Христа, спасутся.

Павел наставляет Тимофея в том, чтобы он молился за всех людей, включая правителей и власти, так чтобы верующие могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно (1Тим.2:2-4).
Ему нужно прилагать как можно больше усилий(букв. бороться и сражаться), чтобы иметь добрый подвиг веры и держаться вечной жизни, к которой он призван.
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1Тим.6:12) .

Перед Тимофеем лежала ответственность сохранить преданную заповедь чистой и безупречной до явления ИХ. (1Тим. 6:14).
Как и полагает верным служителям, Тимофей на духовном поприще обязан терпеливо переносить страдания, как добрый воин Христа. (1Тим. 1:19; 2Тим.2:3).
У него должна быть вера и добрая совесть в отличие от тех, кто потерпел кораблекрушение в вере, таких как Именей и Александр. (1Тим. 1:19-20).
Тимофею нужно было возогревать (заново воспламенять) Божий дар, который был в нем через рукоположение Павла. (2Тим. 1:6).

Павел призывал его держаться образца здравого учения с верою и любовью, которое он слышал от него. (2Тим.1:13) и хранить вверенное ему добро (здравое учение, истины Слова Божьего) Духом Святым, живущим в христианах.(2Тим.1:14).

Павел говорит Тимофею о том, чтобы у него было постоянное рвение и желание представить себя перед Богом человеком, которому нечего стыдиться и который преподносит слово истины со всей прямотой. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15) .

Тимофею нужно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено. (2Тим.3:14). У него должно быть постоянное активное отношение к учебе и практический плод того, чему он научен.

Моральные и духовные качества Тимофея
Тимофей, будучи возрожденным христианином, обладал качествами, которыми явно свидетельствовали о присутствии Духа Святого в нем.

1. Он был усердным и ревностным в служении Богу и людям.
Тимофей усердно и искренне заботился о церкви в Филиппах (Фил.2:19-21).
У сердный — значит равного душой. Павел говорит церкви, что Тимофей так же настроен и так же мыслит с заботой о церкви, как и он. Тимофей был озабочен делами в филиппийской церкви, он переживал за ее духовный рост.

2. Он был бескорыстным в служении.
Тимофей не искал своего, но того, что нужно Христу. (Фил. 2:21)

3. У него были дела от веры
-Он исповедал свою практическую веру перед многими свидетелями (1Тим.6:12)

4.Боязнь совершить грех
Он боялся согрешить перед Богом даже в том, что мог употреблять вино
Возможно, Тимофей боялся, что вино для него может быть соблазном и поэтому он его не пил, но так как загрязненная вода приводит к различным болезням, а в том числе и болезни желудка, то Павел советует ему пить немного вина ради того, чтобы вылечиться. (1Тим.5:23)

5. Тимофей обладал нелицемерной верой.(2Тим. 1:5)
У него была подлинная вера. Такая вера характеризуется искренностью, без лицемерия и колебаний.

6.Верность Христу
Очевидно Тимофей был в тюрьме за Христа, и потом освобожден (Евр.13:23)

Возможные недостатки Тимофея и увещание Павла
Так как после покаяния мы не умираем, но продолжаем жить в греховном теле, то мы понимаем, что наша плоть всегда будет желать противного духу. И никто из верующих людей от этого не избавлен. Это борьба до смерти. Не избавлен от этого был и Тимофей. Естественно, Библия нам не указывает на недостатки Тимофея прямо, но если мы внимательно будем изучать послания к Тимофею, то мы увидим, что Павел увещевает и просит Тимофея удаляться от многих греховных вещей, который могут нарушить мир с Богом и привести к упадку его служение. В связи с этим, вероятно, Павел и предостерегает (и не один раз) Тимофея потому, что он понимал, что у его сына могут быть такие наклонности, которых ему нужно избегать.

1.Удаляться от пустословий и споров
Павел много раз остерегает Тимофея удаляться от споров, пустословий, безбожных историй, мирских разговоров. Свидетельство этому следующие места Писания:
Ему нужно удаляться непотребного пустословия
А непотребного пустословия удаляйся; (2Тим. 2:16);
Ему нужно уклоняться от глупых и невежественных (неразумных) споров, ибо они рождают ссоры.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; (2Тим.2:23)
Это мирские пустые и бессмысленные разговоры. В древнем мире считалось, что качество и количество речей человека демонстрирует степень его душевного здоровья.
Божьему рабу не пристало спорить и ссориться, но быть ласковым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников, так как Бог может дать им покаяние к познанию истины. (2Тим.2:24-25)
Тимофею нужно было избегать словесных стычек, но терпеливо сносить зло, и быть кротким и мягким по отношению к обидчикам, без злобы и желания отомстить им.

Отвращаться от негодного пустословия и прекословия лжезнания, так как это влечет за собою отклонение от веры
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,21которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. (1Тим.6:20-21)

Ему нужно было отвращаться негодных и бабьих басен, но упражняться в благочестии Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии (1Тим.4:7)
Это мирские и пустые рассказы, мифы, сказки.
Отвращение — это сильное отрицание. Павел призывает Тимофея применить все свои силы и способности для служения во славу Божью, всеми своими помыслами и действиями.

2. Юношеские похоти
Тимофею нужно убегать юношеских похотей, а держаться правды, веры, любви, мира со всеми верующими. (2Тим.2:22)
Убегать от похоти свойственной молодому возрасту. Очевидно похоти, исходя из контекста, относились остерегаться споров и пустословия.

3. Робость
-Павел призывает Тимофея не стыдиться благовествования Христа, ни его.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, (2Тим.1:8)
Призыв связан с тем, что из-за того, что Павел за благовествование сидел в тюрьме, и Тимофей в какой-то мере стыдился своей связи с Павлом, так как проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, потому что против помощника могли выдвинуть те же обвинения и Павел призывает Тимофея страдать с благовестием Христовым и в послании к Евреям мы видим (Евр.13:23), что Тимофей сидел в тюрьме и вышел оттуда, сохранив веру во Христа.

4.Убегать от любви к деньгам
-Тимофею нужно убегать от корня всех зол — сребролюбия. (1Тим.6:11)
Золото и серебро всегда были соблазном для человека.
Ему, как Божьему человеку, нужно преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. (1Тим. 6:11).

5. Удаляться от лжеучителей
-Павел просит Тимофея удаляться от людей, которые учат иному, нежели Павел и не следуют учению о благочестии, а также от гордых и от тех, кто заражен страстью к состязаниям и словопрению ибо они рождают зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры; удаляться от тех, которые используют благочестие для прибытка. (1Тим.6:3-5)

6. Предвзятое и придирчивое отношение к людям
-Павел просит Тимофея, чтобы он сохранил наставления; никому не оказывал предвзятого отношения и ничего не делал по излишней придирчивости.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1Тим. 5:21)

Конец жизни Тимофея
О том, как закончил жизнь Тимофей Писание не дает нам сведений, равно и о том, как закончил жизнь Павел. Предание церкви говорит нам о том, что Тимофей закончил жизнь мученической смертью. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на Тимофея, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа Тимофей принял в 80-м году.

Чему мы можем научиться из жизни Тимофея


  1. Иметь доброе свидетельство от верующих братьев и сестер

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. (Деян.16:1-2)

  1. Верность в служении

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я (1Кор.16:10)

  1. Служение ближним

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании (Фил.2:22-23)

  1. Быть примером для верующих

должен был быть для верующих примером в слове, в жизни, в любви, в духе, вере, в чистоте. (1Тим. 4:12)

  1. Пребывать в учении Христа

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16)
Поглощены ли мы изучением Священного Писания

  1. Принимать увещание и наставления

Принимаем ли мы советы, наставления, увещания от более зрелых христиан? Или, подобно гордецам, противимся всякому наставлению? Тимофей принимал от Павла наставления и обличения.
Практические вопросы:
- Есть ли у нас практические дела от веры?
- Верны ли мы Христу в своих словах и поступках?
- Удаляемся ли мы от споров, пустословия, безбожных и мирских разговоров, которые не приносят пользы нашей душе?
- Удаляемся ли мы от людей, которые учат иному, а не тому, то говорит Писание? Противостоим ли мы им библейскими истинами?

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области1, а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры2, который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе" (2Тим. 1:4. 5).
Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою3 пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их" (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти4. Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.
Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу5, пришел в Листры6, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей7, воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях" (2 Тим. 3:10, 11).
Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом8, хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его" (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе" (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат" (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат" (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей" (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова9. Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом10 в изгнание на остров Патмос11, то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.
Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти12. Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием13 из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 1:
Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Святой апостол Тимофей, имя которого переводится на русский язык как «любящий Бога», любимейший из учеников первоверховного апостола Павла , апостол из числа семидесяти происходил из семьи, смешанной по религиозным убеждениям – отец, эллин, исповедовал язычество, а мать Евника и бабка Лоида были благочестивыми иудеянками. Появился он на свет примерно около 17 года от Р.Х. в малоазийской провинции Ликоании, в большом и знаменитом тогда городе Листры, теперь эта территория принадлежит Турции, область Конья.

Добрые плоды воспитания и духовного образования, данного матерью и бабкой будущему апостолу, позже святой апостол Павел отмечал особо, вспоминая об этом во Втором Послании к Тимофею (2 Тим. 1; 5).

Впрочем, отец, имя которого первоисточники не сохранили, не мешал жене и теще в исповедании иудаизма, к тому же Евника рано овдовела, и юный Тимофей был с малых лет беспрепятственно наставляем в Законе Божием. Ему были привиты многие нравственные добродетели, и не просто как некие знания: как пишет о нем святитель Димитрий Ростовский, юный Тимофей «превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью». Таким образом, милостью Божией его дух был изначально приготовлен, чтобы принять веру Христову как истинную и служить Господу горячо и преданно, как и его наставник – святой апостол Павел, который называл его не иначе как «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1, 2), «возлюбленным сыном» (Кор. 4, 17, 2 Тим. 1, 2) в своих посланиях к нему.

Когда святой апостол Павел пришел с апостолом и учеником его Варнавой с проповедью о Христе в Листры, то им во славу Божию было совершено чудо исцеления хромого от рождения (Деян. 14, 6–18). Жители города, преимущественно язычники, сочли апостолов за Зевса и Ермия – языческих божеств, сошедших с неба в человеческом облике. Но апостолы горячей проповедью убедили всех, что они не боги, а обычные люди и что чудо исцеления было совершено не магической силой волшебства, а по воле Господа Иисуса Христа, Бога Живого, к которому призвали обратиться. Чудо, убежденность проповеди тронули многих, пробудив в них стремление больше знать о Христе и, узнав, последовать за Ним. Среди них была и овдовевшая Евника, которая приняла апостолов в своем доме и заботилась о них все время их пребывания, а затем с радостью отдала Тимофея в обучение святому Павлу.

Однако апостол видел, что мальчик был еще слишком мал, чтобы перенести тяготы и лишения миссионерских путешествий. Он решил, что Тимофею лучше пока остаться с матерью, а чтобы за время взросления он возрастал и в вере, то назначил ему попечителей, знающих Евангелие и могущих наставить в вере.

О проповеди апостола Павла узнали иудеи из Антиохии и Иконии. Разгневанные такой смелостью, они явились в Листры и, призвав на свою сторону тех, чье сердце не было тронуто апостольской проповедью, побили святого Павла камнями так сильно, что даже сочли его за умершего и бросили бездыханным за городом. Встревоженные ученики нашли его, апостол пришел в себя, вернулся в город, и затем они с Варнавой оставили Листры.

Святой апостол Павел вернулся в Листры во втором миссионерском путешествии и нашел святого Тимофея повзрослевшим душою, окрепшим телесно и просвещенным в вере настолько, что еще совсем молодой человек, он пользовался великим уважением у местных христиан. Теперь же святой взял его с собою, и так Тимофей вышел на путь проповедования слова Христова вместе с его учителем, о чем сказано святым Павлом: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3, 10–11). Однако прежде чем пуститься в путь, по настоянию святого апостола Павла святой Тимофей принял обрезание. Это было важно для того, чтобы, как пишет святой Иоанн Златоуст в его «Творениях», «…слушатели имели более доверия к Тимофею, и он пришел к ним обрезанный, чтобы уничтожить обрезание», и во время проповеди среди иудеев они не усомнились в нем, так как было известно многим, что отец его был язычником.

Святой апостол Тимофей сопровождал святого Павла, разделяя с ним все – и радости, и страдания. Называя апостола Тимофея своим сыном, святой наставник доверял ему самостоятельные проповеди, давая такие рекомендации: «Ибо я не имею никого такого усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, а его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2, 20–22). Вместе с тем, уже не раз испытав на себе тягчайшие гонения, избиения и заключения в темницу, зная, что путь апостольский – радостный путь во славу Бога, но путь страдания – от людей, святой апостол обращается в Посланиии к Римлянам к христианам Рима: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто пусть не пренебрегает им, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мнe; ибо я жду его с братьями» (Римл. 16, 10–11).

Святой апостол Тимофей сопровождал апостола Павла во втором его путешествии после разлуки с апостолом Варнавой – о том подробно говорится в «Деяниях святых апостолов», в главах 16 – 17. После того как святой апостол Павел попал в гонение в Фессалониках (Солуни), он ушел в Пергию, где затем святой Тимофей был оставлен им вместе с апостолом Силой для наставления новообращенных, а апостол Павел последовал в Афины. Находясь в Афинах, апостол Павел послал святого Тимофея в Фессалоники с его 1-м Посланием к Фессалоникянам. Святой Тимофей проповедовал вместе с учителем в Коринфе, Ефесе, и во многих Посланиях святого апостола Павла имя его любимого ученика, духовного сына упоминается с призывом следовать во всем ему. Вновь святой Тимофей увиделся с наставником в Ефесе, где был оставлен им, очевидно, для подготовки к рукоположению в епископство, однако перед тем уже стал пресвитером местной христианской общины. В этот период святой Тимофей по направлению святого апостола Павла совершил еще одно относительно недолгое путешествие из Ефеса – надо было собрать пособие для нуждающегося народа Палестины. По возвращении его он вновь сопровождал апостола Павла, теперь уже в Рим, где апостол был взят под стражу. По предположениям историков Церкви, апостол Тимофей в то время тоже был в Риме. Что они были там оба, также можно полагать, исходя из первых глав Посланий к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону. По эпистолярной традиции той эпохи все письменные послания начинались с имен отправителей, одного или нескольких, и указывались все, например: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (Кол. 1, 1), а время этих посланий как раз приходилось на начало 60-х годов от Р.Х.

После освобождения из темницы в Риме святой апостол Павел прибыл в Милет, потом в Ефес, и, очевидно, там произошло рукоположение молодого пресвитера Тимофея в епископский сан, после того как, согласно свидетельству святителя Димитрия Ростовского, святой апостол Иоанн, первый проповедник Евангелия в Ефесе по выпавшему ему жребию, был взят под стражу в Ефесе и выслан на Патмос.

Унаследовать епископскую кафедру после проповеди тут любимого ученика Иисуса – великая честь и ответственность. И потому Первое послание святого апостола Павла содержит завещание апостолу Тимофею, в котором подробно изложены правила богослужебных собраний. Здесь же апостол рассказывает молодому епископу, какими личными качествами должен обладать священник, чтобы достойно исполнять его нелегкую и ответственную миссию, дает необходимые наставления, разъясняет пастырские обязанности.

В посланиях к народам, которые посещал святой апостол Павел с благовествованиями и затем поддерживал в них веру письменными наставлениями, он неоднократно превозносил его замечательные качества, однако, как говорит о святом апостоле Павле святитель Димитрий Ростовский в его жизнеописании, «святой апостол Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его». Святой апостол Павел даже советовал любимому ученику пить не только воду, но малое, как лекарство, количество вина, чтобы поддерживать силы и избегать недугов.

«…Святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь», – эта замечательная характеристика святителя Димитрия Ростовского созвучна похвалам апостола-наставника. Его, находясь во вторичном и последнем для него римском заключении, призывал святой апостол Павел, который уже знал в духе, что его срок подошел. Строки с 9-й по 22-ю четвертой главы 2-го Послания апостола Павла к Тимофею после его признания возлюбленному духовному чаду в предчувствии конца звучат как эпитафия самому себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). Известно, что к концу его служения среди апостолов и их последователей начались брожения, стали появляться лжеучения, уводившие некоторых последователей христианства в сторону от Истинного Слова. Один Лука оставался с ним в последние его дни, и потому святой апостол просил: «Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 9) и потом еще раз ниже: «Постарайся прийти до зимы» (2 Тим. 4, 21), и еще – чтобы привел апостола Марка, нужного ему для служения. Вся последняя глава послания (2 Тим. 4, 10–22) звучит так лично, так как-то по-семейному, что становится ясно – святой апостол Тимофей для святого апостола Павла был очень близким человеком, оба были связаны узами родства не по крови, но по духу, которое превосходит кровные узы.

Епископом Ефеса святой апостол Тимофей был в течение 15 лет, научая в вере новообращенных, помогая укреплению ее в тех, кто уже принял Крещение, совершая многие деяния во славу Божию и спасения паствы. Кончина его случилась там же, в Ефесе, в царствие императора Домициана. Ефесские язычники совершали свой ежегодный праздник «катагогиум», посвященный богине охоты Диане, во время которого они надевали чудовищные личины то ли животных, то ли чудовищ, брали своих идолов, дреколья и с неприличными плясками и варварскими нестройными песнопениями обходили дома. Причем одними плясками и песнями дело не обходилось: разгоряченные, почти полубезумные, они бросались на прохожих, тех, кто осмеливался им препятствовать, могли забить до смерти, и все эти безобразия были в обычае как особо торжественное проявление местного идолопоклонства.

Святой Тимофей, епископ Ефесский, не мог безразлично смотреть на бесчинства, творимые в городе. Он стал против беснующейся толпы и начал проповедовать слово Божие и призывать услышать его во славу Бога Истинного. Но язычники, распаленные многими нападениями на других горожан и уже совершенными ими насилиями, не только не вняли словам святого апостола, а, наоборот, впали в еще большее умопомрачение – они начали бить его дрекольями, мучили и забили до смерти. Когда едва дышавшего пастыря нашли христиане, он уже отходил к Богу. Святой апостол Тимофей мученически отошел к Богу примерно в период между 89 и 91 годами от Р.Х. и поначалу был упокоен в месте, которое называли Пион, что в переводе с греческого означает «тучное». После него епископство принял святой апостол Иоанн, вернувшийся из ссылки на остров Патмос.

Через почти три века, в 361 году от Р.Х., сын святого равноапостольного царя Константина Великого Констанций повелел перенести святые останки святого апостола Тимофея в Константинополь и положить в церкви святых Апостолов вместе с останками апостола-евангелиста Луки и апостола Андрея Первозванного, согласно сохранившимся фрагментам «Церковной истории», составленной Федором Чтецом-Анагностом, жившим в конце V– начале VI века.

Однако в XIII веке мощи апостола оказались в Италии, в городе Термоли – очевидно, были перенесены из Константинополя во избежание поругания: за последующие века многие хранившиеся там святыни покинули его, будучи вывезены в Европу, поскольку город неоднократно оказывался во власти то варваров, то мусульман.

Честные мощи святого апостола Тимофея, помещенные в ящик, были обретены в 1945 году в Термоли. О том, что это именно останки первого епископа Ефесского, свидетельствовала надпись на ящике: «Во имя Иисуса Христа. Аминь. Год 1239 по Рождестве Христове. Здесь покоится тело блаженного Тимофея, ученика апостола Павла, сокрытого здесь преосвященнейшим Стефаном, епископом Термоли». Останки святого апостола хранятся в бронзовой урне в крипте собора Божией Матери. Крипта, часовня под храмом, перевод названия с греческого – «скрытая», подземное сводчатое помещение, в западном церковном зодчестве обычно располагается под алтарной и хоральной частями здания и устроена для погребения мощей святых. Сюда верующие приходят поклониться им и почтить память их и их подвига во славу Божию.

Значение иконы

Если Вы принимаете как данность утверждение: икона – окно в мир горний, то непременно чувствуете на молитве, как между Вами и иконописным образом образуется особое, священное пространство, в котором Вы пребываете одновременно с первообразом того, чей лик смотрит на Вас с иконы. Ведь произнося слова молитвы, Вы обращаетесь не в никуда, не в пустоту, Вы говорите с личностью святого в едином пространстве Святого Духа, исходящего от его иконы, просите, спрашиваете, благодарите. И если вдруг Вас одолели сомнения, колебания в вере, то, прибегая к помощи святого апостола Тимофея перед иконой его, Вы заручаетесь помощью и поддержкой самого любимого духовного чада святого апостола Павла, прекрасного проповедника, мудрого наставника, который на своем земном пути испытал много тягот, лишений. Но в трудностях, чем они жестче, тем больше, всегда скрыто немалое искушение все бросить, в одночасье отказаться от тягот, чтобы здесь и сейчас жить легче. А потом… Ну, кто на самом деле знает, что будет – потом? Вот тут начинаются сомнения и колебания: а стоит ли это все терпеть, ради чего? И лишь имя Господне возвращает нас и подкрепляет на прямом пути веры, и житие святого апостола Тимофея, неразрывно связанное с житием святого апостола Павла, чьи судьбы теснейшим образом по воле Божией переплелись, тому прекрасный и уникальный пример.

Великолепна икона Юрия Кузнецова «Святой апостол Тимофей». Тона ее весьма сдержанны по сравнению со многими другими иконами кузнецовского письма. Она не сверкает открыто, но посверкивает красками, как драгоценными каменьями, которые в правильной огранке сияют отражением не внешних плоскостей, но свет, живущий в них, исходит, преломляясь внутри камня, и открывает его особую глубинную суть. Так, воплощая блики великолепия Царства Божия, которые нам дано видеть на земле и где ныне пребывает святой Тимофей, епископ Ефесский, иконописец подчеркивает, что с иконы на нас смотрит аскет, которого его наставник, сам призывавший к максимальной сдержанности в плотской жизни и максимальной самоотдаче в жизни духовной всех, кто следует по пути христианина, жалел и даже призывал хотя бы временами смягчать его аскезу.

Величайший ревнитель веры, вышедший один против толпы разъяренных идолопоклонников, наверняка зная, что ему придется отдать жизнь за маломальскую возможность спасти своей ревностью о Боге хотя бы одного из них, – ему ли не быть нашим советчиком и молитвенником за нас перед Престолом Его? Высоколобый старец, указующий тонкими перстами на книгу Евангелия в левой руке как на путь Истины, образ его – не спасение ли для души, впавшей в духовное смятение?

Читая жития святых, открывая для себя всю драгоценную красоту их человеческой натуры, переливающейся, как все самоцветы мира, мы восхищаемся этим величием. Однако и им Царство Божие силою давалось, и они отдавали на то все силы, какие имели от рождения, и многими трудами стяжали милость Господню, получая от Него еще большие, и снова, приумножив их, возвращали Богу. Теперь они служат Ему, становясь для человеческих душ маяком в воздушном мраке на пути к Богу и точкой опоры для крепкого стояния на земле. Молитва же перед иконою любого из них – это как дивная встреча с оставленным отчим домом, в котором ожидают каждого, кто стремится вернуться домой из временных скитаний в мире сем.